В соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и решением городской Думы Краснодара от 22.11.2007 N 32 п. 2 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Краснодар" постановляю:
1. Утвердить основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Краснодар на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (прилагаются).
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы муниципального образования город Краснодар Д.С. Логвиненко.
Исполняющий обязанности |
М.С. Слюсарев |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением администрации
муниципального образования
город Краснодар
от 08.11.2022 N 5297
Основные направления
бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Краснодар на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Раздел I
Общие положения
1. Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Краснодар на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики) разработаны в соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и решением городской Думы Краснодара от 22.11.2007 N 32 п. 2 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Краснодар" с учётом итогов реализации бюджетной и налоговой политики в 2021, 2022 годах.
При подготовке Основных направлений бюджетной и налоговой политики учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.04.2021, Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204) и Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474).
2. Целью Основных направлений бюджетной и налоговой политики является определение условий и подходов, принимаемых при составлении проекта местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) (далее - местный бюджет) на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
Основные направления бюджетной и налоговой политики в среднесрочной перспективе сохраняют преемственность определённых целей, задач и приоритетов предыдущего периода и ориентированы на обеспечение сбалансированности и устойчивости местного бюджета.
Раздел II
Итоги реализации бюджетной и налоговой политики в 2021, 2022 годах
3. Бюджетная и налоговая политика в 2021, 2022 годах, как и в предыдущие годы, ориентирована на обеспечение сбалансированности и устойчивости местного бюджета, выполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации.
Реализации бюджетной и налоговой политики в 2021, 2022 годах в условиях продолжающейся пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19), ухудшения экономической ситуации способствовали принятые меры по наполняемости местного бюджета, проведение ответственной бюджетной политики, направленной на оптимизацию расходов местного бюджета и эффективное использование бюджетных средств, проведение взвешенной долговой политики.
4. К основным итогам реализации налоговой политики относятся:
обеспечение роста доходной части местного бюджета;
повышение качества администрирования налоговых и неналоговых доходов главными администраторами доходов местного бюджета для обеспечения выполнения в полном объёме годовых бюджетных назначений;
проведение оценки налоговых расходов муниципального образования город Краснодар с учётом общих требований, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований";
реализация мер, направленных на эффективное управление и распоряжение муниципальным имуществом;
поддержка предпринимательской и инвестиционной активности.
Устойчивому исполнению местного бюджета в 2021 году способствовали принятые меры, предусмотренные Планом мероприятий администрации муниципального образования город Краснодар по наполнению доходной части местного бюджета в 2021 году, утверждённым главой муниципального образования город Краснодар 05.04.2021, и Планом мероприятий по сокращению задолженности по налоговым и неналоговым доходам в консолидированный бюджет Краснодарского края по городу Краснодару в 2021 году, утверждённым главой муниципального образования город Краснодар 02.03.2021.
В 2021 году общий объём поступлений доходов в местный бюджет составил 43 467,1 млн рублей или 99,9 процента к утверждённому бюджету с ростом к 2020 году на 13,8 процента или на 5 260,8 млн рублей, в том числе по собственным доходам местного бюджета (налоговым и неналоговым доходам, прочим безвозмездным поступлениям) - 22 694,6 млн рублей или 103,0 процента к утверждённому бюджету, по безвозмездным поступлениям из краевого бюджета с учётом возвратов остатков прошлых лет - 20 772,5 млн рублей или 96,7 процента к утверждённому бюджету.
Исполнение доходов консолидированного бюджета Краснодарского края по городу Краснодару в 2021 году составило 119 660,1 млн рублей. Удельный вес поступлений от муниципального образования город Краснодар в общем объёме консолидированного бюджета Краснодарского края составил 35,4 процента.
В 2022 году исполнение доходной части местного бюджета осуществляется в соответствии с Планом мероприятий администрации муниципального образования город Краснодар по наполнению доходной части местного бюджета в 2022 году и Планом мероприятий по сокращению задолженности по налоговым и неналоговым доходам в консолидированный бюджет Краснодарского края по городу Краснодару в 2022 году, утверждёнными главой муниципального образования город Краснодар 22.02.2022.
5. К основным итогам реализации бюджетной политики в 2021 и 2022 годах относится решение следующих социально значимых задач:
сохранены основные приоритеты бюджетной политики, направленные на обеспечение населения доступными и качественными муниципальными услугами, социальными гарантиями, адресное решение социальных вопросов, создание комфортной и безопасной среды проживания для населения муниципального образования город Краснодар;
своевременно обеспечены все расходные обязательства социальной направленности, в том числе по выплате заработной платы в бюджетной сфере с сохранением достигнутых целевых показателей средней заработной платы отдельных категорий работников муниципальных учреждений муниципального образования город Краснодар;
обеспечено выполнение муниципальных заданий муниципальными учреждениями муниципального образования город Краснодар;
в рамках реализации национальных проектов и государственных программ Краснодарского края в полном объёме выполнены условия софинансирования расходных обязательств муниципального образования город Краснодар, установленные соглашениями между главными распорядителями средств краевого бюджета и администрацией муниципального образования город Краснодар.
Расходы местного бюджета в 2021 году исполнены в объёме 42 958,0 млн рублей с ростом к 2020 году на 14,8 процента или на 5 549,2 млн рублей.
В общем объёме исполнения расходов местного бюджета в 2021 году доля программно-целевых расходов, реализованных в рамках 24 муниципальных программ муниципального образования город Краснодар, составила 93,4 процента или 40 129,4 млн рублей.
В составе муниципальных программ муниципального образования город Краснодар обеспечено приоритетное бюджетное финансирование мероприятий в рамках пяти национальных проектов и достижение целей и показателей, определённых Указами N 204 и 474, в объёме 5 845,5 млн рублей, в том числе в рамках национальных проектов "Безопасные и качественные автомобильные дороги" и "Жильё и городская среда" соответственно в сумме 2 045,4 млн рублей и 1 629,5 млн рублей.
Как и в предыдущие годы, наибольший удельный вес в расходах местного бюджета 2021 года составили расходы отраслей социальной сферы - 27 087,2 млн рублей или 63,1 процента в общем объёме расходов местного бюджета.
По итогам 2021 года при прогнозируемом дефиците в сумме 2 306,9 млн рублей фактически местный бюджет исполнен с превышением доходов над расходами местного бюджета (профицитом) в сумме 509,1 млн рублей.
Оптимизированы расходы на обслуживание муниципального долга муниципального образования город Краснодар в результате досрочного погашения кредитов, полученных от кредитных организаций, а также перекредитования с целью снижения процентной ставки за пользование кредитами и проводимой администрацией Краснодарского края реструктуризации муниципального долга в части бюджетных кредитов. В 2021 году объём расходов местного бюджета на обслуживание муниципального долга сокращён на 369,1 млн рублей по сравнению с первоначально утверждённым.
Муниципальный долг муниципального образования город Краснодар по итогам 2021 года снижен на 2 207,0 млн рублей или на 25,7 процента. Долговая нагрузка на местный бюджет на 1 января 2022 года составила 28,0 процента, что ниже ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (не более 100 процентов).
Международное рейтинговое агентство Moody's Investors Service 13.12.2021 провело обновление кредитного анализа, подтвердив международный рейтинг Краснодара на уровне Ba3, прогноз стабильный. Также отмечена низкая долговая нагрузка при сбалансированных бюджетных параметрах. В более долгосрочной перспективе положительное давление на рейтинг может оказать сокращение долговой нагрузки при сохранении позитивных бюджетных показателей.
Рейтинговое агентство "Эксперт РА" 01.12.2021 подтвердило рейтинг кредитоспособности города Краснодара по национальной шкале ruA со стабильным прогнозом, а также кредитный рейтинг муниципальных облигаций Краснодара, присвоенный в 2020 году на уровне ruA.
Данные рейтинговые оценки являются одними из самых высоких среди рейтингов, присвоенных российским городам, и имеют большое значение в условиях пандемии, нестабильности международной экономической обстановки.
6. Продолжено осуществление муниципального финансового контроля в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также контроля в сфере закупок в соответствии с частью 5 и частью 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Контроль в сфере закупок, предусмотренный частью 5 статьи 99 Закона N 44-ФЗ, начиная с 2019 года осуществляется с использованием программного модуля "Финансовый контроль закупок" автоматизированной системы "Бюджет" и региональной информационной системы в сфере закупок Краснодарского края.
Информация и документы, подлежащие включению в реестр контрактов, заключённых заказчиками, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" направляются в департамент финансов администрации муниципального образования город Краснодар для проведения проверок.
Экономия бюджетных средств, сложившаяся в процессе проведения конкурентных процедур при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, за 2021 год составила 482,0 млн рублей.
7. В целях повышения эффективности управления муниципальными финансами проведён мониторинг качества финансового менеджмента главных распорядителей средств местного бюджета, главных администраторов доходов местного бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита местного бюджета по итогам 2021 года с формированием соответствующего рейтинга, актуализирован порядок проведения мониторинга.
8. Продолжена работа по обеспечению открытости бюджетных данных путём размещения и предоставления информации на официальном Интернет-портале администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара, а с 01.01.2020 - в системе "Электронный бюджет" на едином портале бюджетной системы Российской Федерации.
В 2021, 2022 годах департамент финансов администрации муниципального образования город Краснодар признан победителем в номинации "Лучший проект местного бюджета для граждан" по результатам конкурсов по представлению бюджета для граждан на территории Краснодарского края, проводимых министерством финансов Краснодарского края. В 2021 году конкурсный проект по представлению местного бюджета для граждан занял первое место, а в 2022 году - третье место в номинации "Лучший проект местного бюджета для граждан" в открытом Всероссийском конкурсе, проводимом Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации.
9. За девять месяцев 2022 года местный бюджет исполнен с профицитом в сумме 388,8 млн рублей. Бюджетное назначение по налоговым и неналоговым доходам выполнено на 110,1 процента, перевыполнение составило 1 539,4 млн рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост доходов местного бюджета составил 113,0 процента.
Текущее исполнение местного бюджета по доходам позволяет финансировать принятые расходные обязательства в полном объёме. Рост расходов местного бюджета составил 116,0 процента по сравнению с исполнением за девять месяцев 2021 года. В целях оптимизации и эффективности бюджетных расходов реализуются меры, определённые в постановлении администрации муниципального образования город Краснодар от 15.03.2022 N 921 "О мерах по обеспечению исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) в 2022 году".
Раздел III
Основные цели и задачи бюджетной и налоговой политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
10. В среднесрочной перспективе сохранится преемственность целей, задач и приоритетов бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Краснодар предыдущего периода.
Главной целью бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Краснодар на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, как и ранее, остаётся обеспечение мер, направленных на устойчивое социально-экономическое развитие муниципального образования город Краснодар.
Основными задачами бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Краснодар в среднесрочной перспективе являются:
обеспечение сбалансированности и устойчивости местного бюджета;
формирование структуры расходов местного бюджета, ориентированной на обеспечение действующих расходных обязательств муниципального образования город Краснодар;
достижение национальных целей развития Российской Федерации, определённых Указом N 474.
Приоритетом налоговой политики является обеспечение роста доходной части местного бюджета, реализуемое за счёт повышения собираемости налогов и эффективного использования муниципального имущества муниципального образования город Краснодар.
Приоритетами бюджетной политики, как и прежде, являются обеспечение населения доступными и качественными муниципальными услугами, социальными гарантиями, адресное решение социальных вопросов, создание комфортной и безопасной среды проживания населения муниципального образования город Краснодар.
Основным инструментом достижения целей бюджетной политики являются муниципальные программы муниципального образования город Краснодар. При исполнении расходных обязательств муниципального образования город Краснодар особое внимание уделяется контролю за соблюдением сроков и полнотой достижения заявленных результатов выполнения мероприятий в рамках соответствующей муниципальной программы муниципального образования город Краснодар.
11. С учётом возможностей доходного потенциала планирование объёма и структуры расходов местного бюджета на 2023 - 2025 годы осуществляется исходя из следующих основных подходов:
бюджетные ассигнования по фонду оплаты труда муниципальных учреждений муниципального образования город Краснодар, подпадающих под действие отраслевой системы оплаты труда, сформированы с учётом сохранения достигнутого соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников муниципальных учреждений муниципального образования город Краснодар и уровнем средней заработной платы в Краснодарском крае, а также повышения фонда оплаты труда остальных работников с 01.10.2023 на 4,0 процента;
индексация на уровне инфляции расходов на оплату коммунальных услуг в 2023 - 2025 годах на 4,0 процента ежегодно;
обеспечение принятых (планируемых к принятию) обязательств по финансированию расходов на осуществление бюджетных инвестиций и реализацию мероприятий национальных проектов и государственных программ Краснодарского края, в доле, соответствующей уровню софинансирования с краевым бюджетом расходного обязательства муниципального образования город Краснодар.
12. Приоритеты бюджетного финансирования в 2023 - 2025 годах учитывают необходимость финансового обеспечения расходных обязательств муниципального образования город Краснодар по всем первоочередным и социально значимым направлениям:
реализация мер социальной поддержки граждан;
выполнение муниципальными учреждениями муниципального задания на оказание муниципальных услуг (работ) в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта, молодёжной политики, градостроительства;
развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры муниципального образования город Краснодар;
обеспечение софинансирования мероприятий национальных проектов и государственных программ Краснодарского края;
погашение и обслуживание долговых обязательств муниципального образования город Краснодар.
Раздел IV
Планируемые к реализации меры по обеспечению целей и задач бюджетной и налоговой политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
13. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов в целях реализации бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Краснодар в течение 2023 - 2025 годов усилия участников бюджетного процесса предстоит направить на реализацию следующих мероприятий:
мобилизацию доходов местного бюджета;
совершенствование информационных ресурсов налоговых и регистрирующих органов в части актуализации баз данных, содержащих сведения об объектах налогообложения и их правообладателях;
осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования город Краснодар, направленного на выявление нецелевого использования земельных участков с целью применения к ним повышенных налоговых ставок;
проведение оценки налоговых расходов;
повышение эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования город Краснодар;
осуществление контроля за состоянием кредиторской задолженности местного бюджета, а также муниципальных бюджетных и автономных учреждений муниципального образования город Краснодар, недопущение образования просроченной кредиторской задолженности;
повышение качества управления муниципальными финансами и эффективности расходования бюджетных средств, усиление контроля за использованием бюджетных средств, достижением целевых показателей и достоверностью отчётности о результатах реализации муниципальных программ муниципального образования город Краснодар;
принятие мер по привлечению к ответственности за допущенные нарушения, совершенствование нормативного обеспечения внутреннего муниципального финансового контроля и аудита;
повышение качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ);
применение отраслевыми, функциональными органами администрации муниципального образования город Краснодар, в ведении которых находятся муниципальные бюджетные и автономные учреждения муниципального образования город Краснодар, системы контроля за выполнением объёмных и качественных показателей муниципального задания, включая установление требований к отчётности о выполнении муниципального задания, представляемой муниципальными учреждениями;
применение отраслевыми, функциональными органами администрации муниципального образования город Краснодар, в ведении которых находятся муниципальные бюджетные и автономные учреждения муниципального образования город Краснодар, системы контроля за выполнением муниципального задания, включая контроль объёмов и качества предоставляемых услуг (выполняемых работ);
повышение заинтересованности муниципальных учреждений муниципального образования город Краснодар в создании условий для сокращения внутренних издержек, в том числе за счёт мер, направленных на энергосбережение и энергетическую эффективность;
увеличение и совершенствование сети муниципальных образовательных организаций муниципального образования город Краснодар в соответствии с потребностями населения в муниципальных услугах;
направление экономии средств, образовавшейся в результате проведения конкурентных процедур на закупку товаров, работ, услуг, на обеспечение действующих обязательств;
достижение максимального экономического эффекта в ходе осуществления закупок товаров, работ, услуг путём проведения совместных процедур определения поставщиков в целях консолидации закупок продукции, приобретаемой всеми заказчиками ежегодно;
повышение эффективности, конкурентности и прозрачности закупок за счёт увеличения доли закупок, осуществляемых посредством использования информационных систем в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, а также закупок товаров, работ, услуг на электронных площадках в соответствии с положениями части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ;
развитие казначейского сопровождения средств, предоставляемых из местного бюджета;
повышение эффективности и оптимизация расходов местного бюджета на осуществление бюджетных инвестиций, их направление в социально значимые объекты муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар, в том числе на создание дополнительных мест в сети муниципальных детских дошкольных и общеобразовательных организаций муниципального образования город Краснодар, а также на выполнение условий софинансирования с краевым бюджетом в рамках реализации национальных проектов, государственных программ Краснодарского края;
дальнейшее проведение работы по снижению объёмов и количества объектов незавершённого строительства, финансирование которых осуществлялось за счёт средств местного бюджета;
строгое соблюдение бюджетной дисциплины всеми участниками бюджетного процесса, повышение качества бюджетного учёта и бюджетной отчётности;
неукоснительное соблюдение требований и ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации;
непревышение рекомендуемого администрацией Краснодарского края максимального размера расходов на содержание органов местного самоуправления на соответствующий год для муниципального образования город Краснодар;
совершенствование организации кассового исполнения местного бюджета;
проведение взвешенной долговой политики муниципального образования город Краснодар;
сохранение умеренной долговой нагрузки, проведение работы по оптимизации расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования город Краснодар;
реализация мероприятий по обеспечению граждан доступным и комфортным жильём (приобретение квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, обеспечение инженерными сетями земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, предоставленных гражданам, имеющим трёх и более детей, предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, возмещение затрат (части затрат) юридических лиц в связи с выполнением работ (оказанием услуг)) и повышению качества жилищно-коммунальных услуг (корректировка схемы теплоснабжения, разработка программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, строительство, реконструкция и модернизация муниципальных сетей водоотведения, ливневой канализации);
развитие внутреннего финансового аудита, в том числе за счёт проведения мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей средств местного бюджета и главных администраторов доходов (источников финансирования дефицита) местного бюджета;
осуществление мониторинга исполнения местного бюджета;
обеспечение прозрачности (открытости) местного бюджета за счёт обеспечения доступности, наглядности информации о местном бюджете, расширения участия граждан в бюджетном процессе, дальнейшего развития существующих форм взаимодействия с гражданами в виде публичных слушаний и предоставления информации в формате "Бюджет для граждан";
осуществление финансовой поддержки инициативных проектов в целях активизации участия населения в решении вопросов местного значения.
14. Реализация направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Краснодар окажет содействие устойчивому социально-экономическому развитию муниципального образования город Краснодар, обеспечению ключевых бюджетных приоритетов, поддержанию сбалансированности местного бюджета.
Директор департамента финансов |
А.С. Чулков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 8 ноября 2022 г. N 5297 "Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Краснодар на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов"
Вступает в силу с 8 ноября 2022 г.
Текст постановления опубликован не был