В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 44 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", решением Думы городского округа Заречный от 09.09.2021 N 80-Р "Об утверждении положения о муниципальном земельном контроле на территории городского округа Заречный", на основании ст. ст. 28, 31 Устава городского округа Заречный администрация городского округа Заречный постановляет:
1. Утвердить программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере муниципального земельного контроля на территории городского округа Заречный на 2023 год (прилагается).
2. Опубликовать настоящее постановление в Бюллетене официальных документов городского округа Заречный и разместить на официальном сайте городского округа Заречный (www.gorod-zarechny.ru).
3. Направить настоящее постановление в орган, осуществляющий ведение Свердловского областного регистра МНПА.
Глава городского округа Заречный |
А.В. Захарцев |
Утверждена
постановлением администрации
городского округа Заречный
от 14.11.2022 N 1400-П
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере муниципального земельного контроля на территории городского округа Заречный на 2023 год
Раздел I. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего уровня развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики рисков причинения вреда
Муниципальный земельный контроль на территории городского округа Заречный осуществляет имущественный отдел Управления правовых и имущественных отношений администрации городского округа Заречный (далее - контрольный (надзорный) орган).
Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Положением о муниципальном земельном контроле на территории городского округа Заречный, утвержденным решением Думы городского округа Заречный от 09.09.2021 N 80-р, и нормативно-правовыми актами Администрации городского округа Заречный.
Предметом муниципального контроля является:
1) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами (далее - контролируемые лица) обязательных требований в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
2) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных мероприятий.
Объектами муниципального земельного контроля являются земли, земельные участки, части земельных участков, расположенные в границах городского округа Заречный (далее - объекты контроля).
На 2022 год план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в городском округе Заречный не утверждался в связи с введением запрета на проведение плановых (контрольно-надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц в сфере земельных отношений (Постановление Правительства РФ от 08.09.2021 N 1520).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 при осуществлении муниципального земельного контроля не проводились плановые и внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые и внеплановые проверки в сфере соблюдения обязательных требований земельного законодательства.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 22.07.2022 N Пр-1269 Правительству Российской Федерации поручено обеспечить подготовку следующего этапа реформы контрольно-надзорной деятельности, предусмотрев, в частности, отмену контрольных (надзорных) мероприятий и проверок, проводимых в отношении субъектов предпринимательства, деятельность которых не относится к чрезвычайно высокой и высокой категориям риска причинения вреда, расширение применения риск-ориентированного подхода и внесение в законодательство Российской Федерации соответствующих изменений в срок до 15.10.2022.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3.1. протокола совещания Минэкономразвития России от 15.08.2022 N 36-Д24 в планы проведения плановых проверок, контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год подлежат включению только объекты контроля, которые отнесены к чрезвычайно высокой и высокой категории риска.
Администрацией городского округа Заречный были проанализированы объекты муниципального земельного контроля, в отношении которых планировалось проведение контрольно-надзорных мероприятий в 2023 году. По результатам проведенного анализа, а также учитывая принципы управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального контроля (Положение о муниципальном земельном контроле на территории городского округа Заречный, утвержденное решением Думы городского округа Заречный от 09.09.2021 N 80-Р) установлено, что объекты контроля, которые планировались к проверке в 2023 году, не соответствуют требованиям (отнесены к низкой категории риска причинения вреда, не истек трехлетний срок с момента государственной регистрации юридического лица и т.п.).
Учитывая вышеизложенное, на территории городского округа Заречный не будут проводиться плановые контрольные (надзорные) мероприятия по муниципальному земельному контролю. Наряду с этим, реализация полномочий органа местного самоуправления в сфере проведения муниципального земельного контроля в 2023 году будет осуществляться посредством профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:
1) на официальном сайте городского округа Заречный в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" создан раздел "Муниципальный контроль", подраздел "Муниципальный земельный контроль", в котором аккумулируется необходимая поднадзорным субъектам информация в части муниципального земельного контроля (http://gorod-zarechny.ru/munitsipalnyij-kontrol/munitsipalnyij-zemelnyij-kontrol/);
2) осуществление информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, разъяснительной работы в средствах массовой информации;
3) обеспечение регулярного обобщения практики осуществления муниципального контроля и размещение на официальном сайте городского округа Заречный соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений.
Основными проблемами, которые по своей сути являются причинами основной части нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации, выявляемых контрольным (надзорным) органом, являются:
1. Низкие знания правообладателей земельных участков, предъявляемых к ним земельным законодательством Российской Федерации, о порядке, способах и ограничениях использования земельных участков.
Решением данной проблемы является активное проведение должностными лицами контрольного (надзорного) органа профилактических мероприятий по вопросам соблюдения обязательных требований и разъяснений по вопросам, связанным с организацией и осуществлением муниципального земельного контроля.
2. Сознательное бездействие правообладателей земельных участков.
В качестве решения данной проблемы может быть организация первостепенной профилактической работы (мероприятий) с новыми правообладателями земельных участков на основе сведений, полученных от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о государственной регистрации перехода прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которых в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о результатах проведения государственного земельного надзора, указывающие на неиспользование такого земельного участка по целевому назначению или использование с нарушением законодательства Российской Федерации.
Раздел II. Цели и задачи реализации программы профилактики рисков причинения вреда
Цели разработки Программы и проведение профилактической работы:
1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения;
4) предупреждение нарушений контролируемыми лицами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
5) снижение административных и финансовых издержек как контрольно-надзорных органов, так и подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий;
6) снижение размера ущерба, причиняемого охраняемым законом ценностям;
7) повышение прозрачности системы государственного контроля (надзора) в целом и деятельности отдельных контрольно-надзорных органов.
Проведение профилактических мероприятий позволит решить следующие задачи:
1) формирование единого понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников контрольно-надзорной деятельности;
2) инвентаризация состава и особенностей подконтрольных субъектов (объектов) и оценки состояния подконтрольной сферы;
3) выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, разработка мероприятий, направленных на устранение нарушений обязательных требований;
4) установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов) и присвоенной им категории риска (класса опасности);
5) повышение прозрачности, осуществляемой контрольным (надзорным) органом, контрольной деятельности;
6) повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях законодательства и необходимых мерах по их исполнению.
Раздел III. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
Мероприятия программы представляют собой комплекс мер, направленных на достижение целей и решение основных задач настоящей Программы.
Контрольный (надзорный) орган может проводить следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование.
N п/п |
Наименование мероприятия |
Сведения о мероприятии |
Ответственный исполнитель |
Срок исполнения |
1. |
Информирование |
Контрольный (надзорный) орган осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований. Информирование осуществляется путем размещения сведений по вопросам соблюдения обязательных требований, предусмотренных частью 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" на официальном сайте городского округа Заречный в сети "Интернет", в средствах массовой информации и в иных формах. Контрольный (надзорный) орган размещает и поддерживает в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети "Интернет": 1) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление муниципального земельного контроля; 2) руководства по соблюдению обязательных требований; 3) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска; 4) программу профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных мероприятий; 5) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; 6) доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики; 7) доклады о муниципальном контроле; 8) иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами |
Должностные лица контрольного (надзорного) органа |
В течение года |
2. |
Обобщение правоприменительной практики |
Орган муниципального контроля осуществляет обобщение правоприменительной практики и проведения муниципального контроля один раз в год. По итогам обобщения правоприменительной практики обеспечивается подготовка доклада о результатах правоприменительной практики и проведения муниципального контроля. Для подготовки доклада о правоприменительной практике органом муниципального контроля используется информация о проведенных контрольных мероприятиях, профилактических мероприятиях, о результатах административной и судебной практики. Доклад о правоприменительной практике утверждается Главой (заместителем Главы) городского округа Заречный и размещается на официальном сайте городского округа Заречный в сети "Интернет" не позднее 1 марта года, следующего за отчетным |
