Решение Алтайского краевого суда от 6 июня 2022 г. N 3а-50/2022
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Алтайского края к Министерству экономического развития Алтайского края об оспаривании нормативных правовых актов, установил:
Первый заместитель прокурор Алтайского края обратился в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к Министерству экономического развития Алтайского края, требуя с учетом уточнения признать недействующими с момента принятия приказ от 23 ноября 2020 года N 65 "Об утверждении типового Положения о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц Алтайского края" (далее - типовое Положение) в действующей редакции, а также приказы от 11 января 2021 года N 2 "О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Алтайского края от 23.11.2020 N 65", от 27 мая 2021 года N 43 "О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Алтайского края от 23.11.2020 N 65", от 12 января 2022 года N 2 "О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Алтайского края от 23.11.2020 N 65", от 19 января 2022 года N 9 "О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Алтайского края от 23.11.2020 N 65". В обоснование требований указано, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным на то органом исполнительной власти Алтайского края. Вместе с тем, они не опубликованы для всеобщего сведения в соответствующих источниках официального опубликования нормативных правовых актов Алтайского края. Кроме того, типовое Положение не соответствует Федеральному закону от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ). В частности, пункт 3.7.2.4 раздела 3.7 типового Положения не предусматривает необходимость указания в протоколе, составленном по итогам конкурентной закупки, в том числе информацию об окончательных предложениях. Пункт 4.7 раздела 4 типового Положения, определяя исчерпывающий перечень документации, подлежащей хранению заказчиком, не включает в состав этой документации окончательные предложения участников конкурентной закупки. Кроме того, подпункт 1 пункта 9.1.7 раздела 9 типового Положения содержит условие для невозврата участнику закупки обеспечения на участие в закупке. Подпункт 2 пункта 9.2.3 раздела 9.2 типового Положения, определяющий порядок перечисления денежных средств, внесенных на специальный банковский счет в качестве обеспечения заявок, не содержит уточнения о том, что требование об обеспечении исполнения договора установлено в извещении об осуществлении закупки, документации о конкурентной закупке. Абзацем 3 пункта 9.2.4 раздела 9.2 типового Положения предусмотрено исчисление срока возвращения заявки с момента окончания срока подачи заявок, указанного в извещении об осуществлении конкурентной закупки, но не с момента получения соответствующей информации от банка. Вопреки действующему законодательству, типовое Положение содержит указание на отражение в заявке на участие в конкурсе и запросе котировок в электронной форме цены лота. Принятие приказов от 12 января 2022 года N 2 и от 19 января 2022 года N 9, которыми скорректировано типовое Положение, не может свидетельствовать об устранении нарушений закона, поскольку вследствие нарушения процедуры опубликования они не имеют юридической силы и не влекут правовых последствий.
В судебном заседании прокуроры отдела прокуратуры Алтайского края Х.И.А. и Б.Н.С. настаивали на удовлетворении уточненных исковых требований; представители Министерства экономического развития Алтайского края М.С.С., С.Е.О. и А.Е.С. возражали против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях, настаивая на ненормативном характере оспариваемых актов.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, для участия в рассмотрении административного дела не явились и об отложении судебного заседания не ходатайствовали. При этом Правительством Алтайского края и управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю представлены отзывы на административное исковое заявление.
Руководствуясь требованиями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона N 223-ФЗ целями законодательного регулирования в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, круг которых определен частью 2 статьи 1 данного закона, являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей указанных юридических лиц, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблении.
Согласно Федеральному закону N 223-ФЗ достижение этих целей обеспечивается принципами, которыми заказчики обязаны руководствоваться при осуществлении закупки товаров, работ, услуг: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (часть 1 статьи 3), а также требованиями к информационному обеспечению закупки (статья 4).
