System engineering. System analysis of quality assurance process for system
УДК 006.34:004.056:004.056.5:004.056.53:006.354
ОКС 35.020
Дата введения - 30 ноября 2022 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Разработан Обществом с ограниченной ответственностью "Информационно-аналитический вычислительный центр" (ООО "ИАВЦ") и Комиссией Российской академии наук по техногенной безопасности
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 022 "Информационные технологии"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 августа 2022 г. N 774-ст
4 Введен впервые
Введение
На основе использования системного анализа настоящий стандарт расширяет комплекс национальных стандартов системной инженерии для оценки достижимости требуемого качества, безопасности и эффективности системы, прогнозирования рисков, связанных с реализацией системных процессов, и обоснования эффективных предупреждающих действий по снижению этих рисков или их удержанию в допустимых пределах. Выбор и применение системных процессов в жизненном цикле системы осуществляют по ГОСТ Р 57193. В общем случае применительно к системам различного функционального назначения системный анализ используют для следующих системных процессов:
- процессов соглашения - процессов приобретения и поставки продукции и услуг для системы;
- процессов организационного обеспечения проекта - процессов управления моделью жизненного цикла, инфраструктурой, портфелем проектов, человеческими ресурсами, качеством, знаниями;
- процессов технического управления - процессов планирования проекта, оценки и контроля проекта, управления решениями, рисками, конфигурацией, информацией, измерений, гарантии качества;
- технических процессов - процессов анализа бизнеса или назначения, определения потребностей и требований заинтересованной стороны, определения системных требований, определения архитектуры, определения проекта, системного анализа (т.е. непосредственно к самому себе как к процессу), реализации, комплексирования, верификации, передачи системы, аттестации, функционирования, сопровождения, изъятия и списания системы.
Стандарт устанавливает основные требования системной инженерии по системному анализу процесса гарантии качества для системы, специальные требования к используемым количественным показателям, способам формализации, моделям, методам и используемым критериям при решении задач системного анализа. Для планируемого и реализуемого процесса гарантии качества для системы применение настоящего стандарта при создании (модернизации, развитии) и эксплуатации системы обеспечивает решение задач системного анализа с использованием специальных показателей, связанных с критичными сущностями системы, частных и интегральных показателей прогнозируемых рисков нарушения качества системы.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает основные положения системного анализа процесса гарантии качества для систем различных областей применения.
Для практического применения в приложениях А-Е приведены примеры перечней решаемых задач системного анализа и угроз нарушения нормальной реализации процесса, ссылки на типовые модели и методы прогнозирования рисков, рекомендации по определению допустимых значений показателей рисков, а также примерный перечень методик системного анализа процесса гарантии качества для системы.
Требования стандарта предназначены для использования организациями, участвующими в создании (модернизации, развитии) и эксплуатации систем и реализующими процесс гарантии качества для системы, - см. примеры систем в [1]-[21].
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.051 Единая система конструкторской документации. Электронные документы. Общие положения
ГОСТ 2.102 Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность конструкторских документов
ГОСТ 2.114 Единая система конструкторской документации. Технические условия
ГОСТ 2.602 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы
ГОСТ 3.1001 Единая система технологической документации. Общие положения
ГОСТ 7.32 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления
ГОСТ 15.016 Система разработки и постановки продукции на производство. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению
ГОСТ 34.201 Информационные технологии. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем
ГОСТ 34.601 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания
ГОСТ 34.602 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы
ГОСТ 33981 Оценка соответствия. Исследование проекта продукции
ГОСТ IEC 61508-3 Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью. Часть 3. Требования к программному обеспечению
ГОСТ Р 2.601 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ Р 15.101 Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок выполнения научно-исследовательских работ
ГОСТ Р 15.301 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство
ГОСТ Р 22.10.01 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Оценка ущерба. Термины и определения
ГОСТ Р ИСО 2859-1 Статистические методы. Процедуры выборочного контроля по альтернативному признаку. Часть 1. Планы выборочного контроля последовательных партий на основе приемлемого уровня качества
ГОСТ Р ИСО 2859-3 Статистические методы. Процедуры выборочного контроля по альтернативному признаку. Часть 3. Контроль с пропуском партий
ГОСТ Р ИСО 3534-1 Статистические методы. Словарь и условные обозначения. Часть 1. Общие статистические термины и термины, используемые в теории вероятностей
ГОСТ Р ИСО 3534-2 Статистические методы. Словарь и условные обозначения. Часть 2. Прикладная статистика
ГОСТ Р ИСО 7870-1 Статистические методы. Контрольные карты. Часть 1. Общие принципы
ГОСТ Р ИСО 7870-2 Статистические методы. Контрольные карты. Часть 2. Контрольные карты Шухарта
ГОСТ Р ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ Р ИСО 9001 Системы менеджмента качества. Требования
ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 Информационная технология. Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла программных средств
ГОСТ Р ИСО 13379-1 Контроль состояния и диагностика машин. Методы интерпретации данных и диагностирования. Часть 1. Общее руководство
ГОСТ Р ИСО 13381-1 Контроль состояния и диагностика машин. Прогнозирование технического состояния. Часть 1. Общее руководство
ГОСТ Р ИСО 14258 Промышленные автоматизированные системы. Концепции и правила для моделей предприятия
ГОСТ Р ИСО/МЭК 15026 Информационная технология. Уровни целостности систем и программных средств
ГОСТ Р ИСО/МЭК 15026-4 Системная и программная инженерия. Гарантирование систем и программного обеспечения. Часть 4. Гарантии жизненного цикла
ГОСТ Р ИСО 15704 Промышленные автоматизированные системы. Требования к стандартным архитектурам и методологиям предприятия
ГОСТ Р ИСО/МЭК 16085 Менеджмент риска. Применение в процессах жизненного цикла систем и программного обеспечения
ГОСТ Р ИСО 17359 Контроль состояния и диагностика машин. Общее руководство
ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000-1 Информационная технология. Управление услугами, Часть 1. Требования к системе управления услугами
ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования
ГОСТ Р ИСО/МЭК 27002 Информационные технологии. Методы и средства обеспечения безопасности. Свод норм и правил применения мер обеспечения информационной безопасности
ГОСТ Р ИСО/МЭК 27003 Информационные технологии. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Руководство по реализации
ГОСТ Р ИСО/МЭК 27005-2010 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Менеджмент риска информационной безопасности
ГОСТ Р ИСО/МЭК 27036-4 Информационные технологии. Методы и средства обеспечения безопасности. Информационная безопасность во взаимоотношениях с поставщиками. Часть 4. Рекомендации по обеспечению безопасности облачных услуг
ГОСТ Р ИСО 31000 Менеджмент риска. Принципы и руководство
ГОСТ Р 50779.41 (ИСО 7879-93) Статистические методы. Контрольные карты для арифметического среднего с предупреждающими границами
ГОСТ Р 50779.70 (ИСО 28590:2017) Статистические методы. Процедуры выборочного контроля по альтернативному признаку. Введение в стандарты серии ГОСТ Р ИСО 2859
ГОСТ Р 51275 Защита информации. Объект информатизации. Факторы, воздействующие на информацию. Общие положения
ГОСТ Р 51583 Защита информации. Порядок создания автоматизированных систем в защищенном исполнении. Общие положения
ГОСТ Р 51897/Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. Термины и определения
ГОСТ Р 51901.1 Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем
ГОСТ Р 51901.5 (МЭК 60300-3-1:2003) Менеджмент риска. Руководство по применению методов анализа надежности
ГОСТ Р 51901.7/ISO/TR 31004:2013 Менеджмент риска. Руководство по внедрению ИСО 31000
ГОСТ Р 51901.16 (МЭК 61164:2004) Менеджмент риска. Повышение надежности. Статистические критерии и методы оценки
ГОСТ Р 51904 Программное обеспечение встроенных систем. Общие требования к разработке и документированию
ГОСТ Р 53647.1 Менеджмент непрерывности бизнеса. Часть 1. Практическое руководство
ГОСТ Р 54124 Безопасность машин и оборудования. Оценка риска
ГОСТ Р 54145 Менеджмент рисков. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Общая методология
ГОСТ Р 56939 Защита информации. Разработка безопасного программного обеспечения. Общие требования
ГОСТ Р 57100/ISO/IEC/IEEE 42010:2011 Системная и программная инженерия. Описание архитектуры
ГОСТ Р 57102/ISO/IEC TR 24748-2:2011 Информационные технологии. Системная и программная инженерия. Управление жизненным циклом. Часть 2. Руководство по применению ИСО/МЭК 15288
ГОСТ Р 57193 Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла систем
ГОСТ Р 57272.1 Менеджмент риска применения новых технологий. Часть 1. Общие требования
ГОСТ Р 57839 Производственные услуги. Системы безопасности технические. Задание на проектирование. Общие требования
ГОСТ Р 58045 Авиационная техника. Менеджмент риска при обеспечении качества на стадиях жизненного цикла. Методы оценки и критерии приемлемости риска
ГОСТ Р 58412 Защита информации. Разработка безопасного программного обеспечения. Угрозы безопасности информации при разработке программного обеспечения
ГОСТ Р 58494 Оборудование горно-шахтное. Многофункциональные системы безопасности угольных шахт. Система дистанционного контроля опасных производственных объектов
ГОСТ Р 58771 Менеджмент риска. Технологии оценки риска
ГОСТ Р 59329-2021 Системная инженерия. Защита информации в процессах приобретения и поставки продукции и услуг для системы
ГОСТ Р 59330-2021 Системная инженерия. Защита информации в процессе управления моделью жизненного цикла системы
ГОСТ Р 59331-2021 Системная инженерия. Защита информации в процессе управления инфраструктурой системы
ГОСТ Р 59332-2021 Системная инженерия. Защита информации в процессе управления портфелем проектов
ГОСТ Р 59333-2021 Системная инженерия. Защита информации в процессе управления человеческими ресурсами системы
ГОСТ Р 59334-2021 Системная инженерия. Защита информации в процессе управления качеством системы
ГОСТ Р 59335-2021 Системная инженерия. Защита информации в процессе управления знаниями о системе
ГОСТ Р 59336-2021 Системная инженерия. Защита информации в процессе планирования проекта
ГОСТ Р 59337-2021 Системная инженерия. Защита информации в процессе оценки и контроля проекта
ГОСТ Р 59338-2021 Системная инженерия. Защита информации в процессе управления решениями
ГОСТ Р 59339-2021 Системная инженерия. Защита информации в процессе управления рисками для системы
ГОСТ Р 59340-2021 Системная инженерия. Защита информации в процессе управления конфигурацией системы
ГОСТ Р 59341-2021 Системная инженерия. Защита информации в процессе управления информацией системы
ГОСТ Р 59342-2021 Системная инженерия. Защита информации в процессе измерений системы
ГОСТ Р 59343-2021 Системная инженерия. Защита информации в процессе гарантии качества для системы
ГОСТ Р 59344-2021 Системная инженерия. Защита информации в процессе анализа бизнеса или назначения системы
ГОСТ Р 59345-2021 Системная инженерия. Защита информации в процессе определения потребностей и требований заинтересованной стороны для системы
ГОСТ Р 59346-2021 Системная инженерия. Защита информации в процессе определения системных требований
ГОСТ Р 59347-2021 Системная инженерия. Защита информации в процессе определения архитектуры системы
ГОСТ Р 59348-2021 Системная инженерия. Защита информации в процессе определения проекта
ГОСТ Р 59349-2021 Системная инженерия. Защита информации в процессе системного анализа
ГОСТ Р 59350-2021 Системная инженерия. Защита информации в процессе реализации системы
ГОСТ Р 59351-2021 Системная инженерия. Защита информации в процессе комплексирования системы
ГОСТ Р 59352-2021 Системная инженерия. Защита информации в процессе верификации системы
ГОСТ Р 59353-2021 Системная инженерия. Защита информации в процессе передачи системы
ГОСТ Р 59354-2021 Системная инженерия. Защита информации в процессе аттестации системы
ГОСТ Р 59355-2021 Системная инженерия. Защита информации в процессе функционирования системы
ГОСТ Р 59356-2021 Системная инженерия. Защита информации в процессе сопровождения системы
ГОСТ Р 59357-2021 Системная инженерия. Защита информации в процессе изъятия и списания системы
ГОСТ Р 59989-2022 Системная инженерия. Системный анализ процесса управления качеством системы
ГОСТ Р 59990-2022 Системная инженерия. Системный анализ процесса оценки и контроля проекта
ГОСТ Р 59991-2022 Системная инженерия. Системный анализ процесса управления рисками для системы
ГОСТ Р 59992-2022 Системная инженерия. Системный анализ процесса управления моделью жизненного цикла системы
ГОСТ Р 59993-2022 Системная инженерия. Системный анализ процесса управления инфраструктурой системы
ГОСТ Р МЭК 61069-1 Измерение, управление и автоматизация промышленного процесса. Определение свойств системы с целью ее оценки. Часть 1. Терминология и общие концепции
ГОСТ Р МЭК 61069-2 Измерение, управление и автоматизация промышленного процесса. Определение свойств системы с целью ее оценки. Часть 2. Методология оценки
ГОСТ Р МЭК 61069-3 Измерение, управление и автоматизация промышленного процесса. Определение свойств системы с целью ее оценки. Часть 3. Оценка функциональности системы
ГОСТ Р МЭК 61069-4 Измерение, управление и автоматизация промышленного процесса. Определение свойств системы с целью ее оценки. Часть 4. Оценка производительности системы
ГОСТ Р МЭК 61069-5 Измерение, управление и автоматизация промышленного процесса. Определение свойств системы с целью ее оценки. Часть 5. Оценка надежности системы
ГОСТ Р МЭК 61069-6 Измерение, управление и автоматизация промышленного процесса. Определение свойств системы с целью ее оценки. Часть 6. Оценка эксплуатабельности системы
ГОСТ Р МЭК 61069-7 Измерение, управление и автоматизация промышленного процесса. Определение свойств системы с целью ее оценки. Часть 7. Оценка безопасности системы
ГОСТ Р МЭК 61069-8 Измерение, управление и автоматизация промышленного процесса. Определение свойств системы с целью ее оценки. Часть 8. Оценка других свойств системы
ГОСТ Р МЭК 61508-1 Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью. Часть 1. Общие требования
ГОСТ Р МЭК 61508-2 Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью. Часть 2. Требования к системам
ГОСТ Р МЭК 61508-4 Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью. Часть 4. Термины и определения
ГОСТ Р МЭК 61508-5 Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью. Часть 5. Рекомендации по применению методов определения уровней полноты безопасности
ГОСТ Р МЭК 61508-6 Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью. Часть 6. Руководство по применению ГОСТ Р МЭК 61508-2 и ГОСТ Р МЭК 61508-3
ГОСТ Р МЭК 61508-7 Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью. Часть 7. Методы и средства
ГОСТ Р МЭК 62264-1 Интеграция систем управления предприятием. Часть 1. Модели и терминология
ГОСТ Р МЭК 62508 Менеджмент риска. Анализ влияния на надежность человеческого фактора
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 9000, ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001, ГОСТ Р ИСО 31000, ГОСТ Р 51897, ГОСТ Р 59339, ГОСТ Р 59343, ГОСТ Р 59349, ГОСТ Р МЭК 61508-4, ГОСТ Р МЭК 62264-1, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1
актив: Что-либо, что имеет ценность для организации.
