Решение Алтайского краевого суда от 23 августа 2021 г. N 3а-861/2021
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Р." об оспаривании в части Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в границах муниципального образования Суетский район Алтайского края, утвержденного решением Суетского районного Собрания депутатов Алтайского края от 22 мая 2020 года N 146 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в границах муниципального образования Суетский район Алтайского края", установил:
публичное акционерное общество "Р." (далее - ПАО "Р.", Общество) обратилось в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением, требуя с учетом уточнения признать недействующим Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в границах муниципального образования Суетский район Алтайского края, утвержденный решением Суетского районного Собрания депутатов Алтайского края от 22 мая 2020 года N 146 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в границах муниципального образования Суетский район Алтайского края", в части установления в строке 36 таблицы 2 коэффициента К, устанавливаемого в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, в размере 1,0 в отношении земельных участков для производственной деятельности - энергетика (код.6.7). В обоснование административных исковых требования указано, что между ПАО "М." и администрацией Суетского района Алтайского края заключен договор аренды земельных участков от 02 ноября 2018 года N 1/2018. 29 января 2021 года в адрес ПАО "Р." поступило дополнительное соглашение к данному договору об изменении арендной платы в соответствии с коэффициентом (К), устанавливаемым в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на основании Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в границах муниципального образования Суетский район Алтайского края, утвержденного решением Суетского районного Собрания депутатов Алтайского края от 22 мая 2020 года N 146. Согласно постановлению Администрации Алтайского края от 24 декабря 2007 года N 603 размер арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, определяется как произведение общей площади земельного участка (S), удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (КС), коэффициента, устанавливаемого в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка (К), и коэффициента, устанавливаемого в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы (К1). При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов федеральных энергетических систем или объектов энергетических систем регионального значения, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. На арендуемых ПАО "Р." земельных участках, находятся объекты, указанные в подпункте 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем размер арендной платы в отношении них не должен превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Согласно пункту 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики. Приказом Минэкономразвития России от 22 сентября 2011 года N 507 в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей) либо заняты такими объектами, установлена ставка арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка. Таким образом, при расчете арендной платы произведение множителей коэффициентов (К) и (К1) не должно превышать 1,5% (0,015). Однако предусмотренный в оспариваемом решении коэффициент (К) в размере 1,0 является необоснованным, поскольку его умножение на кадастровую стоимость земельного участка дает в результате завышенную сумму арендной платы и влечет для ПАО "Р." дополнительные расходы на аренду земельных участков.
Представитель административного истца ПАО "Р." П.К.Ш. в судебном заседании административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске; иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Руководствуясь требованиями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть административное дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим.
Решением Суетского районного Собрания депутатов Алтайского края от 22 мая 2020 года N 146 утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в границах муниципального образования Суетский район Алтайского края" (далее - Порядок). В таблице 2 Порядка определены коэффициенты (К), устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков, и (К1), устанавливаемый в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы, для определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся на территории Суетского района Алтайского края (т. 1 л.д. 175-183).
Вышеуказанное решение представительного органа является нормативным актом, поскольку содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в связи определением размера арендной платы за использование находящихся на территории Суетского района Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; и может быть оспорено ПАО "Р." в Алтайском краевом суде в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу пункта "д" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею.
В соответствии с пунктами "в" и "г" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности.
Согласно статье 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти
Частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.
На основании пункта 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Из пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что арендная плата является одной из форм оплаты за использование земли в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно статье 1 и пункту 4 статьи 3 Закона Алтайского края от 04 февраля 2007 года N 12-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае" Правительство Алтайского края (ранее - Администрация Алтайского края) является органом государственной власти Алтайского края, осуществляющим регулирование земельных отношений в Алтайском крае посредством реализации следующих полномочий: устанавливает порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Алтайского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
Постановлением Администрации Алтайского края от 24 декабря 2007 года N 603 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения, согласно пункту 2.2 которого размер годовой арендной платы за использование земельного участка, предоставляемого без проведения торгов, определяется по формуле:
,
где:
- сумма арендной платы за полный год, руб.;
- общая площадь земельного участка, кв. м;
- удельный показатель кадастровой стоимости, руб./кв. м;
- коэффициент, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка;
- коэффициент, устанавливаемый в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы. Коэффициенты
и
утверждаются решением представительного органа муниципального района или городского округа.
Законом Алтайского края от 07 марта 2006 года N 17-ЗС "О статусе и границах муниципальных и административно-территориальных образований Суетского района Алтайского края" муниципальное образование Суетский район Алтайского края наделено статусом муниципального района. Представительным органом муниципального района признано районное Собрание депутатов (статья 21 Устава муниципального образования Локтевский район Алтайского края).
Таким образом, принятие оспариваемого решения относится к полномочиям Суетского районного Собрания депутатов Алтайского края.
Из представленных в суд материалов следует, что нормативный правовой акт соответствует форме, в которой представительный орган вправе его принимать. При этом порядок его принятия соблюден, так как требования Устава муниципального образования Суетский район Алтайского края, принятого решением Суетского районного Собрания депутатов Алтайского края от 24 ноября 2017 года (т. 2 л.д. 1-47), Регламента Суетского районного Собрания депутатов Алтайского края, утвержденного решением представительного органа 21 февраля 2017 года N 276, к составу, численности, кворуму и процедуре принятия решений были соблюдены (т. 1 л.д. 200-228). Оспариваемый нормативный акт опубликован в печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Суетского районного Собрания депутатов Алтайского края и внесен в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края (т. 1 л.д. 165, 184-189).
В силу требований пункта 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом обязанность доказывания данного обстоятельства возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Анализ оспариваемых положений оспариваемого решения представительного органа позволяет суду прийти к выводу о том, что положения муниципального правового акта не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности Общества является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям (т. 1 л.д. 98-108).
Как усматривается из материалов административного дела, на основании договора аренды земельных участков от 02 ноября 2018 года ***, заключенных с администрацией Суетского района Алтайского края, ПАО "Р." (наименование изменено с ПАО "М.") является арендатором земельных участков, находящихся на территории Суетского района Алтайского края (т. 1 л.д. 20-39).
По условиям названного договора аренды, Арендодатель вправе в одностороннем порядке изменять размер арендной платы, в том числе, при изменении нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определяющих исчисление размеров арендной платы
29 января 2021 года в адрес административного истца администрацией Суетского района Алтайского края направлено дополнительное соглашение к договору аренды, в соответствии с которым сумма арендной платы в года за арендованные земельные участки определяется на основании приказа управления имущественных отношений Алтайского края от 10 сентября 2020 года N 70 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Алтайского края" и решения Суетского районного Собрания депутатов Алтайского края от 22 мая 2020 года N 146 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в границах муниципального образования Суетский район Алтайского края", в котором в строке 36 таблицы 2 определен коэффициента К в размере 1,0, устанавливаемого в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, в отношении земельных участков для производственной деятельности - энергетика (т. 1 л.д. 40-44).
При этом административным истцом не оспаривается коэффициент К1, устанавливаемый в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы, при расчете размера годовой арендной платы за использование земельных участков, находящихся на территории Суетского района Алтайского края, который определен в таблице 3 Порядка в размере от 1,64 до 9,06 (пункты 1.1. и 1.2.), а для прочих арендаторов (в том числе ПАО "Р."), равен 1.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В подпункте 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации указаны, в частности, следующие объекты: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Таким образом, на земельных участках, переданных в аренду ПАО "Р." без проведения торгов, находятся объекты, указанные в подпункте 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (т. 1 л.д. 71-88), в связи с чем размер арендной платы в отношении данных земельных участков не должен превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Согласно пункту 5 указанных Правил (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного акта) арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
В силу пункта 1 приказа Минэкономразвития России от 22 сентября 2011 года N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" ставка арендной платы в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей), либо занятые такими объектами, установлена в размере 1,5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка. При этом указанная ставка арендной платы не должна превышать предельных ставок арендной платы соответствующих земельных участков (пункт 2 приказа).
Исходя из расчета, представленного административным истцом, размер арендной платы за земельные участки, определенный на основании пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса, постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 и приказа Минэкономразвития России от 22 сентября 2011 года N 507 составит 3524 рубля 14 копеек, в то время как размер арендной платы, определенный на основании Порядка, утвержденного решением Суетского районного Собрания депутатов Алтайского края от 22 мая 2020 года N 146, составит 234942 рубля 58 копеек.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение Суетского районного Собрания депутатов Алтайского края в части установления коэффициента К за использование земельных участков, находящихся на территории Суетского района Алтайского края, устанавливаемого в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков, в отношении земельных участков для размещения объектов энергетики, в размере 1,0 противоречит пункту 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку в результате применения данного коэффициента размер арендной платы превышает размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, как и возражений относительно заявленных административных исковых требований, лицами, участвующими в деле, не представлено.
С учетом установленных по делу обстоятельств, нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования в части установления в строке 36 таблицы 2 коэффициента К, устанавливаемого в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, в размере 1,0 в отношении земельных участков для производственной деятельности - энергетика (код.6.7), следует признать недействующим.
Принимая во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и в связи с его принятием граждане и организации реализовали свои права, суд признает его недействующим в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу.
Исходя из требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит публикации в газете "Сельский труженик" Суетского района Алтайского края.
Руководствуясь статьями 175-180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административные исковые требования публичного акционерного общества "Р." удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в границах муниципального образования Суетский район Алтайского края, утвержденный решением Суетского районного Собрания депутатов Алтайского края от 22 мая 2020 года N 146 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в границах муниципального образования Суетский район Алтайского края", в части установления в строке 36 таблицы 2 коэффициента К, устанавливаемого в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, в размере 1,0 в отношении земельных участков для производственной деятельности - энергетика (код.6.7).
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Сельский труженик" Суетского района Алтайского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Мотивированное решение составлено 03 сентября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 23 августа 2021 г. N 3а-861/2021
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании