Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 22 апреля 2002 г. N КА-А41/2374-02
Отдел вневедомственной охраны при Красногорском ГУВД Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Инспекции МНС России по г. Красногорску о признании недействительным решения ответчика от 20.11.01 N 19295, требования об уплате налогов, пени N 19296, налоговых санкций N 19297/02 от 20.11.01 в части признания налогов на прибыль, на пользователей автомобильных дорог, содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и НДС.
Решением от 31.01.2002 Арбитражный суд Московской области исковые требования Отдела вневедомственной охраны удовлетворил по тем основаниям, что истец, в силу Закона РФ "О милиции", не является плательщиком спорных налогов с полученных от осуществления основного вида деятельности средств. Осуществляемая им деятельность не является предпринимательской в смысле ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, что подтверждается Законом РФ "О милиции", Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.08.92 N 589.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, указывая на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение суда. В удовлетворении исковых требований отказать.
Истец просит жалобу оставить без удовлетворения, поскольку доводы жалобы не основаны на законе.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и представителями сторон, что спорные суммы налогов начислены на средства, полученные Отделом вневедомственной охраны от осуществления им основного вида деятельности - охраны имущества собственников на основе договоров. В Отделе ведется раздельный учет доходов от основной и иных видов деятельности, а также то, что с полученных доходов от иных видов деятельности истец исчислял и перечислял в бюджеты все виды подлежащих им уплате налогов.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.02.93 N 209 "О милиции общественной безопасности" подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел относятся к подразделениям милиции общественной безопасности (местной милиции), которые содержатся за счет средств, получаемых за охрану объектов по договорам.
Согласно статье 9 Закона РФ "О милиции" от 18 апреля 1991 года N 1026-1 (в редакции Федерального закона от 31.03.99 N 68-ФЗ) подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел относятся к милиции общественной безопасности и порядок их создания, реорганизации и ликвидации определяется министром внутренних дел Российской Федерации. В том же порядке утверждаются нормативы численности указанных подразделений.
В статье 35 названного Закона РФ N 1026-1 определено, что финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств, поступающих от организаций на основе заключенных в установленном порядке договоров, и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Подразделение милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел финансируются за счет средств, поступающих на основе договоров. Внебюджетные средства используются для улучшения материально-технического обеспечения подразделений милиции, социального обеспечения сотрудников милиции и стимулирования их труда в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В соответствии с Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.92 N 589, основными задачами вневедомственной охраны являются охрана имущества собственников на основе договоров; участие в разработке и реализации государственных мер по упорядочению и совершенствованию охраны материальных ценностей; проведение на территории Российской Федерации единой технической политики в области создания средств охранной сигнализации, их промышленного освоения, контроля за качеством, тактики применения, внедрения и эксплуатационного обслуживания. Вневедомственная охрана в соответствии с возложенными на нее задачами обеспечивает охрану имущества, а также оказывает другие услуги, предусмотренные договорами с собственниками; организует и проводит научные исследования, опытные конструкторские и иные работы в области создания и применения средств охранной сигнализации; осуществляет на охраняемых объектах технический надзор за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию средствами охранной сигнализации, использованием приборов и систем охраны в соответствии с технической документацией, причем их в эксплуатацию, обслуживание и ремонт, проводит эти работы на договорной основе на неохраняемых объектах; организует и проводит испытания средств охранной сигнализации, в том числе и зарубежной, а также обеспечивает в установленном порядке выдачу сертификатов на ее использование на территории Российской Федерации; участвует в разработке и согласовании стандартов на средства охранной сигнализации.
Пунктами 10 и 11 этого Положения установлено, что вневедомственная охрана осуществляет свою деятельность на принципах самоокупаемости, самофинансирования и содержится за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников. Оплата охраны объектов и других услуг производится по договорным ценам с учетом экономически обоснованных затрат и 5-процентного превышения доходов над расходами для возмещения убытков в связи с кражами и пожарами. Фонд оплаты труда работников вневедомственной охраны формируется в пределах 80% от средств, поступающих по договорам от собственников. Средства, остающиеся в распоряжении вневедомственной охраны после уплаты налогов, изъятию не подлежат. Они накапливаются на счетах и расходуются на развитие вневедомственной охраны, финансирование социальных программ. За счет остатка неиспользованных средств производятся также отчисления в централизованный резервный фонд, из которого возмещают убытки от крупных краж и пожаров.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений) плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской федерации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Порядок обложения прибыли для некоммерческих организаций предусмотрен пунктом 10 статьи 2 указанного закона, в соответствии с которым бюджетные и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.
Согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Из имеющихся в деле материалов не следует, что деятельность Отдела в рассматриваемый период отвечает всем признакам предпринимательской деятельности, предусмотренной вышеназванной статьей Гражданского кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание вышеизложенное и учитывая особенности правового положения вневедомственной охраны, ее деятельность по охране имущества собственников не относится к предпринимательской и средства, полученные ОВО при Красногорском УВД ГУВД от основной деятельности, не являются доходом от предпринимательской деятельности, то есть отсутствует объект налогообложения для исчисления налога на прибыль.
Объектом обложения налогом по НДС, на пользователей автодорог и налога на содержание жилфонда и объектов соцкультсферы является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг).
Порядок формирования цен (тарифов) на охрану объектов и составление смет жестко регламентировано внутренними документами Министерства внутренних дел России. Подразделения вневедомственной охраны не обладают правами самостоятельного решения этих вопросов.
Вышеуказанные средства являются целевыми, расходуются в соответствии с нормами и нормативами, применяемыми по всей системе МВД, на содержание подразделений вневедомственной охраны (оплата труда работников с учетом присвоения им звания, выслуга лет, материально-техническое обеспечение, обучение, обмундирование, предусмотренные законом социальные выплаты и др.) для выполнения возложенных на них функций. Не израсходованные в текущем году средства подлежат целевому использованию в последующем. Учитывая изложенное, средства, получаемые подразделениями вневедомственной охраны за охрану объектов, являются целевыми, не включаются в выручку от реализации продукции (работ, услуг) и не подлежат обложению налогом на пользователей автомобильных дорог и налогом на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и НДС.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, нарушения судом норм материального права не установлено.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены и изменения судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 171, 173, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 31.01.2002 Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 апреля 2002 г. N КА-А41/2374-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании