В соответствии со статьей 7 Закона Луганской Народной Республики от 29.05.2015 N 35-II "О Верховном Суде Луганской Народной Республики", Президиум Верховного Суда Луганской Народной Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемое обобщение судебной практики применения законодательства о воинской обязанности и военной службе при рассмотрении Военным судом Луганской Народной Республики гражданских и административных дел.
2. Информировать Военный суд Луганской Народной Республики о выработанных рекомендациях согласно обобщению.
Председатель Верховного Суда |
С.С. Трифанова |
Утверждено
Президиумом Верховного Суда
Луганской Народной Республики
от 24 июня 2022 года N 102
Обобщение судебной практики применения законодательства о воинской обязанности и военной службе при рассмотрении Военным судом Луганской Народной Республики гражданских и административных дел
Настоящее обобщение подготовлено Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда Луганской Народной Республики и является результатом изучения рассмотренных Военным судом Луганской Народной Республики (далее по тексту - Военный суд) гражданских дел за период с 21 декабря 2018 года по 31 декабря 2021 года, а также дел в порядке административного судопроизводства за период с 27 ноября 2019 года по 31 декабря 2021 года.
В обобщении приведены статистические данные о работе Военного суда по рассмотрению гражданских и административных дел за указанные периоды, проанализированы допущенные судьями ошибки и отдельные спорные вопросы, возникавшие в судебной практике.
Согласно статистическим данным за период с 21 декабря 2018 года по 31 декабря 2021 года зарегистрировано 35 исковых заявлений (заявлений) поступивших в Военный суд в порядке гражданского судопроизводства.
Судьями Военного суда на стадии решения вопроса о принятии искового заявления (заявления) вынесено 4 определения об отказе в принятии искового заявления (заявления), 11 определений о возвращении искового заявления (заявления) и 4 определения об оставлении искового заявления (заявления) без рассмотрения.
Принято к производству и рассмотрено всего 14 гражданских дел, по которым:
- вынесены решения по 7 делам;
- вынесены определения об оставлении исковых заявлений (заявлений) без рассмотрения по 5 делам;
- передано по подсудности - 2 дела.
Из 7 рассмотренных гражданских дел с вынесением решения по 6 делам вынесено решение с удовлетворением заявленных требований:
- о возмещении имущественного вреда - 1 дело;
- по спорам, возникающим из пенсионного законодательства, - 4 дела;
- по делам об установлении факта трудовых отношений - 1 дело.
По 1 делу вынесено решение об отказе в удовлетворении заявленных требований - по делам об установлении факта трудовых отношений.
В порядке особого производства рассмотрено 4 дела.
В апелляционном порядке Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда Луганской Народной Республики пересмотрено 3 решения Военного суда, принятых за указанный период по гражданским делам, из которых:
- 2 оставлены без изменения (1 определение об отказе в принятии искового заявления и 1 определение о передаче дела по подсудности),
- 1 решение об оставлении без удовлетворения заявленных требований (по делу об установлении факта трудовых отношений) отменено с вынесением нового решения об оставлении заявления без рассмотрения.
За период с 27 ноября 2019 года по 31 декабря 2021 года зарегистрировано 6 административных исковых заявлений, поступивших в Военный суд в порядке административного судопроизводства.
Судьями Военного суда вынесено 4 определения о возвращении административного искового заявления.
Всего принято к производству и рассмотрено 2 административных дела, относящихся к категории дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов военного управления, по которым вынесены решения:
- 1 решение с удовлетворением заявленных требований:
- 1 решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционном порядке Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда Луганской Народной Республики пересмотрено 2 решения Военного суда, вынесенных по административным делам за указанный период, которые оставлены без изменения.
В силу статьи 19 КАС ЛНР, части 1 статьи 26 ГПК ЛНР дела, связанные с защитой нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений, подсудны Военному суду.
Лица, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, граждане, пребывавшие в мобилизационном людском резерве, вправе оспаривать в Военном суде действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных лиц в период прохождения военной службы, военных сборов, пребывания в мобилизационном людском резерве (например, дела по административным исковым заявлениям лиц, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе и т.п.).
Несмотря на достаточно четкую правовую регламентацию, в практике Военного суда возникают сложности с определением подсудности гражданских и административных дел.
При принятии административных исковых заявлений и исковых заявлений к производству суда необходимо иметь в виду, что в качестве административных истцов (истцов) могут выступать военнослужащие, граждане, проходящие или прошедшие военные сборы, граждане, пребывающие или пребывавшие в мобилизационном людском резерве, и лица, уволенные с военной службы, органы военного управления и воинские должностные лица, а в качестве административных ответчиков (ответчиков) - органы военного управления и воинские должностные лица, а также военнослужащие, граждане, проходящие или прошедшие военные сборы, граждане, пребывающие или пребывавшие в мобилизационном людском резерве, и лица, уволенные с военной службы (например, о возмещении ущерба, причиненного воинскому подразделению).
Согласно взаимосвязанным положениям частей 1 и 3 статьи 2 Закона Луганской Народной Республики от 14 июня 2018 года N 241-II "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон "О воинской обязанности и военной службе") военнослужащими являются граждане Луганской Народной Республики, иностранные граждане, которые проходят военную службу на воинских должностях (не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных законами Луганской Народной Республики и нормативными правовыми актами Главы Луганской Народной Республики) в Народной милиции Луганской Народной Республики, других созданных в соответствии с законами Луганской Народной Республики, указами Главы Луганской Народной Республики воинских формированиях и органах, в том числе органах государственной безопасности, специальных формированиях, создаваемых на военное время в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики в области обороны (далее - другие воинские формирования и органы).
К органам военного управления относятся Народная милиция Луганской Народной Республики, Министерство государственной безопасности Луганской Народной Республики, Военный комиссариат Луганской Народной Республики, управления и штабы бригад и войсковых частей Народной милиции Луганской Народной Республики, других воинских формирований и органов.
Под воинскими должностными лицами понимаются должностные лица органов военного управления, командиры (начальники) воинских частей, иные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выступающие от имени Народной милиции Луганской Народной Республики, других воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции, принявшие оспариваемое решение, совершившие оспариваемые действия (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы заявителей, в том числе руководители управлений, подразделений Народной милиции Луганской Народной Республики, других воинских формирований и органов.
В силу части 8 статьи 40 Закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане приобретают статус военнослужащего с момента начала военной службы, который исчисляется:
для граждан, не пребывающих в запасе, не имеющих воинских званий и призванных на военную службу, - со дня присвоения воинского звания рядового;
для граждан, не пребывающих в запасе, имеющих воинские звания и призванные на военную службу, - с даты издания приказа о направлении к месту прохождения военной службы;
для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, - со дня вступления в силу контракта о прохождении военной службы;
для граждан, не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее и поступивших в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, - с даты зачисления в указанные образовательные организации.
Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части (часть 9 статьи 40 Закона "О воинской обязанности и военной службе").
Согласно пункту 3.1 Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства Луганской Народной Республики от 02 марта 2021 года N 164/21, (далее по тексту - Положение о проведении военных сборов) граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы.
На граждан, призванных на военные сборы, в соответствии с пунктами 9.1 и 9.3 Положения о проведении военных сборов распространяется статус военнослужащих, а время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина.
В силу пункта 1.4 Положения о проведении военных сборов началом военных сборов считается:
для граждан, призванных на военные сборы, доставка которых к месту проведения военных сборов осуществляется в день их отправки из военного комиссариата (пункта сбора), - день зачисления гражданина в списки личного состава воинской части;
для граждан, призванных на военные сборы, доставка (прибытие) которых к месту проведения военных сборов осуществляется в дни, следующие за днем их отправки из военного комиссариата (пункта сбора), - день убытия гражданина из военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов, указанный в командировочном удостоверении гражданина (старшего команды), выданном военным комиссариатом.
Окончанием военных сборов считается:
для граждан, призванных на военные сборы, доставка которых в военный комиссариат осуществляется в день их отправки с места проведения военного сбора, - день исключения гражданина из списков личного состава воинской части;
для граждан, призванных на военные сборы, доставка (прибытие) которых в военный комиссариат осуществляется в дни, следующие за днем их отправки с места проведения военного сбора, - день прибытия гражданина в военный комиссариат, указанный в командировочном удостоверении гражданина (старшего команды), выданном военным комиссариатом.
Изучение практики рассмотрения Военным судом гражданских дел за указанный период показывает, что судьи допускают ошибки при применении гражданского процессуального законодательства, в частности положений главы 12 ГПК ЛНР, определяющих основания и порядок принятия искового заявления, отказа в принятии искового заявления, возвращения искового заявления и оставления искового заявления без движения.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Луганской Народной Республики от 06 марта 2019 года N 3 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" судам следует иметь в виду, что все действия по отказу в приеме искового заявления, возврату искового заявления, оставлению искового заявления без движения данный суд имеет право производить и принимать соответствующие определения, только, если исковое заявление подсудно этому суду, поэтому вопрос подсудности искового заявления следует проверять в первую очередь и в зависимости от установленного совершать остальные, предусмотренные ГПК ЛНР, действия с исковым заявлением. Недопустимо выполнять указанные в статьях 134-136 ГПК ЛНР действия суду, которому это исковое заявление не подсудно, поскольку этим нарушается право лиц, обратившихся в суд, на рассмотрение названных вопросов законным судом.
Например, по гражданскому делу N 2/03/5/2019 исковое заявление Р. к Л. о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, оставлено судом без рассмотрения. Однако, данное исковое заявление не было принято судом к производству, то есть на данной стадии оно подлежало бы возврату истцу на основании пункта 7 части 1 статьи 135 ГПК ЛНР, если бы было подсудно Военному суду.
В данном случае в соответствии с частью 2 статьи 133 ГПК ЛНР в течение 5 дней со дня поступления в суд исковое заявление Р. следовало возвратить истцу на основании пункта 3 части 1 статьи 135 ГПК ЛНР в связи с тем, что оно не подсудно данному суду.
Кроме того, на указанном исковом заявлении отсутствует штамп с датой поступления данного заявления в Военный суд.
Согласно требованиям статьи 131 ГПК ЛНР в исковом заявлении должны быть указаны в том числе: в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования; обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие данные обстоятельства, сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику.
По гражданскому делу N 2/03/6/2019 по иску К. к Военному комиссариату ЛНР об установлении факта принадлежности званий и наградных документов в определении суда об оставлении искового заявления без движения неправильно установлены основания для оставления искового заявления без движения.
Указанное исковое заявление подлежало оставлению без движения в соответствии со статьей 136 ГПК ЛНР, как поданное без соблюдения требований статей 131 и 132 ГПК ЛНР.
Оставляя исковое заявление К. без движения в своем определении суд первой инстанции сослался на положения статей 262, 263, 265 ГПК ЛНР, регулирующие рассмотрение дел в порядке особого производства, ошибочно определив поданное исковое заявление как заявление об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов, которое рассматривается в порядке особого производства, регулируемом главой 25 ГПК ЛНР.
Также, по гражданскому делу N 2/03/5/2021 по иску П. к Военному комиссариату ЛНР об установлении факта прохождения военной службы, рассматривая дело в порядке искового производства, в описательно-мотивировочной части решения суд сослался на статьи 262-263 ГПК ЛНР, регулирующие порядок особого производства.
Разрешая вопрос об уплате органом военного управления государственной пошлины при обращении в суд необходимо учитывать пункт 19 части 1 статьи 23 Закона Луганской Народной Республики от 24 июня 2016 года N 102-II "О государственной пошлине", согласно которому освобождаются от уплаты государственной пошлины государственные органы Луганской Народной Республики, выступающие по делам, рассматриваемым судами, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Встречаются случаи, когда определения об оставлении заявлений (исковых заявлений) без движения выносятся судьями необоснованно, в связи с неправильным толкованием норм права.
Так, по гражданскому делу N 2/03/8/2021 по иску Д. к командиру Народной милиции ЛНР, Военному комиссариату ЛНР, Государственному учреждению ЛНР - Пенсионный фонд ЛНР о восстановлении процессуального срока на обжалование приказа командира Народной милиции ЛНР, в части основания увольнения Д.; признании незаконным приказа командира Народной милиции ЛНР, в части основания увольнения Д.; возложении обязанности на командира Народной милиции ЛНР изменить основания увольнения с военной службы Д.; признании за Д. права на получение пенсии за выслугу лет; возложении обязанности на Военный комиссариат ЛНР оформить необходимые документы для назначения пенсии за выслугу лет и направить их в Пенсионный фонд ЛНР; возложении обязанности на Пенсионный фонд назначить пенсию по выслуге лет, в определении об оставлении искового заявления без движения от 18 октября 2021 года указано: "При этом в исковом заявлении указано четыре самостоятельных требования, а в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 91 ГПК ЛНР по искам, состоящим из нескольких самостоятельных требований, государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных для каждого требования в отдельности. К поданному исковому заявлению приложена квитанция об уплате государственной пошлины в сумме 400 рублей. Однако сумма государственной пошлины, подлежащая уплате истцом при предъявлении иска по четырем самостоятельным требованиям, составляет N рублей, а не S рублей.".
Однако, статьей 91 ГПК ЛНР регулируются положения, касающиеся цены иска, а не госпошлины. То есть в данном случае имеет место подмена понятий "госпошлина" и "цена иска". Положения пункта 10 части 1 статьи 91 ГПК ЛНР сформулированы так: "Цена иска определяется: по искам, состоящим из нескольких самостоятельных требований, исходя из каждого требования в отдельности".
Кроме того, действующим законодательством, в частности Законом ЛНР "О государственной пошлине" при подаче искового заявления неимущественного характера с несколькими неимущественными требованиями не предусмотрена уплата государственной пошлины для каждого из требований в отдельности.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 1 Закона ЛНР "О государственной пошлине" при подаче искового заявления неимущественного характера уплачивается государственная пошлина в размере для физических лиц - 200 рублей".
Таким образом, в нарушение указанных норм, судом было неправомерно оставлено без движения исковое заявление Д.
Определением от 26 октября 2021 года исковое заявление Д. принято к производству суда, при этом исковые требования истца содержат как требования, подлежащие рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства в порядке ГПК ЛНР, так и требования, подлежащие рассмотрению в порядке административного судопроизводства в порядке КАС ЛНР. Однако, в определении суда в соответствии с требованиями статьи 33 1 ГПК ЛНР не мотивированы основания для принятия к производству искового заявления, содержащего нескольких связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие - в порядке административного судопроизводства.
Определением судьи от 02 ноября 2021 года заменен ненадлежащий ответчик - Народная милиция ЛНР на надлежащего ответчика - командира Народной милиции ЛНР. Однако, определением судьи от 07 декабря 2021 года Народная милиция ЛНР вновь привлечена к участию в деле в качестве ответчика.
По данному гражданскому делу 03 ноября 2021 года истцом Д. подано уточненное исковое заявление, по результатам изучения которого 12 ноября 2021 года судом вынесено определение о принятии к производству уточненного искового заявления. В принятии данного определения не было процессуальной необходимости. Любой процессуальный документ суда должен составляться только тогда, когда в его вынесении имеется процессуальная необходимость либо обязанность вынесения такого судебного акта прямо возложена на суд законом.
Как указано в части 3 статьи 261 ГПК ЛНР в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
По гражданскому делу N 2о/03/1/2021 по заявлению П. об установлении факта прохождения военной службы судом первой инстанции было вынесено решение об оставлении без удовлетворения заявленных требований. Однако, данное заявление подлежало оставлению без рассмотрения, в связи с тем, что усматривается спор о праве.
Допущенная ошибка суда первой инстанции устранена при рассмотрении дела в апелляционном порядке. Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Луганской Народной Республики указанное определение отменила и приняла новое решение об оставлении заявления П. без рассмотрения, в связи с тем, что усматривается спор о праве.
В случае, если при подаче заявления в суд будет установлено, что нарушены правила подсудности дела, судья возвращает заявление на основании пункта 3 части 1 статьи 135 ГПК ЛНР. Согласно части 2 статьи 135 ГПК ЛНР о возвращении искового заявления судья выносит мотивированное определение, в котором указывает, в какой суд следует обратиться заявителю, если дело неподсудно данному суду, или как устранить обстоятельства, препятствующие возбуждению дела. Определение суда должно быть вынесено в течение пяти дней со дня поступления заявления в суд и вручено или направлено заявителю вместе с заявлением и всеми приложенными к нему документами.
Указанные процессуальные нормы не всегда соблюдаются Военным судом.
Например, гражданское дело N 2/03/4/2019 по иску Н.М.И. к Н.Г.А. о расторжении брака определением от 06 мая 2019 года было возвращено для рассмотрения в Стахановский городской суд Луганской Народной Республики.
При этом в определении суд сослался на пункт 3 части 1 статьи 135 ГПК ЛНР - возврат искового заявления, если дело неподсудно данному суду. Однако, исковое заявление подлежит возврату на основании статьи 135 ГПК ЛНР на стадии решения вопроса о принятии искового заявления и только заявителю.
Характер нарушений, выявленных при изучении указанной категории дел, связанных с несоблюдением гражданского процессуального закона весьма разнообразный, но по существу все они сводятся к нарушению прав участвующих в деле лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 154 ГПК ЛНР судья, признав дело подготовленным, выносит определение о назначении его к разбирательству в судебном заседании, извещает стороны и других участников процесса о времени и месте рассмотрения дела.
В определениях о назначении к судебному производству дела, относящегося к категории дел особого производства, некоторые судьи указывают, что суд не усматривает оснований для проведения предварительного судебного заседания.
При этом судьями не учтено, что по данной категории дел (дела особого производства) предварительное заседание не проводится, о чем дано разъяснение в пункте 71 постановления Пленума Верховного Суда Луганской Народной Республики от 06 марта 2019 года N 3 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству".
Согласно части 2 статьи 231 ГПК ЛНР в протоколе судебного заседания указываются:
1) дата и место судебного заседания;
2) время начала и окончания судебного заседания;
3) наименование суда, рассматривающего дело, состав суда, помощник судьи и секретарь судебного заседания;
4) наименование и номер дела, присвоенный судом первой инстанции;
5) сведения о явке лиц, участвующих в деле, их представителей, свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков;
6) сведения о разъяснении лицам, участвующим в деле, их представителям, свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам их процессуальных прав и обязанностей;
7) распоряжения председательствующего и вынесенные судом в зале судебного заседания определения;
8) заявления, ходатайства и объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей;
9) показания свидетелей, разъяснения экспертами своих заключений, консультации и пояснения специалистов;
10) сведения об оглашении письменных доказательств, данные осмотра вещественных доказательств, прослушивания аудиозаписей, просмотра видеозаписей;
11) содержание заключений прокурора и представителей государственных органов, органов местного самоуправления;
12) содержание судебных прений;
13) сведения об оглашении и о разъяснении содержания решения суда и определений суда, разъяснении порядка и срока их обжалования;
14) сведения о разъяснении лицам, участвующим в деле, их представителям прав на ознакомление с протоколом и аудиозаписью судебного заседания и подачу на них замечаний;
15) сведения об использовании средств аудио-, видеозаписи, систем видео-конференц-связи, системы веб-конференции и/или иных технических средств, а также о проведении кино- и фотосъемки, видеозаписи, трансляции судебного заседания по радио, телевидению в ходе судебного заседания. При проведении трансляции судебного заседания указывается также наименование средства массовой информации, посредством которой осуществлялась трансляция;
16) дата составления протокола.
Результаты обобщения показали, что в Военном суде существуют неединичные случаи нарушения требований пункта 16 части 2 статьи 231 ГПК ЛНР, когда в протоколе судебного заседания отсутствует дата его составления, что является препятствием для исчисления установленного статьей 233 ГПК ЛНР пятидневного срока для подачи лицами, участвующими в деле, замечаний на протокол.
По некоторым делам в нарушение требований статьи 165 ГПК ЛНР в протоколе отсутствуют сведения об удалении из зала судебного заседания явившихся свидетелей до начала их допроса.