Примечание - Имеются различные типы активов: - информация; - программное обеспечение; - материальные активы, например компьютер; - услуги; - люди и их квалификация, навыки и опыт; - нематериальные активы, такие как репутация и имидж.
[ГОСТ Р ИСО/МЭК 27000-2012, статья 2.3] |
3.1.2
допустимый риск: Риск, который в данной ситуации считают приемлемым при существующих общественных ценностях. [ГОСТ Р 51898-2002, пункт 3.7] |
3.1.3
заинтересованная сторона, правообладатель (stakeholder): Индивидуум или организация, имеющие право, долю, требование или интерес в системе или в обладании ее характеристиками, удовлетворяющими их потребности и ожидания.
Пример - Конечные пользователи, организации конечного пользователя, поддерживающие стороны, разработчики, производители, обучающие стороны, сопровождающие и утилизирующие организации, приобретающие стороны, организации поставщика, органы регуляторов.
Примечание - Некоторые заинтересованные стороны могут иметь противоположные интересы в системе.
[ГОСТ Р 57193-2016, пункт 4.1.42] |
3.1.4 моделируемая система: Система, для которой решение задач системного анализа осуществляется с использованием ее формализованной модели, позволяющей исследовать критичные сущности системы в условиях ее создания и/или применения, учитывающей структурные связи между переменными или постоянными элементами формализованного представления, задаваемые условия и ограничения.
Примечание - В качестве модели системы могут выступать формализованные сущности, объединенные целевым назначением. Например, при проведении системного анализа в принимаемых допущениях, ограничениях и предположениях модель может формально описывать функциональные подсистемы и элементы, процессы, реализуемые действия, множество активов и/или выходных результатов или множество этих или иных сущностей в их целенаправленном применении в задаваемых условиях.
3.1.5 надежность реализации процесса гарантии качества для системы: Свойство процесса гарантии качества для системы сохранять во времени в установленных пределах значения показателей, характеризующих способность выполнить его в заданных условиях реализации.
3.1.6
пользователь (user): Лицо или группа лиц, извлекающих пользу из системы в процессе ее применения.
Примечание - Роль пользователя и роль оператора может выполняться одновременно или последовательно одним и тем же человеком или организацией.
[ГОСТ Р 57193-2016, пункт 4.1.50] |
3.1.7
риск: Сочетание вероятности нанесения ущерба и тяжести этого ущерба. [ГОСТ Р 51898-2002, пункт 3.2] |
3.1.8 риск нарушения реализации процесса гарантии качества для системы с учетом дополнительных специфических системных требований: Сочетание вероятности того, что будут нарушены надежность реализации процесса гарантии качества для системы либо заданные дополнительные специфические системные требования, либо и то и другое, с тяжестью возможного ущерба.
Примечание - Примером дополнительных специфических системных требований могут выступать, например, требования по защите информации - см. ГОСТ Р 59343.
3.1.9 система-эталон: Реальная или гипотетичная система, которая по своим интегральным показателям прогнозируемых рисков нарушения качества системы и/или риска нарушения реализации рассматриваемого процесса с учетом дополнительных специфических системных требований принимается в качестве эталона для более полного удовлетворения требований заинтересованных сторон системы и рационального решения задач системного анализа.
3.1.10
системная инженерия (systems engineering): Междисциплинарный подход, управляющий полным техническим и организаторским усилием, требуемым для преобразования ряда потребностей заинтересованных сторон, ожиданий и ограничений в решение и для поддержки этого решения в течение его жизни. [ГОСТ Р 57193-2016, пункт 4.1.47] |
3.1.11 системный анализ процесса гарантии качества для системы: Научный метод системного познания, предназначенный для решения практических задач системной инженерии путем представления рассматриваемых системных процессов, системы и/или соответствующего проекта в виде приемлемой моделируемой системы.
Примечания
1 Метод включает:
- измерение и оценку специальных показателей, связанных с критичными сущностями рассматриваемой системы (характеризующими ее качество), прогнозирование рисков, интерпретацию и анализ приемлемости получаемых результатов для рассматриваемых системных процессов, системы (и/или ее элементов) и/или проекта;
- определение с использованием моделирования существенных угроз и условий, способных при том или ином развитии событий негативно повлиять на свойства рассматриваемых системных процессов, системы (и/или ее элементов) и/или проекта;
- обоснование с использованием моделирования упреждающих мер, обеспечивающих желаемые свойства рассматриваемых процесса, системы (и/или ее элементов) и/или проекта при задаваемых ограничениях в задаваемый период времени;
- обоснование с использованием моделирования предложений по обеспечению и повышению качества рассматриваемой системы (и/или ее элементов) и достижению целей системной инженерии при задаваемых ограничениях в задаваемый период времени.
