Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 октября 2022 г. N 117-КАД22-8-К4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Горчаковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "Садоводческое некоммерческое товарищество "Муссон" (далее - ТСН "СНТ "Муссон") на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 10 августа 2021 года, кассационное определение судебной коллегии по административным дела Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 2 декабря 2021 года по делу N 2а-1220/2021 по административному исковому заявлению ТСН "СНТ "Муссон" к Главному управлению природных ресурсов и экологии города Севастополя о признании незаконными и об отмене решения комиссии об отказе в предоставлении права пользования участком недр, оформленного протоколом от 25 июня 2020 года N 66, приказа от 6 июля 2020 года N 027-р об оформлении лицензии на пользование недрами товариществу собственников недвижимости "Садовое товарищество "Маяк-2" (далее - ТСН "СТ "Маяк-2"), о возложении обязанности аннулировать лицензию на пользование недрами СЕВ 001132 ВЭ и повторно рассмотреть заявку на предоставление права пользования участком недр.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 14 апреля 2021 года административные исковые требования ТСН "СНТ "Муссон" удовлетворены частично. Признано незаконным и отменено решение комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории города Севастополя, отнесенных к полномочиям Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя (далее - Севприроднадзор), выраженное в протоколе от 25 июня 2020 года N 66 в части отказа ТСН "СНТ "Муссон" и рекомендации предоставления ТСН "СТ "Маяк-2" права пользования участком недр; на Севприроднадзор возложена обязанность повторно рассмотреть заявки ТСН "СНТ "Муссон" и ТСН "СТ "Маяк-2" на право пользования участком недр в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу; в удовлетворении иных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 10 августа 2021 года, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 2 декабря 2021 года, решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного иска ТСН "СНТ "Муссон" отказано.
В кассационной жалобе, поданной ТСН "СНТ "Муссон" в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос об отмене апелляционного и кассационного определений.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 30 мая 2022 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2022 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.
В соответствии со статьей 19 2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах" (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) садоводческое некоммерческое товарищество и (или) огородническое некоммерческое товарищество имеют право осуществлять в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, добычу подземных вод для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения товариществ.
В силу положений пункта 6 статьи 10 1 названного закона основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для разведки и добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи.
Подпунктом "з" пункта 1 статьи 5 Закона города Севастополя от 18 июля 2016 года N 256-ЗС "О недропользовании" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что основанием возникновения права пользования участками недр местного значения является принятое в соответствии с законодательством города Севастополя решение уполномоченного органа государственной власти города Севастополя о предоставлении права пользования участком недр местного значения для добычи подземных вод, используемых для целей хозяйственно-бытового водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.
Постановлением правительства Севастополя от 17 ноября 2016 года N 1098-ПП утвержден Порядок предоставления права пользования участками недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи на территории города Севастополя, действовавший на момент возникновения спорных правоотношений (далее - Порядок).
Пунктом 2 Порядка предусматривалось, что право пользования участками недр для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи предоставляется на основании решения комиссии, создаваемой Севприроднадзором.
Из материалов дела следует, что 25 июня 2020 года состоялось заседание комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участниками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами и территорией города Севастополя, отнесенных к полномочиям Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя (далее - комиссия).
На заседании комиссии согласно протоколу N 66 рассматривались заявка ТСН "СНТ "Муссон" от 29 апреля 2020 года на право пользования участком недр, расположенным в Гагаринском районе города Севастополя, в целях использования подземных вод из скважины N 5649 для технического водоснабжения садоводческого некоммерческого товарищества, а также заявка ТСН "СТ "Маяк-2" от 29 апреля 2020 года о предоставлении в пользование того же участка недр в целях использования подземных вод из той же скважины.
По итогам заседания комиссией рекомендовано отказать ТСН "СНТ "Муссон" в выдаче лицензии на пользование недрами в связи с предоставлением недостоверной информации, указанной в паспорте на скважину N 5649, предоставить ТСН "СТ "Маяк-2" право пользования недрами для технического водоснабжения садово-огородных участков, расположенных в Гагаринском районе города Севастополя, сроком на 10 лет.
Указанная рекомендация явилась основанием для принятия Севприроднадзором приказа от 6 июля 2020 года N 027-р об оформлении, государственной регистрации и выдаче лицензии на пользование недрами ТСН "СТ "Маяк-2".
