Территориальное соглашение
между Новосибирским областным союзом организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Новосибирской области", Новосибирским региональным союзом объединения работодателей "Союз руководителей предприятий и работодателей" и мэрией города Новосибирска на 2021 - 2023 годы
Мэрия города Новосибирска (далее - мэрия) в лице мэра города Новосибирска, действующего на основании Устава города Новосибирска, Новосибирский областной союз организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Новосибирской области" (далее - профсоюзы) в лице председателя, действующего на основании Устава Новосибирского областного союза организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Новосибирской области", Новосибирский региональный союз объединения работодателей "Союз руководителей предприятий и работодателей" (далее - работодатели) в лице председателя Совета, действующего на основании Устава Новосибирского регионального союза объединения работодателей "Союз руководителей предприятий и работодателей", вместе именуемые стороны, заключили настоящее Территориальное соглашение (далее - Соглашение), определяющее согласованные позиции сторон по основным принципам регулирования социально-трудовых отношений и совместные действия по их осуществлению.
Соглашение заключается на основании Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральных законов: "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "Об объединениях работодателей", Закона Новосибирской области "О социальном партнерстве в Новосибирской области", Регионального соглашения между областным объединением организаций профсоюзов, областными объединениями работодателей и Правительством Новосибирской области на 2020 - 2022 годы, Устава города Новосибирска и других нормативных правовых актов.
Соглашение является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений.
Соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства и служит основой для разработки и заключения территориальных отраслевых соглашений в сфере труда, коллективных договоров в организациях всех форм собственности. Соглашение рассматривается сторонами как основа для переговоров в отраслях и организациях.
Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными, и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности граждан при заключении соглашений в сфере труда и коллективных договоров.
Соглашение открыто для присоединения к нему работодателей, объединений работодателей и объединений профсоюзов.
Соглашение служит основой для планирования и осуществления деятельности Новосибирской городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - комиссия).
Постоянный контроль за исполнением Соглашения осуществляется комиссией, а также сторонами самостоятельно в соответствии с их функциями и организационными принципами деятельности. Итоги выполнения подводятся не реже одного раза в год на заседании комиссии на основании представляемой сторонами информации. Стороны предоставляют комиссии право, в случае необходимости, вносить согласованные изменения и дополнения в Соглашение.
Стороны договорились совместными усилиями обеспечить в пределах своих полномочий реализацию и разрешение вопросов в следующих направлениях.
1. Экономическая политика
Стороны пришли к единому пониманию и признанию того, что главной стратегической целью социально-экономического развития города Новосибирска является обеспечение повышения качества жизни жителей города на основе устойчивого роста экономики, повышения ее конкурентоспособности, создания условий для самореализации и повышения степени социальной защищенности граждан, создания новых рабочих мест. В этих целях стороны
Совместно:
1.1. Участвуют в организации реализации национальных проектов, направленных на достижение целей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
1.2. Добиваются дальнейшего роста экономики города Новосибирска, укрепления экономического и финансового положения организаций, устойчивого увеличения производства продукции (работ, услуг) во всех отраслях экономики.
1.3. Содействуют повышению конкурентоспособности экономики города, включая реализацию мер по:
развитию инновационной инфраструктуры, повышению инвестиционной привлекательности и привлечения капитала в экономику;
созданию условий и стимулов для модернизации и диверсификации производства, инновационной активности, повышению производительности труда;
содействию организациям города, выпускающим конкурентоспособную, наукоемкую и высокотехнологическую продукцию, отвечающую требованиям мировых стандартов;
содействию в развитии и внедрения передовых технологий в промышленное производство;
формированию условий и предпосылок для устойчивого экономического роста;
улучшению предпринимательского климата.
1.4. Осуществляют взаимные консультации по вопросам реализации Стратегии социально-экономического развития города Новосибирска на период до 2030 года, утвержденной решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.12.2018 N 726 "О стратегии социально-экономического развития города Новосибирска на период до 2030 года и признании утратившими силу отдельных решений городского Совета Новосибирска, Совета депутатов города Новосибирска".
1.5. Проводят согласованную политику, направленную на сохранение положительной динамики роста производства, поддержку местных товаропроизводителей, социальное ориентирование экономических реформ, финансовое оздоровление предприятий.
1.6. Содействуют внедрению в организациях города систем качества, отвечающих требованиям международных стандартов.
Работодатели:
1.7. Принимают необходимые меры по обеспечению стабильности и экономического роста организаций, обновлению основных средств, повышению производительности труда и эффективности производства, внедрению прогрессивных технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции.
1.8. Своевременно уплачивают налоги, сборы, платежи в бюджеты всех уровней, государственные внебюджетные фонды в соответствии с действующим законодательством.
1.9. Участвуют в разработке и реализации программных документов по социально-экономическому развитию города.
1.10. Обеспечивают безубыточную работу предприятий, при необходимости разрабатывают мероприятия по финансовому оздоровлению.
1.11. Предусматривают создание новых рабочих мест, в том числе для молодежи.
1.12. Разрабатывают и реализуют программы по продвижению продукции на российский и зарубежный рынки сбыта.
1.13. Ежеквартально информируют работников своих организаций о финансово-хозяйственной деятельности, принимаемых мерах по развитию производства, техническому перевооружению и реконструкции производства, внедрению передовых технологий, сокращению затрат и повышению эффективности производства.
1.14. Обеспечивают право работников участвовать в управлении организациями непосредственно или через свои представительные органы в формах, предусмотренных действующим законодательством. В целях расширения участия работников в управлении организациями при необходимости создают производственные советы, разрабатывают кодексы профессиональной этики.
1.15. Обеспечивают беспрепятственное получение информации по социально-трудовым вопросам по запросам профсоюзных органов и органов власти.
1.16. Осуществляют мероприятия по привлечению организаций всех форм собственности в объединения работодателей.
Профсоюзы:
1.17. Обеспечивают участие работников организаций в реализации мер, предусмотренных Соглашением, коллективными договорами по развитию производства. Проводят работу по повышению качества производимой продукции, росту производительности труда, укреплению трудовой дисциплины и рациональному использованию рабочего времени, экономии материальных ресурсов.
1.18. Участвуют в организации на предприятиях, где есть профсоюзные организации, наставничества, соревновательного движения, конкурсов профессионального мастерства, способствуют адаптации молодых специалистов на производстве, содействуют росту профессионализма и ответственности членов профсоюза.
1.19. Используют возможности переговорного процесса с целью учета интересов сторон и предотвращения развития социальной напряженности в организациях, где есть первичные профсоюзные организации, выполняющие условия ранее заключенных коллективных договоров и соглашений.
1.20. Проводят работу в организациях по созданию профсоюзных организаций в целях развития коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.
1.21. Анализируют поступающие от трудовых коллективов и отдельных членов профсоюзов предложения по улучшению работы организаций и направляют сторонам Соглашения.
Мэрия:
1.22. Разрабатывает мероприятия, направленные на увеличение доходов бюджета города. Принимает меры, направленные на снижение недоимки по платежам в бюджет города.
1.23. Разрабатывает меры, направленные на повышение инвестиционной привлекательности города Новосибирска, создание благоприятного климата для привлечения инвестиций в экономику города Новосибирска и внедрения инноваций, в том числе в городское хозяйство.
1.24. Содействует освоению новых наукоемких технологий и организации производства конкурентоспособной и импортозамещающей продукции промышленными предприятиями города, а также продвижению этой продукции на всероссийский и международный рынки.
1.25. Принимает участие в организации городского конкурса продукции, услуг и технологий "Новосибирская марка", презентациях научно-технических разработок и инновационных проектов институтов СО РАН и вузов города.
1.26. Содействует организациям научно-промышленного комплекса в реализации инновационных проектов путем предоставления субсидий для возмещения затрат на получение разрешительных документов (сертификатов, свидетельств, патентов и других документов), приобретение нового основного технологического оборудования, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, уплату процентов по банковским кредитам.
1.27. Содействует развитию организаций малого и среднего предпринимательства города и индивидуальной предпринимательской инициативы в городе Новосибирске, созданию благоприятных условий их хозяйственной деятельности.
1.28. Содействует развитию потребительского рынка, насыщению его качественными товарами и услугами.
1.29. Создает необходимые условия для устойчивого снабжения населения города жилищно-коммунальными услугами и обеспечения комфортных и безопасных условий проживания. Проводит работу по внедрению энергосберегающих технологий.
1.30. Развивает и модернизирует транспортную инфраструктуру города, повышает эффективность работы городского пассажирского транспорта.
1.31. Осуществляет приведение в нормативное состояние проезжей части улиц и внутриквартальных территорий, развивает магистральную улично-дорожную сеть.
2. Развитие кадрового потенциала
В целях инновационного развития экономики города, формирования трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики, повышения эффективности и производительности труда, а также в целях реализации согласованной политики на рынке труда стороны
Совместно:
2.1. Способствуют развитию рынка труда, сохранению и рациональному использованию кадрового потенциала, повышению его профессионального квалификационного уровня.
2.2. Содействуют снижению неформальной трудовой занятости, созданию новых рабочих мест, повышению качества и конкурентоспособности рабочей силы.
2.3. Принимают скоординированные меры по снижению социальной напряженности в случаях массового увольнения работников организаций.
Критериями массового высвобождения работников являются показатели численности увольняемых работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников за определенный календарный период:
2.3.1. Увольнение работников в связи с ликвидацией организации любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
2.3.2. Сокращение численности (штата) работников организации в процентном отношении к среднесписочной численности работающих за предшествующий период:
10% и более - в течение трех месяцев;
15% и более - в течение 6 месяцев;
20% и более - в течение года.
2.4. Проводят профориентационные мероприятия, способствующие профессиональному самоопределению молодежи и повышению престижа рабочих профессий.
2.5. Совершенствуют традиционные, внедряют новые формы чествования человека труда, поднимают престиж массовых профессий через проведение различных конкурсов профессионального мастерства, предоставляют особо отличившихся работников к награждению городскими, областными, государственными наградами.
2.6. Содействуют в формировании и деятельности молодежных органов самоуправления (советов молодых специалистов, советов молодых рабочих).
2.7. Содействуют созданию и (или) сохранению рабочих мест для жителей города Новосибирска.
2.8. Организуют работу по информированию работодателей города Новосибирска о возможности направления на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование сотрудников предпенсионного возраста.
Работодатели:
2.9. Взаимодействуют с учреждениями профессионального образования по вопросам подготовки кадров. Предоставляют рабочие места для прохождения учащимися этих учреждений производственной практики, а после окончания учебы принимают их на работу на вакантные места, с учетом результатов прохождения практики. Обеспечивают закрепление наставников за всеми молодыми работниками в первые полгода их работы.
2.10. Проводят анализ, прогнозирование и учет численности высвобождаемых работников, информируют в установленном порядке профсоюзные организации, органы службы занятости населения о высвобождениях работников, включая массовые, о наличии вакантных рабочих мест (должностей).
2.11. Предусматривают в коллективных договорах финансирование мероприятий, направленных на:
переподготовку работников, предупрежденных об увольнении, предоставление им льгот и компенсаций сверх установленных законодательством Российской Федерации;
обучение, повышение квалификации и переподготовку работников (рекомендуемая норма охвата в течение года - не менее 15% персонала);
наставничество и адаптацию молодых работников на предприятии.
2.12. Участвуют в организации временных рабочих мест для несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.
2.13. Обеспечивают прием на работу инвалидов и несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет в соответствии с установленными квотами.
2.14. Заключают договоры с профессиональными образовательными учреждениями, в которых предусматривают обязательства сторон по подготовке необходимых специалистов.
2.15. Разрабатывают и осуществляют меры по переподготовке и социальной поддержке работников в условиях проведения процедур, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций. При введении внешнего управления обеспечивают действие коллективного и трудовых договоров. Обеспечивают высвобождаемым работникам организаций-банкротов преимущественное право трудоустройства.
2.16. Разрабатывают и внедряют программы карьерного (должностного) и профессионального роста работников организации.
2.17. Вводят поэтапно профессиональные стандарты и предусматривают в коллективных договорах и соглашениях средства на обучение и профессиональную переподготовку работников в связи с введением профессиональных стандартов в необходимом для этих целей размере.
2.18. При приеме на работу знакомят работника с коллективным договором, действующим в организации, территориальным и отраслевым соглашениями в сфере труда, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
2.19. Обеспечивают сохранность архивных документов, подтверждающих трудовой стаж и заработную плату работников, осуществляют передачу архивов правопреемникам, а в случае ликвидации организации - архивным органам.
Профсоюзы:
2.20. Участвуют в разработке дополнительных мер по защите членов профсоюзов при массовых высвобождениях работников, способствуют сохранению существующих и созданию новых рабочих мест.
2.21. Через отраслевые соглашения и коллективные договоры добиваются:
создания необходимых условий для подготовки, переобучения и повышения квалификации работников, в том числе намеченных к высвобождению;
выработки системы мер по материальной поддержке работников, увольняемых в связи с сокращением численности (штатов), ликвидации, реорганизации или банкротства организаций;
закрепления в организациях молодых специалистов и молодых рабочих.
2.22. Осуществляют контроль за выполнением мероприятий коллективных договоров и соглашений по вопросам развития персонала и содействия занятости.
2.23. Предоставляют бесплатную юридическую помощь, консультации, членам профсоюза. Представляют интересы членов профсоюза, профсоюзных организаций в судебных органах.
2.24. Осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства в вопросах найма, увольнения, сокращения численности, предоставления гарантий, льгот, в том числе при смене собственника имущества организации, ее реорганизации.
2.25. Создают молодежные комиссии и советы молодых специалистов при профкомах.
Мэрия:
2.26. Обеспечивает реализацию мероприятий по поддержке молодых людей в выборе профессии и ориентировании на рынке труда.
2.27. Составляет баланс трудовых ресурсов города Новосибирска, проводит анализ потребностей организаций города Новосибирска в квалифицированных кадрах и формирует предложения о подготовке рабочих и специалистов по профессиям (специальностям).
2.28. Содействует организации временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.
2.29. Организует проведение городских конкурсов профессионального мастерства.
2.30. Организует работу с детьми и молодежью по освоению инновационных технологий.
2.31. Содействует укреплению работы общественного молодежного Совета и организации новых форм студенческого и молодежного самоуправления в учебных заведениях - студенческие советы, молодежные парламенты.
2.32. Совершенствует практику работы студенческих строительных отрядов.
2.33. Организует работу по информированию работодателей города Новосибирска о проводимых мероприятиях по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию сотрудников предпенсионного возраста.
2.34. Учитывает при оказании финансовой и иной поддержки организаций в качестве основных критериев выполнение работодателем обязанностей по своевременной выплате работникам заработной платы.
3. Оплата труда, повышение уровня жизни населения
В целях повышения уровня жизни населения стороны
Совместно:
3.1. Обеспечивают соблюдение трудового законодательства Российской Федерации, Новосибирской области, города Новосибирска.
3.2. Осуществляют деятельность по обеспечению повышения уровня реальной заработной платы в соответствии с ростом эффективности и производительности труда.
3.3. Разрабатывают и реализуют меры по:
погашению имеющейся задолженности по заработной плате;
легализации неофициальной заработной платы.
3.4. Обеспечивают выплату заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени и выполнившим нормы труда (трудовые обязанности), в размере не ниже минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента 1,25.
Работодатели:
3.5. Обеспечивают выплату заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени и выполнившим нормы труда (трудовые обязанности), в размере не ниже минимального размера оплаты труда.
3.6. Осуществляют регулирование оплаты труда работников посредством заключения и реализации коллективных договоров с учетом отраслевых соглашений. Предусматривают в коллективных договорах механизм индексации заработной платы работникам в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
3.7. Не допускают задержек выплаты заработной платы работникам. Принимают меры по погашению имеющейся задолженности.
В случае несвоевременной выдачи заработной платы обеспечивают индексацию в размере, предусмотренном коллективным договором, но не ниже установленного действующим законодательством.
3.8. При обращении Сторон предоставляют информацию о размере средней заработной платы, о размере минимальной заработной платы, величине задолженности по заработной плате и принимаемых в организациях мерах по ее погашению.
3.9. Обеспечивают недопущение фактов выплаты "неофициальной" заработной платы, случаев несвоевременной и не в полном объеме выплаты заработной платы работникам.
3.10. Обеспечивают установление в организациях систем оплаты труда, устраняющих необоснованную дифференциацию в размерах заработной платы работников и руководителей.
Профсоюзы:
3.11. Добиваются включения в коллективные договоры индексации заработной платы в размерах не ниже сложившегося роста потребительских цен;.
3.12. Осуществляют контроль за своевременной выплатой заработной платы, соблюдением законодательных и других нормативных актов по оплате труда относительно членов профсоюза.
3.13. В случаях нарушения установленных сроков выплаты заработной платы добиваются ее выплаты с индексацией, предусмотренной коллективным договором, но не ниже установленного действующим законодательством, а также принимают меры по привлечению к ответственности виновных лиц.
Мэрия:
3.14. Проводит мониторинг задолженности по выплате заработной платы в организациях города, а также, в рамках имеющихся полномочий, способствует ее сокращению.
3.15. Обеспечивает своевременную выплату заработной платы работникам муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города, перечисления во внебюджетные фонды, уплату налога на доходы физических лиц.
3.16. Принимает меры по совершенствованию систем оплаты труда работников муниципальных учреждений.
3.17. Обеспечивает сохранение достигнутого соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников, определенных Указами Президента Российской Федерации, и уровнем средней заработной платы по региону.
3.18. Обеспечивает сокращение необоснованной дифференциации оплаты труда работников муниципальных учреждений путем установления единых размеров должностных окладов, а также предельных соотношений среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников учреждений.
3.19. Проводит мониторинг средней заработной платы работников муниципальных учреждений и унитарных предприятий, в том числе по категориям работников согласно Указам Президента РФ.
3.20. Осуществляет контроль за соблюдением установленных в трудовых договорах условий оплаты труда руководителей муниципальных учреждений и унитарных предприятий города и их соответствию условиям оплаты труда, предусмотренным законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
3.21. Осуществляет межведомственное взаимодействие с федеральными и областными структурами по вопросам оплаты труда и снижения нелегальной трудовой занятости.
4. Создание благоприятных условий труда
В целях реализации права граждан на безопасный труд стороны
Совместно:
4.1. Осуществляют деятельность в области улучшения условий и охраны труда, направленную на:
устранение причин производственного травматизма;
профилактику профессиональной заболеваемости;
сокращение численности работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам труда;
проведение специальной оценки условий труда;
пропаганду передового опыта работы в сфере охраны труда, информирование работников о вновь принятых нормативных правовых актах;
повышение культуры труда, укрепление трудовой и производственной дисциплины, соблюдение требований промышленной безопасности.
Работодатели:
4.2. Обеспечивают безопасные условия труда на каждом рабочем месте, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в области охраны труда.
4.3. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях обязательное наличие раздела "Охрана труда" и осуществляют финансирование:
организационно-технических мероприятий по профилактике производственного травматизма и улучшению условий труда;
проведения специальной оценки условий труда;
обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты, лечебно-профилактическим питанием, смывающими и (или) обезвреживающими средствами;
проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права и углубленных медицинских осмотров;
дополнительную диспансеризацию работников;
мероприятий по развитию физической культуры и спорта.
4.4. Принимают меры по выполнению требований законодательства по охране труда:
создают службы охраны труда или вводят должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
организуют обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
обеспечивают работников сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, а также смывающими и (или) обезвреживающими средствами в соответствии с установленными нормативами;
принимают исчерпывающие меры по выполнению требований безопасности и гигиены труда женщин и лиц до 18 лет;
ограничивают применение труда женщин на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию.
4.5. Информируют работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.
4.6. Предусматривают в коллективных договорах предоставление оплачиваемого времени уполномоченным по охране труда профсоюзов, членов комитетов (комиссий) по охране труда для выполнения возложенных на них обязанностей по контролю за состоянием и условиями труда на период их участия в работе комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве, а также на период их обучения по охране труда.
4.7. Включают в состав комиссий при проведении специальной оценки условий труда представителей выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
4.8. Совместно с профсоюзами создают комитеты (комиссии) по охране труда и условия для их эффективной работы.
4.9. Обеспечивают подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности.
Обеспечивают соблюдение природоохранного законодательства, установленных лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты, размещение отходов, безаварийную работу природоохранных сооружений.
Обеспечивают обучение и проверку знаний по охране труда руководителей, специалистов и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, членов комитетов (комиссий) по охране труда.
Создают условия для осуществления уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда, а также членами комитетов (комиссий) по охране труда контроля за соблюдением на рабочих местах требований норм и правил по охране труда, организуют и оплачивают их обучение, в том числе обеспечивают правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств организации.
Предусматривают в коллективных договорах или локальных нормативных актах меры морального и материального поощрения уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов за исполнение ими общественных обязанностей в области охраны труда.
4.10. Внедряют концепцию "нулевого травматизма" в организациях.
Профсоюзы:
4.11. Добиваются обязательного включения в коллективные договоры и соглашения раздела "Охрана труда", с указанием в нем:
мероприятий по улучшению условий и охраны труда, снижающих риск производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
мероприятий по развитию физической культуры и спорта;
гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
4.12. Защищают интересы членов профсоюза, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, получивших профессиональные заболевания.
4.13. Принимают участие в создании и деятельности комитетов (комиссий) по охране труда.
4.14. Продолжают работу по обеспечению деятельности уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов. Обеспечивают им методическую и консультационную помощь, проводят совместно с работодателями их обучение по охране труда.
4.15. Инициируют проведение в организациях смотров-конкурсов на лучшее состояние условий и охраны труда, а также на "Лучшего уполномоченного по охране труда".
4.16. Оказывают бесплатную консультативную и практическую помощь членам профсоюзов в защите их права на безопасные, здоровые условия труда, представляют их интересы в органах государственной власти, в суде и других органах.
4.17. Взаимодействуют со службами контрольно-надзорных органов, с которыми заключены соответствующие договоры и соглашения в проведении общественного контроля за состоянием охраны труда, проведением специальной оценки условий труда, выполнением мероприятий, соглашений, коллективных договоров в организациях, где имеются профсоюзные организации.
4.18. Разрабатывают и внедряют методические рекомендации профсоюзному активу по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением условий и охраны труда.
4.19. Осуществляют контроль состояния условий и охраны труда, выполнение обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.
4.20. Вносят обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций представления об устранении нарушений требований охраны труда.
4.21. Участвуют в работе комиссии по проведению специальной оценки условий труда.
4.22. Проводят анализ технологических процессов на предприятии на соответствие современным природоохранным требованиям и представляют соответствующие предложения работодателю.
4.23. Участвуют во внедрении и реализации концепции "нулевого травматизма" в организациях.
Мэрия:
4.24. Организует проведение ежегодного конкурса на лучшее состояние условий и охраны труда в организациях города Новосибирска.
4.25. Проводит семинары-совещания по вопросам охраны для муниципальных учреждений и унитарных предприятий.
4.26. Обеспечивает контроль за условиями и охраной труда в муниципальных учреждениях и унитарных предприятиях.
4.27. Осуществляет информационно-методическое обеспечение мероприятий по продвижению основных принципов "нулевого травматизма" в организациях.
5. Социальная политика, поддержка социальной сферы
В целях обеспечения прав граждан на социальную защиту, формирования благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения стороны
Совместно:
5.1. Участвуют в организации реализации мероприятий:
в рамках национальных проектов "Здравоохранение", "Образование", "Культура", "Демография", "Жилье и городская среда";
по профилактике социально-значимых заболеваний (ВИЧ-инфекция, туберкулез, наркомания, гепатиты В, С) в целях сохранения здоровья работников.
5.2. Проводят согласованную политику в области развития образования, культуры, спорта, молодежной политики и социальной защиты населения, организации детского и семейного отдыха.
5.3. Принимают меры по сохранению и укреплению объектов социальной сферы: санаториев-профилакториев, детских оздоровительных лагерей, детских дошкольных учреждений, спортивных сооружений и учреждений культуры.
5.4. Осуществляют в сфере демографической, семейной и молодежной политики комплекс приоритетных мер, направленных на:
создание условий для повышения рождаемости;
поддержку семей с детьми;
улучшение здоровья населения и снижение смертности;
создание безопасного образовательного пространства;
рост благосостояния населения.
5.5. Осуществляют взаимодействие по вопросам проведения летней детской оздоровительной кампании, санаторно-курортного лечения, отдыха работников и членов их семей.
5.6. Добиваются включения в коллективные договоры и соглашения дополнительных гарантий и льгот:
молодым семьям (единовременные пособия на рождение детей, пособия на детей до трехлетнего возраста, поддержка беременных женщин);
многодетным и неполным семьям, семьям, имеющим детей - инвалидов, (гибкий график работы, дополнительный отпуск, оказание помощи в обучении детей в специализированных учебных заведениях).
5.7. Обеспечивают поддержку талантливой молодежи.
5.8. Содействуют созданию на территории города Новосибирска благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом.
5.9. Осуществляют работу по пропаганде здорового образа жизни различных категорий населения и способствуют проведению различных спортивно-культурных мероприятий (олимпиад, фестивалей, смотров-конкурсов, конференций, выставок).
5.10. Проводят работу, направленную на сохранение и улучшение здоровья населения.
5.11. Организуют проведение информационной и просветительской работы, направленной на формирование ответственности работодателей и работников за пенсионное будущее.
Работодатели:
5.12. Предусматривают исходя из финансовых возможностей:
дополнительные к установленным действующим законодательством меры социальной защиты работников, дотации на питание, транспортные расходы;
долевое участие в жилищном строительстве, финансирование части расходов работников по приобретению или строительству жилья, погашение процентной ставки по кредитам работников на приобретение или строительство жилья;
обеспечение детей работников льготными путевками в оздоровительные лагеря, детские санатории;
компенсирование части затрат работников на санаторно-курортное лечение;
проведение спортивных и культурно-массовых мероприятий;
организацию горячего, лечебно-профилактического питания работников, в том числе льготного и бесплатного.
5.13. Обеспечивают хозяйственное обслуживание, сохранение и материальное укрепление учреждений социально-культурной и оздоровительной сферы, находящихся на балансе организаций.
5.14. Обеспечивают отчисление профсоюзам средств для проведения социально-культурной и иной работы в коллективах в порядке и на условиях, установленных законодательством, коллективными договорами и соглашениями.
Обеспечивают проведение социально-культурной и спортивной работы, предусматривая на эти цели в коллективных договорах и соглашениях выделение средств не менее 0,15% от фонда заработной платы.
5.15. Обеспечивают своевременность и полноту выплаты работающим гражданам установленных законодательством пособий, связанных с рождением и воспитанием ребенка.
5.16. Разрабатывают и реализуют корпоративные социальные программы, направленные на поддержание здоровья на рабочем месте, включая профилактику профессиональных заболеваний.
5.17. Разрабатывают меры поддержки молодых квалифицированных специалистов с целью их закрепления в организации.
5.18. Вправе создавать в организациях совместно с профсоюзами комиссии (уполномоченных) по социальному страхованию, организуют их работу.
Профсоюзы:
5.19. Проводят работу по включению в коллективные договоры вопросов, связанных с защитой пенсионных прав работников.
5.20. Добиваются включения в коллективные договоры и выделения необходимых средств на мероприятия по:
медицинскому обслуживанию, оздоровлению трудящихся и их детей;
развитию физической культуры и спорта, культурно-массовой работы;
поддержке работающих многодетных и неполных семей, инвалидов, бывших работников - пенсионеров;
установлению дополнительных компенсационных пакетов молодым работникам организаций;
решению вопросов, направленных на улучшение жилищных условий работников.
5.21. Осуществляют общественный контроль за выполнением страхователем (работодателем) обязательств по своевременному и полному перечислению страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование
5.22. Принимают долевое участие в финансировании оздоровительных, культурно-массовых, спортивных мероприятий.
5.23. Проводят разъяснительную работу среди работников по вопросам пенсионного обеспечения.
5.24. Участвуют в подготовке и проведении мероприятий по оздоровлению работников и их детей.
5.25. Способствуют организации и деятельности комиссий по трудовым спорам в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Мэрия:
5.26. Обеспечивает реализацию муниципальных программ в сфере образования, социальной политики, культуры, физической культуры и спорта, а также в сфере молодежной политики.
