Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации города
от 14 ноября 2022 г. N 997
Муниципальная программа
"Управление муниципальными финансами" на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов
Паспорт муниципальной программы
Наименование муниципальной программы |
муниципальная программа "Управление муниципальными финансами" на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
департамент финансов администрации города (далее - департамент финансов) |
Соисполнители муниципальной программы |
отсутствуют |
Структура муниципальной программы, перечень подпрограмм, отдельных мероприятий |
подпрограмма "Организация бюджетного процесса"; отдельное мероприятие "Управление муниципальным долгом города Красноярска" |
Цели муниципальной программы |
обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города, повышение самостоятельности бюджета города и эффективности управления муниципальными финансами |
Задачи муниципальной программы |
1) повышение качества и прозрачности управления муниципальными финансами, в том числе с учетом применения принципов программно-целевого планирования; 2) укрепление доходной части бюджета города; 3) обеспечение внутреннего муниципального финансового контроля; 4) эффективное управление муниципальным долгом города Красноярска |
Сроки реализации муниципальной программы |
2023 - 2025 годы |
Целевые индикаторы |
1) доля расходов бюджета города, формируемых в рамках муниципальных программ города Красноярска; 2) темп прироста доходной части бюджета города; 3) соблюдение установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации требований по срокам внесения проекта бюджета города и годового отчета об исполнении бюджета города в представительный орган, ограничений по показателям бюджета города; 4) соотношение объема проверенных средств бюджета города к общей сумме расходов бюджета города (без учета субвенций); 5) удельный вес муниципального долга в собственных доходах бюджета города |
Объемы и источники финансирования муниципальной программы |
общий объем финансирования муниципальной программы за счет средств бюджета города - 3 063 946,00 тыс. рублей, в том числе: 2023 год - 919 283,52 тыс. рублей; 2024 год - 1 038 397,25 тыс. рублей; 2025 год - 1 106 265,23 тыс. рублей. Общий объем финансирования подпрограммы "Организация бюджетного процесса" за счет средств бюджета города - 758 082,00 тыс. рублей, в том числе: 2023 год - 252 694,00 тыс. рублей; 2024 год - 252 694,00 тыс. рублей; 2025 год - 252 694,00 тыс. рублей. Общий объем финансирования отдельного мероприятия "Управление муниципальным долгом города Красноярска" за счет средств бюджета города - 2 305 864,00 тыс. рублей, в том числе: 2023 год - 666 589,52 тыс. рублей; 2024 год - 785 703,25 тыс. рублей; 2025 год - 853 571,23 тыс. рублей |
I. Общая характеристика текущего состояния сферы управления муниципальными финансами города Красноярска.
Основные цели, задачи и сроки реализации Программы
Устойчивая система муниципальных финансов является одним из важнейших факторов эффективного функционирования местного самоуправления и имеет ключевое значение для развития города в долгосрочной перспективе, улучшения качества и уровня жизни населения и достижения стратегических целей социально-экономического развития города Красноярска.
Развитие бюджетной системы города за последние два года осуществлялось в новых экономических реалиях. Однако, несмотря на конъюнктурные колебания в экономике, на которые повлияли распространение коронавирусной инфекции, а также внешние геополитические решения, Красноярску удалось сохранить финансовую стабильность и поддержать устойчивость и сбалансированность бюджетной системы. Во многом этому способствовали проводимая ответственная бюджетная, налоговая и долговая политика, своевременное исполнение расходных обязательств, реализация мероприятий по повышению эффективности расходов бюджета города.
С учетом невозможности в полной мере спрогнозировать последствия влияния внешних вызовов на социально-экономическое состояние города вопросы укрепления финансовой стабильности бюджета города являются приоритетом для финансовой политики города.
По-прежнему стратегическими направлениями деятельности в сфере управления муниципальными финансами остаются совершенствование бюджетного процесса, обеспечение его прозрачности и открытости, внедрение новых методов и технологий в процесс формирования и исполнения бюджета города Красноярска.
Основой для системного повышения эффективности бюджетных расходов и концентрации ресурсов на первостепенных задачах, стоящих перед городом, является программно-целевой подход к бюджетному планированию.
Организация бюджетного процесса с применением программно-целевого принципа позволяет объединить в одном документе цели и задачи муниципалитета с полным набором инструментов и мероприятий, которыми эти цели будут достигнуты. Таким образом, программное бюджетирование обеспечивает более четкую взаимосвязь распределения расходов с результатами реализации программ, а также способствует повышению качества контроля за использованием бюджетных ресурсов и уровня ответственности главных распорядителей бюджетных средств.
На данный момент в Красноярске действует 14 муниципальных программ, разработанных на основе стратегических целей социально-экономического развития города. В соответствии с распоряжением администрации города от 22.07.2022 N 208-р "Об утверждении перечня муниципальных программ города Красноярска на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов" действующий перечень муниципальных программ пересмотрен: одна из программ упразднена, планируется принятие и реализация новой муниципальной программы.
Настоящая Программа является одним из инструментов реализации стратегии социально-экономического развития города Красноярска до 2030 года, утвержденной решением Красноярского городского Совета депутатов от 18.06.2019 N 3-42 (далее - Стратегия СЭР), и нацелена на достижение стратегической цели по обеспечению публичного эффективного управления муниципальными финансами.
В основу формирования настоящей Программы заложены положения Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 N 117-р. В рамках указанной Концепции предусматриваются действия по обеспечению долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетов, совершенствованию межбюджетных отношений, развитию программно-целевого бюджетного планирования, повышению эффективности и качества оказания услуг в социальной сфере и другие меры.
В целях обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджета города, повышения самостоятельности бюджета города и эффективности финансового управления администрацией города Красноярска проводится работа по ряду направлений.
Реализация национальных проектов является базовым вектором для развития всех сфер жизнедеятельности. Поэтому в предстоящем трехлетнем периоде по-прежнему остается приоритетной задача активно участвовать в национальных проектах, сформированных в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Ориентир на общегосударственные национальные цели способствует стабильному развитию социально-экономической системы в долгосрочном периоде.
В рамках проводимой работы начиная с 2021 года администрацией города с отраслевыми министерствами Красноярского края, помимо соглашений о выделении средств из вышестоящих бюджетов, заключаются соглашения о реализации региональных проектов в городе Красноярске в системе "Электронный бюджет" по достижению результатов и показателей при исполнении региональных проектов.
Ключевым направлением повышения финансовой стабильности и самостоятельности бюджета города является укрепление доходной части бюджета города.
Налоговая политика Красноярска в 2021 - 2022 годах была направлена на обеспечение устойчивости поступлений собственных доходов в бюджет города, укрепление налоговой и платежной дисциплины физических и юридических лиц, увеличение налогооблагаемой базы, создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста после ограничительных мер, введенных в связи с пандемией коронавируса.
Благодаря проводимым мероприятиям по укреплению финансовой системы в текущем году наблюдается положительная динамика исполнения бюджета города. Собственная доходная база не только полностью восстановлена, но и превысила "допандемийный" уровень.
Помимо этого, для роста инвестиционной и деловой привлекательности города в рамках Стратегии СЭР проводится работа, направленная на развитие инвестиционной деятельности на территории краевого центра. Инвестиционная активность обусловлена реализацией крупных инвестиционных и инфраструктурных проектов в различных отраслях экономики города, в том числе в составе комплексного инвестиционного проекта "Енисейская Сибирь" и подготовки Красноярска к празднованию его 400-летия в 2028 году.
На предстоящий трехлетний период в приоритетах налоговой политики города Красноярска сохраняется формирование условий для развития налогового потенциала, мобилизации внутренних доходных источников, повышения инвестиционной и предпринимательской активности.
В обеспечении сбалансированности бюджета города и растущих расходных обязательств существенную роль играет финансовая поддержка из вышестоящих бюджетов.
В 2023 - 2025 годах планируется продолжить работу по взаимодействию с отраслевыми краевыми и федеральными органами исполнительной власти по привлечению дополнительных средств из вышестоящих бюджетов на решение важных для города задач, в том числе на реализацию национальных проектов. Развитие межбюджетных отношений в условиях достижения общегосударственных национальных целей приобретает особую актуальность.
Как и в предыдущие годы, одной из основных задач настоящей Программы является эффективное управление муниципальным долгом города, которое в 2023 году и плановом периоде 2024 - 2025 годов в соответствии со Стратегией СЭР направлено на обеспечение сбалансированности бюджета города при сохранении высокого уровня долговой устойчивости.
По состоянию на 01.01.2022 фактический объем муниципального долга города Красноярска составил 7,9 млрд рублей, в том числе 4,9 млрд рублей (62,0%) - кредиты от кредитных организаций и 3,0 млрд рублей (38,0%) - муниципальные ценные бумаги. По срокам заимствований преобладают среднесрочные обязательства (от 1 года до 5 лет).
Анализ долговой политики города показывает, что объем муниципального долга за период 2020 - 2022 годов снизился на 4,0 млрд рублей (или на 33,7%).
Если в 2020 году объем муниципального долга был сокращен при поддержке Правительства Красноярского края (дотация - 1,2 млрд рублей), то в 2021 году объем муниципального долга снизился на 2,5 млрд рублей благодаря досрочному погашению долговых обязательств за счет прироста собственных доходов относительно плановых значений.
Так, за счет снижения объема муниципального долга его доля в собственных доходах по состоянию на 01.04.2021 уменьшилась на 13,8% (с 63,7% до 49,9%), это позволило уже весной 2021 года отнести город Красноярск к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости. В 2022 году высокий уровень долговой устойчивости подтвержден приказом министерства финансов Красноярского края от 30.05.2022 N 57.
Динамика показателей представлена в таблице:
Наименование показателя/ отчетная дата |
Объем муниципального долга, млн рублей |
Удельный вес долга в собственных доходах, проценты |
Расходы на обслуживание долга, млн рублей |
Уровень долговой устойчивости |
на 01.01.2020 |
11 920,3 |
77,4 |
820,3 |
- |
на 01.01.2021 |
10 400,0 |
63,7 |
752,1 |
средний |
на 01.01.2022 |
7 900,0 |
32,9 |
576,7 |
высокий |
Исходя из оценки ожидаемого исполнения бюджета города, по итогам 2022 года также ожидается снижение объема муниципального долга. Работа по поддержанию высокого уровня долговой устойчивости и уменьшению долговой нагрузки будет продолжена Красноярском и в предстоящем трехлетнем периоде.
Неотъемлемой частью проведения рациональной бюджетной политики для населения является повышение качества оказания муниципальных услуг, которое достигается путем использования инструмента муниципального задания, обеспечения взаимосвязи муниципальных программ и муниципальных заданий. Муниципальные задания составляются в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг и региональным перечнем (классификатором) государственных (муниципальных) услуг и работ.
Финансовое обеспечение муниципальных заданий формируется на основании нормативных затрат в расчете на единицу услуги (работы). То есть осуществляется финансирование, ориентированное на результат. Применение такого механизма позволяет повысить прозрачность обоснования бюджетных ассигнований для муниципальных нужд, снизить вероятность необоснованного завышения объема бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ, услуг.
Для повышения эффективности бюджетной сети продолжается работа по:
укрупнению бюджетной сети муниципальных учреждений социальной сферы;
передаче несвойственных функций на исполнение сторонним организациям;
сокращению объемов потребления коммунальных услуг и реализации мероприятий по энергосбережению;
инвентаризации действующих тарифов и платных услуг муниципальных учреждений и предприятий с целью их актуализации, расширения спектра услуг и направления полученных доходов, в том числе на укрепление материально-технической базы.
Важную роль в повышении качества управления муниципальными финансами занимает осуществление внутреннего муниципального финансового контроля за расходованием средств, полученных из бюджета города органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями, предприятиями города и иными организациями.
Контроль за правомерным, целевым и эффективным использованием бюджетных средств, соблюдением требований бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок является неотъемлемой частью работы департамента финансов. Он обеспечивает соблюдение получателями бюджетных средств финансовой дисциплины, повышает их ответственность в использовании бюджетных ресурсов.
В рамках развития системы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля на современном этапе применяются разработанные Правительством Российской Федерации единые стандарты его осуществления, предусматривающие риск-ориентированный подход к планированию и осуществлению контрольной деятельности, своевременное выявление и, самое главное, предотвращение бюджетных нарушений, а также переориентацию на контроль за результатами использования бюджетных средств.
Разработка и утверждение настоящей Программы обусловлены необходимостью совершенствования механизмов управления муниципальными финансами в целях повышения финансовой устойчивости муниципалитета. Финансовая устойчивость - одна из ключевых характеристик стабильного развития территории. В связи с этим обеспечение сбалансированности и самостоятельности бюджета города является приоритетной задачей бюджетной политики.
Настоящая Программа имеет существенные отличия от других муниципальных программ города. Она ориентирована (посредством развития правового регулирования и методического обеспечения) на создание общих для всех участников бюджетного процесса в городе условий и механизмов управления муниципальными финансами в рамках политики, проводимой на федеральном и краевом уровнях, а также реализацию мероприятий, направленных на решение первоочередных задач.
Для поддержания стабильного развития города в трехлетнем периоде планируется проведение мероприятий, направленных на:
мобилизацию доходов;
повышение эффективности расходов;
выполнение всех расходных обязательств, в первую очередь - имеющих социальный характер, вне зависимости от внешней конъюнктуры;
совершенствование долговой политики.
Также планируется продолжить работу по повышению открытости и прозрачности бюджета города, вовлечению граждан в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
Прогноз развития сферы управления муниципальными финансами города Красноярска в рамках реализации настоящей Программы направлен на:
обеспечение сбалансированности, устойчивости и прозрачности бюджета города;
принятие своевременных решений о финансовом обеспечении мероприятий, направленных на решение приоритетных задач;
поддержание значений показателей долговой устойчивости в пределах, позволяющих отнести город к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости;
формирование бюджетных параметров исходя из принципов безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
соблюдение установленных законодательством требований к показателям бюджета города.
Управление муниципальными финансами в городе Красноярске осуществляется на основе нормативных правовых актов, принятых в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом города Красноярска, нормативной правовой базой Красноярского края, и ориентировано на приоритеты социально-экономического развития, обозначенные на федеральном, краевом и муниципальном уровнях.
Реализация настоящей Программы зависит от множества экономических и социальных факторов:
непрерывно меняющееся законодательство, прежде всего федеральное;
внешние вызовы и меняющиеся экономические условия, оказывающие влияние на поступление доходов в бюджет города;
изменение уровня ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации ввиду изменения условий проводимой денежно-кредитной политики.
Минимизировать влияние данных факторов возможно на основе учета различных сценариев конъюнктурных колебаний при бюджетном планировании, своевременного реагирования на изменение бюджетного и налогового законодательства.
В соответствии с текущим состоянием сферы управления муниципальными финансами, а также с учетом векторов ее развития определены цели и задачи Программы.
Целями настоящей Программы являются: обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города, повышение самостоятельности бюджета города и эффективности управления муниципальными финансами.
Достижение указанных целей Программы будет обеспечено за счет решения следующих задач:
повышение качества и прозрачности управления муниципальными финансами, в том числе с учетом применения принципов программно-целевого планирования;
укрепление доходной части бюджета города;
обеспечение внутреннего муниципального финансового контроля;
эффективное управление муниципальным долгом города Красноярска.
Планируемый период реализации Программы: 2023 - 2025 годы (без деления на этапы).
II. Перечень подпрограмм, краткое описание мероприятий подпрограмм
Для достижения поставленных целей и решения задач, а также с учетом опыта реализации муниципальной программы в сфере управления муниципальными финансами в предыдущие годы в рамках настоящей Программы сформированы подпрограмма "Организация бюджетного процесса" и отдельное мероприятие "Управление муниципальным долгом города Красноярска".
Информация о них представлена в приложении 1 к настоящей Программе.
1. Подпрограмма "Организация бюджетного процесса" (далее - подпрограмма) направлена на создание условий для эффективного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках выполнения установленных функций и полномочий.
Исходя из цели и задач подпрограммы сформированы три мероприятия:
1) мероприятие 1 "Обеспечение функций, возложенных на органы местного самоуправления".
В рамках мероприятия будет проводиться работа по организации бюджетного процесса на всех стадиях (от планирования до исполнения бюджета города) с учетом тенденций социального-экономического развития, в том числе:
мобилизация собственных доходов бюджета города;
привлечение дополнительных средств из вышестоящих бюджетов на решение ключевых для города задач;
активное участие в региональных проектах, направленных на реализацию национальных проектов;
осуществление планирования и исполнения бюджета города, в том числе разработка основных направлений бюджетной и налоговой политики города, основных направлений долговой политики города;
развитие программно-целевых принципов бюджетного планирования;
организация и координация работы органов администрации города по формированию и исполнению бюджета города;
проведение мониторинга качества финансового менеджмента в отношении главных администраторов средств бюджета города;
совершенствование правовой базы, регулирующей отношения в сфере управления муниципальными финансами, и методологического обеспечения бюджетного процесса в городе;
обеспечение соблюдения законодательства в части исполнения бюджета города;
организация и координация работы по размещению муниципальными учреждениями города информации об их деятельности на сайте www.bus.gov.ru;
размещение и поддержание в актуальном состоянии информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации "Электронный бюджет", в том числе:
занесение большого объема финансовых документов в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2016 N 243н "О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации";
формирование и публикация структурированной информации о муниципальных учреждениях;
2) мероприятие 2 "Комплексная автоматизация процесса планирования и исполнения бюджета города".
Реализация мероприятия предусматривает применение современных цифровых технологий и механизмов организации работы по управлению бюджетом города на основе программных комплексов с участием органов администрации города Красноярска в целях повышения уровня автоматизации бюджетного процесса и развития информационно-аналитических систем управления средствами бюджета города.
Данное мероприятие включает сопровождение и доработку используемого в администрации города программного обеспечения: автоматизированной информационной системы "САПФИР", программного комплекса "Информационная система управления финансами" (ПК "ИСУФ").
Также департаментом финансов осуществляется сопровождение краевых программных комплексов: автоматизированной системы управления бюджетным процессом "АЦК-Финансы", программного комплекса "СКИФ-Бюджетный процесс".
Данные программные продукты позволяют:
обеспечить взаимодействие участников бюджетного процесса с учетом современных технологий;
автоматизировать процесс формирования и оценку исполнения муниципальных программ;
проводить многовариантные расчеты при формировании бюджета города;
повысить качество формирования и исполнения бюджета города;
повысить качество формирования бюджетной отчетности;
автоматизировать процесс обработки документов бюджетного планирования и исполнения бюджета города;
унифицировать и упростить ведение документооборота;
повысить эффективность и прозрачность бюджетного процесса;
3) мероприятие 3 "Обеспечение прозрачности и открытости бюджета города и бюджетного процесса для граждан".
С каждым годом жители проявляют все больший интерес к участию в бюджетном процессе города. Учитывая это, а также современные тенденции социально-экономического развития, требуется:
повышение публичности и прозрачности бюджетного процесса;
создание условий для обратной связи между органами местного самоуправления и горожанами при формировании и исполнении бюджета города с целью повышения уровня доверия граждан к органам власти;
повышение уровня информированности жителей в вопросах формирования, утверждения и исполнения бюджета города;
предоставление горожанам информации о бюджете города в доступной и понятной форме;
продолжение практики вовлечения жителей города в обсуждение и определение приоритетов расходования средств бюджета города.
В рамках данного мероприятия планируется:
развивать сайт "Открытый бюджет города Красноярска" путем размещения актуальной финансовой информации;
обсуждать бюджет города на различных общественных площадках с участием представителей науки и бизнеса;
проводить общественные обсуждения проектов документов стратегического планирования в сфере управления муниципальными финансами, разрабатываемых на уровне муниципального образования;
принимать участие в региональном конкурсе проектов "Бюджет для граждан" в целях выявления и распространения лучшей практики формирования бюджета в формате, обеспечивающем открытость и доступность для красноярцев информации об управлении общественными финансами;
обеспечивать широкую общественную и профессиональную экспертизу принимаемых решений в сфере финансов;
продолжать практику вовлечения горожан в бюджетный процесс города Красноярска через реализацию таких инструментов, как инициативные проекты, конкурсы социальных проектов в сфере молодежной политики, конкурсы "Самый благоустроенный район", "Лучшая концепция озеленения" и т.д.
2. Отдельное мероприятие "Управление муниципальным долгом города Красноярска" (далее - отдельное мероприятие).
Управление муниципальным долгом осуществляется в соответствии с потребностями города в заемном финансировании с учетом критериев оценки, закрепленных статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пороговые значения целевых индикаторов и показателей результативности отдельного мероприятия представлены в приложении 2 к настоящей Программе.
Для достижения запланированных показателей планируется проведение работы по следующим направлениям:
1) сохранение объема расходов на обслуживание муниципального долга на минимально возможном уровне.
Работа по сокращению расходов на обслуживание муниципального долга проводится Красноярском на постоянной основе. Значительная часть сэкономленных средств перераспределяется при корректировках бюджета города на другие первоочередные расходы.
В предыдущие годы экономия складывалась благодаря планомерному снижению ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации (далее - ключевая ставка). В результате коммерческие банки снижали цену кредитования как в процессе торгов, так и посредством заключения дополнительных соглашений в рамках уже действующих муниципальных контрактов. Так, 24.07.2020 ключевая ставка достигла своего исторического минимума - 4,25% годовых, что позволило провести масштабную работу по замещению коммерческих кредитов и успешно разместить муниципальные ценные бумаги. По итогам 2021 года долговой портфель города составляли заимствования по ставкам 5,65%-6,4% годовых.
Однако в начале 2022 года ситуация в российской экономике значительно изменилась. Рост неопределенности на финансовом рынке ввиду беспрецедентных санкций в отношении Российской Федерации привел к тому, что Центральный банк Российской Федерации в качестве одной из мер по стабилизации ситуации избрал повышение ключевой ставки до 20% годовых. Проведение торгов в данной ситуации было нецелесообразно, так как ставки по заключенным контрактам, включая незагруженные кредитные линии, находятся в диапазоне 6,17%-8,15% годовых.
За последние шесть месяцев по мере адаптации экономики к новым условиям значение ключевой ставки опустилось с рекордных 20,0% до 7,5% годовых (по прогнозу Центрального банка Российской Федерации, средняя ставка за 2022 год должна составить 10,5%-10,8% годовых). Снижение ключевой ставки позволит городу вернуться к процедуре торгов в IV квартале 2022 года.
Лимит средств на проведение электронных аукционов по кредитованию бюджета города в планируемом периоде рассчитан исходя из ставки 10,3% годовых. В качестве источника ценовой информации использованы предложения коммерческих банков, предоставленные в рамках проведения электронных аукционов в октябре-ноябре 2022 года.
Рост расходов в 2024 - 2025 годах (по отношению к 2023 году) обусловлен тем, что действующий долговой портфель будет замещен заимствованиями с более высокими процентными ставками.
С целью минимизации расходов на обслуживание муниципального долга в 2023 году и плановом периоде 2024 - 2025 годов планируется:
проведение аукционов на оказание услуг по кредитованию бюджета города в рамках возобновляемых и невозобновляемых кредитных линий;
размещение облигационного займа.
При этом выбор финансового инструмента во многом будет зависеть от конъюнктуры рынка. С этой целью администрацией города Красноярска на регулярной основе проводится мониторинг ситуации на финансовом рынке, что позволяет минимизировать риски и определять наиболее экономически выгодный вариант заимствований.
Исходя из складывающихся социально-экономических условий в течение срока реализации Программы дополнительно могут быть осуществлены следующие мероприятия:
проведение работы с банками-кредиторами, направленной на снижение процентных ставок в рамках действующих муниципальных контрактов;
привлечение бюджетных кредитов на погашение долговых обязательств по коммерческим заимствованиям;
привлечение бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, предоставляемых за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета по ставке 0,1% годовых;
досрочное погашение коммерческих кредитов за счет собственных средств бюджета города при наличии источников;
2) снижение долговой нагрузки и оптимизация структуры муниципального долга.
В случае благоприятной рыночной конъюнктуры в 2023 году планируется размещение нового облигационного займа в объеме 2 850,0 млн рублей.
Размещение муниципальных ценных бумаг является альтернативным видом заимствований, позволяющим оптимально сбалансировать структуру долга и равномерно распределить долговую нагрузку во времени. Кроме того, благодаря длительному сроку заимствований, размещение нового облигационного займа будет способствовать соблюдению ограничений, установленных для заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.
Для организации, размещения и последующего обслуживания облигационных займов необходимо воспользоваться услугами профессиональных участников рынка ценных бумаг: биржи, депозитария и генерального агента.
С учетом расходов по обслуживанию облигаций 2020 года в бюджете города необходимо запланировать расходы в объеме: 2023 год - 3 841,2 тыс. рублей; 2024 год - 80,0 тыс. рублей; 2025 год - 80,0 тыс. рублей. Данные расходы будут направлены на оплату агентских услуг, услуг биржи по включению облигаций в список размещения и поддержание в нем, а также депозитарных услуг, связанных с обслуживанием выпусков облигаций.
С учетом того, что объем долга по коммерческим кредитам будет уменьшен на сумму размещенных облигационных заимствований, ассигнования на расходы, связанные с выплатой купонного дохода, будут перераспределены в рамках отдельного мероприятия за счет ассигнований, предусмотренных на обслуживание муниципального долга в 2023 году и плановом периоде 2024 - 2025 годов.
На фоне экономической неопределенности и скачков ключевой ставки, ставящих под угрозу проведение запланированных электронных аукционов на оказание услуг по кредитованию бюджета города, дополнительной мерой по снижению долговой нагрузки и оптимизации структуры долга в планируемом периоде может стать привлечение бюджетных кредитов с максимально отдаленным сроком погашения и низкой процентной ставкой.
Кроме того, в случае перевыполнения плана поступлений по собственным доходам будет рассматриваться вопрос о досрочном погашении долговых обязательств;
3) привлечение средств на покрытие временных кассовых разрывов.
Для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих в процессе исполнения бюджета города, могут быть использованы следующие финансовые инструменты:
привлечение бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета города. В соответствии со статьей 93.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации указанные бюджетные кредиты предоставляются за счет остатка средств на едином счете федерального бюджета в размере, не превышающем 1/12 утвержденного решением о бюджете на соответствующий финансовый год объема доходов бюджета города, при условии его возврата не позднее последнего рабочего дня текущего финансового года. Ставка по кредитам составляет 0,1% годовых;
привлечение кредитов кредитных организаций и бюджетных кредитов из краевого бюджета на пополнение в течение финансового года остатков средств на едином счете бюджета города. Эта мера позволяет пополнять остатки средств на едином счете бюджета при недостаточном объеме других источников финансирования.
Указанные финансовые инструменты обеспечивают дополнительную финансовую устойчивость бюджета города.
Помимо муниципальных внутренних заимствований, при недостаточности средств на едином счете бюджета города департамент финансов имеет право привлекать во временное распоряжение остатки средств на казначейских счетах для осуществления и отражения операций с денежными средствами бюджетных и автономных учреждений города Красноярска, открытых департаменту финансов, а также направлять на покрытие временных кассовых разрывов остатки средств бюджета города на начало текущего финансового года.
Операции по привлечению остатков средств отражаются как привлечение дополнительных источников финансирования дефицита бюджета города;
4) качественное обслуживание муниципального долга.
Полное и своевременное исполнение принятых долговых обязательств и, как следствие, отсутствие просроченной задолженности позволяет Красноярску иметь безупречную кредитную историю, что подтверждается в оценке уровня кредитоспособности, присвоенной городу по национальной рейтинговой шкале.
Так, 19.02.2021 рейтинговое агентство "Эксперт РА" повысило рейтинг кредитоспособности города Красноярска до уровня "ruА" со стабильным прогнозом (ранее действовал рейтинг на уровне "ruА-").
Указанная рейтинговая оценка отражает умеренно высокую кредитоспособность и финансовую надежность города, а также высокую степень ликвидности и устойчивости бюджета города.
29.07.2022 по результатам заседания рейтингового комитета (протокол от 25.07.2022 N 18475) кредитный рейтинг города Красноярска и его ценных бумаг был подтвержден. Прогноз по рейтингу стабильный.
Достаточно высокий уровень кредитного рейтинга и его стабильный прогноз благоприятно сказываются на инвестиционной привлекательности города и позволяют рассчитывать на более низкую стоимость заимствований.
III. Перечень нормативных правовых актов, которые необходимы для реализации мероприятий Программы, подпрограммы
Реализация программных мероприятий будет производиться в соответствии со следующими основными нормативными правовыми актами в сфере управления муниципальными финансами:
Бюджетным кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 N 95 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля";
постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 N 100 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля";
постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2020 N 208 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование проверок, ревизий и обследований";
постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований";
постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1235 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов";
постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1237 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц";
постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1478 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности";
постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2021 N 1568 "Об утверждении общих требований к закреплению за органами государственной власти (государственными органами) субъекта Российской Федерации, органами управления территориальными фондами обязательного медицинского страхования, органами местного самоуправления, органами местной администрации полномочий главного администратора источников финансирования дефицита бюджета и к утверждению перечня главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, местного бюджета";
постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2021 N 1569 "Об утверждении общих требований к закреплению за органами государственной власти (государственными органами) субъекта Российской Федерации, органами управления территориальными фондами обязательного медицинского страхования, органами местного самоуправления, органами местной администрации полномочий главного администратора доходов бюджета и к утверждению перечня главных администраторов доходов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, местного бюджета";
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 N 117-р "Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах";
приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2020 N 231н "О порядке заключения и форме договора о предоставлении субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета";
постановлением Правительства Красноярского края от 30.01.2017 N 47-п "Об утверждении Порядка предоставления, использования и возврата муниципальными образованиями Красноярского края бюджетных кредитов, полученных из краевого бюджета, и правил реструктуризации денежных обязательств (задолженности по денежным обязательствам) по этим кредитам";
решением Красноярского городского Совета от 20.11.2006 N В-241 "О порядке организации и проведения публичных слушаний по проектам бюджета города и отчету о его исполнении";
решением Красноярского городского Совета депутатов от 11.12.2007 N 15-359 "О бюджетном процессе в городе Красноярске";
решением Красноярского городского Совета депутатов от 18.06.2019 N 3-42 "О стратегии социально-экономического развития города Красноярска до 2030 года";
постановлением администрации города от 03.10.2005 N 510 "Об утверждении Порядка ведения Реестра расходных обязательств города Красноярска";
постановлением Главы города от 03.09.2007 N 500 "О муниципальной долговой книге города Красноярска";
постановлением администрации города от 07.06.2013 N 271 "О разработке бюджетного послания на очередной финансовый год и плановый период";
постановлением администрации города от 03.03.2015 N 105 "Об утверждении Порядка оценки эффективности реализации муниципальных программ";
постановлением администрации города от 27.03.2015 N 153 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ города Красноярска";
постановлением администрации города от 24.09.2015 N 600 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза города Красноярска на долгосрочный период";
постановлением администрации города от 23.06.2020 N 470 "Об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг города Красноярска";
постановлением администрации города от 27.07.2020 N 576 "Об утверждении Условий эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг города Красноярска 2020 года";
постановлением администрации города от 13.10.2020 N 817 "Об утверждении Решения об эмиссии выпуска муниципальных ценных бумаг города Красноярска 2020 года";
распоряжением Главы города от 15.04.2009 N 66-р "Об утверждении Положения о департаменте финансов администрации города";
приказом департамента финансов от 27.12.2021 N 552 "Об утверждении Порядка проведения мониторинга качества финансового менеджмента".
Департамент финансов проводит постоянную работу по совершенствованию правовой базы города, приведению ее в соответствие с федеральным и краевым законодательством. Оперативное реагирование на изменения законодательства, а также своевременная разработка и утверждение необходимых правовых актов в сфере управления муниципальными финансами способствует качественной организации бюджетного процесса от планирования до исполнения всех расходных обязательств.
За истекший период 2022 года наиболее значимые изменения были внесены в:
Положение о порядке и сроках разработки бюджетного послания на очередной финансовый год и плановый период, утвержденное постановлением администрации города от 07.06.2013 N 271;
Порядок принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ города, утвержденный постановлением администрации города от 27.03.2015 N 153;
Порядок оценки эффективности реализации муниципальных программ, утвержденный постановлением администрации города от 03.03.2015 N 105.
В ходе реализации настоящей Программы по мере необходимости будут разрабатываться проекты соответствующих правовых актов города.
IV. Перечень целевых индикаторов и показателей результативности Программы
Целевые индикаторы и показатели результативности настоящей Программы определены исходя из ее целей и задач, сонаправлены с планом мероприятий по реализации Стратегии СЭР и позволяют оценить развитие сферы управления муниципальными финансами в городе Красноярске.
Расчет целевых индикаторов и показателей результативности Программы осуществляется в соответствии с приказом департамента финансов от 30.09.2019 N 283 "Об утверждении Методики измерения и (или) расчета целевых индикаторов и показателей результативности муниципальной программы "Управление муниципальными финансами".
Департамент финансов в соответствии с правовыми актами администрации города ежеквартально и по итогам года проводит оценку эффективности реализации муниципальных программ, в том числе оценку уровня достижения установленных значений целевых индикаторов и показателей результативности Программы.
Перечень целевых индикаторов и показателей результативности Программы с указанием сведений о них и значений по годам представлен в приложении 2 к настоящей Программе.
V. Ресурсное обеспечение Программы за счет средств бюджета города, вышестоящих бюджетов и внебюджетных источников
Настоящая Программа включает в себя особые расходы по сравнению с другими муниципальными программами города. Прежде всего это расходы на управление финансовыми ресурсами и обслуживание муниципального долга.
Главным распорядителем бюджетных средств является ответственный исполнитель Программы - департамент финансов.
Финансовое обеспечение мероприятий настоящей Программы на 2023 - 2025 годы за счет средств бюджета города составляет 3 063 946,00 тыс. рублей, в том числе:
2023 год - 919 283,52 тыс. рублей;
2024 год - 1 038 397,25 тыс. рублей;
2025 год - 1 106 265,23 тыс. рублей.
Общий объем финансирования подпрограммы "Организация бюджетного процесса" за счет средств бюджета города - 758 082,00 тыс. рублей, в том числе:
2023 год - 252 694,00 тыс. рублей;
2024 год - 252 694,00 тыс. рублей;
2025 год - 252 694,00 тыс. рублей.
Общий объем финансирования отдельного мероприятия "Управление муниципальным долгом города Красноярска" за счет средств бюджета города - 2 305 864,00 тыс. рублей, в том числе:
2023 год - 666 589,52 тыс. рублей;
2024 год - 785 703,25 тыс. рублей;
2025 год - 853 571,23 тыс. рублей.
Информация о распределении бюджетных ассигнований по подпрограммам и отдельным мероприятиям представлена в приложении 3 к настоящей Программе.
Аналитическое распределение объемов финансирования Программы по источникам финансирования представлено в приложении 4 к настоящей Программе.
VI. Подпрограммы Программы
Подпрограмма "Организация бюджетного процесса"
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
подпрограмма "Организация бюджетного процесса" (далее - подпрограмма) |
Исполнители мероприятий подпрограммы |
департамент финансов; физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели |
Цель подпрограммы |
создание условий для эффективного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках выполнения установленных функций и полномочий |
Задачи подпрограммы |
1) осуществление планирования и исполнения бюджета города; 2) совершенствование нормативно-правовой базы и методологического обеспечения бюджетного процесса в городе; 3) мобилизация собственных доходов бюджета города и привлечение средств из вышестоящих бюджетов; 4) обеспечение автоматизации процессов составления и исполнения бюджета города; 5) повышение прозрачности и открытости информации в сфере управления муниципальными финансами |
Показатели результативности |
1) процент исполнения расходных обязательств города (за исключением безвозмездных поступлений); 2) доля органов администрации города, имеющих установленные показатели результативности деятельности; 3) доля главных распорядителей бюджетных средств, обеспеченных возможностью работы в постоянно обновляющихся информационных системах планирования и исполнения бюджета города; 4) количество обновлений информации на сайте "Открытый бюджет города Красноярска"; 5) соотношение количества контрольных мероприятий, в ходе которых выявлены нарушения, к общему количеству проведенных контрольных мероприятий; 6) соотношение количества нарушений, по которым проверенными организациями разработаны меры по устранению и недопущению их в дальнейшем, к общему количеству выявленных нарушений |
Сроки реализации подпрограммы |
2023 - 2025 годы |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
общий объем финансирования подпрограммы за счет средств бюджета города - 758 082,00 тыс. рублей, в том числе: 2023 год - 252 694,00 тыс. рублей; 2024 год - 252 694,00 тыс. рублей; 2025 год - 252 694,00 тыс. рублей. |
1. Постановка общегородской проблемы подпрограммы
Формирование и исполнение бюджетов всех уровней в последние годы проходило в изменившихся экономических условиях, обусловленных пандемией коронавируса, геополитической обстановкой, внешним санкционным давлением. Эти обстоятельства, в свою очередь, выразились в замедлении темпов экономического развития, волатильности курса национальной валюты, росте цен на товары, работы, услуги, потере покупательской способности.
Благодаря реализованным за прошедший период мероприятиям, направленным на сохранение тенденции социально-экономического развития, городу Красноярску удалось обеспечить финансовую стабильность и устойчивое развитие отраслей экономики при своевременном исполнении расходных обязательств.
Однако в условиях меняющейся экономической конъюнктуры вопросы осуществления эффективного планирования и исполнения бюджета города при ограниченности бюджетных ресурсов приобретают особую актуальность.
Современный этап экономического развития требует проведения более ответственной налоговой и бюджетной политики. Первоочередными задачами становятся мероприятия по обеспечению роста доходов, поиску дополнительных ресурсов, повышению эффективности расходов, определению приоритетов при распределении бюджетных средств, контролю за рациональным использованием средств.
Для выполнения всех стоящих перед Красноярском задач требуются дополнительные ресурсы. С учетом этого политика города Красноярска в сфере управления доходами бюджета города на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов будет направлена на:
сохранение и развитие налогового потенциала бюджета города, мобилизацию внутренних доходных источников;
повышение инвестиционной и предпринимательской активности, в том числе на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства;
продолжение работы по привлечению средств из вышестоящих бюджетов.
В целях сокращения задолженности по налоговым платежам и заработной плате, содействия восстановлению рынка труда совместно с налоговыми и надзорными органами планируется продолжить работу районных комиссий по взысканию задолженности по налогам в консолидированный бюджет края, а также территориальных комиссий по легализации "теневой" заработной платы, городской межведомственной комиссии по обеспечению прав граждан на вознаграждение за труд, городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Развитие налогового потенциала будет осуществляться также за счет проведения следующих мероприятий:
информационно-разъяснительная работа с иностранными гражданами о необходимости осуществления официальной трудовой деятельности на территории города Красноярска и уплаты налогов, а также с физическими лицами по вопросу своевременной уплаты имущественных налогов;
акция "Начни с себя" в части добросовестного исполнения обязанности по уплате имущественных налогов муниципальными служащими и работниками муниципальных учреждений;
популяризация патентной системы налогообложения;
выявление граждан, сдающих в аренду жилые помещения, в целях привлечения их к уплате налога на доходы физических лиц или покупке патента.
В целях мобилизации доходов от использования земельно-имущественного комплекса города планируется продолжить работу по направлениям:
обеспечение своевременности актуализации сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;
оптимизация структуры муниципальной собственности и земель города, вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых объектов;
осуществление муниципального земельного и лесного контроля;
обеспечение своевременности актуализации сведений, содержащихся в Государственном адресном реестре;
организация и проведение мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных земельных участков, если правоустанавливающие документы на данные земельные участки были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
реализация положений Федерального закона от 05.04.2021 N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым предусмотрен упрощенный порядок предоставления гражданам для собственных нужд земельных участков для размещения гаражей ("гаражная амнистия");
усиление мер по взысканию задолженности по договорам аренды муниципального имущества и земельных участков во взаимодействии с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю, органами администрации города, администрациями районов в городе.
Как и в предыдущие годы, ключевым направлением работы по повышению эффективности бюджетных расходов является их приоритизация согласно целям социально-экономического развития города, а также поиск внутренних резервов для сохранения устойчивости и сбалансированности бюджета города. Реализация этих задач осуществляется администрацией города Красноярска, в том числе в рамках городских ежегодных Плана по мобилизации доходов и Плана мероприятий по оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики.
Планом по мобилизации доходов предусматриваются мероприятия, направленные на развитие налогового потенциала, повышение качества администрирования доходов и сокращение задолженности по платежам в бюджет города, эффективное управление муниципальной собственностью и земельными ресурсами, выявление в рамках межведомственного взаимодействия с налоговыми, правоохранительными и иными федеральными органами резервов увеличения доходной базы бюджета города.
Резервом роста неналоговых поступлений также является погашение задолженности по основному источнику неналоговых доходов - арендной плате за муниципальное имущество и земельные участки. Проведение мероприятий по снижению задолженности находится у администрации города на постоянном контроле.
План мероприятий по оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики предполагает проведение систематического анализа базовых постоянных расходов бюджета города и позволяет улучшить качество управления бюджетным процессом и направить высвобожденные в результате этих действий ресурсы на развитие муниципалитета.
За последние годы наибольшие резервы по итогам проведенных в данном направлении мероприятий были изысканы посредством:
инвентаризации ассигнований с целью выявления экономии по результатам торгов и невостребованных средств;
проведения претензионно-исковой работы с подрядчиками, поставщиками в случае неисполнения обязательств по муниципальным контрактам (договорам);
снижения расходов на содержание муниципального долга путем:
замещения действующих кредитных линий кредитами с более низкой процентной ставкой;
замещения банковских кредитов бюджетными;
замещения коммерческих кредитов средствами, полученными от размещения облигационного займа;
привлечения финансовой помощи из краевого бюджета на частичное погашение муниципального долга;
досрочного погашения муниципального долга собственными средствами бюджета города.
Все проводимые мероприятия не снижают качество выполнения полномочий города и оказания услуг населению.
В условиях периодических конъюнктурных колебаний, которые существенно влияют на состояние экономики, естественным образом также возрастает значение проводимой городом бюджетной политики.
Особенно актуальными являются мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов.
В целях обеспечения оптимального объема расходов, соответствующих источникам их финансового обеспечения, планируется:
формировать бюджетные параметры исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
активно участвовать в региональных проектах, направленных на реализацию национальных проектов;
применять программно-целевой принцип бюджетного планирования;
обеспечивать гибкость объема и структуры бюджетных расходов;
применять бюджетный маневр, означающий, что любые дополнительные расходы, носящие "обязательный" характер, обеспечиваются за счет внутреннего перераспределения расходов внутри отраслей;
продолжать практику вовлечения жителей города в обсуждение и определение приоритетов расходования средств бюджета города.
Для повышения результативности планирования и использования бюджетных средств департаментом финансов по результатам полугодия и по итогам года проводится мониторинг качества финансового менеджмента в отношении главных администраторов бюджетных средств на основе показателей, утвержденных приказом департамента финансов от 27.12.2021 N 552 "Об утверждении Порядка проведения мониторинга качества финансового менеджмента". Данный инструмент позволяет провести оценку качества управления бюджетными средствами, выявить возникающие риски, а также своевременно минимизировать и устранить недостатки осуществления финансового менеджмента.
Одним из ключевых условий эффективности бюджетной системы также является интегрирование современных информационных технологий в сферу управления муниципальными финансами.
В данном направлении администрацией города продолжится работа по занесению в систему "Электронный бюджет" финансовых документов, в том числе документов стратегического планирования города. Формирование единого информационного пространства способствует повышению качества планирования и исполнения бюджета, ответственности публично-правовых образований за выполнение возложенных на них функций, а также обеспечивает прозрачность и открытость управления бюджетными ресурсами. В перспективе применение муниципалитетом возможностей системы "Электронный бюджет" позволит связать финансовую информацию с результатами деятельности органов местного самоуправления, сделать ее доступной для населения.
Кроме того, в целях внедрения цифровых технологий в систему планирования и исполнения бюджета города департаментом финансов осуществляется расширение спектра автоматизированных задач бюджетного процесса.
Так, в истекшем периоде 2022 года произведена доработка программного комплекса "Информационная система управления финансами", что позволило усовершенствовать процесс формирования муниципальных программ города и отчетов к ним.
Современные тенденции социально-экономического развития требуют постоянного повышения публичности и прозрачности бюджетного процесса, уровня информированности населения в вопросах формирования, утверждения и исполнения бюджета. В связи с этим работа по наполнению сайта "Открытый бюджет города Красноярска" доступной и актуальной информацией о параметрах бюджета города, основных направлениях и результатах расходования бюджетных средств осуществляется департаментом финансов на постоянной основе.
В условиях нарастающей сложности социальных процессов и новых экономических вызовов серьезной задачей является необходимость формирования моделей принятия решений, основанных на участии граждан в решении вопросов местного значения, а также использование современных механизмов общественного контроля. В связи с этим постоянно идет поиск новых инструментов в данном направлении.
Основными финансовыми рисками, которые могут возникнуть при реализации подпрограммы, являются:
влияние внешних вызовов, изменение социально-экономической ситуации и, как следствие, разбалансированность бюджета города;
невыполнение мероприятий подпрограммы и недостижение запланированных результатов в связи с изменением законодательства.
Минимизация указанных рисков возможна на основе учета конъюнктурных колебаний при бюджетном планировании, повышения эффективности бюджетных расходов и их приоритизации, своевременного реагирования на изменение бюджетного и налогового законодательства.
Учитывая сформированные цели и задачи подпрограммы, промежуточные и конечные результаты реализации подпрограммных мероприятий едины и направлены на:
обеспечение устойчивого функционирования и развития бюджетного процесса города;
повышение устойчивости и самостоятельности бюджета города;
совершенствование нормативно-правовой базы и методологического обеспечения бюджетного процесса в городе в соответствии с социально-экономическими условиями;
обеспечение сбалансированного распределения бюджетных ресурсов, направленное на повышение качества работы по исполнению расходных обязательств;
повышение эффективности и результативности использования средств бюджета города, в том числе за счет осуществления внутреннего муниципального финансового контроля;
продолжение автоматизации процессов планирования и исполнения бюджета города;
повышение открытости и прозрачности бюджета города для населения.
Особенно актуальной разработка и реализация настоящей подпрограммы становится в связи с необходимостью достижения долгосрочных целей социально-экономического развития города в реальных экономических условиях.
Краткое описание ожидаемых результатов и последствия нереализации мероприятий подпрограммы представлены в приложении 1 к настоящей Программе. Количественное выражение результатов реализации подпрограммных мероприятий отражается в показателях результативности подпрограммы и представлено в приложении 2 к настоящей Программе.
2. Основная цель, задачи, сроки выполнения и показатели результативности подпрограммы
Целью подпрограммы является создание условий для эффективного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках выполнения установленных функций и полномочий.
Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:
осуществление планирования и исполнения бюджета города;
совершенствование нормативно-правовой базы и методологического обеспечения бюджетного процесса в городе;
мобилизация собственных доходов бюджета города и привлечение средств из вышестоящих бюджетов;
обеспечение автоматизации процессов составления и исполнения бюджета города;
повышение прозрачности и открытости информации в сфере управления муниципальными финансами.
Решение поставленных задач позволит создать организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов.
Эффективность подпрограммы характеризуется достижением ее показателей результативности, сведения о которых с указанием значений на весь период реализации подпрограммы (2023-2025 годы) представлены в приложении 2 к настоящей Программе.
3. Механизм реализации подпрограммы
Департамент финансов является уполномоченным органом администрации города по управлению средствами бюджета города и обеспечивает осуществление ответственной финансовой политики муниципальной власти.
Реализация мероприятий подпрограммы производится департаментом финансов в соответствии с федеральным и краевым бюджетным законодательством, а также правовыми актами города, регулирующими бюджетный процесс в городе Красноярске, в том числе с:
решением Красноярского городского Совета депутатов от 11.12.2007 N 15-359 "О бюджетном процессе в городе Красноярске". Данное решение является базовым нормативным правовым актом города, в котором определены участники бюджетного процесса и их полномочия, вопросы формирования доходов и расходов бюджета города, процессы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета города. На основании данного решения принимаются правовые акты, регулирующие отдельные вопросы бюджетного процесса в городе;
постановлением администрации города от 27.03.2015 N 153 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ города Красноярска". Порядок определяет правила разработки муниципальных программ города Красноярска, формирования, реализации и контроля за их выполнением;
постановлением администрации города от 07.06.2013 N 271 "О разработке бюджетного послания на очередной финансовый год и плановый период". Документ утверждает порядок и сроки разработки бюджетного послания, план мероприятий по разработке бюджетного послания;
постановлением администрации города от 24.09.2015 N 600 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза города Красноярска на долгосрочный период". Данное постановление закрепляет требования к содержанию бюджетного прогноза на долгосрочный период, период его действия.
Одна из ключевых задач департамента финансов - формирование и организация исполнения бюджета города (подготовка проектов решений о бюджете города на очередной финансовый год и плановый период, о внесении изменений в решение о бюджете города на текущий финансовый год и плановый период, годового отчета об исполнении бюджета города).
В целях организации бюджетного процесса города с учетом возложенных полномочий департамент финансов:
формирует проект бюджета города, годовой отчет об исполнении бюджета города;
разрабатывает основные направления бюджетной политики города, а также основные направления долговой политики города;
участвует в разработке предложений по совершенствованию налоговой политики в городе, управлению муниципальным имуществом;
осуществляет правовое регулирование в финансовой сфере в соответствии с бюджетным законодательством;
устанавливает порядок и методику планирования бюджетных ассигнований;
устанавливает перечень и коды целевых статей расходов бюджета города;
разрабатывает бюджетный прогноз города на долгосрочный период;
ведет реестр расходных обязательств города и реестр источников доходов бюджета города;
доводит бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств;
организует проведение публичных слушаний по проекту бюджета города, по отчету об исполнении бюджета города;
организует исполнение бюджета города, управление доходами и расходами бюджета города;
формирует бюджетную отчетность города;
обеспечивает функционирование информационных систем планирования и исполнения бюджета города;
обеспечивает наполнение информацией сайта "Открытый бюджет".
Также к ведению департамента финансов относятся:
установление порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета города и кассового плана исполнения бюджета города, а также состава и сроков предоставления главными администраторами бюджетных средств сведений, необходимых для их составления и ведения;
осуществление полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю, в том числе контролю в сфере закупок, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
проведение мониторинга качества финансового менеджмента в отношении главных администраторов бюджетных средств на основе показателей, утвержденных приказом департамента финансов от 27.12.2021 N 552 "Об утверждении Порядка проведения мониторинга качества финансового менеджмента";
участие в совершенствовании системы оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений в рамках реализации принятых решений на уровне Федерации, субъекта и муниципалитета;
иные вопросы, определенные нормативными правовыми актами.
Перечень представленных функций и задач, исполняемых департаментом финансов в соответствии с правовыми актами по организации бюджетного процесса, характеризует организационный механизм реализации подпрограммы.
Финансирование реализации мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств бюджета города и определяется исходя из предварительной оценки расходов.
Контроль за использованием средств бюджета города в рамках реализации мероприятий подпрограммы будет осуществляться в соответствии с бюджетным законодательством, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также в соответствии с постановлением администрации города от 03.03.2015 N 105 "Об утверждении Порядка оценки эффективности реализации муниципальных программ".
Исполнителем подпрограммных мероприятий исходя из своих функций и полномочий является департамент финансов, также исполнители мероприятий подпрограммы определяются в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Механизм реализации подпрограммы предполагает ее дальнейшее совершенствование с учетом меняющихся условий социально-экономического развития.
4. Характеристика мероприятий подпрограммы
Для достижения цели и решения задач подпрограммы сформированы и планируются к реализации три мероприятия:
мероприятие 1 "Обеспечение функций, возложенных на органы местного самоуправления";
мероприятие 2 "Комплексная автоматизация процесса планирования и исполнения бюджета города";
мероприятие 3 "Обеспечение прозрачности и открытости бюджета города и бюджетного процесса для граждан".
Главным распорядителем бюджетных средств, а также исполнителем подпрограммных мероприятий, исходя из своих функций и полномочий, является департамент финансов.
Кроме того, исполнители мероприятий подпрограммы определяются в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Срок исполнения мероприятий подпрограммы: 2023 - 2025 годы (без деления на этапы).
Информация об объемах и источниках финансирования мероприятий подпрограммы представлена в приложениях 3, 4 к настоящей Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.