Уведомлением Севприроднадзора от 8 июля 2020 года ТСН "СНТ "Муссон" сообщено об отказе в предоставлении права пользования участком недр в связи с недостоверно указанной в паспорте скважины информацией о ее принадлежности: по данным Севприроднадзора, в паспорте скважины в пункте "принадлежность скважины" помимо ТСН "СНТ "Муссон" также указано ТСН "СТ "Маяк-2".
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции в связи с имеющимися расхождениями в представленных копиях паспорта скважины N 5649 истребовал копию соответствующего паспорта из ГБУ города Севастополя "Экологический центр".
Согласно представленной по запросу суда копии паспорта в графе "принадлежность скважины" значится запись "садов, коллектив "Муссон".
При таком положении суд указал на отсутствие у административного ответчика достаточных оснований полагать, что представленные ТСН "СНТ "Муссон" документы содержат недостоверные сведения, а представленные ТСН "СТ "Маяк-2" - достоверные.
Указав на данное обстоятельство, принимая во внимание, что в силу требований частей 9, 10, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств законности оснований для принятия оспариваемого решения возложена на Севприроднадзор, которая им, однако, не исполнена, суд пришел к выводам о том, что у административного ответчика отсутствовали правовые основания для отказа ТСН "СНТ "Муссон" в выдаче лицензии на пользование недрами и рекомендации выдать такую лицензию ТСН "СТ "Маяк-2" по основаниям, изложенным в протоколе N 66, и о незаконности решения комиссии, принятого как в отношении заявки ТСН "СНТ "Муссон", так и в отношении заявки ТСН "СТ "Маяк-2".
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, сославшись на положения статьи 19 2 Закона Российской Федерации "О недрах" и Порядка, исходила из того, что, поскольку паспорт скважины не является документом, обязательным к представлению, при этом оригинал паспорта скважины N 5649 отсутствует в связи с его утратой, при принятии решения о даче рекомендации на предоставление ТСН "СТ "Маяк-2" права пользования участком недр для технического водоснабжения комиссия на законных основаниях приняла во внимание сведения, содержащиеся в представленных ТСН "СТ "Маяк-2" документах (в том числе в учетной карточке скважины N 5649, схеме расположения артезианской скважины) подтверждающие, что спорная скважина находится в границах ТСН "СТ "Маяк-2" и используется ТСН "СТ "Маяк-2" и ТСН "СНТ "Муссон" для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
При таких обстоятельствах, а также учитывая непредставление в ходе судебного разбирательства административным истцом доказательств, свидетельствующих, что спорная скважина находится в границах землепользования ТСН "СНТ "Муссон" и оборудование, установленное для забора воды, принадлежит ему же, суд апелляционной инстанции доводы заявителя признал несостоятельными.
С данными выводами суда судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда согласился суд кассационной инстанции, оставив апелляционное определение без изменения.
Вместе с тем указанные обстоятельства не являлись основанием для отказа ТСН "СТ "Маяк-2" в предоставлении права пользования участком недр. Из материалов дела видно, что принимая оспариваемое решение, административный ответчик в качестве его основания указал исключительно на предоставление ТСН "СНТ "Муссон" недостоверной информации относительно принадлежности скважины, содержащейся в паспорте скважины N 5649.
Судами апелляционной и кассационной инстанций не учтены разъяснения, содержащиеся в абзаце втором пункта 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", о том, что суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, изменяя таким образом основания принятого решения.
При таких данных следует признать правильным заключение суда первой инстанции о незаконности оспариваемого решения, поскольку у административного ответчика не имелось оснований полагать, что представленные ТСН "СНТ "Муссон" документы содержат недостоверную информацию.
Таким образом, обжалуемые апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 10 августа 2021 года и кассационное определение судебной коллегии по административным дела Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 2 декабря 2021 года нельзя признать законными, следовательно, данные судебные акты подлежат отмене с оставлением в силе решения Нахимовского районного суда города Севастополя от 14 апреля 2021 года.
Руководствуясь статьями 177, 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 10 августа 2021 года, кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 2 декабря 2021 года отменить, оставить в силе решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 14 апреля 2021 года.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 октября 2022 г. N 117-КАД22-8-К4
Текст определения опубликован не был