В соответствии со статьей 80 Конституции Луганской Народной Республики от 18.05.2014 N 1-I, статьей 5 Закона Луганской Народной Республики от 29.05.2015 N 35-II "О Верховном Суде Луганской Народной Республики", а также в целях обеспечения правильного и единообразного применения судами Луганской Народной Республики положений Гражданского процессуального Кодекса Луганской Народной Республики от 05.10.2018 N 266-II об особом производстве, Пленум Верховного Суда Луганской Народной Республики постановляет дать судам Луганской Народной Республики следующие разъяснения:
I. Общие положения
1. Особое производство - вид гражданского судопроизводства, в порядке которого рассматриваются гражданские дела, по которым подтверждается наличие или отсутствие юридических фактов, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан, или подтверждается наличие или отсутствие бесспорного права, а также определяется правовой статус гражданина.
2. Дела особого производства рассматриваются судами по общим правилам искового производства с особенностями, установленными процессуальным законодательством.
В особом производстве не применяются нормы искового производства о мировом соглашении, признании иска, увеличении или уменьшении размера исковых требований, обеспечении иска.
Поскольку в особом производстве отсутствует спор о праве, то по делам данного вида судопроизводства нет и сторон (истца, ответчика), третьих лиц.
Дело возбуждается заявителем, в рассмотрении дела могут участвовать заинтересованные лица.
Размер государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче заявления по делам особого производства, составляет 200 рублей (п. 8 ч. 1 ст. 4 Закона Луганской Народной Республики "О государственной пошлине"), при отсутствии предусмотренных законом льгот по ее оплате.
3. В особом производстве рассматриваются дела:
1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
2) об усыновлении (удочерении) ребенка;
3) о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;
4) об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;
5) об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);
6) о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;
7) о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);
8) о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;
9) по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;
10) по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.
4. Законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела.
5. Если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд должен вынести определение об оставлении заявления без рассмотрения и разъяснить заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства (ч. 3 ст. 261 Гражданского процессуального кодекса Луганской Народной Республики (далее - ГПК ЛНР).
II. Установление фактов, имеющих юридическое значение
6. Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, являются наиболее распространенными из дел особого производства.
Возникновение, изменение или прекращение личных и имущественных прав граждан или юридических лиц зависит от наличия или отсутствия юридических фактов.
7. Данные факты должны быть подтверждены соответствующими документами (различными свидетельствами, справками, записями актов гражданского состояния и т.д.). Однако имеются случаи, когда тот или иной факт не может быть удостоверен соответствующим документом по причине его утраты, уничтожения, невозможности восстановления или по другим причинам. В таких случаях предусмотрен судебный порядок установления юридических фактов (ст. ст. 262-266 ГПК ЛНР).
8. Суды могут принимать заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение и рассматривать их в порядке особого производства, при соблюдении определенных условий, если:
а) согласно закону такие факты порождают юридические последствия (возникновение, изменение или прекращение личных либо имущественных прав граждан или организаций);
б) установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду;
в) заявитель не имеет другой возможности получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие факт, имеющий юридическое значение.
9. С заявлением об установлении перечисленных выше фактов вправе обратиться любое заинтересованное лицо.
Заявления по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подаются в суд по месту жительства заявителя, за исключением заявления об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом, которое подается в суд по месту нахождения недвижимого имущества (ст. 264 ГПК ЛНР).
В случае подачи заявления несколькими лицами, проживающими или находящимися в разных местах, заявление подается в суд по месту жительства одного из них по их выбору.
10. Заявление об установлении юридического факта должно отвечать требованиям, перечисленным в ст. 131 ГПК ЛНР.
Однако кроме обычных реквизитов, указанных в ст. 131 ГПК ЛНР, в заявлении должна быть указана цель установления этого факта, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов либо невозможность восстановления утраченных документов.
11. Указание цели установления факта, имеющего юридическое значение, необходимо для того, чтобы судья при приеме заявления определил юридическую значимость данного факта и круг заинтересованных лиц. Если в заявлении не будет указана цель обращения в суд, судья вправе оставить такое заявление без движения.
12. Если заинтересованное лицо обращается к суду с просьбой установить факт, не имеющий юридического значения, судья должен отказать в принятии заявления. Если такое заявление было ошибочно принято судом и по нему началось судебное разбирательство, то суду следует прекратить производство по делу.
13. Помимо указания цели установления конкретного факта, к заявлению должны быть приложены письменные доказательства, которые свидетельствовали бы о невозможности получения надлежащих документов или о невозможности восстановления утраченных документов.
В качестве таких доказательств могут выступать, например: извещения органа государственной регистрации актов гражданского состояния об отсутствии записи акта гражданского состояния; письменный отказ в восстановлении утраченной записи гражданского состояния ввиду невозможности ее восстановления; документ, подтверждающий составление акта о несчастном случае, его последующую утрату и невозможность восстановления во внесудебном порядке и другое.
14. Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, должны рассматриваться судом с участием заявителя и заинтересованных в исходе дела граждан, соответствующих организаций (органов социальной защиты населения, военные комиссариаты и т.д.).
15. В соответствии со ст. 262 ГПК ЛНР суд рассматривает дела об установлении:
1) родственных отношений;
2) факта нахождения на иждивении;
3) факта регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти;
4) факта признания отцовства;
5) факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией данного лица, указанным в паспорте или свидетельстве о рождении;
6) факта владения и пользования недвижимым имуществом;
7) факта несчастного случая;
8) факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах в случае отказа органа государственной регистрации актов гражданского состояния в регистрации смерти;
9) факта принятия наследства и места открытия наследства;
10) других имеющих юридическое значение фактов.
16. Решение суда по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, согласно ст. 266 ГПК ЛНР является документом, который подтверждает факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию.
III. Установление факта родственных отношений
17. Данный факт подлежит установлению в судебном порядке во всех случаях, когда он непосредственно порождает юридические последствия (например, если подтверждение такого факта необходимо заявителю для получения свидетельства о праве на наследство, для оформления права на пенсию по случаю потери кормильца, на государственное пособие по многодетности) и когда родственные отношения не могут быть подтверждены соответствующими документами.
18. В решении по делу об установлении факта состояния в родственных отношениях суд должен указать, в какой степени родства находится заявитель с соответствующим лицом, а если речь идет об установлении родственных отношений наследников второй и последующих очередей, отмечает отсутствие соответствующих наследников предыдущих очередей.
IV. Установление факта нахождения на иждивении
19. Установление факта нахождения лица на иждивении умершего имеет значение для получения наследства, назначения пенсии или возмещения вреда.
Факт нахождения лица на иждивении умершего удостоверяется справкой, выданной жилищно-эксплуатационной организацией, соответствующим государственным органом.
В случае отсутствия таких документов или невозможности их восстановления данный факт можно установить в судебном порядке.
20. При установлении факта нахождения на иждивении для назначения пенсии по случаю потери кормильца необходимо учитывать, что право на данную пенсию имеют нетрудоспособные члены семьи умершего, состоявшие на его иждивении.
21. Для установления факта нахождения на иждивении в целях оформления права на наследство необходимо, чтобы иждивенец был нетрудоспособным ко дню смерти наследодателя и находился на иждивении наследодателя не менее года до дня его смерти.
22. При установлении факта нахождения на иждивении для возмещения вреда в случае потери кормильца суды должны учитывать, что согласно закону право на возмещение вреда не связано ни с наличием родственных отношений между иждивенцем и кормильцем, ни со сроком нахождения на его иждивении (ст. 1210 Гражданского кодекса Луганской Народной Республики (далее - ГК ЛНР).
V. Установление факта регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти
23. Необходимо обратить внимание на то, что в данном случае речь идет об установлении не самих фактов рождения, брака и т.д., а об их регистрации в органах государственной регистрации актов гражданского состояния.
24. Обращение в суд с заявлением об установлении этих фактов допускается в случае представления заинтересованным лицом доказательств, подтверждающих невозможность получения или восстановления такой записи (например, утрата архива, отказ органа государственной регистрации актов гражданского состояния в восстановлении необходимой записи), а также в случае если соответствующая запись может быть восстановлена только на основании решения суда об установлении факта регистрации акта гражданского состояния.
25. Необходимо отличать установление факта регистрации смерти (п. 3 ч. 2 ст. 262 ГПК ЛНР) от факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах (п. 8 ч. 2 ст. 264 ГПК ЛНР). В первом случае речь идет о невозможности получения или восстановления документа органа загса о регистрации смерти. Во втором случае в регистрации события смерти органом государственной регистрации актов гражданского состояния было отказано в силу ст. 68 Закона Луганской Народной Республики от 21.01.2019 N 15-III "Об актах гражданского состояния" (далее - Закон N 15-III), чем и было вызвано обращение заявителя в суд.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "п. 8 ч. 2 ст. 264" имеется в виду "п. 8 ч. 2 ст. 262"
При установлении факта регистрации смерти (п. 3 ч. 2 ст. 264 ГПК ЛНР) в резолютивной части решения указывается: каким органом государственной регистрации актов гражданского состояния была зарегистрирована смерть гражданина, время регистрации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "п. 3 ч. 2 ст. 264" имеется в виду "п. 3 ч. 2 ст. 262"
VI. Установление факта признания отцовства
26. Данный факт устанавливается судом в случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, но не состояло в браке с матерью ребенка (ст. 50 Семейного кодекса Луганской Народной Республики от 14.06.2018 N 233-II).
С заявлением в суд вправе обратиться мать ребенка, его опекун или лицо, на иждивении которого находится ребенок.
При этом судам следует иметь в виду, что в случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, родившегося 20 августа 2018 года (дата вступления в действие СК ЛНР) и позднее, но не состояло в браке с его матерью, суд в соответствии со статьей 50 СК ЛНР вправе в порядке особого производства установить факт признания им отцовства при наличии доказательств с достоверностью, подтверждающих происхождение ребенка от конкретного лица (ст. 49 СК ЛНР).
В качестве доказательств могут выступать свидетельские показания, письменные и иные доказательства, которые могут подтвердить факт признания отцовства.
В отношении детей, родившихся до 1 октября 1968 года (дата вступления в действия КоБС УССР), от лиц, не состоявших в браке, факт признания отцовства в случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, может быть установлен судом при условии, что ребенок находился на иждивении этого лица к моменту его смерти либо ранее (статья 3 Закона СССР от 27 июня 1968 года N 2834-VII "Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье", статья 7 Указа Президиума Верховного Совета УССР от 29 декабря 1969 года "О порядке введения в действие Кодекса о браке и семье УССР").
Судам также следует иметь в виду, что суд вправе в порядке особого производства установить факт отцовства лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, в случае смерти этого лица, в отношении детей, родившихся 1 января 2004 года (дата вступления в действие СК Украины) и позднее, до вступления в действие СК ЛНР, при наличии доказательств, с достоверностью подтверждающих происхождение ребенка от данного лица (статьи 130, 128 Семейного Кодекса Украины), а в отношении детей, родившихся в период с 1 октября 1968 года до 1 января 2004 года, - при наличии доказательств, подтверждающих хотя бы одно из обстоятельств, перечисленных в статье 53 Кодекса о браке и семье УССР.
Факт признания отцовства или факт отцовства может быть установлен судом по правилам особого производства, предусмотренным главой 26 ГПК ЛНР при условии, что не возникает спора о праве.
Если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления об установлении факта признания отцовства или факта отцовства без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства (часть 3 статьи 261 ГПК ЛНР).
27. Судам необходимо отличать факт признания отцовства от установления отцовства в судебном порядке.
В первом случае отсутствуют спор об отцовстве ребенка, стороны с противоположными интересами.
Во втором случае есть спор по вопросу происхождения ребенка от конкретного лица и, соответственно, стороны с противоположными интересами.
В связи с этим установление отцовства происходит не в особом производстве, как в первом случае, а в рамках искового производства.
VII. Установление факта принадлежности правоустанавливающих документов
28. Эта категория дел связана с установлением ошибки в документах, которая уже не может быть исправлена органом, выдавшим данный документ.
Ошибки, имеющиеся в таких документах, могут быть исправлены выдавшими их органами и организациями. В случае их отказа в исправлении ошибки заявитель может обратиться в суд.
Судам следует требовать от заявителя представления доказательств о том, что правоустанавливающий документ принадлежит ему и что организация, выдавшая документ, не имеет возможности внести в него соответствующее исправление.
29. Суды вправе рассматривать дела об установлении факта принадлежности гражданам справок о ранениях, нахождении в госпитале в связи с ранением, извещений воинских частей, военкоматов и других органов военного управления о гибели или пропаже без вести граждан в связи с обстоятельствами военного времени, завещательного распоряжения в страховых свидетельствах и в договорах банковского вклада, пенсионных дел, дипломов и свидетельств об окончании учебных заведений.
30. Не подлежат судебному рассмотрению заявления об установлении факта принадлежности лицу военного билета, удостоверения личности военнослужащего, паспорта, свидетельств, выдаваемых органами записи гражданского состояния, удостоверения к ордену или медали, поскольку данные документы носят личный, а не правоустанавливающий характер.
31. Ошибки в записи акта гражданского состояния исправляются в соответствии с главой 9 Закона N 15-III органом государственной регистрации актов гражданского состояния. Отказ органа государственной регистрации актов гражданского состояния в исправлении записи может быть обжалован в суд и рассмотрен им в порядке особого производства, а при наличии спора - в исковом порядке.
32. Резолютивная часть решения по делам об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов должна содержать: указание отличительных признаков документа (наименование, кем и на чье имя выдан, дата выдачи, номер и т.п.); фамилию, имя, отчество лица (по паспорту или свидетельству о рождении), которому принадлежит документ.
VIII. Установление факта владения и пользования недвижимым имуществом
33. Судам следует различать установление факта владения и пользования недвижимым имуществом, при котором речь идет только об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом, а не факта владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом на праве собственности.
В этой связи суд вправе, например, установить факт владения и пользования земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения, если владелец земельного участка решил передать его в аренду или безвозмездное срочное пользование (ст. 328 ГК ЛНР), а документ, подтверждающий факт владения и пользования земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения, был утрачен, и указанный факт не может быть подтвержден во внесудебном порядке.
Как и в других случаях судебного установления юридических фактов, при установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом судам следует иметь в виду, что суд устанавливает только те факты, которые порождают юридические последствия (возникновение, изменение или прекращение личных либо имущественных прав граждан или организаций).
34. Заявления об установлении факта владения недвижимым имуществом, строительство которого не закончено или не принято в эксплуатацию, не подлежат судебному рассмотрению.
35. Не могут быть установлены в рамках особого производства и факты владения, пользования недвижимым имуществом, зарегистрированным ранее на имя другого лица, самовольно возведенным строением, недвижимым имуществом, приобретенным по ненадлежаще оформленной сделке.
36. Дела об установлении факта владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом на праве собственности и данный факт устанавливается судом в том случае, если у заявителя имелся правоустанавливающий документ о принадлежности ему имущества, но он был утрачен, и указанный факт не может быть подтвержден в ином порядке.
Доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество является государственная регистрация, за исключением недвижимого имущества, строительство которого не закончено или не принято в эксплуатацию, и регистрация которого не предусмотрена.
37. Для установления факта владения, пользования, распоряжения недвижимым имуществом на праве собственности в судебном порядке заинтересованному лицу (заявителю) необходимо подать заявление об установлении данного факта.
В заявлении должны быть приведены доказательства, свидетельствующие о невозможности получения им соответствующего правоустанавливающего документа или его восстановления в ином порядке.
38. Суд также вправе установить факт добросовестного, открытого и непрерывного владения недвижимым имуществом либо иным имуществом в течение срока приобретательной давности для последующего признания права собственности на недвижимое имущество (ст. 293 ГК ЛНР).
Согласно ч. 1 ст. 293 ГК ЛНР - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
При наличии спора о праве материальном заявление рассмотрению в особом порядке не подлежит.
39. Возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из ст. ст. 12 и 13 ГК ЛНР, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права.
Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Ответчиком по иску о признании права собственности в силу приобретательной давности является прежний собственник имущества.
40. В случаях, когда прежний собственник недвижимого имущества не был и не должен был быть известен давностному владельцу, он вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности.
В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлекается государственный регистратор и муниципальное образование.
41. При разрешении вопросов, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало, и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности.
В случае удовлетворения требования давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается.
Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения.
Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (ч. 3 ст. 293 ГК ЛНР);
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
42. Судам следует иметь в виду, что нормы ст. 293 ГК ЛНР о приобретательной давности не подлежат применению в случаях когда владение имуществом в течение длительного времени осуществлялось на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.) или имущество было закреплено за его владельцем на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
IX. Установление факта несчастного случая
43. В данном случае речь идет о несчастном случае на производстве. Перечень таких случаев, порядок расследования, порядок оформления материалов расследования несчастных случаев на производстве и их учет определены в Трудовом кодексе Луганской Народной Республики от 30.04.2015 N 23-II (ст. ст. 250-258, 267), а также иных нормативных правовых актах Луганской Народной Республики.
Факты, имеющие юридическое значение для назначения обеспечения по страхованию в случае отсутствия документов, удостоверяющих наступление страхового случая и/или необходимых для осуществления обеспечения по страхованию, а также в случае несогласия заинтересованного лица с содержанием таких документов, устанавливаются судом.
Заявление об установлении факта несчастного случая на производстве принимается к производству суда в случаях, когда, например: расследование несчастного случая не проводилось, акт о несчастном случае не составлялся и составить его в данное время невозможно; акт был составлен, но впоследствии утрачен, и восстановить его во внесудебном порядке не представляется возможным; при составлении акта была допущена ошибка, препятствующая признанию факта несчастного случая, и исправить эту ошибку во внесудебном порядке оказалось невозможным.
44. Устанавливая в таких случаях факт несчастного случая на производстве, суд не вправе определять причины и степень утраты трудоспособности, причины, группу и время наступления инвалидности. Данные факты устанавливаются учреждениями медико-социальной экспертизы в соответствии с законодательством.
45. При установлении факта несчастного случая в резолютивной части решения следует отразить: время и место несчастного случая; фамилию, имя, отчество лица, с которым произошел несчастный случай; связь несчастного случая с производством.
X. Установление факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах
46. Порядок регистрации смерти в органах государственной регистрации актов гражданского состояния регулируется соответствующими нормами главы 8 Закона N 15-III.
47. Если орган государственной регистрации актов гражданского состояния отказал в регистрации события смерти, по причине пропуска установленного в законе срока обращения в орган государственной регистрации актов гражданского состояния, отсутствия документов, подтверждающих событие смерти, то возможно обращение в суд с заявлением об установлении факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах.
Заявителем должен быть представлен документ об отказе органа государственной регистрации актов гражданского состояния в регистрации события смерти. В заявлении должны быть представлены доказательства, с достоверностью свидетельствующие о смерти лица в определенное время, при определенных обстоятельствах.
48. Установление факта смерти лица в определенное время отличается от установления факта регистрации смерти (ч. 2 ст. 262 ГПК ЛНР).
В первом случае факт смерти не был зарегистрирован органами загса вообще, а во втором - факт смерти был зарегистрирован, но подтверждающие документы были утрачены и восстановить их во внесудебном порядке невозможно.
49. В решении суда по делу об установлении факта смерти (п. 8 ч. 2 ст. 262 ГПК ЛНР) отмечается: чья смерть установлена, когда она наступила, при каких обстоятельствах. Датой смерти считается день установления факта смерти судом.
XI. Установление факта принятия наследства и места открытия наследства
50. Заявление об установлении данного факта может быть рассмотрено судом в особом производстве, если орган, совершающий нотариальные действия, отказал заявителю в выдаче свидетельства о праве на наследование в связи с тем, что у заявителя отсутствуют документы, необходимые для подтверждения в нотариальном порядке факта вступления в права наследования и во владение имуществом, либо таких документов недостаточно.
В данном случае речь может идти о таких документах, как справки об уплате налогов, квитанции об уплате квартплаты, справки органов жилищно-коммунального хозяйства, БТИ (бюро технической инвентаризации) и другие документы, которые бы подтверждали факт вступления в права наследования и во владение имуществом.
51. Если надлежащие документы представлены, но в выдаче свидетельства о праве на наследство отказано, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд не с заявлением об установлении факта принятия наследства и места открытия наследства, а с заявлением в соответствии со ст. 303 ГПК ЛНР.
52. В судебном порядке может быть также установлен и факт непринятия наследства. Целью установления данного факта будет приобретение заинтересованным лицом права на принятие наследства.
XII. Установление других имеющих юридическое значение фактов
53. Содержащийся в ст. 262 ГПК ЛНР перечень фактов, подлежащих установлению в судебном порядке, не является исчерпывающим.
54. Суды вправе устанавливать и другие факты, имеющие юридическое значение, например: факт владения паем, автомобилем, другим имуществом, подлежащим регистрации в случае смерти одного из супругов, на имя которого имущество было зарегистрировано; факт возведения недвижимого имущества на средства одного из супругов при не расторгнутом, но давно распавшемся браке, когда это обстоятельство препятствует продаже дома.
55. В судебном порядке в особом производстве также могут устанавливаться такие юридические факты, как: факт получения заработной платы для перерасчета назначенной пенсии по возрасту; факт призыва и прохождения военной службы; факт участия гражданина в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; факты недостоверности сведений, предоставляемых для исчисления сумм в возмещение вреда здоровью в связи с Чернобыльской катастрофой; факт распространения в отношении лица не соответствующих действительности порочащих сведений (в случае невозможности установления лица, распространившего такие сведения); факт утраты имущества в связи с политическими репрессиями; факт применения в отношении гражданина репрессий и другие юридические факты.
56. При этом судам следует учитывать, что заявление об установлении факта применения репрессий возможно не только по месту жительства заявителя, но и по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий.
57. Факт состояния в фактических брачных отношениях в порядке особого производства судом может быть установлен только в том случае, если фактические брачные отношения возникли до издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. и существовали до смерти (или пропажи без вести на фронте) одного из лиц, состоявших в таких отношениях.
Суд не вправе рассматривать заявление об установлении факта нахождения в фактических брачных отношениях, возникших после 8 июля 1944 г.
58. В особом порядке также могут рассматриваться заявления об установлении: трудового стажа (для назначения пенсий, пособий по временной нетрудоспособности и т.д.), группы, причины и времени наступления инвалидности, в установлении которых отказали соответствующие органы.
XIII. Усыновление (удочерение) ребенка
59. В соответствии с главой 27 (ст. ст. 267-272) ГПК ЛНР усыновление или удочерение ребенка (далее - усыновление) производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка
60. Заявление об усыновлении подается лицами (лицом), желающими усыновить ребенка, в суд по месту жительства или нахождения усыновляемого ребенка.
В заявлении должны быть указаны: фамилия, имя, отчество, место жительства усыновителей и ребенка, данные о возрасте ребенка, сведения о его родителях, о наличии у него братьев и сестер. В заявлении также указываются обстоятельства, которые обосновывают просьбу усыновителей об усыновлении ребенка, и доказательства, которые подтверждают эти обстоятельства.
Заявление должно содержать просьбу об изменении фамилии, имени, отчества, места рождения усыновляемого ребенка, а также даты его рождения (в случае усыновления ребенка в возрасте до года), о записи усыновителей (усыновителя) родителями (родителем) в записи акта о рождении.
61. К заявлению об усыновлении необходимо приложить копию свидетельства о рождении усыновителя, если ребенок усыновляется лицом, не состоящим в браке, копию свидетельства о браке усыновителей (усыновителя), если ребенок усыновляется лицами (лицом), состоящими в браке, письменное согласие одного из супругов, если ребенок усыновляется одним из супругов, или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения и не проживают совместно более года, медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя), справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах, документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение.
При невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты.
Отсутствие медицинского заключения о состоянии усыновителей является основанием к отказу в удовлетворении заявления об усыновлении.
62. При усыновлении ребенка гражданами Луганской Народной Республики, постоянно проживающими за пределами территории Луганской Народной Республики, иностранными гражданами или лицами без гражданства, не являющимися родственниками ребенка, должен быть документ, подтверждающий наличие сведений об усыновляемом ребенке в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также документы, подтверждающие невозможность передачи ребенка на воспитание в семью граждан Луганской Народной Республики или на усыновление родственниками ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников.
К заявлению граждан Луганской Народной Республики, постоянно проживающих за пределами территории Луганской Народной Республики, иностранных граждан или лиц без гражданства об усыновлении ребенка - гражданина Луганской Народной Республики, - должны быть приложены перечисленные выше документы, а также заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители (при усыновлении ребенка лицами без гражданства - государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и возможности быть усыновителями, разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка в это государство и его постоянное жительство на территории данного государства.
Документы усыновителей - иностранных граждан должны быть легализованы в установленном законом порядке. После легализации они должны быть переведены на русский язык и перевод должен быть нотариально удостоверен.
63. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству судья своим определением обязывает орган опеки и попечительства по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка представить в суд заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка.
64. К заключению органа опеки и попечительства прилагаются:
акт обследования условий жизни усыновителей (усыновителя);
свидетельство о рождении усыновляемого ребенка;
медицинское заключение о состоянии здоровья, о физическом и об умственном развитии усыновляемого ребенка;
согласие усыновляемого ребенка, достигшего возраста десяти лет, на усыновление, а также на возможные изменения его имени, отчества, фамилии и запись усыновителей (усыновителя) в качестве его родителей (за исключением случаев, когда такое согласие в соответствии с законом не требуется);
согласие родителей ребенка, его опекуна (попечителя), приемных родителей или руководителя учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, на усыновление, иные документы, содержащие необходимые для установления усыновления сведения, предусмотренные ст. 270 ГПК ЛНР.
65. Заявление об усыновлении ребенка рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей (усыновителя), их представителя, представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста 14 лет, а в необходимых случаях - родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от десяти до четырнадцати лет.
66. Суд, рассмотрев заявление об усыновлении ребенка, выносит решение, которым удовлетворяет либо отказывает в удовлетворении просьбы усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка.
67. При удовлетворении просьбы об усыновлении суд признает ребенка усыновленным конкретными лицами (лицом) и указывает в решении суда все данные об усыновленном и усыновителях (усыновителе), необходимые для государственной регистрации усыновления в органах государственной регистрации актов гражданского состояния.
Суд, удовлетворив заявление об усыновлении, может отказать в части удовлетворения просьбы усыновителей (усыновителя) о записи их в качестве родителей (родителя) ребенка в записи акта о его рождении, а также об изменении даты и места рождения ребенка.
При удовлетворении заявления об усыновлении взаимные права и обязанности усыновителей (усыновителя) и усыновленного ребенка устанавливаются со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка.
68. Копия решения суда об усыновлении ребенка, в котором указываются все данные об усыновленном и усыновителях (усыновителе), необходимые для регистрации усыновления в органах государственной регистрации актов гражданского состояния, направляется в орган государственной регистрации актов гражданского состояния по месту вынесения решения для государственной регистрации усыновления ребенка.
69. В соответствии со ст. 273 ГПК ЛНР рассмотрение и разрешение дел об отмене усыновления осуществляются по правилам искового производства.
XIV. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим
70. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГК ЛНР гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о его пребывании.
71. Гражданин может быть объявлен судом умершим, если по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью (например, при землетрясении) или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (например, авиакатастрофа), - в течение шести месяцев (ч. 1 ст. 48 ГК ЛНР).
Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий (ч. 2 ст. 48 ГК ЛНР).
72. Судам при рассмотрении дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим, следует учитывать презумпцию о нахождении гражданина в живых, факт его смерти или безвестного отсутствия носит предположительный характер.
73. Этим данная категория дел отличается от дел установления факта смерти и факта регистрации смерти, где заявителю доподлинно известно, что лицо умерло, но смерть в свое время не была зарегистрирована в соответствующих органах или была зарегистрирована, но документы о регистрации утрачены.
74. Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства заявителя или месту нахождения заинтересованного лица (ст. 274 ГПК ЛНР).
В заявлении должно быть обязательно указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, которые подтверждали бы безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожающие пропавшему без вести смертью, или обстоятельства, которые давали бы основания предполагать его гибель от определенного несчастного случая. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, указывается день окончания военных действий (ст. 275 ГПК ЛНР).
Если заявителем в заявлении не указана цель, для которой возбуждается дело, то в соответствии со ст. 136 ГПК ЛНР заявление оставляется без движения, а заявителю предоставляется срок для устранения указанных судьей недостатков.
75. Приняв дело к производству, судья начинает подготовку дела к судебному разбирательству, руководствуясь как требованиями ст. 276 ГПК ЛНР, так и общими нормами ст. 151 ГПК ЛНР в той мере, в какой они применимы в особом производстве.
В соответствии со ст. 276 ГПК ЛНР судья в ходе подготовки дела к судебному разбирательству выясняет, какие лица (родственники, сослуживцы и др.) могут дать сведения об отсутствующем, а также запрашивает соответствующие организации (жилищно-эксплуатационные организации) по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях.
До тех пор пока судьей не будут получены ответы на все его запросы в соответствующие органы, дело не должно назначаться к слушанию в судебном заседании.
В случае когда имеется угроза расхищения, порчи или повреждения имущества безвестно отсутствующего, судья может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина. Предложение органу опеки и попечительства оформляется определением.
76. Дело о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматривается в открытом судебном заседании с обязательным участием прокурора (ч. 3 ст. 276 ГПК ЛНР).
77. В решении (в резолютивной части) суд указывает: фамилию, имя, отчество гражданина, год и место его рождения, последнее известное место жительства, начало безвестного отсутствия или дату смерти гражданина, если она известна.
78. В случаях установления места пребывания лица, в отношении которого возбуждено дело о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении умершим, либо несоответствия срока неизвестности пребывания установленному в законе, суд отказывает в удовлетворении заявления.
79. Решение суда, которым гражданин признан безвестно отсутствующим, служит основанием для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства в соответствии со ст. 41 ГК ЛНР заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им.
80. Решение суда, которым гражданин объявляется умершим, является основанием для внесения органом государственной регистрации актов гражданского состояния записи о смерти этого гражданина в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния.
Данное решение должно быть направлено в соответствующий орган государственной регистрации актов гражданского состояния.
При регистрации смерти лица, признанного в установленном законом порядке умершим, временем смерти в записи акта о смерти указывается дата вступления в законную силу решения суда.
Если же решением суда установлен факт смерти лица в определенное время, то в записи акта о смерти записывается дата, указанная в решении суда.
81. В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, суд по заявлению самого гражданина, а также по заявлению заинтересованных лиц, по инициативе которых рассматривалось дело о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, возобновляет производство по делу и выносит новое решение в том же производстве, в котором гражданин был признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим.
В данном случае имеет место продолжение рассмотрения прежнего дела и возбуждение нового дела не требуется.
Новое решение суда, которым было отменено ранее вынесенное решение, служит основанием для отмены управления имуществом гражданина и для аннулирования записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния (ст. 278 ГПК ЛНР).
XV. Ограничение дееспособности гражданина, признание гражданина недееспособным, ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами
82. Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста (ст. 23 ГК ЛНР).
83. Дееспособность гражданина может быть ограничена только в строго установленных законом случаях.
Гражданин, который вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности (ст. 32 ч. 1 ГК ЛНР).
Гражданин, который вследствие психического расстройства может понимать значение своих действий или руководить ими лишь при помощи других лиц, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством (ст. 32 ч. 2 ГК ЛНР).
При наличии достаточных оснований суд может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме путем вступления в брак или в результате эмансипации (ч. 2 ст. 23, ч. 4 ст. 28, ст. 29 ГК ЛНР).
Последствие ограничения дееспособности будет выражаться в лишении судом гражданина права производить без согласия попечителя такие действия, как продавать, дарить, завещать, обменивать, покупать имущество, а также совершать другие сделки по распоряжению имуществом, за исключением мелких бытовых, непосредственно самому получать заработную плату, стипендию и иные виды доходов (авторский гонорар, вознаграждение за открытия, изобретения, заработок в колхозе, суммы, причитающиеся за выполнение работ по договору подряда, всякого рода пособия и т.п.).
Последствие ограничения или лишения несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами выражается в том, что несовершеннолетний будет распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами только с согласия своих законных представителей.
Над ограниченно дееспособным гражданином устанавливается попечительство.
Если основания, в силу которых гражданин был ограничен в дееспособности, отпали, суд отменяет ограничение его дееспособности. На основании решения суда отменяется установленное над гражданином попечительство.
Если психическое состояние гражданина, который вследствие психического расстройства был ограничен в дееспособности, изменилось, суд признает данного гражданина недееспособным в соответствии со статьей 31 ГК ЛНР или отменяет ограничение его дееспособности.
84. В соответствии со ст. 31 ГК ЛНР гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным.
Последствием признания гражданина недееспособным является установление над ним опеки и совершение всех сделок от его имени опекуном.
85. Закон (ч. 1 ст. 279 ГПК ЛНР) устанавливает исчерпывающий перечень лиц и организаций, которые вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением.
86. Дело об ограничении гражданина в дееспособности может быть возбуждено на основании заявления членов его семьи, органа опеки и попечительства, медицинской организацией, оказывающей психиатрическую помощь.
К числу членов семьи гражданина, злоупотребляющего спиртными напитками или наркотическими веществами, относятся: супруг, совершеннолетние дети, родители, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, которые проживают с ним и ведут общее хозяйство.
Члены семьи, проживающие отдельно, не вправе возбуждать дело о признании гражданина ограниченно дееспособным, поскольку его поведение не ставит указанных лиц в тяжелое материальное положение.
В случае если гражданин проживает один (не имеет семьи), дело о признании его ограниченно дееспособным также не может быть возбуждено.
Дело об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами может быть возбуждено на основании заявления родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства.
87. Дела об ограничении гражданина в дееспособности вследствие психического расстройства рассматриваются по правилам главы 29 ГПК ЛНР.
Право на подачу заявления о признании гражданина ограниченно дееспособным, недееспособным вследствие психического расстройства имеют: супруг, совершеннолетние дети, родители, другие близкие родственники (братья, сестры), нетрудоспособные иждивенцы, проживающие с ним и ведущие общее хозяйство.
Возбудить дело о признании гражданина ограниченно дееспособным, недееспособным близкие родственники могут независимо от того, проживают ли они вместе с данным гражданином или отдельно от него.
Дело о признании гражданина ограниченно дееспособным, недееспособным возбуждается также по заявлению органа опеки и попечительства, медицинской организацией, оказывающей психиатрическую помощь или стационарной организацией социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами.
Гражданское дело о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства не может быть возбуждено по заявлению прокурора, поскольку он не входит в установленный специальной нормой ч. 2 ст. 279 ГПК ЛНР перечень лиц, имеющих право обратиться в суд с соответствующим заявлением. Общая норма о возбуждении гражданского дела на основании заявления прокурора, установленная ч. 1 ст. 45 ГПК ЛНР, в данном случае не применяется.
88. Если заявление подано лицом, не имеющим на это право, судья в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК ЛНР должен отказать в принятии заявления и разъяснить в определении, по заявлению какого заинтересованного лица может быть возбуждено данное дело.
89. В интересах лица, в отношении которого ставится вопрос об ограничении гражданина в дееспособности, о признании его недееспособным или об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами, а также в целях наиболее полного и быстрого выяснения действительных обстоятельств дела в ч. 4 ст. 279 ГПК ЛНР устанавливается территориальная подсудность, в соответствии с которой заявление об ограничении гражданина в дееспособности, о признании гражданина недееспособным либо об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами подается в суд по месту жительства данного гражданина или по месту нахождения психиатрического или психоневрологического учреждения, в которое он помещен.
90. В заявлении об ограничении дееспособности гражданина обязательно должны быть приведены доказательства, которые подтверждали бы обстоятельства злоупотребления гражданином спиртными напитками или наркотическими веществами и которые характеризовали бы материальное положение семьи. В качестве таких доказательств могут быть использованы свидетельские показания, акты милиции и общественных организаций, справки из медицинских вытрезвителей, акты администрации об отстранении лица от работы в связи с появлением его в нетрезвом состоянии либо в состоянии наркотического опьянения, документы о доходах семьи, количестве ее членов, а также другие доказательства.
91. В заявлении о признании гражданина ограниченно дееспособным, недееспособным должны быть изложены обстоятельства и подтверждающие их доказательства психического расстройства гражданина (ст. 280 ГПК ЛНР). Такими доказательствами могут быть выписки из истории болезни, выданные в установленном порядке, справки о нахождении лица в психиатрических лечебных учреждениях, свидетельские показания.
92. В заявлении об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами должны быть изложены обстоятельства, подтвержденные соответствующими доказательствами и свидетельствующие о явно неразумном распоряжении несовершеннолетним своим заработком, стипендией или иными доходами.
93. Приняв соответствующее заявление, суд начинает подготовку дела к судебному разбирательству.
94. Одним из подготовительных действий судьи является назначение судебно-психиатрической экспертизы для определения психического состояния гражданина.
Такая экспертиза должна назначаться при наличии достаточных данных о психическом расстройстве гражданина.
Достаточность таких данных может усматриваться из наличия соответствующих документов, например: справок о врожденных умственных недостатках, о нахождении на учете у психиатра, о нахождении лица в психиатрических лечебных учреждениях; определения суда об освобождении от уголовной ответственности и применении к лицу принудительных мер медицинского характера - помещение в психиатрическую больницу и т.п.
Перед экспертами ставятся вопросы: страдает ли гражданин каким-либо психическим заболеванием, каким именно, может ли гражданин в силу имеющегося у него психического заболевания отдавать отчет своим действиям и руководить ими, может ли гражданин по состоянию здоровья быть вызван в суд и давать объяснения по делу.
Если суд придет к выводу, что достаточные данные о психическом расстройстве гражданина отсутствуют, то судебно-психиатрическая экспертиза не должна назначаться.
В случае явного уклонения гражданина, в отношении которого возбуждено дело, от прохождения экспертизы, суд в судебном заседании с участием прокурора и психиатра может вынести определение о принудительном направлении гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу (ст. 281 ГПК ЛНР).
95. Судья, признав дело подготовленным, выносит определение о назначении его к разбирательству в судебном заседании, извещает участников процесса о времени и месте рассмотрения дела.
96. В целях наиболее полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, суд в соответствии со ст. 282 ГПК ЛНР, рассматривает дело с участием самого гражданина, об ограничении или лишении дееспособности которого ставится вопрос, заявителя, прокурора и представителя органа опеки и попечительства. Вопрос об участии в судебном заседании гражданина, в отношении которого рассматривается дело о признании его недееспособным, должен быть решен в стадии подготовки дела.
Если гражданин находится на лечении в стационаре, то рассмотрение дела о признании его недееспособным происходит без его участия.
97. Заявитель по рассматриваемым категориям дел освобождается от уплаты издержек, связанных с рассмотрением соответствующего заявления. Однако в соответствии с ч. 3 ст. 282 ГПК ЛНР суд, установив, что лицо, подавшее заявление, действовало недобросовестно в целях заведомо необоснованного ограничения или лишения дееспособности гражданина, взыскивает с такого лица все издержки, связанные с рассмотрением дела.
98. В ходе судебного разбирательства совершеннолетние члены семьи гражданина, злоупотребляющего спиртными напитками или наркотическими веществами, могут возражать против ограничения его дееспособности, однако возражения кого-либо из членов семьи против рассмотрения дела, начатого по заявлению другого члена семьи, не служат основанием для прекращения производства по делу, что допустимо только в случаях, предусмотренных в ст. 220 ГПК ЛНР.
Отказ заявителя от своего требования влечет прекращение производства по делу (п. 3 ч. 1 ст. 222 ГПК ЛНР), однако не преграждает возможности другим лицам, указанным в ст. 279 ГПК ЛНР, обратиться в суд с заявлением об ограничении дееспособности того же гражданина и по тем же основаниям.
99. Решение суда, которым гражданин ограничен в дееспособности или признан недееспособным, является основанием для назначения ограниченно дееспособному попечителя, а недееспособному - опекуна. В связи с этим копия судебного решения должна быть направлена органу опеки и попечительства.
100. В случае если отпали основания, по которым гражданин был ограничен судом в дееспособности, суд на основании заявления самого гражданина, его представителя, члена его семьи, попечителя, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения принимает решение об отмене ограничения гражданина в дееспособности. На основании решения суда отменяется установленное над ним попечительство.
101. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд признает его дееспособным.
Гражданин, признанный судом недееспособным, не может подать заявление в суд с просьбой восстановить его дееспособность, поскольку заявление, поданное недееспособным лицом, согласно п. 4 ч. 1 ст. 135 ГПК ЛНР должно быть возвращено.
Подать такое заявление вправе опекун, член семьи, психиатрическое или психоневрологическое учреждение, орган опеки и попечительства.
Решение о признании гражданина дееспособным суд принимает на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы.
На основании решения суда отменяется установленная над гражданином опека (ч. 2 ст. 284 ГПК ЛНР).
102. Заявление об отмене ограничения дееспособности или о признании гражданина дееспособным подается указанными выше лицами в суд по месту жительства данного гражданина независимо от того, каким судом было вынесено решение об ограничении дееспособности или недееспособности. В данном случае речь идет о возбуждении нового производства по делу, а не об отмене ранее вынесенного судебного решения, в отличие от случаев явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим (ст. 278 ГПК ЛНР).
На основании решения суда о восстановлении дееспособности отменяются установленные над гражданином опека или попечительство.
XVI. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация)
103. В соответствии со ст. 29 ГК ЛНР несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.
Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда.
104. Вследствие этого несовершеннолетний, достигший 16 лет, вправе обратиться в суд с заявлением об объявлении его полностью дееспособным, при условии, что отсутствует согласие хотя бы одного из родителей, усыновителей или попечителя объявить несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст. 285 ГПК ЛНР).
Заявление подается в суд по месту жительства несовершеннолетнего. В заявлении помимо реквизитов, названных в ст. 131 ГПК ЛНР, должно содержаться: указание на место работы несовершеннолетнего, его должность, размер заработной платы (если он работает по трудовому договору (контракту); вид предпринимательской деятельности и доходы, получаемые в результате ее осуществления; период времени, в течение которого несовершеннолетний трудится, и другие необходимые для разрешения вопроса об эмансипации сведения.
105. Рассмотрение заявления несовершеннолетнего происходит в судебном заседании с обязательным участием самого заявителя, одного или обоих родителей, усыновителей (усыновителя), попечителя, а также представителя органа опеки и попечительства, прокурора.
В результате рассмотрения дела суд выносит решение, которым либо удовлетворяет заявление несовершеннолетнего, либо отказывает в его удовлетворении. В первом случае несовершеннолетний объявляется полностью дееспособным (эмансипированным) со дня вступления решения суда об эмансипации в законную силу.
XVII. Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь
106. Понятие бесхозяйных вещей содержится в ст. 284 ГК ЛНР. В соответствии с данной статьей бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
107. К бесхозяйным в силу указания закона относятся бесхозяйные движимости, как то: брошенные вещи (ст. 285 ГК ЛНР), находки (ст. 286 ГК ЛНР), безнадзорные животные (ст. 289 ГК ЛНР), клады (ст. 292 ГК ЛНР) и бесхозяйные недвижимости (ч. 3 ст. 284 ГК ЛНР).
108. Приобретение права собственности на бесхозяйные движимые и недвижимые вещи возможно при наличии условий, прямо установленных в законе (см. перечисленные выше статьи ГК ЛНР), либо согласно правилам о приобретательной давности (ст. 293 ГК ЛНР).
109. В суде в порядке особого производства могут рассматриваться дела о признании движимой вещи бесхозяйной и о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
110. Заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или месту нахождения заявителя.
Заявление о признании движимой вещи, изъятой исполнительными органами государственной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения данной вещи (абз. 2 ч. 1 ст. 288 ГПК ЛНР).
Заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом (ч. 2 ст. 288 ГПК ЛНР).
111. В заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая вещь подлежит признанию бесхозяйной, описаны ее основные отличительные признаки, а также приведены доказательства, свидетельствующие об оставлении вещи собственником без намерения сохранить право собственности на нее (отказ собственника от права собственности), и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение данной вещью (ч. 1 ст. 289 ГПК ЛНР).
112. В заявлении о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно быть указано: о какой именно недвижимости идет речь, кем и каким образом она выявлена, когда поставлена на учет в качестве бесхозяйной, а также приведены доказательства, свидетельствующие об отсутствии собственника (ч. 2 ст. 289 ГПК ЛНР).
113. Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь определен в ч. 3 ст. 284 ГК ЛНР.
Прежде чем орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, обратится в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь, она должна быть принята на учет органом, который осуществляет государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
Постановка на учет осуществляется по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого эта вещь находится.
Если в течение года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет никто не заявит о своих правах на нее, то только тогда орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на данную вещь (ч. 3 ст. 284 ГК ЛНР).
114. Принимая заявление, судья должен проверить, были ли приняты заявителем меры по постановке бесхозяйной вещи на учет, как того требует ч. 3 ст. 284 ГК ЛНР.
Заявление о признании вещи бесхозяйной или о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматривается судом с участием заинтересованных лиц.
Если доказательств постановки бесхозяйной недвижимости на учет не имеется или со дня ее постановки на учет не истек годичный срок, судья в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК ЛНР отказывает в принятии заявления.
115. В ходе подготовки дела о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь судья принимает меры по установлению собственника предполагаемой бесхозяйной вещи. С этой целью в суд вызываются лица, которые могут дать сведения о принадлежности данной недвижимости (собственник, фактический владелец и др.).
В целях получения сведений о принадлежности бесхозяйной вещи судьей могут быть направлены запросы в различные в зависимости от обстоятельств организации, соответствующим должностным лицам.
Суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.
116. В соответствии с абз. 3 ч. 3 ст. 284 ГК ЛНР бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
117. Если суд пришел к выводу, что данная недвижимая вещь не имеет собственника или что собственник ее неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, то суд принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
XVIII. Восстановление прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство)
118. Ценная бумага - это документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.
Права, удостоверенные ценной бумагой, могут принадлежать:
предъявителю ценной бумаги (ценная бумага на предъявителя);
названному в ценной бумаге лицу (именная ценная бумага);
названному в ценной бумаге лицу, которое может само осуществить имущественные права или своим распоряжением (приказом) назначить другое управомоченное лицо (ордерная ценная бумага).
Виды ценных бумаг указаны в ст. 181 ГК ЛНР.
К ним относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя и другие ценные бумаги.
119. Утрата ценной бумаги предполагает наступление таких обстоятельств, как выбытие из владения ценной бумаги, отсутствие сведений у заявителя о местонахождении ее нового владельца.
При этом обязательно должно существовать предположение о возможности возникновения права собственности на данную ценную бумагу у неизвестного держателя.
Утрата ценной бумаги как документа, удостоверяющего имущественные права, может произойти вследствие ситуации, при которой документ полностью уничтожен (например, по причине землетрясения, наводнения, пожара или иного форс-мажорного обстоятельства), либо в связи с тем, что документ перешел во владение другого недобросовестного лица вопреки воли заявителя (хищение либо утеря).
Также под утратой понимается ситуация, когда документ имеется у заявителя, но по причине дефектов утратил признаки платежности (например, документ порвался, обгорел, обветшал и т.д.). То есть это случаи, когда ценная бумага подверглась вредным условиям и лишилась реквизитов, выражающих ее содержание, но осталась в наличии.
120. ГК ЛНР предусматривает возможность восстановления прав как по утраченным ценным бумагам на предъявителя, так и по ордерным ценным бумагам (ст. 188 ГК ЛНР).
Восстановление таких прав происходит в судебном порядке в особом производстве (гл. 32 ГПК ЛНР).
121. В случае утраты ценной бумаги на предъявителя или ордерной ценной бумаги (далее - документ) лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании утраченного документа недействительным и о восстановлении прав по нему.
Судам следует иметь в виду, что вызывное производство применяется, только когда лицо, утратившее ценную бумагу на предъявителя или ордерную ценную бумагу, не знает ее фактического держателя.
В том случае, если собственник утраченных документов знает их держателя, истребование таких документов должно производиться путем предъявления иска.
122. Следует также учитывать, что установленный ГПК ЛНР порядок восстановления прав по утраченным документам распространяется и на случаи, когда документы утратили признаки платежности в результате ненадлежащего хранения или по другим причинам.
123. С заявлением о признании недействительным утраченного документа и о восстановлении прав по нему может обратиться любое лицо, которое считает себя правообладателем по утерянному документу или у которого документ находился на сохранении.
Таким лицом может быть как гражданин, так и юридическое лицо.
Заявление о признании утраченного документа недействительным подается в суд по месту нахождения лица, выдавшего документ (ч. 2 ст. 288 ГПК ЛНР).
Это объясняется целесообразностью рассмотрения дела в том суде, где сосредоточена основная масса доказательственного материала, возможность выслушать представителя должника, обеспечительные меры и публикация проводятся по месту нахождения лица, выдавшего документ, удобство исполнения (выдавать новую ценную бумагу и исполнять возникшее обязательство будет лицо, первоначально выдавшее документ).
124. В заявлении, помимо реквизитов, указанных в ст. 131 ГПК ЛНР, должны быть даны отличительные признаки утраченного документа, наименование лица, выдавшего его, а также изложены обстоятельства, при которых произошла утрата документа, просьба заявителя о запрещении лицу, выдавшему документ, производить по нему платежи или выдачи.
125. Поскольку держатель утраченного документа неизвестен, то судья после принятия заявления выносит определение о запрещении выдавшему документ лицу производить по документу платежи или выдачи и направляет копию определения лицу, выдавшему документ, регистратору.
В определении суда также указывается на обязательность опубликования в местном периодическом печатном издании за счет заявителя сведений, которые должны содержать:
наименование суда, в который поступило заявление об утрате документа; наименование лица, подавшего заявление, и его место жительства или место нахождения;
наименование и признаки документа; предложение держателю документа, об утрате которого заявлено, в течение трех месяцев со дня опубликования подать в суд заявление о своих правах на этот документ.
126. Сообщение в местном периодическом печатном издании о возбуждении в суде дела о восстановлении прав на утраченный документ позволит информировать держателя утраченного документа о начавшемся судебном производстве.
Держатель документа, об утрате которого было заявлено, обязан в соответствии со ст. 295 ГПК ЛНР до истечения трех месяцев со дня опубликования указанных выше сведений подать в суд, вынесший определение, заявление о своих правах на документ и представить при этом подлинные документы.
127. Если от держателя документа до истечения трехмесячного срока со дня опубликования указанных выше сведений в суд поступит соответствующее заявление, то суд должен оставить заявление лица, утратившего документ, без рассмотрения и установить срок, в течение которого лицу, выдавшему документ, запрещается производить по нему платежи и выдачи. Этот срок, согласно ч. 1 ст. 296 ГПК ЛНР, не должен превышать двух месяцев.
Судья также должен разъяснить заявителю его право предъявить в общем порядке иск к держателю документа об истребовании этого документа, а держателю этого документа его право взыскать с заявителя убытки, причиненные принятыми запретительными мерами (ч. 2 ст. 296 ГПК ЛНР).
128. Если по истечении трехмесячного срока со дня публикации в местном периодическом печатном издании соответствующего сообщения от держателя документа не поступит соответствующего заявления, то суд приступает к рассмотрению дела в судебном заседании.
Признав просьбу заявителя обоснованной, суд выносит решение, которым признает утраченный документ недействительным и восстанавливает права по утраченной ценной бумаге на предъявителя или ордерной ценной бумаге. Решение суда служит основанием для выдачи заявителю нового документа взамен признанного недействительным.
129. Если держатель документа по каким-либо причинам своевременно не заявил о своих правах на этот документ, то после вступления судебного решения в законную силу он вправе предъявить лицу, за которым было признано право на получение нового документа взамен утраченного, иск о неосновательном приобретении или сбережении имущества. Данный иск будет рассматриваться в общем порядке в рамках искового производства.
XIX. Рассмотрение дел о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния
130. Регистрация актов гражданского состояния производится органами государственной регистрации актов гражданского состояния путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей.
131. Исправление и изменение записей актов гражданского состояния производятся органом государственной регистрации актов гражданского состояния при наличии достаточных оснований и отсутствии спора между заинтересованными лицами (ст. 51 ГК ЛНР).
132. В случае если органы государственной регистрации актов гражданского состояния при отсутствии спора о праве отказались внести исправления в произведенную запись, то возможно обращение в суд с заявлением о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния. Отказ органа государственной регистрации актов гражданского состояния внести исправление в произведенную запись должен быть подтвержден копией заключения этого органа.
133. Следует обратить внимание на то, что дела о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния отличаются от дел об установлении факта регистрации рождения, усыновления, брака, развода и смерти (п. 3 ч. 2 ст. 262 ГПК ЛНР).
Отличие состоит в том, что в делах о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния имеется документ, подтверждающий соответствующий факт, но в этом документе имеются ошибки или неточности.
134. Заявление о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния может быть подано любым заинтересованным лицом.
В качестве заинтересованных лиц могут выступать не только граждане, имеющие дефектный документ, выданный органами государственной регистрации актов гражданского состояния, но и, например, наследники гражданина, у которых в связи с его смертью, возникают определенные права и обязанности, а актовая запись на умершего была неточной.
Заявление по данной категории дел с учетом интересов заявителя подается в суд по месту жительства заявителя независимо от того, в каком органе государственной регистрации актов гражданского состояния регистрировался акт, нуждающийся в исправлении.
В заявлении, подаваемом в суд, должно быть указано, в чем именно заключается неправильность записи актов гражданского состояния, когда и каким органом государственной регистрации актов гражданского состояния было отказано в исправлении произведенной записи (ст. 301 ГПК ЛНР).
135. Суд вправе рассматривать данные дела при наличии следующих условий:
а) отсутствии спора о праве;
б) отказе органа государственной регистрации актов гражданского состояния внести исправление в произведенную запись (ст. 301 ГПК ЛНР).
В случае обнаружения судом данных о наличии спора о праве, суд должен оставить заявление без рассмотрения и разъяснить заинтересованным лицам их право обратиться в суд на общих основаниях, путем подачи соответствующего искового заявления.
Придя к выводу о неправильности записи акта гражданского состояния, суд выносит решение, которым удовлетворяет заявление заинтересованного лица.
136. Поскольку решение суда, которым установлена неправильность записи в акте гражданского состояния, служит основанием для исправления или изменения неправильной записи органами государственной регистрации актов гражданского состояния, то резолютивная часть решения должна быть четко изложена.
Так, в решении должно быть указано, какая запись является неправильной, в отношении какого лица (каких лиц) она составлена, каким органом государственной регистрации актов гражданского состояния и когда.
На основании судебного решения соответствующий орган государственной регистрации актов гражданского состояния обязан внести исправление в соответствующую запись в книгах записей актов гражданского состояния или изменить такую запись.
XX. Рассмотрение заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении
137. Нотариальная деятельность призвана обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами и должностными лицами, уполномоченными на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Луганской Народной Республики.
138. Заинтересованное лицо, считающее неправильными совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать заявление об этом в суд (ст. 303 ГПК ЛНР).
Заявление подается в суд по месту нахождения нотариуса или по месту нахождения должностного лица, уполномоченного на совершение нотариальных действий.
Заявления о неправильном удостоверении завещаний, доверенностей или об отказе в их удостоверении должностными лицами, указанными в законах (ст. 1250 ГК ЛНР), подаются в суд по месту нахождения соответственно госпиталя, больницы, санатория, другого стационарного лечебного учреждения, учреждения социального обслуживания, в том числе дома для престарелых и инвалидов, учреждения социальной защиты населения; экспедиции, воинской части, соединения, учреждения и военно-учебного заведения, места лишения свободы.
Заявление о неправильном удостоверении завещания или отказ в его удостоверении капитаном морского судна, судна смешанного плавания или судна внутреннего плавания, плавающих под Государственным флагом Луганской Народной Республики, подается в суд по месту порта приписки судна.
139. Обратиться в суд с заявлением о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении вправе те лица, в отношении которых были совершены или должны быть совершены нотариальные действия, а также лица, которые непосредственно принимали участие в совершении нотариальных действий.
В случае обращения в суд с заявлением лица, не участвовавшего в нотариальном действии или не обращавшегося с просьбой, в которой нотариальный орган ему отказал, суд должен отказать в принятии данного заявления в силу п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК ЛНР.
140. Законом установлен десятидневный срок на подачу заявления.
Данный срок исчисляется со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в совершении нотариального действия.
В случаях пропуска установленного в ч. 2 ст. 303 ГПК ЛНР срока по уважительным причинам заявитель может обратиться в суд с просьбой о восстановлении данного срока.
141. В заявлении, подаваемом в суд, должно быть указано на то, какое нотариальное действие было совершено или в совершении какого действия было отказано, какой нотариальный орган совершил нотариальное действие или отказался его совершить, обстоятельства и подтверждающие их доказательства неправильности совершенного нотариального действия.
Заявление должно содержать просьбу заявителя об отмене нотариального действия или об обязанности нотариуса или другого должностного лица, уполномоченного на совершение нотариальных действий, совершить соответствующее нотариальное действие.
К заявлению следует приложить письменный отказ нотариального органа совершить определенное нотариальное действие.
142. Заявление рассматривается судом с участием заявителя, а также нотариуса или другого должностного лица, совершившего нотариальное действие или отказавшегося его совершить. Указанные лица извещаются о времени и месте судебного разбирательства, однако их неявка не служит препятствием для рассмотрения заявления (ст. 304 ГПК ЛНР).
143. В случае удовлетворения заявления суд своим решением отменяет совершенное нотариальное действие или обязывает выполнить такое действие.
144. Необходимо обратить внимание на последствия отказа нотариуса выдать свидетельство о праве на наследство.
В случае когда наследник фактически принял наследство и представил в нотариальную контору необходимые документы, однако ему было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство, его жалоба на отказ в совершении нотариального действия рассматривается по правилам, предусмотренным гл. 34 "Рассмотрение заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении" ГПК ЛНР.
Если же у наследника, фактически принявшего наследство, отсутствуют документы, необходимые для получения свидетельства о праве на наследство, и нет возможности получить их иным путем, заявление об установлении факта принятия наследства рассматривается по правилам, предусмотренным гл. 26 "Установление фактов, имеющих юридическое значение" ГПК ЛНР.
XXI. Восстановление утраченного судебного производства
145. Случается, что в результате пожара, наводнения, иных стихийных бедствий, противоправных действий лиц, судебное производство по гражданскому делу полностью или в части утрачивается.
Восстановление утраченного производства возможно только в судебном порядке по правилам, установленным в гл. 35 ГПК ЛНР.
Восстановление утраченного судебного производства возможно по всем категориям дел.
146. В соответствии со ст. 306 ГПК ЛНР восстановлению подлежит только утраченное судебное производство по гражданскому делу, оконченное принятием решения суда или вынесением определения о прекращении судебного производства по делу.
Под утраченным судебным производством понимается совокупность документов, составляющих материалы конкретного гражданского дела, рассматривавшегося в исковом, приказном производстве, особом производстве.
147. Заявление о восстановлении утраченного производства подается лишь лицами, участвующими в деле, в суд, принявший решение по существу спора или вынесший определение о прекращении производства по делу.
Статья 306 ГПК ЛНР не предоставляет такого права ни суду, ни лицам, не участвующим в деле, чьи права и законные интересы были нарушены судебными постановлениями.
148. Восстановлено может быть как все, так и часть утраченного судебного производства любой судебной инстанции. Требования об объеме восстановления утраченного судебного производства определяются непосредственно заявителем.
149. В заявлении о восстановлении утраченного производства должно быть указано: о восстановлении какого именно судебного производства просит заявитель; было ли принято судом решение по существу или производство по делу прекращалось; какое процессуальное положение занимал заявитель; кто еще принимал участие в деле и в каком процессуальном положении; место жительства или место нахождения этих лиц; что известно заявителю об обстоятельствах утраты производства; о месте нахождения копий документов производства или сведений о них; восстановление каких именно документов заявитель считает необходимым; для какой цели необходимо их восстановление (абз. 1 ч. 2 ст. 307 ГПК ЛНР).
Указание на цель восстановления утраченного производства является обязательным условием принятия заявления. Если в заявлении отсутствует такое указание, то суд оставляет заявление без движения и предоставляет срок, необходимый для изложения цели заявителем.
Если же указанная заявителем цель обращения не связана с защитой его прав и законных интересов, суд отказывает в возбуждении дела о восстановлении утраченного судебного производства или мотивированным определением оставляет заявление без рассмотрения в случае возбуждения дела.
Заявителю необходимо приложить к заявлению сохранившиеся и имеющие отношение к делу документы или их копии, даже если они не заверены в установленном порядке (абз. 2 ч. 2 ст. 307 ГПК ЛНР).
150. Если собранных судом материалов достаточно для точного восстановления судебного постановления, связанного с утраченным судебным производством, то решение или определение суда о прекращении судебного производства, если оно принималось по делу, подлежит восстановлению.
В решении суда о восстановлении утраченного решения суда или определения суда о прекращении судебного производства указывается, на основании каких данных, представленных суду и исследованных в судебном заседании с участием всех участников процесса по утраченному производству, суд считает установленным содержание восстанавливаемого судебного постановления.
В мотивировочной части решения суда о восстановлении утраченного судебного производства также указываются выводы суда о доказанности обстоятельств, которые обсуждались судом, и о том, какие процессуальные действия совершались по утраченному производству.
151. В соответствии со ст. 309 ГПК ЛНР судебное производство, утраченное до рассмотрения дела по существу, не подлежит восстановлению. В этом случае истец вправе предъявить новое исковое заявление.
В определении суда о возбуждении дела по новому иску в связи с утратой судебного производства данное обстоятельство должно быть обязательно отражено.
При рассмотрении дела по новому иску суд использует сохранившиеся части судебного производства: документы, выданные гражданам, организациям из дела до утраты производства, копии этих документов, другие документы, имеющие отношение к делу.
152. При недостаточности собранных материалов суд определением прекращает производство по делу о восстановлении утраченного судебного производства и разъясняет лицам, участвующим в деле, право предъявить иск в общем порядке.
153. Суд также прекращает производство по делу о восстановлении утраченного судебного производства, если срок предъявления исполнительного листа к исполнению истек и судом не восстанавливается.
154. В случае обращения в суд с заведомо ложным заявлением, судебные расходы, связанные с возбуждением дела по заявлению о восстановлении утраченного судебного производства, взыскиваются с заявителя.
Председатель Верховного Суда |
С.С. Трифанова |
Секретарь Пленума, |
Б.Ф. Кошелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Пленума Верховного Суда Луганской Народной Республики от 11 декабря 2019 г. N 24 "О применении судами Луганской Народной Республики при рассмотрении гражданских дел положения Гражданского процессуального кодекса Луганской Народной Республики "Об особом производстве"
Опубликование:
официальный сайт Верховного Суда ЛНР (supcourtlnr.su) 18 декабря 2019 г.