Решение Алтайского краевого суда от 29 апреля 2022 г. N 3а-1050/2022
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Д." к Управлению имущественных отношений Алтайского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, установил:
административный истец ООО "Д." обратилось в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ***, по состоянию на ДД.ММ.ГГ в равном его рыночной стоимости размере.
Требования мотивированы тем, что указанное нежилое помещение принадлежит административному истцу на праве собственности. Кадастровая стоимость нежилого помещения, содержащаяся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, является завышенной, о чем свидетельствует отчет об оценке. Результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права ООО "Д.", так как кадастровая стоимость влияет на размер подлежащего уплате налога.
В судебном заседании представитель административного истца Л.Е.В. просил об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о дате и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направили. При этом от Управления имущественных отношений Алтайскому краю, филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Алтайскому краю до судебного заседания поступили письменные отзывы на иск.
В соответствии со ст.ст. 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав пояснения представителя административного истца Л.Е.В., изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС "О налоге на имущество организаций на территории Алтайского края" в соответствии с главой 30 "Налог на имущество организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации устанавливается и вводится в действие на территории Алтайского края налог на имущество организаций, обязательный к уплате на территории Алтайского края.
Закон Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС "О налоге на имущество организаций на территории Алтайского края" определяет правовые основы применения на территории Алтайского края налога на имущество организаций (далее - налога) в части, отнесенной Налоговым кодексом Российской Федерации к ведению субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 указанного закона Алтайского края (в ред. закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС) налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
В силу п. 3 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абз.2 п. 10 ст. 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Согласно п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу, в том числе определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с ч. 7 ст. 22 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (п. 2 ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 334-ФЗ).
Судом установлено, что ООО "Д." на праве собственности принадлежит нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ***, площадью 634 кв. м.
Таким образом, установление в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца.
Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, включая нежилое помещение с кадастровым номером ***, утверждены приказом Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Алтайского края".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГ, а также сведениям филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** составляет 28 944 363,38 рублей, дата определения кадастровой стоимости ДД.ММ.ГГ, дата внесения сведений в ЕГРН о кадастровой стоимости ДД.ММ.ГГ, дата начала ее применения - ДД.ММ.ГГ.
В соответствии с ч. 7 ст. 22 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В подтверждение рыночной стоимости нежилого помещения административным истцом представлен отчет об оценке от ДД.ММ.ГГ ***, составленный О. ООО "Ц.", согласно которому рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет 15 370 000 рублей.
Исследовав отчет об оценке, суд приходит к выводу, что он отчет соответствует требованиям Федерального закона "О государственной кадастровой оценке", федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности и может быть принят в качестве допустимого доказательства, подтверждающего достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости нежилого помещения.
Из данного отчета следует, что О. провел анализ рынка и внешних факторов, влияющих на стоимость объекта оценки. При определении рыночной стоимости объектов недвижимости О. использовал сравнительный подход. О. выбрал единицы сравнения, обосновал свой выбор, применил необходимые корректировки. При этом отчет содержит анализ рынка, ссылки на источники информации с приложением копий материалов и распечаток; описание последовательности определения стоимости объекта оценки.
Представленный в материалы дела отчет пронумерован постранично, прошит, подписан О., скреплен печатью оценочной организации. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить применяемые О. сведения.
В данном случае оценка рыночной стоимости произведена индивидуально для конкретного здания в отличие от методов массовой оценки объектов недвижимости, поэтому может отличаться от кадастровой стоимости, утвержденной приказом Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***.
Отчет об оценке подготовлен О. Б.И.П., являющейся членом Некоммерческого партнерства СРО "Д.С.О.", т.е. лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим необходимое образование.
Кроме того, О. Б.И.П. представила суду письменные мотивированные возражения относительно указанных Управлением имущественных отношений Алтайского края замечаний к отчету.
О. пояснила, что ею исследовался сегмент рынка торгово-офисная недвижимость. В дальнейшем для расчета рыночной стоимости в рамках сравнительного подхода О. сравнивала каждый объект-аналог с объектом оценки по ценообразующим факторам с применением соответствующих корректировок. Поскольку объект оценки представляет собой помещение в здании, а объекты-аналоги *** и *** отдельно стоящие здания, О. внесена корректировка на данное отличие. При определении корректировки на торг О. в соответствии со "Справочником О. недвижимости - 2018" под редакцией Л.Л.А. использовал коэффициент, усредненный по городам России, поскольку данным справочником корректировочные коэффициенты по всем ценообразующим факторам определены усреднённо по городам России. Объект-аналог *** является действующим торговым домом, где размещаются торгово-офисные помещения, при этом нет никаких упоминаний о необходимости ремонта в данных помещениях; объект-аналог *** также не требует каких-либо дополнительных вложений и находится в хорошем состоянии, из текста объявления следует, что в нем "сделан небольшой ремонт". По шкале на странице 61 отчета О. состояние объекта определено как среднее. Таким образом, нарушений О. не допущено.
Суд признает данные пояснения обоснованными, основания не доверять которым у суда отсутствуют. При выборе аналогов и расчете корректировок О. руководствовался подп. "б, е" п. 22 ФСО ***, нарушений законодательства об оценочной деятельности им не допущено.
Таким образом, указанные в возражениях Управления имущественных отношений Алтайского края доводы о несоответствии представленного отчета о рыночной стоимости требованиям законодательства об оценочной деятельности, не являются основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.
Кроме того, суд принимает во внимание, что административными ответчиками и заинтересованным лицом доказательства иной рыночной стоимости здания суду не представлены.
Учитывая, что установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной имеет для административного истца правовое значение, суд удовлетворяет исковые требования ООО "Д.".
В связи с тем, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано административным истцом ДД.ММ.ГГ, срок, предусмотренный ч. 3 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Доминанта" об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГ в равном его рыночной стоимости размере - 15 370 000 рублей.
Дата обращения с заявлением об изменении кадастровой стоимости здания - ДД.ММ.ГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в мотивированном виде через Алтайский краевой суд.
Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 29 апреля 2022 г. N 3а-1050/2022
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании