В соответствии с частями 5 и 6 статьи 14 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" и пунктом 5 части 3 статьи 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить Руководство по соблюдению обязательных требований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Руководство), согласно приложению к настоящему приказу.
2. Управлению аккредитации и государственного контроля (А.Н. Макаров) обеспечить размещение Руководства на официальном сайте Росаккредитации в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по аккредитации М.Б. Залазаева.
Руководитель |
Н.В. Скрыпник |
УТВЕРЖДЕНО
приказом Федеральной службы
по аккредитации
от 14 ноября 2022 г. N 219
РУКОВОДСТВО
по соблюдению обязательных требований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации"
I. Общие положения
1. Настоящее Руководство по соблюдению обязательных требований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Руководство), разработано Федеральной службой по аккредитации с целью разъяснения обязательных требований, содержащихся в Положении о составе сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, об изменениях состава их работников и о компетентности этих работников, об изменениях технической оснащенности, представляемых аккредитованными лицами в Федеральную службу по аккредитации, порядке и сроках представления аккредитованными лицами таких сведений в Федеральную службу по аккредитации, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 24 октября 2020 г. N 704 (далее - Положение).
2. Целью Руководства является профилактика нарушений аккредитованными в национальной системе аккредитации лицами (далее - аккредитованные лица) требований о необходимости представления в национальный орган по аккредитации с использованием федеральной государственной информационной системы в области аккредитации (далее - ФГИС Росаккредитации) документов и сведений о своей деятельности путем формирования единого подхода к обеспечению и соблюдению обязательных требований, предусмотренных Положением.
3. Задачей Руководства является информирование аккредитованных лиц о способах соблюдения обязательных требований, примерах соблюдения обязательных требований, рекомендациях по принятию контролируемыми лицами конкретных мер для обеспечения соблюдения обязательных требований, ответственности за нарушения обязательных требований.
II. Наиболее часто встречающиеся нарушения обязательных требований
4. В результате анализа типовых ошибок, связанных с применением Положения аккредитованными лицами, выявлены следующие наиболее часто встречающиеся ошибки, допускаемые указанными лицами при подготовке и представлении в Федеральную службу по аккредитации соответствующих сведений:
а) аккредитованные лица не представляют сведения о проведенных испытаниях, включая сведения о выданных протоколах испытаний, что влечет за собой нарушение подпункта "а" пункта 4 Положения. Также аккредитованные лица не представляют электронные документы и электронные образы (скан-копий) документов к размещаемой во ФГИС Росаккредитации информации о выданных протоколах испытаний, о проведенных испытаниях, включая сведения о выданных отчетах об испытаниях (протоколах испытаний) с указанием даты и номера (с приложением электронного документа или электронного образа (скан-копии) такого документа), что влечет за собой нарушение подпункта "б" пункта 4 Положения, а также пункта 5 Положения (в зависимости от сферы деятельности аккредитованного лица);
б) аккредитованные лица представляют сведения о составе своих работников и их компетентности не в полном объеме, а также размещают во ФГИС Росаккредитации недостоверные сведения о работниках контролируемого лица, что влечет за собой нарушение подпункта "а" пункта 1 Положения;
в) аккредитованные лица не представляют сведения о наличии и использовании испытательного оборудования, вспомогательного оборудования, средств измерений, эталонов единиц величин, стандартных образцов, необходимых для выполнения работ в соответствии с областью аккредитации, что влечет за собой нарушение подпункта "в" пункта 1 Положения;
г) аккредитованные лица нарушают сроки для представления сведений, установленные пунктом 11 Положения.
III. Пояснения относительно способов соблюдения обязательных требований
5. Подпункт "а" пункта 1 Положения (представляются сведения о работниках аккредитованного лица, принимающих участие в работах в соответствии с областью аккредитации).
5.1. Указанные в подпункте "а" пункта 1 Положения сведения представляются аккредитованными лицами посредством внесения информации в личном кабинете аккредитованного лица во ФГИС Росаккредитации в соответствующие поля.
Состав полей определяется исходя из требований Положения, а также необходимости обеспечения однозначного понимания представленных аккредитованными лицами сведений при условии возможной минимизации трудозатрат, связанных с представлением таких сведений.
5.2. Внесение аккредитованным лицом во ФГИС Росаккредитации сведений и электронных документов или электронных образов (скан-копий) документов, а также формирование содержащихся в системе сведений и информации осуществляется с применением структурного, форматно-логического и иных видов контроля соответствия включаемых в записи о результатах деятельности аккредитованных лиц, об изменениях состава их работников и о компетентности этих работников, об изменениях технической оснащенности сведений требованиям Положения и иным требованиям законодательства Российской Федерации и права Евразийского экономического союза, направленных на обеспечение качества государственных данных и сервисов, в том числе на основании сведений, уже содержащихся во ФГИС Росаккредитации.
5.3. К документам, представляемым аккредитованным лицом о работниках, подтверждающим соблюдение установленных требований, относятся:
трудовые договоры (либо их копии);
гражданско-правовые договоры (либо их копии);
документы о получении работниками высшего образования, среднего профессионального образования или дополнительного профессионального образования (либо их копии);
документы, подтверждающие наличие у работников практического опыта работы по обеспечению единства измерений в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц;
трудовые книжки (либо их копии) или сведения о трудовой деятельности (на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью), трудовые или гражданско-правовые договоры, или копии указанных документов.
6. Подпункт "б" пункта 1 Положения (представляются сведения об используемых помещениях).
6.1. Согласно подпункту "б" пункта 1 Положения к сведениям об используемых помещениях, подтверждающих соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей критериям аккредитации, относятся также следующие показатели и характеристики помещений, зданий или сооружений, включая, но не ограничиваясь:
назначение помещения (в том числе виды проводимых работ (оказания услуг), для приемки и хранения средств измерений, обработки результатов измерений, хранения документации или другое);
специальное или приспособленное;
место нахождения или иная уникальная идентификация;
площадь;
перечень контролируемых параметров в помещении;
наличие специального оборудования (например, вентиляционного, защиты от помех).
6.2. Аккредитованные лица должны также представлять сведения о документах, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, используемых помещений, а также представлять сведения о реквизитах подтверждающих документов.
6.3. Согласно пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом.
С учетом изложенного, исходя из норм ГК РФ, аккредитованные лица могут иметь помещения на следующих основаниях, помимо права собственности, предусматривающих одновременно права владения и пользования:
аренда;
хозяйственное ведение имуществом;
оперативное управление имуществом.
6.4. Подпунктом 24.4 критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 26 октября 2020 г. N 707 (далее - Критерии аккредитации), установлено, что для государственных и муниципальных учреждений допускается наличие по месту (местам) осуществления деятельности в области аккредитации, в том числе, помещений на ином законном основании, предусматривающем право пользования.
Указанное означает, что для государственных и муниципальных учреждений допускается наличие по месту (местам) осуществления деятельности в области аккредитации помещений на ином законном основании, предусматривающем право пользования (например, договор ссуды).
Согласно статье 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Таким образом для государственных и муниципальных учреждений допускается представление документа, подтверждающего факт пользования помещения (с указанием соответствующих обязательных реквизитов документа).
7. Подпункт "в" пункта 1 Положения (представляются сведения о наличии и использовании испытательного оборудования, вспомогательного оборудования, средств измерений, эталонов единиц величин, стандартных образцов, необходимых для выполнения работ в соответствии с областью аккредитации).
7.1. Согласно подпункту "в" пункта 1 Положения к документам, подтверждающим наличие у аккредитованного лица принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, испытательного оборудования, вспомогательного оборудования, средств измерений, эталонов единиц величин, стандартных образцов, необходимых для выполнения работ в соответствии с областью аккредитации, относятся:
копия договора аренды (субаренды) технических средств, оборудования, копия документа, подтверждающего право владения и пользования техническими средствами, оборудованием, бухгалтерская справка об имуществе, числящемся на балансе организации. Требования к договору аренды (субаренды) установлены ГК РФ;
бухгалтерская справка об имуществе, числящемся на балансе организации. Должна содержать: наименование организации, перечень технических средств (оборудования), находящегося на балансе, подписи уполномоченных лиц;
копия свидетельства о поверке технических средств, оборудования, технического паспорта или паспорта, руководства по эксплуатации технических средств, оборудования.
7.2. Свидетельство о поверке должно содержать основную информацию: номер свидетельства, дату, до которой действует свидетельство о поверке включительно, наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнившего поверку, наименование, тип, модификация технических средств, оборудования, заводской номер, заключение о пригодности, знак поверки, должность руководителя подразделения, инициалы, фамилия, подпись, инициалы, фамилия, подпись поверителя, дата поверки.
Технический паспорт (паспорт), руководство по эксплуатации приборов (оборудования) должны содержать срок эксплуатации прибора (оборудования) и (или) срок действия поверки. Свидетельство о поверке получается по месту проведения поверки.
8. Подпункт "а" пункта 2 Положения (сведения представляются аккредитованными органами по сертификации продукции, выполняющими работы по обязательному подтверждению соответствия (далее - органы по сертификации), о зарегистрированных заявках на проведение работ по сертификации и заявлениях на регистрацию деклараций о соответствии).
8.1. Пунктом 3 Критериев аккредитации установлено, что органы по сертификации продукции, услуг должны соответствовать требованиям, установленным положениями ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 "Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг" (далее - ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012).
Требования к процессу подаче заявки установлены пунктом 7.2 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012.
8.2. Орган по сертификации должен оценивать поступившею заявку, в том числе, на наличие следующей информации:
продукция, подлежащая сертификации;
стандарты и (или) другие нормативные документы, на соответствие которым заказчик проходит сертификацию;
общие характеристики заказчика, включая название и адрес фактического местонахождения, существенные аспекты процессов и операций (если требуется соответствующей схемой сертификации) и любые правовые обязательства;
общая информация, указанная в заявке и касающаяся заказчика, такая как его деятельность, персонал и технические ресурсы, включая средства контроля и испытательные лаборатории, функции и взаимосвязи в более крупной организации при их наличии;
информация о процессах, переданных стороннему исполнителю и используемых заказчиком, что может отразиться на выполнении требований. Если заказчик определил стороннее юридическое лицо для производства сертифицированной продукции, то орган по сертификации может ввести соответствующие меры контроля на контрактной основе для осуществления эффективного надзора. Такие договорные меры могут быть введены до предоставления официальной документации по сертификации;
любая иная информация согласно соответствующим сертификационным требованиям для первоначального оценивания и надзорной деятельности (например, от предприятий, выпускающих сертифицированную продукцию, и контактных лиц на этих предприятиях).
Для получения вышеуказанной информации орган по сертификации на различных этапах можно использовать разные средства и механизмы, включая заявочную форму или пакет заявочных документов, в связи с заключением юридически обязательного договора, или отдельно от него.
8.3. Разделы 7.4 и 7.5 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 описывают процедуры оценивания и анализа информации, представленной заказчиком, в целях принятия решения о сертификации.
В случае принятия решения об отказе проведения конкретных видов сертификации в личном кабинете ФГИС Росаккредитации предусмотрена возможность внесения сведений, в том числе, об отказе сертификации.
8.4. В Личном кабинете ФГИС Росаккредитации орган по сертификации вносит в соответствующие разделы сведения:
об объекте подтверждения соответствия в отношении сертификатов соответствия продукции требованиям технических регламентов Российской Федерации, сертификатах соответствия продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, сертификатах соответствия продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (далее - Союз) (технических регламентов Таможенного союза), сертификатах соответствия продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме Союза;
наименование заявителя (заказчика),
дату регистрации заявления (заявки).
9. Подпункт "б" пункта 2 Положения (сведения представляются органами по сертификации об исследованиях (испытаниях) и измерениях, проведенных в целях подтверждения соответствия продукции).
9.1 Органы по, сертификации вправе представлять протоколы испытаний, выданные, не аккредитованными испытательными лабораториями (в случае если законодательством Российской Федерации и актами, составляющими право Союза установлена такая возможность)
Указанные протоколы должны содержать в себе идентифицирующие признаки дающие основания полагать, что продукция, подлежащая подтверждению соответствия, прошла испытания на соответствие установленным требованиям по регламентированным методам.
К таким признакам может относится:
дата оформления протокола и номер в соответствии с системой, принятой в испытательной лабораторией;
наименование испытательной лаборатории;
наименование продукции, наименование и фактические значения проверяемых показателей свойств продукции;
номера и наименования нормативных документов на примененные методы испытаний, лица проводившего испытания.
Необходимо отметить, что нормативными документами могут быть установлены специальные требования к протоколам испытаний в зависимости от объекта подтверждения, которые должны быть учтены испытательной лабораторией при выдаче протокола испытаний.
9.2 Органы по сертификации вправе представлять протоколы испытаний, выданные аккредитованной испытательной лаборатории.
Указанные протоколы должны быть оформлены в соответствии с требованиями, установленными ГОСТ 58973-2020 "Правила к оформлению протоколов испытаний", а также содержать положения, предусмотренные разделом 7.8 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий".
При этом нормативными документами могут быть установлены специальные требованиям к протоколам испытаний в зависимости от объекта подтверждения, которые должны быть учтены аккредитованной испытательной лабораторией при выдаче протокола испытаний.
При внесении сведений во ФГИС Росаккредитации о протоколе испытаний, выданном аккредитованной испытательной лабораторией указываются дата и номер протокола испытаний.
Указанные сведения должны полностью соответствовать данным внесённым аккредитованной испытательной лабораторией в отношении такого протокола испытаний.
9.3 Органы по сертификации продукции, выполняющие работы по обязательному подтверждению соответствия помимо внесения сведений во ФГИС Росаккредитации об испытаниях, проведенных в целях подтверждения соответствия продукции, подзагружают к указанным сведениям электронные документы или электронные образы (скан-копии) протоколов испытаний.
Сведения, содержащиеся в протоколах испытаний должны коррелироваться со сведениями, вносимыми о них во ФГИС Росаккредитации органами по сертификации.
Электронные документы или электронные образы (скан-копии) протоколов испытаний погружаются в обязательном порядке вне зависимости от того выданы ли такие протоколы испытаний аккредитованными испытательными лабораториями, либо неаккредитованной испытательной лабораторией.
Электронные документы или электронные образы (скан-копии) протоколов испытаний погружаются в полном объеме (все страницы).