Также по некоторым делам в нарушение требований статьи 174 ГПК ЛНР в протоколе отсутствуют сведения о том, что у сторон выяснено, желают ли они закончить дело заключением мирового соглашения.
В протоколе судебного заседания по гражданскому делу N 2/03/1/2019 разъяснено право на подачу в течение 3 суток письменного ходатайства об ознакомлении с протоколом судебного заседания, который будет изготовлен в течение 5 суток со дня окончания судебного заседания, что не соответствует требованиям статьи 107 ГПК ЛНР, согласно которым процессуальные сроки исчисляются годами, месяцами и днями, а также не соответствует требованиям статьи 233 ГПК ЛНР, которая предусматривает подачу письменного ходатайства об ознакомлении с протоколом судебного заседания в течение 5 дней, и требованиям части 3 статьи 232 ГПК ЛНР, согласно которым протокол судебного заседания должен быть составлен и подписан не позднее, чем через 3 дня после дня окончания судебного заседания.
Кроме того, в материалах дела N 2/03/1/2019 имеются незаполненные бланки расписок о разъяснении сторонам прав на мирное разрешение спора в порядке гражданского судопроизводства, но подписанные сторонами.
В соответствии с частью 1 статьи 201 ГПК ЛНР решение суда принимается немедленно после разбирательства дела. Резолютивную часть решения суд должен объявить в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела. Объявленная резолютивная часть решения суда должна быть подписана всеми судьями и приобщена к делу.
Согласно части 2 статьи 201 ГПК ЛНР составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела.
Частью 2 статьи 195 ГПК ЛНР предусмотрено, что при объявлении только резолютивной части решения суда председательствующий обязан разъяснить, когда лица, участвующие в деле, их представители могут ознакомиться с мотивированным решением суда.
В решении суда от 13 мая 2021 года по гражданскому делу N 2о/03/2/2021 по заявлению К. об установлении факта прохождения военной службы указано, что решение изготовлено в окончательной форме 18 мая 2021 года. При этом в нарушение требований статьи 195 ГПК ЛНР в протоколе судебного заседания отсутствуют сведения о том, что после окончания судебного разбирательства и выхода суда из совещательной комнаты объявлена резолютивная часть решения, а также отсутствуют сведения о разъяснении лицам, участвующим в деле, когда они могут ознакомиться с мотивированным решением суда.
Также, в нарушение части 1 статьи 201 ГПК ЛНР в материалах указанного дела отсутствует объявленная резолютивная часть решения, которая должна быть подписана судьей и приобщена к делу.
Согласно части 1 статьи 113 ГПК ЛНР лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Частью 3 статьи 169 ГПК ЛНР установлено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не предоставлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
В нарушение указанных норм по гражданскому делу N 2/03/8/2021 судебное заседание от 21 декабря 2021 года (в день принятия решения по делу) проведено в отсутствие истца и его представителя, при этом в материалах дела отсутствуют сведения/почтовые уведомления, свидетельствующие о получении истцом и его представителем судебных повесток или извещений о дате, времени и месте судебного заседания 21.12.2021 г.
Кроме того, в материалах дела N 2/03/8/2021 отсутствуют расписки/почтовые уведомления, свидетельствующие о получении истцом и его представителем копий решения суда, которые в соответствии с требованиями части 1 статьи 216 ГПК ЛНР должны были быть направлены им заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручены под расписку.
Согласно части 2 статьи 7 ГПК ЛНР разбирательство дел в судах осуществляется в сроки, установленные ГПК ЛНР. Продление данных сроков допустимо в случаях и в порядке, которые установлены ГПК ЛНР, но судопроизводство должно осуществляться в разумный срок.
При рассмотрении гражданских дел Военным судом в основном соблюдались процессуальные сроки, установленные гражданским процессуальным законодательством: 5-дневный срок для принятия решения о принятии искового заявления, отказе в принятии искового заявления, возвращении искового заявления (статьи 133-135 ГПК ЛНР), общий двухмесячный срок рассмотрения и разрешения гражданских дел (статья 155 ГПК ЛНР). Однако, имело место нарушение указанных сроков, а также несоблюдение разумности сроков судопроизводства.
Так, гражданское дело N 2/03/1/2021 по иску А. к Военному комиссариату ЛНР об установлении факта прохождения военной службы находилось в производстве суда 3 месяца 10 дней.
По гражданскому делу N 2о/03/3/2021 по заявлению Е. об установлении факта прохождения военной службы срок со дня вынесения определения о назначении судебного разбирательства до дня судебного разбирательства составил 1 месяц 3 дня, что не отвечает требованиям статьи 7 ГПК ЛНР о судопроизводстве по гражданским делам в разумные сроки.
Обращают на себя внимание случаи неправильного применения норм материального права при рассмотрении судьями Военного суда дел об установлении факта (периода) прохождения военной службы для последующего назначения пенсии.
Так, решениями Военного суда установлены факты (периоды) прохождения истцами военной службы (дело N 2/03/1/2021 по иску А. к Военному комиссариату ЛНР об установлении факта прохождения военной службы; дело N 2/03/2/2021 по иску К. к Военному комиссариату ЛНР об установлении факта прохождения военной службы; дело N 2/03/5/2021 по иску П. к Военному комиссариату ЛНР об установлении факта прохождения военной службы; N 2/03/6/2021 по иску Е. к Военному комиссариату ЛНР об установлении периода прохождения военной службы; дело N 2о/03/2/2021 по заявлению К. об установлении факта прохождения военной службы.
Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются в порядке особого производства, предусмотренном главой 25 ГПК ЛНР. Однако, в делах об установлении факта (периода) прохождения военной службы для последующего назначения пенсии усматривается наличие спора о праве и установление фактических обстоятельств, на которые ссылаются истцы по данной категории дел, возможно в рамках обжалования отказа Военного комиссариата ЛНР включения периода военной службы в военный стаж для назначения пенсии.
В этой связи судьям необходимо обращать внимание на правильность формулирования истцами исковых требований, в которых должно быть указано в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и в случае неуказания таких сведений на основании статьи 136 ГПК ЛНР оставлять исковое заявление без движения, предоставляя истцу срок, в течение которого он должен устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения.
Согласно требованиям части 6 статьи 200 ГПК ЛНР резолютивная часть решения суда должна содержать выводы об удовлетворении иска либо отказе в удовлетворении иска полностью или в части, указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда.
По гражданскому делу N 2о/03/2/2021 по заявлению К. об установлении факта прохождения военной службы при подаче заявления в суд заявителем К. была уплачена госпошлина в размере 250 рублей.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 1 Закона Луганской Народной Республики "О государственной пошлине" при подаче заявления по делам особого производства уплачивается государственная пошлина в размере 200 рублей.
Таким образом, при вынесении решения по указанному делу судом не разрешен вопрос о возврате заявителю излишне уплаченной государственной пошлины, что не отвечает требованиям статей 88, 93 ГПК ЛНР, пункта 1 части 1 статьи 26 Закона Луганской Народной Республики "О государственной пошлине".
Изучением дел указанной категории в части исполнения вступивших в законную силу судебных решений установлено, что в Военном суде не в полной мере осуществляется контроль за их исполнением.
Например, по гражданскому делу N 2/03/1/2019 не выполнены предусмотренные частью 3 статьи 413 ГПК ЛНР требования о направлении для исполнения исполнительных документов о взыскании государственной пошлины. В материалах дела отсутствуют сведения о направлении судом для исполнения исполнительного документа о взыскании государственной пошлины, взысканной согласно решению с ответчика Б. в доход Государственного бюджета Луганской Народной Республики в размере 418 российских рублей 10 копеек.
Исполнение судебных решений по вопросам воинской обязанности и военной службы должно рассматриваться как элемент судебной защиты, а исполнительные органы государственной власти обязаны принимать необходимые меры по их реализации. Неправомерная задержка исполнения судебного решения должна рассматриваться как нарушение права на справедливое правосудие в разумные сроки.
За указанный период в Военный суд поступило два дела, рассмотренных в рамках административного судопроизводства, по административным исковым заявлениям об оспаривании решений воинских должностных лиц об увольнении с военной службы.
Изучением дел данной категории установлено, что рассмотрение этих дел серьезных затруднений у судей не вызывало.
При подготовке административных и гражданских дел к судебному разбирательству необходимо учитывать, что процессуальным законодательством предусмотрены различия в порядке рассмотрения дел, возникающих из публичных и иных правоотношений, в связи с чем особое значение приобретает правильное установление характера правоотношений сторон.
Военная служба предполагает осуществление полномочий государства по обеспечению своего суверенитета и иных важнейших государственных интересов, а военнослужащие являются носителями публичной власти. В связи с этим правоотношения, связанные с исполнением военнослужащими общих, должностных и специальных обязанностей, являются публично-правовыми.
Таким образом, нормы главы 23 раздела IV КАС ЛНР применяются, когда требования военнослужащих непосредственно вытекают из военнослужебных правоотношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой.
В тех случаях, когда оспариваемые действия совершены органами военного управления и воинскими должностными лицами в процессе осуществления иной деятельности, основанной на равенстве участников правоотношений, дело подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Административное исковое заявление (далее - заявление) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов военного управления и воинских должностных лиц, исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 228 КАС ЛНР, подается в Военный суд в трехмесячный срок со дня, когда административному истцу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Пропуск данного срока не является для суда основанием для отказа в принятии заявления, но при отсутствии уважительных причин, которые подлежат выяснению судом в предварительном судебном заседании или в судебном заседании независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица, может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления с указанием в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
При рассмотрении споров, связанных с прохождением военной службы, суд обязан разрешать дела на основании Конституции Луганской Народной Республики, законов Луганской Народной Республики и иных нормативных правовых актов, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Луганской Народной Республики.
При этом необходимо иметь в виду, что порядок прохождения военной службы, в частности заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, поступление на военную службу и увольнение с нее, назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей, дисциплинарная и материальная ответственность военнослужащих, а также иные правоотношения, имеющие специфический характер в условиях военной службы, регулируются законами и иными нормативными правовыми актами, в том числе нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики, в которых законом предусмотрена военная служба, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.
Нормы трудового законодательства могут применяться к правоотношениям, связанным с прохождением военной службы, лишь в случаях, когда об этом имеется прямое указание в законе (например, часть 9 статьи 9 Трудового кодекса Луганской Народной Республики (далее - ТК ЛНР): трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, если в установленном ТК ЛНР порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей и др.).
В случае признания судом увольнения с военной службы необоснованным военнослужащий подлежит восстановлению на военной службе в прежней (или с его согласия - равной или не ниже) должности с возмещением всех причиненных убытков. Причиненный таким увольнением моральный вред подлежит возмещению по решению суда на основании волеизъявления военнослужащего. Восстановление на военной службе производится путем отмены приказа об увольнении военнослужащего с военной службы. Отмена приказа об увольнении военнослужащего с военной службы производится воинским должностным лицом, издавшим приказ, или его прямым начальником. При этом признание военнослужащего негодным по состоянию здоровья к военной службе, истечение срока заключенного контракта или достижение им предельного возраста пребывания на военной службе на момент судебного разбирательства не может служить препятствием к принятию такого решения.
По результатам обобщения практики применения законодательства о воинской обязанности и военной службе при рассмотрении Военным судом гражданских и административных дел можно сделать следующие выводы:
Обобщение судебной практики показало удовлетворительный уровень рассмотрения Военным судом гражданских и административных дел.
Вместе с тем, судьям Военного суда необходимо повысить качество подготавливаемых судебных решений и обратить внимание на правильное применение законодательства о воинской обязанности и военной службе при отправлении правосудия по гражданским и административным делам.
Результаты настоящего обобщения могут быть положены в основу проекта постановления Пленума Верховного Суда Луганской Народной Республики "О судебной практике применения законодательства о воинской обязанности и военной службе".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда Луганской Народной Республики от 24 июня 2022 г. N 102 "Об утверждении обобщения судебной практики применения законодательства о воинской обязанности и военной службе при рассмотрении Военным судом Луганской Народной Республики гражданских и административных дел"
Опубликование:
официальный сайт Верховного Суда ЛНР (supcourtlnr.su) 13 июля 2022 г.