Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНО
приказом департамента
потребительской сферы и
регулирования рынка алкоголя
Краснодарского края
от 02.11.2022 г. N 200
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2023 год
I. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции
В соответствии с Положением о департаменте потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края (далее - департамент), утвержденным Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.12.2015 N 1346, департамент осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно пункту 2 статьи 23.1 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) предметом регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции являются:
1) соблюдение организациями лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионных требований к производству, поставкам, хранению и розничной продаже произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);
2) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона N 171-ФЗ, обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, обязательных требований к фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе сведений об обороте алкогольной продукции (далее - ЕГАИС) лицами, осуществляющими ее розничную продажу, за исключением обязательных требований, установленных техническими регламентами;
3) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами обязательных требований к декларированию объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
При осуществлении департаментом вышеуказанного вида государственного контроля (надзора) проведение мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - профилактические мероприятия), предусмотрено в отношении таких видов подконтрольных субъектов как:
организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции;
организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции при оказании услуг общественного питания (далее - подконтрольные субъекты).
По состоянию на 30 сентября 2022 г. на территории Краснодарского края 3201 организация имеет 3972 лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в 12082 торговых объектах, из них:
общественного питания - 3448 объектов;
розничной торговли - 8634 объекта.
В 2022 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" были автоматически продлены на срок 12 месяцев без оплаты государственной пошлины лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, сроки действия которых истекли в период с 14 марта 2022 г. по 31 декабря 2022 г.
По сравнению с 2021 г. количество торговых объектов, имеющих лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, возросло на 681 объект (в 2021 году их количество составило 11401). Данный показатель роста связан с приходом на рынок новых организаций и открытием новых торговых объектов, но и в большей степени от того, что в 2022 г. в отличии от 2021 г. продлены автоматически лицензии не только на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, но и на розничную продажу алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, обязаны осуществлять декларирование объема:
розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей непищевой продукции;
розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;
розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в населенных пунктах, в которых отсутствует доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
розничной продажи алкогольной продукции, размещенной на бортах воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их розничной продажи.
За 1 квартал 2022 г. в департамент было представлено 9702 декларации, в том числе:
1409 деклараций об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей непищевой продукции, осуществляемой организациями;
1567 деклараций об объеме розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, осуществляемой организациями;
6726 деклараций об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями.
За 2 квартал 2022 г. в департамент было представлено 10888 деклараций, в том числе:
1627 деклараций об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей непищевой продукции, осуществляемой организациями;
1686 деклараций об объеме розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, осуществляемой организациями;
7575 деклараций об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями.
По результатам анализа деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и данных о поставках алкогольной продукции, зафиксированных в ЕГАИС, департаментом установлено, что в 1 квартале 2022 г. не осуществили обязательное декларирование объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции 624 организации и индивидуальных предпринимателей, что меньше количества неподанных деклараций за 1 квартал 2021 г. на 9,5% (в 1 квартале 2021 г. - 690).
Во 2 квартале 2022 г. декларации об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции не предоставили 818 организаций и индивидуальных предпринимателей, что меньше количества неподанных деклараций за 2 квартал 2021 г. на 2,9% (во 2 квартале 2021 г. - 843).
При этом стоит отметить, что по декларациям об объеме розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, осуществляемой организациями, за 1 и 2 кварталы 2022 г. по отношению к аналогичному периоду 2021 г. произошел рост нарушения порядка декларирования более чем в 2 раза (в 2022 г. не предоставили декларации 368 организаций, в 2021 г. не предоставили декларации 173 организации), что является отражением автоматического продления лицензий на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, и как следствие организации которые не планировали работать в 2022 г. и не проинформированы о продлении срока действия лицензии неумышленно нарушили порядок декларирования объема розничной продажи алкогольной продукции.
За истекший период 2022 г. в департамент было подано 24 заявления о предоставлении доступа для подачи корректирующих деклараций, при проверке которых было отказано в предоставлении доступа 7 организациям.
Основной причиной отказа в предоставлении доступа для подачи корректирующих деклараций послужило отсутствие документов, подтверждающих оборот розничной продажи алкогольной продукции и несоответствие формы заявления.
В целях осуществления полномочий по региональному государственному контролю (надзору) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции департаментом разработано Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, которое утверждено постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 1 декабря 2021 г. N 866 и вступило в законную силу с 1 января 2022 г.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) с 11 марта 2022 г. введен мораторий на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, а проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых во взаимодействии с контролируемым лицом, таких как выездная проверка, документарная проверка и контрольная закупка (далее - КНМ) возможны только при наличии сведений о непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан или по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан.
Кроме того, постановлением N 336 введен запрет на возбуждение дел об административных правонарушениях без проведения КНМ, проводимых во взаимодействии с контролируемым лицом. Данный запрет также введен Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 290-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и вступил в законную силу 25 июля 2022 г.
До введения ограничений на проведение КНМ департаментом в 2022 г. были проведены 2 внеплановых документарных проверки.
По состоянию на 1 сентября 2022 г. департаментом было проведено 37 выездных обследований без взаимодействия с контролируемыми лицами и 219 наблюдений за соблюдением обязательных требований, проводимых путем анализа информации в ЕГАИС, в государственном сводном реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, анализа деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Количество мероприятий проводимых без взаимодействия с контролируемыми лицами по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. выросло на 59% (в 2021 г. проведено 161 мероприятие).
По результатам данных мероприятий были выявлены следующие виды нарушений: розничная продажа алкогольной продукции без лицензии; розничная продажа алкогольной продукции без документов; розничная продажа алкогольной продукции без маркировки; нарушения государственного учета в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; розничная продажа алкогольной продукции по цене ниже минимально установленной; нарушение порядка и сроков при декларировании оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
По результатам данных мероприятий, до вступления в законную силу постановления N 336, было возбуждено 345 дел об административных правонарушениях, в том числе:
по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ (без документов) - 21;
по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ (нарушение особых требований) - 7;
по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ (без лицензии ИП) - 5;
по части 1 статьи 14.17.1 КоАП РФ (без лицензии ФЛ) - 5;
по статье 14.19 КоАП РФ (нарушения порядка учета в ЕГАИС) - 12;
по части 4 статьи 15.12 КоАП РФ (без маркировки) - 1;
по статье 15.13 КоАП РФ (декларирование) - 294.
Из незаконного оборота было изъято 1704,5 литра алкогольной и спиртосодержащей продукции, из них: 150,5 литров ''крепкого" алкоголя и 1554 литра пива и пивных напитков.
По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях департаментом в 2022 г. вынесено 968 постановлений о назначении административного наказания, в том числе:
по части 2.1 статьи 14.16 КоАП РФ - 1 (розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним);
по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ - 7 (в розлив в многоквартирных домах, нарушение расстояния до прилегающих территорий);
по статье 14.19 КоАП РФ - 31 (нарушения учета в ЕГАИС);
по статье 15.13 КоАП РФ - 929 (нарушение порядка декларирования), из них 501 постановление вынесено по материалам дел, направленным на рассмотрение по подведомственности органами полиции.
По административным материалам департамента в 2022 г. наложено штрафов на общую сумму 5 422 тыс. рублей.
Департаментом в 2022 г., в условиях ограничения проведения КНМ. разработан механизм анализа состояния рынка розничной продажи алкогольной продукции и взаимодействия по выявленным нарушениям с администрациями муниципальных образований и органами полиции.
С целью формирования благоприятных условий для развития легального бизнеса и обеспечения безопасности граждан сотрудниками департамента на постоянной основе, в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23 ноября 2010 г. N 1045 "Об утверждении Положения о порядке проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории Краснодарского края", проводится информационно-аналитическое наблюдение за состоянием рынка определенного вида товара (алкогольной продукции) (далее - ИАН).
Всего в 2022 г. в ходе проведения ИАН обследовано 424 объектов, что в 1,5 раза больше чем за аналогичный период 2021 г. (в 2021 г. - 278 объектов).
В ходе проведения ИАН было выявлено 156 объектов с признаками нарушений в сфере розничной продажи алкогольной продукции. По всем выявленным нарушениям сотрудниками департамента зарегистрированы обращения в книге учета сообщений о происшествиях территориальных отделов МВД (далее - КУСП) и направлена информация в адрес глав муниципальных образований.
Всего на территории края было выявлено:
99 объектов без лицензии, в том числе в 19 объектах алкогольная продукция без маркировки;
45 объектов, где осуществлялась розничная продажа пива в нестационарных торговых объектах (далее - НТО);
7 объектов с нарушением лицензионных требований;
3 факта розничной продажи вина в розлив в объекте розничной торговли;
2 объекта осуществляли розничную продажу алкогольной продукции на вынос в объекте общественного питания.
В том числе повторно выявлены: торговля без лицензии в 12 объектах; в 2 объектах алкогольная продукция без маркировки; розничная продажа пива в НТО в 11 объектах и с нарушением лицензионных требований в 2 объектах.
В разрезе муниципальных образований Краснодарского края структура выявленных нарушений имеет следующие показатели:
на территории муниципального образования город-курорт Анапа выявлены 23 нарушения (торговля без лицензии - 4, в том числе в 1 объекте алкогольная продукция без маркировки; розничная продажа пива в НТО - 19);
на территории муниципального образования город-курорт Геленджик выявлены 28 нарушений (торговля без лицензии - 11;
розничная продажа пива в НТО - 12; розничная продажа вина в розлив в объекте розничной торговли - 1; с нарушением лицензионных требований - 4; в том числе повторно выявлены торговля без лицензии - 2; розничная продажа пива в НТО - 6; с нарушением лицензионных требований - 2);
на территории муниципального образования город Новороссийск выявлены 3 нарушения (торговля без лицензии - 1; розничная продажа алкогольной продукции на вынос в объекте общественного питания - 2);
на территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи выявлены 47 нарушений (торговля без лицензии - 41. в том числе в 11 объектах алкогольная продукция без маркировки; розничная продажа вина в розлив в объекте розничной торговли - 2; с нарушением лицензионных требований - 3);
на территории муниципального образования Темрюкский район выявлены 27 нарушений (торговля без лицензии - 18, в том числе в 7 объектах алкогольная продукция без маркировки; розничная продажа пива в НТО - 9; в том числе повторно выявлены торговля без лицензии - 7, в том числе в 2 объектах алкогольная продукция без маркировки; розничная продажа пива в НТО-4);
на территории муниципального образования Туапсинский район выявлены 28 нарушений (торговля без лицензии - 23; розничная продажа пива в НТО - 5; в том числе повторно выявлены торговля без лицензии - 3; розничная продажа пива в НТО - 1);
на территории муниципального образования Красноармейский район выявлено 1 нарушение (торговля без лицензии - 1).
В 2022 г. всего департаментом было выявлено 106 объектов, в которых осуществлялась розничная продажа алкогольной продукции без лицензии и 19 объектов с алкогольной продукцией без маркировки, за 9 месяцев 2021 г. департаментом было выявлено 62 объекта, в которых осуществлялась розничная продажа алкогольной продукции без лицензии и 17 объектов где в реализации находилась алкогольная продукция без маркировки.
Рост количества нарушений в части реализации алкогольной продукции без лицензии по данным департамента составил 70%, а количество объектов, где осуществлялась продажа алкогольной продукции без маркировки выросло на 11,7%.
Рост количества объектов без лицензии в первую очередь связан с введением моратория на проведение проверок в 2022 году и активизацией на этом фоне нелегального "бизнеса".
По информации, поступившей из обращений граждан, департаментом в 2022 г. проведена работа по пресечению фактов реализации алкогольной продукции дистанционным способом.
Было выявлено 4 сайта, предлагающих к приобретению алкогольную продукцию дистанционным способом в нарушение пункта 2.1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ, в связи с чем департаментом направлены обращения в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка с соответствующими сведениями в отношении указанных сайтов для рассмотрения и принятия решения о признании распространяемой ими информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В адрес департамента из Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка поступили подтверждения о принятии в отношении всех выявленных интернет-ресурсов решений об ограничении к ним доступа.
Работа по пресечению нарушений в сфере розничной продажи алкогольной продукции также проводится и путем применения механизма приостановления и аннулирования лицензий на розничную продажу алкогольной продукции.
Департаментом за истекший период 2022 г. вынесено 159 решений о приостановлении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, что на 72% превысило количество приостановленных лицензий в 2021 году (92 решения). Наибольшее количество лицензий приостановлено за непредставление в департамент документов, подтверждающих продление договоров аренды на обособленные подразделения (109 решений), что является следствием автоматического продления лицензий. После автоматического продления лицензий не все лицензиаты своевременно продлили договоры аренды.
В Арбитражный суд Краснодарского края подано 18 заявлений об аннулировании лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, по 17 заявлениям департамента судом приняты решения об аннулировании лицензий.
I.I. Текущий уровень развития профилактических мероприятий
Департаментом активно проводится работа по предупреждению нарушений обязательных требований в сфере розничной продажи алкогольной продукции. На 2022 г. разработана и утверждена приказом департамента от 14 декабря 2021 г. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Программа профилактики), целями и задачами которой являются укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований, установленных в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, путем активизации профилактической деятельности департамента, формирование у всех участников контрольно-надзорной деятельности единого понимания обязательных требований при осуществлении предпринимательской деятельности, повышение прозрачности осуществляемой деятельности, повышение правовой культуры руководителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), департаментом проводится работа по направлению в адрес хозяйствующих субъектов предостережений о недопустимости нарушения осязательных требований с предложением принять соответствующие меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
За 9 месяцев 2022 г. организациям и индивидуальным предпринимателям объявлено 3345 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в сфере розничной продажи алкогольной продукции (за 9 месяцев 2021 г. объявлено 2016 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований).
Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований объявлялись департаментом при наличии информации о следующих готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований:
а) оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС, в нарушение требований пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ. За 9 месяцев 2022 г. объявлено 1464 предостережений (за аналогичный период 2021 г. 1816 предостережений).
б) розничной продажи алкогольной продукции по цене, ниже установленной, в соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ. За 9 месяцев 2022 г. объявлено 479 предостережений (за аналогичный период 2021 г. 187 предостережений).
в) искажение и (или) непредставление в установленные сроки деклараций об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в нарушение требований пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ. За 9 месяцев 2022 г. объявлено 1366 предостережений.
36 предостережений объявлено за розничную продажу алкогольной продукции в запрещенное законом время, розничную продажа алкогольной продукции без соответствующей лицензии, закупку и розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более чем 16,5% объема готовой продукции, продажу несовершеннолетним.
В связи с введенными Постановлением N 336 ограничениями на проведение контрольно-надзорных мероприятий, а также возбуждение дел об административных правонарушениях департаментом объявлено предостережений в 2022 г. на 65,9% больше чем в 2021 г. (в 2021 г. - 2016 предостережений).
Департаментом также активно применяется новая форма профилактического мероприятия в виде проведения обязательных профилактических визитов, предусмотренных статей 52 Федерального закона N 248-ФЗ, в отношении организаций впервые приступивших к осуществлению розничной продажи алкогольной продукции на территории Краснодарского края. Всего проведено 120 профилактических визитов, в рамках которых предпринимателям разъяснены обязательные требования в сфере розничной продажи алкогольной продукции и в том числе дополнительные требования установленные на территории Краснодарского края законом Краснодарского края от 4 июня 2012 г. N 2497-КЗ "Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков" (далее - Закон N 2497-КЗ).
В 2022 году на официальном сайте департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в специально созданном разделе "Профилактика нарушений обязательных требований" размещены:
перечень обязательных требований в сфере розничной продажи алкогольной продукции, в том числе с нормативно-правовыми актами Краснодарского края;
приказ департамента от 22.12.2021 N 228 "Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется при проведении мероприятий регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной продукции, привлечения к административной ответственности";
приказ департамента от 08.04.2022 N 60 "Об утверждении Реестров обязательных требований нормативных правовых актов Краснодарского края и назначении ответственных лиц департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края";
обзор правоприменительной практики осуществления департаментом потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в 2021 году.
В разделе "Государственный контроль" на официальном сайте департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" кроме того опубликованы:
обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности департамента за 2017 - 2020 годы и ежегодные доклады об осуществлении департаментом контроля за розничной продажей алкогольной продукции за 2016 - 2020 годы и об эффективности такого контроля.
С целью повышения эффективности мероприятий по профилактике нарушений в сфере розничной продажи алкогольной продукции департаментом проводится активная работа по информированию населения о нарушениях, выявленных в сфере розничной продажи алкогольной продукции, об обязательных требованиях и мерах по их соблюдению путем размещения информации в СМИ, на официальном сайте департамента и в социальных сетях.
II. Цели и задачи реализации Программы
Целями программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Программа профилактики) являются:
Предупреждение нарушений подконтрольными субъектами, обязательных требований, соблюдение которых оценивается департаментом в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - обязательные требования), устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушению таких обязательных требований.
Мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям.
Снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты.
Задачами Программы профилактики являются:
Укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, путем активизации профилактической деятельности департамента.
Формирование у всех участников контрольно-надзорной деятельности единого понимания обязательных требований при осуществлении предпринимательской деятельности.
Повышение прозрачности осуществляемой департаментом контрольно-надзорной деятельности.
Повышение правовой культуры руководителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
III. Перечень профилактических мероприятий
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции департаментом проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережений;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
III.I. Информирование
Информирование подконтрольных субъектов и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется департаментом посредством размещения на официальном сайте департамента в информационно-телекоммуникационной сети ''Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты подконтрольных субъектов на официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка https://service.fsrar.ru/cabinet и в иных формах информации, предусмотренной пунктами 1 - 10, 12 - 14, 16 части 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
Информирование осуществляется в течении года, по мере необходимости, следующими отделами департамента: отделом государственного контроля розничной продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции; отделом лицензирования алкогольной продукции; отделом правового обеспечения и профилактики коррупции.
III.II. Обобщение правоприменительной практики
Обобщение правоприменительной практики проводится департаментом один раз в год. По итогам обобщения правоприменительной практики департамент обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики (далее - доклад о правоприменительной практике).
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом (распоряжением) руководителя департамента и размещается на официальном сайте департамента в информационно-телекоммуникационной сети ''Интернет" не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
Ответственные за подготовку и опубликование доклада о правоприменительной практике отдел государственного контроля розничной продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции департамента и отдел лицензирования алкогольной продукции департамента.
III.III. Объявление предостережений
Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований объявляются и направляются подконтрольным субъектам в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ.
Предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований направляются в течении года следующими должностными лицами департамента:
руководитель департамента;
первый заместитель руководителя департамента;
заместитель руководителя департамента;
начальник отдела лицензирования алкогольной продукции департамента;
начальник отдела государственного контроля розничной продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции департамента;
начальник отдела по городу Сочи департамента;
заместитель начальника отдела лицензирования алкогольной продукции департамента;
заместитель начальника отдела государственного контроля розничной продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции департамента;
главный консультант отдела лицензирования алкогольной продукции департамента;
главный консультант отдела государственного контроля розничной продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции департамента;
ведущий консультант отдела лицензирования алкогольной продукции департамента;
ведущий консультант отдела государственного контроля розничной продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции департамента;
ведущий консультант отдела по городу Сочи департамента;
консультант отдела государственного контроля розничной продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции департамента;
ведущий специалист 1 разряда отдела лицензирования алкогольной продукции департамента;
ведущий специалист 2 разряда отдела лицензирования алкогольной продукции департамента;
ведущий специалист 2 разряда отдела по городу Сочи департамента;
старший специалист 1 разряда отдела лицензирования алкогольной продукции департамента;
старший специалист 1 разряда отдела государственного контроля розничной продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции департамента.
III.IV. Консультирование
Должностные лица департамента осуществляют консультирование:
1) в виде устных разъяснений на личном приеме либо в ходе проведения профилактического визита;
2) посредством размещения на официальном сайте департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменного разъяснения по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей, подписанного уполномоченным должностным лицом.
Консультирование, в том числе письменное консультирование, осуществляется по следующим вопросам:
о порядке проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
о нормативных правовых актах (их отдельных положениях), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется органом контроля;
о порядке принятия решений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий;
о порядке обжалования действий или бездействия должностных лиц органа контроля.
Консультирование осуществляется в течении года, по мере обращения подконтрольных субъектов и иных лиц, следующими отделами департамента: отделом государственного контроля розничной продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции; отделом лицензирования алкогольной продукции; отделом правового обеспечения и профилактики коррупции.
III.V. Профилактический визит
Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности подконтрольных субъектов либо путем использования видео-конференц-связи.
Профилактический визит проводится в обязательном порядке в отношении организаций впервые приступающих к осуществлению розничной продажи алкогольной продукции, розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Обязательный профилактический визит проводится не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности, с 1 по 12 месяцы 2023 года.
Ответственные за проведение профилактических визитов должностные лица отдела государственного контроля розничной продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции департамента, отдела по городу Сочи департамента и отдела лицензирования алкогольной продукции департамента.
IV. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
В целях оценки результативности и эффективности программы профилактики применяются показатели согласно приложению к данной программе.
Заместитель руководителя департамента |
О.Г. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.