Информация по делу
Дело N 3а-98/2022
Именем Российской Федерации
город Калуга 02 сентября 2022 года
Калужский областной суд в составе:
председательствующего судьи К.Н.К.,
при ведении протокола по поручению
председательствующего судьи помощником судьи К.Е.А.,
с участием прокурора Б.А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску З.В.А. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области о признании недействующим в части нормативного правового акта - порядка предоставления компенсационных выплат гражданам-участникам долевого строительства, утвержденного Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области от 29 ноября 2021 года N 503, установил:
23 мая 2022 года в Калужский областной суд поступило административное исковое заявление З.В.А. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области о признании недействующим в части нормативного правового акта - порядка предоставления компенсационных выплат гражданам-участникам долевого строительства, утвержденного приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области от 29 ноября 2021 года N 503, в котором административным истцом указано на то, что между ним и обществом с ограниченной ответственностью "Жуков-Спецстрой" был заключён договор долевого участия в строительстве жилого дома, по условиям которого он инвестировал денежные в размере <данные изъяты> рублей в строительство многоквартирного дома в целях получения однокомнатной квартиры общей площадью <данные изъяты> кв. м после ввода дома в эксплуатацию, который впоследствии на основании решения суда от 07 ноября 2021 года был включён в реестр проблемных объектов на территории Калужской области, в связи с чем административный истец обращался к административному ответчику с заявлением о выплате ему компенсации на основании Закона Калужской области от 24 ноября 2021 года N 160-ОЗ "О предоставлении компенсационных выплат гражданам - участникам долевого строительства", в чём ему незаконно было отказано со ссылкой на подпункт 2.6.3 пункта 2.6 порядка предоставления компенсационных выплат гражданам-участникам долевого строительства, утвержденного приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области от 29 ноября 2021 года N 503, в связи с получением им ранее социальной выплаты на приобретение жилья, предусмотренной Законом Калужской области от 04 июня 2012 N 283-ОЗ "О регулировании отдельных правоотношений по защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Калужской области".
Административный истец, ссылаясь также на то, что Законом Калужской области от 24 ноября 2021 года N 160-ОЗ "О предоставлении компенсационных выплат гражданам-участникам долевого строительства" установлены условия осуществления компенсационной выплаты, в соответствии с которым административный ответчик должен бы утвердить только порядок её предоставления, установив, однако, и условия её предоставления, просил, уточнив требования, признать недействующим подпункт 2.6.3 пункта 2.6 порядка предоставления компенсационных выплат гражданам-участникам долевого строительства, утвержденного приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области от 29 ноября 2021 года N 503, в части установления такого основания для отказа в предоставлении компенсационной выплаты, как предоставление ранее гражданину меры поддержки, предусмотренной Законом Калужской области "О регулировании отдельных правоотношений по защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Калужской области".
Административный истец, будучи извещённый судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, его представитель по доверенности Щ.Е.В. поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика по доверенности Ш.И.А. возражала против удовлетворения административного иска.
Прокурор Б.А.А. в заключении полагала, что административный иск удовлетворению не подлежит.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области от 29 ноября 2021 N 503 утверждён порядок предоставления компенсационных выплат гражданам-участникам долевого строительства, который был опубликован 01 декабря 2021 года в сетевом издании "Сайт "Газеты Калужской области "Весть" http://www.vest-news.ru".
С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе в соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из дела видно, что приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области от 22 декабря 2021 года N 610 административному истцу было отказано в предоставлении компенсационной выплаты в соответствии с Законом Калужской области от 24 ноября 2021 года N 160-ОЗ "О предоставлении компенсационных выплат гражданам-участникам долевого строительства" на основании подпункта 2.6.3 пункта 2.6 порядка предоставления компенсационных выплат гражданам-участникам долевого строительства, утвержденного приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области от 29 ноября 2021 года N 503.
Также установлено, что ранее приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области от 26 августа 2017 года N 560 административному истцу на основании его заявления о предоставлении социальной выплаты в соответствии с Законом Калужской области от 04 июня 2012 N 283-ОЗ "О регулировании отдельных правоотношений по защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Калужской области" была осуществлена социальная выплата в размере <данные изъяты> рублей.
Законодательство Калужской области, направленное на защиту прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, состоит из Закона Калужской области от 04 июня 2012 N 283-ОЗ "О регулировании отдельных правоотношений по защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Калужской области", а также вступившего в силу 24 ноября 2021 года Закона Калужской области от 24 ноября 2021 года N 160-ОЗ "О предоставлении компенсационных выплат гражданам-участникам долевого строительства".
Так, Законом Калужской области от 04 июня 2012 N 283-ОЗ "О регулировании отдельных правоотношений по защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Калужской области", будучи направленным на защиту прав граждан-участников строительства многоквартирных домов, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков (статья 1), предусматриваются меры финансовой поддержки пострадавших соинвесторов, в том числе в виде меры социальной поддержки отдельных категорий пострадавших соинвесторов в соответствии с настоящим Законом (подпункт 2 пункта 1 части 4), и в частности, в форме предоставления социальной выплаты пострадавшим соинвесторам, состоящих в реестре пострадавших соинвесторов и признанных в установленном порядке органами местного самоуправления муниципальных образований Калужской области нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на приобретение жилья или на заключение договора долевого участия в завершении строительства объекта строительства и (или) иного многоквартирного дома, возводимого в обеспечение требований пострадавших соинвесторов (статья 5).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подпункт 2 пункта 1 статьи 4 Закона от 04 июня 2012 N 283-ОЗ"
Что касается Закона Калужской области от 24 ноября 2021 года N 160-ОЗ "О предоставлении компенсационных выплат гражданам-участникам долевого строительства", то настоящий Закон согласно статье 1 направлен на защиту прав и законных интересов граждан-участников долевого строительства многоквартирных домов (далее - граждане), включенных в единый реестр проблемных объектов, предусмотренный частью 1.1. статьи 23.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ), и предусматривает предоставление гражданам компенсационной выплаты исходя из фактически оплаченной гражданином по договору участия в долевом строительстве площади объекта долевого строительства, в отношении которого не выполнены обязательства застройщика, подлежащего передаче гражданину, но не более 120 квадратных метров общей площади объекта долевого строительства по договору участия в долевом строительстве (далее - компенсационная выплата).
В соответствии со статьёй 2 Закона Калужской области от 24 ноября 2021 года N 160-ОЗ "О предоставлении компенсационных выплат гражданам-участникам долевого строительства" компенсационная выплата предоставляется уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства (далее - уполномоченный орган) по заявлению гражданина (пункт 1); компенсационная выплата предоставляется гражданам при соблюдении одновременно следующих условий: гражданином вложены денежные средства в строительство многоквартирного дома, в отношении которого в соответствии с утвержденным планом-графиком по осуществлению мер по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, расположенных на территории Калужской области, включенных в единый реестр проблемных объектов, предусмотренный частью 1.1. статьи 23.1 Федерального закона N 214-ФЗ, способ восстановления прав граждан определён в виде компенсационной выплаты (подпункт 1 пункта 2); заключение гражданином с уполномоченным органом договора (соглашения) о передаче в государственную собственность Калужской области доли в праве собственности на объект незавершенного строительства или объекта долевого строительства (квартиры) в объекте незавершенного строительства, принадлежащих ему на праве собственности (подпункт 2 пункта 2)
Указанная компенсационная выплата в силу пункта 2 статьи 4 Закона Калужской области от 24 ноября 2021 года N 160-ОЗ "О предоставлении компенсационных выплат гражданам-участникам долевого строительства" предоставляется гражданину в порядке, установленном уполномоченным органом.
Административный ответчик согласно положению о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области, утверждённому постановлением Правительства Калужской области от 16 ноября 2017 года N 660, является уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, который оспариваемым в части приказом утвердил порядок предоставления компенсационных выплат гражданам-участникам долевого строительства в соответствии с Законом Калужской области "О предоставлении компенсационных выплат гражданам-участникам долевого строительства", предусматривающий, что согласно пункту 2.6 основаниями для отказа в предоставлении компенсационной выплаты являются: несоответствие гражданина условиям, предусмотренным статьёй 2 Закона (подпункт 2.6.1); представление недостоверных и (или) заведомо ложных сведений (документов) (подпункт 2.6.2); гражданину ранее предоставлена компенсационная выплата, предусмотренная настоящим Порядком, или иная мера поддержки, предусмотренная Законом Калужской области "О регулировании отдельных правоотношений по защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Калужской области" (подпункт 2.6.3).
Учитывая, что Законом Калужской области от 24 ноября 2021 года N 160-ОЗ "О предоставлении компенсационных выплат гражданам-участникам долевого строительства" наравне с Законом Калужской области от 04 июня 2012 N 283-ОЗ "О регулировании отдельных правоотношений по защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Калужской области" также установлен способ восстановления прав граждан в виде предоставления предусмотренной им компенсационной выплаты в порядке, установленном административным ответчиком как уполномоченным органом, то отсутствуют основания для вывода, что административный ответчик нарушил положения данного Закона Калужской области от 24 ноября 2021 года N 160-ОЗ "О предоставлении компенсационных выплат гражданам-участникам долевого строительства" и установил иные условия для получения этой компенсационной выплаты, поскольку, по сути, воспроизвёл в оспариваемой части нормативного правого акта содержание положения этого Закона Калужской области об условиях получения установленной им компенсационной выплаты, согласно которым компенсационная выплата предоставляется гражданам при соблюдении одновременно следующих условий, в том числе, когда способ восстановления прав граждан определён в виде компенсационной выплаты (подпункт 1 пункта 2 статьи 2 Закона Калужской области от 24 ноября 2021 года N 160-ОЗ "О предоставлении компенсационных выплат гражданам-участникам долевого строительства").
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", при разрешении вопроса о соблюдении органом или должностным лицом компетенции при издании оспариваемого нормативного правового акта, следует учитывать, что воспроизведение в этом акте положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований, так как при рассмотрении дела не установлено несоответствия оспариваемого нормативного правового акта положениям законодательства, имеющим большую юридическую силу, учитывая также отсутствие нарушений процедуры его принятия и нарушений прав административного истца.
Руководствуясь статьями 175, 176, 177, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
З.В.А. в удовлетворении административного иска к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области о признании подпункта 2.6.3 пункта 2.6 порядка предоставления компенсационных выплат гражданам-участникам долевого строительства, утвержденного Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области от 29 ноября 2021 года N 503, недействующим в части отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции через Калужский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий |
Н.К. Казанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калужского областного суда от 2 сентября 2022 г. N 3а-98/2022 "Об отказе в удовлетворении требований о признании частично недействующим подпункта 2.6.3 пункта 2.6 порядка, утвержденного приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской обл. от 29.11.2021 N 503 "Об утверждении порядка предоставления компенсационных выплат гражданам - участникам долевого строительства"
Текст решения опубликован на сайте Калужского областного суда в Internet (https://oblsud--klg.sudrf.ru/)