Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 25 апреля 2002 г. N КА-А41/2561-02
Управление Федерального казначейства по Московской области (далее - УФК по МО) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском о взыскании с Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Протвино (далее - ИМНС по г. Протвино) 22 170, 19 руб. штрафа за нецелевое использование бюджетных средств.
Ответчик предъявил встречный иск о признании недействительными акта проверки КРУ Минфина России от 25.10.2000, предписания от 29.01.01 и постановления от 19.02.01 и просил суд обязать УФК по г. Протвино возвратить незаконно списанную в бесспорном порядке денежную сумму в размере 12 394 руб.
К участию в деле в качестве 3-его лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено КРУ Минфина МО.
Решением от 17.01.2002 в удовлетворении основного и встречного исковых требований отказано.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ИМНС по г. Протвино просит отменить вышеназванный судебный акт и признать недействительным оспоренное ею предписание в связи с превышением полномочий лица его подписавшее, а также обязать УФК по МО возвратить 12 394 рублей, незаконно списанных этим управлением в бесспорном порядке.
Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, заслушав и обсудив доводы представителей сторон, проверив в порядке ст. 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права находит решение суда по настоящему делу в части отказа исковых требований ИМНС по г. Протвино подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной КРУ по МО проверки соблюдения ИМНС по г. Протвино правильности расходования денежных средств федерального бюджета установлены факты нецелевого их использования, о чем составлен акт от 25.10.2000. На основании этого акта и представления названного управления от 28.11.2000 N 1-4/201 УФК по МО направило налоговой инспекции предписание от 29.01.2001 N 08-33/318 о внесении ею в федеральный бюджет 12394 руб., использованные не по целевому назначению, и 22 170,19 руб. штрафных санкций за совершенное правонарушение. Постановлением от 19.02.2001 N 08-34/554 УФК по МО поручило ОФК г. Портвино взыскать с налоговой инспекции в бесспорном порядке средства федерального бюджета, используемые не по целевому назначению, в указанном предписанием размере. Этим же постановлением на Инспекцию наложен штраф в размере 22 170,19 руб.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что ИМНС по г. Протвино допустило нецелевое использование бюджетных средств за проверяемый КРУ по МО период. Однако в иске о взыскании штрафных санкций отказал в связи с пропуском установленного ст. 38 КоАП РСФСР срока наложения взыскания.
Суд кассационной инстанции находит данный вывод суда правильным.
Согласно вышеназванной норме права административное взыскание может быть наложено не позднее 2-х месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся - не позднее 2-х месяцев его обнаружения.
Из материалов дела усматривается, что нецелевое использование бюджетных средств имело место в 1998 г. - 25.10.2000 г., а постановление о наложении взыскания принято УФК по МО лишь 19.02.2001.
Суд правомерно в силу ч. 3 ст. 2 названного Кодекса руководствовался нормами названного Закона, предусматривающими сроки наложения взыскания, которые по настоящему делу при вынесении оспариваемого постановления были нарушены.
Между тем, указав на пропуск УФК по МО срока наложения взыскания и сославшись в связи с этим на отсутствие оснований для взыскания штрафа, суд отказал ИМНС Российской Федерации по г. Протвино в иске о признании оспариваемого им постановления названного государственного органа, не рассмотрев по существу законность принятого им акта от 19.02.01, не выяснил, соблюден ли УФК по МО установленный порядок и сроки применения мер принуждения в виде бесспорного изъятия бюджетных средств, не проверил, было ли фактически исполнено данное постановление. При этом суд, в нарушение требований ст.ст. 124, 125, 127 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не указал, нормами какого Закона или иного правого акта он руководствовался при принятии решения, имело ли место нарушение прав налоговой инспекции.
Принимая решение по настоящему спору, суд не рассмотрел в полном объеме и других требований ИМНС РФ по г. Протвино, в том числе требования об обязании возвратить налоговой инспекции 12394 руб., не высказался о подведомственности спора о признании недействительным акта проверки КРУ Минфина России от 25.10.2000.
Вывод о доказанности факта нецелевого использования бюджетных средств сделан судом за период 1998-1999 г.г., в то время как проверка налоговой инспекции осуществлялась за 1998 г.- 25.10.2000 г.
Утверждение суда о наличии уважительных причин пропуска УФК по МО 10-дневного срока вынесения предписания сделана без соответствующей ссылки на Закон, регламентирующий порядок и сроки бесспорного списания бюджетных средств и нуждается в проверке.
Выяснение данных обстоятельств имеет существенное значения для правильного разрешения спора.
Суд кассационной инстанции лишен возможности проверить правильность выводов суда о правах и обязанностях сторон в связи с отсутствием необходимых доказательств в материалах дела. В связи с чем, принятое по настоящему делу решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований ИМНС по г. Протвино подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрению в первую судебную инстанцию.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, рассмотреть требования ИМНС РФ по г. Протвино по существу и разрешить спор, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 174-178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 17 января 2002 по делу N А41-К2-6882/01 в части отказа в удовлетворении исковых требований ИМНС РФ по г. Протвино отменить, в указанной части дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда. В остальной части решение оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 апреля 2002 г. N КА-А41/2561-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании