Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 25 апреля 2002 г. N КГ-А41/2581-02
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.02.2002 отказано в иске ООО "АСБ-Маркет" к ОАО "Сычевский ГОК нерудных материалов" о присуждении к исполнению обязательства в натуре - поставить в адрес истца нерудные строительные материалы в порядке, количестве, ассортименте и по цене, установленным в договоре N 31 от 18.12.2000 и приложениям к нему.
Одновременно удовлетворен встречный иск о признании договора N 31 от 18.12.2000 и дополнительного соглашения без номера к договору, заключенных между ОАО "Сычевский горно-обогатительный комбинат нерудных материалов" и ООО "АСБ-Маркет", недействительными.
Суд мотивировал свое решение тем, что согласно выводам назначенной по определению суда судебной физико-химической экспертизы, проведенной Институтом криминалистики ФСБ России, установлено, что подпись представителя ОАО "Сычевский ГОК нерудных материалов" на договоре и дополнительном соглашении к нему выполнена в апреле-мае 2001 г., т.е. в момент, когда у лица, подписавшего документы, отсутствовали полномочия действовать от имени данного акционерного общества, в связи с увольнением этого лица с предприятия 30.03.2001 по основаниям п. 1 ст. 29 КЗоТ РФ, а после подписания договора и дополнительного соглашения сделка впоследствии не была одобрена Комбинатом и доводы ООО "АСБ-Маркет" о таком одобрении были изучены судом и мотивированно отклонены, что влечет отказ в заявленных исковых требованиях по первоначальному иску и, наоборот, удовлетворение встречных исковых требований о недействительности договора и соглашения.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ООО "АСБ-Маркет" ссылается на неправильное применение судом норм процессуального права - ст.ст. 45, 57, 66, 68 АПК РФ при оценке такого доказательства, как заключение экспертизы, которое не соответствует требованиям закона, в связи с чем просит решение суда отменить и передать дело на новое рассмотрение.
Выслушав представителей сторон, проверив материалы дела, суд кассационной инстанции считает, что решение подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, как необоснованное и незаконное.
По делу была назначена физико-химическая экспертиза для установления времени подписания спорного договора по делу (т. 1 л.д. 93).
Однако назначение экспертизы, ее проведение и составление итогового документа ("заключение специалиста"), допрос в суде представителя экспертного учреждения, оценка результатов экспертизы судом в решении проведены с нарушением требований ст.ст. 45, 60, 66-68, 125, 127 АПК РФ, а именно: эксперт не предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, так называемое "заключение специалиста" ни по форме, ни по содержанию (особенно в описательной и мотивировочной части) не отвечает требованиям, предъявляемым именно к заключению экспертизы, о проведении которой просили стороны и назначенной по определению суда, допрос судом лица, не проводившего экспертизу не основан на законе, в связи с указанными нарушениями и само решение является незаконным, что требует от суда при новом рассмотрении обсуждения решения вопроса о сборе новых (дополнительных) доказательств, в том числе и с участием экспертов (специалистов), с надлежащей оценкой полученных фактических данных согласно нормам процессуального законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 171, 174-178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 11 февраля 2002 г. по делу N А41-К1-10521/01 отменить и передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 апреля 2002 г. N КГ-А41/2581-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании