Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.И. Лазарева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин А.И. Лазарев оспаривает конституционность подпункта 3 пункта 5 статьи 2 (в жалобе ошибочно именуя его абзацем 3 статьи 5) Закона Брянской области от 28 февраля 2017 года N 12-З "О порядке установления и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Брянской области" (в редакции Закона Брянской области от 24 сентября 2018 года N 71-З), согласно которому пенсия за выслугу лет лицу, замещавшему государственную должность Брянской области, не назначается в случае вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда за преступление, совершенное в период замещения им государственной должности Брянской области.
Как следует из представленных документов, с 13 октября 2014 года заявителю в соответствии с действовавшим на тот момент нормативным правовым актом муниципального образования "Добриковское сельское поселение" Брасовского района Брянской области за счет средств местного бюджета была установлена пенсия за выслугу лет как лицу, замещавшему выборную муниципальную должность.
Решением Добриковского сельского совета народных депутатов от 24 декабря 2018 года N 3-138 в Положение о порядке назначения, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, осуществляющим на постоянной основе полномочия главы Добриковского сельского поселения (утверждено решением того же органа от 28 декабря 2017 года N 3-107), были внесены изменения, исключающие возможность назначения или выплаты пенсии за выслугу лет лицу, замещавшему названную муниципальную должность, в случае вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда за преступление, совершенное в период замещения такой должности. После вступления в силу указанных изменений выплата А.И. Лазареву пенсии за выслугу лет была прекращена. Законность и обоснованность такого решения была подтверждена судами общей юрисдикции со ссылкой на муниципальные нормативные правовые акты и оспариваемый Закон Брянской области, который устанавливает аналогичное правовое регулирование.
По мнению заявителя, оспариваемое положение противоречит Конституции Российской Федерации, в частности ее статьям 2, 10, 15 (часть 1), 54 (часть 1) и 120, поскольку допускает возможность отказа в назначении и прекращения выплаты пенсии за выслугу лет лицу, замещавшему выборную муниципальную должность, в отношении которого вступил в законную силу обвинительный приговор суда за преступление, совершенное в период замещения такой должности, в том числе - вопреки статье 86 УК Российской Федерации - в случае, если судимость была снята или погашена.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Часть 6 статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" предоставляет законодательным органам субъектов Российской Федерации право устанавливать для лиц, замещавших государственные должности субъекта Российской Федерации в течение срока, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законом о страховых пенсиях либо досрочно назначенной в соответствии с федеральным законом о занятости населения в Российской Федерации, дополнительное пенсионное обеспечение в случаях, на условиях и в порядке, которые предусмотрены законом субъекта Российской Федерации, с финансированием соответствующих расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Возможность предоставления лицу, замещающему должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), была предусмотрена также утратившим силу с 1 июня 2022 года пунктом 12 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель Брянской области установил для лиц, замещавших государственные должности Брянской области, дополнительное пенсионное обеспечение в форме пенсии за выслугу лет и определил условия его предоставления в Законе Брянской области "О порядке установления и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Брянской области". При этом подпункт 3 пункта 5 статьи 2 названного Закона (в редакции Закона Брянской области от 24 сентября 2018 года N 71-З) исключает возможность назначения пенсии за выслугу лет лицу, замещавшему государственную должность Брянской области, в случае вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда за преступление, совершенное в период замещения им государственной должности Брянской области.
Право лиц, замещавших государственные должности субъекта Российской Федерации, на дополнительное пенсионное обеспечение обусловлено их особым публично-правовым статусом, что, в свою очередь, предполагает связь данного права с профессиональной деятельностью указанных лиц, сопряженной с реализацией ими публичных функций, в то время как совершение уголовно наказуемого деяния, связанного с неисполнением или ненадлежащим исполнением должностным лицом возложенных на него служебных обязанностей, может поставить под сомнение соблюдение указанным лицом закона в период замещения государственной должности субъекта Российской Федерации, а значит, и его соответствие особым репутационным требованиям, предъявляемым к субъектам, являющимся носителями публичной власти (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2021 года N 593-О).
Следовательно, оспариваемая А.И. Лазаревым норма выступает элементом правового механизма дополнительного пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности Брянской области, и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права лиц, к указанной категории не относящихся, в том числе граждан, замещавших выборные муниципальные должности в муниципальных образованиях Брянской области (включая заявителя), для которых согласно части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (в частности, дополнительное пенсионное обеспечение) могут устанавливаться муниципальными нормативными правовыми актами.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что ежемесячные доплаты к пенсиям (пенсии за выслугу лет) для лиц, замещавших государственные должности в субъекте Российской Федерации, а также муниципальные должности, по своей правовой природе являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением данной категории граждан, в силу чего при изменении правил исчисления таких доплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение государственной пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается (определения от 11 мая 2006 года N 88-О, от 3 апреля 2007 года N 332-О-П, от 15 января 2008 года N 107-О-О и N 108-О-О, от 1 октября 2009 года N 1060-О-О, от 2 апреля 2009 года N 473-О-О, от 25 марта 2021 года N 584-О и др.).
Проверка же соответствия Закона Брянской области "О порядке установления и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Брянской области" федеральному закону, а именно Уголовному кодексу Российской Федерации, на необходимость которой ссылается А.И. Лазарев в обоснование утверждения о неконституционности оспариваемого положения, равно как и оценка обоснованности изменений правового регулирования дополнительного пенсионного обеспечения лиц, замещавших выборные муниципальные должности, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, определенную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лазарева Анатолия Ивановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2022 г. N 2274-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лазарева Анатолия Ивановича на нарушение его конституционных прав положением Закона Брянской области "О порядке установления и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Брянской области"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-