Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации города
от 20.10.2022 N 2158-п
Основные направления
бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Нефтеюганск на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов
1. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Нефтеюганск на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов (далее - Основные направления) подготовлены в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Нефтеюганске, утверждённым решением Думы города Нефтеюганска от 25.09.2013 N 633-V.
При подготовке Основных направлений учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.04.2021, Указов Президента Российской Федерации от 2012 года, Указа Президента Российской Федерации от 21.06.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах, Основных направлений налоговой, бюджетной и долговой политики Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов.
2. Основные результаты налоговой и бюджетной политики в 2021 году и 1 полугодии 2022 года
Основными итогами успешно реализованной налоговой и бюджетной политики являются показатели устойчивости бюджета, гарантированное выполнение в полном объеме всех социальных обязательств.
В целях обеспечения сбалансированности местного бюджета, повышения качества и эффективности управления финансовыми ресурсами постановлением администрации города Нефтеюганска от 25.01.2021 N 76-п "О мерах по реализации решения Думы города Нефтеюганска от 21.12.2020 N 880-VI "О бюджете города Нефтеюганска на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов" (с изменениями, внесенными постановлениями администрации города Нефтеюганска от 20.04.2021 N 545-п, от 23.06.2021 N 1005-п, от 21.07.2021 N 1205-п, от 02.09.2021 N 1466-п, от 13.09.2021 N 1532-п, от 29.09.2021 N 1660-п, от 02.11.2021 N 1864-п, от 24.12.2021 N 2208-п) утвержден план мероприятий по росту доходов и оптимизации расходов бюджета муниципального образования город Нефтеюганск на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, эффект от которого по итогам года составил 68 822 тыс. рублей. Основной эффект по доходам получен в результате следующих мероприятий: продажа земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов в сумме 29 279,5 тыс. рублей, снижение дебиторской задолженности в сумме 39 101,5 тыс. рублей.
В продолжение работы, направленной на обеспечение устойчивости бюджета города Нефтеюганска, в текущем году принят аналогичный план мероприятий по росту доходов и оптимизации расходов бюджета города Нефтеюганска на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, ожидаемый эффект по доходам в 2022 году составит 5 616,1 тыс. рублей. Исполнение данных мероприятий за 1 полугодие 2022 года составило 4 451,7 тыс. рублей.
Кроме того, для увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета города Нефтеюганска реализовывались мероприятия в рамках деятельности рабочей группы по мобилизации дополнительных доходов в местный бюджет. По результатам данных мероприятий в 2021 году арендаторы по арендной плате за земельные участки оплатили задолженность в сумме 1216,7 тыс. рублей, и арендаторы по арендной плате от сдачи в аренду имущества оплатили задолженность в сумме 57,9 тыс. рублей.
В рамках реализации требований статьи 174.3. Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления администрации города Нефтеюганска от 31.08.2020 N 128-нп "О формировании перечня и оценки налоговых расходов муниципального образования город Нефтеюганск" департаментом финансов администрации города Нефтеюганска проведена оценка эффективности налоговых расходов за 2021 год. Оценка проведена на основании перечня налоговых расходов, в котором определена принадлежность каждого налогового расхода целям муниципальных программ, направлениям социально-экономической политики города. Определены типы налоговых расходов в зависимости от целевой категории (стимулирующие, технические, социальные). В Перечень включены 18 налоговых расходов, в виде налоговых льгот, пониженных ставок и налоговых вычетов, установленных решениями Думы города Нефтеюганска о местных налогах.
Общая сумма действующих налоговых расходов (льгот) за 2021 год составила 27 036,9 тыс. рублей, из них 21 999 тыс. рублей (81%) налоговые расходы технического характера, 5 037,9 тыс. рублей (19%) социального характера.
По совокупности значений критериев, используемых для оценки эффективности, действие 5 социальных налоговых расходов по налогу на имущество физических лиц в 2021 году признаны эффективными:
- соответствуют цели социально-экономического развития муниципального образования города Нефтеюганск на период до 2030 года по созданию условий для повышения качества жизни населения города;
- уровень востребованности составил 100% (7 990 плательщиков воспользовались правом освобождения от уплаты налога).
По итогам оценки предложено сохранить налоговые расходы в виде освобождения от уплаты.
По оценке эффективности 13 налоговых расходов земельного налога:
- признаны не эффективными 7 налоговых расходов (стимулирующие, технические, социальные) и исключены решением Думы города от 21.06.2021 N 981-VI "О земельном налоге";
- действие 6 социальных налоговых расходов признаны эффективными.
В целях создания оптимальных условий для стимулирования экономического роста, развития предпринимательской и инвестиционной деятельности решением Думы города Нефтеюганска от 22.12.2021 N 54-VII "О внесении изменений в решение Думы города Нефтеюганска "О земельном налоге" предоставлены налоговые льготы в размере 50% в отношении:
- земельных участков, в границах которых реализуется инвестиционный проект в соответствии с соглашением о защите и поощрении капиталовложений;
- земельных участков, занятых технопарками или индустриальными (промышленными) парками.
В качестве дополнительной меры поддержки наиболее пострадавшим отраслям от последствий распространения коронавирусной инфекции принято решение Думы города Нефтеюганска от 27.04.2022 N 127-VII "О внесении изменения в решение Думы города Нефтеюганска "О налоге на имущество физических лиц" о снижении налоговой ставки с 2% до 1,9% в отношении объектов недвижимости, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации на срок по 31.12.2023.
В текущем периоде продолжалась практика применения взвешенного подхода к предоставлению новых налоговых льгот с учетом результатов оценки эффективности их предоставления, соответствия целям муниципальных программ и социально-экономической политики города Нефтеюганска.
В рамках межведомственной комиссии по проблемам оплаты труда по ликвидации задолженности по выплате заработной платы за 2021 год были приглашены руководители четырех организаций города Нефтеюганска. По результатам работы комиссии погашена задолженность по выплатам заработной платы в сумме более 13 млн. рублей, даны рекомендации оформлять с работниками трудовые договоры в порядке, установленном Трудовым законодательством Российской Федерации, не допускать заключения гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем. В целях снижения задолженности по выплате заработной платы администрацией города Нефтеюганска осуществляется постоянное взаимодействие с государственной инспекцией труда, государственной статистикой, прокуратурой по обмену информации по вопросам задолженности по выплате заработной платы.
В части расширения налоговой базы путем максимального вовлечения объектов недвижимости в налоговый оборот в рамках межведомственной комиссии по выявлению незарегистрированных объектов недвижимого имущества оформлены сведения о правообладателях 3 земельных участков, уточнены сведения о характеристиках объектов недвижимости 117 земельных участков, в связи с чем приняты соответствующие постановления. Выявлено 10 земельных участков, используемых не в соответствии с их видом разрешённого использования. А также, проводится на постоянной основе разъяснительная работа с собственниками имущества, в целях побуждения их к регистрации прав на объекты недвижимости.
Бюджетная деятельность в сфере расходов была направлена, в первую очередь, на обеспечение стабильного функционирования бюджетной сети и объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры. Исполнение расходов в 2021 году осуществлялось в полном объеме в соответствии с принятыми обязательствами и составило 83,5% от годового плана. В процессе исполнения расходов выдержаны приоритеты финансового обеспечения отраслей социальной сферы: образование, культура, физическая культура и спорт, занимающих 67,8% в общем объеме расходов.
Расходы бюджета города Нефтеюганска имеют программную структуру, основу которой составляют 16 муниципальных программ, охватывающих все сферы деятельности муниципального образования и включающие в себя интеграцию национальных проектов в реализацию мероприятий муниципальных программ. Удельный вес программно-целевых расходов сложился в размере 98,3% к общему объему исполненных расходов, на их реализацию в отчетном году было направлено 8 967 717,2 тыс. рублей.
В 2021 году муниципальное образование участвовало в реализации пяти национальных проектов, определенных Указом Президента Российской Федерации. В шести муниципальных программах осуществлялись расходы на реализацию мероприятий семи региональных проектов, направленных на достижение результатов и целевых показателей федеральных (национальных) проектов. Исполнение по расходам на реализацию национальных проектов составило 518 791,1 тыс. рублей.
В соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, начиная с 2021 года, запланировано ежегодное проведение обзора бюджетных расходов, по результатам, которого выявленные внутренние резервы предлагаются к перераспределению на приоритетные направления расходов. В 2021 году проведен обзор расходов по двум объектам, информация о результатах проведения обзоров расходов и предложения, проработанные с главными распорядителями бюджетных средств, рассмотрены на Комиссии по вопросам повышения эффективности бюджетных расходов и учтены при составлении проекта бюджета города.
В целях совершенствования бюджетного процесса города Нефтеюганска и в связи с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации, разработаны изменения в решение Думы города Нефтеюганска "Об утверждении Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Нефтеюганске", принятые решениями Думы города Нефтеюганска N 959-VI от 28.04.2021, N 14-VII от 27.10.2021, N 39-VII от 25.11.2021.
Для привлечения большего количества граждан Нефтеюганска к участию в обсуждении вопросов формирования бюджета города с использованием механизмов инициативного бюджетирования на официальном сайте администрации города Нефтеюганска в разделе "Бюджет для граждан" "Инициативное бюджетирование" размещаются извещения о проведении конкурсного отбора проектов инициативного бюджетирования в городе Нефтеюганске.
В 2021 году в бюджете были предусмотрены по инициативному бюджетированию расходы по двум объектам: "Благоустроим пгт. СУ-62 вместе", "Комфортный город" (9 микрорайон, земли общего пользования вокруг домов 9, 10, 12, 13, 14, 15). Из них реализован 1 объект - "Благоустроим пгт. СУ-62 вместе". По объекту "Комфортный город" (9 микрорайон, земли общего пользования вокруг домов 9, 10, 12, 13, 14, 15) аукцион не состоялся. После повторного аукциона был заключен контракт 18.10.2021, объект реализован в 2022 году.
В 2022 году в результате объявленного конкурса поддержаны инициативные проекты "Сфера жилья" благоустройство мест общего пользования 12 микрорайона между домами N 16 и N 23, "Город детства" по обустройству территории напротив дома 5 в 9 микрорайоне, "Наш двор" по обустройству территории между многоквартирными домами N 12, 2, 1 в 5 микрорайоне, "Организация стрит-ритейла в городе Нефтеюганске", "Благоустроим каждый двор".
В рамках задачи по дальнейшему повышению прозрачности бюджета и бюджетного процесса продолжена работа по размещению информации о бюджете города на официальном сайте органов местного самоуправления города Нефтеюганска в сети Интернет в разделе "Бюджет и финансы". Все разделы постоянно пополняются актуальной информацией. Для быстрого поиска отдельно выделен раздел "Бюджет для граждан", где в доступной и наглядной форме представлена информация по проекту бюджета города и по его исполнению. В течение года в постоянном режиме размещалась и предоставлялась информация о бюджетных данных и бюджетном процессе города на едином портале бюджетной системы Российской Федерации государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с порядком, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2016 N 243н.
В сфере управления муниципальным долгом деятельность муниципалитета была направлена на проведение взвешенной долговой политики. В 2021 году и 1 полугодии текущего года бюджетная сбалансированность была обеспечена привлечением остатка средств на счете по учету средств бюджета и бюджетным кредитом из бюджета автономного округа. Муниципальный долг по состоянию на 01.01.2022 сократился по сравнению с 01.01.2021 на 80 719,8 тыс. рублей и составил 33 577,6 тыс. рублей или 0,9% от доходов бюджета города без учета безвозмездных поступлений, что ниже ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Привлеченный бюджетный кредит из бюджета автономного округа в 2020 году в размере 100 000,0 тыс. рублей в отчетном периоде погашен. Бюджетный кредит, привлеченный в 2021 году в размере 44 770,0 тыс. рублей, частично погашен в сумме 11 192,4 тыс. рублей. Сумма предоставленной муниципальной гарантии на 01.01.2021 составила 14 297,4 тыс. рублей, принципалом задолженность по кредиту оплачивалась своевременно, долг по муниципальным гарантиям на 01.01.2022 отсутствует. По результатам оценки долговой устойчивости муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры муниципальное образование город Нефтеюганск отнесено к группе заёмщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.
Таким образом, на протяжении 2021 года и 1 полугодия 2022 года город Нефтеюганск продолжал последовательно решать поставленные задачи на данный период с учетом изменений бюджетного законодательства.
Бюджетная политика на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов будет ориентирована на сохранение преемственности целей и задач, определенных в предыдущем плановом периоде.
3. Основные направления налоговой политики
Формирование доходов бюджета города будет находиться в прямой зависимости от предстоящих изменений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, реальной оценки макроэкономических показателей, фактически складывающейся ситуации с поступлением доходов, от показателей прогноза социально-экономического развития города Нефтеюганска.
Налоговая политика перспективного периода так же, как и предыдущих периодов направлена на продолжение проведения целенаправленной и эффективной работы с федеральными, окружными и местными администраторами, на повышение уровня собираемости налогов, сокращению недоимки, усилению налоговой дисциплины.
В 2023 году и плановом периоде 2024 и 2025 годов в качестве мероприятий, требующих целенаправленной и систематической работы, в частности, определены:
- мониторинг законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с целью приведения в соответствие с ним муниципальных правовых актов;
- мониторинг уровня собираемости налогов;
- сокращение задолженности по платежам в бюджет, усилению претензионно-исковой работы с должниками и принудительному взысканию задолженности главными администраторами доходов города;
- продолжение работы по эффективному межведомственному взаимодействию, целями которого являются повышение уровня собираемости имущественных налогов, снижение недоимки, достижение высокой степени достоверности информации об объектах недвижимого имущества;
- проведение индивидуальной работы с налогоплательщиками, допускающими выплаты официальной заработной платы в размере ниже прожиточного минимума в рамках межведомственной комиссии по проблемам оплаты труда, по легализации заработной платы;
- продолжение работы по вопросам повышения собираемости налоговых и неналоговых платежей, поступающих в местный бюджет комиссией по мобилизации дополнительных доходов в бюджет города Нефтеюганска;
- оценка эффективности налоговых расходов и распределение планируемых к установлению (пролонгации) налоговых льгот и преференций (налоговых расходов) в соответствии с целями муниципальных программ (подпрограмм, основных мероприятий) и (или) целями социально-экономической политики города Нефтеюганска, не относящимися к муниципальным программам города Нефтеюганска.
4. Основные направления бюджетной политики
Бюджетная политика в сфере расходов будет направлена на решение приоритетных вопросов, стоящих перед муниципалитетом при условии сохранения социальной ориентированности бюджета.
При формировании проекта бюджета города Нефтеюганска на 2023 - 2025 годы для достижения целей бюджетной политики особое внимание следует уделить решению следующих основных задач:
- безусловное исполнение действующих расходных обязательств, недопущения принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками;
- участие в реализации региональных проектов, основанных на национальных и федеральных проектах;
- расширение практики реализации инициативных проектов;
- продолжение практики проведения обзоров бюджетных расходов, по результатам которых выявляемые внутренние резервы будут направлены на перераспределение на приоритетные направления деятельности;
- обеспечение открытости и прозрачности бюджета и бюджетного процесса;
- осуществление взвешенной долговой политики.
5. Заключительные положения
Реализация этих мер будет являться необходимым условием повышения эффективности системы управления муниципальными финансами и, как следствие, минимизации рисков несбалансированности бюджета города в долгосрочном периоде.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации г. Нефтеюганска Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 октября 2022 г. N 2158-п "Об... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.