Должностные лица контрольного (надзорного) органа |
1 раз в год |
3. |
Объявление предостережения |
При наличии у контрольного органа сведений о готовящихся или возможных нарушениях обязательных требований, а также о непосредственных нарушениях обязательных требований, если указанные сведения не соответствуют утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований, контрольный орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований. Предостережение направляется контролируемому лицу, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов. |
Должностные лица контрольного (надзорного) органа |
В течение года |
4. |
Консультирование |
Консультирование в устной форме проводится должностными лицами по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме, в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного мероприятия по следующим вопросам: 1) местонахождение, контактные телефоны, адрес официального сайта администрации городского округа Заречный в сети "Интернет" и адреса электронной почты; 2) график работы органа муниципального контроля, время приема посетителей; 3) номера кабинетов, где проводятся прием и информирование посетителей по вопросам осуществления муниципального контроля; 4) перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление муниципального контроля; 5) перечень актов, содержащих обязательные требования. Консультирование в письменной форме осуществляется путем направления ответа на письменной обращение контролируемых лиц и их представителей по следующим вопросам: 1) основание отнесения объекта, принадлежащего или используемого контролируемым лицом, к категории риска; 2) наличие запланированных контрольных мероприятий в отношении объектов контроля, принадлежащего или используемого контролируемым лицом. |
Должностные лица контрольного (надзорного) органа |
В течение года |
Раздел IV. Показатели результативности и эффективности программы профилактики рисков причинения вреда
Текущее управление и контроль за ходом реализации Программы осуществляет администрация городского округа Заречный. Реализация Программы осуществляется путем исполнения организационных и профилактических мероприятий в соответствии с перечнем профилактических мероприятий при осуществлении муниципального земельного контроля на территории городского округа Заречный.
Ответственным исполнителем Программы является контрольный (надзорный) орган.
Перечень должностных лиц контрольного (надзорного) органа, ответственных за организацию и проведение профилактических мероприятий при осуществлении муниципального земельного контроля на территории городского округа Заречный
N п/п |
Должностные лица |
Функции |
Контакты |
1 |
Должностные лица контрольного (надзорного) органа администрации городского округа Заречный |
Организация и проведение мероприятий по реализации программы |
8 (34377) 74085, 72982 |
Мониторинг реализации Программы осуществляется на регулярной основе.
Ожидаемый результат Программы - снижение количества выявленных нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами при увеличении количества и качества проводимых профилактических мероприятий.
Методика оценки эффективности профилактических мероприятий предназначена способствовать максимальному достижению общественно значимых результатов снижения причиняемого подконтрольными субъектами вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении профилактических мероприятий.
Целевые показатели результативности мероприятий Программы по муниципальному земельному контролю:
1) количество выявленных нарушений требований земельного законодательства, шт.
2) количество проведенных профилактических мероприятий (информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований земельного законодательства посредством публикации в средствах массовой информации и на официальном сайте; обобщение правоприменительной практики; объявление предостережения, консультирования, профилактического визита и пр.).
Показатели эффективности:
1) снижение количества выявленных при проведении контрольно-надзорных мероприятий нарушений требований земельного законодательства.
2) количество проведенных профилактических мероприятий контрольным (надзорным) органом, ед.
Отчетным периодом для определения значений показателей является календарный год.
Результаты профилактической работы включаются в ежегодные доклады об осуществлении муниципального земельного контроля и в виде отдельного информационного сообщения размещаются на официальном сайте городского округа Заречный в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации городского округа Заречный Свердловской области от 14 ноября 2022 г. N 1400-П "Об утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере муниципального земельного контроля на территории городского округа Заречный на 2023 год"
Текст постановления опубликован на официальном сайте городского округа Заречный Свердловской области (http://gorod-zarechny.ru)