Письмо Управления МНС по г. Москве от 20 августа 2002 г. N 29-12/38238
Вопрос: Шерстопрядильная фабрика реализует населению свою продукцию через сеть собственных магазинов и отделов фирменной розничной торговли, находящихся в различных районах Москвы.
Закон Российской Федерации N 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" предоставляет право потребителю на возврат товара и получения за него уплаченной при покупке суммы в течение 14 дней со дня покупки.
Порядок возврата денежных средств за товар ненадлежащего качества регулируется письмами УМНС России по г. Москве N 03-12/20731 от 31.12.99 и N 30-08/1/10843 от 17.03.2000 и подразумевает возврат денежных средств потребителю через главную кассу предприятия (при возврате не в день покупки).
Однако более массовым явлением является возврат средств за товар надлежащего качества (при невозможности замены на аналогичный).
Принимая во внимание, что нашими основными потребителями являются пожилые люди и инвалиды, которым сложно доехать до нашего предприятия, и учитывая, что процедура возврата денежных средств за товар надлежащего качества отдельно не регламентирована нормативными документами, мы полагаем возможным оформлять данную операцию возвратным чеком через кассовые аппараты, через которые пробивался первичный чек с приложением первичного чека и оформлением акта в установленном порядке.
В связи с изложенным просим:
1) подтвердить правомерность применения данного порядка работы или сообщить, какими нормативными документами установлен порядок возврата денежных средств покупателям за возвращенный не в день покупки товар надлежащего качества;
2) дать разъяснение понятия "главная касса предприятия", которое было применено в указанных выше письмах УМНС России по г. Москве
Ответ: По пункту 1. В письме Управления МНС России по г. Москве от 01.07.2002 N 29-08/1/30131 дан подробный порядок возврата покупателем товара продавцу и возврат денег покупателю за сданный продавцу товар.
Порядок возврата товара как ненадлежащего, так и надлежащего качества (при невозможности замены на аналогичный) регулируется Законом Российской Федерации от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (в редакции от 30.12.2001) и определен Методическими рекомендациями по учету оформления операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденными письмом Комитета Российской Федерации по торговле от 10.07.96 N 1-794/32-5. Указанные методические рекомендации устанавливают правила документального оформления приема, хранения, отпуска товаров и отражения товарных операций в бухгалтерском учете и отчетности.
Порядок возврата денег за возвращенный товар зависит от дня возврата товара.
Порядок возврата денег за возвращенный в день покупки товар определен пунктами 4.2 и 4.3 "Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", утвержденных Минфином России 30.08.93 N 104.
Возврат денег за возвращенный не в день покупки (по истечении рабочего дня после закрытия смены и снятия Z-отчета) товар должен производиться в соответствии с пунктами 14, 15, 22 и 24 "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации", утвержденного решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.03.93 N 40 (далее - Порядок ведения кассовых операций N 40).
Возврат покупателям наличных денежных средств, осуществленный с нарушениями указанного порядка, считается неправомерно произведенным.
Как правило, кассиры-операционисты допускают ошибку при возврате денежных средств (отказ от покупки, расторжение договора), пробивая возвратный чек и тем самым увеличивая итоговую сумму выручки, фиксируемую по итогам дня.
Уменьшение выручки на сумму неправомерно возвращенных денежных средств приводит к неоприходованию в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных с применением ККМ, и, следовательно, к предприятию в случае проведения проверки и установления таких фактов применяются штрафные санкции, предусмотренные ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, оформление операции возврата денежных средств за возвращенный товар в предложенном выше порядке неправомерно и при возврате товара не в день покупки как надлежащего, так и ненадлежащего качества возврат денег следует производить только из кассы предприятия.
По пункту 2. Под понятием "главная касса предприятия", которое применено в письмах УМНС России по г. Москве N 03-12/20731 от 31.12.99 и N 30-08/1/10843 от 17.03.2000, следует понимать "кассу" предприятия.
При этом следует иметь в виду, что понятие "касса" используется как для обозначения изолированного помещения, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения наличных денег, так и для обозначения счета бухгалтерского учета 50, который служит для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассе предприятия.
В соответствии с п. 3 Порядка ведения кассовых операций N 40 для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме и в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, каждое предприятие должно вести счет бухгалтерского учета 50 "Касса".
По дебету счета 50 "Касса" отражается поступление денежных средств и денежных документов в кассу организации. По кредиту счета 50 "Касса" отражается выплата денежных средств и выдача денежных документов из кассы организации.
Заместитель руководителя |
Л.Я. Сосихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 20 августа 2002 г. N 29-12/38238
Текст письма опубликован в газете "Московский налоговый курьер", N 18, 2002 г.