В отделениях Сбербанка Российской Федерации вывешены тарифы на телефонные услуги, предоставляемые телефонными узлами Москвы для физических лиц.
Согласно указанной информации пользователи этих услуг обязаны уплатить сумму тарифа и налог с продаж, исчисленный с суммы тарифа.
Правомерно ли увеличение телефонным узлом стоимости тарифа на сумму налога с продаж?
Федеральным законом Российской Федерации от 27.11.2001 N 148-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" утверждена глава 27 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) "Налог с продаж".
Согласно ст. 348 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели. В то же время установлено, что налогоплательщиками они признаются только в том случае, если они реализуют товары (работы, услуги) на территории того субъекта Российской Федерации, в котором установлен налог с продаж.
Статьей 349 НК РФ определено, что объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации и только в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
Таким образом, с 1 января 2002 года объект обложения налогом с продаж возникает только в том случае, когда физические лица рассчитываются за приобретенный товар (работы, услуги) в наличной денежной форме либо с использованием одной из форм безналичных расчетов посредством расчетных или кредитных банковских карт.
В соответствии с п. 3 ст. 861 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации (далее - банки), в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов.
Статья 862 ГК РФ определила, что при осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Исходя из изложенного в случае, когда физическое лицо перечисляет денежные средства платежным поручением со своего банковского счета либо рассчитывается за приобретенные товары (работы, услуги) в иной форме, предусмотренной для безналичных расчетов (кроме расчетов с использованием расчетных или кредитных банковских карт), объекта обложения налогом с продаж не возникает.
Статьей 80 Федерального закона от 02.12.90 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" определено, что Банк России устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов*.
Письмом Центрального банка России от 23.11.98 N 327-Т "О переводах денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов" определено, что кредитные организации вправе осуществлять операции по переводам денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов на основании выданных Банком России лицензий, предусматривающих в числе разрешенных банковских операций операцию по кассовому обслуживанию физических и/или юридических лиц.
Таким образом, операции по переводам денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов являются наличной формой расчетов и облагаются налогом с продаж в общеустановленном порядке.
А.А. Глинкин,
заместитель руководителя Управления МНС России
по г. Москве советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга
------------------------------
* 10 июля 2002 года принят новый Федеральный закон N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", однако указанное положение ст. 80 данный закон оставил без изменений.
5 июня 2002 г.
"Московский налоговый курьер", N 16, 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1