Постановление Верховного Суда РФ от 18 октября 2022 г. N 83-АД22-8-К1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Александров В.Н., рассмотрев жалобу потерпевшего Петровского Юрия Витальевича на вступившие в законную силу постановление судьи Новозыбковского городского суда Брянской области от 12 августа 2021 г., решение судьи Брянского областного суда от 8 ноября 2021 г. и постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 14 марта 2022 г., вынесенные в отношении главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Новозыбковская центральная районная больница" (далее - ГБУЗ "Новозыбковская ЦРБ", учреждение) Бурого Сергея Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Новозыбковского городского суда Брянской области от 30 апреля 2021 г. (здесь и далее день изготовления постановления в полном объеме) главный врач ГБУЗ "Новозыбковская ЦРБ" Бурый С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа с применением положений частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 названного кодекса в размере 25 000 рублей.
Решением судьи Брянского областного суда от 23 июня 2021 г. постановление судьи Новозыбковского городского суда Брянской области от 30 апреля 2021 г. отменено, дело возвращено в тот же суд на новое рассмотрение.
Постановлением судьи Новозыбковского городского суда Брянской области от 12 августа 2021 г., оставленным без изменения решением судьи Брянского областного суда от 8 ноября 2021 г. и постановлением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 14 марта 2022 г., главный врач ГБУЗ "Новозыбковская ЦРБ" Бурый С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа с применением положений частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 названного кодекса в размере 25 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, потерпевший Петровский Ю.В. просит отменить судебные акты, вынесенные в отношении главного врача ГБУЗ "Новозыбковская ЦРБ" Бурого С.Н. по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Бурый С.Н., уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, в установленный срок возражения на нее не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с частью 2 указанной статьи те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В Российской Федерации коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715, введен постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66).
Постановлением Правительства Брянской области от 17 марта 2020 г. N 106-п "О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области" в связи с угрозой распространения на территории Брянской области новой коронавирусной инфекции COVID-19, в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории Брянской области для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций введен режим повышенной готовности.
Частью 1 статьи 30 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) установлено, что профилактика инфекционных заболеваний осуществляется, в том числе медицинскими организациями, путем разработки и реализации системы мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний.
В силу статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров (пункт 1).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ).
Согласно пунктам 9.1, 9.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65 (действовавших на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, утративших силу с 1 сентября 2021 г. в связи с изданием постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4, далее - СП 3.1/3.2.3146-13), врачи всех специальностей, средние медицинские работники медицинских организаций обязаны выявлять больных инфекционными и паразитарными болезнями и лиц с подозрением на инфекционные болезни, а также носителей возбудителей инфекционных болезней; выявление больных и носителей осуществляется при всех видах оказания медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 10.1 указанных правил больные инфекционными болезнями, лица с подозрением на такие болезни, лица, общавшиеся с больными инфекционными болезнями, лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию на наличие возбудителей инфекционных и паразитарных болезней и медицинскому наблюдению или лечению (экстренной профилактике).
Эпидемиологический анамнез собирается медицинским работником (лечащим врачом), который несет ответственность за его полноту и качество. Данные эпидемиологического анамнеза вносятся в медицинские документы больного (карта стационарного больного, амбулаторная карта и другие) (пункт 11.2 СП 3.1/3.2.3146-13).
В настоящее время аналогичные требования закреплены в Санитарных правилах и нормах СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4.
Министерством здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) утверждены "Временные методические рекомендации "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", в соответствии с которыми мероприятия по недопущению распространения COVID-19 в медицинских организациях проводятся в соответствии с приказом Минздрава России от 19 марта 2020 г. N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19".
Методические рекомендации предназначены для руководителей медицинских организаций и их структурных подразделений, врачей-терапевтов, врачей общей практики, врачей-инфекционистов, врачей-педиатров, врачей-акушеров-гинекологов, врачей-реаниматологов отделений интенсивной терапии инфекционных стационаров, врачей скорой медицинской помощи, а также иных специалистов, работающих в сфере лабораторной и инструментальной диагностики и организации оказания медицинской помощи пациентам с COVID-19.
Разделом 4.2 названных Методических рекомендаций (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) установлено, что основное значение для этиологической лабораторной диагностики COVID-19 имеет выявление РНК SARS-CoV-2 с помощью МАНК. Лабораторное обследование на РНК SARS-CoV-2 рекомендуется проводить всем лицам с признаками ОРИ. В обязательном порядке лабораторное обследование на COVID-19 с применением МАНК проводится пациентам с диагнозом "внебольничная пневмония", пациентам при появлении симптомов, не исключающих COVID-19, - немедленно.
Методическими рекомендациями предусмотрен алгоритм действий медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях пациентам с ОРВИ, внебольничной пневмонией, в соответствии с которым при ОРВИ и наличии 2-х критериев (уровень насыщения крови кислородом 95% (обязательный критерий); температура тела < 38°С; частота дыхательных движений
22 и при внебольничной пневмонии предусмотрен забор мазка из носа и ротоглотки в день обращения с первичным осмотром врача.
Изложенные в Методических рекомендациях меры согласуются с положениями постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 марта 2020 г. N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019".
В силу пункта 2.1 Методических рекомендаций "МР 3.1.0209-20. Профилактика инфекционных болезней. Рекомендации по организации противоэпидемического режима в медицинских организациях при оказании медицинской помощи населению в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными инфекциями и гриппом в условиях сохранения рисков инфицирования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 20 августа 2020 г. и предназначенных для учреждений Министерства здравоохранения Российской Федерации и других медицинских организаций независимо от организационно-правовой формы (далее - МР 3.1.0209-20), приоритетной задачей медицинских организаций всех типов является бесперебойное функционирование, оказание качественной медицинской помощи населению, обеспечение эпидемиологически безопасных условий оказания медицинской помощи и труда медицинского персонала.
Противоэпидемические мероприятия в медицинской организации должны быть направлены на предупреждение формирования внутрибольничных очагов (пункт 3.2 МР 3.1.0209-20).
Согласно пункту 3.3.2 МР 3.1.0209-20 на входе в медицинскую организацию должен быть организован пост для сбора первичного анамнеза и проведения входной бесконтактной термометрии тела с целью разграничения потоков пациентов.
Пунктами 2.4, 3.3.10 МР 3.1.0209-20 установлено, что помещения ожидания пациентов, помещения фильтр-боксов рекомендуется обеспечивать в достаточном количестве устройствами для обеззараживания воздуха, разрешенными к применению в присутствии людей.
Из материалов дела следует, что в период с 8 по 30 декабря 2020 г. Новозыбковской межрайонной прокуратурой Брянской области по обращению Петровского Ю.В., Т. и Т. проведена проверка ГБУЗ "Новозыбковскя ЦРБ", в ходе которой установлено, что главный врач данного учреждения Бурый С.Н. в период возникновения угрозы распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019, представляющей опасность для окружающих, допустил нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в том, что:
- пациентам Т. и Т. находящимся на амбулаторном лечении с диагнозом "..." с 26 и 30 ноября 2020 г. соответственно, несвоевременно 13 декабря 2020 г. проведено лабораторное исследование на РНК SARS-CoV-2;
- пациенту Петровскому Ю.В., находящемуся на амбулаторном лечении с диагнозом "..." с 27 ноября 2020 г., лабораторное исследование на РНК SARS-CoV-2 не проведено;
- коридоры здания поликлиники ГБУЗ "Новозыбковская ЦРБ", где одновременно присутствует большое количество пациентов, ожидающих приема врача, не обеспечены устройствами для обеззараживания воздуха, разрешенными к применению в присутствии людей (бактерицидными рециркуляторами воздуха);
- на входе в здание ГБУЗ "Новозыбковская ЦРБ" не осуществляется бесконтактная термометрия тела.
18 января 2021 г. по факту перечисленных нарушений заместителем Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области в отношении главного врача ГБУЗ "Новозыбковскя ЦРБ" Бурого С.Н. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения указанного лица обжалуемым постановлением судьи городского суда, с выводами которого согласились вышестоящие инстанции, к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 2.4 названного кодекса административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной норме должностным лицом является, в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных организациях.
В соответствии с должностной инструкцией главный врач осуществляет руководство деятельностью больницы, отвечает за ее лечебно-профилактическую, административно-хозяйственную и финансовую деятельность, в том числе осуществляет контроль за деятельностью всех служб больницы и подчиненного персонала, качеством проводимых диагностических, лечебных и профилактических мероприятий, а также несет ответственность за некачественную работу, ошибочные действия свои и персонала больницы (т. 1, л.д. 54-56).
В соответствии с приказом директора департамента здравоохранения Брянской области от 13 апреля 2011 г. N 114-пу Бурый С.Н. утвержден в должности главного врача ГБУЗ "Новозыбковскя ЦРБ" (т. 1, л.д. 28).
Будучи должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в учреждении, в должностные обязанности которого входит руководство его деятельностью и соответствующий контроль, Бурый С.Н. не принял необходимых мер к соблюдению законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и надлежащему исполнению своих служебных обязанностей.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии главного врача ГБУЗ "Новозыбковскя ЦРБ" Бурого С.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Вопреки утверждению заявителя действия главного врача ГБУЗ "Новозыбковскя ЦРБ" Бурого С.Н. квалифицированы по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного кодекса и законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Оснований для иной квалификации деяния указанного лица не установлено.
При этом рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется в пределах объема административного правонарушения, вмененного лицу, в отношении которого ведется производство по такому делу. Ухудшение положения этого лица недопустимо.
Административное наказание в виде административного штрафа с применением положений частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 названного кодекса, назначено главному врачу ГБУЗ "Новозыбковская ЦРБ" Бурому С.Н. при наличии к тому оснований.
При этом судьей городского суда учтены характер и обстоятельства совершенного указанным лицом административного правонарушения, данные о его личности, наличие как смягчающих (признание им вины и раскаяние в содеянном, принятие мер к устранению выявленных нарушений), так и отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Оснований для вывода об ошибочности признания в качестве смягчающих обстоятельств раскаяния лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, принесение им извинений, устранения нарушений, как о том указывает заявитель, не имеется.
Наличие указанных обстоятельств, смягчающих административную ответственность, подтверждено материалами дела, согласно которым главный врач ГБУЗ "Новозыбковская ЦРБ" Бурый С.Н. с момента проведения проверки заявлял о признании вины и раскаянии в содеянном, в подтверждение устранения нарушений представил копии документов.
Неверное указание в постановлении судьи городского суда о несовершеннолетнем возрасте иждивенца (сына, ... года рождения, обучающегося в государственном высшем учебном заведении по очной форме обучения) обоснованно признано вышестоящими судебными инстанциями не свидетельствующим об отсутствии оснований для признания означенного обстоятельства смягчающим и не влияющим на законность постановления судьи городского суда.
Исследование и оценка судьей второй инстанции при проверке заявленных доводов дополнительно представленных документов не противоречит установленному Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядку рассмотрения жалобы на постановление о назначении административного наказания. В силу прямого указания в пункте 8 части 2 статьи 30.6 названного кодекса при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Отсутствие в решении судьи областного суда разъяснения о порядке его обжалования не влечет отмену по существу правильного судебного акта.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств дела и доказательств.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в соответствии с правилами, предусмотренными статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление судьи Новозыбковского городского суда Брянской области от 12 августа 2021 г., решение судьи Брянского областного суда от 8 ноября 2021 г. и постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 14 марта 2022 г., вынесенные в отношении главного врача ГБУЗ "Новозыбковская ЦРБ" Бурого С.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу потерпевшего Петровского Ю.В. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.Н. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 18 октября 2022 г. N 83-АД22-8-К1
Опубликование:
-