2 К специальным критичным сущностям системы могут быть отнесены отдельные характеристики качества (например, физические параметры, характеристики безотказности и восстанавливаемости системы), достигаемые эффекты, выполняемые функции, действия или защищаемые активы. При этом в состав рассматриваемых могут быть включены характеристики, эффекты, функции, действия и активы, свойственные не только самой системе, но и иным системам (подсистемам), не вошедшим в состав рассматриваемой системы. Например, это могут быть характеристики, эффекты, функции, действия и активы, свойственные обеспечивающим системам, охватываемым по требованиям заказчика.
3.1.12 целостность моделируемой системы: Состояние моделируемой системы, которое отвечает целевому назначению модели системы в течение задаваемого периода прогноза.
4 Основные положения системной инженерии по системному анализу процесса гарантии качества для системы
4.1 Общие положения
4.1.1 Организации используют данный процесс в рамках создания (модернизации, развития) и эксплуатации системы для обеспечения и подтверждения ее качества. Для гарантии достижимости требуемого качества системы, прогнозирования рисков, связанных с реализацией процесса гарантии качества для системы, и обоснования эффективных предупреждающих мер по снижению этих рисков или их удержанию в допустимых пределах используют системный анализ процесса.
4.1.2 Проведение системного анализа процесса гарантии качества для системы способствует рациональному решению задач системной инженерии на основе научно обоснованных целенаправленных технических и организационных усилий в жизненном цикле системы. Сами решаемые задачи системной инженерии связывают с целями рассматриваемой системы, ее масштабами, имеющими место вызовами и возможными угрозами качеству системы. В общем случае проведение системного анализа связано с решением задач обеспечения и подтверждения качества, эффективного функционирования, развития и комплексной безопасности сложных систем, включая задачи:
- устойчивого функционирования и развития сложных инженерно-технических, энергетических, транспортных систем, систем связи и коммуникаций;
- развития оборонно-промышленного комплекса;
- развития критических технологий (например, базовых и критических военных и промышленных технологий для создания перспективных видов вооружения, военной и специальной техники; базовых технологий силовой электротехники; компьютерного моделирования; информационных и когнитивных технологий; технологий атомной энергетики; технологий информационных, управляющих, навигационных систем; технологий и программного обеспечения распределенных и высокопроизводительных вычислительных систем; технологий мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения; технологий поиска, разведки, разработки месторождений полезных ископаемых и их добычи; технологий предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера);
- технической диагностики и управления ресурсом эксплуатации критически важных объектов и систем;
- обеспечения качества и развития топливно-энергетического комплекса, нефтяной, газовой и нефтехимической промышленности, электроэнергетики, трубопроводного транспорта;
- обеспечения качества и безопасности в строительном комплексе;
- обеспечения качества и безопасности железнодорожного, авиационного и водного транспорта;
- снижения экономических, экологических и социальных ущербов от нарушений качества критически и стратегически важных систем.
Решение задач системной инженерии с использованием системного анализа процесса гарантии качества для системы базируется:
- на формулировании непротиворечивых целей системного анализа в жизненном цикле рассматриваемой системы (см. 4.2 и 4.3);
- математически корректных постановках задач системного анализа, ориентированных на научно обоснованное достижение сформулированных целей системного анализа применительно к рассматриваемым процессу (его выходным результатам и выполняемым действиям) и системе (см. 5.1, приложение А);
- выборе и/или разработке основных и вспомогательных показателей для всесторонних оценок и прогнозов, на определении способов формализации, выборе и/или разработке формализованных моделей, методов и критериев системного анализа для решения поставленных задач (см. 6.2, 6.3);
- использовании результатов системного анализа для принятия решений в системной инженерии.
4.1.3 При проведении системного анализа процесса гарантии качества для системы руководствуются основными принципами, определенными в ГОСТ Р 59991. Все применяемые принципы должны быть согласованы с принципом целенаправленности осуществляемых действий.
4.1.4 Основные усилия системной инженерии при проведении системного анализа процесса гарантии качества для системы сосредоточивают:
- на определении выходных результатов и действий, предназначенных для достижения целей процесса;
- определении потенциальных угроз и определении возможных сценариев возникновения и развития угроз для рассматриваемых системных процессов, системы, проекта;
- измерениях и оценках специальных показателей, связанных с критичными сущностями моделируемой системы, характеризующих ее качество;
- определении и прогнозировании рисков, подлежащих системному анализу;
- получении результатов системного анализа в виде, пригодном для решения задач системной инженерии, включая обоснование мер, направленных на практичное противодействие угрозам и достижение поставленных целей.
4.2 Стадии и этапы жизненного цикла систем
Процесс гарантии качества для системы, подлежащий системному анализу, используют на стадиях замысла, формирования требований, разработки концепции и технических заданий (ТЗ), разработки, эксплуатации системы, включая ее сопровождение. Стадии и этапы работ устанавливают в договорах, соглашениях и ТЗ с учетом специфики и условий функционирования системы. Перечень этапов и конкретных работ в жизненном цикле системы формируют с учетом требований ГОСТ 2.114, ГОСТ 15.016, ГОСТ 34.601, ГОСТ 34.602, ГОСТ Р 15.301, ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207, ГОСТ Р ИСО 31000, ГОСТ Р 51583, ГОСТ Р 51901.1, ГОСТ Р 51901.7, ГОСТ Р 57102, ГОСТ Р 57193, ГОСТ Р 57272.1, ГОСТ Р 57839. Процесс гарантии качества для системы может входить в состав работ, выполняемых в рамках других процессов жизненного цикла системы, и при необходимости включать другие процессы.
4.3 Цели системного анализа
4.3.1 Цели системного анализа процесса гарантии качества для системы формулируют исходя из назначения системы, решаемых задач системной инженерии и целей рассматриваемого процесса. Определение целей процесса гарантии качества для системы осуществляют по ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207, ГОСТ Р ИСО/МЭК 16085, ГОСТ Р ИСО/МЭК 27002, ГОСТ Р 57102, ГОСТ Р 57193, ГОСТ Р МЭК 61508-1, ГОСТ Р МЭК 62264-1, ГОСТ Р МЭК 62508 с учетом специфики системы. Главная цель процесса гарантии качества для системы состоит в обеспечении уверенности в том, что задаваемые требования к качеству системы будут выполнены. Реализация процесса гарантии качества для системы способствует эффективному применению организацией процесса управления качеством.
4.3.2 В системном анализе объектами исследований являются критичные сущности рассматриваемой системы и/или проекта (характеризующие качество системы), непосредственно рассматриваемый процесс гарантии качества и связанные с ним системные процессы. Критичные сущности и системные процессы поэлементно и/или в совокупности представляют в виде моделируемой системы, принимаемой (с необходимым обоснованием) в качестве приемлемой для достижения поставленных целей системного анализа. Результаты моделирования, получаемые для моделируемой системы, распространяют на рассматриваемые процессы, системы и проекты и используют надлежащим образом для решения задач системного анализа (с соответствующей интерпретацией результатов моделирования и выработкой практических рекомендаций) и прикладного решения задач системной инженерии при разработке (развитии, модернизации) и эксплуатации рассматриваемой системы.
4.3.3 В общем случае основными целями системного анализа процесса гарантии качества для системы являются:
- оценка специальных показателей, связанных с критичными сущностями рассматриваемой системы и характеризующих ее качество, и прогнозирование рисков, интерпретация и анализ приемлемости получаемых результатов, включая сравнение достигаемых или прогнозируемых значений показателей с допустимым уровнем на предмет выполнения задаваемых ограничений;
- определение с использованием моделирования существенных угроз и условий, способных при том или ином развитии событий в жизненном цикле негативно повлиять на качество рассматриваемой системы (и/или ее элементов);
- определение и обоснование с использованием моделирования в жизненном цикле системы упреждающих мер противодействия угрозам и условий, обеспечивающих желаемые свойства качества рассматриваемой системы (и/или ее элементов) при задаваемых ограничениях в задаваемый период прогноза;
- обоснование с использованием моделирования предложений по обеспечению и повышению качества рассматриваемой системы (и/или ее элементов), включая совершенствование непосредственно самого системного анализа процесса гарантии качества для системы.
5 Общие требования системной инженерии к системному анализу процесса гарантии качества для системы
5.1 Общие требования системной инженерии к системному анализу процесса гарантии качества для системы должны быть направлены на достижение сформулированных непротиворечивых целей системного анализа рассматриваемого процесса и практичное решение задач, математически корректно поставленных для достижения этих целей. Предъявляемые требования системной инженерии к системному анализу процесса гарантии качества для системы должны обеспечивать:
а) решение основных задач системного анализа, главными из которых являются:
1) задачи оценки специальных показателей, связанных с критичными сущностями рассматриваемой системы, характеризующими ее качество,
2) задачи прогнозирования рисков, свойственных реализуемым системным процессам, с точки зрения гарантии качества для системы,
3) задачи обоснования допустимых значений специальных показателей, связанных с критичными сущностями рассматриваемой системы, и допустимых рисков,
4) задачи определения существенных угроз и условий для рассматриваемых системных процессов, системы и/или проекта с использованием специальных показателей и прогнозируемых рисков,
5) комплекс задач поддержки принятия решений по обеспечению качества рассматриваемой системы в ее жизненном цикле;
б) решение вспомогательных задач совершенствования непосредственно самого системного анализа процесса гарантии качества для системы.
5.2 Формальные постановки задач системного анализа должны быть ориентированы на достижение сформулированных целей при задаваемых условиях и ограничениях (природных, технических, ресурсных, стоимостных, временных, социальных, экологических). Пример перечня решаемых задач системного анализа процесса гарантии качества для системы приведен в приложении А.
5.3 Общие требования системной инженерии устанавливают в ТЗ на разработку, модернизацию или развитие системы. Эти требования и методы их выполнения детализируют в ТЗ на составные части системы, в конструкторской, технологической и эксплуатационной документации, в спецификациях на поставляемые продукцию и/или услуги. Содержание требований формируют с учетом нормативно-правовых документов Российской Федерации, специфики, уязвимостей и угроз качеству системы (см., например, ГОСТ 2.051, ГОСТ 2.102, ГОСТ 2.114, ГОСТ 3.1001, ГОСТ 7.32, ГОСТ Р 59337, ГОСТ Р 59339, ГОСТ Р 59343, ГОСТ Р 59346, ГОСТ Р 59355, [1]-[21]).
Поскольку элементы процесса гарантии качества для системы могут использоваться на этапах, предваряющих получение и утверждение ТЗ, соответствующие требования системной инженерии к системному анализу этого процесса могут быть оговорены в рамках соответствующих договоров и соглашений.
5.4 Требования системной инженерии к системному анализу процесса гарантии качества для системы призваны обеспечивать управление техническими и организационными усилиями по планированию и реализации системных процессов (процессов соглашений, организационного обеспечения проекта, технического управления, технических процессов) в условиях разнородных угроз и возможных комбинаций используемых системных процессов в задаваемом периоде прогноза.
5.5 Область применения системного анализа процесса гарантии качества для системы должна охватывать:
- специальные критичные сущности рассматриваемой системы (и/или элементов), характеризующие ее качество, включая критичные сущности, связанные с достижением целей системной инженерии;
- критичные сущности, связанные с учетом дополнительных специфических системных требований к управлению качеством системы (например, требований по защите информации - см. ГОСТ Р 59334);
- проектные и запроектные условия возникновения и развития возможных угроз качеству системы (включая гипотетичные комбинации используемых системных процессов в задаваемом периоде прогноза).
Пример перечня возможных угроз нарушения нормальной реализации процесса гарантии качества для системы приведен в приложении Б.
5.6 Системный анализ процесса осуществляют с использованием количественных показателей, моделей, методов и методик (см. приложения В, Г, Д) с учетом рекомендаций ГОСТ IEC 61508-3, ГОСТ Р ИСО 2859-1, ГОСТ Р ИСО 2859-3, ГОСТ Р ИСО 3534-1, ГОСТ Р ИСО 3534-2, ГОСТ Р ИСО 7870-1, ГОСТ Р ИСО 7870-2, ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 13379-1, ГОСТ Р ИСО 13381-1, ГОСТ Р ИСО 14258, ГОСТ Р ИСО/МЭК 15026, ГОСТ Р ИСО/МЭК 15026-4, ГОСТ Р ИСО/МЭК 16085, ГОСТ Р ИСО 17359, ГОСТ Р ИСО/МЭК 27002, ГОСТ Р ИСО 31000, ГОСТ Р 50779.41, ГОСТ Р 50779.70, ГОСТ Р 51901.1, ГОСТ Р 51901.5, ГОСТ Р 51901.16, ГОСТ Р 54124, ГОСТ Р 58771, ГОСТ Р 59343, ГОСТ Р МЭК 61069-2, ГОСТ Р МЭК 61069-4, ГОСТ Р МЭК 61069-5, ГОСТ Р МЭК 61069-6, ГОСТ Р МЭК 61069-7, ГОСТ Р МЭК 61069-8, ГОСТ Р МЭК 61508-5, ГОСТ Р МЭК 61508-7, ГОСТ Р МЭК 62264-1, ГОСТ Р МЭК 62508.
6 Специальные требования к количественным показателям
6.1 Общие положения
6.1.1 Для анализа достижимости требуемого качества системы, прогнозирования рисков, связанных с реализацией системных процессов, и обоснования эффективных предупреждающих действий по снижению этих рисков или их удержанию в допустимых пределах используют устанавливаемые качественные и количественные показатели.
Качественные показатели для оценки рисков обусловливают необходимостью выполнения конкретных требований, задаваемых на вербальном уровне в ТЗ и иных нормативно-правовых документах.
Примечание - Например, ряд качественных показателей в области обеспечения информационной безопасности определен в ГОСТ Р ИСО/МЭК 27005.
6.1.2 Требования к количественным показателям системного анализа в процессе гарантии качества для системы должны учитывать:
- критичные сущности рассматриваемых системных процессов, системы (и/или ее элементов) и/или проекта, характеризующие качество системы;
- требования заинтересованных сторон, имеющих интерес к рассматриваемой системе, выходные результаты и выполняемые действия процесса гарантии качества для системы;
- потенциальные угрозы качеству системы (включая угрозы для выходных результатов и выполняемых действий процесса гарантии качества для системы), а также возможные сценарии возникновения и развития этих угроз;
- практическую интерпретацию оцениваемых специальных показателей и вероятностных результатов прогнозирования рисков при планировании и реализации системных процессов, возможные предупреждающие меры по снижению рисков или их удержанию в допустимых пределах;
- способы дальнейшего использования результатов оценки специальных показателей и прогнозирования рисков для решения задач системного анализа;
- методы использования результатов системного анализа для решения практических задач системной инженерии.