5.27. Осуществляет меры:
по повышению комфортности городской среды, обеспечению устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018 N 204;
по предоставлению социальных услуг в соответствии с переданными полномочиями и перечнем социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в стационарной, полустационарной формах социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому.
5.28. В установленном порядке обеспечивает оказание предусмотренных действующим законодательством мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
5.29. Обеспечивает улучшение условий и уровня жизни ветеранов Великой Отечественной войны.
5.30. Осуществляет социальную поддержку граждан пожилого возраста и инвалидов.
5.31. Организует проведение городских и районных (окружных) мероприятий, направленных на укрепление семьи (ежегодных городских и районных (окружных) мероприятий, посвященных Дню семьи, Дню матери, фестиваля детей-инвалидов).
5.32. Реализует мероприятия по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства.
5.33. Создает условия для полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов.
5.34. Организует работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
5.35. Разрабатывает и реализует мероприятия, направленные на решение проблем обеспечения доступности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
5.36. Обеспечивает организацию питания детей в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами:
- обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, в том числе обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований (обучающихся по образовательным программам начального общего образования, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей из многодетных и малоимущих семей);
- осваивающих образовательные программы дошкольного образования в муниципальных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования.
5.37. Оказывает поддержку одаренным детям, выплачивает стипендии мэрии талантливым юным новосибирцам.
5.38. Распределяет квартиры для обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, в том числе:
гражданам, состоящим на учете по улучшению жилищных условий;
гражданам, проживающим в аварийных домах;
гражданам при одновременном рождении трех и более детей.
5.39. Участвует в обеспечении жилыми помещениями по договорам найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
5.40. Продолжает реализацию социального проекта "Муниципальная дисконтная карта школьника", "Студенческая муниципальная дисконтная карта".
5.41. Выделяет работникам муниципальной бюджетной сферы путевки на санаторно-курортное лечение.
5.42. Проводит городские спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия.
5.43. Организует проведение физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства совместно с органами территориального общественного самоуправления.
5.44. Участвует в реализации мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне".
5.45. Реализует муниципальные программы по социальной поддержке и социальному обслуживанию семей с детьми, граждан пожилого возраста, инвалидов, в том числе детей - инвалидов.
6. Социальное партнерство, координация действий сторон соглашения
Стороны считают, что условием участия организаций в системе социального партнерства является: членство в Новосибирском региональном союзе объединения работодателей "Союз руководителей предприятий и работодателей" (далее - Новосибирский Союз руководителей предприятий и работодателей) или иных объединениях работодателей, подписавших Территориальное соглашение или присоединившихся к нему; наличие профсоюзной организации или иного представительного органа; наличие в организации коллективного договора.
В целях проведения согласованной политики по развитию социального партнерства, повышения его эффективности, повышения социальной роли и ответственности участников социального партнерства стороны
Совместно:
6.1. На паритетной основе организуют работу Новосибирской городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
6.2. Рекомендуют руководителям организаций всех форм собственности заключать коллективные договоры как правовые документы, регулирующие социально-трудовые отношения. Содействуют вовлечению более широкого круга работодателей и работников в переговорные процессы по заключению коллективных договоров, соглашений на территории города Новосибирска.
6.3. Оказывают практическое и методическое содействие при подготовке и заключении территориальных отраслевых (межотраслевых), отраслевых (межотраслевых) соглашений, коллективных договоров.
6.4. Способствуют предотвращению коллективных трудовых споров, участвуют в их урегулировании в соответствии с наделенными действующим законодательством полномочиями.
6.5. Информируют друг друга о принимаемых решениях по проблемам, включенным в Соглашение, другим социально-экономическим вопросам.
6.6. Взаимно обеспечивают представителям сторон возможность принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов по проблемам, не включенным в Соглашение, но представляющим взаимный интерес.
6.7. Проводят согласованную политику по созданию новых и укреплению действующих объединений работодателей и профсоюзных организаций.
6.8. Принимают участие в обучении по вопросам трудового законодательства и социального партнерства в сфере труда.
6.9. Проводят работу по повышению социальной ответственности субъектов предпринимательской деятельности, их вовлечению в систему социального партнерства.
Работодатели:
6.10. Обеспечивают условия для уставной деятельности профсоюзов и их выборных органов, содействуют созданию профсоюзных организаций. Содействуют профсоюзам в их деятельности, не допускают случаев нарушения прав профсоюзов, установленных законодательством Российской Федерации.
6.11. При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, работодатель ежемесячно и бесплатно перечисляет на счет профсоюза членские профсоюзные взносы из заработной платы работников в соответствии с коллективным договором, соглашением. Работодатель не вправе задерживать перечисление указанных средств.
6.12. Участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективных договоров и соглашений. Подписывают коллективные договора или соглашения в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров.
6.13. Представляют коллективные договоры и соглашения для уведомительной регистрации.
6.14. Не реже одного раза в полугодие информируют трудовые коллективы о выполнении коллективных договоров и соглашений.
6.15. Предоставляют профсоюзному активу, не освобожденному от основной работы, время для исполнения общественных обязанностей в организации в согласованные сроки с сохранением заработной платы. Условия предоставления времени определяются коллективным договором.
6.16. Обеспечивают включение представителей профсоюзных организаций в состав выборных коллегиальных органов управления, в состав комиссий при реорганизации и ликвидации организаций.
Профсоюзы:
6.17. Инициируют заключение и контролируют выполнение соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности, где имеются профсоюзные организации.
6.18. Организуют обучение профсоюзного актива по вопросам правового регулирования трудовых отношений, заключения коллективных договоров и соглашений.
6.19. Не выступают организаторами забастовок в случае выполнения мэрией и Новосибирским Союзом руководителей предприятий и работодателей обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением.
6.20. Продолжают работу по восстановлению утраченных и созданию новых первичных профсоюзных организаций в трудовых коллективах, особенно в негосударственном секторе экономики.
Мэрия:
6.21. Обеспечивает функционирование городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
6.22. Проводит ежегодный городской конкурс "Предприятие высокой социальной ответственности".
6.23. Организует в установленном порядке регистрацию коллективных договоров, соглашений в сфере труда, выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством. В рамках наделенных полномочий осуществляет контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений.
6.24. Обеспечивает консультирование по разработке, заключению и исполнению соглашений и коллективных договоров.
6.25. Предоставляет возможность представителям сторон Соглашения участвовать в работе городских комиссий и рабочих групп.
6.26. Размещает на официальном сайте города Новосибирска в разделе "Социальное партнерство" информацию о деятельности городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых и об итогах развития социального партнерства.
7. Заключительные положения
7.1. Соглашение заключено на 2021 - 2023 годы, вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 31 декабря 2023 года.
7.2. Соглашение действует в отношении:
всех работодателей, являющихся членами Новосибирского Союза руководителей предприятий и работодателей, заключившего Соглашение. Прекращение членства в Новосибирском Союзе руководителей предприятий и работодателей не освобождает работодателя от выполнения Соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в Новосибирский Союз руководителей предприятий и работодателей в период действия Соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные Соглашением;
работодателей, не являющихся членами Новосибирского Союза руководителей предприятий и работодателей, которые уполномочили указанный Союз от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить Соглашение либо присоединились к Соглашению после его заключения;
мэрии города Новосибирска в пределах взятых на себя обязательств.
всех работников, состоящих в трудовых отношениях, с указанными работодателями.
профсоюзных организаций, входящих в состав Новосибирского областного союза организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Новосибирской области".
7.3. Стороны обращаются ко всем работодателям, профсоюзным организациям, не участвовавшим в подписании Соглашения, с предложением о присоединении к Соглашению. Процедура присоединения к Соглашению производится в соответствии с Законом Новосибирской области "О социальном партнерстве в Новосибирской области".
7.4. В случае реорганизации сторон Соглашение сохраняет действие на весь период, на который оно было заключено, с переходом обязательств к правопреемникам в соответствии с действующим законодательством.
7.5. Обязательства работодателей принимают на себя также две другие стороны в той мере, в которой они осуществляют эти функции.
7.6. Стороны договорились, что при осуществлении поддержки организаций учитывается их участие в системе социального партнерства.
7.7. Стороны, виновные в уклонении от участия в коллективных переговорах, нарушении или невыполнении обязательств, включенных в Соглашение, непредставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением Соглашения несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством.
7.8. Ни одна из сторон, заключившая Соглашение, не вправе в течение срока его действия в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств. Дополнения и изменения в Соглашение вносятся по взаимному согласию сторон на основании подписанного протокола после предварительного обсуждения на заседании комиссии.
7.9. Изменения в Соглашение вносятся в следующем порядке:
сторона, проявившая инициативу по внесению изменений, направляет в комиссию в письменной форме предложение о начале переговоров с перечнем конкретных изменений;
после получения соответствующего предложения одной из сторон переговоры сторон должны быть начаты в течение одного месяца.
7.10. Стороны участвуют во втором полугодии 2023 года в коллективных переговорах по заключению нового или продлению срока действия Соглашения.
7.11. Соглашение составлено в трех экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой стороны.
Мэр города Новосибирска |
А.Е. Локоть |
Председатель |
А.А. Козлов |
Председатель |
М.Г. Кузьмин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации города Бердска Новосибирской области от 6 февраля 2024 г. N 519/65 "О внесении изменений в постановление администрации города Бердска от 07.12.2012 N 5501 "Об образовании избирательных участков на территории города Бердска"
Опубликование:
газета "Бердские новости", 14 февраля 2024 г. N 7/1