Письмо Управления МНС по г. Москве от 5 июня 2002 г. N 26-12/25907
Вопрос: 1) Что понимается под понятием "иные аналогичные доходы", установленным пп. 10 п. 1 ст. 309 НК РФ?
2) Относятся ли к доходам от источников в Российской Федерации, подлежащих налогообложению у источника выплаты доходов в Российской Федерации, доходы, полученные иностранным юридическим лицом за оказание услуг (маркетинговых, аудиторских и по обучению) на территории зарубежного государства?
3) Какие документы являются необходимыми и достаточными для подтверждения, что иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор?
4) Какие органы соответствующего иностранного государства являются компетентными и вправе заверять запрашиваемые документы?
Ответ: 1. Статьей 309 главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) (далее - НК РФ), вступившей в действие с 01.01.2002, определены виды доходов, полученные иностранной организацией, не связанные с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относящиеся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежащие обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
К таким доходам в соответствии со ст. 309 НК РФ относятся дивиденды, выплачиваемые иностранной организации - акционеру (участнику) российских организаций; доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений; процентный доход от долговых обязательств любого вида; доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности; доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50 процентов активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей); доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации; доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации; доходы от международных перевозок; штрафы и пени за нарушение договорных обязательств, а также иные аналогичные доходы.
Понятие "Иные аналогичные доходы", предусмотренное пп. 10 п. 1 ст. 309 НК РФ, не выходит за рамки понятия доходов, установленных подпунктами 1 - 9 п. 1 ст. 309 НК РФ, получаемых иностранной организацией от источников в Российской Федерации и не связанных с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство.
В случае если иностранное юридическое лицо оказывает услуги вне территории Российской Федерации, то доходы от оказания таких услуг не являются объектом обложения налогом на прибыль по доходам от источников в Российской Федерации в смысле главы 25 НК РФ.
В случае если иностранное юридическое лицо намеревается оказывать услуги на территории Российской Федерации, в соответствии с положениями ст. 306 главы 25 НК РФ такая деятельность может привести к образованию постоянного представительства этого иностранного юридического лица в Российской Федерации.
Так, в соответствии с пунктами 2 и 3 ст. 306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей главы 25 НК РФ понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную, в частности, с осуществлением работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной п. 4 ст. 306 НК РФ.
Постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение.
Кроме того, согласно Положению об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденному приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124, в случае если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через отделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала.
В случае если такой период деятельности иностранной организации не превышает 30 календарных дней в году, учет такой организации осуществляется путем направления ими уведомлений в налоговый орган, осуществляющий учет иностранных организаций, по месту осуществления ими деятельности и в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
Иностранные организации обязаны встать на учет в налоговом органе независимо от наличия обстоятельств, с которыми законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и международные договоры Российской Федерации связывают возникновение обязанности по уплате налогов.
Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство в соответствии со ст. 246 НК РФ, являются самостоятельными плательщиками налога на прибыль.
2. В целях применения положений международных договоров Российской Федерации с иностранными государствами ст. 312 НК РФ обязует иностранную организацию представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение, что эта иностранная организация имеет постоянное местопребывание в государстве, с которым у России имеется международный договор (соглашение), регулирующий вопросы избежания двойного налогообложения. При этом указанное подтверждение должно быть заверено компетентным, в смысле соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения, органом иностранного государства.
Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает обязательной формы документов, подтверждающих постоянное местопребывание в иностранном государстве.
В качестве таких документов могут применяться справки по форме, установленной внутренним законодательством этого иностранного государства, а также справки в произвольной форме. Указанные справки рассматриваются как подтверждающие постоянное местопребывание иностранной организации в случае, если в них содержится следующая или аналогичная по смыслу формулировка:
- "Подтверждается, что компания ... (наименование компании) ... является (являлась) в течение ... (указать период) ... лицом с постоянным местопребыванием в ... (указать государство) ... в смысле Соглашения об избежании двойного налогообложения между СССР/Российской Федерацией и ... (указать государство) ...".
Поскольку постоянное местопребывание в иностранных государствах определяется на основе различных критериев, соответствие которым устанавливается на момент обращения за получением необходимого документа; в выдаваемом документе указывается календарный год, в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание.
Для подтверждения постоянного местопребывания могут также использоваться формы, разработанные ранее в этих целях в соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 16.06.95 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц". При этом направление иностранной организацией заполненных форм в налоговые органы Российской Федерации и получение разрешения на неудержание налога от российских налоговых органов не требуется.
На всех документах, подтверждающих постоянное местопребывание, проставляется печать (штамп) компетентного (или уполномоченного им) органа иностранного государства и подпись уполномоченного должностного лица.
(Основание: письмо МНС России от 02.04.2002 N 23-1-13/1-482-М631).
Соответствующими Соглашениями об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, заключенных СССР/Российской Федерацией с иностранными государствами, определены компетентные (уполномоченные) органы Договаривающихся Государств.
Заместитель руководителя |
Ю.А. Мавашев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 5 июня 2002 г. N 26-12/25907
Текст письма опубликован в газете "Московский налоговый курьер", N 15, 2002 г.