В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Хабаровского края и в целях составления проекта районного бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов и бюджетов поселений, Администрация Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Советско-Гаванского муниципального района на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на начальника Финансового управления Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края Третьякову Л.В.
3. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
И.о. Главы Администрации |
А.В. Магдий |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Администрации
Советско-Гаванского муниципального
района Хабаровского края
от 10.11.2022 N 769
Основные направления
бюджетной и налоговой политики района на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики района на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики) подготовлены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Хабаровского края в целях составления проекта районного бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
При подготовке Основных направлений бюджетной и налоговой политики учтены стратегические цели, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года и от 21 апреля 2021 года, Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474, национальные цели), Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204, национальные цели), Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, Прогноза социально-экономического развития Советско-Гаванского муниципального района период 2022 - 2024 годы, Программе оздоровления муниципальных финансов Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края на период до 2024 года (далее - Программа оздоровления муниципальных финансов Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края) и иных документах.
Разработка данного документа осуществлялась с учетом итогов реализации бюджетной и налоговой политики в 2021 году и в период до 01 июля 2022 года.
1. Основные результаты бюджетной и налоговой политики в 2021 - 2022 годах
1.1. Основные результаты реализации бюджетной политики
1.1.1. Обеспечено устойчивое исполнение консолидированного бюджета района.
Принятые Правительством края меры по повышению эффективности работы ключевых секторов экономики края позволили обеспечить в 2021 году положительную динамику по большинству основных макроэкономических показателей развития края и района. Индекс валового регионального продукта (в сопоставимых ценах) составил 104,1% (при первоначальном темпе роста - 2,3%), фонд оплаты труда вырос на 2,4%.
Бюджет района по доходам исполнен в сумме 2082,3 млн. рублей или 100,9% к утвержденным бюджетным назначениям.
Бюджет района по расходам исполнен в сумме 2109,4 млн. рублей, что на 8,75% ниже уровня 2020 года. Все важнейшие расходные обязательства финансово обеспечены.
В 2021 - 2022 годах продолжена работа по обеспечению эффективной структуры расходов районного бюджета, в том числе за счет:
- сохранения высокой доли социально-ориентированных расходов;
- увеличения объема расходов на дорожное хозяйство;
- сохранения объема расходов на улучшение условий проживания населения района;
- создания условий для устойчивого исполнения местных бюджетов, повышения эффективности межбюджетных отношений с муниципальными образованиями района и оздоровления муниципальных финансов;
- формирования условий для повышения операционной эффективности использования бюджетных средств.
Долговая политика района в 2021 году была направлена на сокращение уровня муниципального долга. За 2021 год муниципальный долг снизился на 12,7 млн. рублей, или на 3,5% и составил 354,4 млн. рублей.
В 2021 году для обеспечения сбалансированности бюджета и безусловного выполнения приоритетных обязательств Правительством края проведена работа по сокращению неэффективных затрат, оптимизации бюджетной сети, повышению эффективности использования муниципального имущества. Реализуются Программа оздоровления государственных финансов Хабаровского края и План мероприятий по росту доходного потенциала, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики.
В целях обеспечения сбалансированности консолидированного бюджета района при его исполнении в 2022 году постановлением Администрации Советско-Гаванского муниципального района от 19 апреля 2022 года N 338 "Об итогах исполнения бюджета Советско-Гаванского муниципального района за 2021 год и о мерах по исполнению бюджета района в 2022 году" установлены первоочередные расходы. Финансирование первоочередных расходов районного бюджета обеспечено с учетом приоритетности и эффективности.
1.1.2. Сохранена высокая доля социально-ориентированных расходов.
В 2021 году исполнение бюджета осуществлялось в соответствии с задачами, поставленными Президентом и Правительством Российской Федерации, стратегическими целями развития края, включая безусловное выполнение всех принятых обязательств перед жителями района.
Расходы на социально-культурную сферу составили 1447,5 млн. рублей или 59% от расходов бюджета района: из них на социальную политику направлено 75,1 млн. рублей, на образование - 1070,6 млн. рублей, на культуру, кинематографию - 193,0 млн. рублей, на физическую культуру и спорт - 94 млн. рублей.
Расходы на выплату заработной платы в 2021 году составили 1157,9 млн. рублей или 54,8% от расходов бюджета района.
На сохранение целевых показателей, достигнутых в рамках реализации указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года в части повышения оплаты труда из бюджета района направлено 101,6 млн. рублей, что на 9,8 млн. рублей больше чем в 2020 году.
На повышение минимальной заработной платы в районе с учетом положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 07 декабря 2017 г. N 38-П направлено 217,2 млн. рублей с ростом к уровню 2020 года на 10,7 млн. рублей.
Расходы на социальные выплаты составили 80,0 млн. рублей Публичные обязательства перед гражданами выполнены в полном объеме.
Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство в значительной мере носили социальный характер, так как направлены на обеспечение качества жилищно-коммунального обслуживания населения.
Особое внимание в 2021 году было уделено финансированию мероприятий, проводимых в целях предупреждения распространения и ликвидации последствий коронавирусной инфекции. Всего на эти цели направлено 2,2 млн. рублей.
1.1.3. Увеличения объема расходов на дорожное хозяйство;
В 2021 году расходы консолидированного бюджета района на дорожное хозяйство увеличились к уровню 2020 года на 35 млн. рублей или на 46,6% и составили 110,1 млн. рублей.
Основной причиной увеличения расходов на дорожное хозяйство является увеличение объема межбюджетных трансфертов из краевого бюджета в сумме 15 млн. рублей (на безопасность дорожного движения) и 20,0 млн. рублей на ремонт дорог из районного бюджета бюджетам поселений района.
1.1.4 Сохранения объема расходов на улучшение условий проживания населения района;
В 2021 году расходы на благоустройство территорий муниципальных образований составили 57,7 млн. рублей. За счет субсидий краевого бюджета 33 млн. рублей.
На мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда направлено 98,7 млн. рублей. Приобретены жилые помещения для расселения 67 семей из аварийного жилищного фонда общей площадью 2,743 тыс. квадратных метров.
Расходы консолидированного бюджета на содержание и ремонт объектов жилищного и коммунального хозяйства составили 234,3 млн. рублей. За счет субсидий краевого 135,8 млн. рублей.
1.1.5. Созданы условия для устойчивого исполнения местных бюджетов, повышения эффективности межбюджетных отношений с поселениями района и оздоровления муниципальных финансов.
1.1.5.1. Выравнивание финансовых возможностей местных бюджетов.
В 2021 году общий объем финансовой помощи на выравнивание финансовых возможностей и обеспечение потребности в первоочередных расходах местных бюджетов составил 28,1 млн. рублей, в том числе увеличения объема дотаций местным бюджетам на 0,23 млн. рублей.
Обязательства по осуществлению мер, направленных на социально-экономическое развитие и оздоровление муниципальных финансов, предусмотренные соглашениями между Финансовым управлением Администрации района и главами поселений района, являющихся получателями дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности по итогам 2021 года выполнены. На 2022 год указанные соглашения заключены со всеми поселениями района.
Правительством края продолжена работа по совершенствованию подходов по выравниванию бюджетной обеспеченности и финансовых возможностей муниципальных образований края по решению вопросов местного значения, обеспечению сбалансированности местных бюджетов.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 17 сентября 2021 г. N 436-пр "О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Правительства Хабаровского края" внесены изменения в постановления Правительства края от 16 декабря 2019 г. N 545-пр, от 19 декабря 2019 г. N 558-пр, в части конкретизации отдельных обязательств, предусмотренных соглашениями о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов поселений, городских округов и муниципальных районов края, уточнения сроков заключения соглашений, а также утверждены этапы распределения иных дотаций из краевого бюджета на частичную компенсацию расходов местных бюджетов на оплату труда и оплату начисленных платежей за оказанные коммунальные услуги муниципальным учреждениям.
Расчеты финансовой помощи местных бюджетам на 2022 год и плановый период проведены с учетом принятых поправок в методики распределения дотаций В 2021 году общий объем финансовой помощи на выравнивание финансовых возможностей и обеспечение потребности в первоочередных расходах бюджетов поселений составил 7,3 млн. рублей.
1.1.5.2. Созданы финансовые стимулы для обеспечения сбалансированности бюджетов поселений и оздоровления муниципальных финансов.
В течение года на решение первоочередных и неотложных вопросов предоставлена дополнительная финансовая помощь на обеспечение сбалансированности местных бюджетов в общей сумме 13,5 млн. рублей.
1.1.6. Сформированы условия для повышения операционной эффективности использования бюджетных средств.
В целях повышения операционной эффективности управления бюджетными ресурсами в 2021 году реализованы следующие мероприятия:
1.1.6.1. В сфере повышения качества бюджетного планирования.
Расходы районного бюджета на 2022 - 2024 годы сформированы с учетом безусловного выполнения указов Президента Российской Федерации, анализа эффективности муниципальных программ, выполнения целевых показателей национальных, федеральных и региональных проектов и проведенной работы по оптимизации расходов.
1.1.6.2. В сфере повышения качества оказания муниципальных услуг.
Объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания за счет средств районного бюджета был утвержден на 2021 год в размере 1198,0 млн. рублей исполнено в сумме 1194,6 млн. рублей.
В 2021 году муниципальные задания были доведены до 40 бюджетных, 1 автономного и 1 казённого учреждений. Уполномоченными органами, установившими муниципальное задание, в течение года проводился мониторинг выполнения муниципальных заданий, в целом муниципальные услуги (работы) выполнены.
1.1.6.3. По итогам 2021 года заказчиками Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края по результатам проведения конкурентных закупок товаров, работ, услуг заключено контрактов на сумму 262,62 млн. рублей.
По итогам первого полугодия 2022 года заказчиками Советско-Гаванского муниципального района по результатам конкурентных закупок заключено контрактов на сумму 361,1 млн. рублей, что на 182,75% выше аналогичного показателя первого полугодия 2021 года*(1) (127,71 млн. рублей).
По закупкам, участниками которых могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально-ориентированные некоммерческие организации, в 2021 году заключено контрактов на сумму 191,34 млн. рублей. По итогам первого полугодия 2022 года заключено контрактов на сумму 146,92 млн. рублей, что на 59,57% выше, чем в первом полугодии 2021 года (92,07).
Обеспечен равный доступ участников закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. На одну конкурентную закупку в среднем подавали заявки в 2021 году - 1 - 4 ед., некоторые закупки признавались несостоявшимися.
В результате экономии бюджетных ассигнований на закупки товаров, работ и услуг за счет снижения начальных максимальных цен контрактов в 2021 году составила 19,83 млн. рублей, за первое полугодие 2022 года - 34,87 млн. рублей*(2).
Около 47,33% средств, направленных в 2021 году на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, израсходованы в рамках централизованных закупок, осуществленных комитетом, что также позволило минимизировать риски потери экономической эффективности при осуществлении закупок для нужд района.
В целях нивелирования последствий ограничительных мер со стороны недружественных иностранных государств в отношении Российской Федерации внесены значительные изменения в законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительством Хабаровского края принято постановление от 29 марта 2022 г. N 149-пр "О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления" (далее - постановление N 149-пр).
Постановлением N 149-пр установлено, что по 31 декабря 2022 г. включительно в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг для муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного муниципальным правовым актом местной администрации.
В 2022 году продолжается процесс автоматизации процесса закупок.
Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", касающиеся введения полноценного электронного документооборота на всем цикле осуществления закупки до полного исполнения обязательств по контракту, включая формирование в электронной форме по единым формам всех документов, включая акты приемки.
С 1 июля 2022 года упрощена процедура одностороннего расторжения контракта в соответствии с изменениями, установленными Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Процедура одностороннего отказа от исполнения контракта по итогам открытых и закрытых электронных процедур переводится в электронный вид посредством единой электронной системы в сфере закупок.
1.1.6.4. В сфере повышения эффективности использования муниципального имущества.
Во исполнение постановлений Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 23.12.2020 N 892 "Об утверждении Порядка определения критериев оптимальности состава муниципального имущества и показателей эффективности управления и распоряжения им", от 09.06.2021 N 361 "О внесении изменений в постановление Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 23.12.2020 N 892" и от 22.03.2021 N 153 "Об эффективности использования муниципального имущества" Комитетом по управлению имуществом Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края проведен мониторинг и анализ отчетности за 2021 год по определению эффективности использования муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями и предприятиями.
В результате проведенного анализа, на основании представленных к заседанию балансовой комиссии документов по итогам деятельности муниципальных учреждений (предприятий) за 2021 год, установлено, что имущество, переданное в оперативное управление муниципальным учреждениям (предприятиям) и закрепленное в казне, используется эффективно.
Вместе с тем, отмечено наличие следующих фактов:
1. По МБУ ДО "Детская школа искусств N 2" - доля недвижимого имущества, используемого учреждением для оказания муниципальных услуг, составляет 52%, доля недвижимого имущества, переданного в безвозмездное пользование - 24%; 24% находится в аварийном состоянии, требующем капитального ремонта (помещения - 300 кв. м.).
2. По МБОУ "Средняя школа N 1" - доля недвижимого имущества, используемого учреждением для оказания муниципальных услуг, составляет 98,42%; 1,58% - находится в аварийном состоянии, требующем капитального ремонта (теплица - 100,4 кв. м.).
3. По МКУ "Центр проведения спасательных работ" - не используется 20% от общего количества имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления (2 объекта из 10 в п. Гатка).
4. По Управлению ЭТИК и КХ - доля недвижимого имущества, используемого учреждением для оказания муниципальных услуг, составляет 97,6%; 2,4% - не используются в связи с непригодностью (забор городского кладбища).
5. По показателям, характеризующим эффективность управления и распоряжения объектами недвижимого имущества казны муниципального образования, которые включены в перечни имущества, предоставляемого субъектам малого и среднего предпринимательства, в Перечне числятся 5 неиспользуемых объектов недвижимости (ул. Ленина, 20; ул. Полины Осипенко, 5а; Проспект Мира, 5; ул. Ленина, 11а - торги не проводились, в связи с отсутствием заявителей). Указанные объекты включены в план проведения торгов по сдаче в аренду на 2022 год.
Осуществление проверок позволяет выявить имущество, вышедшее из строя, морально и физически устаревшее, осуществить его списание; включить в план ремонтных работ объекты (отдельные конструкции), требующие текущего или капитального ремонта.
По результатам проверок в течение года с арендаторами и пользователями муниципального имущества ведется работа по устранению выявленных замечаний.
1.1.6.5. В сфере совершенствования контроля за использованием бюджетных средств.
Органом внутреннего муниципального финансового контроля в 2021 году проведено 19 контрольных мероприятий, объем проверенных средств составил 1993,3 млн. рублей. По результатам контрольных мероприятий всем объектам контроля направлены предписания для устранения выявленных нарушений.
Планирование контрольной деятельности осуществляется с применением риск-ориентированного планирования.
В рамках повышения степени участия главных распорядителей бюджетных средств в системе внутреннего муниципального финансового контроля, главными распорядителями бюджетных средств осуществляется контроль за деятельностью подведомственных им учреждений.
1.1.6.6. В сфере обеспечения открытости и прозрачности управления общественными финансами района.
На официальном сайте Администрации Советско-Гаванского муниципального района (https://sovgavadm.khabkrai.ru/) размещены электронные брошюры "Отчет для граждан - Отчет об исполнении районного бюджета за 2021 год", "Бюджет для граждан - проект решения о районном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", "Бюджет для граждан "Решение о районном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
На данном сайте, который является официальным информационным ресурсом, регулярно и в полном объеме размещается актуальная информация об общественных финансах района на каждом из этапов бюджетного процесса в течение финансового года. На постоянной основе осуществляется регулярное обновление сайта.
В целях расширения участия граждан в процессе принятия решений о распределении муниципальных финансов в 2021 - 2022 годах проведены публичные слушания по проекту решения о районном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов и по проекту решения об исполнении районного бюджета за 2021 год.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
1.1.5.7. В сфере развития в районе государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - Система "Электронного бюджета").
В системе "Электронный бюджет" заключаются соглашения о предоставлении межбюджетных трансфертов, выделенных из федерального бюджета бюджету субъекта и муниципальным образованиям края, обеспечивается формирование отчетов об освоении межбюджетных трансфертов, осуществляется подтверждение потребности в остатках неиспользованных бюджетных средств, в целях освоения которых заключены государственные и муниципальные контракты.
В соответствии с требованиями Порядка размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. N 243н (далее - Порядок, приказ N 243н), с 01 января 2020 года финансовыми органами муниципальных образований края осуществляется формирование и размещение в системе "Электронный бюджет" информации о местных бюджетах края.
В 2021 году формирование 61 наименований наборов информации и предоставление их для обработки и публикации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - единый портал) бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - единый портал) осуществлялось Финансовым управлением Администрации муниципального района.
1.2. Основные меры налоговой политики, реализованные в 2021 году.
Налоговая политика района в 2021 году была реализована по следующим основным направлениям:
1.2.1. Содействие совершенствованию налогового администрирования на основе взаимодействия органов местного самоуправления района и налоговых органов, службы судебных приставов, других надзорных и правоохранительных органов. Сокращение недоимки по налоговым платежам в бюджет. Расширение налоговой базы бюджета за счет налогового стимулирования, роста инвестиций и обеспечения инвестиционной привлекательности района.
В целях повышения доходов бюджета края Губернатором края были установлены показатели по мобилизации налоговых и неналоговых доходов на 2021 год муниципальным образованиям, министерствам и иным органам исполнительной власти края. Контрольные показатели доведены до всех администраторов доходов бюджета района.
Обеспечена реализация Плана взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления по мобилизации доходов в бюджет Хабаровского края по Советско-Гаванскому району, в консолидированный бюджет муниципального района в 2020 - 2024 годах, утвержденного Главой муниципального района 25 мая 2020 г.
Приняты меры по сокращению недоимки по налоговым доходам в бюджет.
В 2021 году органами исполнительной власти края проводились:
- ежемесячный мониторинг налоговых поступлений в консолидированный бюджет района в разрезе видов доходов, муниципальных образований и видов экономической деятельности;
- анализ налоговой отдачи по видам экономической деятельности и недоимки по налоговым платежам в консолидированный бюджет района в разрезе налогоплательщиков - юридических лиц, имеющих недоимку свыше 10 тыс. рублей.
Во взаимодействии с налоговыми органами, главными администраторами доходов и муниципальными образованиями района проведена работа с плательщиками, не уплачивающими своевременно обязательные платежи в бюджет, за 2021 год ими погашено 51,9 млн. рублей.
В 2021 году осуществлен анализ практики применения стимулирующих налоговых льгот (для резидентов свободного порта Владивосток и инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты района) и анализ их эффективности, мониторинг динамики налоговых поступлений по налогоплательщикам, применяющим стимулирующие налоговые льготы.
2. Условия реализации бюджетной и налоговой политики в текущем году и плановом периоде 2023 - 2025 годов
В 2022 - 2025 годах необходимость выполнения масштабных социально-экономических задач, обозначенных Президентом Российской Федерации, а также иных решений федеральных органов власти без установления источников их финансирования либо компенсации выпадающих доходов будет осложнена рисками ухудшения экономической ситуации в связи с влиянием геополитической ситуации на развитие отраслей экономики и с распространением новой коронавирусной инфекции.
На формирование и исполнение бюджета района окажут влияние следующие основные факторы:
а) необходимость исполнения решений, принятых на федеральном уровне (прежде всего, приоритетов, обозначенных в указах и поручениях Президента Российской Федерации, в документах стратегического планирования, показателей национальных проектов, достигнутых параметров по оплате труда работников бюджетной сферы), а также безусловное выполнение всех принятых обязательств перед жителями района.
Значительный объем расходов бюджета района за счет собственных средств (без средств краевого бюджета) сложился по:
- расходам на реализацию Указов Президента Российской Федерации 50,7 млн. рублей;
- расходам на реализацию федерального законодательства по повышению оплаты труда 29,0 млн. рублей;
- риск увеличения расходных обязательств на финансовое обеспечение мер по борьбе с COVID-19.
По итогам 2021 года, с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации, дополнительные расходы за счет собственных средств бюджета района на финансовое обеспечение мер по борьбе с новой 2,2 млн. рублей, за 9 месяцев 2022 года - 1,7 млн. рублей.
- необходимость соблюдения обязательств и ограничений, установленных Правительством Хабаровского края и закрепленных соглашениями с Министерством финансов Хабаровского края, направленных на оздоровление муниципальных финансов.
В 2022 году району необходимо принять меры, направленные на бюджетную консолидацию и позволяющие:
а) обеспечить отсутствие по состоянию на 01 число каждого месяца просроченной кредиторской задолженности района и бюджетных и автономных учреждений, в части расходов на оплату труда, уплату взносов по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам, обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, выплаты на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
в) обеспечить соблюдение требований бюджетного законодательства Российской Федерации, предусматривающих:
- соблюдений требований к предельным значениям дефицита районного бюджета, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- соблюдений требований к предельному объему заимствований, объему муниципального долга, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- заключение аналогичных соглашений с главами поселений района.
Вышеперечисленные факторы оказывают существенное влияние на бюджетную и налоговую политику текущего периода и сохранят свою значимость при формировании и исполнении бюджета на 2023 - 2025 годы.
Дополнительным ограничивающим фактором бюджетной и налоговой политики района являются критерии оценки долговой устойчивости района. На 2023 год приказом Министерства финансов Хабаровского края от 16.08.2022 N 129П утверждены Перечни муниципальных образований в зависимости от уровня долговой устойчивости. Советско-Гаванский муниципальный район относится к средней группе долговой устойчивости, Гаткинское сельское поселение - к низкой, остальные муниципальные образования с высоким уровнем долговой устойчивости. Обязательное условие для средней группы - согласование проектов бюджетов с Министерством финансов Хабаровского края, для Гаткинского сельского поселения дополнительные ограничения.
В соответствии с решением Собрания депутатов Советско-Гаванского муниципального района от 23.12.2021 N 374 "О районном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов" основные параметры районного бюджета на 2022 год определены в сумме: общий объем доходов - 1507,8 млн. рублей; общий объем расходов - 1515,4 млн. рублей; дефицит - 7,6 млн. рублей. На 01 января 2023 года объем муниципального долга составит 339,1 млн. рублей, расходы на его обслуживание - 0,37 млн. рублей.
В целях обеспечения сбалансированности бюджета в 2023 году и плановом периоде 2024 - 2025 годов формирование бюджета района осуществлено на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития (далее - Прогноз СЭР), в том числе на 2023 год темпы роста валового регионального продукта в сопоставимых ценах - 102,7%, фонда оплаты труда - 102,4%, налогооблагаемой прибыли - 103,5% и среднегодовой стоимости основных фондов организаций - 101,4%, индекса потребительских цен - 109,0%.
Расчет доходов проведен, исходя из действующего бюджетного и налогового законодательства, с учетом принятых изменений федерального и краевого законодательства:
1) индексация акцизных ставок:
- на автомобильный бензин 5 класса, дизельное топливо и моторные масла в 2023 - 2025 гг. - на 4,0%;
- на прямогонный бензин в 2023 году - на 4,9%, в 2024 году - на 4,7%, в 2025 году ставка не индексируется;
2) введение с 1 января 2023 г. для всех юридических и физических лиц исполнения обязанности по уплате налогов через единый налоговый счет.
При формировании расходов районного бюджета на 2023 год и плановый период применены следующие основные подходы:
1) в приоритетном порядке обеспечено формирование расходов на заработную плату, социальные обязательства, на софинансирование из краевого бюджета;
2) базовые объемы бюджетных ассигнований на 2023 - 2025 годы должны соответствовать объему бюджетных ассигнований на 2022 год, утвержденному решением о районном бюджете на 2022 год и плановый период;
3) учтены дополнительные расходы на фонд оплаты труда и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды:
- на сохранение уровня заработной платы работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации, исходя из среднемесячного дохода от трудовой деятельности в размере 52700 рублей;
- на повышение минимальной заработной платы в связи с повышением МРОТ с 01 июня 2022 года до 15279 рублей;
- в части фонда оплаты труда работников, не попадающих под действие указов Президента Российской Федерации 2012 года и не получающих минимальную заработную плату, с учетом досчета на 9 месяцев повышения фонда оплаты труда с 1 октября 2022 года на 4%.
4) расходы на социальное обеспечение населения рассчитаны нормативным методом
5) расходы на содержание органов местного самоуправления рассчитаны в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами и с учетом нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, утвержденных Правительством Хабаровского края;
6) расходы на обслуживание муниципального долга рассчитаны в соответствии с действующими договорами, соглашениями.;
7) объемы межбюджетных трансфертов из краевого бюджета определены в соответствии с проектом закона о краевом бюджете;
8) расходы на дорожную деятельность установлены в пределах средств дорожного фонда района;
9) учтены установленные предельные уровни софинансирования.
Вышеуказанные основные подходы позволили сформировать проект районного бюджета на 2023 - 2025 годы, с учетом обеспечения в полном объеме первоочередных расходов: на оплату труда, социальные выплаты, софинансирование из краевого бюджета, а также на реализацию Указа N 204 и Указа N 474.
Основные характеристики районного бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов соответственно составят:
1) общий объем доходов районного бюджета в 2023 году - 1702,4 млн. рублей, в 2024 году - 1689,4 млн. рублей, в 2025 году - 1695,7 млн. рублей.
Налоговые и неналоговые доходы районного бюджета в 2023 году прогнозируются в объеме 742,2 млн. рублей, на 2024 год доходы планируются в объеме 799,5 млн. рублей. На 2025 год - в объеме 870,5 млн. рублей.
2) общий объем расходов районного бюджета в 2023 году - 1711,6 млн. рублей, в 2024 году - 1702,7 млн. рублей, в 2025 году - 1709,6 млн. рублей;
3) дефицит районного бюджета в 2023 году - 9,2 млн. рублей (уровень дефицита, рассчитанный в соответствии с требованиями статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации - 5,0%), в 2024 году - 13,3 млн. рублей, 2025 году - 13,9 млн. рублей.
Источниками финансирования дефицита районного бюджета будут являться изменения остатков средств на счетах бюджета и прочие источники финансирования.
Объём муниципального долга составит:
- на 01.01.2024 - 339,1 млн. рублей;
- на 01.01.2025 - 323,8 млн. рублей;
- на 01.01.2026 - 308,5 млн. рублей.
В 2021 году необходимо принять меры, направленные на бюджетную консолидацию и позволяющие обеспечить отсутствие по состоянию на 01 число каждого месяца просроченной кредиторской задолженности района и бюджетных и автономных учреждений, в части расходов на оплату труда, уплату взносов по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам.
Реализация долговой политики до конца года будет осуществляться с учетом принятых нормативных правовых актов на федеральном уровне в рамках Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и поручений Президента Российской Федерации.
3. Цели и задачи бюджетной и налоговой политики района на 2023 - 2025 годы
3.1. Основные направления бюджетной политики на 2023 - 2025 годы.
Основной целью бюджетной политики является создание условий для повышения качества жизни жителей района, комфортных условий для осуществления предпринимательской деятельности и привлечения инвестиций, обеспечение эффективного муниципального управления.
Необходимо обеспечить достижение приоритетов, обозначенных в указах и поручениях Президента Российской Федерации, в документах стратегического планирования, а также безусловное выполнение всех принятых обязательств перед жителями района.
Достижение поставленных целей будет обеспечено решением следующих основных задач:
3.1.1. Обеспечение устойчивости бюджетной системы района.
Безусловным приоритетом работы в 2023 - 2025 годах будет достижение национальных целей развития, установленных в Указе N 204, т.е. реализация на территории района национальных, федеральных и взаимоувязанных с ними региональных проектов. Все проекты должны быть финансово обеспечены, что возможно только при устойчивом исполнении районного бюджета, определяющего состояние всей бюджетной системы края.
Для этого требуется обеспечить формирование реалистичного бюджета по доходам и расходам, ежегодный рост доходного потенциала района, эффективное управление бюджетными расходами (включая отбор приоритетов в расходах и их строгое соблюдение), введение жёстких ограничений на размеры дефицита, стабилизацию и последующее снижение долговой нагрузки, контроль за соблюдением взятых на себя обязательств по заключенным соглашениям с краевыми органами власти.
Также необходимо продолжать работу с краевыми органами власти по следующим направлениям:
- доведение уровня бюджетной обеспеченности района до среднего уровня по краю;
- увеличение уровня софинансирования расходных обязательств района из краевого бюджета;
- внесение изменений в бюджетное и налоговое законодательство в части увеличения поступлений доходов в районный бюджет;
3.1.1.1. Формирование реалистичного районного бюджета.
Формирование реалистичного районного бюджета будет основано на объективном прогнозе социально-экономического развития района, программных и проектных методах управления бюджетными расходами.
Объективный прогноз социально-экономического развития позволит формировать долгосрочный бюджетный прогноз в целях определения долгосрочных ориентиров государственной экономической политики и разработки мер профилактики бюджетных рисков.
Будет продолжена работа по совершенствованию системы муниципальных программ и внедрению принципов проектного управления за счет:
- ориентации муниципальных программ на национальные цели развития, способствующие повышению доступности и улучшению качества образования, созданию современной комфортной инфраструктуры, усилению конкурентоспособности экономики и, как результат - повышению качества жизни граждан;
- соблюдения приоритизации целевых межбюджетных трансфертов с учетом задач Указа N 204;
- консолидации расходов, направленных на реализацию государственной политики в конкретных сферах, в соответствующих муниципальных программах;
- обеспечения контроля за реализацией проектов в рамках единой системы планирования и мониторинга реализации национальных, федеральных и региональных проектов.
Планируется реализация 24 муниципальных программ и сохранение программных расходов районного бюджета на уровне не менее 80%. Проектный подход при реализации муниципальных программ позволит повысить концентрацию административных и финансовых ресурсов на достижении конкретных результатов.
3.1.1.2. Рост доходного потенциала.
Стабилизация и рост доходного потенциала будет достигаться одновременно по двум направлениям: стабилизация и рост собственных доходов и получение дополнительных средств из краевого бюджета.
Стабилизация и рост собственных (налоговых и неналоговых) доходов планируется за счет реализации направлений налоговой политики, а также мер по обеспечению эффективного управления муниципальным имуществом.
- эффективное использование муниципального имущества путем проведения проверки использования по назначению муниципального имущества, в том числе на предмет выявления излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, с последующим включением в Прогнозный план приватизации объектов муниципальной собственности. Оптимизация состава муниципального имущества в целях сокращения расходов на его содержания, увеличение доходов от его использования. В данном направлении определены основные задачи:
1) корректировка перечней имущества, закрепленного за подведомственными учреждениями и предприятиями, исходя из принципа необходимости и достаточности его в целях выполнения задач по направлениям деятельности;
2) анализ использования по назначению отдельных видов муниципального имущества с выработкой предложений по его перераспределению между учреждениями в целях максимально эффективного использования и снижения затрат районного бюджета на оплату аренды от использования имущества не находящегося в муниципальной собственности;
3) повышение доходов бюджета района в рамках осуществления максимально эффективной приватизации муниципального имущества, использование которого не соответствует полномочиям района и не используется муниципальными организациями для решения возложенных на них задач;
4) принятие мер, направленных на обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности подведомственных предприятий и хозяйственных обществ с долей участия района, обеспечение разработки и утверждения бизнес-планов на среднесрочный период;
5) эффективное использование механизма докапитализации хозяйственных обществ с долей участия района с целью повышения их инвестиционной привлекательности;
6) дальнейшее проведение осмотров и инвентаризации земель различных категорий в целях выявления неиспользуемых земельных участков и их вовлечения в хозяйственный оборот;
7) проведение работ по прекращению договорных отношений с арендаторами земельных участков, не использующих земельные участки по целевому назначению, либо использующих с нарушением норм действующего законодательства, в целях последующего более эффективного вовлечения в хозяйственный оборот;
8) увеличение количества земельных участков, предоставляемых посредством проведения аукционов;
9) стимулирование органов местного самоуправления на проведение комплексных кадастровых работ в отношении земельных участков, расположенных на территориях СНТ, что позволит упорядочить границы данных земельных участков и создать дополнительные объекты налогообложения;
10) учет в ЕГРН границ населенных пунктов и территориальных зон, утвержденных в правилах землепользования и застройки, в целях совершенствования и актуализации градостроительной документации;
11) проведение мероприятий по ГКО земель и объектов капитального строительства в целях формирования экономически обоснованной кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Решение указанных задач будет служить качественному исполнению полномочий, повышению уровня инвестиционной привлекательности района и увеличению доходной части бюджета в ближайшей перспективе.
Также органами местного самоуправления района будет проводиться работа с краевыми органами власти, направленная на увеличение объема предоставляемых району межбюджетных трансфертов из краевого бюджета.
3.1.1.3. Эффективное управление бюджетными расходами.
Учитывая, что достижение целей национальных и федеральных проектов требует значительного объема бюджетных средств, при формировании расходов районного бюджета на 2022 - 2024 годы Администрацией района организована работа по нахождению финансовых резервов, в т.ч.:
- пересмотрены расходные обязательства (мероприятия), как в программных, так и непрограммных расходах, с целью направления существующих ресурсов на цели национальных проектов, переноса осуществления отдельных мероприятий на более поздний срок либо их исключения, с учетом приоритетности;
- учтен норматив формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, утвержденный Правительством Хабаровского края
- установлен контроль темпов роста расходов на оплату труда работников, определенных указами Президента Российской Федерации 2012 года, а также доли расходов на оплату труда административно-управленческого и вспомогательного персонала муниципальных учреждений в фонде начисленной заработной платы, в целях непревышения оптимальных значений;
- установлен контроль за недопущением исполнения расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления;
В целях снижения нагрузки на районный бюджет и повышения эффективности расходов в социально-культурной сфере планируется продолжить работу по вопросам:
- о ликвидации и реорганизации неэффективных муниципальных учреждений;
- о передаче неиспользуемых объектов муниципальной собственности в собственность иных органов власти;
- о включении неиспользуемых объектов недвижимости в Прогнозный план приватизации;
- о сдаче в аренду муниципальными учреждениями площадей, не вовлеченных в осуществление уставной деятельности;
- о расширении перечня оказываемых платных услуг.
Экономический эффект от оптимизации бюджетных расходов, полученный в отраслях социально-культурной сферы, будет направляться на финансовое обеспечение приоритетных текущих расходов в указанных отраслях.
Работу по повышению эффективности бюджетных расходов планируется продолжить, уделяя особое внимание следующим направлениям:
- увеличение бюджетных ассигнований на реализацию Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г. и от 21 апреля 2021 г.;
- сохранение высокой доли социально-ориентированных расходов;
- привлечение на рынок бюджетных (общественно полезных) услуг социально-ориентированных некоммерческих организаций.
- привлечение частных инвестиций для реализации инвестиционных проектов.
При планировании и исполнении (финансировании) бюджетных расходов считать первоочередными и приоритетными:
- своевременную выплату заработной платы работникам бюджетной сферы и начислений на оплату труда;
- социальные выплаты;
- мероприятия, направленные на реализацию национальных и региональных проектов.
План работы по росту доходного потенциала, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Советско-Гаванского муниципального района утвержден постановлением от 28.12.2018 N 967. План мероприятий по росту доходного потенциала, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики продлевается до 2025 года.
3.1.1.4. Эффективное управление муниципальным долгом.
Основные направления долговой политики в области управления муниципальным долгом:
- обеспечение жесткого контроля за своевременным исполнением долговых обязательств района,
- поддержание объема и структуры муниципального долга в пределах ограничений, установленных бюджетным законодательством,
- недопущение принятия новых долговых обязательств.
3.1.1.5. Соблюдение обязательств по заключенным соглашениям с краевыми органами власти.
Не освоение либо несвоевременное (неполное) освоение средств краевого бюджета, как и не достижение установленных в соглашениях с краевыми органами власти целевых показателей, ведет к отвлечению средств районного бюджета для устранения допущенных нарушений в связи с применением бюджетных мер принуждения.
В целях устойчивого исполнения бюджета, будет обеспечен контроль соблюдения органами местного самоуправления принятых обязательств, в том числе:
- реализации мероприятий социально-экономического развития и оздоровления муниципальных финансов, реструктуризации бюджетных кредитов;
- выполнения условий и достижения результатов предоставления межбюджетных трансфертов из краевого бюджета в соответствии с соглашениями, заключаемыми при предоставлении целевой финансовой помощи из краевого бюджета.
В связи с тем, что проект районного бюджета на 2023 - 2025 годы сформирован с дефицитом, комплекс мер по обеспечению устойчивости бюджетной системы района нацелен на то, чтобы при дальнейшем составлении, исполнении и уточнении районного бюджета обеспечить его сбалансированность без привлечения кредитных заимствований для финансирования расходных обязательств.
3.1.2. Развитие системы межбюджетных отношений.
Работа по развитию системы межбюджетных отношений планируется по следующим направлениям:
3.1.2.1. Повышение эффективности финансовых взаимоотношений с местными бюджетами.
На 2023 год сохранен основной приоритет бюджетной политики Администрации района - недопущение не предоставления финансовой помощи бюджетам поселений.
Общий объем финансовой помощи на 2023 год, составит 14,6 млн. рублей. В новом бюджетном цикле продолжиться работа по применению механизма предоставления межбюджетных трансфертов под фактическую потребность поселений района.
В рамках бюджетной кампании на 2023 - 2025 год будет проведена работа по подготовке необходимой правовой базы, внесении изменений в действующие нормативные правовые акты.
3.1.2.2. Содействие снижению долговой нагрузки поселений района.
Администрацией ведется регулярный мониторинг сбалансированности местных бюджетов, а также проводится работа по сокращению нагрузки на бюджеты поселений, связанной с исполнением долговых обязательств.
С целью не увеличения долговых обязательств поселений из районного бюджета предоставляется дополнительная финансовая помощь.
В 2022 году планируется проведение реструктуризации кредитов местным бюджетам с переносом срока погашения задолженности на 2023.
Проведение реструктуризации позволит органам местного самоуправления перераспределить высвободившиеся средства на первоочередные и социально значимые расходы.
3.1.3. Управление налоговыми расходами на муниципальном уровне.
Работа в данном направлении ведется с 2019 года. Управление налоговыми расходами в районе включает следующие этапы управления:
- распределение налоговых льгот, пониженных ставок по налогам, освобождений и иных налоговых преференций, установленных муниципальными нормативными правовыми актами - по муниципальным программам района или целям социально-экономической политики района, не относящимся к муниципальным программам района;
- формирование перечней налоговых расходов муниципальных образований района на очередной финансовый год и на плановый период;
- ежегодное проведение оценки объемов налоговых расходов муниципальных образований района и оценки их эффективности с последующим учетом полученных результатов при проведении оценки эффективности реализации соответствующих муниципальных программ района;
- принятие решений о сохранении (об отмене, уточнении) налоговых льгот по итогам оценки эффективности налоговых расходов.
3.1.4. Повышение операционной эффективности использования бюджетных средств.
3.1.4.1. В сфере совершенствования управления расходами бюджета на осуществление закупок товаров, работ, услуг для нужд района.
Планируется продолжение осуществления на постоянной основе следующих мероприятий:
1) централизация закупок в едином органе, уполномоченном на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для всех органов исполнительной власти, подведомственных им казенных и бюджетных учреждений - Отдел муниципального заказа Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (далее - Отдел);
2) проведение Отделом, анализа обоснованности установления НЦМК, установленной заказчиками при осуществлении закупок, осуществляемых через Отдел;
3) осуществление закупок малого объема через специализированный интерфейс формата "Электронный магазин" с увеличением с 1 апреля 2021 г. стоимости одной закупки товара до трех млн. рублей;
4) внедрение среди заказчиков механизмов электронного актирования в единой информационной системы в сфере закупок при исполнении заключаемых контрактов с учетом планируемых изменений законодательства о контрактной системе.
3.1.4.2. В сфере повышения эффективности внутреннего муниципального финансового контроля.
В 2023 - 2025 годах органом внутреннего муниципального финансового контроля будет продолжена работа по:
- осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля, в том числе контроля в сфере закупок, в соответствии с принципами риск-ориентированного планирования контрольной деятельности;
- совершенствованию нормативного правового регулирования внутреннего муниципального финансового контроля в Советско-Гаванском муниципальном районе;
- обеспечению непрерывного процесса систематизации, анализа, обработки и мониторинга результатов контрольных мероприятий, проводимых в рамках внутреннего муниципального финансового контроля, а также мониторинга своевременного устранения нарушений, выявленных в ходе проведенных контрольных мероприятий, и принятие объектами контроля мер, направленных на их недопущение.
Реализация вышеуказанных мер позволит повысить эффективность внутреннего муниципального финансового контроля, обеспечить надлежащий контроль за использованием бюджетных средств.
3.1.4.3. В сфере повышения открытости и доступности бюджетных данных.
В целях обеспечения прозрачности и открытости муниципальных финансов, повышения доступности и понятности информации о бюджете будет продолжена работа по проведению публичных слушаний по проектам районного бюджета и по отчетам их исполнения; публикации электронных брошюр "Бюджет для граждан" и "Отчет для граждан".
В целях повышения уровня информирования граждан о бюджетном процессе в районе, будет продолжена работа по совершенствованию информационного наполнения сайта Администрации муниципального района, в том числе путем оптимизации структуры и рубрик сайта.
Также будет продолжена работа по наполняемости сайта по финансовой грамотности, где будет аккумулироваться и размещаться вся информация обо всех проводимых в районе мероприятиях по повышению финансовой грамотности и в том числе по бюджетной грамотности для граждан.
3.1.4.4. В сфере развития в крае системы "Электронный бюджет".
Администрацией района будет продолжена работа по представлению информации о районном бюджете и бюджетном процессе на Единый портал бюджетной системы Российской Федерации и поддержанию ее в актуальной редакции, в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. N 243н.
Финансовым управлением будет продолжена работа по рассмотрению и размещению информации о бюджетах поселений, направляемой поселениями для размещения на едином портале бюджетной системы Российской Федерации.
3.1.5. Совершенствование нормативного правового регулирования в связи с изменением федерального бюджетного законодательства.
3.2. Основные направления налоговой политики на 2023 - 2025 годы.
В сфере налоговой политики действия органов местного самоуправления района в значительной степени зависят от политики на краевом и федеральном уровнях. Основными целями федеральной налоговой политики являются сохранение бюджетной устойчивости, получение необходимого объема бюджетных доходов в первую очередь за счет улучшения качества налогового администрирования, сокращения теневой экономики, поддержки предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей конкурентоспособность страны.
Основной целью налоговой политики края и района в 2022 - 2024 годах является дальнейшее совершенствование налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе, определенность условий ведения экономической деятельности, а также реализация стимулирующего потенциала налоговых льгот и ставок налогов.
Будет продолжена реализация основных целей и задач, предусмотренных в предыдущие годы, по следующим направлениям:
- расширение налоговой базы бюджета за счет налогового стимулирования роста инвестиций и обеспечения инвестиционной привлекательности района;
- сокращение недоимки по налоговым платежам, содействие совершенствованию налогового администрирования на основе взаимодействия органов местного самоуправления и налоговых органов, службы судебных приставов, других надзорных и правоохранительных органов;
- совершенствование муниципальных нормативных актов по местным налогам, приведение его в соответствие с нормами федерального законодательства, оптимизация перечня налоговых льгот.
Реализация направлений налоговой политики будет обеспечена за счет следующих мероприятий:
3.2.1. По направлению "Расширение налоговой базы бюджета за счет налогового стимулирования роста инвестиций и обеспечения инвестиционной привлекательности района":
- анализ практики применения и эффективности налоговых льгот в отношении резидентов СПВ и участников инвестиционных проектах, и выработка предложений по их совершенствованию;
- проведение мониторинга финансовых и экономических показателей по кругу организаций с целью определения причин колебаний их налоговой базы;
- мониторинг налоговых поступлений в консолидированный бюджет края по району от деятельности крупных налогоплательщиков, резидентов СПВ и участников инвестиционных проектов, признанных приоритетными на территории района.
3.2.2. По направлению "Сокращение недоимки по налоговым платежам, содействие совершенствованию налогового администрирования на основе взаимодействия органов местного самоуправления района и налоговых органов, службы судебных приставов, других надзорных и правоохранительных органов";
- проведение комплекса мер по собираемости начисленных и неуплаченных налогов в бюджет края и бюджет района;
- осуществление работы комиссий по сокращению недоимки в бюджет края и бюджет района, созданных администрациях муниципальных образований района;
- проведение работы, в соответствии с Планом мероприятий по росту доходного потенциала района, оптимизации расходов района и совершенствованию долговой политики края на период до 2024 года, утвержденным постановлением Администрации муниципального района от 03 ноября 2020 года N 757 "О программе оздоровления муниципальных финансов Советско-Гаванского муниципального района на период до 2024 года" и Планом взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления по мобилизации доходов в бюджет Хабаровского края по Советско-Гаванскому району, в консолидированный бюджет муниципального района в 2020 - 2024 годах, утвержденного Главой муниципального района 25 мая 2020 г.;
- ежегодное установление главным администраторам доходов бюджета района и структурным подразделениям Администрации муниципального района показателей по мобилизации налоговых и неналоговых доходов.
3.2.3. По направлению "Совершенствование муниципальных нормативных правовых актов по местным налогам, приведение их в соответствие с нормами федерального законодательства, оптимизация перечня налоговых льгот":
- подготовка предложений о внесении изменений в нормативные правовые акты района на основе мониторинга федерального налогового законодательства;
- подготовка предложений по изменению муниципальных нормативных правовых актов по местным налогам на основании практики его применения, а также на основе результатов оценки эффективности налоговых расходов района.
4. Налоговые преференции по местным налогам
Одним из инструментов налоговой политики является установление налоговых льгот для организаций и физических лиц. Налоговые преференции установлены нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц:
- Решение Совета депутатов городского поселения "Город Советская Гавань" от 27.10.2005 N 55 (в ред. решений: от 27.10.2017 N 60; от 31.05.2018 N 32; от 03.08.2018 N 51; от 29.11.2019 N 48);
- Решение Совета депутатов городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" от 23.11.2017 N 19 (в ред. решений: от 30.11.2017 N 21; от 03.08.2018 N 41; от 08.11.2019 N 96; от 03.12.2019 N 111; от 09.10.2020 N 149, от 25.03.2021 N 170; от 21.12.2021 N 215);
- Решение Совета депутатов городского поселения "Рабочий поселок Лососина" от 27.10.2017 N 38 (в ред. решений: от 22.08.2018 N 34; от 22.11.2019 N 60);
- Решение Совета депутатов городского поселения "Рабочий поселок Майский" от 25.10.2017 N 28 (в ред. решений: от 23.08.2018 N 16; от 29.11.2019 N 18,19);
- Решение Совета депутатов Гаткинского сельского поселения от 13.10.2017 N 15 (в ред. решений: от 09.08.2018 N 15; от 21.11.2019 N 18);
- Решение Собрания депутатов Советско-Гаванского муниципального района от 08.09.2016 N 335 (в ред. решений: от 09.08.2018 N 542; от 14.11.2019 N 122; от 29.11.2019 N 130; от 11.03.2021 N 258).
В районе проводится систематический мониторинг применяемых налоговых льгот и оценка результативности их действия, позволяющая принимать решения об их продлении или отмене.
Сумма налоговых льгот по местным налогам в 2021 году по земельному налогу составила 677,4 тыс. руб. или 9,4% от общей суммы поступлений земельного налога в бюджет района. К уровню прошлого года сумма льгот по земельному налогу выросла на 52,2% или на 295,6 тыс. руб., по налогу на имущество физических лиц сумма льгот составила 8 тыс. руб.
Таблица 1. Налоговые льготы по местным налогам.
(тыс. руб.)
Наименование поселения |
2019 г. факт |
2020 г. факт |
2021 г. факт |
2022 г. прогноз |
2023 г. прогноз |
2024 г. прогноз |
2025 г. прогноз |
Земельный налог |
|
||||||
Советско-Гаванский муниципальный район (межселенка) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Г. п. "Город Советская Гавань" |
141,2 |
105,2 |
114,2 |
72,7 |
72,7 |
72,7 |
72,7 |
Г. п. "Рабочий поселок Лососина" |
236,8 |
228,8 |
229,8 |
248,1 |
248.1 |
248,1 |
248,1 |
Г. п. "Рабочий поселок Заветы Ильича" |
33,9 |
152,3 |
302,2 |
139,9 |
139,9 |
139,9 |
139,9 |
Г. п. "Рабочий поселок Майский" |
115,8 |
79,7 |
70,9 |
39,7 |
39,7 |
39,7 |
39,7 |
Гаткинское сельское поселение |
6,5 |
1,4 |
2,4 |
2 |
2 |
2 |
2 |
ИТОГО |
534,2 |
567,4 |
719,5 |
502,4 |
502,4 |
502,4 |
502,4 |
Налог на имущество физических лиц |
|
||||||
Советско-Гаванский муниципальный район (межселенка) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Г. п. "Город Советская Гавань" |
6 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Г. п. "Рабочий поселок Лососина" |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Г. п. "Рабочий поселок Заветы Ильича" |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Г. п. "Рабочий поселок Майский" |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Гаткинское сельское поселение |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
ИТОГО |
6 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
ВСЕГО |
540,2 |
572,4 |
724,5 |
507,4 |
507,4 |
507,4 |
507,4 |
В 2021 году объем налоговых льгот приходится на социальные и технические расходы.
Налоговые льготы в 2021 году предоставлены следующим категориям налогоплательщиков:
- органы местного самоуправления (технические расходы) - 551 тыс. руб. или 76,6% от общей суммы льгот;
- автономным некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти Хабаровского края, осуществляющей деятельность в сфере искусства, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения по земельному налогу с юридических лиц в размере 50% на период с 01.01.2021 по 31.12.2021 (данной льготой воспользовался МФ КГАУ КЦМИ молодежный центр "Западный") (социальные расходы) - 126,4 тыс. руб. или 17,6%.
- физические лица (социальные расходы) - 42,1 тыс. руб. или 5,8%, в том числе:
- неработающие граждане (женщины - 50 лет, мужчины - 55 лет) - 30,1 тыс. руб.,
- граждане, воспитывающие 3-х и более несовершеннолетних детей, имеющие доход ниже прожиточного минимума на душу населения - 3,5 тыс. руб.,
- инвалиды, родители, воспитывающие детей инвалидов - 8,5 тыс. руб.
Начиная с 2020 года муниципальными образованиями района самостоятельно проводится оценка эффективности налоговых расходов (далее - Оценка) в соответствии с Порядками по оценке налоговых расходов, утвержденными:
- постановлением Администрации городского поселения "Город Советская Гавань" от 30.11.2020 N 853 "Об утверждении Порядка оценки эффективности налоговых расходов городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края";
- постановлением Администрации городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" от 30.09.2020 N 192 "Об утверждении Порядка оценки эффективности налоговых расходов городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края";
- постановлением Администрации городского поселения "Рабочий поселок Лососина" от 30.11.2020 N 131 "Об утверждении Порядка оценки эффективности налоговых расходов городского поселения "Рабочий поселок Лососина" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края";
- постановлением Администрации городского поселения "Рабочий поселок Майский" от 29.10.2020 N 71-1 "О порядке формирования перечня налоговых расходов, правилах формирования информации о нормативах, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов, порядке оценки эффективности налоговых расходов и обобщения результатов оценки эффективности налоговых расходов городского поселения "Рабочий поселок Майский" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края";
- постановлением Администрации Гаткинского сельского поселения от 26.11.2020 N 57 "Об утверждении Порядка оценки эффективности налоговых расходов и обобщения результатов оценки эффективности налоговых расходов Гаткинского сельского поселения Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края";
- постановлением Администрации Советско-Гаванского муниципального района от 25.11.2020 N 806 "Об утверждении Порядка оценки эффективности налоговых расходов Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края" (в ред. постановления от 28.12.2020 N 950).
Согласно проведенной Оценке за 2020 год предоставление налоговых льгот органам местного самоуправления целесообразно и востребовано, так как данная льгота предоставляется с целью снижения налоговой нагрузки бюджета, оптимизации финансовых потоков бюджета.
Льготы по земельному налогу с физических лиц и налогу на имущество физических лиц установлены для социально незащищенных слоев населения и имеют социальный эффект - финансовая поддержка данных категорий граждан, повышение уровня социальной поддержки населения.
На 2022 год объем налоговых льгот, установленных по местным налогам, оценивается в сумме 507,4 тыс. руб.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2018 N 181-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "О свободном порте Владивосток" режим свободного порта Владивосток распространен на территорию Советско-Гаванского муниципального района, включая территорию и акваторию морского порта Советская Гавань.
В целях создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности и привлечения резидентов свободного порта Владивосток для резидентов свободного порта Владивосток с 2019 года установлена льгота по земельному налогу всеми муниципальными образованиями района в виде полного освобождения от уплаты налога в первые пять лет со дня получения налогоплательщиком статуса резидента свободного порта Владивосток в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления деятельности в рамках исполнения соглашений об осуществлении деятельности на территории свободного порта Владивосток. В последующие пять лет льгота установлена в размере 50% от налоговой ставки, установленной действующим положением о местных налогах, т.е. налоговая ставка составит - 0,75%. Экономический эффект от предоставления льготы не оценен в связи с отсутствием у резидентов объектов налогообложения.
Прогноз объема налоговых льгот в 2023 - 2025 годах произведен в условиях действующего налогового законодательства с учетом количества налогоплательщиков, воспользовавшихся налоговыми преференциями и оценивается в объеме 507,4 тыс. рублей.
Сформированный на основании изложенных выше основных направлений бюджетной и налоговой политики района проект районного бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов должен стать эффективным инструментом экономической политики, направленной на обеспечение стабильного и устойчивого социально-экономического развития района.
*(1) Увеличение обшей стоимости заключенных контрактов в первом полугодии 2022 года по сравнению с аналогичным показателем за первое полугодие 2021 года связано:
- с реализацией проектов создания комфортной городской среды в рамках муниципальной программы "Формирование современной городской среды в городе Советская Гавань на 2018 - 2024 годы";
- с реализацией адресной программы Хабаровского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 г., на 2019 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 28.03.2019 N 118-пр;
- с признанием ряда крупных закупок несостоявшимися в первом полугодии 2021 года.
*(2) Снижение экономии бюджетных средств произошло в связи с признанием ряда крупных закупок несостоявшимися в 2021 году из-за низкого уровня конкуренции на рынке.
И.о. начальника Финансового |
С.И. Коваль |
----------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 10 ноября 2022 г. N 769 "Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики Советско-Гаванского муниципального района на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов"
Вступает в силу с 10 ноября 2022 г.
Опубликование:
официальный сайт администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края https://sovgavadm.khabkrai.ru 10 ноября 2022 г.