Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к приказу
от 29.03.2021 N 85/1-П
Программа проведения первичного, повторного инструктажей по охране профессиональной служебной деятельности в Министерстве жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым
1. Общие сведения об установленном оборудовании на данном служебном месте. Основные вредные факторы и опасные зоны техники, используемой в работе.
2. Безопасная организация и содержание служебного места.
3. Требования по предупреждению электротравматизма.
4. Порядок подготовки служебного места к работе.
5. Безопасные приемы и методы работы, действия при возникновении опасной ситуации.
6. Правила безопасного передвижения гражданских служащих в помещениях и на прилегающей территории Министерства.
7. Требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах и транспортировке грузов.
8. Характерные причины аварий, взрывов, пожаров, несчастных случаев в административных и общественных зданиях.
9. Меры предупреждения аварий, взрывов, пожаров. Обязанности и действия при аварии, взрыве, пожаре. Способы применения имеющихся в Министерстве средств пожаротушения, противоаварийной защиты и сигнализации, места их расположения.
1. Первичный инструктаж по охране труда в Министерстве.
1. Общие сведения об установленном оборудовании на данном служебном месте. Основные вредные факторы и опасные зоны техники, используемой в работе.
1.1. Продолжительность служебного дня у гражданских служащих составляет 8 часов при пятидневной рабочей неделе, при этом в процессе профессиональной служебной деятельности используется офисное оборудование: персональный компьютер, принтер, копировальный аппарат, стационарный и мобильный телефоны, факс.
1.2. Персональный компьютер.
Работая за компьютером, гражданские служащие подвергаются воздействию множества факторов, которые могут быть опасными и вредными для здоровья. Среди них:
- повышенный уровень электромагнитных излучений;
- повышенный уровень ионизирующих излучений (при использовании мониторов с электронно-лучевой трубкой);
- повышенный уровень статического электричества;
- повышенная напряженность электростатического поля;
- повышенная или пониженная ионизация воздуха;
- повышенная яркость света;
- прямая и отраженная блесткость;
- повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
- статические перегрузки костно-мышечного аппарата и динамические локальные перегрузки мышц кистей рук;
- перенапряжение зрительного анализатора;
- умственное перенапряжение;
- эмоциональные перегрузки;
- монотонность труда.
Работа за компьютером является напряженным трудом. Компьютер может оказывать негативное влияние на зрение служащих. Вредное воздействие на глаза зависит от необходимости постоянного напряжения при считывании информации с экрана монитора. Последний является источником света, при непрерывном воздействии которого происходит быстрое утомление (особенно если установлена слишком высокая яркость свечения монитора).
Напряженность труда за компьютером связана с выполнением одних и тех же действий, работе с одними и теми же программами. Это вызывает чувство монотонности, влияющее на психическое состояние человека. Что связано с появлением усталости, возникновением вялости, потерей внимания.
Сильные умственные перегрузки и постоянная смена заданий в процессе трудового дня способны вызвать эмоциональное перенапряжение.
1.3. Принтер.
Принтер является сложным электроприбором, поэтому при работе с ним необходимо выполнять стандартные требования пожарной и электробезопасности. В принтере имеются движущиеся части, а некоторые элементы могут нагреваться в процессе работы до высокой температуры (в матричных и струйных принтерах это печатные головки, в лазерных принтерах - специальные нагревательные валы). Исходя из этого, необходимо дополнительно соблюдать следующие меры безопасности:
а) исключить возможность попадания посторонних предметов в приемный лоток принтера. Чаще всего такими предметами являются металлические скрепки и скобы, другие мелкие канцелярские принадлежности. Проходя через тракт подачи бумаги, эти предметы могут послужить причиной выхода из строя принтера или картриджа;
б) поднимать защитные крышки над каретками матричных и струйных принтеров для замены картриджей только тогда, когда принтер не выполняет и не готовится к выполнению печати. Конструкция матричных и некоторых струйных принтеров не блокирует подачу бумаги и движение каретки при поднятой крышке, в результате чего возможно получение травмы от движущихся или нагретых элементов принтера, а также поломки принтера при попадании внутрь постороннего предмета. В лазерных принтерах имеется встроенная блокировка, отключающая принтер при поднятии крышки, при этом некоторые элементы долгое время остаются горячими;
в) в лазерных принтерах для получения изображения на бумаге используется тонер - мелкодисперсный порошок черного цвета. Тонер может раздражать слизистые оболочки и кожу, содержать канцерогенные вещества. При вдыхании этот порошок может привести к несчастным случаям или стать причиной заболевания. Необходимо осторожно обращаться с отработанными картриджами, не разбирать картриджи самостоятельно;
г) нельзя самостоятельно разбирать принтер, включать принтер в разобранном состоянии. В лазерном принтере для формирования изображения на светочувствительном барабане используется лазерный луч, невидимый человеческим глазом. Прямой или отраженный лазерный луч при попадании в глаза может повредить зрение;
д) работа лазерных принтеров существенно влияет на параметры воздуха в помещении. При формировании изображения на фоточувствительном барабане, нагреве бумаги и запекании тонера на ней в воздух выделяются различные вредные вещества. Во время работы лазерных принтеров в воздухе помещения повышается содержание озона, оксида азота, оксида углерода, а также возможно выделение различных вредных веществ. Вследствие этого необходимо проводить проветривание в помещениях с установленными лазерными принтерами или о регулярном проветривании и влажной уборке таких помещений.
1.4. Копировальный аппарат.
Использование копировальной техники значительно повышает концентрацию озона и оксида азота в воздухе служебных помещений, необходимо частое проветривание таких помещений, проведение ежедневной влажной уборки. Размещение копировально-множительных участков в подвальных помещениях любых типов зданий не допускается. При применении аппаратов копировально-множительной техники настольного типа, а также единичных стационарных копировально-множительных аппаратов, используемых периодически, для нужд организации, допускается их установка в помещениях, где производятся другие виды работ.
Площадь помещений на одного работающего должна составлять не менее 6 м2. Расстояние от стены или колонны до краев машины или аппарата должно составлять не менее 0,6 м, а со стороны зоны обслуживания - не менее 1,0 м. Минимальные размеры проходов, должны быть не менее 0,6 м. Помещения должны быть оснащены аптечкой для оказания первой медицинской помощи.
2. Безопасная организация и содержание служебного места.
2.1. Служебное место должно быть расположено так, чтобы гражданский служащий мог легко перемещаться в процессе служебной деятельности, совершать все движения, необходимые для обслуживания оборудования, хорошо воспринимать звуковую и зрительную информацию.
2.2. Служебные места, оборудованные компьютерами, должны иметь естественное и искусственное освещение.
2.3. Служебное место должно быть комфортным, световое поле равномерно распределено по всей площади пространства, лучи света не должны попадать прямо в глаза. Освещение необходимо организовать так, чтобы на экране не было бликов. Для этого столы должны быть размещены таким образом, чтобы мониторы были ориентированы боковой стороной к световым проемам (окнам), чтобы естественный свет падал преимущественно слева.
2.4. Искусственное освещение в помещениях, где работают с компьютерами, должно осуществляться системой общего равномерного освещения.
2.5. В административно-общественных помещениях в случаях преимущественной работы с документами следует применять системы комбинированного освещения - к общему освещению дополнительно устанавливаются светильники местного освещения, предназначенные для освещения зоны расположения документов.
2.6. Площадь одного служебного места, оборудованного монитором с жидкокристаллическим экраном, должна составлять не менее 4,5 м.
2.7. В процессе работы необходим регулярный отдых, поскольку однообразная поза утомительна для глаз, шеи и спины. Продолжительность непрерывной работы с использованием видео дисплейных терминалов без регламентированных перерывов не должна превышать 2 часов. Расчет времени обязательных регламентированных перерывов, которые необходимы в процессе работы за компьютером, указан в Приложении N 1 к Инструкции по охране профессиональной служебной деятельности при работе на персональном компьютере (не приводится).
2.8. В помещениях, оборудованных компьютерами, должна проводиться ежедневная влажная уборка и систематическое проветривание после каждого часа работы на компьютере.
2.9. Оконные проемы в помещениях, где используются персональные компьютеры, должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.
3. Требования по предупреждению электротравматизма.
3.1. Электрический ток представляет собой скрытый вид опасности. При прикосновении к токоведущим частям оборудования или оголенным проводам, находящимся под напряжением, человек может получить электротравму (частичное поражение организма) или электрический удар (поражение организма в целом при параличе дыхания или сердца, или того и другого одновременно при параличе нервной системы, мышц грудной клетки и желудочков сердца).
3.2. Во избежание поражения электрическим током необходимо соблюдать следующие правила:
3.2.1. не прикасаться к арматуре общего освещения, электрическим проводам, к неизолированным и не огражденным токоведущим частям электрических устройств, аппаратов и приборов (розеток, патронов, переключателей, рубильников, предохранителей и др.);
3.2.2. в случае обнаружения нарушения изоляции электропроводок, открытых токоведущих частей электрооборудования или нарушения заземления оборудования немедленно сообщить непосредственному руководителю;
3.2.3. не наступать на переносные электрические провода, лежащие на полу. Не снимать ограждения и защитные кожухи с токоведущих частей оборудования, аппаратов и приборов, не открывать двери электрораспределительных шкафов (щитов), не класть в них никаких предметов;
3.2.4. Запрещается использовать в складских и административных помещениях переносные электронагревательные приборы (электрочайники, электрокипятильники, электроплитки и т.д.);
3.2.5. не производить самостоятельно ремонт электрооборудования, аппаратов, приборов, светильников, замену электроламп и электрозащиту (плавких предохранителей), чистку электросветильников. Эти работы должны выполнять только специалисты-электрики;
3.2.6. при перерыве в подаче электроэнергии и уходе со служебного места, даже на короткое время, обязательно выключать оборудование, на котором выполнялась порученная работа.
3.3. В служебных помещениях Министерства должны быть предусмотрены такие меры по предупреждению электротравматизма:
3.3.1. сети освещения и электропитание электрических розеток должны иметь отключающие устройства в виде автоматических выключателей и предохранителей;
3.3.2. шкафные настенные электрощиты должны иметь защитные кожухи;
3.3.3. все электроприемники, корпуса электрооборудования, силовые и осветительные цепи должны быть заземлены;
3.3.4. вблизи опасных мест должны быть вывешены предупреждающие знаки безопасности.
4. Порядок подготовки служебного места к работе.
4.1. Перед тем, как приступить к выполнению должностных обязанностей необходимо подготовить служебное место.
4.2. Отрегулировать освещение на служебном месте, убедиться в отсутствии бликов на экране.
4.3. Проверить правильность подключения оборудования к электросети.
4.4. Проверить исправность проводов питания и отсутствие оголенных участков проводов.
4.5. Убедиться в наличии заземления системного блока, монитора и защитного экрана.
4.6. Проверить правильность установки стола, стула, подставки для ног, пюпитра, угла наклона экрана, положение клавиатуры, положение "мыши", при необходимости произвести регулировку стола и кресла, а также расположение элементов компьютера в соответствии с требованиями эргономики и в целях исключения неудобных поз и длительных напряжений тела.
5. Безопасные приемы и методы работы, действия при возникновении опасной ситуации.
5.1. Гражданскому служащему при работе на персональном компьютере запрещается:
- прикасаться к задней панели системного блока (процессора) при включенном питании;
- переключать разъемы интерфейсных кабелей периферийных устройств при включенном питании;
- допускать попадание влаги на поверхность системного блока (процессора), монитора, рабочую поверхность клавиатуры, дисководов, принтеров и других устройств;
- производить самостоятельное вскрытие и ремонт оборудования;
- работать на компьютере при снятых кожухах;
- отключать оборудование от электросети и выдергивать электрическую вилку, держась за шнур.
5.2. При работе с компьютерной мышью необходимо придерживаться следующих правил:
- следить за положением запястья. Не следует сильно сгибать или разгибать руку в запястье или опираться запястьем на стол;
- избегать сильного сжимания компьютерной мыши, что приводит к нарушению кровоснабжения мышц кисти и пальцев, развитию их перенапряжения;
- мышка должна располагаться так, чтобы не возникала необходимость полностью вытянуть вперед руку.
5.3. Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно - эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития утомления выполнять комплексы упражнений.
5.4. При использовании в работе принтера соблюдать указанные в разделе 1 требования безопасности.
5.5. Телефонный аппарат расположить рядом с собой, чтобы не тянуться к нему через весь стол.
5.6. Запрещается использование телефонного аппарата с поврежденными проводами.
6. Правила безопасного передвижения гражданских служащих в помещениях и на прилегающей территории в Министерстве.
6.1. При передвижении по городу на гражданского служащего могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы:
- движущиеся транспортные средства и самоходные механизмы; -повышенное скольжение (вследствие обледенения, увлажнения и замасливания поверхностей покрытия территории и помещений);
- предметы, находящиеся на поверхности покрытия территории и помещений (шланги, кабели и др.);
- повышенный уровень шума;
- повышенное содержание вредных веществ в воздухе;
- недостаточная освещенность территории и помещений;
- слепящее действие от прожекторного освещения, света фар автотранспорта;
- низкорасположенные конструктивные элементы зданий и сооружений.
6.2. Передвигаться по городу, а также по территории Министерства спокойным шагом, лицом по направлению движения, во время ходьбы быть внимательным и контролировать изменение окружающей обстановки. При возникновении возможной опасности изменить направление движения и покинуть опасную зону.
6.3. Перемещаться по территории Министерства необходимо по установленным маршрутам (коридоры, лестничные марши, проходы между служебными местами и т.п.).
6.4. При передвижении по лестничным маршам:
- держаться за перила;
- не переступать и не перепрыгивать через несколько ступеней лестницы;
- не перевешиваться через перила;
- не переносить предметы, держа их перед собой, загораживая путь передвижения.
6.5. При передвижении по внутреннему двору и стоянке автотранспорта:
- не заходить за установленные ограждения;
- не приближаться к местам проведения погрузочно-разгрузочных работ, ремонтно-строительных работ, к местам выполнения работ на высоте (лестницы, стремянки, подмости, леса, вышки и т.п.);
- не приближаться к маневрирующему автотранспорту;
- не перебегать дорогу перед движущимся автотранспортом, грузовыми тележками;
- угол здания обходить не спеша, на расстоянии на менее 1,5 метра, удостоверившись в отсутствии движущегося автотранспорта, грузовых тележек и т.п.
- не перепрыгивать (перелезать) через траншеи, канавы, колодцы, трубопроводы, оборудование, тару;
- не ходить по проходам, залитым маслом и другими жидкостями, которые способствуют скольжению;
- в осенне-зимний период не приближаться к местам возможного падения сосулек, не наступать на не убранную наледь и снег.
6.6. При перемещении по зданию Министерства запрещается ходить по мокрому покрытию (полу) во время проведения влажной уборки, необходимо обойти этот участок или дождаться окончания уборки и высыхания покрытия.
6.7. При перемещении по помещениям Министерства при следовании мимо дверей передвигаться на расстоянии от дверей, исключающем столкновение при резком открытии дверей. Не стоять перед дверьми.
6.8. Во избежание травмирования головы быть внимательным при передвижении возле низко расположенных конструктивных элементов зданий и сооружений.
6.9. Запрещается наступать на электрические кабели и шнуры переносных электропотребителей, открывать дверцы электрошкафов.
6.10. При нахождении в здании Министерства необходимо соблюдать общие требования безопасности:
- не устанавливать навесные полки (книжные, для документов, инструментов и т.п.), подставки для цветов, стенды и тому подобное над служебным местом;
- не хранить крупногабаритные или тяжелые предметы на шкафах (для документов или одежды) и столах, не предназначенных для этого;
- не выбрасывать наружу через окна и форточки какие-либо предметы;
- не садиться и не становиться ногами на подоконники закрытых или открытых окон;
- не перевешиваться через подоконники открытых окон;
- не садиться на трубы и батареи центрального отопления.
6.11. Запрещается подниматься на стул, стол, тумбочку подоконник и т.п. для поливания цветов; постановки книг или документов на полки и антресоли; подвески штор, плакатов; открытия мытья или протирки окон. Для выполнения таких работ использовать штатные лестницы, лестницы стремянки, подмостки.
6.12. Запрещается входить в технические и хозяйственные помещения с ограниченным допуском (электрощитовая, склад, подвал, чердак и т.п.), в таких помещениях правомочны находиться только работники при выполнении своих трудовых обязанностей.
6.13. Запрещается залезать на деревья, заборы, ограждения, крыши зданий и сооружений, пожарные лестницы.
7. Требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах и транспортировке грузов
7.1. Безопасность выполнения работ по перемещению грузов обеспечивается комплексом организационных и технических мероприятий.
7.2. На территории Министерства не допускается выполнение погрузочно-разгрузочных работ опасных грузов.
7.3. Гражданским служащим Министерства запрещается приближаться к зоне возможного падения грузов при проведении на территории Министерства погрузочно-разгрузочных работ.
7.4. Поднимать и перемещать грузы вручную необходимо при соблюдении норм, установленных действующим законодательством:
7.4.1. перемещение грузов массой более 20 кг или на расстояние более 25 м должно производиться с помощь средств механизации;
7.4.2. при выполнении работ при подъеме и перемещении грузов масса поднимаемого груза мужчинами не должна превышать 50 кг;
7.4.3. предельные нормы нагрузки для женщин при подъеме и перемещении тяжестей составляют не более 10 кг.
8. Характерные причины аварий, взрывов, пожаров, несчастных случаев в административных и общественных зданиях.
8.1. В административных и общественных зданиях причинами пожаров чаще всего бывают:
- нарушения, допущенные при проектировании и строительстве зданий и сооружений;
- несоблюдение элементарных мер пожарной безопасности персоналом и неосторожное обращение с огнем;
- несоблюдение элементарных мер пожарной безопасности персоналом и неосторожное обращение с огнем;
- нарушение правил пожарной безопасности технологического характера в процессе работы организации (например, при проведении сварочных работ), а также при эксплуатации электрооборудования и электроустановок;
- задействование в работе неисправного оборудования.
8.2. Распространение пожара в зданиях чаще всего происходит из-за поступления свежего воздуха, дающего дополнительный приток кислорода, по вентиляционным каналам, через окна и двери.
9. Меры предупреждения аварий, взрывов, пожаров. Обязанности и действия при аварии, взрыве, пожаре. Способы применения имеющихся в Министерстве средств пожаротушения, противоаварийной защиты и сигнализации, места их расположения.
9.1. В целях предупреждения пожаров и взрывов, сохранения жизни и имущества необходимо избегать создания в здании запасов легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также склонных к самовозгоранию и способных к взрыву веществ. Имеющиеся их небольшие количества содержать в плотно закрытых сосудах, вдали от нагревательных приборов, не подвергать тряске, ударам, разливу.
9.2. Запрещено хранить на лестничных площадках мебель, загромождать проходы и площадки посторонними предметами, загромождать чердаки и подвалы, устраивать кладовые вне специально отведенных мест, собирать макулатуру.
9.3. Необходимо содержать исправными выключатели, вилки и розетки электроснабжения и электрических приборов.
9.4. Запрещается перегружать электросеть, оставлять без присмотра включенные электроприборы; при ремонте последних их следует отключать от сети.
9.5. Запрещается загромождать подъездные пути к зданиям, подход к пожарным гидрантам, запирать двери запасных выходов, заставлять тяжелыми предметами легко разрушаемые перегородки и балконные люки, закрывать проемы воздушной зоны незадымляемых лестничных клеток.
9.6. Необходимо следить за исправностью средств пожарной автоматики и содержать пожарные извещатели, средства пожаротушения в исправном состоянии.
9.7. В случае пожара необходимо срочно покинуть здание, используя основные и запасные (пожарные) выходы или лестницы, позвонить в пожарную охрану по номеру 101, сообщить Ф.И.О. и адрес объекта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.