Во исполнение п. 33 распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N 3273-р "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста", руководствуясь методическими рекомендациями по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях, разработанными Министерством просвещения Российской Федерации и Общероссийским Профсоюзом образования (письмо от 21 декабря 2021 года N АЗ-1128/08), в рамках реализации мероприятий паспорта регионального проекта "Современная школа", а также в целях развития кадрового потенциала и непрерывного роста профессионального мастерства педагогических работников образовательных организаций общего, среднего профессионального и дополнительного образования приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников образовательных организаций в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - Положение, система наставничества, автономный округ).
2. Отделу реализации национальных проектов департамента образования автономного округа обеспечить:
2.1. координацию действий по разработке и внедрению системы наставничества.
Срок исполнения: постоянно;
2.2. мониторинг и контроль достижения значений показателей и результатов регионального проекта "Современная школа" в части создания условий для развития системы наставничества.
Срок исполнения: в период реализации регионального проекта "Современная школа";
2.3. информационное освещение реализации мероприятий системы наставничества.
Срок исполнения: постоянно.
3. Государственному автономному учреждению дополнительного профессионального образования автономного округа "Региональный институт развития образования" (далее - ГАУ ДПО ЯНАО "РИРО") обеспечить:
3.1. информационно-аналитическое, научно-методическое, учебно-методическое сопровождение реализации дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации) по направлению "Наставничество педагогических работников в образовательных организациях" и др.
Срок исполнения: согласно ежегодному плану курсовой подготовки;
3.2. проведение курсов повышения квалификации для специалистов стажировочных площадок по вопросам внедрения системы наставничества.
Срок исполнения: согласно ежегодному плану курсовой подготовки;
3.3. разработку информационно-коммуникационной платформы "Наставники Ямала" с использованием цифровых инструментов.
Срок исполнения: до 05 сентября 2022 года.
4. Центру непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, созданному на базе ГАУ ДПО ЯНАО "РИРО" (далее - ЦНППМ), обеспечить:
4.1. тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников (далее - ИОМ) посредством сопровождения деятельности наставников и наставляемых на платформе "Наставники Ямала".
Срок исполнения: постоянно;
4.2. формирование системы методического сопровождения ИОМ на основе выявленных профессиональных дефицитов, в том числе с применением сетевых форм реализации программ и/или тиражирования практик наставников.
Срок исполнения: постоянно;
4.3. координацию деятельности профессиональных сообществ педагогических работников (ассоциаций) на региональном и/или федеральном уровнях на основе функционирования информационно-коммуникационной платформы "Наставники Ямала".
Срок исполнения: постоянно;
4.4. выявление, систематизацию, отбор и распространение новых рациональных и эффективных практик наставничества.
Срок исполнения: постоянно;
4.5. взаимодействие с педагогическими работниками, претендующими на присвоение педагогического статуса "Педагог-наставник".
Срок исполнения: постоянно.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования:
5.1. назначить ответственное лицо по обеспечению функционирования системы наставничества на муниципальном уровне.
Срок исполнения: до 25 августа 2022 года;
5.2. руководствоваться Положением о системе наставничества, утверждённым настоящим приказом, и методическими рекомендациями по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях, разработанными Министерством просвещения Российской Федерации и Общероссийским Профсоюзом образования (письмо от 21 декабря 2021 года N АЗ-1128/08), при организации деятельности по развитию системы наставничества педагогических кадров, являющейся эффективным инструментом профессионального роста педагогических работников общего и дополнительного образования.
Срок исполнения: постоянно;
5.3. обеспечить координацию и мониторинг внедрения и реализации системы наставничества на уровне муниципальных образовательных организаций общего и дополнительного образования.
Срок исполнения: постоянно.
6. Государственным профессиональным образовательным организациям автономного округа:
6.1. назначить ответственное лицо по обеспечению функционирования системы наставничества на институциональном уровне.
Срок исполнения: до 25 августа 2022 года;
6.2. руководствоваться Положением о системе наставничества, утверждённым настоящим приказом, и методическими рекомендациями по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях, разработанными Министерством просвещения Российской Федерации и Общероссийским Профсоюзом образования (письмо от 21 декабря 2021 года N АЗ-1128/08), при организации деятельности по развитию системы наставничества педагогических кадров, являющейся эффективным инструментом профессионального роста педагогических работников среднего профессионального образования.
Срок исполнения: постоянно;
6.3. обеспечить внедрение и реализацию системы наставничества на институциональном уровне.
Срок исполнения: постоянно.
7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора департамента образования автономного округа.
И.о. директора департамента |
С.А. Бойченко |
Утверждено
приказом департамента образования
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 8 августа 2022 г. N 678
Положение
о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников образовательных организаций в Ямало-Ненецком автономном округе
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников образовательных организаций в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - Положение, система наставничества, автономный округ) описывает и определяет механизмы реализации системы (целевой модели) наставничества в Ямало-Ненецком автономном округе в рамках реализации мероприятий паспорта регионального проекта "Современная школа", а также в целях развития кадрового потенциала и непрерывного роста профессионального мастерства педагогических работников образовательных организаций общего, среднего профессионального и дополнительного образования.
1.2. Нормативная правовая основа внедрения системы наставничества: федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
указ Президента Российской Федерации от 27 июня 2022 года N 401 "О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника";
постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N 3273-р "Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста";
распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 года N Р-174 "Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров";
национальный проект Российской Федерации "Образование", федеральный проект "Современная школа";
паспорт регионального проекта "Современная школа", утверждённый протоколом Совета по управлению проектами при Губернаторе Ямало-Ненецкого автономного округа;
государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие образования", утвержденная постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1132-П;
положение о присвоении педагогического статуса "Учитель-исследователь", "Учитель-методист", "Учитель-наставник" в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденное постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 сентября 2015 года N 878-П;
приказ департамента образования автономного округа от 01 марта 2021 года N 128 "О создании центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в Ямало-Ненецком автономном округе";
приказ департамента образования автономного округа от 22 июля 2022 года N 638 "Об утверждении Положения о формировании и обеспечении
функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Ямало-Ненецкого автономного округа";
методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях, разработанные Министерством просвещения Российской Федерации и Общероссийским Профсоюзом образования (письмо от 21 декабря 2021 года N АЗ-1128/08);
иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Правительства автономного округа, департамента образования автономного округа, настоящее Положение.
1.3. Цель системы наставничества - создание системы правовых, организационно-педагогических, учебно-методических, управленческих, финансовых условий и механизмов развития наставничества в образовательных организациях для обеспечения непрерывного профессионального роста и профессионального самоопределения педагогических работников, самореализации и закрепления в профессии, включая молодых/начинающих педагогов.
1.4. Задачи системы наставничества:
а) содействовать повышению правового и социально-профессионального статуса наставников, соблюдению гарантий профессиональных прав и свобод наставляемых;
б) обеспечивать соответствующую помощь в формировании межинституциональной цифровой информационно-коммуникативной среды наставничества, взаимодействия административно-управленческих (вертикальных) методов и самоорганизующихся недирективных (горизонтальных) инициатив;
в) оказывать методическую помощь в реализации различных форм и видов наставничества педагогических работников в образовательных организациях;
г) способствовать формированию единого научно-методического сопровождения педагогических работников, развитию стратегических партнерских отношений в сфере наставничества на институциональном и внеинституциональном уровнях.
1.5. Система наставничества основывается на следующих принципах:
а) принцип добровольности, соблюдения прав и свобод, равенства педагогов предполагает приоритет и уважение интересов личности и личностного развития педагогов, добровольность их участия в наставнической деятельности, признание равного социального статуса педагогических работников, независимо от ролевой позиции в системе наставничества;
б) принцип индивидуализации и персонализации направлен на признание способности личности к саморазвитию в качестве естественной, изначально присущей человеку потребности и возможности; на сохранение индивидуальных приоритетов в формировании наставляемым собственной траектории развития;
в) принцип вариативности предполагает возможность образовательных организаций выбирать наиболее подходящие для конкретных условий формы и виды наставничества;
г) принцип системности и стратегической целостности предполагает разработку и реализацию системы наставничества с максимальным охватом всех необходимых структур системы образования на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях.
2. В настоящем Положении используются следующие понятия
ГАУ ДПО ЯНАО "РИРО" - государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа "Региональный институт развития образования";
ДПП - дополнительная профессиональная программа;
ИОМ - индивидуальный образовательный маршрут - комплекс мероприятий, включающий описание содержания, форм организации, технологий, темпа и общего времени освоения работником необходимых знаний, умений, практических навыков и опыта, основанный на персонифицированном подходе к организации дополнительного профессионального образования, в том числе учитывающем актуальные дефициты профессиональных компетенций работника, его личные ресурсы, педагогический контекст образовательной организации, в которой он работает, а также возможности и ресурсы системы ДПП (федерального, регионального уровня). В рамках целевой модели наставничества ИОМ может быть реализован как последовательное неоднократное применение наставляемым практик наставника при условии прогресса в овладении/внедрении практики в ежедневную педагогическую практику;
методическая поддержка педагогических работников - вид взаимодействия методической службы и педагогов, ориентированный на совместное выявление, осознание социально-педагогических проблем и оказание помощи в преодолении затруднений педагогов с опорой на сильные стороны их индивидуальных способностей и возможностей;
наставник - участник персонализированной программы наставничества, имеющий измеримые позитивные результаты профессиональной деятельности, готовый и способный организовать индивидуальную траекторию профессионального развития наставляемого на основе его профессиональных затруднений, также обладающий опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого;
наставляемый - педагог, участник персонализированной программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения. Наставляемый является активным субъектом собственного непрерывного личностного и профессионального роста, который формулирует образовательный заказ системе повышения квалификации и институту наставничества на основе осмысления собственных образовательных запросов, профессиональных затруднений и желаемого образа самого себя как профессионала (молодой педагог, только пришедший в профессию; опытный педагог, испытывающий потребность в освоении новой технологии или приобретении новых навыков; новый педагог в коллективе; педагог, имеющий непедагогическое профильное образование);
педагогический статус - особая роль педагога в региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. Педагогический статус ("учитель-исследователь", "учитель-методист", "учитель-наставник") присваивается педагогическим работникам, осуществляющим педагогическую деятельность по основным общеобразовательным программам в общеобразовательных организациях в автономном округе в порядке, определяемом соответствующим Положением;
платформа "Наставники Ямала" - раздел системы дистанционного обучения Moodle.Yanao, посредством которого обеспечивается взаимодействие наставников и наставляемых, включая реализацию ИОМ;
практика наставника - тиражируемая форма деятельности, представленная наставником для передачи наставляемым;
профессиональные дефициты - отсутствие или недостаточное развитие профессиональных компетенций педагогических работников, вызывающее типичные затруднения в реализации определенных направлений педагогической деятельности;
центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - ЦНППМ) - структурное подразделение ГАУ ДПО ЯНАО "РИРО", осуществляющее повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных дефицитов с учетом анализа запросов педагогических работников в овладении новыми компетенциями, необходимыми для профессиональной деятельности, обеспечивающее разработку и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников.
3. Компоненты системы наставничества
3.1. На региональном уровне
3.1.1. Департамент образования автономного округа разрабатывает и утверждает документы, регламентирующие функционирование системы наставничества в автономном округе.
3.1.2. ГАУ ДПО ЯНАО "РИРО":
3.1.2.1. обеспечивает информационно-аналитическое, научно-методическое, учебно-методическое сопровождение реализации дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации);
3.1.2.2. проводит курсы повышения квалификации для специалистов стажировочных площадок по вопросам внедрения системы наставничества;
3.1.2.3. разрабатывает и сопровождает функционирование платформы "Наставники Ямала" с использованием цифровых инструментов.
3.1.3. ЦНППМ:
3.1.3.1. осуществляет тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников посредством сопровождения деятельности наставников и наставляемых на платформе "Наставники Ямала";
3.1.3.2. координирует деятельность профессиональных сообществ педагогических работников (ассоциаций) на региональном и/или федеральном уровне на основе информационно-коммуникационных технологий;
3.1.3.3. формирует систему методического сопровождения ИОМ на основе выявленных профессиональных дефицитов, в том числе с применением сетевых форм реализации программ и/или тиражирования практик наставников;
3.1.3.4. организует перенос приобретенных (усовершенствованных) профессиональных компетенций в ежедневную педагогическую практику;
3.1.3.5. выявляет, систематизирует, отбирает и диссеминирует новые рациональные и эффективные практики наставничества;
3.1.3.6. организует работу с педагогами, претендующими на присвоение педагогического статуса "Педагог-наставник":
а) организует анкетирование наставляемых и предоставляет данные по анкетированию по запросу наставников (для педагогов, претендующих на присвоение педагогического статуса "Учитель-наставник");
б) размещает на платформе "Наставники Ямала" копии приказов о присвоении квалификационной категории (для педагогов, претендующих на присвоение педагогического статуса "Учитель-наставник");
в) утверждает программы развития наставляемых при условии успешной реализации ИОМ (для педагогов, претендующих на присвоение педагогического статуса "Учитель-наставник");
г) по запросу наставников осуществляет выгрузку журнала задания (для педагогов, претендующих на присвоение педагогического статуса "Учитель-наставник").
3.2. На уровне образовательной организации
3.2.1. Образовательная организация:
3.2.1.1. издаёт локальные акты о внедрении и реализации системы наставничества, принимает Положение о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации, дорожную карту по его реализации и другие документы;
3.2.1.2. организует контакты с различными структурами по проблемам наставничества во внешнем контуре (заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве, проведение координационных совещаний, участие в конференциях, форумах, вебинарах, семинарах по проблемам наставничества и т.п.);
3.2.1.3. осуществляет организационное, учебно-методическое, материально-техническое, инфраструктурное обеспечение системы (целевой модели) наставничества;
3.2.1.4. создаёт условия по координации и мониторингу реализации системы наставничества;
3.2.1.5. назначает из числа сотрудников лиц, ответственных за реализацию программ наставничества, например, куратора наставничества.
3.2.2. Лицо, ответственное за реализацию программ наставничества:
3.2.2.1. актуализирует локальные акты образовательной организации, в том числе Положение о наставничестве в образовательной организации;
3.2.2.2. обеспечивает реализацию Положения о наставничестве в образовательной организации.
3.2.3. Общее руководство и контроль за организацией и реализацией системы наставничества осуществляет руководитель образовательной организации.
4. Алгоритм разработки и реализации ИОМ наставляемого
4.1. Самоопределение (саморефлексия) педагога - описание идеального, желаемого образа самого себя как состоявшегося профессионала (образ будущего).
4.2. Диагностика (самодиагностика) профессиональных достижений и дефицитов педагога в педагогическом контексте конкретной образовательной организации (научно-теоретические, нормативные правовые, предметно-профессиональные, психолого-педагогические, методические, ИКТ-компетенции, цифровизация образования, внеурочная и воспитательная деятельность, здоровье сбережение обучающихся и др.).
4.3. Выбор наставляемым практики наставника, позволяющей ликвидировать существующий у наставляемого профессиональный дефицит, из тех, которые предложены наставниками внутри образовательной организации или вне образовательной организации посредством цифровой платформы.
4.4. Выполнение наставляемым задания по освоению практики наставника и/или внедрению ее в повседневную педагогическую практику наставляемого, представление результатов выполнения наставнику.
4.5. Обратная связь со стороны наставника, включающая в себя анализ затруднений, связанных с выполнением задания, и адресную методическую помощь по устранению данных затруднений.
4.6. Многократное выполнение задания наставляемым с учётом комментариев наставника (прохождение ИОМ).
4.7. Анализ эффективности ИОМ, которая может включать следующие элементы:
4.7.1. рефлексия процесса достижения и достигнутых результатов по каждому из дефицитов;
4.7.2. рефлексия степени приближения наставляемого к желаемому образу педагога-профессионала;
4.7.3. оценка наставником прогресса выполнения задания посредством платформы "Наставники Ямала".
4.8. Срок разработки и реализации ИОМ определяется наставником самостоятельно, но рекомендованный срок составляет полгода.
5. Финансово-экономические условия. Мотивирование и стимулирование
5.1. К нематериальным способам стимулирования относятся:
5.1.1. награждение наставников дипломами/благодарственными письмами;
5.1.2. предоставление преимущественных прав востребованным наставникам при проведении профессиональных конкурсов, предоставление преимущественных прав образовательным организациям со значительным количеством востребованных наставников и/или высокой активностью наставляемых при проведении конкурсов между образовательными организациями;
5.1.3. проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на региональном уровне с целью популяризации наставничества;
5.1.4. информационная поддержка сообществ (ассоциаций) наставников.
5.2. К материальным способам стимулирования относятся - ежегодное
награждение востребованных наставников денежной премией "Лучший наставник Ямала" по итогам рейтинга востребованности наставника и активности наставляемого, выстроенного на основе данных журнала событий платформы "Наставники Ямала".
6. Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения и действует бессрочно.
6.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в соответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации, Правительства автономного округа, департамента образования автономного округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 8 августа 2022 г. N 678 "Об утверждении Положения о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников образовательных организаций в Ямало-Ненецком автономном округе"
Вступает в силу с 8 августа 2022 г.
Текст приказа опубликован на Официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти ЯНАО (https://do.yanao.ru) 8 августа 2022 г.