Конституция Луганской Народной Республики устанавливает, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Луганской Народной Республики (далее по тексту - граждане); гражданин несет военную службу в соответствии с законом (статья 52).
Конституционный долг по защите Отечества граждане вправе исполнять путем добровольного поступления на военную службу. При этом такие граждане проходят военную службу в добровольном порядке (по контракту) в соответствии с положениями Закона Луганской Народной Республики "О воинской обязанности и военной службе" от 14.06.2018 N 241-II и других нормативных правовых актов.
Анализ судебной практики свидетельствует, что суды при разрешении уголовных дел о преступлениях против военной службы в основном правильно применяют нормы Уголовного кодекса Луганской Народной Республики. Вместе с тем в практике рассмотрения судами таких дел возникают трудности в правовой оценке действий лиц, самовольно оставивших воинскую часть или место службы, либо не явившихся на службу, а также действий лиц, нарушивших правила обращения с оружием, либо правила вождения или эксплуатации боевых, специальных или транспортных машин.
В целях обеспечения правильного и единообразного применения уголовного законодательства об ответственности за нарушение установленного порядка прохождения военной службы (статьи 417, 418, 429, 430 УК ЛНР) Пленум Верховного Суда Луганской Народной Республики, руководствуясь статьей 18 Закона Луганской Народной Республики от 30.04.2015 N 18-II "О судебной системе", статьями 2 и 5 Закона Луганской Народной Республики от 29.05.2015 N 35-II "О Верховном Суде Луганской Народной Республики", постановляет дать судам следующие разъяснения:
1. В соответствии с частью 2 статьи 30 Конституция Луганской Народной Республики принудительный труд запрещен.
Согласно статье 8 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, а также статье 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, все виды военной службы не являются принудительным трудом.
Установление уголовной ответственности и ее применение за самовольное оставление части или места службы (статья 417 УК ЛНР) и дезертирство (статья 418 УК ЛНР) не затрагивают конституционного права гражданина на труд, совершившего указанные преступления, и не противоречат нормам международного права.
2. Ответственность за совершение преступлений, предусмотренных статьями 417 и 418 УК ЛНР, могут нести военнослужащие, проходящие военную службу по призыву либо в добровольном порядке (по контракту), а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов. Для признания лиц субъектами этих преступлений важное значение имеет установление в отношении их начального и конечного моментов военной службы (военных сборов).
Согласно части 2 статьи 66 Закона Луганской Народной Республики "О воинской обязанности и военной службе" положения названного Закона, регулирующие вопросы призыва граждан на военную службу и прохождения гражданами военной службы по призыву, применяются после принятия и вступления в силу закона Луганской Народной Республики, определяющего вопросы принадлежности к гражданству Луганской Народной Республики.
Военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, являются офицеры, прапорщики, сержанты и солдаты, заключившие контракт о прохождении военной службы, и которым присвоены соответствующие воинские звания (часть 1 статьи 48 Закона Луганской Народной Республики "О воинской обязанности и военной службе", пункты 2 и 3 Положения о прохождении военной службы в Народной милиции Луганской Народной Республики, утвержденного указом Главы Луганской Народной Республики от 15.10.2014 N 20/01/10/2014).
В силу пункта 3 части 8 статьи 40 Закона Луганской Народной Республики "О воинской обязанности и военной службе" для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, началом военной службы считается день вступления в силу контракта о прохождении военной службы. Окончанием военной службы, согласно части 9 указанной статьи закона считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
3. Обратить внимание судов, что ответственность по статьям 417 и 418 УК ЛНР наступает за уклонение военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы, совершенное лишь указанными в диспозициях этих статей способами (самовольное оставление части или места службы, неявка в срок без уважительных причин на службу).
4. Под оставлением части или места службы применительно к статье 417 УК ЛНР следует понимать убытие военнослужащего за пределы территории части, в которой он проходит военную службу, или уход с места службы, не совпадающего с расположением части (например, место нахождения военнослужащего в командировке или место его лечения). В случае если подразделения одной части расположены обособленно, оставление военнослужащим подразделения следует признавать оставлением части, а не места службы.
Самовольным считается оставление части или места службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, без соответствующего разрешения командира (начальника).
