1. Подлежит ли включению в налоговую базу при начислении ЕСН оплата работодателем страховых взносов по договору добровольного медицинского страхования, если эти расходы отнесены налогоплательщиком на себестоимость (а следовательно, на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль) в пределах норм, установленных в ст. 255 п. 16 НК РФ?
При положительном ответе куда следует относить сумму начисленного ЕСН?
2. Облагаются ли налогом с продаж операции по реализации товаров (работ, услуг) индивидуальным предпринимателем за наличный расчет?
По единому социальному налогу
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ (далее - Кодекс) не подлежат обложению единым социальным налогом (далее - ЕСН), в частности, суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц.
Таким образом, сумма страховых платежей (взносов), произведенных организацией по договору добровольного медицинского страхования страховой компании, не будут подлежать налогообложению тогда, когда условия договора добровольного медицинского страхования соответствуют положениям пп. 7 п. 1 ст. 238 Кодекса.
В случае если условия договора добровольного медицинского страхования не соответствуют положениям пп. 7 п. 1 ст. 238 Кодекса, а взносы на добровольное медицинское страхование, уплаченные организацией, отнесены на расходы, уменьшающие налоговую базу по прибыли в соответствии с п. 16 ст. 255 Кодекса, взносы на добровольное медицинское страхование по такому договору облагаются ЕСН в общеустановленном порядке. В соответствии с п. 1 ст. 264 главы 25 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 Кодекса. Согласно Методическим рекомендациям по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 26.02.2002 N БГ-3-02/98, при применении п. 1 ст. 264 Кодекса необходимо учитывать, что в состав прочих расходов включаются все налоги, начисляемые в соответствии с законодательством о налогах и сборах (единый социальный налог, налог на имущество и т.д.).
Таким образом, единый социальный налог учитывается при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 Кодекса.
По региональным и местным налогам и сборам
С 1 января 2002 года исчисление и уплата налога с продаж осуществляется в соответствии с главой 27 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденной Федеральным законом Российской Федерации от 27.11.2001 N 148-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
В соответствии со статьями 348 и 349 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели признаются плательщиками налога с продаж, если они реализуют товары (работы, услуги) на территории субъекта Российской Федерации, в котором установлен данный налог.
Объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг), если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
Статьей 11 части первой Налогового кодекса Российской Федерации определено, что индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Таким образом, объект обложения налогом с продаж возникает только в том случае, когда физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели) рассчитываются за приобретенный товар (работы, услуги) в наличной форме, а также осуществляют расчеты посредством расчетных или кредитных банковских карт.
Статьей 861 (п. 3) Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации (далее - банки), в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов.
Статьей 862 ГК РФ определено, что при осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Статьей 80 Федерального закона от 02.12.90 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" определено, что Банк России устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов*.
Письмом Центрального банка Российской Федерации от 23.11.98 N 327-Т "О переводах денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов" определено, что кредитные организации вправе осуществлять операции по переводам денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов на основании выданных Банком России лицензий, предусматривающих в числе разрешенных банковских операций операцию по кассовому обслуживанию физических и (или) юридических лиц.
Исходя из вышеизложенного в случае перечисления физическим лицом (в том числе индивидуальным предпринимателем) денежных средств платежным поручением со своего банковского счета либо осуществления расчетов за приобретенные товары (работы, услуги) в иной форме, предусмотренной для безналичных расчетов (кроме расчетов с использованием расчетных или кредитных карт), объекта обложения налогом с продаж не возникает.
Операции по переводам денежных средств по поручению физических лиц (в том числе индивидуальными предпринимателями) без открытия банковских счетов являются наличной формой расчетов и облагаются налогом с продаж в общеустановленном порядке.
А.А. Глинкин,
заместитель руководителя Управления МНС России
по г. Москве советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга
------------------------------
* 10 июля 2002 года принят новый Федеральный закон N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", однако указанное положение ст. 80 данный закон оставил без изменений.
11 июля 2002 г.
"Московский налоговый курьер", N 17, 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1