Решение Алтайского краевого суда от 6 октября 2020 г. N 3а-864/2020
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> к <данные изъяты> районному Совету депутатов о признании не действующим в части решения от ДД.ММ.ГГ ***РС "Об утверждении коэффициентов, устанавливаемых в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка и категории, к которой относятся арендаторы", установил:
административный истец <данные изъяты> обратилось в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к административному ответчику <данные изъяты> районному Совету депутатов, в котором фактически просит признать (с учетом уточнения - л.д. 103-104 т. 1) недействующим решение <данные изъяты> районного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ ***РС "Об утверждении коэффициентов, устанавливаемых в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка и категории, к которой относятся арендаторы" в части коэффициента для расчета арендной платы в размере 12, установленного для земельных участков, занимаемых под объектами сотовой связи (в том числе под башнями базовых станций), находящихся в кадастровых кварталах ***.
В обоснование требований указано, что <данные изъяты> является арендатором трех земельных участков в <данные изъяты> районе Алтайского края, участки предоставлены для размещения и эксплуатации объектов связи. На основании договоров аренды Общество оплачивает арендные платежи, расчет которых осуществляется с учетом коэффициентов, установленных решением <данные изъяты> районного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ ***РС "Об утверждении коэффициентов, устанавливаемых в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка и категории, к которой относятся арендаторы". Данный нормативный правовой акт противоречие принципам определения арендной платы, закрепленным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", а именно противоречит принципу экономической обоснованности, поскольку при установлении коэффициента не проводилась оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
В судебном заседании представитель административного истца <данные изъяты> настаивала на удовлетворении заявленных административных требований. Пояснила, что в настоящее время все договоры аренды являются действующими, сооружения сотовой связи на участках не демонтированы, арендные платежи административным истцом оплачиваются.
Представители административного ответчика <данные изъяты> районного Совета депутатов, заинтересованного лица администрации <данные изъяты> района Алтайского края, извещенные надлежащим образом о рассмотрении административного дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
При таких обстоятельствах, руководствуясь требованиями статьями 150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы административного дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующими в силу следующего.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, решением <данные изъяты> районного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ ***РС утверждены коэффициенты, устанавливаемые в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка и категории, к которой относятся арендаторы.
Решение от ДД.ММ.ГГ ***РС опубликовано в периодическом издании "Трибуна Хлебороба" от ДД.ММ.ГГ ***, включено в регистр муниципальных правовых актов.
Решением от ДД.ММ.ГГ ***РС (в редакции решений от ДД.ММ.ГГ ***РС, от ДД.ММ.ГГ ***РС) для земельных участков, занимаемых под объектами сотовой связи (в том числе под башнями базовых станций), находящихся в кадастровом квартале ***, государственная собственность на которые не разграничена, коэффициент для расчета годовой арендной платы установлен в размере 12 (столбец 17 строки 36,48 и 55 таблицы коэффициентов).
Решения от ДД.ММ.ГГ ***РС, от ДД.ММ.ГГ ***РС опубликованы в газете "Трибуна Хлебороба" от ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ соответственно.
Также в судебном заседании установлено, что <данные изъяты> (образованное в результате реорганизации <данные изъяты> является арендатором трех земельных участков:
- кадастровый ***, расположен по адресу: <адрес> Участок отнесен к землям населенных пунктов, разрешенное использование - под объекты связи, радиовещания, телевидения и информатики (договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГ ***, Передаточный акт от ДД.ММ.ГГ);
- кадастровый ***, расположен по адресу: <адрес>. Участок отнесен к землям населенных пунктов, разрешенное использование - под объекты сотовой связи (в том числе под башнями базовых станций) (договор аренды от земельного участка от ДД.ММ.ГГ ***, Передаточный акт от ДД.ММ.ГГ);
- кадастровый ***, расположен по адресу: примерно в 90 м. по направлению на запад от бывшей свинофермы, расположенной в <адрес>. Участок отнесен к землям населенных пунктов, разрешенное использование - под объекты связи, радиовещания, телевидения и информатики, фактическое использование - для размещения башенного сооружения станции сотовой связи и контейнера-аппаратной (договор аренды от земельного участка от ДД.ММ.ГГ ***, Передаточный акт от ДД.ММ.ГГ).
По условиям договора аренды от ДД.ММ.ГГ *** арендатор обязан вносить арендную плату, расчет которой производится с применением коэффициента, установленного решением от ДД.ММ.ГГ ***РС. Как пояснил представитель административного истца, по другим договорам Общество также производит арендные платежи, расчет которых производится на основании коэффициента 12, установленного оспариваемым нормативным правовым актом.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Поскольку <данные изъяты> является субъектом регулируемых отношений, нормативный правовой акт - решение <данные изъяты> районного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ ***РС применено к административному истцу, постольку Общество вправе оспорить указанное решение.
В силу п. "д" ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею.
В соответствии с п.п. "в" и "г" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции Российской Федерации).
Частью 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
На основании п. 1 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Из п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что использование земли в Российской Федерации является платным, арендная плата является одной из форм оплаты за использование земли в Российской Федерации.
Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как предусмотрено п. 3 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно ст. 1 и п. 4 ст. 3 закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае" Правительство Алтайского края (ранее - Администрация Алтайского края) является органом государственной власти Алтайского края, осуществляющим регулирование земельных отношений в Алтайском крае посредством реализации следующих полномочий: устанавливает порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Алтайского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
Постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения, согласно п. 2.2 которого размер годовой арендной платы за использование земельного участка, предоставляемого без проведения торгов, определяется по формуле:
,
где:
- сумма арендной платы за полный год, руб.;
- общая площадь земельного участка, кв. м;
- удельный показатель кадастровой стоимости, руб./кв. м;
- коэффициент, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка;
- коэффициент, устанавливаемый в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы. Коэффициенты K и K1 утверждаются решением представительного органа муниципального района или городского округа.
Согласно ст. 1 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС "О статусе и границах муниципальных и административно-территориальных образований <адрес> Алтайского края" <данные изъяты> район наделен статусом муниципального образования, в структуру органов местного самоуправления которого входит районный Совет депутатов, являющийся постоянно действующим представительным органом муниципального района (статьи 20,21 Устава муниципального образования <данные изъяты> район Алтайского края".
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт органа местного самоуправления принят в пределах предоставленных полномочий и отвечает признакам нормативного правого акта.
Из представленных в суд материалов следует, что порядок принятия решения <данные изъяты> районного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ ***РС "Об утверждении коэффициентов, устанавливаемых в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка и категории, к которой относятся арендаторы" соблюден. Требования Уставов муниципального образования <данные изъяты> район Алтайского края, утвержденных решениями <данные изъяты> районного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ ***-РС и от ДД.ММ.ГГ *** РС, Регламента <данные изъяты> районного Совета депутатов Алтайского края, утвержденного Решением районного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ *** РС, к составу, численности, кворуму и порядку принятия решения были соблюдены. Решения официально опубликованы (обнародованы) в установленном порядке и внесены в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края.
Данное обстоятельство также установлено решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ по административному делу ***
Кроме того, по данному основанию нормативные правовые акты административным истцом не оспариваются.
Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта, принятого <данные изъяты> районным Советом положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Данным постановлением к числу основных принципов определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации для всех случаев, за исключением установленных действующим законодательством, отнесены, в том числе принцип экономической обоснованности и принцип запрета необоснованных предпочтений.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Принцип запрета необоснованных предпочтений предусматривает, что порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Поскольку оспариваемым актом установлены коэффициенты, применяемые при расчете размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, то расчет арендной платы (и ее изменение) должен быть произведен исходя из вышеуказанных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении ***-О от ДД.ММ.ГГ, судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
С учетом схожести правового регулирования данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта об установлении ставок арендной платы, значений их коэффициентов должны проводиться, помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, также анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным органом должно быть доказано путем представления расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.
Доказательств того, что при принятии нормативного правового акта какой - либо расчет установленного коэффициента 12 производился, суду не представлено. Кроме того, в процессе рассмотрения административного дела *** административный ответчик в письменных возражениях и представитель заинтересованного лица администрации <данные изъяты> района Алтайского края, участвовавший в предварительном судебном заседании не отрицали данное обстоятельство, что следует из решения Алтайского краевого суда.
Таким образом, установленный оспариваемым нормативным правовым актом коэффициент К в размере 12, используемый при расчете арендной платы за земли под объектами сотовой связи, находящиеся на территории <данные изъяты> района Алтайского края, не соответствует принципу экономической обоснованности, что свидетельствует о противоречии решения <данные изъяты> районного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ ***РС "Об утверждении коэффициентов, устанавливаемых в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка и категории, к которой относятся арендаторы" имеющему большую юридическую силу Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***.
Кроме того, из представленных материалов следует, что при установлении приведенных значений коэффициентов К также нарушен принцип запрета необоснованных предпочтений путем установления различных коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки, занимаемые объектами сотовой связи, и земельные участки, занимаемые объектами иной связи (за исключением сотовой), существенно отличающихся, в размере 12 и 0,05 соответственно (17 и 18 группы видов разрешенного использования), что не согласуется со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации, относящей земли связи к одной категории.
На основании изложенного административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что нормативный правовой акт в оспариваемой редакции до вынесения решения суда применялся, на его основе реализовывались права заинтересованных лиц, суд признает нормативный правовой акт не действующим в соответствующей части со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в печатном издании органа местного самоуправления, каковым согласно Уставу муниципального образования муниципального образования <данные изъяты> района Алтайского края, утв. решением <данные изъяты> районного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ ***РС, является газета "Трибуна Хлебороба".
На основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с <данные изъяты> районного Совета депутатов, обладающего согласно части 8 статьи 21 Устава муниципального образования <данные изъяты> района Алтайского края, утв. решением <данные изъяты> районного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ ***РС, правами юридического лица, в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административные исковые требования <данные изъяты> удовлетворить.
Признать решение <данные изъяты> районного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ ***РС "Об утверждении коэффициентов, устанавливаемых в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка и категории, к которой относятся арендаторы" в части коэффициента в размере 12, установленного для расчета арендной платы в отношении земельных участков, занимаемых под объектами сотовой связи (в том числе под башнями базовых станций), в кадастровых кварталах *** не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Трибуна Хлебороба" <данные изъяты> района Алтайского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с <данные изъяты> районного Совета депутатов в пользу <данные изъяты> судебные расходы в виде государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 6 октября 2020 г. N 3а-864/2020
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании