Решение Самарского областного суда от 6 октября 2022 г. N 3а-1315/2022
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1315/2022 по административному исковому заявлению П.М.В. о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации, установил:
П.М.В. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом дополнения требований, просит признать недействующими со дня их принятия Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 и 2020 г.г., утверждённые приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года N 2201, от 19.10.2020 N 2014 (далее также Перечни) в части включения в них здания с кадастровым номером N.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что в оспариваемые Перечни под пунктами N и N, соответственно, включено принадлежащее ей на праве собственности здание, не подпадающее под критерии, установленные статьей 378.2 НК РФ, поскольку оно не предназначено и в спорные налоговые периоды не использовалось в целях размещения офисов, объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания и, соответственно, не является административно-деловым либо торговым центром. Полагает, что включение объекта в Перечни нарушает ее права и законные интересы, так как повлекло необоснованное увеличение налогового бремени.
В судебное заседание административный истец П.М.В. не явилась, своего представителя не направила, извещена надлежащим образом.
Представитель министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представлены письменные возражения, в которых просят в удовлетворении административного иска отказать. Полагают, что здание с кадастровым номером N обоснованно включено в оспариваемые Перечни на основании п.п. 1 п. 1 и п. 4 ст. 378.2 НК РФ, поскольку по сведениям Единого государственного реестра недвижимости имеет наименование "магазин", что позволяет отнести его к объектам, предназначенным для размещения торговых объектов. Полагают также, что обращение административного истца о признании недействующим Перечня на 2019 год необоснованно, поскольку согласно п. 8 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Представитель администрации городского округа Сызрань Самарской области, привлеченной к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица, в суд не явился, извещен заблаговременно, возражений не представлено.
В силу ст.ст. 150, 213 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы административного дела, выслушав заключение прокурора Д.В.В., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области N 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
На основании статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно пункту 3 статьи 402 НК РФ (глава 32 "Налог на имущество физических лиц"), налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
При этом, согласно пункту 1 решения Думы городского округа Сызрань Самарской области от 26.11.2014 N 122 "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории городского округа Сызрань Самарской области", ставка налога на имущество физических лиц для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установлена в повышенном размере.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:
- от 29 октября 2018 года N 1608, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018 и в печатном издании "Волжская коммуна", N 308 (30543) 20.11.2018 г.;
- от 7 октября 2019 года N 2201, которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год, опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, и печатном издании "Волжская коммуна", N 158 (30741) 23.10.2019 г.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по процедуре их принятия и порядку опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
В указанные Перечни на 2019 и 2020 г.г. под пунктами N и N, соответственно, министерством имущественных отношений включено здание с кадастровым номером N, площадью 259 кв. м, год завершения строительства 1995, расположенное по адресу: <адрес>, собственником которого с 28.03.2007 является П.М.В., что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 22.05.2022, 29.06.2022.
Административный истец обратился в суд 25.05.2022. Несмотря на истечение срока действия приказов об утверждении Перечней на 2019 и 2020 годы, оспариваемые нормативные акты продолжают затрагивать права административного истца, поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество, а также право налогового органа на взимание недоимки за данные налоговые периоды.
Согласно позиции административного ответчика принадлежащее административному истцу здание включено в Перечни на 2019 и 2020 г.г. на основании п.п. 1 п. 1 и п. 4 ст. 378.2 НК РФ, поскольку имеет наименование "магазин". В удовлетворении заявления П.М.В. от 30.03.2022, 04.04.2022 об исключении здания из Перечня на 2022 год министерством отказано.
Оценивая обоснованность включения объекта недвижимого имущества в оспариваемые Перечни, проверив оспариваемые акты на их соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Согласно пунктам 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); (до 1 января 2017 года правовое значение имело только назначение помещений в здании в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; (до 1 января 2017 года правовое значение имело только назначение помещений в здании в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Установлено, что согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) здание с кадастровым номером N имеет назначение "нежилое здание" и наименование "магазин".
Однако, по мнению суда, одного только наименования здания явно недостаточно для включения объекта в Перечни, поскольку, исходя из требований закона, предназначение здания для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания должно быть подтверждено наличием в таком здании не менее 20 процентов от его общей площади помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документах технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вместе с тем, сведения о видах разрешенного использования здания в ЕГРН отсутствуют.
Административным истцом представлено два технических паспорта на здание.
Технический паспорт по состоянию на 06.01.1998, составленный Сызранским бюро технической инвентаризации, содержит экспликацию, из которой следует, что части здания по адресу: <адрес>, имеют назначение: "подсобное", "производственное", "коридор", "сан.узел"; наименование частей строения - "дом", "сени", "подвал", "крыльцо".
Как видно из технического паспорта, составленного Самарским филиалом ФГУП "Р." по состоянию на 19.08.2011, спорное здание по адресу: <адрес>, представляет собой жилой дом (объект индивидуального жилищного строительства), части которого согласно экспликации имеют следующее назначение: "помещение", "котельная"; в разделе "Исчисление площадей и объектов жилого дома." значится: "жилой дом, навес, ворота, забор".
По сведениям, предоставленным филиалом ФГБУ "Ф." по Самарской области от 30.06.2022, технический план в реестровом деле на здание с кадастровым номером N отсутствует.
В целях устранения противоречий в представленных документах, судом был направлен запрос в ФГУП "Р." о предоставлении технического паспорта на спорное здание.
По сообщению Самарского областного отделения Средне-Волжского филиала АО "Р." от 10.08.2022, в материалах архивного фонда, находящегося на хранении в отделении, имеется инвентарное дело на объект недвижимости - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (инв. N А-01160) пользователь П.М.В.) на дату технической инвентаризации 19.08.2011). Именно такой технический паспорт представлен суду административным истцом.
Инвентарное дело на объект недвижимости - нежилое здание магазин по вышеуказанному адресу в материалах архивного фонда отсутствует.
С учетом предписаний федерального законодателя, содержащихся в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах, суд толкует в пользу налогоплательщика.
Установлено, что здание расположено на земельных участках с кадастровыми номерами N и N, имеющих вид разрешенного использования, соответственно, "для нежилого помещения" и "индивидуальное строительство жилого дома".
Таким образом, сведения ЕГРН и имеющаяся техническая документация на спорное здание не подтверждают наличие в нем помещений не менее 20 процентов от общей площади здания, предусматривающих размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания в целях применения положений пп. 1 п. 1, п. 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ.
Мероприятий по определению фактического использования здания с кадастровым номером N на момент формирования и утверждения Перечней на 2019 и 2020 г.г. административным ответчиком не проводилось.
По смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в Перечень по сведениям из ЕГРН в целях налогообложения из кадастровой стоимости, должны быть безусловными, бесспорными.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд приходит к выводу, что принадлежащее административному истцу здание с кадастровым номером N не соответствует критериям объектов недвижимости в целях применения положений ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем отсутствовали правовые и фактические основания для включения его в Перечни объектов недвижимого имущества на 2019 и 2020 г.г.
Таким образом, нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы П.М.В., возлагая на нее обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых нормативных правовых актов недействующими в части со дня их принятия.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административный иск П.М.В. удовлетворить.
Признать недействующими со дня их принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608 в части включения в него под пунктом N здания с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года N 2201 в части включения в него под пунктом N здания с кадастровым номером N.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 14.10.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 6 октября 2022 г. N 3а-1315/2022
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании