Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Ключевые оценочные характеристики развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
2.1. Население и трудовые ресурсы, демографическая ситуация, занятость и уровень развития социальной сферы автономного округа
Общие тренды демографического развития автономного округа
Численность населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры демонстрирует восходящий, устойчивый тренд. За период с 2005 по 2021 год территория приросла на 221 тыс. человек или в относительном выражении на 15%.
Особенностью автономного округа является то, что рост численности населения происходит преимущественно за счет естественного прироста, а не миграционного (в среднем естественный прирост составляет 13,5 тыс. человек в год). В последние 5 лет данный показатель несколько сократился и фиксируется на отметке 11,8 тыс. человек, что обусловлено некоторым уменьшением рождаемости, что, в свою очередь, во многом обусловлено уменьшением численности женщин наиболее активного репродуктивного возраста (25-29 лет).
Миграционный фактор увеличения численности населения автономного округа наблюдался в период с 2007 - 2012 годы, 2016 год, 2019 - 2021 годы.
По показателю ожидаемой продолжительности жизни Ханты-Мансийский автономный округ - Югра демонстрирует непрерывный рост с 67,82 лет в 2005 году до 72,01 к 2021 году, несколько снизившись в 2020 - 2021 годах из-за пандемии.
Отмечена незначительная позитивная динамика доли населения моложе трудоспособного возраста - с 20,3% в общей численности населения в 2005 году до 22,9% в 2021 году. По итогам 2021 года в автономном округе на долю населения в возрасте от 0 до 49 лет приходится 72,0% (в Российской Федерации - 64,3% в 2021 году).
Доля городского населения в автономном округе одна из наиболее высоких в Российской Федерации - 92,7%. За последние 10 лет наибольший прирост жителей наблюдался преимущественно в крупных городах численностью свыше 30 тыс. человек. В то же время муниципальные районы автономного округа (за исключением тех, что входят в агломерационные зоны крупных городских округов) демонстрируют в подавляющем большинстве случаев убыль населения.
Занятость и рынок труда
За период 2011 - 2021 годов доля населения в возрасте старше трудоспособного возраста возросла практически в 2 раза, с 7,8% до 15,8%, что свидетельствует о тенденции демографического старения населения, характерной для Российской Федерации в целом.
Структура занятости определяется структурой экономики региона: подавляющая доля населения занята в добыче полезных ископаемых, оптовой и розничной торговле, строительстве и других видах деятельности. Занятость населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в период 2007 - 2021 годов имела тенденцию к росту, структура занятых является стабильной.
Наблюдается некоторый дисбаланс в структуре спроса и предложения рабочей силы на рынке труда профессионально-квалификационного характера. Ощущается нехватка квалифицированных кадров в строительстве, нефтедобыче, электроэнергетике, а также в здравоохранении и образовании.
Численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше в 2021 году составила 916,9 тыс. человек (в 2020 году - 911,6 тыс. человек), в том числе 893,0 тыс. человек заняты экономической деятельностью и 23,9 тыс. человек - безработные, соответствующие критериям Международной организации труда (далее - МОТ). Уровень безработицы (по методологии МОТ) в 2021 году составил 2,6%, в 2020 году - 3,0%. Уровень занятости населения в возрасте 15 лет и старше в 2021 году составил 68,2%.
Одной из особенностей автономного округа является привлечение вахтового персонала. За 2 квартал 2022 года численность работников, привлекавшихся к работе вахтовым методом, составила 155,44 тыс. человек.
Уровень развития гражданского общества
Формирование гражданского общества Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обусловлено региональными особенностями:
многонациональный состав населения за счет высокого удельного веса прибывших, в первую очередь русских, украинцев и татар, и наличия коренных малочисленных народов Севера (ханты, манси, ненцы);
относительно высокий уровень жизни населения (автономный округ устойчиво входит в десятку регионов с самой высокой средней зарплатой);
преобладание нефтегазового сектора экономики, его определяющая роль в общественной жизни;
преимущественно городское население (примерно 92,6%) и высокий уровень урбанизации.
Некоммерческий сектор автономного округа, создающий институциональную среду для функционирования гражданского общества, по данным регионального рейтинга (2021 год), проводимого Общественной палатой Российской Федерации совместно с Рейтинговым агентством "РАЭКС-Аналитика", характеризуется максимальной устойчивостью своего существования (2-е место после города Москвы).
Характерной особенностью региональной системы СО НКО является высокий уровень их поддержки. По данным регионального рейтинга "третьего" (некоммерческого) сектора (2021 год), по этому показателю автономный округ занимает 1-е место по России (по объемам поддержки СО НКО из регионального бюджета, по доле поддержанных регионом СО НКО и по объему такой поддержки инфраструктуры СО НКО).
Еще одна отличительная особенность именно регионального "третьего" сектора связана с признанием его большой социальной значимости (1-е место по России). Автономный округ вошел в перечень пилотных регионов по социальному заказу, высока доля СО НКО в реестре поставщиков социальных услуг и вовлеченность в деятельность СО НКО работников и волонтеров.
Общественная палата Югры - орган, ответственный за формирование и реализацию политики в сфере гражданского общества. Высокая медиа- и общественно-политическая активность Общественной палаты Югры и ее членов, ее позиционирование и широкая известность в интернете и социальных сетях позволяют оставаться прочным связующим звеном между гражданским обществом автономного округа и исполнительными органами автономного округа, органами местного
Добровольчество или волонтерство - еще один сильный сегмент гражданского общества автономного округа (19-е место по России (свыше 24 тыс. человек)), в это движение вовлечен каждый 70-й житель. По количеству сообщений о волонтерской деятельности в средствах массовой информации регион занимает 13-е место в государстве.
Сложилась динамичная система территориального общественного самоуправления (далее - ТОС) из 103 ТОС, преимущественно в городе Сургуте, поселке городского типа Пойковский, Белоярском, Нижневартовском и Советском муниципальных районах.
Положительную практику принесла организация прозрачной коммуникации с помощью интернет-сервиса для СО НКО, добровольческих объединений (далее - ДВО) и гражданских активистов - Единый личный кабинет активиста Югры ("ЕЛКА"). С помощью алгоритма ранжирования информации портал позволяет сформировать рейтинг СО НКО, ДВО и гражданских активистов, что облегчает процесс поиска деловых партнеров, исполнительных органов автономного округа и органов местного самоуправления, благотворителей.
Социальная сфера
О высокой значимости социальной сферы и сектора услуг для эффективного социально-экономического развития автономного округа и муниципальных образований автономного округа свидетельствует высокая доля соответствующих расходов в консолидированном бюджете автономного округа.
Динамика основных фондов социальной сферы и сектора услуг за 2005 - 2021 года в целом равномерно положительна и растет, степень износа основных фондов ниже, чем по основным видам экономической деятельности. Состояние материально-технической базы организаций социальной сферы и сектора услуг характеризуется также положительной динамикой. Сфера - высокими результатами использования цифровых технологий. В 2005 - 2021 годы 100% организаций использовали персональные компьютеры, серверы, электронную почту, интернет, облачные сервисы, корпоративные глобальные информационные сети.
Образование
Численность воспитанников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (без обособленных структурных подразделений (филиалов) и групп), за 2005 - 2021 годы выросла на более чем 71%: с 63,8 до 109,3 тыс. человек, что связано с увеличением численности детей дошкольного возраста. С 2021 года доступность дошкольного образования в автономном округе составляет 100%.
За период с 2005 по 2021 год в результате оптимизации сети муниципальных организаций путем их укрупнения число общеобразовательных организаций в автономном округе, включая филиалы организаций, реализующие программы общего образования, сократилось на 22%. Число государственных организаций - 22 единицы, частных - 4 единицы, муниципальных - 287 единиц. Общий прирост числа обучающихся в организациях общего образования автономного округа в 2005 - 2021 годах - 18%.
В 2021 году по дополнительным образовательным программам в автономном округе обучались 288,5 тыс. человек; 86,9% детей в возрасте от 5 до 18 лет, включены в систему дополнительного образования и 68,0% от общего количества детей с особыми образовательными потребностями (дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды). За период 2017 - 2021 годов число детей, получающих услуги дополнительного образования с использованием сертификата, увеличилось в 3,7 раза. В 2021 году дополнительные общеобразовательные программы в автономном округе реализовали 974 образовательные организации, в том числе 275 негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей; при реализации мероприятий ранней профориентации, направленной на подготовку высококвалифицированных инженерных кадров, финансовой и цифровой грамотности, число детей, в том числе занимающихся в технопарках "Кванториум", увеличилось более чем в 5 раз к 2018 году и составило 52,9 тыс. детей.
Подготовка обучающихся по программам среднего профессионального образования (далее также - СПО) в автономном округе ведется преимущественно государственными организациями. В 2021 году на их долю пришлось около 63%. Численность обучающихся в образовательных организациях автономного округа, реализующих программы СПО и программы профессионального обучения, в 2021 году составляла 31,8 тыс. человек.
В целях ликвидации дефицита квалифицированных рабочих кадров профессиональные образовательные организации с 2017 года проходят процедуру лицензирования на осуществление образовательной деятельности по 50 наиболее перспективным и востребованным на рынке труда профессиям и специальностям, требующим среднего профессионального образования (профессии и специальности из перечня ТОП-50. За данный период пролицензировано 26 новых профессий и специальностей, в 2021 году число обучающихся составляло 7 495 человек.
Действуют 3 специализированных центра компетенций: на базе бюджетного учреждения профессионального образования автономного округа "Советский политехнический колледж" по компетенциям: "Графический дизайн" и "Веб-дизайн и разработка", на базе АУ "Сургутский политехнический колледж" по компетенции "Обслуживание грузовой техники".
В сфере профессионального образования автономного округа обеспечены условия для подготовки выпускников по 73 специальностям высшего образования, распределение студентов по отраслям наук: инженерное дело, технологии и технические науки - 31,3% (5,88 тыс. человек), науки об обществе 24,7% (4,65 тыс. человек), образование и педагогические науки 19,7% (3,70 тыс. человек), здравоохранение и медицинские науки 8,9% (1,67 тыс. человек), гуманитарные науки 8,1% (1,53 тыс. человек), математические и естественные науки 5,8% (1,10 тыс. человек), искусство и культура 1,2% (0,24 тыс. человек). В 2021 году 19,8 тыс. студентов бакалавриата, специалитета, магистратуры получали высшее образование, из них на очной форме - 13,1 тыс. человек (66,2%), из них за счет бюджетных средств - 12,6 тыс. человек (96,2%).
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным одобрен проект по созданию в автономном округе инновационного научно-технологического центра "ЮНИТИ ПАРК" в городе Сургуте (далее также - НТЦ), который в том числе будет способствовать повышению конкурентоспособности человеческого капитала за счет реализации на его базе инновационных образовательных программ в области нефтегазового дела, "сквозных" технологий, медицины, экологии и инженерного предпринимательства.
НТЦ должен обеспечить развитие инновационно-образовательной деятельности, подготовку и профессиональный рост научных и научно-педагогических кадров; интеграцию образовательного процесса и фундаментальных научных, лабораторных исследований, опытного и массового производства, реализацию новой продукции (консорциум науки, промышленности и бизнеса). Образовательными организациями высшего образования автономного округа созданы консорциумы в области геохимии, промысловой химии, химических технологий, цифрового проектирования и цифрового моделирования, а в области медицины - разработка и внедрение методов молекулярно-генетической диагностики и персонифицированных подходов лечения и профилактики заболеваний.
Здравоохранение
В 2020 году реализован план структурных преобразований сети медицинских организаций государственной программы "Современное здравоохранение". Объединены маломощные больницы и поликлиники, созданы на их основе многопрофильные медицинские центры.
В 2021 году в автономном округе оказывали медицинскую помощь 92 медицинские организации.
Уровень заболеваемости в 2021 году по сравнению с 2017 годом вырос на 4,0% (2021 год - 931,1, 2020 год - 845,7, 2019 год - 900,6, 2018 год - 948,0, 2017 год - 895,1 на 1 тыс. населения).
В динамике за период с 2011 по 2021 год показатель младенческой смертности снизился с 5,2 до 3,9 (число детей, умерших в возрасте до года, на 1000 родившихся).
Показатель смертности трудоспособного населения на 100 тыс. человек соответствующего возраста за период 2011 - 2021 годы снизился на 4,3%.
На первом месте в перечне основных причин смертности трудоспособного населения автономного округа - болезни системы кровообращения (34%), второе место занимают внешние причины - травмы, отравления и т.д. (17%), третье место - новообразования (15%). Доля смертей трудоспособного населения от болезней системы кровообращения и злокачественных новообразований (онкологии) составила около 47%, что характерно и для страны в целом.
Услуги в сфере социального развития
Приоритетом в развитии системы социального обслуживания населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является использование адресного подхода в предоставлении социальных услуг, основанных на оценке индивидуальных потребностей граждан.
Сеть учреждений социального обслуживания в 2022 году включает 42 организации, в том числе 29 организаций социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, 13 организаций социального обслуживания семьи и детей.
Ежегодно государственную поддержку получают около 400 тыс. человек.
В последние 10 лет автономный округ уделяет большое внимание семейной и демографической политике, о чем свидетельствует рост в 3,5 раза количества многодетных семей с 11 136 семей в 2010 году до 38 768 семей по состоянию на 1 сентября 2022 года. Количество детей, проживающих в учреждениях для детей-сирот, снизилось на 97% (с 502 в 2011 году до 14 в 2021 году). Внедрены все 11 государственных национальных стандартов социального обслуживания населения.
Культура
В автономном округе создана система культурных, исторических и досугово-развлекательных учреждений: 39 музеев, 217 общедоступных (публичных) библиотек, 104 организации культурно-досугового типа, 2 концертные организации (в т. ч. "Самостоятельный коллектив"), 9 театров, 2 парка культуры, 1 учреждение кинопоказа и кинопроката (157 стационарных киноустановок), 48 образовательных учреждений в сфере дополнительного образования в области культуры и искусства (включая 3 учреждения среднего профессионального образования), 5 иных учреждений (организационно-методические центры и др.).
По итогам 2021 года целевые показатели по числу посещений культурных мероприятий исполнены на 125% планового значения - 14,6 млн единиц (факт - 18,3 млн единиц), значение показателя условия для воспитания гармонично развитой и социально-ответственной личности на 296,5% превышает плановое значение - 101% (факт - 299,5%).
Реализация мероприятий региональных проектов, входящих в состав национального проекта Российской Федерации "Культура", способствует:
формированию культурного пространства в автономном округе посредством капитального ремонта, технического оснащения учреждений культуры и образовательных учреждений в сфере культуры, оснащению библиотек по модельному стандарту и детских школ искусств по видам искусств и училищ музыкальными инструментами, оборудованием, учебными материалами и приобретению передвижных многофункциональных культурных центров (автоклуб) для обслуживания сельского населения автономного округа;
поддержке творческих инициатив, способствующих творческому развитию и самореализации населения, в современных учреждениях культуры, укреплению российской гражданской идентичности и сохранению духовно-нравственных ценностей, развитию волонтерской деятельности, повышению квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры;
обеспечению максимально широкого доступа граждан к культуре посредством цифровых технологий (организация выставочных проектов, снабженных цифровыми гидами, в форме дополненной реальности, проведение онлайн-трансляций, оцифровку книжных памятников).
Согласно инициативам социально-экономического развития на период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 года N 2816-р "Об утверждении перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года", 100 учреждений культуры государственной и муниципальной собственности автономного округа участвуют в реализации федеральных проектах "Пушкинская карта" и "Придумано в России", являющихся стимулом для учреждений культуры быть конкурентноспособными.
Преимущественным потенциалом культурных традиций автономного округа являются уникальные обычаи, традиции коренных малочисленных народов Севера, требующие особых подходов к их сохранению и развитию. В автономном округе действует государственная программа "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера", утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 31 октября 2021 года N 478-п, к задачам которой относится развитие традиционной культуры.
Физическая культура и спорт
С 2010 по 2020 год доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, увеличилась более чем в 2 раза - с 19,8% до 44,6%.
По итогам 2020 года во всероссийском рейтинге всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (далее - ГТО) автономный округ вошел в 20 лучших регионов страны. Во всех 22 муниципальных образованиях автономного округа созданы центры тестирования ГТО.
Общая обеспеченность населения автономного округа спортивной инфраструктурой в 2020 году составляла 46,1%. За период с 2010 по 2020 год создано 1 325 объектов спортивной инфраструктуры, с 2 251 до 3 576 единиц. По результатам 2020 года в среднем износ объектов спорта в автономном округе составлял 36% процентов, в капитальном ремонте нуждались 135 спортивных объектов.
Наблюдается положительная динамика загрузки спортивной инфраструктуры (в среднем с 67% в 2010 году до 73% в 2020 году). При этом средняя загрузка поддерживается на высоком уровне (80% - плоскостные сооружения, 70% - залы, 75% - бассейны, 70% - крытые ледовые площадки).
Сформированы спортивные сборные команды автономного округа по 57 видам спорта, в которые входят 3 726 спортсменов.
Сохраняется высокий потенциал привлечения в сферу физической культуры и спорта частного финансирования, при этом доля внебюджетных средств в 2020 году составила менее 5%.
Услуги торговли и общественного питания
Розничный товарооборот автономного округа на душу населения с 2005 по 2021 увеличился в 3,3 раза с 0,088 млн руб. до 0,288 млн руб. (УрФО - в 4,8 раза с 0,054 млн руб. до 0,257 млн руб.; в России - в 5,5 раз с 0,049 млн руб. до 0,271 млн руб.), оборот общественного питания с 2005 по 2021 год увеличился в 3,8 раза с 9 293,0 млн. руб. до 35 083,5 млн руб. (в УрФО - в 4,2 раза с 40 067,9 млн руб. до 167 952,4 млн руб.; в России - в 6 раз с 323 379,4 млн руб. до 1 929 102,7 млн руб.).
За период с 2010 по 2021 год общее количество объектов розничной торговли по автономному округу увеличилось на 25%, в 2021 году их количество составило 8,1 тыс. единиц. Наибольшая их доля приходится на города Сургут (17,3%), Нижневартовск (13,6%), Нефтеюганск (6,5%) и Сургутский муниципальный район (4,4%).
Оборот розничной торговли автономного округа в 2020 - 2021 годах на 98,6% формировался в торговых объектах, 1,4% - на розничных рынках. Средняя обеспеченность населения автономного округа стационарными торговыми объектами 1 183 кв. м на 1 000 жителей, что почти в 2 раза выше минимального норматива (640 кв. м). На долю торговых объектов современных форм (свыше 300 кв. м) приходится 80% торговой площади.
По показателю розничного товарооборота на душу населения наилучшие позиции занимают города Сургут (336,82 тыс. руб.), Нижневартовск (376,42 тыс. руб.), Нягань (309,66 тыс. руб.). Товарооборот на душу населения только по ним превышает товарооборот на душу населения по автономному округу в целом (258,1 тыс. руб.).
К муниципальным образованиям автономного округа, имеющим потенциал с точки зрения текущего состояния и перспектив развития розничной торговли, необходимо отнести Нефтеюганский и Нижневартовский муниципальные районы, а также городской округ Пыть-Ях.
Бытовые услуги
В 2010 году в автономном округе бытовые услуги оказывали около 3,3 тыс. объектов обслуживания, в 2021 году - свыше 5,1 тыс. единиц. В 2005 году данных услуг оказано в объеме 1,935 млрд руб., в 2021 году уже 11,795 млрд руб., что более чем в 6 раз превышает уровень 2005 года.
На душу населения объем оказанных бытовых услуг составил в 2021 году 6959,4 руб., что в 5 раз выше по сравнению с 2005 годом, на 39% больше, чем в 2020 году. Как и в случае с розничным товарооборотом и оборотом общественного питания, объем бытовых услуг демонстрирует жесткую зависимость от общеэкономической ситуации.
Наиболее распространенными являются услуги парикмахерских, технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий, услуги по ремонту, окраске и пошиву одежды и обуви, прочие виды бытовых услуг.
При подсчете обеспеченности населения городских округов и муниципальных районов автономного округа бытовыми услугами, выделяются лидеры - средние по численности городские округа Нягань, Югорск, Пыть-Ях. Наиболее крупные по населению города характеризуются средней обеспеченностью. Проблемные городские округа Нижневартовск и Когалым, где душевая обеспеченность бытовыми услугами в разы меньше, чем у лидеров. Среди муниципальных районов наиболее обеспеченными являются Березовский, Октябрьский и Советский, наименее обеспеченными - Белоярский и Нефтеюганский.
Туризм
В автономном округе 25 особо охраняемых природных территорий (5 федерального значения, 19 регионального и 1 местного значения) (далее также - ООПТ), 69 памятников истории, 27 памятников археологии, имеющих туристический интерес, 57 достопримечательных мест. Доля туризма и смежных с ним индустрий в валовом региональном продукте региона (далее также - ВРП) составляет до 1%. В 20 туристско-информационных центрах осуществляют деятельность 1 833 организации, из них коллективных средств размещения - 154, которые прошли государственную классификацию и заполняются в среднем на 40%, туроператоров по внутреннему и въездному туризму - 16, турфирм - 165, санаторно-курортных организаций - 6, предприятий общественного питания - 517.
В допандемийный период, в 2018 - 2019 годах, в среднем число туристов ежегодно росло на 20-22%, в то время как их траты прирастали в среднем на 25%.
Начиная с 2005 года общее количество гостиниц и аналогичных средств размещения поступательно росло вплоть до 2018 года. С 2019 года начался спад на 16% к 2018 году и в 2021 году - еще на 1% к 2020 году. По формам собственности наибольшую долю занимают частные объекты размещения
Социальное самочувствие
На основе материалов специализированных социологических исследований с целью определения ключевых проблем и перспектив развития автономного округа югорчане оценивают условия жизни в автономном округе на достаточно высоком уровне. Две трети из них (74,5%) находят город или село, в котором они проживают, в целом благоустроенным и комфортным для жизни, хотя есть некоторые различия по отдельным аспектам и сферам жизни, элементам инфраструктуры и услугам.
В первую очередь югорчане удовлетворены (3,63 - 4,26 балла из максимальных 5): работой банков (4,26); услугами связи и телевидения (4,23); работой детских садов (4,22); учреждений физкультуры и спорта (4,22); магазинов и рынков (4,16); школ (4,13); учреждений дополнительного образования (4,1); учреждений культуры (4,06); торгово-развлекательных центров (4,04); профессиональных училищ (3,93); стадионов и спортивных площадок (3,87); пунктов общественного питания (3,86); обеспеченностью улиц урнами (3,82); парками и скверами (3,73); детскими площадками (3,73); пешеходными зонами (3,63). Несколько ниже югорчане оценивают (3-3,43 балла из максимальных 5): работу больниц (3,43); состояние автомобильных дорог (3,34); доступность среды для лиц с ограниченными возможностями (3,34); работу поликлиник (3,32); наличие и доступность парковок (3,02); места отдыха для молодежи (3).
Несмотря на высокие в целом оценки условий жизни, югорчане отмечают и проблемы в развитии автономного округа. Первая из них - это стоимость и качество жилищно-коммунальных услуг. На втором месте - это асфальтирование улиц, благоустройство дворов и развитие инфраструктуры для занятий спортом, вопросы, которые органы местного самоуправления, по мнению респондентов, в настоящее время успешно реализуют, но над которыми нужно продолжать работу. На третьем месте - это капитальный ремонт жилых домов.
Приоритеты дальнейшего развития региона местные жители распределяют следующим образом. Первый из них - это внешнеэкономическая деятельность и сфера здравоохранения. Второй приоритет - сферы жилищно-коммунального хозяйства, культуры, малого бизнеса, образования, физкультуры и спорта. Третий приоритет - информационные технологии, промышленность, сельское хозяйство, транспорт и туризм. Для сравнения россияне, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения 2021 года, первым, вторым и третьим приоритетами развития страны соответственно называют сферы здравоохранения, образования и промышленного производства. Кроме этого, югорчане отмечают важность проведения политических и экономических реформ для повышения благосостояния населения (33%), качества дорог, обеспеченности парковками, улучшения логистики в целом (24%), развития инфраструктуры (22%).
2.2. Экономический и финансовый потенциал развития автономного округа
Регион - один из ключевых драйверов социально-экономического и финансового развития страны. Абсолютные значения ВРП в расчете на душу населения в автономном округе в 3,2-4,4 раза превышают аналогичные среднероссийские значения. В то же время эффекты высокой базы серьезно влияют и на динамические параметры. За предшествующий 5-летний период индексы физического объема ВРП демонстрировали более "гладкую" и стабильную ситуацию по сравнению со средними по стране и в мире. Анализ темпов роста ВРП в сопоставимом исчислении также показывает, что глобальные процессы начинают оказывать усиливающееся воздействие на ключевые макроэкономические параметры развития территории. Так, кризис 2014 года в силу своей отраслевой особенности оказал большее влияние на экономику автономного округа, чем на экономику страны в целом.
Это повлияло на формирование добавленной стоимости практически по всем видам экономической деятельности, кроме торговли, строительства, финансовой деятельности, образования, научной и технической деятельности, деятельности в области культуры, спорта и досуга. В данных условиях особое внимание должно быть уделено развитию обрабатывающих производств, на которые макроэкономические показатели, как показывает анализ, влияют больше всего.
В топливно-энергетическом комплексе Российской Федерации с 2014 года наметилась позитивная тенденция импортозамещения. Так, по данным Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, уровень импортозависимости нефтегазового оборудования в целом по отрасли снизился с 60% до 40% (на апрель 2022 года). Развитие импортозамещения и разработки собственного оборудования и технологий с учетом добавившихся в 2022 году беспрецедентных по своему масштабу санкций становится одним из направлений обеспечения устойчивой работы топливно-энергетического комплекса ввиду государственной значимости вопроса энергетической безопасности страны.
Развитие промышленности
Серьезный макроэкономический потенциал во многом формирует мощная промышленность. Позиции региона (2-е место) в общем рейтинге регионов Российской Федерации по объемам отгруженной промышленной продукции традиционно стабильны. Вклад автономного округа в общероссийский объем промышленного производства в 2020 году составлял 6,0%.
В структуре промышленности исторически доминирует добыча полезных ископаемых. В 2021 году она составила 80,1%, увеличившись на 3,4% по сравнению с 2020 годом (таблица 1). Некоторое кратковременное снижение удельного веса подотрасли с 80,2% в 2019 году до 76,9% в 2020 году большей частью связано с менее благоприятными конъюнктурными обстоятельствами на внешних рынках. Высокая концентрация промышленности на добыче углеводородов, несмотря на высокую рыночную востребованность в краткосрочной и среднесрочной перспективе, несет и определенные угрозы, в том числе связанные с волатильностью глобальных рынков.
Таблица 1
Структура промышленности и место региона по объему отгруженной продукции, выполненных работ и услуг, в том числе на душу населения, среди субъектов Российской Федерации
Наименование показателя |
Структура промышленности, в процент к итогу |
Место региона по объему отгруженной продукции, выполненных работ и услуг |
||||
по объему |
в расчете на душу населения |
|||||
2020 |
2021 |
2020 |
2021 |
2020 |
2021 |
|
Промышленность в целом |
100 |
100 |
3 |
2 |
4 |
2 |
Добыча полезных ископаемых |
76,7 |
80,1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
Обрабатывающие производства |
16,4 |
15,3 |
26 |
23 |
27 |
22 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха |
6,2 |
4,2 |
4 |
5 |
3 |
3 |
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов |
0,7 |
0,4 |
16 |
20 |
11 |
16 |
Специализации точек роста, не связанных с нефтедобычей, распределены в следующем порядке:
транспортная инфраструктура;
переработка нефти и газа;
лесопромышленный комплекс;
инновационная инфраструктура и образование;
туризм;
промышленность строительных материалов;
агропромышленный комплекс, включая оленеводство и традиционные промыслы, реализацию продукции традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
Развитие малого и среднего предпринимательства
Развитие малого и среднего предпринимательства имеет ключевое значение для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по диверсификации источников долгосрочного экономического роста и создания системы устойчивого развития региона на ближайшие годы. Поддержка малого и среднего предпринимательства, а также индивидуальной предпринимательской инициативы определена в качестве одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года (Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года").
Анализ объемов средств поддержки предпринимательства в автономном округе за указанный период позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, лучшими периодами поддержки с точки зрения объемов финансовых ресурсов были 2011 - 2014 годы. В это время общий объем средств, направленных в автономном округе на развитие предпринимательства, доходил до 6 - 6,7 млрд руб., что составляло в среднем около 150 тыс. руб. на 1 предприятие в год в ценах 2011 - 2013 годов (то есть более 200 тыс. руб. в ценах 2021 года). Для общероссийских условий это просто беспрецедентный уровень. Во-вторых, в последние годы размер поддержки сократился примерно в 2-3 раза, прежде всего за счет уменьшения объемов помощи со стороны федерального бюджета и размеров привлеченных средств. В-третьих, все еще значительной остается доля безвозвратных, грантовых форм поддержки.
За прошедшие 20-25 лет очевиден количественный рост предпринимательского сектора региона. Однако средний размер малого предприятия за годы статистического наблюдения уменьшился почти в 2 раза. Лишь в последние 5 лет наметилась тенденция медленного роста среднего размера фирмы (с 3,6 до 4,6 человека на одном предприятии).
За 15-летний период оборот малых предприятий вырос более чем в 10 раз в текущих ценах, в постоянных ценах 2005 года - примерно в 5 раз. Около 40% всего оборота обеспечивают предприятия торговли.
Число субъектов малого и среднего предпринимательства в последние годы составляет около 60 тысяч. В этом секторе занято более 250 тыс. человек, в том числе более 40 тыс. самозанятых граждан. Основная выручка, размер которой составил в 2021 году около 290 млрд руб., формируется в основном в торговых предприятиях (более 56%), затем, со значительным отставанием, на предприятиях транспорта и связи (более 12,3%), операциях с недвижимым имуществом (более 7%).
По итогам 2021 года в Российской Федерации зарегистрировано 3 862,1 тыс. самозанятых граждан, что составляет 18,0% от занятого в стране населения. В регионе в 2021 году количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус с учетом введения налогового режима для самозанятых, составило 34 015 единиц, в том числе 2 071 индивидуальный предприниматель.
Состояние экспорта
Основные объекты экспорта - это природные ресурсы:
нефть;
нефтепродукты;
древесина.
Перспективными направлениями развития экспорта в регионе являются несырьевые товары:
агропромышленный комплекс;
нефтесервисные услуги;
технологии;
медицинские услуги (предусмотрены региональным проектом "Развитие экспорта медицинских услуг");
креативные индустрии;
въездной туризм.
По данным Федеральной таможенной службы России, совокупный внешнеторговый оборот организаций региона в 2021 году составил 17,94 млрд долларов США, в том числе экспорт товаров - 17,48 млрд долларов, импорт - 0,46 млрд долларов США. Сальдо торгового баланса сложилось положительное - 17,02 млрд долларов США. По сравнению с 2018 годом внешнеторговый оборот сократился на 13,1%, экспортная составляющая товарооборота - на 13,3%, объем импорта - на 7,7%.
На долю стран дальнего зарубежья в 2021 году приходилось 97,5% всего внешнеторгового оборота. В структуре экспорта преобладали минеральные продукты (97,0%).
По итогам 2021 года в автономном округе в общем объеме внешнеторгового оборота на долю экспорта приходится 97,44%, на долю импорта - 2,56%. Коэффициент покрытия импорта экспортом - 38 раз.
Основные торговые партнеры по экспорту: Королевство Нидерландов, Китайская Народная Республика, Федеративная Республика Германия, Республика Корея, Республика Польша, Итальянская республика, республика Беларусь, Республика Казахстан. Список стран для экспорта расширяется ежегодно.
Наличие глобальных вызовов - политических, экономических, социальных, экологических, климатических, а также беспрецедентный рост геополитических рисков в мире ставит вопросы стратегического характера о необходимости переформатирования экспортной стратегии автономного округа.
Финансовые ресурсы
Основой экономики автономного округа является нефтегазодобывающая отрасль, поэтому доходы бюджета региона подвержены значительным колебаниям вследствие колебаний налога на прибыль, уплачиваемого крупнейшими налогоплательщиками.
Конкурентным преимуществом бюджетной системы автономного округа является высокий объем доходов, позволяющий проводить гибкую политику расходов.
Регион эффективно управляет накопленной ликвидностью, что позволяет ему получать дополнительный доход, который в 2016 - 2019 годах в среднем составлял 2% от суммы налоговых и неналоговых доходов. Процентные доходы за период 2017 - 2020 годов в среднем в 2,7 раза превышали процентные расходы автономного округа.
Общий объем расходов бюджета автономного округа за 2005 - 2020 годы увеличился в 2,9 раза.
Долговая политика региона проводится в целях обеспечения присутствия на рынках капитала, достижения сбалансированности бюджета в годы среднесрочных циклических периодов падения доходов бюджета, а также финансирования инвестиционных проектов бюджета. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра всегда имел высокие рейтинги кредитоспособности на уровне Российской Федерации.
Ключевыми ориентирами налоговой политики автономного округа являются сохранение стабильных налоговых условий, повышение эффективности применения стимулирующих налоговых мер.
Основу системы негосударственных финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры представляет банковский сектор. По состоянию на начало августа 2021 года согласно данным Банка России на территории автономного округа действуют 311 подразделений 35 кредитных организаций, в том числе 3 головных офиса банков - местные банки акционерное общество "Сургутнефтегазбанк", акционерное общество коммерческий банк "Приобье" и акционерное общество Нижневартовский городской банк "Ермак", 5 филиалов банков, 172 дополнительных офиса, 17 операционных касс вне кассового узла, 38 кредитно-кассовых офисов, 72 операционных офиса.
По данным Банка России, среди субъектов Российской Федерации автономный округ занимает 9-е место по объему ссудной задолженности физических лиц, которая на 1 июля 2021 года достигла 525,5 млрд руб., а объем кредитного портфеля на душу населения в регионе удерживается на самом высоком уровне по сравнению с остальными регионами (300,1 тыс. руб. на душу населения при среднероссийском в 152,1 тыс. руб.), что отчасти связано с сохраняющимся преобладанием ипотечных кредитов в кредитном портфеле физических лиц (54,3%). Более того, уровень платежной дисциплины по розничным кредитам в регионе существенно выше среднероссийского показателя, чему способствует высокий размер заработных плат, который также превышает показатели в среднем по стране.
Проблемные факторы обусловлены в большей мере высокой чувствительностью экономики автономного округа к тенденциям на мировом рынке энергоносителей. Геополитические вызовы, санкционное давление, повышение волатильности цен на энергоносители оказывают прямой эффект на все ключевые секторы экономики региона, что также сказывается на благосостоянии и финансовой устойчивости. В частности, значительное ухудшение ситуации за последние годы наблюдалось в кредитовании субъектов малого и среднего бизнеса. Еще в 2015 году на кредиты МСП приходилось более трети корпоративной ссудной задолженности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, что более чем в 2 раза превышало среднероссийский уровень. Однако с 2016 года кредитование МСП в регионе начало стремительно снижаться; к 2018 году объем кредитного портфеля МСП снизился на 61% по отношению к 2015 году. При частичном восстановлении кредитования в регионе с 2019 года доля МСП в кредитах юридических лиц к середине 2021 года составила лишь 15,2%, что уже на 3,7% ниже среднероссийского уровня.
Покрытие страховыми услугами в анализируемом периоде является довольно низким, о чем может свидетельствовать постепенное снижение размера страховых премий и выплат на долгосрочном горизонте. В структуре страховых продуктов в автономном округе наблюдается низкая дифференциация с преобладанием премий по добровольному личному страхованию.
Еще одним вызовом для сектора негосударственных финансов выступает снижение доли местных кредитных организаций в портфеле как физических, так и юридических лиц.
2.3. Инфраструктурный сектор и особенности пространственного развития автономного округа
Характеристика транспортной инфраструктуры
Транспортное положение региона можно охарактеризовать как транзитное. Основное направление транзита - "Север - Юг" (связь Ямало-Ненецкого автономного округа (далее также - ЯНАО) с Тюменской и Свердловской областями) отражает освоение территорий автономного округа и ЯНАО в качестве ресурсных регионов. В последние годы прослеживается формирование нового транзитного направления - "Запад - Восток", но в современных условиях широтный транзит не ярко выражен ввиду наличия исключительно активных внутрирегиональных транспортных потоков (между крупными городами, расположенными вдоль среднего течения Оби).
Изначально основным транспортом и каркасом для формирования системы расселения служили реки. Речной транспорт и до настоящего времени играет важную роль для многих населенных пунктов, расположенных на крупных судоходных реках Оби и Иртыше, особенно в летний период. В то же время данный вид транспорта позволяет связать автономный округ с другими регионами, расположенными в Обь-Иртышском бассейне.
При этом необходимо стимулировать дальнейшее развитие грузовых и пассажирских перевозок внутренним водным транспортом в целях обеспечения доступа к удаленным и труднодоступным территориям (включая Северный завоз) в условиях, когда внутренние водные перевозки являются единственным и безальтернативным источников связанности территорий автономного округа.
Следует обеспечить реализацию политики увеличения грузопотоков на внутреннем водном транспорте, которая обусловлена необходимостью сокращения нагрузки на сеть автомобильных и железнодорожных дорог за счет переключения крупнотоннажных и инертных грузов по ряду направлений.
Железные дороги оказывают значительное влияние на развитие автономного округа, но не интегрированы между собой, а представлены 3 изолированными линиями: Тюмень - Тобольск - Пыть-Ях - Сургут - Когалым - Новый Уренгой, с ответвлением на Нижневартовск, Екатеринбург - Серов - Ивдель - Советский - Нягань - Приобье, с ответвлением на Агириш, Екатеринбург - Тавда - Усть-Аха. Такая конфигурация сети железных дорог явилась следствием ресурсной специализации региона и была ориентирована на вывоз ресурсов. В настоящее время железнодорожный транспорт региона также ориентирован в большей степени на связь с другими регионами. С учетом сложившейся геополитической ситуации и необходимостью переформатирования в стране логистических цепочек требуется расширение сети железных дорог автономного округа: строительство линий Полуночное - Обская - Салехард (в соответствии со схемой территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 года N 384-р) (вдоль восточного склона Уральских гор, Приобье - Салым и Нижневартовск - Усть-Илимск (последние 2 - части проекта Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, которая могла бы усилить широтный транзит через автономный округ).
Авиационный транспорт в регионе крайне важен с точки зрения формирования связей как в межрегиональном, так и во внутрирегиональном пространстве ввиду слабой транспортной доступности отдельных населенных пунктов и региона в целом. В автономном округе действует 9 аэропортов, 3 из которых - международные. Основным видом транспорта является автомобильный.
Характеристика энергетической инфраструктуры
Электроэнергетическая система автономного округа входит в состав энергосистемы Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов и имеет связи с энергосистемами Ямало-Ненецкого автономного округа, Тюменской областью, а также с энергосистемами Свердловской и Томской областей на основании распоряжения Правительства автономного округа от 30 апреля 2021 года N 217-рп "Об одобрении схемы и программы развития электроэнергетики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2026 года". В автономном округе имеются районы, питание которых осуществляется от источников электроэнергии, работающих изолировано от Единой энергетической системы России (далее - ЕЭС России). Электроэнергетика автономного округа представлена электрическими сетями класса 500 кВ и ниже. Энергорайоны, работающие изолированно от ЕЭС России, представлены сетью 35 кВ и ниже и содержат большой объем распределенной генерации, базирующейся на автономных дизельных и газотурбинных электростанциях.
Электроснабжение городов и населенных пунктов автономного округа обеспечивают 23 предприятия коммунальной энергетики, которые обслуживают линии электропередачи классом напряжения 0,4-35 кВ протяженностью порядка 16 тыс. км и более 5 150 шт. трансформаторных подстанций классом напряжения 6 (10) - 35 кВ.
Схема электроснабжения потребителей электроэнергетических сетей (далее - ЭЭС) автономного округа состоит из 6 энергорайонов: Нефтеюганский, Нижневартовский, Когалымский, Урайский, Няганский.
Энергоемкость валового регионального продукта (килограмм условного топлива на 10 тыс. руб.) в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре продолжила снижение и в отчетном периоде (начиная с 2016 года - 179,5 кг условного топлива на 10 тыс. руб., в 2017 году - 156,17 кг у.т. на 10 тыс. руб.), что свидетельствует об успешности реализуемых в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре мероприятий по повышению энергетической эффективности и энергосбережению.
Структура потребления электроэнергии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отличается спецификой региона: велика доля расхода электроэнергии на добычу полезных ископаемых - более 87%. Потери электроэнергии в сетях относительно других регионов Российской Федерации не велики - менее 6%.
Большая часть вырабатываемой электроэнергии в автономном округе производится на тепловых электростанциях. Их суммарная установленная мощность по состоянию на 1 апреля 2021 года составила 14 193,3 МВт.
Развитие информационных и коммуникационных технологий и информационного общества
По состоянию на 2021 год, несмотря на сложные природно-климатические условия и специфику логистики, регион входит в число лидеров по уровню развития информационного общества.
Число персональных компьютеров в организациях в период с 2005 по 2021 годы увеличилось с 129,6 тыс. штук до 279,8 тыс. штук, в том числе с доступом в интернет - с 31,7 тыс. штук до 182,1 тыс. штук. Их ежегодное увеличение варьировалось от 15,5 тыс. штук (в 2016 году) до 29,9 тыс. штук (2020 год). Число персональных компьютеров на 100 работников возросло с 25,8 штук до 45 штук за указанный период. При этом число организаций, использующих специальные программные средства, в 2005 году составляло 1,6 тыс. ед., а в 2021 году - 2,7 тыс. ед.
За рассматриваемый период доля организаций, использующих серверы, возросла с 20,7% до 52,6%. Использовали в своей деятельности в 2005 году локальные вычислительные сети 76,1% организаций, тогда как в 2020 году этот показатель составил 59,8%. Использование в том числе сети интернет снизилось: с 80% до 43,2% - мобильный интернет, 73,1% - фиксированный интернет. Доля организаций, имеющих в интернете веб-сайты, увеличилась с 16% до 44,2%.
Доля организаций, использующих сеть интернет, в 2020 году составляла 91,1%, в том числе широкополосный доступ - 92,7%, при этом только половина организаций автономного округа имела собственные веб-сайты.
Сотовая связь доступна в 93,8% населенных пунктов. Обеспеченность населения мобильной связью - 206,6%. Широкополосным проводным или беспроводным доступом к сети интернет (далее - ШПД) (на скорости более 100 Мбит/сек) обладают 93,76% домохозяйств Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Число абонентов фиксированного ШПД на 100 жителей в регионе в 2021 году превысил среднероссийский показатель: 24,4 против 23,7.
Автономный округ входит в десятку лидеров по доле населения, использующего интернет для получения государственных и муниципальных услуг в 2021 году, показатель составил 93,7% (в 2015 году - 17,5%), что говорит о важности проведения работ по вовлечению населения в использование электронных государственных услуг, поскольку 12% населения все еще предпочитают личное посещение исполнительных органов автономного округа для решения своих проблем, а услугами многофункциональных центров пользовались почти 33% населения. При этом если в городе доля населения, использующего интернет для получения государственных услуг, составляла в 2021 году 93,8%, то в сельской местности этот показатель - 92,5%.
Характеристика трубопроводного транспорта
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра имеет экономическую специализацию в области транспортировки и хранения, которая формируется большей частью за счет деятельности трубопроводного транспорта. По территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры проходят магистральные нефте- и газопроводы, в том числе нефтепроводы: Нижневартовск - Анжеро-Судженск - Иркутск; Сургут - Полоцк; Нижневартовск - Самара; Усть-Балык - Омск; газопроводы: Уренгой - Помары - Ужгород; Уренгой - Челябинск. В районах нефтедобычи эксплуатируется разветвленная сеть внутри- и межпромысловых трубопроводов.
Общая протяженность сети трубопроводов на территории автономного округа, по данным эксплуатирующих предприятий, составляла 115,9 тыс. км (в том числе протяженность магистральных трубопроводов - 16,4 тыс. км).
2.4. Специфика пространственного развития
В пространственном отношении расселение населения характеризуется крайней неоднородностью, оценить ее позволяет концепция опорного каркаса расселения (далее - ОКР). Линейные элементы ОКР регулируют функционирование системы расселения автономного округа, обеспечивая с одной стороны связь между населенными пунктами автономного округа, с другой - самостоятельно выступая в роли полюсов притяжения населения и капитала. Специфика хозяйственного освоения территории и физико-географических условий региона позволяет выделить следующие линейные элементы ОКР: автомобильные дороги, железные дороги, речная сеть Оби и ее притоков, прежде всего Иртыша, трубопроводный транспорт.
Существует 3 основные системы расселения по территории региона: старопромышленные территории, территории нового фронтира и слабоосвоенные территории.
К старопромышленным территориям относится куст городов на Оби, переживших взрывной рост после открытия первых крупных нефтяных месторождений (Самотлорское) в 60-е годы: Нижневартовск, Нефтеюганск, Сургут, Ханты-Мансийск и др. Данные территории фактически включены в основную полосу расселения Российской Федерации. Стремительный рост населенных пунктов, расположенных на сравнительно возрастной железнодорожной ветви Ивдель - Приобье: городов Югорск, Советский, Нягань и ряд крупных поселков городского типа начался лишь в 80-е годы с открытием соответствующих крупных нефтегазовых месторождений. Поэтому логично относить их к территориям нового фронтира. Они охватывают сравнительно молодые, но уже крупные города Когалым, Нягань, Радужный и др. Специфика их положения относительно ОКР региона состоит в том, что им пришлось встраиваться в уже сложившуюся основную субмеридиональную транспортную ось региона, а также учитывать трассировку магистральных нефте- и газопроводов. Поэтому с одной стороны линейные элементы описываемой зоны соответствуют древовидной структуре, т.е. "ответвляются" от основной оси, с другой - обладают вышеупомянутым свойством "закольцованности". Территории нового фронтира, соответствующие новым ареалам нефтедобычи, по периметру окружающие существующие ранее ареалы в Белоярском, Октябрьском, Сургутском, Нижневартовском муниципальных районах, должны выступить проводником социально-экономического освоения региона. Однако вахтовый способ работы, распространенный на месторождениях, не способствует развитию коммунальной инфраструктуры. Данная территория не встраивается в ОКР не только федерального, но и регионального уровня. Полноценное включение в ОКР подразумевает формирование всех его компонентов: расселения, размещения производительных сил, транспортной и инженерной инфраструктуры, природно-экологического каркаса, узлов обслуживания населения. В случае территорий нового фронтира выполняется лишь условие строительства транспортной и ограниченно инженерной инфраструктуры. Наконец, слабоосвоенные территории, охватывающие практически полностью, Березовский, Белоярский муниципальные районы, а также периферию Кондинского, Сургутского и Нижневартовского муниципальных районов, практически не включены в ОКР региона. Расселение на них очаговое, т.е. населенные пункты изолированы, а линейные связи с основной транспортной осью поддерживаются речным и в ограниченном числе случаев воздушным транспортом. Ограниченное влияние нового фронтира на слабоосвоенные территории способствует увеличению разрыва в социально-экономическом развитии между периферией региона, т.е. слабоосвоенными территориями, и высокоурбанизированными старопромышленными территориями, включенными в ОКР федерального масштаба.
2.5. Федеральная, региональная политика в отношении коренных малочисленных народов Севера
Приоритетом развития в этой важной сфере является реализация конституционных гарантий коренных малочисленных народов Севера. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - исконное место проживания ханты, манси, ненцев. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в регионе проживали 31,5 тысячи представителей коренных малочисленных народов Севера или 2% от общей численности населения автономного округа и более 12% представителей коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации. К местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации отнесены 52 населенных пункта автономного округа, порядка 70% граждан из числа коренных малочисленных народов Севера проживают в сельской местности, более 4,8 тысячи человек ведут традиционный образ жизни и осуществляют традиционные виды хозяйствования: оленеводство, охотничий и рыболовный промысел, сбор дикорастущих растений и природных материалов (ягод, грибов, орехов, бересты и т.д.), необходимых для приготовления пищи, орудий лова, одежды, обуви, украшений, сувениров, средств транспорта и для других целей.
За предшествующие отчетному периоду два десятилетия в автономном округе реализован ряд мер, направленных на поддержку и развитие коренных малочисленных народов Севера.
Обеспечено представительство коренных малочисленных народов Севера в исполнительных органах автономного округа и органах местного самоуправления. Образован Совет представителей коренных малочисленных народов Севера автономного округа. Представители коренных малочисленных народов Севера входят в состав Общественной палаты автономного округа и коллегиально-совещательных органов при отраслевых исполнительных органах автономного округа для учета вопросов, связанных с реализацией прав коренных малочисленных народов Севера при принятии решений по вопросам социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера.
В целях обеспечения гарантий коренных малочисленных народов Севера в автономном округе образовано 475 территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения, которые занимают более 23% от общей площади автономного округа.
Планомерная поддержка развития и становления экономически стабильных хозяйственных субъектов коренных малочисленных народов Севера способствует их росту, количество которых увеличилось с 2010 года (58) по 2021 год (92) на 37%.
В автономном округе реализуются государственная программа "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера", утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 31 октября 2021 года N 478-п, и муниципальные программы по развитию коренных малочисленных народов Севера.
За счет средств регионального бюджета осуществляется поддержка традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, малообеспеченных граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, в том числе в получении образования, укреплении здоровья, сохранении культуры, родного языка, национальных ремесел, искусства и спорта коренных малочисленных народов Севера.
Для развития и поддержки организаций, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов Севера автономного округа, необходим системный подход: от подготовки кадров до реализации полученной продукции традиционных промыслов. На каждом этапе необходимы механизмы поддержки.
2.6. Экологическое развитие и климатические особенности автономного округа
Основные характеристики и проблемы охраны окружающей среды автономного округа определяются ресурсной спецификой территории, географическими и климатическими особенностями.
Ключевое влияние на экологическую составляющую качества жизни населения автономного округа оказывает нефтегазодобыча, а также состояние энергетической и коммунальной инфраструктуры. Самая высокая нагрузка приходится на Нефтеюганский, Сургутский и Нижневартовский муниципальные районы - лидеры по добыче нефти на душу населения с наибольшим вкладом загрязнения в атмосферу от стационарных источников.
Основными организованными источниками загрязнения атмосферного воздуха в автономном округе являются факелы для сжигания попутного газа (при том, что доля утилизации попутного нефтяного газа в 2021 году составила 95,8%, в 2020 году - 95,5%) и трубы печей, среди газообразных загрязняющих веществ основную массу от общего объема выбросов в атмосферу составляет оксид углерода. Предприятия транспорта, энергетики и нефтегазовой промышленности являются основными источниками выбросов загрязняющих веществ в населенных пунктах автономного округа. По видам экономической деятельности наибольший вклад в общий объем выбросов загрязняющих веществ вносит "добыча полезных ископаемых".
Вклад автономного округа в общероссийский объем загрязнения атмосферы составляет 7%, а доля региона в объеме забранной воды из природных объектов 5%. Водные объекты автономного округа загрязняются от объектов добычи и транспортировки углеводородного сырья. Доля населения автономного округа, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, в 2021 году составила 86,98%, что выше уровня 2019 года на 14,3% (доля - 76,08%).
Эксплуатация объектов нефтедобычи в сложных северных условиях связана с высокими рисками аварийности и загрязнения окружающей среды. После прохождения пика добычи нефти в 2007 году площадь загрязненных земель стала сокращаться. При этом основные опасные загрязнители не изменились: нефть, попадающие в окружающую среду в первую очередь в результате разливов минерализованные пластовые воды, буровые растворы, сточные воды и шламы.
В автономном округе сохраняются высокие темпы эксплуатационного бурения, следствием чего является образование значительных объемов отходов (более 5 млн тонн ежегодно). Утилизируется или обезвреживается ежегодно более 84% образованных отходов бурения. Оставшиеся на конец года отходы утилизируются в следующем году в соответствии с технологическим регламентом.
Автономный округ на общероссийском фоне выделяется обилием лесных и болотных угодий. Лесистость автономного округа оценивается в 53,8% с общим запасом древесины 3183,4 млн м3. Поддержание текущих значений лесистости подкреплено региональным проектом "Сохранение лесов".
Разработка нефтяных месторождений расчленяет лесной фонд на отдельные участки, тем самым нарушая природно-экологический каркас автономного округа, который является инструментом для создания условий по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности населения, сохранения уникальных природных территорий и ресурсов автономного округа и основой для принятия решений по территориальному планированию.
Природоохранные зоны в автономном округе представлены системой особо охраняемых природных территорий, которая включает 2 государственных природных заповедника (Малая Сосьва, Юганский), 8 государственных природных заказников федерального и регионального значения (Васпухольский, Верхне-Кондинский, Унторский, Березовский, Сорумский, Вогулка, Елизаровский, Сургутский).
Особо охраняемые природные территории имеются во всех муниципальных районах автономного округа и занимают 5,2% территории. Наибольшее количество особо охраняемых природных территорий находится в Берёзовском, Ханты-Мансийском и Советском муниципальных районах, водно-болотные угодья международного значения "Верхнее Двуобье" (Белоярский и Березовский муниципальные районы) и "Нижнее Двуобье" (Октябрьский и Ханты-Мансийский муниципальные районы).
Большое значение имеют климатические изменения: в соответствии с положениями Климатической доктрины Российской Федерации, утвержденной распоряжением Президента Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 861-рп, ожидаемые изменения климата являются причиной угроз безопасности Российской Федерации и её регионов.
Климатические изменения фактически формируют изменения в оленеводстве. Основной массив оленьих пастбищ расположен на северо-западе автономного округа (Березовский и Белоярский муниципальные районы), при этом наблюдается недостаток летних пастбищ с полноценными зелеными кормами. Наличие всех типов сезонных оленьих пастбищ отмечается только на севере Березовского муниципального района, где таежные леса более разрежены и сочетаются с участками лесотундры.
Березовский и Белоярский муниципальные районы автономного округа по своим географическим (близость к Северному Полярному кругу, расположение на одной широте с Турухановским районом Красноярского края и южной частью Надымского, Пуровского и Красноселькупского районов Ямало-Ненецкого автономного округа, которые входят в Арктическую зону Российской Федерации) и природно-климатическим характеристикам (льдистость и распространение мерзлых пород в ландшафте, граница вечной мерзлоты, преобладание низких температур воздуха) схожи с сухопутными территориями Арктики, включенными в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 года N 1946.
В роли инновационной базы освоения Севера и Арктики регион обретает новую общероссийскую специализацию, являясь крупнейшим нефтегазодобытчиком, способным обеспечить технологическое, транспортно-логистическое, интеллектуальное, кадровое сопровождение мощного хозяйственного движения России в Арктику.
Потребность России на современном этапе в новых, импортозамещающих, экологически безопасных и отвечающих принципам устойчивого развития технологиях освоения новых месторождений природных ресурсов, расположенных на малоосвоенных территориях со сложными природно-климатическими условиями, позволяет автономному округу сохранить роль локомотива в освоении природных ресурсов, но уже на новом этапе развития, через применение "умных" технологий нефтегазодобычи и рациональную организацию хозяйственного освоения Севера и Арктики.
Пространственные и климатические характеристики автономного округа позволяют инициировать включение северной части его территории в Арктическую зону.
Для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры основными климатическими рисками являются: весенне-летнее половодье, лесные пожары, а также опасные гидрометеорологические явления.
Приоритетом стратегического развития автономного округа по направлению углеродной нейтральности в ближайшие годы является проработка деталей механизмов климатической политики и углеродного регулирования, а также большой потенциал реализации экономически эффективных климатических проектов.
Соответствие экономики региона "зеленым" стандартам закреплено посредством синхронизации документов: стратегии социально-экономического развития автономного округа, государственных программ, а также стратегий и программ природоохранных предприятий.
Проводятся мероприятия, направленные на экопросвещение (международная экологическая акция "Спасти и сохранить", молодежный экологический форум "Одна планета - одно будущее!", всероссийская научно-практической конференция по экологическому образованию и просвещению в интересах устойчивого развития, экологические уроки).
Для минимизации негативного воздействия на окружающую среду, контроля углеродного баланса в автономном округе создана научно-исследовательская база, инфраструктура экологических наблюдений, включающая в себя международный полевой стационар "Мухрино", образованный в 2009 году и входящий в международную сеть полевых станций по изучению климатических изменений. В 2011 году стационар вошел в состав Европейского проекта "Международная сеть наземных исследований и контроля в Арктике: "INTERACT" по программе Европейского Союза по развитию научных исследований и технологий.
В феврале 2021 года Министерство науки и высшего образования России запустило пилотный проект по созданию в регионах карбоновых полигонов для разработки и испытаний технологий контроля углеродного баланса. Международный полевой стационар "Мухрино" вошел в состав участников пилотного проекта под эгидой кафедры ЮНЕСКО "Динамика окружающей среды и глобальные изменения климата".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.