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, считается самовольно оставившим часть или место службы в случае ухода без соответствующего разрешения со службы в течение установленного регламентом служебного времени или установленного приказом (распоряжением) командира (начальника) времени, если этот уход не вызван служебной необходимостью. При этом для квалификации содеянного по статье 417 УК ЛНР необходимо установить наличие цели уклониться от исполнения обязанностей военной службы на срок свыше десяти суток, но не более одного месяца (часть 2), либо на срок свыше одного месяца (часть 3).
5. Под неявкой в срок без уважительных причин на службу военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, следует понимать неприбытие указанных лиц при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения на службу в срок, установленный в соответствующих документах (например, в увольнительной записке, отпускном билете).
Как неявку в срок без уважительных причин на службу военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (части 2 и 3 статьи 417 УК ЛНР), следует понимать не только неявку при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения, но и неприбытие указанных лиц на службу ко времени, установленному регламентом служебного времени или приказом (распоряжением) командира (начальника).
6. Под продолжительностью самовольного оставления части (места службы) или неявки в срок на службу, указанной в статье 417 УК ЛНР, понимается фактическое время незаконного пребывания военнослужащего вне части (места службы), исчисляемое с момента самовольного оставления части (места службы) либо истечения установленного срока явки на службу и до момента прекращения такого пребывания по воле или вопреки воле лица (например, добровольная явка в часть (к месту службы) или в органы военного управления, задержание). При этом срок незаконного пребывания военнослужащего вне части (места службы) исчисляется сутками и месяцами.
Судам следует иметь в виду, что в случае самовольного оставления части (места службы) или неявки в срок на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного календарного месяца (часть 2 статьи 417 УК ЛНР), течение срока начинается при самовольном оставлении части (места службы) с часа убытия, а при неявке в срок на службу - с часа, следующего за установленным временем явки (если час не установлен, то с ноля часов суток, следующих за датой явки), а оканчивается в час фактической явки либо задержания.
Если самовольное оставление части (места службы) или неявка в срок на службу продолжались ровно один календарный месяц, содеянное следует квалифицировать по части 2 статьи 417 УК ЛНР. При этом в расчет следует принимать календарный месяц независимо от количества содержащихся в нем дней (например, с 31 января по 28 (29) февраля или с 15 февраля по 15 марта). Течение срока начинается со дня самовольного оставления части (места службы) или истечения срока явки на службу, а оканчивается в день фактической явки либо задержания.
В части 3 статьи 417 УК ЛНР установлена ответственность за самовольное отсутствие продолжительностью свыше одного календарного месяца (например, с 15 мая по 16 июня).
7. В тех случаях когда незаконно пребывающий вне части (места службы) военнослужащий временно появляется в расположении части (в месте службы) без намерения приступить к исполнению обязанностей военной службы и фактически не приступает к их исполнению либо задерживается органами власти за совершение другого правонарушения и при этом скрывает от них наличие у него статуса военнослужащего, либо после уведомления командования о месте своего нахождения не выполняет отданные ему распоряжения и тем самым продолжает уклоняться от исполнения обязанностей военной службы, течение срока самовольного отсутствия не прерывается.
В случае если в период незаконного пребывания военнослужащего вне части (места службы) соответствующий командир (начальник) издает приказ об исключении такого лица из списков личного состава воинской части, срок самовольного отсутствия также не прерывается, поскольку законных оснований для издания этого приказа не имелось.
8. Если военнослужащий имел намерение самовольно отсутствовать в части (в месте службы) в пределах сроков, установленных частями 2 и 3 статьи 417 УК ЛНР, но был задержан до истечения этих сроков, содеянное следует квалифицировать как покушение на соответствующее преступление в зависимости от направленности умысла лица, уклонившегося от военной службы. При этом фактическая продолжительность самовольного отсутствия для квалификации его действий значения не имеет и может составлять менее десяти суток.
В случае когда лицо добровольно возвращается в часть (к месту службы) до окончания срока, в течение которого оно намеревалось самовольно отсутствовать, содеянное подлежит квалификации по соответствующим частям статьи 417 УК ЛНР в зависимости от фактической продолжительности самовольного отсутствия. Если при этом лицо находилось вне части (места службы) не свыше десяти суток, содеянное не является уголовно наказуемым, а признается грубым дисциплинарным проступком.
9. При разграничении преступлений, предусмотренных статьями 417 и 418 УК ЛНР, судам необходимо исходить из того, что ответственность по статье 417 УК ЛНР наступает лишь при наличии у лица намерения временно уклониться от исполнения обязанностей военной службы и по истечении определенного срока возвратиться в часть (к месту службы) для прохождения военной службы. При дезертирстве (статья 418 УК ЛНР) лицо имеет цель вовсе уклониться от исполнения обязанностей военной службы. Если такая цель появилась у военнослужащего после самовольного оставления части (места службы), содеянное следует квалифицировать только как дезертирство.
Об умысле на дезертирство могут свидетельствовать такие обстоятельства, как приобретение или изготовление лицом подложных документов, удостоверяющих личность либо свидетельствующих о том, что гражданин прослужил установленный законом срок военной службы, устройство на работу, выезд за пределы Луганской Народной Республики и т.п.
10. Под оружием, вверенным по службе (часть 2 статьи 418 УК ЛНР), следует понимать оружие, которым лицо обладает правомерно в силу возложенных на него обязанностей военной службы (например, оружие, выданное для несения службы в карауле либо на линии боевого соприкосновения, в пограничном наряде по охране государственной границы Луганской Народной Республики либо для выполнения боевого задания).
Дезертирство военнослужащего с оружием, вверенным ему по службе, при отсутствии признаков его хищения подлежит квалификации только по части 2 статьи 418 УК ЛНР, а при наличии признаков хищения - по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующей частью статьи 273 и частью 2 статьи 418 УК ЛНР.
11. При квалификации дезертирства, совершенного группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, необходимо учитывать соответствующие положения статьи 35 УК ЛНР.
Дезертирство считается совершенным группой лиц по предварительному сговору в случае участия в нем двух и более лиц (военнослужащих), заранее договорившихся о его совместном совершении. Если судом не установлено, что лица, одновременно совершившие дезертирство, действовали совместно и в соответствии с заранее достигнутой договоренностью, содеянное каждым из них следует квалифицировать по части 1 статьи 418 УК ЛНР при отсутствии иных квалифицирующих признаков, предусмотренных частью 2 статьи 418 УК ЛНР.
Если организатор, подстрекатель или пособник непосредственно не участвовал в совершении дезертирства, содеянное исполнителем не может квалифицироваться как преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору. В этих случаях в силу части 3 статьи 34 УК ЛНР действия организатора, подстрекателя или пособника следует квалифицировать со ссылкой на соответствующую часть статьи 33 УК ЛНР.
Дезертирство признается совершенным организованной группой в случаях, когда в нем участвовала устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения дезертирства. Об устойчивости организованной группы могут свидетельствовать, в частности, такие признаки, как наличие в ее составе организатора (руководителя), наличие заранее разработанного плана совместного совершения дезертирства, предварительная подготовка (например, изготовление документов, приобретение гражданской одежды, определение места пребывания или работы), распределение функций между членами группы, длительность подготовки данного преступления.
12. Судам следует иметь в виду, что согласно примечаниям к статьям 417 и 418 УК ЛНР военнослужащие, впервые совершившие самовольное оставление части (места службы) или дезертирство, предусмотренное частью 1 статьи 418 УК ЛНР, вследствие стечения тяжелых обстоятельств, могут быть освобождены от уголовной ответственности.
Под стечением тяжелых обстоятельств следует понимать объективно существовавшие на момент самовольного оставления части (места службы) неблагоприятные жизненные ситуации личного, семейного или служебного характера, воспринимавшиеся военнослужащим как негативные обстоятельства, под воздействием которых он принял решение совершить преступление. К ним могут относиться, в частности, такие жизненные обстоятельства, которые обусловливают необходимость незамедлительного прибытия военнослужащего к месту нахождения близких родственников (тяжелое состояние здоровья отца, матери или других близких родственников, похороны указанных лиц и др.) либо существенно затрудняют его пребывание в части (в месте службы) в силу различных причин (например, из-за неуставных действий в отношении военнослужащего, невозможности получить медицинскую помощь).
Если тяжелые обстоятельства устранены или отпали (например, отпала необходимость ухода за близким родственником), а военнослужащий продолжает незаконно пребывать вне части (места службы), за последующее уклонение от военной службы он подлежит уголовной ответственности на общих основаниях.
13. Самовольное оставление части (места службы) вследствие стечения тяжелых обстоятельств может совершаться в состоянии крайней необходимости (статья 39 УК ЛНР). Например, самовольное оставление части (места службы) вследствие применения к военнослужащему насилия со стороны сослуживцев или командиров, когда в конкретной ситуации у него отсутствовала возможность иным способом сохранить жизнь или здоровье. В этом случае суд постановляет оправдательный приговор ввиду отсутствия в деянии состава преступления.
14. Разъяснить, что необходимым условием уголовной ответственности за неявку в срок на военную службу (статья 417 УК ЛНР) является отсутствие уважительных причин.
К уважительным причинам в этих случаях при условии их документального подтверждения следует относить: заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина; иные причины, признанные уважительными судом.
В случае установления по делу уважительности причины неявки в срок на военную службу суд постановляет оправдательный приговор ввиду отсутствия в деянии состава преступления.
15. Преступление, предусмотренное статьей 418 УК ЛНР, является длящимся. В случае если лицо не явилось с повинной или не было задержано, указанные преступления оканчиваются вследствие отпадения у него обязанностей по прохождению военной службы. Таким моментом для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, дезертирство будет оконченным преступлением по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, установленного статьей 51 Закона Луганской Народной Республики "О воинской обязанности и военной службе", в зависимости от воинского звания (например, в случае совершения дезертирства военнослужащим мужского пола, имеющим воинское звание "сержант", преступление будет оконченным с момента достижения этим лицом возраста 50 лет).
16. Если преступление, предусмотренное статьей 418 УК ЛНР, в силу отпадения у лица соответствующих обязанностей окончены, но при этом оно уклоняется от следствия или суда, течение сроков давности приостанавливается. В этом случае течение сроков давности возобновляется с момента задержания указанного лица или явки его с повинной (часть 3 статьи 81 УК ЛНР).
17. Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих (статья 429 УК ЛНР), характеризуется тем, что военнослужащий при обращении с ними не соблюдает специальные правила предосторожности, что может привести к гибели и увечьям людей, уничтожению военного имущества, срыву воинских мероприятий и другим тяжким последствиям.
18. Квалифицируя действия лица как нарушение правил обращения с оружием (статья 429 УК ЛНР), судам необходимо исходить из того, что военнослужащий обязан неукоснительно соблюдать эти правила, то есть меры безопасности при обращении с оружием, а также правовые основания, порядок, условия и пределы его применения, установленные статьями 13 и 14 Устава внутренней службы Народной милиции Луганской Народной Республики, утвержденного указом Главы Луганской Народной Республики от 20.01.2015 N 12/01/01/15, статьи 13 Положения о Народной милиции Луганской Народной Республики, утвержденного указом Главы Луганской Народной Республики от 15.10.2014 N 19/01/10/14, статьями 19, 21-23 Закона Луганской Народной Республики "О Министерстве государственной безопасности Луганской Народной Республики" от 08.10.2018 N 267-II, а также ведомственными нормативными правовыми актами Народной милиции ЛНР и Министерства государственной безопасности ЛНР.
При этом в приговоре должны быть указаны конкретные нормы (пункт, часть, статья), закрепляющие правила обращения с оружием, нарушение которых повлекло наступление общественно опасных последствий, предусмотренных частями 1, 2 или 3 статьи 429 УК ЛНР.
19. В тех случаях когда для решения вопроса о том, являются ли оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами или взрывными устройствами предметы, неосторожное обращение с которыми повлекло наступление общественно опасных последствий, предусмотренных статьей 429 УК ЛНР, требуются специальные познания, по делу необходимо проведение судебной экспертизы.
20. Преступление, предусмотренное в статье 429 УК ЛНР, является неосторожным и совершается по легкомыслию или небрежности (статья 26 УК ЛНР) в зависимости от конкретных обстоятельств уголовного дела. Между действиями лица, направленными на нарушение правил обращения с оружием, и наступлением общественно опасных последствий, предусмотренных частями 1, 2 или 3 статьи 429 УК ЛНР, должна быть установлена прямая причинно-следственная связь.
21. Составы преступлений, предусмотренные частями 2 и 3 статьи 429 УК ЛНР, являются специальными по отношению к составам преступлений, предусмотренным частями 1, 2 и 3 статьи 117 УК ЛНР, и не образуют совокупности преступлений при нарушении военнослужащим правил обращения с оружием, повлекшем по неосторожности смерть человека, либо двух или более лиц.
В тех случаях когда военнослужащий умышленно, с целью причинения смерти, произвел выстрел из оружия в потерпевшего, в результате которого наступает смерть последнего, действия военнослужащего подлежат квалификации только по соответствующей части статьи 113 УК ЛНР (в отдельных случаях по статьям 115 или 116 УК ЛНР), и не требуют дополнительной квалификации по части 2 статьи 429 УК ЛНР.
В судебной практике важное значение имеет отграничение убийства (статьи 113, 115 и 116 УК ЛНР) от нарушения правил обращения с оружием, повлекшего по неосторожности смерть человека, двух или более лиц (часть 2 и 3 статьи 429 УК ЛНР). При этом для квалификации действий лица по соответствующей части статьи 113 УК ЛНР установление мотива и цели умышленного причинения смерти потерпевшему и отражение их в приговоре, а также определение их уголовно-правового значения является обязательным для суда при рассмотрении уголовного дела. В то же время преступления, предусмотренные частью 2 и 3 статьи 429 УК ЛНР, совершаются с неосторожной формой вины, в связи с чем такие признаки субъективной стороны состава преступления, как мотив и цель, не могут иметь место в действиях лица.
Решая вопрос о наличии или отсутствии у виновного умысла (прямого или косвенного) на причинение смерти другому человеку, судам также следует исходить из совокупности всех обстоятельств дела и принимать во внимание те из них, которые могут свидетельствовать о желании или сознательном допущении виновным смерти потерпевшего. Необходимо учитывать расстояние и дистанцию, с которых произведены выстрелы, взаимное расположение стрелявшего и потерпевшего, количество и локализацию огнестрельных ранений, причины прекращения действий со стороны виновного, его взаимоотношения с потерпевшим и их поведение, которое предшествовало преступлению, а также последующее поведение виновного после применения оружия. Кроме того, необходимо проверять исправность огнестрельного оружия, из которого произведены выстрелы, путем проведения судебной баллистической экспертизы.
22. Обратить внимание судов, что состав преступления, предусмотренный статьей 430 УК ЛНР, является специальным по отношению к составу преступления, предусмотренному статьей 325 УК ЛНР.
Определяющее значение для квалификации действий виновного по статье 430 УК ЛНР, а не по статье 325 УК ЛНР, имеют два условия: совершение преступления специальным субъектом - военнослужащим, и нарушение правил вождения либо эксплуатации именно боевой, специальной или транспортной машины (далее по тексту - военные машины). Не соблюдение хотя бы одного из указанных условий не образует данного состава преступления, и при наличии к тому достаточных оснований действия виновного должны быть квалифицированы по соответствующей части статьи 325 УК ЛНР.
23. Боевые машины - танки, бронетранспортеры, самоходные артиллерийские и ракетные установки, машины, предназначенные для буксирования артиллерийских систем и прицепов с аппаратурой управления огнем и др.
Специальные машины - самоходные технические средства, предназначенные для выполнения специальных функций: инженерных, медицинских, ремонтных, научно-исследовательских и др.
К транспортным относятся машины, предназначенные для перевозки личного состава, вооружения, боеприпасов, военно-технического имущества, а также машины, используемые для повседневного хозяйственного, культурно-бытового, медицинского и другого обслуживания воинских подразделений.
24. Уголовная ответственность за преступление, предусмотренное статьей 430 УК ЛНР, может иметь место лишь при условии наступления последствий, указанных в этой статье, и если эти последствия находятся в причинной связи с допущенными военнослужащим нарушениями правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины.
Диспозиция статьи 430 УК ЛНР бланкетная. Поэтому для установления в действиях лица данного состава преступления необходимо обращение к конкретным нормативным правовым актам, регламентирующим правила вождения или эксплуатации военной машины, а также установление принадлежности транспорта воинским подразделениям.
Правила вождения и эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины наряду с Правилами дорожного движения Луганской Народной Республики, утвержденными постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 15.05.2018 N 274/18, могут регламентироваться различными ведомственными нормативными правовыми актами (наставлениями и инструкциями по эксплуатации отдельных видов военной техники).
С объективной стороны преступление выражается в деянии (нарушении правил двух видов: вождения машин и эксплуатации машин), наступлении последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека (часть 1 статьи 430 УК ЛНР), смерти человека (часть 2 статьи 430 УК ЛНР) и смерти двух или более лиц (часть 3 статьи 430 УК ЛНР), а также причинно-следственной связи между действиями лица и наступившими последствиями. Причинение вреда жизни и здоровью охватывается составом этого преступления и не требует дополнительной квалификации по статьям, предусматривающим ответственность за преступления против личности.
Нарушение правил вождения выражается в неправильных действиях военнослужащего, управляющего военной машиной (превышение скорости, нарушение правил обгона, проезд на запрещающий сигнал светофора и др.).
Нарушением правил эксплуатации признается несоблюдение технических норм и правил, обеспечивающих безопасное использование военных машин в процессе их движения (допуск к управлению лиц, находящихся в состоянии опьянения, выпуск из парка военных машин, имеющих техническую неисправность, перевозка пассажиров на необорудованном для этого транспорте и т.д.).
25. Нарушение военнослужащим правил вождения транспортного средства, не являющегося боевой, специальной или транспортной машиной, равно как и нарушение лицом, не являющемся военнослужащим, правил вождения боевой, специальной или транспортной машины подпадают под признаки состава преступления, предусмотренного статьей 325 УК ЛНР.
26. При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьей 430 УК ЛНР, судам следует указывать в приговоре, нарушение каких конкретно пунктов Правил дорожного движения, правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины повлекло наступление последствий, указанных в статье 430 УК ЛНР, и в чем конкретно выразилось это нарушение.
Если в обвинительное заключение включены отдельные пункты названных правил, нарушения положений которых не соответствуют установленным в судебном заседании фактическим обстоятельствам дела, либо в обвинительном заключении не указаны конкретные пункты правил, нарушение которых повлекло наступление предусмотренных статьей 430 УК ЛНР последствий, суд, исходя из положений статьи 255 УПК ЛНР, по ходатайству стороны или по собственной инициативе вправе возвратить уголовное дело прокурору для предъявления обвинения с указанием конкретных пунктов правил, нарушение которых повлекло указанные в статье 430 УК ЛНР последствия.
27. Обратить внимание судов на то, что при исследовании причин создавшейся аварийной обстановки необходимо установить, какие пункты правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств нарушены и какие нарушения находятся в причинной связи с наступившими последствиями, предусмотренными статьей 430 УК ЛНР.
В тех случаях когда нарушения правил дорожного движения были допущены двумя или более участниками дорожного движения, содеянное каждым из них влечет уголовную ответственность по статьям 430 либо 325 УК ЛНР (в зависимости от субъекта и вида управляемого им транспорта), если их действия, нарушившие правила вождения либо эксплуатации, находились в причинной связи с наступившими последствиями, указанными в названных статьях Уголовного кодекса Луганской Народной Республики.
28. Решая вопрос о виновности либо невиновности военнослужащего в совершении дорожно-транспортного происшествия вследствие превышения скорости движения военной машины, следует исходить из требований пункта 10.1 Правил дорожного движения, в соответствии с которыми водитель должен вести его со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.
Исходя из этого, при возникновении опасности для движения, которую военнослужащий в состоянии обнаружить, он должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки военной машины. Уголовная ответственность по статье 430 УК ЛНР наступает, если у военнослужащего, управлявшего машиной, имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь.
29. При решении вопроса о технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия судам следует исходить из того, что момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию. Опасность для движения следует считать возникшей в тот момент, когда водитель (механик-водитель) имел объективную возможность ее обнаружить.
При анализе доказательств наличия либо отсутствия у водителя (механика-водителя) технической возможности предотвратить дорожно-транспортное происшествие в условиях темного времени суток или недостаточной видимости следует исходить из того, что водитель в соответствии с пунктом 10.1 Правил дорожного движения должен выбрать скорость движения, обеспечивающую ему возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил дорожного движения.
30. Судам следует иметь в виду, что в компетенцию судебной автотехнической экспертизы входит решение только специальных технических вопросов, связанных с дорожно-транспортным происшествием. Поэтому при назначении экспертизы суды не вправе ставить перед экспертами правовые вопросы, решение которых относится исключительно к компетенции суда (например, о степени виновности участника дорожного движения). При анализе и оценке заключений автотехнических экспертиз судам следует также исходить из того, что объектом экспертного исследования могут быть обстоятельства, связанные лишь с фактическими действиями водителя (механика-водителя) транспортного средства и других участников дорожного движения.
31. В тех случаях когда в результате дорожно-транспортного происшествия пострадало два и более человек, действия военнослужащего, нарушившего правила дорожного движения при управлении военной машиной, подлежат квалификации по той части статьи 430 УК ЛНР, которая предусматривает более строгую ответственность за наступившие по неосторожности тяжкие последствия, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 17 УК ЛНР совокупностью преступлений признаются только те действия (бездействие), применительно к которым признаки преступлений предусмотрены двумя или более статьями Уголовного кодекса Луганской Народной Республики.
Если в результате нарушения правил вождения или эксплуатации военной машины по неосторожности был одновременно причинен тяжкий вред здоровью нескольким лицам, виновное лицо несет уголовную ответственность по части 1 статьи 430 УК ЛНР.
32. Если суд на основании исследованных доказательств установит, что указанные в статье 430 УК ЛНР последствия наступили не только вследствие нарушения лицом правил вождения или эксплуатации военной машины, но и ввиду несоблюдения потерпевшим конкретных пунктов правил (например, переход пешеходом проезжей части с нарушением требований пункта 4.3 Правил дорожного движения), эти обстоятельства могут быть учтены судом как смягчающие наказание, за исключением случаев, когда водитель (механик-водитель), виновный в совершении дорожно-транспортного происшествия, не выполнил свои обязанности по обеспечению безопасности пассажиров (пункт 2.1.2 Правил дорожного движения).
33. Судам необходимо иметь в виду, что по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 430 УК ЛНР, факт употребления военнослужащим, управляющим военной машиной, веществ, вызывающих алкогольное, наркотическое либо иное опьянение, должен быть установлен по результатам освидетельствования на состояние опьянения и (или) медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а наличие в организме такого лица наркотических средств или психотропных веществ - по результатам химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании на состояние опьянения, проведенных в соответствии с действующим законодательством, в том числе: Порядком определения уровня алкоголя в выдыхаемом воздухе, крови и других биологических средах организма человека, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Луганской Народной Республики от 17.01.2017 N 30; Порядком освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденным постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 25.04.2017 N 209/17; Порядком определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, утвержденным постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 25.04.2017 N 209/17, либо по результатам судебной экспертизы, проведенной в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Луганской Народной Республики.
34. В тех случаях когда лицо, управлявшее военной машиной, умышленно использовало ее в целях причинения вреда здоровью потерпевшего либо причинения ему смерти, содеянное влечет уголовную ответственность по статьям Особенной части Уголовного кодекса Луганской Народной Республики о преступлениях против жизни и здоровья.
35. Разъяснить судам, что прекращение уголовного дела о преступлении, предусмотренном статьей 430 УК ЛНР, по примирению сторон (статья 27 УПК ЛНР) является правом, а не обязанностью суда. При принятии решения о прекращении уголовного дела в связи с примирением лица, совершившего преступление, с потерпевшим, суду надлежит всесторонне исследовать характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности подсудимого, иные обстоятельства дела (надлежащее ли лицо признано потерпевшим, его материальное положение, оказывалось ли давление на потерпевшего с целью примирения, какие действия были предприняты виновным для того, чтобы загладить причиненный преступлением вред, и т.д.). Принимая решение, следует оценить, соответствует ли оно целям и задачам защиты прав и законных интересов личности, общества и государства.
В связи с этим необходимо также устанавливать, соблюдены ли предусмотренные статьей 79 УК ЛНР основания, согласно которым от уголовной ответственности может быть освобождено лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.
36. Рекомендовать судам при выявлении в ходе судебного разбирательства дел о преступлениях против военной службы обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, а также нарушений прав и свобод граждан выносить частные постановления (определения), в которых следует обращать внимание соответствующих организаций и должностных лиц на указанные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер (часть 4 статьи 31 УПК ЛНР).
Председатель Верховного Суда |
С.С. Трифанова |
Секретарь Пленума, |
Б.Ф. Кошелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Пленума Верховного Суда Луганской Народной Республики от 26 июня 2020 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении уголовных дел о преступлениях против военной службы"
Опубликование:
официальный сайт Верховного Суда ЛНР (supcourtlnr.su) 7 июля 2020 г.