Частью 2.1 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации, автономного учреждения субъекта Российской Федерации, муниципального бюджетного учреждения, муниципального автономного учреждения, осуществляющие полномочия собственника имущества государственного унитарного предприятия субъекта Российской Федерации, муниципального унитарного предприятия, либо иной уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией орган вправе утвердить типовое положение о закупке, а также определить соответственно бюджетные учреждения субъекта Российской Федерации, муниципальные бюджетные учреждения, автономные учреждения субъекта Российской Федерации, муниципальные автономные учреждения, государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, муниципальные унитарные предприятия, для которых применение такого типового положения о закупке является обязательным при утверждении ими положения о закупке или внесении в него изменений.
Постановлением администрации Алтайского края от 12 октября 2016 года N 350 "Об организации закупок товаров работ, услуг отдельных видов юридических лиц Алтайского края" Министерству экономического развития Алтайского края предписано разработать и утвердить типовые положения о закупке для нужд краевых унитарных предприятий, бюджетных и автономных учреждений Алтайского края, а также определить краевые унитарные предприятия, бюджетные и автономные учреждения Алтайского края, для которых применение типового положения о закупке является обязательным при утверждении ими положения о закупке или внесении в него изменений.
Исходя из пункта 1.1 Положения о Министерстве экономического развития Алтайского края, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 28 декабря 2016 года N 176, данное министерство является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим проведение в регионе государственной экономической политики и нормативного правового регулирования в сфере анализа социально-экономического развития, стратегического планирования, проектной, инвестиционной и инновационной деятельности, а также регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Алтайского края, закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц Алтайского края в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Реализуя данные полномочия, Министерством экономического развития Алтайского края 23 ноября 2020 года издан приказ N 65 "Об утверждении типового Положения о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц Алтайского края", в который впоследствии внесены изменения приказами Министерства экономического развития Алтайского края от 11 января 2021 года N 2, от 27 мая 2021 года N 43, от 12 января 2022 года N 2, от 19 января 2022 года N 9 и от 14 февраля 2022 года N 39.
Анализ оспариваемого акта позволяет суду сделать вывод о том, что он устанавливает правила поведения, обязательные для применения в отношении неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение, направлен на установление правоотношений, то есть является нормативным правовым актом.
Доводы административного ответчика об обратном безосновательны, поскольку приказом от 23 ноября 2020 года N 65 утвержден перечень краевых унитарных предприятий, бюджетных и автономных учреждений Алтайского края, для которых применение вышеназванного типового Положения является обязательным при утверждении ими положений о закупке или внесении в них изменений, в случае осуществления такими организациями закупочной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", то есть перечень заказчиков. Вместе с тем круг потенциальных участников закупки не определен и является открытым.
Вышеуказанные приказы Министерства экономического развития Алтайского края изданы уполномоченным органом исполнительной власти; нарушений процедуры принятия нормативных правовых актов, установленной Законом Алтайского края от 09 ноября 2006 года N 122-ЗС "О правотворческой деятельности" и постановлением Правительства Алтайского края от 17 августа 2017 года N 304 "Об организации правотворческой деятельности Губернатора Алтайского края, Правительства Алтайского края и иных органов исполнительной власти Алтайского края", влекущих признание нормативных правовых актов недействующими, судом при рассмотрении административного дела не установлено.
По данным основаниям нормативные правовые акты прокурором не оспариваются.
Административный истец полагает, что нарушена процедура опубликования приказов от 23 ноября 2020 года N 65, от 11 января 2021 года N 2, от 27 мая 2021 года N 43, от 12 января 2022 года N 2, от 19 января 2022 года N 9, что влечет признание их недействующими полностью с момента принятия.
С такой позицией суд согласиться не может, так как в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия.
Действительно, в силу частей 1 и 1.1 статьи 33 Закона Алтайского края от 09 ноября 2006 года N 122-ЗС "О правотворческой деятельности", официальным опубликованием нормативных правовых актов Алтайского края считается первая публикация его полного текста в газете "Алтайская правда" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). Официальными являются также тексты нормативных правовых актов Алтайского края, включенные в интегрированный полнотекстовый банк правовой информации (эталонный банк данных правовой информации) "Законодательство России", распространяемые в электронном виде Федеральной службой охраны Российской Федерации, а также органами государственной охраны на основании соглашения с Правительством Алтайского края.
При этом нормативные правовые акты Алтайского края могут быть доведены до сведения населения посредством телевидения, радио, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемом виде, опубликованы в иных, помимо газеты "Алтайская правда", печатных изданиях, направлены должностным лицам, организациям, общественным объединениям (часть 1 статьи 34 Закона Алтайского края от 09 ноября 2006 года N 122-ЗС "О правотворческой деятельности").
В то же время, частью 2 статьи 2.5 Федерального закона N 223-ФЗ регламентировано, что типовое положение о закупке размещается в единой информационной системе утвердившими его соответствующими федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо организацией, указанными в части 2.1 настоящей статьи, в течение пятнадцати дней с даты утверждения типового положения о закупке.
Руководствуясь данной нормой, Министерство экономического развития Алтайского края в установленный срок разметило на официальном сайте ЕИС Закупки (zakupki.gov.ru) приказ от 23 ноября 2020 года N 65 "Об утверждении типового Положения о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц Алтайского края", а также приказы о внесении в него соответствующих изменений.
Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что предусмотренное статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации требование официального опубликования нормативных правовых актов компетентным органом публичной власти обусловлено общепризнанным принципом правовой определенности, лежащим в основе отношений государства и индивида, и означает всеобщее оповещение о том, что данный акт принят и подлежит действию в изложенном аутентичном содержании. Только тогда на лиц, подпадающих под его действие, распространяется общеправовая презумпция, в силу которой незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение. Неопределенность же относительно того, действует или не действует нормативный правовой акт, препятствует единообразию в его соблюдении, исполнении и применении, а значит, порождает противоречивую правоприменительную практику, создает возможность злоупотреблений и произвола, ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод, ведет к нарушению принципов равенства и верховенства права (Постановление от 27 марта 2012 года N 8-П.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в упомянутом постановлении от 25 декабря 2018 года N 50 разъяснил, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. С учетом изложенного, опубликование оспариваемых нормативных правовых актов в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обусловлено объективным изменением структуры информационного пространства в современных условиях, позволяет осуществлять ознакомление с ними с использованием новых информационных технологий и достаточно для признания их вступившими в силу.
Поскольку требования, содержащиеся в статье 15 Конституции Российской Федерации, о необходимости опубликования нормативных правовых актов официально для всеобщего сведения в отношении приказов Министерства экономического развития Алтайского края от 23 ноября 2020 года N 65, от 11 января 2021 года N 2, от 27 мая 2021 года N 43, от 12 января 2022 года N 2, от 19 января 2022 года N 9 были соблюдены, данные нормативные правовые акты, вопреки доводам административного иска, не могут быть признаны недействующими на том основании, что они не были официально опубликованы в газете "Алтайская правда" или на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
В силу требований пункта 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом обязанность доказывания данного обстоятельства возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверяя доводы прокурора о несоответствии подпункта 1 пункта 9.1.7 раздела 9 типового Положения действующему законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу, суд находит их заслуживающими внимания.
Как следует из содержания подпункта 1 пункта 9.1.7 раздела 9 типового Положения, возврат участнику конкурентной закупки обеспечения заявки на участие в закупке не производится и удерживается в пользу заказчика в случае уклонения или отказа участника закупки от заключения договора, когда такое заключение в силу требований Положения для него обязательно.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 3.2 Федерального закона N 223-ФЗ возврат участнику конкурентной закупки обеспечения заявки на участие в закупке не производится в случае уклонение или отказ участника закупки от заключения договора.
При этом в данной норме федеральный законодатель не ставит невозвращение участнику конкурентной закупки обеспечения заявки на участие в закупке в зависимость от наличия иных условий.
Следовательно, в данной части административные исковые требования правомерны и подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3.7.2.3 раздела 3.7 типового Положения протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать, в том числе порядковые номера заявок на участие в закупке в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. При этом заявке на участие в закупке, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других заявок на участие в закупке, содержащих такие же условия;
Кроме того, данный протокол должен также содержать результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок и возможность их отклонения) с указанием в том числе:1) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены; 2) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка (пункт 3.7.2.4 раздела 3.7 типового Положения).
Также в данном протоколе, согласно пункту 3.7.2.5 раздела 3.7 типового Положения отражаются результаты оценки заявок на участие в закупке (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок).
По утверждению административного истца, определяя аналогичный перечень сведений, подлежащих отражению в протоколе, составленном по итогам конкурентной закупки, пункты 4-6 части 14 статьи 3.2 Федерального закона N 223-ФЗ предусматривают обязательное включение в протокол сведений не только о порядковых номерах, результатах рассмотрения и оценки, количестве, основаниях отклонения заявок, но и окончательных предложений.
Такую позицию суд не разделяет по следующим основаниям.
В силу требований пунктов 4-6 части 14 статьи 3.2 Федерального закона N 223-ФЗ протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать следующие сведения: дата подписания протокола; количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки; порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия; результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе: а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены; б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение; результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок).
В соответствии с частью 16 статьи 3.2 Федерального закона N 223-ФЗ под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.
Конкурентные закупки могут включать в себя один или несколько этапов (часть 24 статьи 3.2 Федерального закона N 223-ФЗ).
Статья 3.4 Федерального закона N 223-ФЗ регламентирует особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
В силу положений части 4 статьи 3.4 Федерального закона N 223-ФЗ конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее в целях настоящей статьи - конкурс в электронной форме), может включать следующие этапы:
1) проведение в срок до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе в электронной форме заказчиком обсуждения с участниками закупки функциональных характеристик (потребительских свойств) товаров, качества работ, услуг и иных условий исполнения договора в целях уточнения в извещении о проведении конкурса в электронной форме, документации о конкурентной закупке, проекте договора требуемых характеристик (потребительских свойств) закупаемых товаров, работ, услуг;
2) обсуждение заказчиком предложений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товаров, качестве работ, услуг и об иных условиях исполнения договора, содержащихся в заявках участников конкурса в электронной форме, в целях уточнения в извещении о проведении конкурса в электронной форме, документации о конкурентной закупке, проекте договора требуемых характеристик (потребительских свойств) закупаемых товаров, работ, услуг;
3) рассмотрение и оценка заказчиком поданных участниками конкурса в электронной форме заявок на участие в таком конкурсе;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5) сопоставление дополнительных ценовых предложений участников конкурса в электронной форме о снижении цены договора.
Если конкурс в электронной форме включает в себя этапы, предусмотренные пунктом 1 или 2 части 4 настоящей статьи, заказчик указывает в протоколах, составляемых по результатам данных этапов, в том числе информацию о принятом им решении о необходимости уточнения функциональных характеристик (потребительских свойств) закупаемых товаров, качества работ, услуг, иных условий исполнения договора либо об отсутствии необходимости такого уточнения. В случае принятия заказчиком решения о необходимости уточнения функциональных характеристик (потребительских свойств) закупаемых товаров, качества работ, услуг, иных условий исполнения договора заказчик в сроки, установленные документацией о конкурентной закупке, размещает в единой информационной системе уточненное извещение о проведении конкурса в электронной форме и уточненную документацию о конкурентной закупке. В указанном случае отклонение заявок участников конкурса в электронной форме не допускается, комиссия по осуществлению конкурентной закупки предлагает всем участникам конкурса в электронной форме представить окончательные предложения с учетом уточненных функциональных характеристик (потребительских свойств) закупаемых товаров, работ, услуг, иных условий исполнения договора. При этом заказчик в соответствии с требованиями части 3 настоящей статьи определяет срок подачи окончательных предложений участников конкурса в электронной форме. В случае принятия заказчиком решения не вносить уточнения в извещение о проведении конкурса в электронной форме и документацию о конкурентной закупке информация об этом решении указывается в протоколе, составляемом по результатам данных этапов конкурса в электронной форме. При этом участники конкурса в электронной форме не подают окончательные предложения (пункт 5 части 5 статьи 3.4 Федерального закона N 223-ФЗ).
