Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Приоритеты муниципальной политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики, цель, задачи, описание сроков и этапов ее реализации
1. Анализ тенденций и проблем в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики
Повышение энергетической эффективности является одним из основных приоритетов внутренней политики Российской Федерации. Мировой кризис обозначил необходимость заниматься данным направлением, и энергосбережение как фактор реальной экономии бюджетных расходов приобретает все большую актуальность.
В вопросах энергосбережения сегодня многократно повышается роль и ответственность муниципального уровня власти, поскольку в городских и сельских поселениях организация энергосбережения наиболее сложна из-за высокой концентрации участников, интересов и взаимовлияющих технологий.
Именно на муниципальном уровне предстоит реализовать конкретные энергосберегающие мероприятия, создать повсеместный энергетический учет и планирование как основной инструмент муниципального управления энергосбережением. Сложившуюся практику планирования и отчетности в количественных характеристиках следует дополнить конкретными численно измеряемыми показателями энергоэффективности - удельным потреблением топлива и энергии, уровнем тепловых и электрических потерь и так далее.
Экономика, бюджетная сфера, жилищно-коммунальный комплекс Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики характеризуются повышенным потреблением топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР).
Энергосбережение в Шумерлинском муниципальном округе Чувашской Республики является актуальным и необходимым условием для нормального функционирования округа, так как повышение эффективности использования ТЭР, при постоянном непрекращающимся росте цен на топливо и, соответственно росте стоимости электрической и тепловой энергии позволяет добиться существенной экономии потребляемых ТЭР, снизить загрузку электросетевого оборудования и уменьшить финансовые затраты.
Анализ функционирования хозяйства округа показывает, что основные потери ТЭР наблюдаются при транспортировке, распределении и потреблении тепловой и электрической энергии и воды, при оказании жилищно-коммунальных услуг, ведении окружного хозяйства.
В этих условиях одной из основных угроз социально-экономическому развитию муниципального округа становится снижение конкурентоспособности предприятий, отраслей экономики муниципального образования, эффективности муниципального управления, вызванное ростом затрат на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, опережающих темпы экономического развития.
С учетом указанных обстоятельств, проблема заключается в том, что при существующем уровне энергоемкости экономики и социальной сферы муниципального округа предстоящие изменения стоимости топливно-энергетических и коммунальных ресурсов приведут к следующим негативным последствиям:
росту затрат предприятий, расположенных на территории муниципального округа, на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, приводящему к снижению конкурентоспособности и рентабельности их деятельности;
росту стоимости жилищно-коммунальных услуг при ограниченных возможностях населения самостоятельно регулировать объем их потребления и снижению качества жизни населения;
снижению эффективности бюджетных расходов, вызванному ростом доли затрат на оплату коммунальных услуг в общих затратах на муниципальное управление;
опережающему росту затрат на оплату коммунальных ресурсов в расходах на содержание муниципальных бюджетных организаций здравоохранения, образования, культуры и т.п., и вызванному этим снижению эффективности оказания услуг.
Высокая энергоемкость предприятий в этих условиях может стать причиной снижения темпов роста экономики муниципального округа и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Для решения проблемы необходимо осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые заключаются в разработке, принятии и реализации согласованных действий по повышению энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергии и ресурсов на территории муниципального округа и прежде всего в муниципальных учреждениях, муниципальных унитарных предприятиях.
Муниципальная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Шумерлинском муниципальном округе Чувашской Республики на 2022 - 2025 годы и на период до 2035 года разработана в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2018 г. N 522 "О государственной программе Чувашской Республики "Развитие промышленности и инновационная экономика".
При разработке Программы также учитывались положения следующих нормативно-правовых актов:
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики";
Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2021 г. N 161 "Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации";
Постановление Правительства РФ N 1289 от 7 октября 2019 "О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды";
Постановление Правительства РФ N 2255 от 24 декабря 2020 г. "Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения";
Приказ Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. N 425 "Об утверждении методических рекомендаций по определению целевого уровня снижения потребления государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими энергетических ресурсов и воды";
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 09.07.2021 г. N 419 "Об утверждении Порядка определения объема снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях";
Приказ Министерства энергетики РФ от 30 июня 2014 г. N 399 "Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях";
Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 г. N 1221 "Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности товаров, услуг, работ, размещения заказов для муниципальных нужд" (с изменениями на 21 апреля 2018 года);
Приказ Минэкономразвития России от 28 апреля 2021 г. N 231 "Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";
Приказ Минэкономразвития России от 17 февраля 2010 г. N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";
Приказ Министерства энергетики РФ от 30 июня 2014 г. N 398 "Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации";
Приказ Минэкономразвития России от 28 октября 2019 г. N 707 "Об утверждении Порядка представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и формы декларации о потреблении энергетических ресурсов";
Приказ Госслужбы Чувашии по конкурентной политике и тарифам от 29 марта 2019 г. N 01/06-242 "Об установлении Требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (с изменениями на 14 июля 2021 года)"
2. Цель, задачи и приоритеты развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики
Основной целью Муниципальной программы является повышение энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов и уменьшение негативного воздействия на окружающую среду.
Достижению поставленной в Муниципальной программе цели способствует решение следующих задач:
снижение удельного потребления топливно-энергетических ресурсов в бюджетной сфере в сопоставимых условиях с увеличением оснащенности приборами учета;
снижение потребления топливно-энергетических ресурсов в жилищном фонде в сопоставимых условиях с увеличением оснащенности приборами учета и увеличением доли энергоэффективного капитального ремонта;
энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры, в том числе в части уменьшения потерь энергетических ресурсов при передаче и проведении работ по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества;
ведение комплекса организационно - правовых мероприятий по управлению энергосбережением, в том числе создание системы показателей, характеризующих энергетическую эффективность при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов, их мониторинга, а также сбора и анализа информации об энергоемкости экономики муниципального округа;
определение потенциала энергосбережения в промышленном секторе с последующим снижением энергоемкости производимой продукции;
увеличение использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии;
снижение затрат электрической энергии на уличное освещение путем внедрения энергоэффективных источников освещения;
создание благоприятных условий для замещения части потребляемого моторного топлива (бензина и дизельного топлива), используемого транспортными средствами, альтернативными видами моторного топлива.
Приоритеты Муниципальной политики в области действия настоящей Муниципальной программы являются:
создание правовых, организационно-управленческих, финансовых и материально-технических условий, способствующих разработке и реализации проектов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в муниципальных учреждениях, ресурсоснабжающих организациях, жилищном фонде;
стимулирование привлечения внебюджетных источников финансирования в реализацию проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
повышение информированности общества о состоянии и деятельности в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
организация полного учета потребляемых топливно-энергетических ресурсов и воды на выработку, учет потребления у конечных потребителей и учет отпускаемых топливно-энергетических ресурсов и воды в распределительную сеть.
3. Основные направления развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики
Основные направления развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности в разрезе кластеров потребления представлены ниже.
3.1. Направление развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности в муниципальном секторе
В Шумерлинском муниципальном округе Чувашской Республики насчитывается суммарно 15 бюджетных учреждений осуществляющих свою деятельность в 18 здания (строениях, сооружениях). При реализации политики энергосбережения относительно бюджетного сектора Муниципальной программой предусмотрено разбиение всех муниципальных учреждений по следующим укрупненным функционально-типологическим группам:
- учебно-воспитательные учреждения в количестве 8 ед. осуществляют свою деятельность на площадях 11 объекта;
- учреждения физкультурного, спортивного и физкультурно-досугового назначения в количестве 1 ед. осуществляют свою деятельность на площадях 1 объекта;
- учреждения органов местного самоуправления в количестве 2 ед. осуществляют свою деятельность на площадях 2 объектов.
Без наличия соответствующего приборного обеспечения учета потребляемых энергоресурсов невозможно реализация комплексной программы по энергосбережению, соответственно первоочередным направлением в данном секторе является полное оснащение приборами учета тех топливно-энергетических ресурсов, за потребление которых производится оплата.
Следующее направление развития - реализация мероприятий программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности муниципальных учреждений разработанных в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. N 425 "Об утверждении методических рекомендаций по определению целевого уровня снижения потребления государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими энергетических ресурсов и воды" как в части организационных (беззатратных), так и в части конкретных мероприятий направленных на достижение снижения потребления топливно-энергетических ресурсов в сопоставимых условиях. В случае отсутствия финансирования на основании Постановления Правительства РФ N 1289 от 7 октября 2019 "О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды" п. 9 предусмотрены мероприятия в части осуществления действий, направленных на заключение энергосервисного договора (контракта).
Заключительное направление развитие в секторе определяется унификацией работы по направлению энергосбережения в части корректности представляемых данных в формах обязательной отчетности в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 28 апреля 2021 г. N 231 "Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", приказом Министерства энергетики РФ от 30 июня 2014 г. N 398 "Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации", а также контроль над сроками и корректности вносимых данных в энергетические декларации в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 28 октября 2019 г. N 707 "Об утверждении Порядка представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и формы декларации о потреблении энергетических ресурсов". В данное направление также входят мероприятия по обучению ответственных по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
3.2. Направление развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности жилищном фонде
Жилой фонд в Шумерлинском муниципальном округе Чувашской Республики представлен 15 многоквартирным жилым домом и 5 388 индивидуальным жилым домостроением.
