По результатам рассмотрения бюджетной комиссией основных параметров прогноза социально-экономического развития городского округа город Дзержинск на среднесрочный период (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов) (протокол заседания Бюджетной комиссии от 7 ноября 2022 года N Сл-150-796492/22), в соответствии со ст. 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации города Дзержинска Нижегородской области от 18 февраля 2015 года N 439 "Об утверждении Порядка разработки прогноза социально-экономического развития городского округа город Дзержинск на среднесрочный период", Уставом городского округа город Дзержинск, администрация города Дзержинска постановляет:
1. Одобрить прогноз социально-экономического развития городского округа город Дзержинск на среднесрочный период (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов).
2. Департаменту информационной политики и взаимодействия со средствами массовой информации опубликовать и разместить настоящее постановление в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте администрации города.
3. Постановление вступает в силу с момента его опубликования.
4. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.
Глава города |
И.Н. Носков |
Прогноз
социально-экономического развития городского округа город Дзержинск на среднесрочный период (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов)
I. Прогноз социально-экономического развития городского округа город Дзержинск на среднесрочный период (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов)
1.1. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов)
Прогноз социально-экономического развития городского округа город Дзержинск на 2023 - 2025 годы сформирован на основе макроэкономических пропорций социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов).
Основные параметры прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период разработаны в базовом варианте, утверждены постановлением Правительства Нижегородской области от 21 октября 2022 года N 844 и представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели |
2022 год оценка |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
прогноз | ||||
базовый вариант |
базовый вариант |
базовый вариант |
||
Индекс потребительских цен на товары и услуги, в среднем за год | ||||
% к предыдущему году |
113,7 |
106 - 106,5 |
104,7 - 104,9 |
104 |
Валовой региональный продукт | ||||
индекс физического объема, в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
97,5 |
101 |
103 |
102,6 |
Промышленное производство | ||||
индекс промышленного производства, в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
95 - 97 |
100,4 |
101,7 |
102,1 |
индекс производства по обрабатывающим производствам, в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
95 - 97 |
100,5 |
101,8 |
102,3 |
Продукция сельского хозяйства | ||||
индекс производства продукции сельского хозяйства, в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
102,4 |
100,3 |
100,5 |
100,9 |
Оборот розничной торговли | ||||
индекс физического объема, в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
97 |
102,7 |
104 |
103,5 |
Объем платных услуг населению | ||||
индекс физического объема, в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
100 |
102,3 |
103 |
103 |
Инвестиции в основной капитал | ||||
индекс физического объема, в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
95 - 98 |
100,3 |
104 |
103,8 |
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" | ||||
индекс физического объема, в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
100 |
100 |
102,2 |
102,5 |
Фонд заработной платы работников организаций | ||||
темп роста в % к предыдущему году |
112 |
110,8 |
107,9 |
106,4 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций | ||||
темп роста в % к предыдущему году |
112,9 |
109,7 |
107,9 |
107 |
Реальная заработная плата работников организаций | ||||
% к предыдущему году |
99,3 |
103 |
102,9 |
102,8 |
Реальный среднедушевой денежный доход населения | ||||
% к предыдущему году |
98 |
102 |
102,8 |
102,5 |
Прибыль прибыльных организаций (по полному кругу) | ||||
темп роста в % к предыдущему году |
90,3 |
100,3 |
103,1 |
102,7 |
1.2. Фактические итоги 2021 года, оценка 2022 года и прогноз социально-экономического развития городского округа город Дзержинск на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Таблица 2
Показатели |
факт |
оценка |
прогноз |
||
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
|
1. Население | |||||
Численность постоянного населения (среднегодовая), тыс. чел. |
236,0 |
234,3 |
232,9 |
231,5 |
230,2 |
Общий коэффициент рождаемости на 1000 населения |
7,4 |
7,2 |
7,3 |
7,5 |
7,6 |
Общий коэффициент смертности на 1000 населения |
20,9 |
16,7 |
16,3 |
16,1 |
15,9 |
Коэффициент естественного прироста (убыли) населения на 1000 населения |
-13,5 |
-9,5 |
-9,0 |
-8,6 |
-8,3 |
Коэффициент миграционного прироста (убыли) на 10000 населения |
4,9 |
5,0 |
5,0 |
5,1 |
5,1 |
2. Производство товаров и услуг | |||||
2.1. Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без НДС и акцизов) по полному кругу предприятий, млрд руб. |
151,5 |
171,6 |
180,6 |
189,8 |
200,9 |
в сопоставимых ценах, % |
106,2 |
94,0 |
101,4 |
102,5 |
102,0 |
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без НДС и акцизов) по крупным и средним предприятиям, млрд руб. |
128,2 |
145,2 |
152,8 |
160,6 |
170,0 |
в сопоставимых ценах, % |
106,2 |
94,0 |
101,4 |
102,5 |
102,0 |
в т.ч. обрабатывающие производства в действующих ценах, млрд руб. |
103,2 |
116,7 |
122,2 |
127,8 |
135,5 |
в сопоставимых ценах, % |
106,1 |
93,9 |
100,9 |
102,0 |
102,2 |
Валовая продукция сельского хозяйства млн. руб. |
460,4 |
529,5 |
584,2 |
634,0 |
678,2 |
темп роста в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году |
97,4 |
100,0 |
100,3 |
100,5 |
100,9 |
Производство алкогольной продукции (пиво), тыс. далл. |
2036,7 |
1800 |
1900 |
2000 |
2150 |
3. Инвестиции | |||||
Инвестиции в основной капитал (по полному кругу предприятий), млрд руб., в действующих ценах |
13,9 |
13,5 |
13,6 |
14,9 |
15,7 |
в сопоставимых ценах, в % |
141 |
87,4 |
94,4 |
103,7 |
100,6 |
Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство" (по полному кругу организаций), млрд руб. |
1,9 |
2,3 |
2,4 |
2,4 |
2,6 |
темп роста в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году |
117,7 |
101,8 |
100 |
100 |
102,4 |
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м |
33,9 |
43,8 |
52,4 |
42,5 |
51,8 |
в т.ч. за счёт индивидуального жилищного строительства, тыс. кв. м |
28,4 |
27 |
27 |
27 |
27 |
4. Торговля и услуги населению | |||||
Индекс потребительских цен на товары и услуги, в среднем за год, % к предыдущему году |
107 |
113,7 |
106 - 106,5 |
104,7 - 104,9 |
104 |
Объем розничного товарооборота (по крупным и средним организациям без учета объемов сокрытия), в действующих ценах, млрд руб. |
33,8 |
38,6 |
43,6 |
47,2 |
51,0 |
в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году |
105,1 |
95,9 |
102,5 |
103,0 |
103,8 |
Объем платных услуг по крупным и средним организациям, в действующих ценах, млрд руб. |
4,7 |
4,8 |
5,3 |
5,7 |
6,0 |
в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году |
97,7 |
93,3 |
103,0 |
103,8 |
101,7 |
5. Малое предпринимательство | |||||
Число малых и микропредприятий (на конец года), единиц |
4 085 |
4 090 |
4 095 |
4 100 |
4 105 |
Оборот малых и микропредприятий, в млрд руб. |
25,2 |
28,4 |
29,6 |
30,8 |
32,4 |
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) по малым и микропредприятиям, чел. |
23 016 |
22 970 |
22 961 |
22 946 |
22 916 |
Количество индивидуальных предпринимателей, чел. |
5 096 |
5 100 |
5 150 |
5 200 |
5 230 |
Доля отгруженных товаров (работ, услуг) предприятиями малого и среднего предпринимательства в общем объеме отгруженных товаров (работ, услуг) по городу, % |
26,0 |
25,8 |
25,6 |
25,3 |
25,1 |
6. Прибыль прибыльных организаций | |||||
Прибыль прибыльных организаций по кругу крупных и средних организаций, млрд руб. |
15,3 |
14,0 |
14,0 |
14,3 |
14,7 |
7. Рынок труда | |||||
Уровень официально зарегистрированной безработицы (на конец года), % |
0,45 |
0,44 |
0,42 |
0,38 |
0,34 |
Численность безработных по методологии МОТ, чел. |
590 |
580 |
550 |
500 |
450 |
Фонд заработной платы, млрд руб. |
36,1 |
39,8 |
44,2 |
47,5 |
50,6 |
Темп роста фонда заработной платы, % |
109,1 |
110,3 |
111,0 |
107,6 |
106,4 |
Уровень реальной заработной платы, % |
102,0 |
95,9 |
101,9 |
102,9 |
102,3 |
8. Развитие социальной сферы | |||||
Численность детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях, чел. |
11 197 |
11 142 |
11 168 |
11 173 |
11 199 |
Доля детей в возрасте 1 - 6 лет, стоящих на учете для определения в муниципальные образовательные учреждения, % |
7,7 |
7,7 |
7,6 |
7,5 |
7,4 |
Общая численность обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, чел. |
22 768 |
22 774 |
22 783 |
22 791 |
22 798 |
Численность студентов профессиональных образовательных организаций (на начало учебного года), чел. |
4 819 |
5 002 |
5 347 |
5 406 |
5 422 |
Численность студентов образовательных организаций высшего образования (на начало учебного года), чел. |
2 751 |
2 990 |
3 278 |
3 411 |
3 508 |
9. Выпуск специалистов | |||||
Профессиональными образовательными организациями, чел. |
1 147 |
1 267 |
1 259 |
1 335 |
1 328 |
Образовательными организациями высшего образования, чел. |
1 797 |
1 869 |
1 949 |
2 058 |
2 062 |
II. Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития городского округа город Дзержинск на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Прогноз социально-экономического развития городского округа город Дзержинск на среднесрочный период (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов) (далее - Прогноз социально-экономического развития г. Дзержинска) разработан в соответствии с действующей нормативно-правовой базой:
Бюджетным кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
Федеральным законом от 12 сентября 2007 года N 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Закон Нижегородской области от 12 сентября 2007 г. N 126-З
Законом Нижегородской области от 3 марта 2015 года N 24-З "О стратегическом планировании в Нижегородской области";
постановлением Правительства Нижегородской области от 16 июня 2015 года N 378 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период";
постановлением городской Думы города Дзержинска Нижегородской области от 30 октября 2008 года N 389 "Об утверждении положения о бюджетном процессе в городе Дзержинске";
постановлением администрации города Дзержинска Нижегородской области от 18 февраля 2015 года N 439 "Об утверждении Порядка разработки прогноза социально-экономического развития городского округа город Дзержинск на среднесрочный период";
ст. 57 Устава городского округа город Дзержинск.
Разработка Прогноза социально-экономического развития г. Дзержинска осуществлялась с учетом сложившихся в городе социально-экономических условий, прогнозов развития основных крупных и средних предприятий города, с учетом основных параметров прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на период 2023 - 2025 годов.
Система показателей прогноза социально-экономического развития г. Дзержинска соответствует показателям рекомендуемой формы по основным показателям, утвержденной приказом министерства экономического развития и инвестиций Нижегородской области от 22 июля 2022 года N 114.
Прогноз социально-экономического развития г. Дзержинска является основой для формирования параметров городского бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
Прогноз социально-экономического развития г. Дзержинска разработан с учетом:
- тенденций социально-экономического развития г. Дзержинска в 2021 году и первой половины 2022 года;
- параметров прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2022 год и на плановый период 2022 и 2024 годов);
- реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- реализации Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, одобренного на заседании Правительства Российской Федерации 23 сентября 2020 года (протокол N 36, раздел VII); реализации национальных проектов по приоритетным направлениям социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года;
- стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 года N 889 (далее - Стратегия Нижегородской области);
- стратегии социально-экономического развития городского округа город Дзержинск до 2030 года, утвержденной решением городской Думы города Дзержинска Нижегородской области от 30 января 2020 года N 830.
Информационная база формирования Прогноза социально-экономического развития г. Дзержинска:
- данные статистического и налогового учета за 2021 год и 4 - 5 месяцев 2022 года;
- прогнозы хозяйствующих субъектов крупного и среднего бизнеса;
- прогнозные расчеты структурных подразделений администрации города и территориальных органов исполнительной власти Нижегородской области;
- индивидуальный план инвестиционного развития городского округа город Дзержинск до 2024 года (утвержденный постановлением администрации города Дзержинска Нижегородской области от 31 января 2020 года N 258 в редакции от 27 июня 2022 года).
2.1. Анализ социально-экономического развития городского округа город Дзержинск в 2021 году
В 2021 году имели место неблагоприятные последствия, вызванные пандемией, однако, крупный и средний бизнес сохранил положительную динамику основных экономических показателей деятельности, а сфера услуг и розничной торговли малого бизнеса, наиболее пострадавшая от ограничений, постепенно восстанавливала спад 2020 года и вышла на траекторию роста к концу года.
По оценке, проведенной министерством экономического развития и инвестиций Нижегородской области, по итогам 2021 года город Дзержинск сохранил свои позиции по уровню социально-экономического развития выше среднего.
Основные экономические показатели развития городского округа город Дзержинск в сравнении с показателями Нижегородской области в целом приведены в диаграмме 1.
Диаграмма 1
Основные экономические показатели за 2021 год, %
2.1.1. Развитие отраслей экономики
Коммерческий оборот крупных и средних организаций города по итогам 2021 года вырос относительно на 19,2% к 2020 году и составил 202,4 млрд руб. (по Нижегородской области рост на 12,9%).
В целом, по полному кругу организаций города за 2021 год отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг на сумму 151,5 млрд. руб. с темпом роста 113,6% в действующих ценах (106,2% в сопоставимых ценах). По крупным и средним предприятиям отгружено на 128,2 млрд. руб. с темпом роста 113,6% в действующих ценах (106,2% в сопоставимых ценах), по Нижегородской области темп роста составил 108,1% в действующих ценах.
В ключевой отрасли экономики городского округа - обрабатывающих производствах, на долю которых приходится 74,9% от общего объема, отгружено за 2021 год на 113,4 млрд. руб., по крупным и средним организациям - 103,2 млрд руб. или 106,1% в сопоставимых ценах.
В составе обрабатывающих производств наибольшие темпы роста объема отгруженной продукции отмечены в:
- производстве резиновых и пластмассовых изделий - 148%;
- обработке древесины и производстве изделий из дерева - 138,1%;
- производстве бумаги и бумажных изделий - 125,1%;
- производстве пищевых продуктов - 124,2%.
Прибыль прибыльных организаций города в 2021 году составила 19,3 млрд руб., увеличилась на 47,8% относительно 2020 года; по крупным и средним организациям составила 15,3 млрд руб., увеличилась на 75%.
В 2021 году оборот розничной торговли по крупным и средним организациям составил 33 838,4 млн руб., с темпом роста к уровню 2020 года 115,3% (индекс физического объема - 105,1%), объем платных услуг населению по крупным и средним организациям составил 4 673,2 млн руб., темп роста к уровню 2020 года 101,6% (индекс физического объема - 97,7%).
С целью поддержки отраслей экономики, в наибольшей степени пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, и минимизации последствий реализованы различные меры государственной и муниципальной поддержки.
В 2021 году в рамках муниципальной программы "Развитие предпринимательства и сельского хозяйства на территории г.о.г. Дзержинск" финансирование мероприятий по поддержке и развитию субъектов малого и среднего предпринимательства составило 102,6 млн руб., в том числе 90,3 млн руб. средств областного бюджета.
Оказана финансовая поддержка предпринимателям (возмещение затрат на оплату труда работников и оплату коммунальных услуг организаций и предприятий, пострадавших от распространения коронавирусной инфекции COVID-19), предусмотренных Указом Губернатора Нижегородской области от 7 апреля 2020 года N 53), финансовые выплаты самозанятым гражданам.
Введенные меры позволили снизить рост уровня безработицы и высвобождение рабочей силы.
В 2021 году произошло снижение численности официально зарегистрированных безработных:
- количество официально зарегистрированных безработных на 1 января 2022 года составило 590 человек (на 1 января 2021 года было 3 631 человек);
- уровень официально зарегистрированной безработицы на 1 января 2022 года снизился на 83% по сравнению с 2020 годом и составил 0,45% (в среднем по Нижегородской области - 0,48%). На 1 января 2021 года этот показатель был на уровне 2,7%;
- коэффициент напряженности на рынке труда в городе (численность зарегистрированных незанятых граждан, в расчете на одну вакансию) на 1 января 2022 года - 0,18 (на 1 января 2021 года - 1,69). Количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости, составило 3 654.
Среднемесячная заработная плата по крупным и средним организациям за 2021 год составила 43 816,9 руб. и увеличилась относительно 2020 года на 8,7%. По полному кругу организаций города заработная плата составила 35 741,9 руб., в реальном выражении рост заработной платы в 2021 году составил 2%.
Величина прожиточного минимума на 2021 год установлена в среднем на душу населения в размере 10 833 руб. Для трудоспособного населения прожиточный минимум составил 11 540 руб., для пенсионеров - 9 360 руб., для детей до 15 лет - 11 031 руб.
В экономике города занято 101,3 тыс. человек, из них на крупных и средних предприятиях города - 48,1 тыс. человек.
Численность постоянного населения города продолжила сокращаться. На 1 января 2022 года число жителей составило 235 тыс. человек.
В 2021 году родилось 1 735 детей (в 2020 году - 1 970 детей), умерло 4 910 человек.
2.1.2. Инвестиционная деятельность
На высоком уровне сохранилась инвестиционная активность бизнеса. Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций города в 2021 году составил 13,9 млрд руб. (с темпом роста 151,2% к 2020 году, индекс физического объема - 141%).
В 2021 году администрацией города рассмотрено 59 ходатайств о реализации инвестиционных проектов. Заключения по ним направлены на рассмотрение Совета по земельным и имущественным отношения при Правительстве Нижегородской области, в итоге согласована целесообразность реализации 24 инвестиционных проектов.
В 2021 году на территории городского округа было введено в эксплуатацию 28 объектов инвестиционной деятельности. Наиболее значимые проекты:
- АО "ДПО "Пластик" - производственная линия по выпуску полимерно-композитных газовых баллонов, в том числе для автомобильного транспорта и газозаправочных комплексов (объём инвестиций - 1,25 млрд руб., рабочих мест - 179);
- ООО "СТО Приволжье" - строительство станции технического обслуживания грузовых автомобилей MAN, реконструкция объекта незавершенного строительства автокомплекса (объем инвестиций - 140 млн руб., рабочих мест - 40);
- ООО "Транссервис" - строительство дилерского центра "SCANIA Запад" (объем инвестиций - 180 млн руб., рабочих мест - 75);
- АО "Артметан групп" - строительство АГНКС по адресу: Восточный промрайон Капролактам, ш. Автозаводское, 25 (объем инвестиций - 71 млн руб., рабочих мест - 9);
- ООО "Газпром газомоторное топливо" - строительство АГНКС-2 по адресу: Восточный промрайон (объем инвестиций - 170 млн руб., рабочих мест - 11).
Наиболее перспективные инвестиционные проекты, реализуемые в настоящее время:
ООО "Синтез ОКА" - строительство универсальной установки получения МДЭА-ДМЭА мощностью 15 тыс. тн в год;
ООО "Нижегородский завод СПГ" - строительство комплекса по производству, хранению и выдаче сжиженного природного газа.
Продолжается работа по развитию ОЭЗ (создание II очереди).
Инвестиционные проекты, заявленные в индивидуальном плане инвестиционного развития городского округа город Дзержинск до 2024 года, учтены в прогнозе социально-экономического развития г.о.г. Дзержинск.
За 2021 год на территории г.о.г. Дзержинск построено и введено в эксплуатацию 33,9 тыс. кв. м. общей площади жилых помещений, в том числе за счет индивидуального жилищного строительства - 28,4 тыс. кв. м.
2.2. Прогноз развития реального сектора экономики
2.2.1. Основные цели, задачи и приоритеты развития городского округа город Дзержинск на прогнозируемый период
Действия органов местного самоуправления городского округа город Дзержинск в среднесрочной перспективе будут направлены на реализацию обновленной в 2021 году Стратегии социально-экономического развития городского округа город Дзержинск до 2030 года (решение городской Думы города Дзержинска Нижегородской области от 25 ноября 2021 года N 224). Ключевой стратегической целью, которой является - стать муниципальным образованием, обеспечивающим непрерывное улучшение качества жизни всех слоев населения на основе эффективного использования экономических, природных и интеллектуальных ресурсов.
Основные стратегические направления развития города: развитие человека; развитие реального сектора экономики; пространственное развитие и природные ресурсы.
В 2021 году в целях утверждения мероприятий, обеспечивающих подготовку города к 100-летию со дня его основания, устойчивого комплексного развития города Дзержинска, Стратегия социально-экономического развития городского округа город Дзержинск до 2030 года была дополнена программой "Дзержинск-100".
Программа определяет приоритетные направления развития города, источники финансирования и механизмы их достижения, позволяющие обеспечить подготовку объектов социальной сферы, дорожной, инженерной и транспортной инфраструктуры городского округа к празднованию 100-летнего юбилея города Дзержинска.
Развитие реального сектора экономики в городе отражено в индивидуальном плане инвестиционного развития городского округа город Дзержинск до 2024 года (постановление администрации города Дзержинска Нижегородской области от 31 января 2020 года N 258 в редакции от 27 июня 2022 года).
В пояснительной записке к прогнозу социально-экономического развития городского округа город Дзержинск на 2023 год и на период до 2025 года приводятся ключевые подходы по формированию его параметров на перспективу, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными параметрами с указанием причин прогнозируемых изменений. Расчеты произведены по состоянию на 1 июня 2022 года.
Несмотря на наметившуюся в 2021 году тенденцию к восстановлению экономики, введенные в отношении отечественных предприятий дополнительные режимы и меры санкционного давления обусловили объективные сложности долгосрочного планирования финансово-экономических показателей развития хозяйствующих субъектов.
В качестве характерных негативных факторов нами отмечается:
- дефицит отдельных видов сырья и материалов, включая позиции, находящиеся в списках запрета экспорта в Россию;
- нарушение отработанных логистических и кооперационных цепочек, приводящее к увеличению сроков поставки искомого сырья и росту его конечной стоимости;
- сложности транзакций по внешнеторговым операциям, включая снижение числа отечественных банков, имеющих корреспондентские счета за границей;
- падение спроса на отдельные виды выпускаемой продукции, главным образом, используемые в автомобильной промышленности;
- отсутствие каких-либо мер поддержки для предприятий с иностранным капиталом;
- запретительные меры на вывоз иностранных высокотехнологичных товаров и оборудования за пределы России (постановления Правительства РФ от 9 марта 2022 года NN 311, 312, 313), что делает практически невозможным временный вывоз оборудования для ремонта и тестирования.
С учетом сложившихся социально-экономических тенденций, факторов роста и ограничений экономического развития, а также с учетом прогнозов, представленных крупными предприятиями города, при формировании Прогноза социально-экономического развития г. Дзержинска за основу выбран базовый вариант.
2.2.2. Характеристика динамики основных показателей развития реального сектора экономики
Промышленное производство
В обрабатывающих производствах по итогам четырех месяцев 2022 года темп роста объема отгруженной продукции по крупным и средним предприятиям составил 135,8% в действующих ценах. На предприятиях химической отрасли темп роста 137,8%, в производстве неметаллической минеральной продукции - 143,4%, в производстве резиновых и пластмассовых изделий на 142,7%, в обработке древесины 204,3% в действующих ценах. В связи с санкционными ограничениями в апреле месяце произошло снижение объема отгруженной продукции относительно марта на 15%.
Исходя из факта 4 - 5 месяцев 2022 года и намерений основных крупных и средних предприятий, объем отгруженной продукции по полному кругу предприятий в 2022 году ожидается в сумме 171,6 млрд руб. или 113,2% в действующих ценах (94% в сопоставимых ценах) к уровню 2021 года. По прогнозу на 2023 год объем отгрузки составит 180,6 млрд руб. (101,4% в сопоставимых ценах). К 2025 году объем отгрузки продукции собственного производства по городу прогнозируется в сумме 200,9 млрд руб.
По крупным и средним предприятиям объем отгрузки товаров, работ, услуг собственного производства в 2022 году оценивается в 145,2 млрд руб. с темпом роста к 2021 году - 113,2% в действующих ценах, индекс физического объема - 94%.
На 2023 год рост объема отгрузки прогнозируется на 1,4% в сопоставимых ценах и составит 152,8 млрд руб. и далее темпы роста прогнозируются на уровне 2,5 - 2,0% в сопоставимых ценах и к 2025 году отгрузка достигнет 170,0 млрд руб.
Диаграмма 2
Структура объема отгрузки в разрезе видов экономической деятельности по оценке 2022 года (в скобках - прогноз 2025 года)
Обрабатывающие производства продолжают занимать доминирующее положение в структуре отгрузки по городу. В 2022 году предприятия обрабатывающего сектора экономики планируют темп роста 113,1% в действующих ценах (93,9% в сопоставимых ценах) к уровню 2021 года, в суммовом выражении объем отгруженной продукции составит 116,7 млрд руб. В прогнозируемом периоде темпы ожидаются на уровне 100,9- 102,2% и в 2025 году объем отгрузки достигнет 135,5 млрд руб.
Диаграмма 3
Структура объема отгрузки обрабатывающих производств по оценке 2022 года (в скобках - прогноз 2025 года)
По химии в 2022 году объем отгруженной продукции оценивается в сумме 55,4 млрд руб. или 94,5% в сопоставимых ценах к 2021 году.
В 2022 году в химической отрасли складывается неоднозначная ситуация: если по отдельным группам товаров имеет место рост производства и отгрузки в связи с санкционными мероприятиями, то по другим группам из-за перестройки логистических цепочек идет удорожание сырья и, как следствие, рост его стоимости и снижение спроса продаж на готовую продукцию.
Рост по данному виду деятельности связан с расширением и модернизацией производств:
- ООО "Завод синтанолов" - техническое перевооружение производства;
- АО "Сибур-Нефтехим" - реконструкция производства окиси этилена и гликолей, техническое перевооружение. Решающим фактором достижения поставленных целей по выпуску продукции является: обеспечение бесперебойных поставок сырья в условиях санкций, а также освоение новых видов продукции.
Учитывая представленные предприятиями прогнозы по их развитию в 2023 - 2025 годах рост производства и отгрузки по химии ожидается на уровне 2,0% в сопоставимых ценах. В стоимостном выражении объем отгрузки в 2023 году прогнозируется в сумме 58,3 млрд руб. и к 2025 году увеличится до 65,9 млрд руб.
На основании полученных от предприятий данных в производстве резиновых и пластмассовых изделий объем отгрузки в 2022 году ожидается в сумме 21,4 млрд руб. с темпом роста 112,7% в действующих ценах (96% в сопоставимых ценах). В прогнозируемом периоде темпы роста в сопоставимых ценах сложатся на уровне 101,1 - 102%.
Рост по данному виду деятельности связан в основном с реализацией АО ДПО "Пластик" программ оптимизации бизнес-процессов, запуск производственной линии по выпуску полимерно-композитных газовых баллонов, в том числе для автомобильного транспорта и газозаправочных комплексов.
В производстве машин и оборудования основные объемы производства приходятся на ООО "Либхер-Нижний Новгород". Планируется увеличение объемов производства до 4,9 млрд руб. к 2025 году.
Индекс физического объема по оценке в 2022 году составит - 100%, объем отгрузки - 7,5 млрд руб. В 2023 - 2025 годах темпы роста по данному виду деятельности, с учетом планов производственной деятельности предприятий, прогнозируются от 100% до 101,9% в сопоставимых ценах.
В пищевом производстве в 2022 году объем отгрузки оценивается в сумме 6,3 млрд руб. или 100% к уровню 2021 года в сопоставимых ценах. В 2023 - 2025 годах предприятия данного сектора прогнозируют индекс физического объема на уровне 100,2-100,4%.
В производстве бумаги и бумажных изделий функционирует предприятие ООО "Аспект Ру". В прогнозируемом периоде 2023 - 2025 годах планируют высокие темпы производства (объем отгрузки к 2025 году достигнет 5.0 млрд руб.).
Производство и распределение электроэнергии, пара, газа и воды.
За январь - апрель 2022 года в производстве, передаче, распределении энергии отгружено продукции, выполнено работ, услуг крупными и средними организациями на 2,8 млрд руб. или 103,7% от уровня соответствующего периода прошлого года.
С учетом намерений предприятий, осуществляющих деятельность в данной сфере, по итогам 2022 года объем отгрузки ожидается в сумме 8.1 млрд руб. В 2023 - 2025 годах темпы роста по данному виду деятельности прогнозируются на уровне 103% в сопоставимых ценах.
Водоснабжение, водоотведение, сбор и утилизация отходов. В данном виде деятельности основные объемы обеспечивают ОАО "Дзержинский Водоканал" и ООО "МАГ Груп".
ОАО "Дзержинский Водоканал" в 2014 - 2032 годах осуществляет реализацию мероприятий инвестиционной программы, направленной на:
- обеспечение бесперебойной подачи воды питьевого качества от источников (ТВЗ, ГВЗ) до потребителя;
- обеспечение экологической безопасности сбрасываемых стоков;
- расширение территорий обслуживания и оказания услуг водоснабжения и водоотведения;
- обеспечение надежности водоснабжения многоквартирных домов и улучшение технических характеристик работающего оборудования.
Исходя из данных 4 - 5 месяцев 2022 года (1,2 млрд руб.) и намерений предприятий объем отгрузки в 2022 году ожидается в сумме 2,6 млрд руб. с темпом роста в сопоставимых ценах 93,6%. На прогнозируемый период 2023 - 2025 годов темпы роста будут на уровне 100,3 - 101,3% в сопоставимых ценах.
2.2.3. Транспортировка и хранение
Исходя из данных предприятий и итогов 4 - 5 месяцев 2022 года, объем услуг по виду деятельности "транспортировка и хранение" в 2022 году по полному кругу организаций оценивается в 5,3 млрд руб.; по крупным и средним организациям - 2,9 млрд руб., индекс физического объема - 95,8%.
На долю транспортных услуг и услуг хранения, оказываемых предприятиями малого бизнеса, приходится 46%.
В прогнозируемом периоде 2023 - 2024 годов ожидаются темпы на уровне 98,8 - 99,9% в сопоставимых ценах. В суммовом выражении к 2025 году объем услуг достигнет 5,9 млрд руб. (3,2 млрд руб. по крупным и средним организациям).
2.2.4. Сельское хозяйство
Прогноз по производству сельхозпродукции рассчитан, исходя из сложившейся текущей ситуации, с учетом планируемых мероприятий по развитию основного предприятия отрасли АО "Дзержинское".
Рассматривается применение новых сортов производимых культур АО "Дзержинское" (салата) с целью повышения урожайности и повышения конкурентоспособности продукции. В 2022 - 2025 годах планируют расширение сотрудничества с сетевыми супермаркетами, участие во всероссийских тендерах на поставку сельскохозяйственной продукции.
С учетом планов АО "Дзержинское" и сложившейся ситуации в КФК города роста валовой продукции сельского хозяйства в 2022 году в сопоставимых ценах не ожидается. В 2023 - 2025 годах прогнозируется рост в диапазоне сопоставимых цен 100,3 - 100,9%.
Прогноз производства продукции сельского хозяйства по г.о.г. Дзержинск
Показатель |
2022 оценка |
2023 прогноз |
2024 прогноз |
2025 прогноз |
Валовая продукция сельского хозяйства (всех категорий хозяйств) в действующих ценах, млн руб. |
529,5 |
584,2 |
634,0 |
678,2 |
Темп роста в сопоставимых ценах, % |
100,0 |
100,3 |
100,5 |
100,9 |
2.2.5. Строительство
Исходя из текущей динамики в 2022 году объем работ, выполненных предприятиями крупного, среднего и малого бизнеса по виду деятельности "строительство", оценивается на уровне 1 959,3 млн. руб. или 101,8% в сопоставимых ценах к уровню 2021 года. По прогнозу на 2023 - 2025 годы индекс физического объема в строительстве сохранится на уровне 100 - 102,4%.
Основными факторами развития строительного комплекса в прогнозируемом периоде будет реализация инвестиционных проектов и проектов, выполняемых в рамках региональных проектов, направленных на реализацию национальных проектов и жилищного строительства.
2.2.6. Инвестиции в основной капитал
При разработке прогноза по инвестициям были учтены инвестиционные проекты, которые будут реализованы в среднесрочном периоде крупными и средними организациями города, кроме того, заявленные инвесторами проекты в рамках Индивидуального плана инвестиционного развития городского округа город Дзержинск до 2024 года и потенциальными резидентами ОЭЗ "Кулибин", а также проекты по жилищному строительству.
Как отмечалось выше, в 2021 году на территории городского округа город Дзержинск завершена реализация 28 инвестиционных проектов с объемом инвестиций 2,5 млрд. руб. Также предприятия города проводят модернизацию и расширение своих производственных площадок. Общий объем инвестиций в 2021 году составил 13,9 млрд. руб.
В связи с санкционными ограничениями (поставки оборудования из-за рубежа и др.) и повышением процентных ставок по кредитам, в 2022 году ожидается замедление инвестиционной активности предприятий.
В прогнозируемом периоде планируется рост: в 2023 году на 0,8% в сопоставимых ценах (13,6 млрд руб.), к 2025 году объем инвестиций прогнозируется в сумме 15,7 млрд руб. (индекс физического объема - 100,6%).
Основная доля инвестиций по-прежнему направляется в обрабатывающие производства - более 56%.
Диаграмма 4
Прогноз инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций г.о.г. Дзержинск
Наиболее значимые инвестиционные проекты, планируемые к реализации в среднесрочном периоде:
АО "НИИ "Макстон Дзержинск" - строительство завода по переработке тяжелых нефтяных остатков мощностью по сырью 250 000 тн в год с объемом инвестиций 4500 млн. руб. и созданием 300 рабочих мест.
ООО "РусСилика" - создание производства микронизированных силикагелей и стабильных силиказолей с объемом инвестиций 4358,5 млн руб. и созданием 68 рабочих мест.
ООО "МОНАМИН" - строительство универсальной установки получения МДЭА-ДМЭА мощностью 15 тыс. тн в год с объемом инвестиций 1180 млн. руб. и созданием 50 рабочих мест.
ООО "Компания БС" - строительство завода по переработке сложно перерабатываемых отходов с объемом инвестиций 1000 млн руб. и созданием 100 рабочих мест.
Инвестиционная деятельность предприятий города.
АО "Сибур-Нефтехим" - в настоящее время на предприятии ведутся работы по следующим инвестиционным проектам: реконструкция производства окиси этилена и гликолей с увеличением мощности до 1067 т/сутки; переход на межремонтный интервал ПОЭиГ; техническое перевооружение (увеличение производительности по акриловой кислоте эфирной и метилакрилату). Общий объем инвестиций в 2021 - 2023 годах составит 4,7 млрд руб.
АО "ГосНИИмаш" - в 2021 году был проведен ряд мероприятий, направленных на модернизацию и технологическое развитие предприятия. Объем инвестиций составил порядка 584 млн руб. В настоящее время АО "ГосНИИмаш" планирует освоение новых технологических возможностей, расширение рыночных ниш, техническое перевооружение и реконструкцию научно-производственной базы. Планируемый объем инвестиций в 2022 - 2025 годах составит 2,6 млрд руб.
ООО "Фест Логистик" в 2021 году расширил производственные площади для увеличения производства металлоконструкций и запустил линию проката полок из оцинкованной стали. Новая технология позволила сократить себестоимость продукции на 20%. Также в рамках проекта запланировано приобретение нового прокатного оборудования для выпуска нового ассортимента. В 2022 году объем инвестиций составит порядка 380 млн руб.
ООО "Завод синтанолов" в 2021 - 2024 годах проводит техническое перевооружение производства с объемом инвестиций 330,2 млн руб.
ОАО "ДВК" реализует инвестиционную программу по развитию системы водоснабжения и водоотведения г.о.г. Дзержинск до 2032 года. В рамках данной программы в 2021 году было инвестировано порядка 292 млн руб. В 2022 - 2025 годах ОАО "ДВК" планирует инвестировать 581 млн руб.
ООО "МАГ Груп" в рамках проекта "Строительство полигона твердых коммунальных отходов" в 2022 - 2024 годах планируется строительство участка компостирования, что позволит сократить объем ТКО к захоронению. Объем инвестиций составит 4,1 млрд руб.
Кроме того, в рамках заседаний экспертных советов было рассмотрено и одобрено 7 заявок резидентов на заключение соглашения об осуществлении промышленно-производственной и технико-внедренческой деятельности на территории ОЭЗ ППТ "Кулибин". Общий объем инвестиций по данным проектам резидентов ОЭЗ ППТ "Кулибин" составит 8,6 млрд руб.
Ведется работа по созданию совместно с публично-правовой компанией "Российский экологический оператор" экопромышленного парка на территории промышленной зоны завода Заря. Предполагаемый объем инвестиций на создание инфраструктуры составляет 1 млрд руб. Одобрено ходатайство ООО "Экоцифра" на Совете по земельным и имущественным отношениям при Правительстве Нижегородской области.