6.1.3 В общем случае состав выходных результатов и выполняемых действий в процессе гарантии качества для системы, подлежащих учету при решении задач системного анализа, определяют по ГОСТ 2.114, ГОСТ 34.201, ГОСТ 34.602, ГОСТ Р 15.101, ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207, ГОСТ Р ИСО 15704, ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000-1, ГОСТ Р 51904, ГОСТ Р 57100, ГОСТ Р 57102, ГОСТ Р 57193, ГОСТ Р 57839, ГОСТ Р 59343. При этом учитывают специфику рассматриваемой системы (см., например, [1]-[21]).
6.1.4 В общем случае основными выходными результатами процесса гарантии качества для системы являются:
- процедуры для обеспечения гарантий качества;
- критерии и методы оценки гарантий качества;
- результаты оценки продукции, услуг и процессов, совместимые с политикой, процедурами и требованиями к качеству системы и предоставляемые заинтересованным сторонам.
6.1.5 Для получения выходных результатов процесса гарантии качества для системы в общем случае выполняют следующие основные действия:
а) подготовку к выполнению процесса, включая:
1) определение стратегии в обеспечении гарантии качества для системы, в том числе распределение ролей, ответственности, подотчетности и полномочий, обеспечение действий применительно к каждому из процессов жизненного цикла, к привлекаемым поставщикам продукции и/или услуг, к процессам оценки и контроля, измерений, верификации, аттестации, к проведению инспекций и испытаний, определение количественных критериев оценки и принятия качества самой системы, а также поставляемых и/или производимых продукции и/или услуг для системы, в рамках системы и в интересах заинтересованных сторон вне системы,
2) обеспечение независимости в оценках качества;
б) выполнение количественных оценок качества, включая:
1) оценку качества самой системы, поставляемых и/или производимых продукции и/или услуг (для системы, в рамках системы и в интересах заинтересованных сторон вне системы) для определения соответствия установленным критериям, условиям контрактов, стандартов и инструкций, в том числе путем реализации процессов верификации и аттестации,
2) оценку процессов соглашения, организационного обеспечения проекта, процессов технического управления и технических процессов,
3) оценку инструментариев и эксплуатационной среды;
в) документирование для обеспечения гарантии качества, включая:
1) разработку отчетов, связанных с действиями по обеспечению гарантии качества,
2) обеспечение сопровождения, сохранности и санкционированного распространения отчетности,
3) определение инцидентов и задач, связанных с оценками качества системы, продукции, услуг и задействованных процессов;
г) реагирование на инциденты и задачи, включая:
1) регистрацию, анализ и классификацию инцидентов и задач,
2) принятие соответствующих мер реагирования по инцидентам и задачам,
3) определение и анализ тенденций в инцидентах и задачах,
4) информирование заинтересованных сторон о состоянии, прогнозах и реагировании на инциденты и задачи,
5) отслеживание инцидентов и задач до их полного разрешения.
6.2 Требования к составу показателей
Используемые показатели должны обеспечивать решение основных и вспомогательных задач системного анализа процесса гарантии качества для системы.
Степень достижения целей в жизненном цикле системы оценивают с помощью количественных показателей, которые позволяют сформировать представление о текущих и потенциальных задачах системной инженерии или о возможных причинах недопустимого снижения качества системы, начиная с самых ранних этапов, когда можно предпринять предупреждающие меры. Дополнительно могут быть использованы вспомогательные статистические показатели, характеризующие события, которые уже произошли, и их влияние на качество при реализации различных процессов в жизненном цикле системы. Вспомогательные показатели позволяют исследовать произошедшие события, их последствия и сравнивать эффективность применяемых и/или возможных мер и действий в системных процессах.
6.3 Требования к количественным показателям
6.3.1 Для решения задач системного анализа используют:
- специальные показатели, связанные с критичными сущностями рассматриваемой системы, характеризующими ее качество (например, характеристики качества продукции или показатели функционирования производственного оборудования, оцениваемые с использованием измерений);
- риск нарушения надежности реализации рассматриваемого системного процесса как такового (для каждого из рассматриваемых процессов соглашения, процессов организационного обеспечения проекта, процессов технического управления и технических процессов);
- риск нарушения рассматриваемого системного процесса с учетом дополнительных специфических системных требований (для каждого из рассматриваемых процессов соглашения, процессов организационного обеспечения проекта, процессов технического управления и технических процессов);
- интегральную вероятность сохранения качества системы в сценарных условиях комбинации используемых системных процессов в течение задаваемого периода прогноза;
- интегральный риск нарушения качества системы в сценарных условиях комбинации используемых системных процессов в течение задаваемого периода прогноза.
Примечание - Интегральные показатели вероятности сохранения и риска нарушения качества используют требования к сохранению качества системы за период прогноза, задаваемые на уровне ограничений на допустимые риски (в их вероятностном выражении) по каждому из учитываемых системных процессов, и возможные ущербы - см. ГОСТ Р 59991.
Примеры показателей рисков, типовых моделей и методов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 59994-2022 "Системная инженерия. Системный анализ процесса гарантии качества для системы" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 августа 2022 г. N 774-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Российского института стандартизации, Москва, 2022 г.
Дата введения - 30 ноября 2022 г.