Согласно пункту 8 части 5 статьи 3.4 Федерального закона N 223-ФЗ участник конкурса в электронной форме подает одно окончательное предложение в отношении каждого предмета конкурса в электронной форме (лота) в любое время с момента размещения заказчиком в единой информационной системе уточненных извещения о проведении конкурса в электронной форме и документации о конкурентной закупке до предусмотренных такими извещением и документацией о конкурентной закупке даты и времени окончания срока подачи окончательных предложений. Подача окончательного предложения осуществляется в порядке, установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом для подачи заявки.
Системное толкование вышеуказанных норм позволяют суду прийти к выводу, что указание в протоколе, составленном по итогам конкурентной закупки, сведений об окончательных предложениях необязательно в случае, если типовым Положением не предусмотрены следующие этапы: проведение в срок до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе в электронной форме заказчиком обсуждения с участниками закупки функциональных характеристик (потребительских свойств) товаров, качества работ, услуг и иных условий исполнения договора в целях уточнения в извещении о проведении конкурса в электронной форме, документации о конкурентной закупке, проекте договора требуемых характеристик (потребительских свойств) закупаемых товаров, работ, услуг (пункт 1 части 4 статьи 3.4 Федерального закона N 223-ФЗ); или обсуждение заказчиком предложений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товаров, качестве работ, услуг и об иных условиях исполнения договора, содержащихся в заявках участников конкурса в электронной форме, в целях уточнения в извещении о проведении конкурса в электронной форме, документации о конкурентной закупке, проекте договора требуемых характеристик (потребительских свойств) закупаемых товаров, работ, услуг (пункт 2 части 4 статьи 3.4 Федерального закона N 223-ФЗ).
При разрешении настоящего спора установлено, что в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц Алтайского края, утвержденного приказом Министерства экономического развития Алтайского края от 23 ноября 2020 года N 65, такие этапы конкурентной закупки не предусмотрены, оценка окончательных предложений не производится.
Следовательно, в данном случае поводов для указания в соответствующем протоколе сведений об окончательных предложениях не имеется.
По тем же основаниям суд отвергает доводы административного истца о необходимости включения в состав документации, определенной в пункте 4.7 раздела 4 типового Положения и подлежащей хранению заказчиком, окончательных предложений, поскольку такие предложения участниками закупок не формируются и не направляются.
При таких обстоятельствах, учитывая, что иные нарушения, которые указаны прокурором в административном иске, были устранены административным ответчиком и в действующей редакции приказа Министерства экономического развития Алтайского края от 23 ноября 2020 года N 65 отсутствуют, основания для удовлетворения требований в этой части суд не усматривает.
Принимая во внимание, что типовое Положение, утвержденное приказом Министерства экономического развития Алтайского края от 23 ноября 2020 года N 65, до вынесения решения суда применялось, на его основе реализовывались права заинтересованных лиц, суд признает, нормативный правовой акт недействующим в соответствующей части со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 1 статьи 33 Закона Алтайского края от 09 ноября 2006 года N 122-ЗС "О правотворческой деятельности" сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Алтайская правда".
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административные исковые требования первого заместителя прокурора Алтайского края удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 1 пункта 9.1.7 раздела 9 типового Положения о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц Алтайского края, утвержденного приказом Министерства экономического развития Алтайского края от 23 ноября 2020 года N 65, в части слов ", когда такое заключение в силу требований Положения для него обязательно".
В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Алтайская правда" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Мотивированное решение составлено 20 июня 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 6 июня 2022 г. N 3а-50/2022
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании