Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 октября 2022 г. N 5-ИКАД22-13-К2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Горчаковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Медведева Антона Владимировича на решение Измайловского районного суда города Москвы от 22 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 30 августа 2022 года, кассационное определение судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 7 сентября 2022 года по делу N 2а-556/2022 по административному исковому заявлению избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Измайлово (далее также - Избирательная комиссия) об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Измайлово по многомандатному избирательному округу N 2 Медведева Антона Владимировича.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения административного ответчика Медведева А.В., его представителя Карманова П.А., а также представителя заинтересованного лица Московского городского отделения Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России Королевой Н.М., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Измайлово Образцова В.К., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Медведев А.В. 7 июля 2022 года выдвинут кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Измайлово по многомандатному избирательному округу N 2 (далее - кандидат в депутаты) на конференции Московского городского отделения Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России (далее также - Политическая партия, Избирательное объединение).
Решением Избирательной комиссии от 26 июля 2022 года N 10/2 Медведев А.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты.
18 августа 2022 года Избирательная комиссия обратилась в суд с административным исковым заявлением к Медведеву А.В. об отмене его регистрации кандидатом в депутаты по вновь открывшимся обстоятельствам, указав в качестве таковых нарушение процедуры выдвижения кандидата Медведева А.В., выразившееся в невыполнении требований подпунктов "в" и "г" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ), устанавливающих обязанности политической партии в ходе проведения мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты, а также пункта 4 части 12 статьи 31 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" (далее - Избирательный кодекс), обязывающих избирательное объединение при выдвижении кандидатов принять решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения или делегирование таких полномочий постоянно действующему органу.
В обоснование требования сделана ссылка на непредставление в разумные сроки запрашиваемых у Избирательного объединения документов, в том числе протокола конференции Политической партии, который поступил в Избирательную комиссию 17 августа 2022 года и не содержал решения о назначении уполномоченных представителей Избирательного объединения. Указано, что данное обстоятельство является вновь открывшимся, поскольку существовало на момент принятия решения о регистрации Медведева А.В. кандидатом в депутаты, но не было известно Избирательной комиссии по причине непредставления в разумные сроки запрашиваемых документов.
Решением Измайловского районного суда города Москвы от 22 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 30 августа 2022 года, требования административного истца удовлетворены. Регистрация кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Измайлово по многомандатному избирательному округу N 2 Медведева А.В. отменена.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 7 сентября 2022 года указанные судебные акты оставлены в силе.
В кассационной жалобе, поданной Медведевым А.В. в Верховный Суд Российской Федерации, ставятся вопросы об отмене решения суда, апелляционного и кассационного определений, как незаконных и не соответствующих фактическим обстоятельствам дела, о принятии нового решения об отказе в административном иске.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 26 сентября 2022 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 3 октября 2022 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в силу части 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судами такие нарушения допущены.
Исчерпывающий перечень оснований отмены регистрации кандидата судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии закреплен в пункте 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), в том числе в случае выявления вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации выдвинутого политической партией кандидата. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (подпункт "а").
Одним из таких обстоятельств, предусмотренных подпунктом "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ).
Суд первой инстанции, установив, что Избирательная комиссия была извещена о проведении 7 июля 2022 года конференции Политической партии по вопросу о выдвижении кандидатов в депутаты, представитель Политической партии присутствовал при ее проведении и запрашивал документы, в том числе полный протокол, который был представлен в Избирательную комиссию только 17 августа 2022 года и в нарушение пункта 4 части 12 статьи 31 Избирательного кодекса не содержал сведений о назначении уполномоченных представителей Избирательного объединения или о передаче этого полномочия постоянно действующему органу Политической партии, расценил это обстоятельство как вновь открывшееся и констатировал факт регистрации Медведева А.В. кандидатом в депутаты с нарушением законодательства о выборах, выразившимся в несоблюдении требований к его выдвижению Избирательным объединением.
Поскольку кандидат в депутаты Медведев А.В. не представил документы, удостоверяющие законность его выдвижения, он, как указал суд первой инстанции, должен нести ответственность за соответствие необходимых для регистрации документов требованиям закона.
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда, проверяя законность судебного решения по жалобе административного ответчика, признала ее доводы несостоятельными, в обоснование вывода о законности отмены регистрации кандидата в депутаты Медведева А.В. сослалась также на положения подпункта "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 95-ФЗ об обязанности избирательного объединения извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты в органах местного самоуправления, пункта 11 статьи 38 и пункта 6.1 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ, касающиеся проверки соответствия представленных документов для выдвижения и регистрации кандидата требованиям закона.
Суд кассационной инстанции, признавая правильным вывод о нарушении процедуры выдвижения Медведева А.В. кандидатом в депутаты, также исходил из нарушения Избирательным объединением требования пункта 4 части 12 статьи 31 Избирательного кодекса, помимо прочего, указав на несоблюдение положений подпункта "г" пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 95-ФЗ об обязанности присутствующих на мероприятиях по выдвижению кандидатов по требованию в том числе представителей избирательных комиссий знакомить их с документами, которые связаны с созывом, организацией и проведением данных мероприятий и необходимы для реализации полномочий по проверке соблюдения политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями требований законодательства Российской Федерации к выдвижению кандидатов (списков кандидатов) в депутаты.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что выводы судебных инстанций о наличии оснований для отмены регистрации Медведева А.В. кандидатом в депутаты по вновь открывшимся обстоятельствам основаны на неправильном применении норм материального права и без учета фактических обстоятельств по делу.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации, определены Федеральным законом N 67-ФЗ, который предусматривает два способа выдвижения граждан Российской Федерации, обладающих пассивным избирательным правом, кандидатами: непосредственно либо в составе списка кандидатов; непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения или выдвижения избирательным объединением (пункты 1 и 2 статьи 32).
Как следует из решения о регистрации кандидата в депутаты Медведева А.В., он выдвигался непосредственно Избирательным объединением, самостоятельно представлял в Избирательную комиссию необходимые для выдвижения и регистрации документы.
Выдвижение кандидатов избирательным объединением регламентировано статьей 35 Федерального закона N 67-ФЗ, устанавливающей требование о выдвижении кандидатов политическими партиями в соответствии с Федеральным законом N 95-ФЗ, а также перечень документов, представляемых лично кандидатом при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по названным округам, в том числе решение уполномоченного органа политической партии (пункт 2 и подпункт "в" пункта 14.5).
По смыслу приведенных норм, содержания подпункта "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, а также исходя из понятия "выдвижение кандидата", согласно которому под ним понимается инициатива избирательного объединения в определении кандидата в том числе в выборный орган (подпункт 10 статьи 2 названного закона), основанием для отказа в регистрации выдвинутого избирательным объединением кандидата в соответствии с указанным подпунктом является несоблюдение требований именно к выдвижению кандидата, предусмотренных исключительно Федеральным законом N 95-ФЗ.
Согласно абзацу шестому пункта 4 статьи 3 Федерального закона N 95-ФЗ выдвижение кандидатов (списков кандидатов), участие в выборах является одной из основных целей партии, порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты устанавливается Уставом партии (подпункт "и" пункта 2 статьи 21 названного закона), порядок принятия решения о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) закреплен в пунктах 1-3.1, 5-7 статьи 25 этого закона.
Порядок участия партии в выборах и референдумах урегулирован статьей 36 поименованного закона, согласно пункту 3.1 которой политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий.
Иных требований к выдвижению кандидатов (списка кандидатов) Федеральный закон N 95-ФЗ не устанавливает.
Суды, признавая подлежащим удовлетворению административный иск, не содержащий ссылок на нарушения норм названных выше статей или положений Устава политической партии по этому вопросу, признали нарушением порядка выдвижения кандидата Медведева А.В. прежде всего несоблюдение положений пункта 4 части 12 статьи 31 Избирательного кодекса, определяющих требования к оформлению соответствующего решения.
Часть 12 статьи 31 Избирательного кодекса содержит перечень сведений, которые должны быть указаны в решении съезда (конференции, собрания) избирательного объединения как о выдвижении кандидатов, так и муниципального списка кандидатов, включая решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения и (или) о предоставлении постоянно действующему органу избирательного объединения права назначения уполномоченных представителей.
Между тем наличие среди документов, представленных в Избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, иного закона, под которым понимаются федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, является самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата на основании подпункта "в1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, на который в подпункте "а" пункта 7 статьи 76 названного закона нет ссылки как на вновь открывшееся обстоятельство.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что Федеральный закон N 95-ФЗ назначение уполномоченных представителей избирательного объединения как требование к порядку выдвижения кандидатов в депутаты не устанавливает, отсутствие в представленном Медведевым А.В. решении о выдвижении кандидатом вопроса о назначении уполномоченных представителей не может быть расценено как несоблюдение Политической партией требований к выдвижению его кандидатом в депутаты.
Кроме того, как следует из протокола конференции N 74 Московского городского отделения Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России от 7 июля 2022 года, Избирательное объединение включило в повестку конференции вопрос о передаче своих полномочий Координационному Совету на период избирательной кампании на выборах депутатов в представительные органы местного самоуправления в городе Москве (т. 1, л.д. 96-121).
При рассмотрении данного вопроса (четвертого в повестке дня) участники конференции единогласно проголосовали за делегирование Координационному Совету полномочий конференции принимать решения по вопросам, перечисленным в пунктах 11-14, а также по любым другим вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации при проведении выборов 11 сентября 2022 года и отнесенным к полномочиям конференции (пункт 15).
Ссылки в обжалуемых судебных актах в подтверждение вывода о законности отмены регистрации кандидата Медведева А.В. на нормы статьи 27 Федерального закона N 95-ФЗ, устанавливающие обязанности политической партии в том числе при проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты, также нельзя признать правильными, так как названная статья не регламентирует порядок выдвижения кандидатов (списков кандидатов).
Помимо прочего, материалы административного дела не содержат сведений и доказательств того, что Избирательная комиссия, представитель которой присутствовал на конференции 7 июля 2022 года, не была извещена о проведении этого мероприятия, как это предписано подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 поименованного выше закона.
Что касается предписаний подпункта "г" пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 95-ФЗ, предусматривающих обязанность политической партии, ее регионального отделения и иных структурных подразделений в ходе проведения названного выше мероприятия по требованию присутствующих на нем представителей избирательных комиссий знакомить их с документами, которые связаны с созывом, организацией и проведением данных мероприятий и необходимы в том числе для проверки избирательными комиссиями соблюдения требований законодательства Российской Федерации к выдвижению кандидатов (списков кандидатов) в депутаты, то их неисполнение не может квалифицироваться в качестве несоблюдения требований, предъявляемых к выдвижению избирательными объединениями кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, являющегося основанием для отмены по вновь открывшимся обстоятельствам регистрации кандидата, при выдвижении которого выполнены требования статей 25 и 36 Федерального закона N 95-ФЗ, в отсутствие нарушений норм Устава политической партии, регламентирующих выдвижение кандидата в депутаты.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что обжалуемые судебные акты нельзя признать законными, в связи с чем они подлежат отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований Избирательной комиссии.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Измайловского районного суда города Москвы от 22 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 30 августа 2022 года, кассационное определение судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 7 сентября 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Измайлово об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Измайлово по многомандатному избирательному округу N 2 Медведева Антона Владимировича.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 октября 2022 г. N 5-ИКАД22-13-К2
Текст определения опубликован не был