Первое направление развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде определено задачей по упорядочиванию расчетов за электрическую, тепловую энергию и водоснабжение, потребляемые жилыми домами, находящимися на территории Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики, а также в целях стимулирования потребителей к сбережению тепловой, электрической энергии и воды устанавливаются общедомовые и индивидуальные приборы учета топливно-энергетических ресурсов.
Следующее направление Муниципальной программы по данному сектору определяется необходимостью в повышении количества энергоэффективных капитальных ремонтов, увеличением контроля органами местного самоуправления над застройщиками и организациями, проводящими капитальный ремонт с целью увеличения количества многоквартирных домов имеющих класс энергетической эффективности "В" и выше. По данному направлению помимо контроля, присвоения класса энергетической эффективности входит информационная поддержка населения, пропаганда в области энергосбережения, организационно-просветительская деятельность в части реализации наиболее энергоэффективных мероприятий.
Заключительное направление определено необходимостью выработки системной политики в области энергосбережения в жилищном фонде, что подразумевают под собой реализацию конкретных беззатратных мероприятий и разработку ряда нормативных документов. Например по данному направлению предполагается проведение энергетического мониторинга использования тепловой, электрической энергии, природного газа и воды в жилищном фонде, введение социальной нормы потребления энергетических ресурсов и дифференцированных цен (тарифов), ранжирование многоквартирных домов по уровню энергоэффективности, выявление многоквартирных домов, требующих реализации первоочередных мер по повышению энергоэффективности и так далее (конкретный перечень мероприятий приведен в соответствующем приложении).
3.3. Направление развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности в коммунальной инфраструктуре
Соответствующая ситуация в коммунальной сфере определяет первое направление по энергосбережению в данном секторе решающую задачу по снижению потерь топливно-энергетических ресурсов и воды на собственные нужды и при транспортировке. Реализация данного направления производится за счет существующих программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также инвестиционных и производственных программ. В Муниципальную программу включены обязательные для энергоснабжающих организаций мероприятия, определенные приказом Госслужбы Чувашии по конкурентной политике и тарифам от 29 марта 2019 г. N 01/06-242 "Об установлении Требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам" (с изменениями на 14 июля 2021 года).
Вторым направлением в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2021 г. N 161 "Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" определена постоянная работа по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов и организацией управления данными объектами.
Следующее направление определяет повышение энергетической эффективности источников теплоснабжения, водоснабжения, а также снижение удельных затрат электрической энергии на подготовку, транспортировку воды, водоотведение.
Заключительное направление определяется общим направлением политики Российской Федерации на увеличение количества случаев использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии, в том числе увеличением количества подключений "макрогенерации", определяемой Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" на основании изменений внесенных Федеральным законом N 471 от 27 декабря 2019 года "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части развития макрогенерации". Также в данном направлении отражено внедрение когенерации (совместная выработка тепловой и электрической энергии), что позволит максимально энергоэффективно использовать топливно-энергетические ресурсы, направленные на получение тепловой энергии.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Федерального закона от 27 декабря 2019 г. следует читать как "N 471-ФЗ"
3.4. Направление развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности в промышленности
Основными потребителями в данном секторе выступают следующие предприятия.
СХПК "КОМБИНАТ" с выпуском основной продукции - зерновые культуры и ориентировочном потреблении топливно-энергетических ресурсов свыше 5 т у.т.
ООО "ТРАДИЦИЯ ВКУСА" с выпуском основной продукции - хлебная продукция и ориентировочном потреблении топливно-энергетических ресурсов свыше 10 т у.т.
ООО "ПРИВОЛЬЕ" с выпуском основной продукции - животноводство и ориентировочном потреблении топливно-энергетических ресурсов свыше 10 т у.т.
Основное направление по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в данном секторе направлено на оценку потенциала в области энергосбережения на основании энергетического обследованию специализированными организациями, после которого будет сформирован конкретный перечень мероприятий, реализация которых позволит снизить энергоемкость производимой продукции. В силу специфики каждого отдельно взятого производства, без проведения специализированного обследования, разработка конкретных мероприятий и включение ее в Муниципальную программу невозможно.
3.5. Направление развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности в транспортном комплексе
Основным направлением по развитию энергосбережения и повышения энергетической эффективности в транспортном комплексе определяется переход на использование альтернативных видов моторного топлива - природный газ, газовые смеси, сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия вместо бензина и дизельного топлива.
На территории Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики в настоящее время функционирует 1 газозаправочная станция, что позволяет реализовать мероприятия отраженные в Муниципальной программе.
Второе направление в данном секторе включает в себя строительство автомобильных станций для зарядки автотранспортных средств с автономным источником электрического питания.
3.6. Направление развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности в уличном освещении
Данное направление нацелено на целевую замену всех источников уличного освещения на энергоэффективное в соответствии с определениями Постановления Правительства РФ N 2255 от 24 декабря 2020 г. "Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.