В соответствии со статьей 80 Конституции Луганской Народной Республики от 18 мая 2014 года N 1-I, статьей 5 Закона Луганской Народной Республики от 29 мая 2015 года N 35-II "О Верховном Суде Луганской Народной Республики", в связи с принятием и введением в действие Закона Луганской Народной Республики от 3 июня 2021 года N 284-III "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Луганской Народной Республики", Пленум Верховного Суда Луганской Народной Республики постановляет дать следующие разъяснения:
1. Пересмотр в порядке надзора судебных постановлений, вступивших в законную силу, имеет большое значение для правильного, единообразного применения закона и исправления ошибок, допускаемых судами, для дальнейшего укрепления законности, охраны прав и законных интересов граждан, юридических лиц.
В соответствии со статьей 357 ГПК ЛНР судом надзорной инстанции является Президиум Верховного Суда Луганской Народной Республики.
Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены данными судебными постановлениями.
Путем подачи надзорной жалобы непосредственно в суд надзорной инстанции могут быть обжалованы решения и определения Верховного Суда Луганской Народной Республики, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения; определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Луганской Народной Республики; определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Луганской Народной Республики и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Луганской Народной Республики, вынесенные ими в кассационном порядке.
При этом под определениями Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Луганской Народной Республики и определениями Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Луганской Народной Республики, вынесенными ими в кассационном порядке необходимо понимать определения указанных судебных коллегий принятые по существу спора. Другие определения, принимаемые названными судебными коллегиями в кассационном порядке, по результатам изучения кассационных жалоб, обжалованию в порядке надзора не подлежат.
2. Право на обращение в Президиум Верховного Суда Луганской Народной Республики с представлением в порядке надзора о пересмотре названных судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, также имеют Генеральный прокурор Луганской Народной Республики и его заместители.
3. Согласно части 1 статьи 367 ГПК ЛНР Председатель Верховного Суда Луганской Народной Республики или заместитель Председателя Верховного Суда Луганской Народной Республики по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум Верховного Суда Луганской Народной Республики представление о пересмотре данных судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных данным Кодексом, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили данные права.
4. Необходимо учитывать, что производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений в порядке надзора, как дополнительный способ обеспечения правосудности судебных постановлений, предполагает возможность его использования только в случае, если заинтересованными лицами были исчерпаны иные установленные ГПК ЛНР способы обжалования судебного постановления до его вступления в законную силу (часть 2 статьи 357 ГПК ЛНР).
Под иными способами обжалования судебного постановления в данном случае следует понимать обжалование его в апелляционном и кассационном порядке. При этом иные способы обжалования признаются исчерпанными, если дело рассмотрено судом апелляционной инстанции по существу и вынесено апелляционное определение, а также пересмотрено судом кассационной инстанции с принятием судебного постановления по существу спора.
Если дело рассматривалось в апелляционном или кассационном порядке, то судебные постановления по делу могут быть обжалованы в порядке надзора не только лицом, по жалобе которого дело проверялось судом второй инстанции, но и другим участвующим в деле лицом, не подававшим апелляционную или кассационную жалобу. Это положение относится и к лицам, не принимавшим участия в деле, чьи права и законные интересы нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.
5. Надзорные жалоба или представление прокурора на судебные постановления, не прошедшие стадию апелляционного или кассационного обжалования, подлежат возвращению без рассмотрения по существу определением судьи на основании пункта 5 части 1 статьи 360 ГПК ЛНР, как поданные с нарушением правил, установленных статьей 357 ГПК ЛНР, поскольку поданы на судебные постановления, не указанные в части 2 статьи 357 ГПК ЛНР.
6. В соответствии с частью 2 статьи 358 ГПК ЛНР судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу.
Указанный трехмесячный срок начинает исчисляться на следующий день после вступления судебных постановлений в законную силу и истекает в соответствующее число последнего месяца данного срока. При этом если последний месяц срока такого числа не имеет, срок истекает в последний день этого месяца. В том случае, если последний день трехмесячного срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день. Срок не считается пропущенным, если надзорная жалоба или представление прокурора были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня срока (часть 3 статьи 107, статья 108 ГПК ЛНР).
Исходя из смысла названной нормы, возврат надзорных жалобы или представления прокурора без рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции, не прерывает течение установленного трехмесячного срока для обжалования в надзорном порядке судебного постановления.
Время рассмотрения надзорных жалобы или представления прокурора в суде надзорной инстанции при исчислении названного срока учитываться не должно, так как оно не зависит от лица, подавшего надзорную жалобу, или прокурора, подавшего представление.
7. Надзорные жалоба или представление прокурора, поданные по истечении трехмесячного срока, подлежат возвращению без рассмотрения по существу определением судьи подавшему их лицу (пункт 3 части 1 статьи 360 ГПК ЛНР), если отсутствует просьба о восстановлении пропущенного срока, либо в случае, если в восстановлении пропущенного срока отказано.
Жалоба или представление прокурора, указанные в части 1 статьи 367 ГПК ЛНР настоящей статьи, могут быть поданы в течение шести месяцев со дня вступления обжалуемых судебных постановлений в законную силу.
Пропущенный срок подачи такой жалобы или представления прокурора, может быть восстановлен в порядке, предусмотренном частями 3 и 4 статьи 358 ГПК ЛНР.
8. В соответствии с частью 4 статьи 112 ГПК ЛНР заявление лиц, названных в части 1 статьи 357 ГПК ЛНР, о восстановлении пропущенного процессуального срока, установленного частью 2 статьи 358 подается непосредственно в суд надзорной инстанции. Указанный срок может быть восстановлен по заявлению, как физического лица, так и организации только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи надзорных жалобы, представления в установленный срок. В отношении физических лиц к таким обстоятельствам могут относиться тяжелая болезнь, беспомощное состояние и иные, относящиеся к личности заявителя обстоятельства. В отношении организации такими обстоятельствами с учетом наличия у нее объективно больших по сравнению с физическим лицом возможностей для соблюдения срока на обжалование могут быть признаны любые обстоятельства, не зависящие от воли ее руководителей и/или сотрудников, исключающие возможность своевременной подачи надзорной жалобы.
В определении о восстановлении или об отказе в восстановлении срока на обжалование судье следует подробно изложить мотивы принятого решения. При этом надлежит иметь в виду, что заявление о восстановлении срока на обжалование может быть удовлетворено при условии возникновения указанных обстоятельств в период не позднее одного года со дня вступления обжалуемого судебного постановления в законную силу.
Обстоятельства, связанные с пропуском срока на подачу жалобы, представления в порядке надзора, возникшие за пределами годичного срока, не имеют правового значения и не подлежат проверке.
9. Часть первая статьи 360 ГПК ЛНР предусматривает основания возвращения надзорных жалоб, представления без рассмотрения.
Пункт 1 части 1 статьи 360 ГПК ЛНР предусматривает возможность возврата надзорных жалобы, представления в случае несоответствия ее требованиям статьи 359 ГПК ЛНР.
Статьей 359 ГПК ЛНР установлены требования к форме и содержанию надзорных жалобы, представлению, поэтому в первую очередь должно быть проверено соответствие поступившей жалобы требованиям статьи 359 ГПК ЛНР.
Надзорные жалоба, представление подлежат возврату на основании пункта 2 части 1 статьи 360 ГПК ЛНР, если она подана лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции.
При этом с учетом того, что право на обжалование судебного постановления в надзорном порядке возникает в случае соблюдения предварительного апелляционного и кассационного обжалования с принятием этими судебными инстанциями судебных постановлений по существу спора, несоблюдение данного порядка является основанием в таких случаях считать лиц, обратившихся с надзорными жалобой, представлением лицами, не имеющими права на обращение в суд надзорной инстанции.
Пункт 4 части 1 статьи 360 ГПК ЛНР предусматривает возврат надзорных жалобы, представления, если от лица ее подавшего, поступила просьба об ее возврате, либо предоставлен отзыв надзорных жалобы, представления.
При этом следует иметь в виду, если просьба о возврате либо отзыве надзорных жалобы, представления поступила до принятия судьей, изучающим данные жалобу, представление решения о передаче либо отказе в передаче для рассмотрения в суде надзорной инстанции, такие жалоба, представление подлежат возврату без принятия одного из указанных решений.
Если такая просьба поступила после передачи надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции, то в этом случае в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 368 ГПК ЛНР надзорные жалоба, представление подлежат оставлению без рассмотрения судом надзорной инстанции.
10. В соответствии со статьей 361 ГПК ЛНР судья Верховного Суда Луганской Народной Республики изучает надзорные жалобу или представление прокурора по материалам, приложенным к ним, либо по материалам истребованного в необходимых случаях дела.
Истребование дела оформляется запросом судьи, рассматривающего надзорные жалобу или представление, и подлежит незамедлительному исполнению.
Приостановление исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции допустимо только при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве (часть 1 статьи 361 ГПК ЛНР).
Вопросы об истребовании дела и о приостановлении исполнения судебного постановления могут разрешаться судьей как одновременно, так и в разное время в зависимости от момента поступления просьбы о приостановлении исполнения обжалуемого в порядке надзора судебного постановления. По своей инициативе судья не вправе приостанавливать исполнение судебного постановления.
11. Следует иметь в виду, что приобщенные к надзорным жалобе, представлению документы, которые не были исследованы и оценены судом первой инстанции, а в определенных случаях и судом второй инстанции, не могут учитываться при принятии решения по надзорным жалобе, представлению.
12. По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда Луганской Народной Республики выносит определение:
1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Луганской Народной Республики, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
2) о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Луганской Народной Республики.
