Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Амурской области
от 17 октября 2022 г. N 574-р
Основные направления
долговой политики Амурской области на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов
Основные направления долговой политики Амурской области на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов будут строиться в соответствии с государственной программой Амурской области "Повышение эффективности деятельности органов государственной власти и управления Амурской области", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 N 442 (далее - государственная программа N 442), и основными направлениями бюджетной и налоговой политики на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов.
Под долговой политикой понимается стратегия управления государственными заимствованиями Амурской области, направленная на обеспечение экономически обоснованного объема и структуры государственного долга Амурской области (далее - государственный долг), минимизацию стоимости его обслуживания, равномерное распределение во времени платежей, связанных с государственным долгом, а также безусловное соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ).
1. Итоги реализации долговой политики Амурской области за 2021 год и ожидаемые итоги реализации долговой политики за 2022 год
Реализация долговой политики Амурской области на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов осуществлялась в соответствии с государственной программой N 442 и основными направлениями бюджетной и налоговой политики на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов.
Реализация долговой политики Амурской области на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов позволила не увеличивать государственный долг к уровню 2020 года, который сложился в объеме 27,0 млрд. рублей, или 42,7% к налоговым и неналоговым доходам областного бюджета, что не превышает ограничений, установленных статьей 107 БК РФ.
Долговые обязательства за 2021 год перед кредитными организациями составили 10,6 млрд. рублей, или 39% в структуре государственного долга, бюджетные кредиты - 16,4 млрд. рублей, или 61% в структуре государственного долга.
В соответствии со статьей 106 БК РФ привлечено кредитов от кредитных организаций в сумме 6,1 млрд. рублей. Объем заимствований осуществлялся путем проведения аукционов в электронной форме на период до 3 лет. Привлечение кредитов осуществлялось с целью погашения долговых обязательств Амурской области.
С целью экономии средств на уплату процентов досрочно погашены кредиты от кредитных организаций в феврале 2021 года в объеме 3,0 млрд. рублей.
Принятые меры позволили сократить расходы на обслуживание долговых обязательств от первоначально запланированных средств на 0,3 млрд. рублей. Всего за 2021 год на проценты по кредитам потрачено 0,4 млрд. рублей.
По условиям соглашений о реструктуризации Амурская область должна обеспечить:
1) снижение доли государственного долга к 01.01.2026 до 38% налоговых и неналоговых доходов областного бюджета и сохранение данного показателя до 2030 года;
2) долю по кредитам от кредитных организаций не выше 32% налоговых и неналоговых доходов областного бюджета;
3) привлечение кредитов от кредитных организаций на уровне ключевой ставки, увеличенной на 1% годовых.
Условия соглашений о реструктуризации выполняются Амурской областью в полном объеме.
В 2021 году государственные гарантии Амурской области не предоставлялись.
За 8 месяцев 2022 года государственный долг увеличился на 1,7 млрд. рублей и на 01.09.2022 составил 28,6 млрд. рублей.
В июне и июле 2022 года были привлечены бюджетные кредиты в объеме 6,1 млрд. рублей, из которых 0,8 млрд. рублей на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов Амурской области и 5,3 млрд. рублей для погашения рыночных обязательств Амурской области и муниципальных образований Амурской области.
Во втором квартале 2022 года досрочно погашены кредиты от кредитных организаций в сумме 4,5 млрд. рублей за счет средств бюджетного кредита, предоставленного из федерального бюджета.
В результате экономия средств областного бюджета по расходам на обслуживание государственного долга за 8 месяцев 2022 года составила 0,3 млрд. рублей.
По состоянию на 01.01.2023 общий объем государственного долга запланирован в размере 32,4 млрд. рублей, или 48,4% к налоговым и неналоговым доходам областного бюджета, объем долговых обязательств по коммерческим кредитам - 9,9 млрд. рублей, или 14,9% к налоговым и неналоговым доходам областного бюджета.
Требования бюджетного законодательства Российской Федерации к объему расходов на обслуживание государственного долга и к его структуре по итогам исполнения областного бюджета за 2021 год и 8 месяцев 2022 года соблюдены.
2. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Амурской области
Характер и основные направления долговой политики Амурской области на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов определяются макроэкономической ситуацией, сложившейся на территории Российской Федерации и Амурской области, условиями нестабильной геополитической обстановки и внешнего санкционного давления, требованиями бюджетного законодательства, а также условиями заключенных между Министерством финансов Российской Федерации и министерством финансов Амурской области соглашений о предоставлении бюджету Амурской области из федерального бюджета бюджетных кредитов (далее - соглашения о предоставлении бюджетных кредитов).
1. С 2012 года в связи с принятием ряда федеральных законов и указов Президента Российской Федерации значительно выросли социальные обязательства Амурской области, расширен перечень полномочий Амурской области, осуществляемых за счет средств областного бюджета. Для финансирования возникающего дефицита областного бюджета привлекались заемные средства. В результате долговая нагрузка на областной бюджет увеличивалась.
Объем государственного долга за период с 01.01.2012 по 01.01.2022 вырос практически в 2 раза (с 15,5 млрд. рублей до 27,0 млрд. рублей), однако расходы на обслуживание государственного долга по итогу 2021 года сложились на уровне 2012 года.
Это связано со снижением ключевой процентной ставки на протяжении 2020 - 2021 годов.
2. Согласно требованиям статьи 107 БК РФ установлены ограничения к верхнему пределу государственного долга, который не превышает утвержденный законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период общий годовой объем доходов областного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Амурская область отнесена к регионам с высоким уровнем долговой устойчивости.
В текущем году и далее основной задачей работы министерства финансов Амурской области является сохранение достигнутой высокой степени долговой устойчивости.
Пунктом 5 статьи 107.1 БК РФ для высокой группы долговой устойчивости устанавливаются ограничения в следующих пределах:
1) не более 50% - объем государственного долга Амурской области к общему объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений;
2) не более 13% - годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Амурской области, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
3) не более 5% - доля расходов на обслуживание государственного долга Амурской области в общем объеме расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
3. Соглашения о предоставлении бюджетных кредитов устанавливают ряд обязательств Амурской области, в том числе в области долговой политики.
Одним из основных факторов, определяющих долговую политику Амурской области, является соблюдение условий дополнительных соглашений о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам.
С учетом выполнения ограничений, установленных указанными дополнительными соглашениями, реализация долговой политики Амурской области на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов будет осуществляться в рамках решения ключевых задач по поддержанию умеренной долговой нагрузки и оптимизации расходов на обслуживание государственного долга на следующих условиях:
1) сохранение дефицита областного бюджета на уровне не более 10% суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений в данном периоде (значение показателя может быть превышено на сумму безвозмездных поступлений от продажи акций и иных форм участия Амурской области в капитале, находящихся в областной собственности, и (или) снижения остатков средств на счетах по учету средств областного бюджета, в том числе средств областного резервного фонда);
2) обеспечение поэтапного сокращения доли общего объема долговых обязательств Амурской области, а именно:
к 01.01.2024 доля общего объема долговых обязательств Амурской области составит не более 44% от суммы налоговых и неналоговых доходов, в том числе доля долговых обязательств по кредитам от кредитных организаций составит не более 31% суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2023 год;
к 01.01.2025 доля общего объема долговых обязательств Амурской области составит не более 38% от суммы налоговых и неналоговых доходов, в том числе доля долговых обязательств по кредитам от кредитных организаций составит не более 32% суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2024 год;
к 01.01.2026 доля общего объема долговых обязательств Амурской области составит не более 38% от суммы налоговых и неналоговых доходов, в том числе доля долговых обязательств по кредитам от кредитных организаций составит не более 32% суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2025 год;
3) ограничение ставок по кредитам, полученным от кредитных организаций на уровне ключевой ставки, установленной Центральным банком Российской Федерации, увеличенной на 1% годовых;
4) гибкое распределение бюджетной нагрузки, связанной с обслуживанием государственного долга, исходя из сроков погашения долговых обязательств Амурской области.
Основным направлением реализации долговой политики Амурской области остается рефинансирование государственного долга при сохранении умеренной долговой нагрузки.
Кредиты от кредитных организаций в 2023 - 2025 годах выступают в качестве главных источников финансирования дефицита областного бюджета.
Преимущества данной формы заимствований обусловлены простой процедурой и высокой скоростью их получения.
Долговая нагрузка на областной бюджет останется в пределах, позволяющих своевременно и в полном объеме выполнять обязательства по государственному долгу.
3. Цели и задачи долговой политики Амурской области
Первостепенной стратегической задачей в 2023 году и плановом периоде 2024 и 2025 годов является проведение взвешенной долговой политики, выполнение условий соглашений о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, поэтапное снижение отношения государственного долга к объему налоговых и неналоговых доходов областного бюджета для обеспечения и сохранения регионом высокого уровня долговой устойчивости.
Реализация долговой политики Амурской области на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов будет осуществляться в соответствии со следующими целями:
1) обеспечение сбалансированности областного бюджета;
2) обеспечение экономически обоснованного объема и структуры государственного долга, совершенствование механизмов управления государственным долгом;
3) обеспечение исполнения обязательств по обслуживанию и погашению государственного долга в полном объеме;
4) обеспечение минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств Амурской области.
Реализация долговой политики Амурской области на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов будет направлена на решение следующих задач:
1) повышение эффективности государственных заимствований Амурской области (далее - заимствования);
2) оптимизация структуры государственного долга с целью минимизации стоимости его обслуживания;
3) соблюдение показателей, установленных подпрограммой "Повышение эффективности управления государственными финансами и государственным долгом Амурской области" государственной программы N 442;
4) обеспечение контроля показателей долговой устойчивости, предельных значений государственного долга, расходов на его обслуживание и погашение государственного долга в соответствии с требованиями БК РФ;
5) обеспечение взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями областного бюджета в привлечении заемных средств;
6) учет информации и формирование отчетности о государственном долге;
7) повышение прозрачности политики управления государственным долгом, совершенствование стандартов раскрытия информации о государственном долге.
4. Принципы долговой политики Амурской области
Принципами управления государственным долгом в рамках долговой политики Амурской области на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов являются:
1) полнота и своевременность исполнения долговых обязательств Амурской области;
2) обеспечение финансирования дефицита областного бюджета путем привлечения ресурсов на финансовых рынках на благоприятных для Амурской области условиях;
3) постоянный мониторинг долговой нагрузки на областной бюджет при безусловном соблюдении бюджетных ограничений, установленных БК РФ;
4) поддержание безопасного уровня и структуры государственного долга.
5. Инструменты реализации долговой политики Амурской области
Перечень инструментов реализации долговой политики Амурской области на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов сформирован в соответствии с требованиями БК РФ и включает в себя следующие инструменты.
1. Получение кредитов от кредитных организаций.
Инструмент позволяет привлекать финансовые ресурсы при возникновении потребности в пределах достаточно продолжительного периода их доступности и досрочно возвращать при наличии возможности без излишних финансовых потерь.
При применении данного инструмента используется конкурентный способ определения исполнителей финансовых услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что позволяет экономить бюджетные средства в связи со снижением начальной максимальной цены контрактов на привлечение финансовых ресурсов.
2. Привлечение бюджетных кредитов в областной бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на покрытие дефицита областного бюджета.
Преимуществами данного инструмента являются низкие процентные ставки, позволяющие снизить расходы областного бюджета на обслуживание государственного долга и направить высвободившиеся финансовые ресурсы на решение приоритетных задач, стоящих перед Амурской областью.
Привлечь в 2023 - 2025 годах бюджетные кредиты из федерального бюджета возможно лишь после принятия соответствующих нормативных правовых актов.
3. Привлечение бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.
Данный инструмент имеет долгосрочный характер (не менее 15 лет), строго целевое назначение и по стоимости ниже, чем коммерческие кредиты, что позволяет экономить бюджетные средства.
Привлечь бюджетные кредиты на реализацию инфраструктурных проектов возможно после прохождения отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которых они являются.
4. Принятие долговых обязательств путем предоставления государственных гарантий.
В целях сокращения долговой нагрузки и снижения рисков областного бюджета при проведении долговой политики на особый контроль взят такой вид долговых обязательств, как государственные гарантии.
Предоставление государственных гарантий способствует развитию государственно-частного партнерства и позволяет юридическим лицам (муниципальным образованиям) Амурской области более оперативно привлекать в кредитных организациях заемные средства для реализации инвестиционных и социально значимых проектов на территории Амурской области.
5. Принятие долговых обязательств путем предоставления государственных гарантий в целях обеспечения исполнения денежных обязательств заемщиков по договорам займа со специализированным обществом при реализации проектов строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированным обществом.
Данный инструмент имеет долгосрочный характер (не более 15 лет) и направлен на развитие строительства (реконструкции) объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, в том числе реализуемых при жилищном строительстве.
6. Использование механизмов по сокращению стоимости обслуживания государственного долга, включающих в себя:
1) использование краткосрочных бюджетных кредитов на финансирование кассовых разрывов. Данный инструмент позволяет привлекать средства федерального бюджета на срок, не превышающий 240 дней, которые могут быть направлены на погашение задолженности и сокращение сроков кредитов, полученных от кредитных организаций;
2) привлечение временно свободных средств государственных бюджетных учреждений Амурской области и государственных автономных учреждений Амурской области в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций, и финансирования временных кассовых разрывов;
3) проведение работы с кредитными организациями по снижению процентных ставок по ранее заключенным кредитным договорам исходя из изменяющихся условий финансовых рынков и заключению дополнительных соглашений к кредитным договорам о снижении процентных ставок;
4) привлечение кредитных ресурсов коммерческих банков под плавающую процентную ставку;
5) рефинансирование рыночных долговых обязательств на обязательства с меньшей процентной ставкой;
6) использование механизмов оперативного управления долговыми обязательствами Амурской области в части корректировки сроков привлечения заимствований, сокращения или перераспределения объема заимствований с учетом результатов исполнения областного бюджета.
6. Основные мероприятия по сокращению объема государственного долга и дефицита областного бюджета
Основными мероприятиями по сокращению объема государственного долга и дефицита областного бюджета являются:
1) поддержание уровня государственного долга и расходов на его обслуживание на безопасном уровне;
2) привлечение заимствований на среднесрочный и долгосрочный периоды на благоприятных для Амурской области условиях в целях оптимизации структуры государственного долга по срокам погашения и равномерного распределения долговой нагрузки на областной бюджет;
3) сокращение объема привлечения краткосрочных рыночных заемных средств на срок менее 1 года;
4) проведение ежегодного анализа объема и состава задолженности, в том числе с точки зрения сроков погашения, стоимости обслуживания заимствований, влияния на общую платежеспособность;
5) осуществление мониторинга соответствия параметров государственного долга ограничениям, установленным БК РФ;
6) совершенствование практики проведения конкурентных способов осуществления закупки для заключения государственных контрактов по открытию кредитных линий в целях финансирования дефицита областного бюджета и (или) погашения долговых обязательств Амурской области;
7) проведение эффективной политики администрирования налоговых и неналоговых доходов областного бюджета;
8) проведение взвешенной, консервативной бюджетной политики в части расходов областного бюджета.
7. Ожидаемые результаты долговой политики Амурской области
Основные мероприятия долговой политики Амурской области на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов направлены на реализацию поставленных целей и задач долговой политики в целом и позволят обеспечить достижение следующих показателей:
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
1. |
Отношение общего объема долговых обязательств Амурской области к доходам областного бюджета без учета безвозмездных поступлений |
Процент |
<=44 |
<=38 |
<=38 |
2. |
Отношение общего объема долговых обязательств Амурской области по кредитам кредитных организаций к доходам областного бюджета без учета безвозмездных поступлений |
Процент |
<=31 |
<=32 |
<=32 |
3. |
Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов областного бюджета, за исключением расходов, финансируемых за счет субвенций |
Процент |
<5 |
<5 |
<5 |
4. |
Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга, возникшего на 1 января очередного финансового года, за исключением объема платежей, направленных на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода, к общему объему налоговых и неналоговых доходов и дотаций |
Процент |
<13 |
<13 |
< 13 |
5. |
Наличие просроченных платежей по погашению государственного долга |
Процент |
0 |
0 |
0 |
6. |
Наличие просроченных платежей по обслуживанию государственного долга |
Процент |
0 |
0 |
0 |
Объем долговых обязательств Амурской области может превысить установленные показатели:
1) на объем задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета, на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов;
2) на объем задолженности местных бюджетов перед Амурской областью по бюджетным кредитам, предоставленным из бюджета Амурской области для погашения долговых обязательств по рыночным заимствованиям муниципальных образований Амурской области, за счет бюджетного кредита, предоставленного из федерального бюджета;
3) на сумму государственных гарантий, предоставленных Амурской областью в целях обеспечения исполнения обязательств юридических лиц по договорам займа, заключенным в соответствии с Правилами финансирования проектов с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2459.
8. Анализ рисков для областного бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом
В процессе управления государственным долгом можно выделить следующие группы рисков:
1) риск ликвидности - риск неисполнения долговых обязательств областным бюджетом. Данный вид риска связан с отсутствием средств для полного исполнения обязательств Амурской области в срок. Основным источником риска ликвидности является нарушение баланса финансовых активов и финансовых обязательств областного бюджета и (или) возникновение непредвиденной необходимости немедленного и единовременного исполнения финансовых обязательств;
2) риск пролонгации (риск рефинансирования) - риск потерь вследствие чрезвычайно невыгодных условий привлечения заимствований на вынужденное рефинансирование уже имеющихся обязательств, пролонгация заимствований на невыгодных условиях, а также невозможность пролонгации или рефинансирования;
3) рыночный риск (риск процентной ставки) - риск, связанный с ростом процентных ставок на рынке заимствований;
4) риск наступления гарантийного случая - неплатежи принципалов по обязательствам, которые были гарантированы Амурской областью;
5) риск недостаточного поступления доходов в областной бюджет - риск неисполнения социальных обязательств Амурской области и осложнения выполнения соглашений о реструктуризации.
Целями управления рисками, связанными с управлением государственным долгом, являются:
1) снижение рисков неисполнения областного бюджета в части, касающейся финансирования расходов областного бюджета за счет заемных средств;
2) сглаживание объемов платежей по финансированию дефицита областного бюджета и погашению долговых обязательств Амурской области;
3) совершенствование системы управления государственным долгом.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Амурской области от 17 октября 2022 г. N 574-р "Об утверждении основных направлений долговой... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.