10. Подпункты "в" - "е" пункта 2 Положения (сведения представляются органами по сертификации о выданных сертификатах соответствия, о приостановлении, возобновлении и прекращении действия сертификатов соответствия).
10.1. Единые формы сертификата соответствия требованиям технических регламентов Союза и декларации о соответствии требованиям Союза, а также правила их оформления установлены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. N 293.
Формы сертификата соответствия и декларации соответствии на продукцию, включенную в единый перечень продукции Союза, утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 319 "О техническом регулировании в таможенном союзе".
Формы сертификата соответствия и декларации о соответствии Российской Федерации, а также сертификата соответствия и декларации о соответствии на продукцию, включенную в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, а также состав сведений, содержащихся в них утверждены приказом Минпромторга России от 27 мая 2021 г. N 1934.
10.2. Состав полей (сведений) для внесения соответствующей информации в личном кабинете во ФГИС Росаккредитации определяется исходя из требований договорно-правовой базы Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации. Сервис ФГИС Росаккредитации предусматривает строгие требования к соблюдению форматов вносимых сведений.
При возникновении вопросов по работе ФГИС Росаккредитации аккредитованное лицо может воспользоваться "Интерактивным помощником" по работе с ФГИС Росаккредитации" (https://support.fsa.gov.ru/), направить письменное обращение в техническую поддержку ФГИС Росаккредитации по адресу электронной почты: fgis@fsa.gov.ru или обратиться по телефону +7 (495) 539-26-70 в рабочие дни с 9-00 по 18-00 (МСК).
11. Подпункт "ж" пункта 2 Положения (сведения представляются органами по сертификации о зарегистрированных декларациях о соответствии (в случае если правом Евразийского экономического союза предусмотрено, что регистрацию деклараций о соответствии осуществляют исключительно органы по сертификации).
11.1. В личном кабинете ФГИС Росаккредитации орган по сертификации вносит в соответствующий раздел сведения о зарегистрированных декларациях о соответствии продукции требованиям технических регламентов с указанием оснований принятия соответствующего решения (в случае если правом Союза, предусмотрено, что регистрацию деклараций о соответствии осуществляют исключительно органы по сертификации).
Обязательными условиями для регистрации декларации о соответствии является указание, в том числе, следующих сведений:
о типе декларации о соответствии;
о схеме декларирования;
заявителе;
изготовителе.
11.2. Орган по сертификации вносит вышеуказанные сведения о зарегистрированных им декларациях о соответствии в соответствующие разделы.
12. Подпункт "з" пункта 2 Положения (сведения представляются органами по сертификации об актах анализа состояния производства (в случае если это предусмотрено схемой сертификации).
12.1. Органы по сертификации в случаях если это предусмотрено схемой сертификации проводят анализ состояния производства с обязательным оформлением актах анализа состояния производства.
Акт анализа состояния производства оформляется в соответствии с ГОСТ Р 54293-2020 "Национальный стандарт Российской Федерации. Анализ состояния производства при подтверждении соответствия" (если нормативными актами не установлены специальные требования к акту анализа состояния производства).
При проведении анализ состояния производства в рамках подтверждения продукции требованиями технических регламентов Союза (Таможенного союза) акт анализа производства оформляется с учетом требований, установленных правом Союза.
12.2. Вносимые органом по сертификации во ФГИС Росаккредитации сведения об актах анализа состояния производства должны соответствовать данным содержащимся в таких актах.
К сведениям об актах анализа состояния производства вносимым во ФГИС Росаккредитации в обязательном порядке погружаются электронные документы или электронные образы (скан-копии) таких актов.
Электронные документы или электронные образы (скан-копии) актов анализа производства погружаются в полном объеме без каких-либо изъятий определенных составляющих.
Таким образом электронный документ или электронный образ (скан-копия) акта анализа состояния производства должен включать в себя все страницы указанного документа.
13. Подпункт "и" пункта 2 Положения (сведения представляются органами по сертификации о документах, послуживших основанием для оформления сертификатов соответствия, указанных в подпунктах "в" - "е" пункта 2 Положения, предусмотренных схемой сертификации).
13.1. В целях исполнения подпункта "и" пункта 2 Положения органы по сертификации должны представлять посредством личного кабинета ФГИС Росаккредитации документы, послужившие основанием для оформления вышеуказанных сертификатов соответствия.
Перечень указанных документов зависит от используемой схемы оценки (подтверждения) соответствия продукции.
13.2. Описание схем оценки соответствия продукции установлен следующими документами:
Решение Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. N 621 "О Положении о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза";
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18 апреля 2018 г. N 44 "О типовых схемах оценки соответствия";
ГОСТ Р 53603-2020 "Оценка соответствия. Схемы сертификации продукции в Российской Федерации" (вступает в силу с 1 января 2023 г. с правом досрочного применения);
технические регламенты Союза (Таможенного союза).
14. Подпункты "к" и "н" пункта 2 Положения (сведения представляются органами по сертификации о проведении инспекционного контроля (планового и внепланового) за объектами сертификации (в случае, если его проведение предусмотрено схемой сертификации, техническими регламентами, документами по стандартизации), а также о передаче/получении функций по проведению инспекционного контроля за продукцией, в отношении которой сертификат соответствия оформлен другим органом по сертификации).
14.1. Согласно подпунктов "к" и "н" пункта 2 Положения органы по сертификации представляют сведения: о датах, на которые запланировано проведение инспекционного контроля; о дате в случае его переноса с указанием причин переноса и о результатах проведения инспекционного контроля, а также сведения о передаче/получении функций по проведению инспекционного контроля за продукцией, в отношении которой сертификат соответствия оформлен другим органом по сертификации, с указанием даты, номера и приложением копии договора с заявителем. Указанные сведения представляются, с приложением электронных документов или скан-копии соответствующих (подтверждающих) документов.
14.2. Порядок проведения инспекционного контроля регламентируется требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 24 июня 2021 г. N 1265 "Об утверждении правил обязательного подтверждения соответствия продукции указанном в абзаце 3 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании" (далее - Правила) и ГОСТ Р 58984-2020 "Оценка соответствия. Порядок проведения инспекционного контроля в процедурах сертификации" (далее - ГОСТ Р 58984-2020), в соответствии с которыми при инспекционном контроле предусматриваются плановые проверки с установленной периодичностью, а в случае необходимости (по решению органа по сертификации) проводятся внеплановые проверки. Проверка проводится на основании программы планового инспекционного контроля, утвержденной руководителем органа по сертификации, которая доводится до сведения заявителя и других участников проверки.
14.3. Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором дают оценку результатов испытаний образцов продукции и других проверок, делают вывод о возможности (невозможности) сохранения действия выданного сертификата соответствия. По итогам инспекционного контроля орган по сертификации принимает одно из следующих решений: считать действие сертификата соответствия подтвержденным; приостановить действие сертификата соответствия; прекратить действие сертификата соответствия, о чём письменно информируется заявитель и заинтересованные стороны.
Сведения о прохождении инспекционного контроля подлежат включению в реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии (далее - единый реестр).
14.4. В случаях непроведения в установленный срок инспекционного контроля, если инспекционный контроль предусмотрен техническим регламентом, схемой обязательной сертификации, договором, или непредставления органом по сертификации сведений о прохождении инспекционного контроля в единый реестр сертификат соответствия прекращает действие по истечении 30 дней со дня наступления последнего дня месяца, в котором должен быть проведен инспекционный контроль, но не позднее чем по истечении одного года со дня прекращения действия аккредитации (сокращения области аккредитации в соответствующей части) аккредитованного лица, который выдал сертификат соответствия, аккредитация которого в качестве органа по сертификации была прекращена или область аккредитации которого была сокращена в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации (в части проведения соответствующих работ по обязательной сертификации). Сведения о прекращении действия сертификата соответствия вносятся органом по аккредитации в единый реестр. В случае невозможности проведения инспекционного контроля орган по сертификации обязан уведомить об этом заявителя за 30 дней до истечения срока проведения инспекционного контроля.
Помимо этого следует иметь ввиду, что в соответствии с пунктом 2 статьи 26 Федеральный закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) орган по сертификации осуществляет инспекционный контроль, в случае поступления от органов государственного контроля (надзора) информации о претензиях к безопасности продукции либо в случае, если поступившая информация ставит под сомнение результаты ранее принятого решения по сертификации продукции.
14.5. При возникновении необходимости в передаче/получении функций по проведению инспекционного контроля за продукцией, в отношении которой сертификат соответствия оформлен другим органом по сертификации, например, в случае прекращения аккредитации одного из органов по сертификации, на основании договора заявителя с иным аккредитованным органом по сертификации с действующей (на момент передачи сертификата соответствия) областью аккредитации представляет иному органу по сертификации право на проведение инспекционного контроля.
Актом приема-передачи фиксируется передача одним органом по сертификации другому органу по сертификации материалов, полученных при сертификации, в том числе заявки на проведение сертификации, акта отбора образцов, результатов испытаний образцов продукции и решения о выдаче заявителю сертификата соответствия.
14.6. В случае прекращения аккредитации органа по сертификации (сокращения области аккредитации) заявитель на проведение сертификации заключает договор о передаче сертификата соответствия, выданного на серийно выпускаемую продукцию, в том числе по выполнению инспекционного контроля, с иным аккредитованным органом по сертификации с действующей на момент передачи сертификата соответствия областью аккредитации, распространяющейся на продукцию, которая была сертифицирована.
Орган по сертификации, с которым заключен договор о передаче сертификата соответствия, выданного на серийно выпускаемую продукцию, в том числе по выполнению инспекционного контроля, обеспечивает проведение инспекционного контроля в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными выше.
14.7. Сведения о передаче также представляются во ФГИС Росаккредитации с указанием даты, номера и приложением копии договора с заявителем.
15. Подпункт "л" пункта 2 Положения (сведения представляются органами по сертификации об отказе в выдаче сертификатов соответствия, указанных в подпунктах "в" - "е" пункта 2 Положения).
15.1. Орган по сертификации в рамках процесса сертификации на основании всей информации, касающейся оценивания, анализа, или любой другой принимает решение по сертификации.
Орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата соответствия при наличии объективных причин, исключающих выдачу сертификата соответствия.
Решение об отказе выдаче сертификата соответствия в обязательном порядке должно содержать причины принятия такого решения, его дату и номер.
15.2. Форма решения об отказе в выдаче сертификата соответствия должна соответствовать форме, предусмотренной документами системы менеджмента качества Органа по сертификации.
15.3. Сведения о решении об отказе в выдаче сертификата соответствия, вносимые Органом по сертификации во ФГИС Росаккредитации должны соответствовать данным содержащимся в таком решении.
К сведениям о решении об отказе в выдаче сертификата соответствия вносимым во ФГИС Росаккредитации в обязательном порядке погружается электронный документ или электронный образы (скан-копия) такого решения.
Электронный документ или электронный образы (скан-копия) решения об отказе в выдаче сертификата соответствия погружается в полном объеме.
16. Подпункт "м" пункта 2 Положения (сведения представляются органами по сертификации о доказательственных материалах, представление которых для регистрации деклараций о соответствии, указанных в подпункте "ж" пункта 2 Положения, предусмотрено техническим регламентом (техническими регламентами).
16.1. Под доказательственными материалами, указанными в подпункте "м" пункта 2 Положения, понимаются документы и материалы, предоставляемые для регистрации деклараций о соответствии и предусмотренных техническим регламентом (техническими регламентами).
16.2. Согласно пункту 3 статьи 46 Правил для принятия декларации о соответствии заявитель на регистрацию декларации о соответствии формирует комплект доказательственных материалов, включающий:
- для продукции серийного производства:
копию технической документации (конструкторской, и (или) технологической, и (или) эксплуатационной документации, и (или) технических условий (описаний) на продукцию, содержащей основные параметры и характеристики продукции, а также ее описание, в целях оценки соответствия продукции установленным требованиям;
договор с изготовителем (в том числе с иностранным изготовителем), предусматривающий обеспечение соответствия поставляемой на территорию Российской Федерации продукции установленным требованиям и ответственность за несоответствие такой продукции указанным требованиям (для уполномоченного изготовителем лица) (в случаях, предусмотренных схемой декларирования соответствия);
сертификат соответствия системы менеджмента качества (в случаях, предусмотренных схемой декларирования соответствия) с указанием номера, даты, наименования органа по сертификации систем менеджмента, выдавшего сертификат соответствия системы менеджмента качества, уникального номера записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц;
сведения о регистрационном номере заявителя на регистрацию декларации о соответствии, присваиваемом при государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
протоколы исследований (испытаний), измерений с указанием номера, даты, наименования аккредитованной испытательной лаборатории, уникального номера записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц, а в случае, если это предусмотрено схемой декларирования соответствия, с указанием наименования собственной испытательной лаборатории изготовителя;
заключение органа по сертификации по результатам проведенных исследований (испытаний), измерений типовых образцов выпускаемой в обращение продукции и технической документации на такую продукцию (при наличии);
заключение органа по сертификации об исследовании типа продукции (в случаях, предусмотренных схемой декларирования соответствия) с указанием номера, даты, наименования органа по сертификации, уникального номера записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц;
иные документы по выбору заявителя на регистрацию декларации о соответствии, послужившие основанием для принятия декларации о соответствии (при наличии);
- для партии продукции или единичного изделия:
копию контракта (договора поставки) и товаросопроводительные документы, идентифицирующие партию продукции или единичное изделие, в том числе размер;
копию технической документации (конструкторской, и (или) технологической, и (или) эксплуатационной документации, и (или) технических условий (описаний) на продукцию, содержащей основные параметры и характеристики продукции, а также ее описание, в целях оценки соответствия продукции установленным требованиям;
сведения об основном государственном регистрационном номере юридического лица или индивидуального предпринимателя (заявителя на регистрацию декларации);
протоколы исследований (испытаний), измерений с указанием номера, даты, наименования аккредитованной испытательной лаборатории, уникального номера записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц, а в случае, если это предусмотрено схемой декларирования соответствия, с указанием наименования собственной испытательной лаборатории изготовителя;
заключение органа по сертификации по результатам проведенных исследований (испытаний), измерений типовых образцов выпускаемой в обращение продукции и технической документации на данную продукцию (при наличии);
заключение органа по сертификации об исследовании типа продукции (в случаях, предусмотренных схемой декларирования соответствия) с указанием номера, даты, наименования органа по сертификации, уникального номера записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц;
иные документы по выбору заявителя на регистрацию декларации о соответствии, послужившие основанием для принятия декларации о соответствии (при наличии).
16.3. При наличии положительных результатов декларирования соответствия, подтверждающих соответствие продукции установленным требованиям, заявитель на регистрацию декларации о соответствии принимает декларацию о соответствии на основании комплекта вышеуказанных доказательственных материалов.
При этом доказательственные материалы, в том числе протоколы исследований (испытаний), измерений продукции, должны содержать информацию обо всех показателях (характеристиках), подтверждающих соответствие продукции, указанной в декларации о соответствии, установленным требованиям.
17. Пункт 3 Положения (сведения представляются аккредитованными органами по сертификации систем менеджмента, органами по сертификации услуг, персонала, а также органами по сертификации продукции, выполняющими работы по добровольному подтверждению соответствия, о выданных сертификатах, о приостановлении, возобновлении и прекращении их действия).
17.1. Аккредитованные органы по сертификации систем менеджмента, органы по сертификации услуг, персонала, а также органы по сертификации продукции, выполняющие работы по добровольному подтверждению соответствия, дополнительно к сведениям, указанным в пункте 1 Положения, представляют в Федеральную службу по аккредитации сведения, включая электронные документы или скан-копии соответствующих документов о приостановлении, возобновлении и прекращении действия сертификата.
В личном кабинете орган по сертификации систем менеджмента вносит сведения в соответствующий раздел о выданных сертификатах соответствия, в том числе, но не ограничиваясь: номер сертификата, выданного в добровольной сфере, дата регистрации сертификата, дата начала действия сертификата, скан-копия сертификата, дата окончания действия сертификата, регистрационный номер системы добровольной сертификации, наименование системы добровольной сертификации, дата регистрации системы добровольной сертификации, сведения об объекте.
17.2. Неисполнение указанных выше нормативных сроков является нарушением требований действующего законодательства и влечет за собой принятие мер реагирования, включая приостановление действия аккредитации на основании пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Федеральный закон N 412-ФЗ).
18. Пункт 4 Положения (сведения представляются аккредитованными испытательными лабораториями (центрами), участвующими в выполнении работ по обязательному подтверждению соответствия, а также испытательными лабораториями (центрами), в отношении которых законодательством Российской Федерации установлены требования о наличии аккредитации в национальной системе аккредитации, о проведенных испытаниях, включая сведения о выданных отчетах об испытаниях (протоколах испытаний), а также об оборудовании, объекте испытаний и др., а также о результатах участия в межлабораторных сличительных (сравнительных) испытаниях).
18.1. Согласно положениям подпункта "а" пункта 4 Положения аккредитованная в национальной системе аккредитации испытательная лаборатория (центр) (далее - испытательная лаборатория) после проведения исследования (испытания, измерения) составляет, подписывает и утверждает отчет об испытаниях (протокол испытаний) (далее - Протокол).
Протокол должен быть оформлен в соответствии с требованиями, установленными ГОСТ 58973-2020 "Правила к оформлению протоколов испытаний" (далее - ГОСТ 58973-2020), а также содержать положения, предусмотренные разделом 7.8 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий".
Внесенные сведения должны полностью соответствовать сведениям, содержащимся в Протоколе.
18.2. Также испытательная лаборатория . загружает (прикрепляет) электронный документ или электронный образ (скан-копию) указанного Протокола к заполняемой карточке.
Необходимо отметить, что требование о необходимости прикрепления во ФГИС Росаккредитации к карточке электронного документа или электронного образа (скан-копии) Протокола является обязательным. Применяемые правила и методы испытаний должны соответствовать действующей области аккредитации испытательной лаборатории. Сведения об оборудовании и средствах измерений, использованных при проведении испытаний должны содержаться во ФГИС Росаккредитации, и иметь статус "действующий".
18.3. Дата получения образца для испытаний, а также дата отбора образца, если отбор осуществлен испытательной лабораторией, дата начала и окончания проведения испытаний должны соответствовать фактическим датам осуществления действий (проводимых мероприятий).
18.4. Согласно положениям подпункта "б" пункта 4 Положения испытательная лаборатория после проведения межлабораторных сличительных исследований (далее - МСИ) составляет и утверждает отчет по проверке квалификации (далее - Отчет).
После чего посредством личного кабинета ФГИС Росаккредитации аккредитованное лицо в разделе "Сведения о проведенном МСИ" заполняет все обязательные графы и загружает (прикрепляет) электронный документ или электронный образ (скан-копию) указанного Отчета.
18.5. Федеральная служба по аккредитации при использовании результатов МСИ учитывает, что проверка квалификации выполняется в рамках плана мониторинга достоверности результатов деятельности лаборатории и не заменяет других процедур по обеспечению достоверности результатов испытаний, а дополняет их. Результаты участия лабораторий в программах МСИ используются Росаккредитацией:
при принятии решений по аккредитации и подтверждению компетентности аккредитованных лиц;
при определении программы выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации и определении/изменении объема проведения контрольных испытаний;
при рассмотрении жалоб на результаты деятельности аккредитованного лица (в случае их поступления в Федеральную службу по аккредитации).
18.6. При аккредитации и подтверждении компетентности аккредитованного лица, проведении контрольных (надзорных) мероприятий проверяются документы, предоставленные лабораторией об участии в программах МСИ, и оценивается соответствие выбранных программ заявленной или действующей области аккредитации, обоснование формирования плана участия в МСИ, проверяется выполнение плана участия в проверках квалификации путем проведения МСИ по срокам и охвату области аккредитации, результаты участия в МСИ.
При оценке результатов участия лаборатории в МСИ Росаккредитация учитывает, в том числе, применяемые методы испытаний/калибровки, номенклатуру и свойства объектов испытаний/калибровки, частоту использования конкретных методик.
Росаккредитация может, в том числе, ориентироваться на критерии, установленные провайдером МСИ, или использовать нормируемые, приписанные и оцененные лабораторией показатели точности.
При необходимости Росаккредитация обращается к провайдеру МСИ (лицу, выступающему в качестве провайдера) за разъяснениями по результатам участия лаборатории.
При выявлении неудовлетворительных результатов участия в МСИ Росаккредитация в каждом конкретном случае оценивает выполнение лабораторией правил осуществления корректирующих мероприятий, установленных системой менеджмента качества.
В случае возникновения сомнений в компетентности лаборатории во время выездной оценки может быть проведена дополнительная экспериментальная проверка качества испытаний (измерений, исследований) или калибровки.
19. Пункт 5 Положения (сведения представляются аккредитованными испытательными лабораториями (центрами), не указанными в пункте 4 Положения, о проведенных испытаниях, включая сведения о выданных отчетах об испытаниях (протоколах испытаний).
19.1. Согласно положениям данного пункта испытательная лаборатория (центр), выполняющая работы по проведению экспертиз, исследований (испытаний) и измерений в случаях, если законодательством Российской Федерации не установлено требование о наличии у таких лабораторий аккредитации в национальной системе аккредитации (далее - лаборатория, выполняющая испытания в добровольной сфере), после проведения исследования (испытания, измерения составляет, подписывает и утверждает Протокол в соответствии с положениями ГОСТ 58973-2020, после этого посредством личного кабинета ФГИС Росаккредитации, аккредитованное лицо заполняет все обязательные графы соответствующей карточки.
Внесенные сведения должны полностью соответствовать сведениям, содержащимся в отчете об испытаниях (протоколе испытаний).
19.2. Также аккредитованное лицо загружает (прикрепляет) электронный документ или электронный образ (скан-копию) указанного отчета об испытаниях (протокола испытаний) к заполняемой карточке. Требование о необходимости прикрепления во ФГИС Росаккредитации к карточке электронного документа или электронного образа (скан-копии) отчета об испытаниях (протокола испытаний) является обязательным. Применяемые правила и методы испытаний должны соответствовать действующей области аккредитации аккредитованного лица.
19.3. Представляемые во ФГИС "Росаккредитации" сведения должны быть достоверными, объективными, отражающими фактические обстоятельства. Электронные образы (скан-копии) документов предоставляются в полном объеме и должны быть читаемые и достоверные.
20. Пункт 6 Положения (сведения представляются аккредитованными органами инспекции о выданных протоколах инспекции или актах инспекции).
20.1. Аккредитованные в национальной системе аккредитации органы инспекции (далее - органы инспекции) дополнительно к сведениям, указанным в пункте 1 Положения, после составления протокола инспекции или акта инспекции представляют посредством личного кабинета ФГИС Росаккредитации, сведения о протоколе инспекции и акте инспекции, заполнив все обязательные графы соответствующей карточки. Внесенные сведения должны полностью соответствовать сведениям, содержащимся в протоколе инспекции или акте инспекции.
20.2. Также органы инспекции загружают (прикрепляют) электронный документ или электронный образ (скан-копию) указанного протокола инспекции или акта инспекции к заполняемой карточке.
Представляемые во ФГИС Росаккредитации данные должны быть достоверными, объективными, отражающими фактические обстоятельства. Необходимо отметить, что электронные образы (скан-копии) документов предоставляются в полном объеме и должны быть читаемые и достоверные.
20.3. В случае, если законодательством Российской Федерации или техническими регламентами Евразийского экономического союза (техническими регламентами Таможенного союза) установлено, что орган инспекции по результатам проведенных инспекций выдает иные документы, сведения о них также предоставляются в соответствии с вышеуказанной инструкцией.
21. Пункт 7 Положения (сведения представляются аккредитованными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, проводящими межлабораторные сличительные испытания, о проведенных ими межлабораторных сличительных испытаниях (об отчетах по проверке квалификации).
Аккредитованные в национальной системе аккредитации юридические лица и индивидуальные предприниматели, проводящие межлабораторные сличительные испытания, дополнительно к сведениям, указанным в пункте 1 Положения, после проведения межлабораторных сличительных испытанный, составления отчета по проверке квалификации, представляют посредством личного кабинета ФГИС Росаккредитации сведения, указанные в подпунктах "а" - "д" указанного пункта, учитывая случаи, когда представление таких сведений не требуется.
Передаваемые во ФГИС Росаккредитации сведения должны полностью соответствовать сведениям, содержащимся в отчете по проверке квалификации, результатам проведенных межлабораторных сличительных испытаний, быть достоверными, объективными, отражающими фактические обстоятельства.
Сведения, указанные в подпунктах "а" - "д" пункта 7 Положения, не представляются в случае использования простых отчетов, исключающих элементы предоставления перечисленной информации, за исключением информации, включенной в протоколы программы проверки квалификации или в периодические итоговые отчеты, которые доступны участникам.
22. Пункт 8 Положения (сведения представляются аккредитованными лицами, выполняющими работы и (или) оказывающими услуги по обеспечению единства измерений).
22.1. Аккредитованные лица, указанные в подпунктах "а" - "е" пункта 8 Положения, выполняющие работы и (или) оказывающие услуги по обеспечению единства измерений (далее - лица, выполняющие работы по обеспечению единства измерений), дополнительно к сведениям, указанным в пункте 1 Положения, представляют посредством личного кабинета ФГИС Росаккредитации сведения, указанные в соответствующих подпунктах.
В личном кабинете ФГИС Росаккредитации лицо, выполняющее работы по обеспечению единства измерений, вносит в соответствующий раздел следующие сведения о результатах деятельности (но не ограничиваясь):
о номере свидетельства об аттестации методик (методов) измерений;
о дате свидетельства об аттестации;
о наименовании методики измерений;
о наименовании типа стандартного образца;
о дате(ах) проведения испытаний, адрес проведения испытаний;
о датах(е) выезда специалиста на место проведения испытаний;
о наименовании типа средств измерений;
о методики поверки;
о наименовании типа средств измерений;
о заводских номерах представленных образцов;
о регистрационном номере типа средства измерений в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений;
о дате результата поверки средств измерений;
о типе поверяемого средства измерения;
о результате поверки;
о лице, проводившем поверку;
о наименовании документа, представленного на экспертизу;
о номере заключения;
о лице, проводившем экспертизу;
о номере свидетельства (сертификата) калибровки;
о дате свидетельства (сертификата) калибровки;
о типе калибруемого средства измерения.
22.2. Лица, аккредитованные на калибровку средств измерений, также загружают (прикрепляют) электронный документ или электронный образ (скан-копию) выданного свидетельства (сертификата) о калибровке. Электронные образы (скан-копии) документов предоставляются в полном объеме и должны быть читаемые и достоверные.
Представляемые во ФГИС Росаккредитации сведения должны быть достоверными, объективными, полностью соответствовать сведениям, содержащимся в итоговом документе, составленном по завершении тех или иных видов работ, измерений, испытаний, поверки, экспертизы, калибровки.
23. Пункт 9 Положения (дополнительные сведения представляются аккредитованными лицами, включенными в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза).
Согласно положениям указанного пункта аккредитованные лица, включенные в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза, должны обеспечить наличие актуальных сведений (в зависимости от типа аккредитованного лица):
о руководителе и заместителях руководителя испытательной лаборатории, (органа по сертификации);
о компетентности руководителя и заместителях руководителя испытательной лаборатории, (органа по сертификации);
об изменении руководителя и заместителей руководителя испытательной лаборатории, (органа по сертификации);
об изменении компетентности руководителя и заместителях руководителя испытательной лаборатории (органа по сертификации).
Вышеуказанные сведения вносятся в соответствующий раздел личного кабинета ФГИС Росаккредитации.
Подтверждением компетентности руководителя аккредитованного лица и его заместителей являются скан-копии документов, о высшем образовании по специальности и (или) направлению подготовки, соответствующим всей области аккредитации или ее части, об опыте работы в области оценки соответствия не менее 5 лет, при этом учитывается опыт работы в течение 10 лет, предшествующих дню направления аккредитованным лицом заявления о его включении в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза. Электронные образы (скан-копии) документов предоставляются в полном объеме и должны быть читаемые и достоверные.
24. Пункт 10 Положения (форма и способ представления сведений).
24.1. В целях автоматизации процессов в сфере аккредитации, обеспечения открытости информации в области аккредитации, осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц, аккредитованные лица представляют сведения, указанные в пунктах 1 - 9 Положения в электронном виде (в том числе электронные документы и/или электронные образы (скан-копии) документов), посредством ФГИС Росаккредитации.
Доступ пользователей к ФГИС Росаккредитации осуществляется через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", авторизация пользователей производится через Единую систему идентификации и аутентификации.
Сведения и электронные документы или электронные образы (скан-копии) документов вносятся в соответствующие разделы личного кабинета ФГИС Росаккредитации и строки конкретных модулей и разделов.
24.2. Вносимая во ФГИС Росаккредитации информация должна размещаться в предусмотренных для таких сведений строках. Строки заполняются путем выбора элемента выпадающих значений, содержащихся в них, а при отсутствии данного сервиса, непосредственно вводом необходимых данных.
Вносимые сведения должны быть достоверными, объективными, отражающими фактические обстоятельства.
Электронные образы (скан-копии) документов предоставляются в полном объеме и должны быть читаемые и достоверные.
25. Пункт 11 Положения (сроки представления сведений).
25.1. Согласно положениям подпункта "а" пункта 11 Положения аккредитованное лицо посредством ФГИС Росаккредитации в течение 10 рабочих дней со дня получения аккредитации либо завершения процедуры подтверждения компетентности (в случае если указанные сведения не были предоставлены заявителем на аккредитацию, аккредитованным лицом ранее посредством ФГИС Росаккредитации), а также в течение 10 рабочих дней со дня, когда произошли соответствующие изменения, но не позднее дня, когда соответствующие работники аккредитованного лица приступили к проведению работ в соответствии с областью аккредитации, соответствующее помещение, оборудование начали использоваться для выполнения работ в соответствии с областью аккредитации предоставляют в Росаккредитацию сведения о работниках, используемых помещениях и оборудовании, необходимых для выполнения работ в соответствии с областью аккредитации.
Срок исчисляется с момента: начала действия трудовых договоров, гражданско-правовых договоров таких работников и/или изменения организационно-штатной структуры аккредитованных лиц; начала использования помещений в соответствии с условиями соответствующих договоров и иных оснований, дающих право пользования помещением; приобретения/ввода в эксплуатацию необходимого оборудования и готового к использованию (поверенного).
При этом в случае, если работники аккредитованного лица непосредственно приступили к проведению работ в соответствии с областью аккредитации, начали использовать оборудование для выполнения работ и проводить работы в соответствующем помещении, то сведения о них необходимо направить не позднее дня с момента начала таких работ.
25.2. Согласно положениям подпункта "б" пункта 11 Положения орган по сертификации посредством ФГИС Росаккредитации в течение 3 рабочих дней со дня поступления в орган по сертификации заявки или заявления, представляет сведения о зарегистрированных заявках на проведение работ по сертификации и заявлениях на регистрацию деклараций о соответствии с указанием заявителя, даты регистрации заявления, объекта подтверждения соответствия в отношении сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, указанных в подпунктах "в" - "ж" пункта 2 Положения.
25.3. Согласно положениям подпункта "в" пункта 11 Положения орган по сертификации посредством ФГИС Росаккредитации передает сведения, указанные в подпунктах "б" - "ж", "и", "к", "м", "н" пункта 2 Положения в соответствии со сроками, установленными пунктом 11 Порядка, а именно:
сведения о сертификатах соответствия передаются:
- в течение одного рабочего дня со дня принятия органом по сертификации решения о выдаче сертификата соответствия;
- в течение одного рабочего дня со дня принятия решения органа по сертификации о приостановлении, возобновлении, продлении или прекращении действия выданного сертификата соответствия, о признании сертификата соответствия недействительным;
- в течение одного рабочего дня со дня оформления органом по сертификации акта инспекционного контроля, принятия решения о переносе даты (периода) проведения планового или внепланового инспекционного контроля, принятия решения о передаче функций по проведению инспекционного контроля иному аккредитованному в национальной системе аккредитации органу по сертификации с действующей на момент передачи функции областью аккредитации, распространяющейся на продукцию, которая была сертифицирована;
- в исключительных случаях указанные сроки передачи сведений о сертификатах соответствия органами по сертификации могут быть продлены, если причиной невозможности их соблюдения явились факты проведения технических работ в федеральной системе в области аккредитации, влекущих невозможность передачи органом по сертификации указанных сведений. В этом случае сроки передачи сведений о сертификатах соответствия продлеваются пропорционально времени, затраченному на проведение технических работ. Сведения о времени, затраченном на проведение технических работ, а также информация о запланированном проведении таких работ публикуются на официальном сайте национального органа по аккредитации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
25.4. Согласно положениям подпункта "г" пункта 11 Положения орган по сертификации посредством личного кабинета ФГИС Росаккредитации передает сведения об актах анализа состояния производства (в случае, если это предусмотрено схемой сертификации), с указанием даты, места проведения анализа состояния производства, фамилии, имени и отчества (при наличии) работника органа по сертификации, проводившего анализ состояния производства - в течение 3 рабочих дней со дня оформления таких актов.
25.5. Согласно положениям подпункта "д" пункта 11 Положения орган по сертификации посредством личного кабинета ФГИС Росаккредитации передаёт сведения об отказе в выдаче сертификатов соответствия, указанных в подпунктах "в" - "е" пункта 2 Положения, с указанием оснований принятия решения об отказе, даты и номера решения об отказе - в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения органом по сертификации об отказе в выдаче сертификата соответствия.
25.6. Согласно положениям подпункта "е" пункта 11 Положения органы по сертификации систем менеджмента дополнительно к сведениям, указанным в пункте 1 Положения, посредством личного кабинета ФГИС Росаккредитации передают сведения о выданных сертификатах, о приостановлении, возобновлении и прекращении их действия с указанием оснований принятия, даты и номера соответствующего решения - в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения органом по сертификации о выдаче сертификата, приостановлении, возобновлении и прекращении его действия.
25.7. Согласно положениям подпункта "ж" пункта 11 Положения испытательные лаборатории, а также лаборатории, осуществляющие деятельность в добровольной сфере дополнительно к сведениям, указанным в пункте 1 Положения, в течение 5 рабочих дней со дня регистрации отчета об испытаниях (протокола испытаний) посредством личного кабинета ФГИС Росаккредитации передают следующие сведения:
о проведенных испытаниях, включая сведения о выданных отчетах об испытаниях (протоколах испытаний) с указанием даты и номера (с приложением электронного документа или электронного образа (скан-копии) такого документа), а также:
об оборудовании, средствах измерений, использованных при проведении испытаний в целях выполнения работ по обязательному подтверждению соответствия;
об объекте испытаний с указанием документов (стандартов), устанавливающих правила и методы испытаний;
о лице, обратившемся в испытательную лабораторию (центр) с целью проведения испытаний (заявителе) (наименование и контактные данные заявителя), и дате подачи такого заявления;
о дате получения образца для испытаний, а также о дате и месте отбора образца, если отбор осуществлен испытательной лабораторией (центром);
о датах начала и окончания проведения испытаний;
об адресе проведения испытаний (в случае проведения работ по местам осуществления временных работ).
25.8. Согласно положениям подпункта "з" пункта 11 Положения органы инспекции дополнительно к сведениям, указанным в пункте 1 Положения - в течение 10 рабочих дней со дня регистрации протокола инспекции или акта инспекции посредством ФГИС Росаккредитации передают следующие сведения:
о выданных протоколах инспекции или актах инспекции (с приложением электронного документа или электронного образа (скан-копии) такого документа):
о дате и номере протокола (акта) инспекции;
о дате (датах) проведения инспекции;
о наименовании объекта(ов) инспекции;
о результатах инспекции;
об инспекторе(ах), проводившим(их) инспекцию;
о проведенных в целях выдачи протокола (акта) инспекции испытаниях и измерениях с указанием лица, проводившего испытания, даты и номера отчета об испытаниях (протокола испытаний).
25.9. Согласно положениям подпункта "и" пункта 11 Положения испытательные лаборатории в течение 5 рабочих дней со дня утверждения соответствующих результатов межлабораторных сличительных испытаний посредством ФГИС Росаккредитации передают сведения о результатах участия в межлабораторных сличительных (сравнительных) испытаниях;
Аккредитованные в национальной системе аккредитации юридические лица и индивидуальные предприниматели, проводящие МСИ, дополнительно к сведениям, указанным в пункте 1 Положения - в течение 5 рабочих дней со дня утверждения соответствующих результатов МСИ, посредством ФГИС Росаккредитации, передают сведения: о проведенных ими межлабораторных сличительных испытаниях (об отчетах по проверке квалификации) с указанием сроков их проведения и состава участников, в том числе: о координаторе, проводившим межлабораторные сличительные испытания; о лице (лицах), отвечающем(их) за утверждение отчета; о работах, которые выполнялись по договору субподряда с провайдером проверки квалификации; о дате подготовки и статусе (например, предварительный, промежуточный или окончательный) отчета; о реквизитах отчета и программы проверки квалификации.
25.10. Согласно положениям подпункта "к" пункта 11 Положения лица, аккредитованные на аттестацию методик (методов) измерений - в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения об аттестации методик (методов) измерений, посредством ФГИС Росаккредитации передают следующие сведения:
о дате и номере свидетельства об аттестации;
наименовании методики измерений;
о дате и номере свидетельства об аттестации методик (методах) измерений (включая первичные референтные методики (методы) измерений и референтные методики (методы) измерений), применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и их наименовании.
25.11. Согласно положениям подпункта "л" пункта 11 Положения лица, аккредитованные на испытания типа стандартных образцов, в течение 20 рабочих дней со дня издания приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии об утверждении типов стандартных образцов, об утверждении типов средств измерений, посредством ФГИС Росаккредитации передают следующие сведения:
о полном наименовании типа стандартного образца, указанного в акте испытаний стандартного образца;
о датах проведения испытаний;
о лице, проводившем испытания;
об адресе проведения испытаний (в случае проведения работ по местам осуществления временных работ);
о датах выезда специалиста на место проведения испытаний;
о представленных для проведения испытаний образцах (заводские номера представленных образцов).
Лица, аккредитованные на испытания средств измерений, в целях утверждения типа в течение 20 рабочих дней со дня издания приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии об утверждении типов стандартных образцов, об утверждении типов средств измерений представляют посредством ФГИС Росаккредитации следующие сведения: полное наименование типа средств измерений, указанного в акте испытаний средств измерений; о датах проведения испытаний; о лице, проводившем испытания; об адресе проведения испытаний (в случае проведения работ по местам осуществления временных работ); о датах выезда специалиста на место проведения испытаний; о методике поверки; о представленных для проведения испытаний образцах (полное наименование типа средств измерений, заводские номера представленных образцов).
25.12. Согласно положениям подпункта "м" пункта 11 Положения лица, аккредитованные на поверку средств измерений, представляют в течение 10 рабочих дней с даты поверки средств измерений посредством ФГИС Росаккредитации следующие сведения:
о результатах поверки средств измерений с указанием номера, даты, сроке действия, типе поверяемого средства измерения, результате поверки, лице, проводившем поверку.
25.13. Согласно положениям подпункта "н" пункта 11 Положения лица, аккредитованные на метрологическую экспертизу стандартов, продукции, проектной, конструкторской, технологической документации и других объектов, проводимой в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений - в течение 10 рабочих дней со дня выдачи заключения о метрологической экспертизе, свидетельства (сертификата) о калибровке, посредством ФГИС Росаккредитации передают следующие сведения: о номере и дате заключения по результатам экспертизы документации (с приложением электронного документа или электронного образа (скан-копии) такого документа), о лице, проводившем экспертизу, наименовании документа, представленного на экспертизу.
Лица, аккредитованные на калибровку средств измерений - в течение 10 рабочих дней со дня выдачи заключения о метрологической экспертизе, свидетельства (сертификата) о калибровке посредством ФГИС Росаккредитации передают следующие сведения: о выданных свидетельствах (сертификатах) о калибровке: о номере и дате свидетельства (сертификата) калибровки (с приложением электронного документа или электронного образа (скан-копии) такого документа), типе откалиброванного средства измерения, о лице, проводившем калибровку.
25.14. Согласно положениям подпункта "о" пункта 11 Положения аккредитованные лица, включенные в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза, дополнительно к сведениям, указанным в пункте 1, а также в пунктах 2 и 4 (в зависимости от типа аккредитованного лица) Положения в течение 10 рабочих дней со дня, когда произошли соответствующие изменения, но не позднее дня, когда руководитель или заместитель руководителя аккредитованного лица приступили к исполнению должностных обязанностей (или приступили к работе), посредством ФГИС Росаккредитации передают сведения, указанные в пункте 23 Руководства.
IV. Примеры соблюдения обязательных требований
26. Примеры соблюдения представления аккредитованными лицами документов и сведений о своей деятельности, в том числе об изменениях состава своих работников и их компетентности, изменениях технической оснащенности:
а) сведения представлены в сроки, установленные Положением;
б) сведения представлены в полном объеме, являются действительными, объективными, отражающими фактические обстоятельства;
в) к сведениям приложены достоверные скан-копии (в случае, если Положением установлена обязанность о представлении, в том числе, скан-копии документа), электронные образы (скан-копий) документов представлены в полном объеме и читаемом виде.
V. Рекомендации по принятию контролируемыми лицами конкретных мер для обеспечения соблюдения обязательных требований
27. Аккредитованным лицам следует учитывать следующее:
представляемые в соответствии с Положением сведения должны быть достоверными;
сведения должны быть представлены в полном объеме;
сведения должны быть представлены в сроки, установленные Положением.
Неисполнение требований, содержащихся в Положении может являться основанием для рассмотрения вопроса о проведении профилактических или контрольных (надзорных) мероприятий в отношении указанного аккредитованного лица.
VI. Ответственность за нарушения обязательных требований
28. В случае неоднократного в течение одного года непредставления в национальный орган по аккредитации в установленный срок документов и сведений о своей деятельности или неоднократного в течение одного года представления недостоверных документов и сведений о своей деятельности действие аккредитации приостанавливается национальным органом по аккредитации в отношении всей области аккредитации или ее части (пункт 2 части 1 статьи 23 Федерального закона N 412-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Аккредитованные лица должны передавать в Росаккредитацию сведения о результатах своей деятельности, об изменениях состава работников и об их компетентности, об изменениях технической оснащенности. Ведомство подготовило руководство по представлению такой информации.
В частности, указаны наиболее часто встречающиеся нарушения.
Приказ Федеральной службы по аккредитации от 14 ноября 2022 г. N 219 "Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации"
Опубликование:
-