В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, в целях разработки проекта районного бюджета Эльбрусского муниципального района на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов местная администрация Эльбрусского муниципального района постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Эльбрусского муниципального района на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
2. МУ "Управление финансами" местной администрации Эльбрусского муниципального района (Мерзоев Ю.З.) при формировании проекта бюджета Эльбрусского муниципального района на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов обеспечить соблюдение основных направлений бюджетной и налоговой политики.
3. Настоящее постановление опубликовать в районной газете "Эльбрусские новости" и разместить на официальном сайте местной администрации Эльбрусского муниципального района.
4. Настоящее постановление вступает в силу с момента его опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы местной администрации Эльбрусского муниципального района Улимбашева А.Х.
И.о. главы местной администрации Эльбрусского муниципального района КБР |
К. Соттаев |
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Эльбрусского муниципального района на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
1. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики Эльбрусского муниципального района на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов разработаны в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и решения Совета местного самоуправления Эльбрусского муниципального района КБР от 24.09.2020 N 45/2 "Об утверждении Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Эльбрусском муниципальном районе Кабардино-Балкарской Республики". При подготовке учитывались итоги реализации задач, поставленных на период до 2022 года, приоритеты на ближайшую перспективу, условия и проблемы, над решением которых предстоит работать в планируемом трехлетнем периоде, и положения следующих документов:
Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Указа Президента РФ от 16.01.2017 N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года";
основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов;
основных направлений бюджетной, налоговой и долговой политики Кабардино-Балкарской Республики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов;
национальных проектов и федеральных проектов;
Прогноза социально-экономического развития Эльбрусского муниципального района на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов;
распоряжения Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 28.09.2018 N 573-рп "О мерах по оздоровлению государственных финансов (оптимизации расходов) Кабардино-Балкарской Республики на 2018 - 2025 годы";
плана мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов консолидированного бюджета Эльбрусского муниципального района на 2022-2023 годы, утвержденный местной администрации Эльбрусского муниципального района распоряжением от 29.09.2022 N 92;
муниципальных программ Эльбрусского муниципального района
Основные направления бюджетной и налоговой политики Эльбрусского муниципального района на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - основные направления бюджетной политики) являются базой для формирования бюджета, определяют стратегию действий органов местного самоуправления Эльбрусского муниципального района на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов в части доходов, расходов республиканского бюджета.
Целью Основных направлений бюджетной и налоговой политики является определение условий, используемых при составлении проекта местного бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров местного бюджета на 2023 - 2025 годы.
Ключевой задачей бюджетной политики на очередной трехлетний период является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы как базового принципа ответственной бюджетной политики.
2. Итоги реализации бюджетной и налоговой политики 2021 года - начала 2022 года
Основные направления налоговой политики Эльбрусского муниципального района основывались на ключевых изменениях налогового законодательства, принимаемых на федеральном уровне, в том числе направленные на:
в 2021 - 2022 годах в Правила формирования перечня налоговых расходов РФ и их оценки внесены изменения, предусматривающие:
упрощение порядка оценки технических налоговых расходов и уровня востребованности;
установлено исключение в части оценки результативности технических налоговых расходов, уточнено определение востребованности и установлено требование об установлении ее минимального уровня;
совершенствование процедуры ежегодного рассмотрения проекта перечня налоговых расходов РФ.
Основным изменением в части налогового законодательства является отмена ЕНВД и замена его дотацией из республиканского бюджета, распределяемой в соответствии с Правилами предоставления и методикой распределения дотаций из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики бюджетам муниципальных районов (городских округов) на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов (городских округов), предоставляемых в целях частичной компенсации выпадающих доходов в связи с отменой единого налога на вмененный доход на 2021 год, утвержденными постановлением Правительства КБР от 03.12.2021 242-пп.
В целях обеспечения стабильных поступлений доходов в бюджет в 2022 году реализованы следующие мероприятия:
1. Обеспечено заключение между Министерством финансов Кабардино-Балкарской Республики и Эльбрусским муниципальным районом Соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов Эльбрусского муниципального района на 2022 год.
2. Обеспечено заключение между МУ "Управление финансами Эльбрусского муниципального района" и всеми поселениями Эльбрусского муниципального района, получающими дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности Соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов Эльбрусского муниципального района на 2022 год.
3. Реализованы мероприятия, направленные на бюджетную консолидацию, увеличение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Эльбрусского муниципального района и снижение уровня дотационности, в рамках распоряжения Плана мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов консолидированного бюджета Эльбрусского муниципального района на 2022 - 2023 годы, утвержденный местной администрации Эльбрусского муниципального района распоряжением от 29.09.2022 N 92.
Положительный бюджетный эффект от реализованных мероприятий по увеличению доходов составил по итогам 2021 года 23,2 млн рублей (115,3%), за 9 месяцев 2022 года по увеличению доходов - 8,3 млн рублей (106,8%).
В рамках работы Комиссии по обеспечению мобилизации доходов в бюджетную систему, контролю за соблюдением финансовой, бюджетной и налоговой дисциплины Эльбрусского муниципального района (далее - Комиссия) рассмотрены актуальные вопросы и реализованы мероприятия, направленные на повышение налогового потенциала Эльбрусского муниципального района и мобилизацию собственных доходов.
В 2022 году работа Комиссии направлена на мобилизацию имеющихся резервов для пополнения консолидированного бюджета Эльбрусского муниципального района, в том числе посредством усиления межведомственного взаимодействия органов местного самоуправления с правоохранительными органами и исполнительными органами Кабардино-Балкарской Республики и сотрудничестве с предпринимателями района по легализации "теневой" заработной платы.
В соответствии с созданной на федеральном уровне системой учета, контроля и оценки налоговых расходов в Эльбрусском муниципальном районе ежегодно проводится оценка эффективности налоговых льгот и (пониженных ставок по налогам) в рамках Общих требований к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.06.2019 N 796, а также нормативно-правовых актов Эльбрусского муниципального района, регламентирующих порядок формирования перечня налоговых расходов и проведения оценки их эффективности (постановление местной администрации Эльбрусского муниципального района от 29.06.2020 N 256 "Об утверждении Порядка формирования перечня налоговых расходов Эльбрусского муниципального района и от 29.06.2020 N 257 "Об утверждении Порядка оценки налоговых расходов Эльбрусского муниципального района" проведена инвентаризация налоговых льгот (налоговых расходов)).
Органами местного самоуправления сельских поселений Эльбрусского муниципального района, на территории которых предоставляются налоговые льготы, проведена оценка эффективности налоговых расходов (пониженных ставок по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу).
Эльбрусским муниципальным районом в 2021 году налоговые льготы не предоставлялись.
Расходная часть бюджета Эльбрусского муниципального района по итогам 2021 года исполнена с темпом роста 102% к аналогичному периоду прошлого года.
Социально-значимые и первоочередные расходы местного бюджета за 2021 год (заработная плата, питание, межбюджетные трансферты, коммунальные услуги) составили 531,99 млн рублей, или 87,16% от общей суммы произведенных расходов.
В отраслевом разрезе основная доля расходов местного бюджета приходилась на образование, общегосударственные вопросы (совокупная доля указанных разделов составила 82,66%).
В соответствии с трудовым законодательством и государственными гарантиями обязательства Эльбрусского муниципального района в части социальных выплат, в том числе выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы исполнялись в установленные сроки и в полном объеме.
В 2021 году осуществлено повышение оплаты труда работников бюджетной сферы на 10%, что выше уровня инфляции.
Фактическое исполнение по расходам местного бюджета за 9 месяцев текущего года составило 643,77 млн рублей, или 76,7% от плана.
Обязательства Эльбрусского муниципального района исполняются в установленные сроки в полном объеме. Темп роста по расходам бюджета Эльбрусского муниципального района за 9 месяцев к аналогичному периоду прошлого года составил 151,3%.
Социально-значимые и первоочередные расходы составили 410,88 млн рублей, или 63,8% от общей суммы произведенных расходов.
В 2021 - 2022 годах продолжена активная работа по обеспечению автоматизации бюджетного процесса, в частности:
1. Продолжает реализовываться схема работы, позволяющая проводить операции по механизму предоставления межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета и республиканского бюджета Эльбрусскому муниципальному району и бюджетам поселений ("переданные полномочия") под фактическую потребность, непосредственно после исполнения обязательств.
2. Функционирует легитимный юридически значимый электронный документооборот, сокративший бумажный документооборот и издержки, что позволило ускорить процессы, связанные с управлением финансами.
3. В целях оперативного решения вопросов и устранения проблем, возникающих при работе, в информационной системе управления общественными финансами модернизировано программное обеспечение поддержки пользователей "Контроль". С января 2020 года внедрен "Сегмент управления обращениями", в работе которого используется двухуровневая система поддержки пользователей. В рамках указанного сегмента регистрируются поступающие от уполномоченных лиц обращения, рассматриваются запросы и предоставляются консультации.
4. Продолжается работа по организации электронного документооборота (далее - ЭДО).
На текущий момент все поставщики предоставляют заказчикам документы о приемке товара исключительно в электронном виде посредством сервисов ЭДО ФНС России и ЭДО ЕИС.
С 1 января 2022 года в соответствии с частью 13 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), стало обязательным формирование и подписание документов о приемке в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС в сфере закупок) в рамках исполнения контрактов, заключенных по результатам проведения электронных процедур и закрытых электронных процедур (за исключением закрытых процедур, проводимых в соответствии с пунктом 5 части 11 статьи 24 Закона N 44-ФЗ).
Наличие ЭДО с поставщиками избавляет сотрудников бухгалтерских служб учреждений от необходимости вручную вносить в подсистему "Учет и отчетность" ежегодно 630 тысяч документов о приемке товаров, выполнении работ, оказании услуг, полученных посредством сервисов ЭДО и электронного актирования ЕИС в сфере закупок, а также снижает время на оформление платежных документов и ускоряет скорость осуществления расчетов с поставщиками.
По результатам 2021 года Эльбрусскому муниципальному району в целях стимулирования предоставляется дотация из республиканского бюджета как муниципальному образованию, принимающему меры по увеличению налогового потенциала". Также данная дотация предоставлялась Эльбрусскому муниципальному району по итогам 2019 года.
Активно продолжается работа по повышению открытости и прозрачности бюджетного процесса в Эльбрусском муниципальном районе, в том числе:
проведены публичные слушания по годовому отчету об исполнении местного бюджета за 2021 год;
разработаны и опубликованы информационные брошюры "Бюджет для граждан" годовому отчету об исполнении бюджета Эльбрусского муниципального района;
проведен мониторинг своевременного размещения муниципальными учреждениями Эльбрусского муниципального района отчетных документов на официальном сайте в сети "Интернет" по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях (bus.gov.ru).
3. Основные направления бюджетной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
В условиях преодоления эпидемиологических последствий, изменения геополитической обстановки, ухудшения экономической ситуации в условиях внешнего санкционного давления, оказывающего влияние на развитие отраслей экономики и финансового сектора, основной целью бюджетной политики на планируемый период остается обеспечение сбалансированности и устойчивости консолидированного бюджета Эльбрусского муниципального района.
Основными задачами в рамках достижения цели бюджетной политики являются:
1. Реализация мероприятий по обеспечению роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Эльбрусского муниципального района.
2. Сохранение уровня действующих расходных обязательств Эльбрусского муниципального района по всем первоочередным и социально значимым направлениям.
3. Обеспечение принятых решений по увеличению заработной платы работников бюджетной сферы. В частности:
Оплата труда работников бюджетной сферы за счет средств местного бюджета Эльбрусского муниципального района дважды проиндексирована на 10%: в 2021 году (распоряжение местной администрации Эльбрусского муниципального района от 27.08.2021 N 78) и в 2022 году (распоряжение Правительства Эльбрусского муниципального района от 22.08.2022 N 75- рп).
На основании решений, принятых на федеральном уровне, ускоренными темпами вырос МРОТ до 15279 рублей. С 1 января 2023 года МРОТ планируется в размере 16242 рубля.
По работникам общеобразовательных учреждений Эльбрусского муниципального района осуществляется переход на новую отраслевую систему оплаты труда, обеспечивающую рост базовой части оплаты труда и введение дополнительных ежемесячных гарантированных выплат педагогическим работникам образовательных учреждений.
4. Повышение эффективности бюджетных расходов путем выявления и сокращения неэффективных затрат, в том числе за счет:
- обеспечения финансирования в первую очередь действующих расходных обязательств;
- концентрации финансовых ресурсов на достижении целей и результатов, направленных на реализацию национальных проектов;
- обеспечения соблюдения норматива формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, установленного Правительством Кабардино-Балкарской Республики;
Основным инструментом, обеспечивающим решение поставленной задачи, остается Программа оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Кабардино-Балкарской Республики района на период 2018 - 2025 годов, утвержденная распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики района от 28 сентября 2018 года N 573-рп и План мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов консолидированного бюджета Эльбрусского муниципального района на 2022 - 2023 годы, утвержденный местной администрации Эльбрусского муниципального района распоряжением от 29.09.2022 N 92.
5. Обеспечение высокого уровня открытости, прозрачности и публичности процесса управления муниципальными финансами Эльбрусского муниципального района. Сохранение достигнутых позиций по уровню открытости бюджетных данных путем развития инструментов открытости бюджетных данных и "Бюджета для граждан".
Таким образом, исходя из основных задач бюджетной политики, предельные объемы бюджетных ассигнований местного бюджета на реализацию муниципальных программ и направлений деятельности, не входящих в муниципальные программы, на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов сформированы на основе следующих основных подходов:
- на 2023 и 2024 годы на основе бюджетных ассигнований, утвержденных решением от 28 декабря 2021 г. N 4/10 "О бюджете Эльбрусского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, на соответствующие годы (с учетом изменений сводной бюджетной росписи на плановый период 2023 и 2024 годов по состоянию на 1 октября 2022 года);
на 2025 год на основе бюджетных ассигнований, утвержденных решением от 28 декабря 2021 г. N 4/10 на 2024 год (с учетом изменений сводной бюджетной росписи на плановый период 2023 и 2024 годов по состоянию на 1 августа 2022 года).
В расчете базовых бюджетных ассигнований учтены следующие факторы:
1) уточнение установленного объема бюджетных ассигнований на увеличение с 1 августа 2022 года на 10% обеспечиваемой за счет средств бюджета Эльбрусского муниципального района оплаты труда работников муниципальных казенных и бюджетных Эльбрусского муниципального района в соответствии с распоряжением местной администрации Эльбрусского муниципального района от 22.08.2022 N 75;
2) уменьшение установленного объема бюджетных ассигнований по мероприятиям, реализация которых завершается;
3) увеличение установленного объема бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий "длящегося" характера, расходные обязательства по которым приняты в 2022 году и (или) имеющие периодический порядок;
4) приведение объема бюджетных ассигнований на реализацию национальных проектов в соответствие с объемом распределения межбюджетных трансфертов;
5) изменение структуры установленного объема бюджетных ассигнований в связи с отражением изменений сводной бюджетной росписи местного бюджета и уточнением порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации;
6) уточнение установленного объема бюджетных ассигнований на оплату коммунальных услуг с учетом установления лимитов потребления топливно - энергетических ресурсов и воды Правительством Кабардино-Балкарской Республики;
7) уточнение установленного объема бюджетных ассигнований на приобретение продуктов питания с учетом контингента воспитанников и учащихся на 01.09.2022;
8) бюджетные ассигнования местного бюджета Эльбрусского муниципального района на 2023 год, предусмотренные на: услуги связи, работы, услуги по содержанию имущества (за исключением капитального ремонта имущества), прочие работы и услуги, а также прочие расходы устанавливаются на уровне бюджетных ассигнований 2022 года в соответствии со сводной бюджетной росписью на 01.10.2022;
Указанные общие подходы применены при формировании и распределении бюджетных ассигнований местного бюджета Эльбрусского муниципального района на реализацию всех муниципальных программ Эльбрусского муниципального района и направлений деятельности органов местного самоуправления Эльбрусского муниципального района, не входящих в муниципальные программы Эльбрусского муниципального района, на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
4. Основные направления налоговой политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
В условиях изменчивости среднесрочных перспектив развития экономики в связи с ухудшением геополитической обстановки, налоговая политика Эльбрусского муниципального района на трехлетний период основываясь на консервативном варианте прогноза социально-экономического развития Эльбрусского муниципального района ориентирована на обеспечение устойчивой и предсказуемой экономической среды и ускорение структурных изменений за счет концентрации ресурсов на наиболее эффективных направлениях расходов.
Параметры местного бюджета на 2023 - 2025 годы определены с учетом сохранения стабильных объемов собственной доходной базы с учетом продолжения оказания финансовой поддержки из республиканского бюджета, ориентированной на достижение задач и целей, стоящих перед органами местного самоуправления Эльбрусского муниципального района.
В рамках повышения объективности, социальной справедливости и уточнения неурегулированных вопросов в области налогообложения НДФЛ предполагается распространение права на налоговый вычет на расходы, на оплату медицинских услуг, оказанных детям (подопечным), признанным судом недееспособными, без ограничения по возрасту, а также освобождение от налогообложения не только выплат выходного пособия, среднемесячного заработка на период трудоустройства, но и любых иных компенсационных выплат при увольнении работника, предусмотренных законодательством.
Для развития единой системы учета, контроля и оценки налоговых расходов на всех уровнях бюджетной системы планируется работа в следующих направлениях:
доведение периметра оценки эффективности налоговых расходов до 100%;
установление обязательности проведения первичной оценки эффективности налоговых расходов на этапе разработки проектов федеральных законов, устанавливающих соответствующие льготы и преференции, распространение этой нормы на региональное законодательство и решения органов местного самоуправления, что позволит спрогнозировать экономический и бюджетный эффект на этапе принятия решения об установлении налоговой льготы (преференции);
проведение на базе автоматизированной системы "Эффективность льгот" на ежегодной основе оценки эффективности действующих налоговых льгот, носящих инвестиционный характер, с возможностью их последующей "донастройки", что позволит улучшить качество представления налоговыми органами органам местного самоуправления фискальных характеристик для проведения ежегодной оценки эффективности налоговых расходов.
В целом в налоговой политике Эльбрусского муниципального района приоритетом остается обеспечение стабильных налоговых условий для хозяйствующих субъектов, а акцент сохранится на повышении эффективности стимулирующей функции налоговой системы и улучшении качества администрирования с сопутствующим облегчением административной нагрузки для налогоплательщиков и повышением собираемости налогов.
5. Основные направления политики в сфере межбюджетных отношений
Приоритетными направлениями в сфере межбюджетных отношений в 2023 - 2025 годах являются:
- повышение качества управления муниципальными финансами и соблюдение надлежащей финансовой дисциплины;
- развитие механизма реализации практики инициативного бюджетирования в целях вовлечения граждан в решение первоочередных проблем местного значения;
- соблюдение нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления;
- обеспечение высокого уровня открытости и прозрачности бюджетного процесса в Эльбрусском муниципальном район
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление местной администрации Эльбрусского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики от 11 ноября 2022 г. N 355 "Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики Эльбрусского муниципального района на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов"
Вступает в силу с 11 ноября 2022 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте местной администрации Эльбрусского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (www.el.adm-kbr.ru) 11 ноября 2022 г.