Постановление Верховного Суда РФ от 7 октября 2022 г. N 36-АД22-1-К2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Александров В.Н., рассмотрев жалобу Цицурова Виталия Андреевича на вступившие в законную силу постановление судьи Ленинского районного суда города Смоленска от 21.03.2022 N 5-868/22, решение судьи Смоленского областного суда от 27.04.2022 N 7-115/2022 и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12.07.2022 N 16-4880/2022, состоявшиеся в отношении Цицурова Виталия Андреевича (далее - Цицуров В.А.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Ленинского районного суда города Смоленска от 21.03.2022 N 5-868/22, оставленным без изменения решением судьи Смоленского областного суда от 27.04.2022 N 7-115/2022 и постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12.07.2022 N 16-4880/2022, Цицуров В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде обязательных работ сроком на 40 часов.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Цицуров В.А. выражает несогласие с вынесенными в отношении него судебными актами, ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Цицурова В.А. к административной ответственности) организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 этой статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Порядок обеспечения реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ).
В силу пунктов 1, 3 статьи 2 указанного закона публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями. Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Положениями части 1 статьи 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, Цицуров В.А. в период с 18 часов 45 минут до 19 часов 05 минут 17.03.2022 возле дома 1/2 по улице Октябрьской Революции города Смоленска проводил не согласованное в установленном законом порядке публичное мероприятие с использованием плаката тематического содержания и при участии другого лица (Б.)
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном задержании, протоколом о доставлении, рапортами должностных лиц УМВД России по городу Смоленску, сообщением комитета по местному самоуправлению администрации города Смоленска о том, что уведомлений о проведении 17.03.2022 публичных мероприятий в администрацию города Смоленска не поступало, протоколом об административном правонарушении и иными материалами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вопреки доводам жалобы выводы судебных инстанций о доказанности в деянии привлекаемого к административной ответственности лица состава вмененного административного правонарушения сомнений не вызывают, а несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не является.
Из доводов поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы не следует, что при рассмотрении дела судебными инстанциями допущены какие-либо существенные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Так, судьей районного суда было признано несостоятельным утверждение Цицурова В.А. о неразъяснении ему прав и обязанностей, предусмотренных нормами Конституции Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с указанием в частности на то, что согласно объяснениям названного лица, отраженным в протоколе судебного заседания по рассмотрению дела судьей районного суда, положения статьи 51 Конституции Российской Федерации Цицурову В.А. разъяснены сотрудником полиции, с правами, предусмотренными указанным Кодексом, он (Цицуров В.А.) был ознакомлен при изучении соответствующей графы протокола об административном правонарушении. Равным образом из имеющихся в материалах дела письменных объяснений второго участника несогласованного публичного мероприятия (Б.) следует, что около 18 часов 45 минут 17.03.2022 возле дома 1/2 по улице Октябрьской Революции города Смоленска Цицуров В.А. стоял с плакатом, предложил Б. принять участие в публичном мероприятии, после чего он (Б.) встал рядом с этим лицом и включил музыку.
Порядок и срок давности привлечения Цицурова В.А. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для граждан с учетом фактических обстоятельств дела, данных о личности заявителя и с учетом положений статей 4.2, 4.3 указанного Кодекса.
Учитывая изложенное, обжалуемые судебные акты, вынесенные по настоящему делу, отмене и изменению не подлежат.
Обстоятельства, предусмотренные пунктами 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление судьи Ленинского районного суда города Смоленска от 21.03.2022 N 5-868/22, решение судьи Смоленского областного суда от 27.04.2022 N 7-115/2022 и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12.07.2022 N 16-4880/2022, состоявшиеся в отношении Цицурова Виталия Андреевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Цицурова Виталия Андреевича - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.Н. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 7 октября 2022 г. N 36-АД22-1-К2
Опубликование:
-