Указанные определения обжалованию не подлежат, однако Председатель Верховного Суда Луганской Народной Республики, заместитель Председателя Верховного Суда Луганской Народной Республики по обращению лица, подавшего надзорные жалобу, представление вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Луганской Народной Республики об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Луганской Народной Республики и до истечения срока подачи надзорных жалобы, представления на обжалуемый судебный акт вынести определение об отмене данного определения и о передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Луганской Народной Республики. Время рассмотрения этих жалобы, представления в Верховном Суде Луганской Народной Республики при исчислении данного срока не учитывается.
Определения судьи об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Луганской Народной Республики, либо о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Луганской Народной Республики по форме и содержанию должны соответствовать требованиям статей 363, 364 ГПК ЛНР.
13. Порядок и срок рассмотрения надзорных жалобы, представления в судебном заседании суда надзорной инстанции установлен статьей 366 ГПК ЛНР.
Дело по представлению Председателя Верховного Суда Луганской Народной Республики или заместителя Председателя Верховного Суда Луганской Народной Республики рассматривается Президиумом Верховного Суда Луганской Народной Республики также в порядке, предусмотренном статьей 366 ГПК ЛНР.
Председатель Верховного Суда Луганской Народной Республики или заместитель Председателя Верховного Суда Луганской Народной Республики, внесший представление, не может участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда Луганской Народной Республики дела, о пересмотре которого им внесено представление.
Статья 365 ГПК ЛНР содержит основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора, согласно которой судебные постановления, указанные в части 2 статьи 357 ГПК ЛНР, подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда Луганской Народной Республики установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление существенно нарушает:
1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Луганской Народной Республики, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Луганской Народной Республики;
2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
3) единообразие в толковании и применении судами норм права.
По смыслу статьи 365 ГПК ЛНР нарушением, являющимся основанием для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора, может быть признано существенное нарушение норм материального и процессуального права из числа указанных в статье 328 ГПК ЛНР.
Так, такими существенными нарушениями могут быть признаны нарушения норм материального права в случае, если: суд не применил закон, подлежащий применению; суд применил закон, не подлежащий применению; суд неправильно истолковал закон.
Существенными нарушениями также могут быть признаны нарушения норм процессуального права в случае, если: дело рассмотрено судом в незаконном составе; дело рассмотрено судом в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных о времени и месте судебного заседания; при рассмотрении дела были нарушены правила о языке, на котором ведется судебное производство; суд разрешил вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые указаны в решении суда; решение суда принято не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело; в деле отсутствует протокол судебного заседания; при принятии решения суда были нарушены правила о тайне совещания судей.
Следует иметь в виду, что отмена или изменение судебного постановления в порядке надзора допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления. Иная точка зрения суда надзорной инстанции на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения судебного постановления нижестоящего суда.
14. Полномочия Президиума Верховного Суда Луганской Народной Республики при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора определены частью 1 статьи 368 ГПК ЛНР, согласно которой суд надзорной инстанции, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе:
1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Верховного Суда Луганской Народной Республики может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;
6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 360 ГПК ЛНР.
15. При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Луганской Народной Республики проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 368 ГПК ЛНР суд надзорной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.
В то же время, если обжалуемая часть решения обусловлена другой его частью, которая не обжалуется заявителем, то эта часть решения также подлежит проверке судом надзорной инстанции, независимо от наличия просьбы лица, подавшего жалобу.
В интересах законности Президиум Верховного Суда Луганской Народной Республики вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления.
При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Луганской Народной Республики не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Указания Президиума Верховного Суда Луганской Народной Республики о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
Принимаемое судом надзорной инстанции судебное постановление должно по форме и содержанию соответствовать статье 369 ГПК ЛНР.
В постановлении суда надзорной инстанции должны быть четко изложены основания к отмене судебных постановлений нижестоящего суда, указано, какие допущены нарушения.
Надзорная инстанция в соответствии со своими полномочиями вправе изменить не только резолютивную, но и мотивировочную часть судебного постановления.
Постановление суда надзорной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
16. При установлении обстоятельств, предусмотренных статьей 228 ГПК ЛНР, по которым не были приняты меры судами первой, апелляционной и кассационной инстанций, надзорная инстанция при наличии к тому оснований обязана реагировать частным определением (постановлением).
Частные определения должны выноситься также в отношении нижестоящих судов при необходимости обратить их внимание на допущенные при рассмотрении дела нарушения, если эти нарушения не повлекли отмены или изменения судебного постановления.
Председатель Верховного Суда |
С.С. Трифанова |
Секретарь Пленума, |
А.А. Полтавский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Пленума Верховного Суда Луганской Народной Республики от 17 декабря 2021 г. N 24 "О применении норм гражданского процессуального законодательства в суде надзорной инстанции"
Опубликование:
официальный сайт Верховного Суда ЛНР (supcourtlnr.su) 27 декабря 2021 г.