2.2.7. Розничный товарооборот
После введения странами Запада в феврале 2022 года первых ограничительных мер в отношении России, внешние условия для экономики стали ухудшаться. Начиная с февраля, наблюдается тенденция замедления темпов роста в торговле.
Объем розничного товарооборота в 2022 году ожидается в сумме 38,6 млрд руб. или 95,9% в сопоставимых ценах к уровню 2021 года. В последующий период прогнозируется восстановление покупательской способности населения, вследствие чего индексы физического объема товарооборота ожидаются на уровне 102,5% - 103,8% и в 2025 году его сумма составит 51,0 млрд руб.
Объем платных услуг, оказываемый крупными и средними предприятиями в 2022 году ожидается в сумме 4,8 млрд руб. или 93,3% к уровню 2021 года в сопоставимых ценах, по прогнозу на 2023 год 5,3 млрд руб. (103%) и в дальнейшем к 2025 году прогнозируется его увеличение до 6 млрд руб.(101,7%).
Диаграмма 5
Объем розничного товарооборота (без учета сокрытия) млрд руб., ИФО оборота розничной торговли в % к предыдущему году
2.2.8. Прибыль прибыльных предприятий
Исходя из статистических данных за 3 - 4 месяца 2022 года и информации, полученной от предприятий города, прибыль по полному кругу организаций города в 2022 году оценивается в сумме 18,1 млрд руб. и уменьшится на 6,6% относительно 2021 года. Колебания суммы прибыли в 2022 в большей мере связаны с изменения курсовых разниц, зависящих от колебаний курса валюты. Кроме того, увеличились расходы на закупку импортного сырья и комплектующих.
Снижение прибыли в 2022 году ожидают ООО "Борышев Пластик Рус", ООО "Корунд", ООО "Экструдер", ООО "Завод синтанолов", ООО "Аспект Ру", ООО "Либхерр-НН" и др. Рост прибыли планируют, ООО "Синтез ОКА", АО "Химсорбент", ООО "Компания Хома" и др.
В конце 2021 года введена процедура банкротства ОАО "НИИК", в марте 2022 года процедура внешнего управление на АО "ТИКО-Пластик".
70,5% прибыли формируется в обрабатывающих производствах.
По прогнозу в 2023 году организации города не ожидают существенного роста прибыли - в суммовом выражении по полному кругу организаций она составит 18,1 млрд руб. (+0,3%) (по крупным и средним - 14 млрд руб.). В 2024 - 2025 годах прогнозируется рост в среднем на 2,1% ежегодно и к 2025 году прибыль достигнет 18,9 млрд руб. (на крупных и средних - 14,7 млрд руб.).
Диаграмма 6
Доля отдельных видов экономической деятельности в сумме прибыли прибыльных крупных и средних организаций города Дзержинска в 2023 году (в скобках прогноз 2025 года)
В расчет суммы прибыли на 2023 - 2025 годы заложены планы крупных и средних предприятий города и сценарные условия развития экономики Нижегородской области.
2.3. Демографическая ситуация
Численность постоянного населения города продолжает сокращаться.
На 1 января 2022 года число жителей г.о.г. Дзержинск составило 235 тыс. человек, среднегодовая численность по оценке 2022 года составит 234,3 тыс. человек.
Диаграмма 7
Среднегодовая численность населения г.о.г. Дзержинск, тыс. человек
Оценка демографических показателей 2022 года рассчитана с учетом итогов 3 месяцев текущего года, фактических статистических данных на начало 2022 года. Значения демографических показателей на 2023 - 2025 годы, принятые в Прогнозе до 2025 года, были скорректированы с учетом итогов 2021 года и сложившейся ситуации в январе - марте текущего года.
В целях реализации Концепции демографического развития Нижегородской области на 2014 - 2025 годы постановлением администрации города Дзержинска Нижегородской области от 1 июля 2019 года N 2454 утвержден План мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации в городе Дзержинске в 2019 - 2021 годах.
В прогнозируемом периоде предполагается уменьшение численности постоянного населения города, однако величина убыли постепенно будет сокращаться.
В 2022 году коэффициент рождаемости составит 7,2 промилле и в прогнозируемом периоде предполагается рост с 7,3 до 7,6 промилле.
Основным негативным фактором, влияющим на показатель смертности в 2020 - 2021 г.г. стал COVID-19.
В прогнозируемом периоде постепенно снижается влияние коронавирусной инфекции на прирост смертности. Мероприятия по сокращению смертности позволят стабилизировать общий коэффициент смертности на уровне 15,9 промилле к 2025 году.
Таким образом, в прогнозируемом периоде среднегодовое число жителей города к 2025 году снизится до 230,2 тыс. человек.
2.4. Прогноз рынка труда и уровня жизни населения
Труд и занятость
В экономике города по оценке 2022 года занято 101,3 тыс. человек. На крупных средних организациях города по состоянию 1 апреля 2022 года численность работников составила 48,2 тыс. человек (на 1 апреля 2021 года было 48,7 тыс. человек). В бюджетном секторе занято 14,7 тыс. человек.
Ситуация на рынке труда остается стабильной, о чем свидетельствуют следующие показатели:
- количество официально зарегистрированных безработных на 1 июня 2022 года - 585 человек (на 1 января 2022 года - 590 человек);
- уровень официально зарегистрированной безработицы - 0,44% (на начало текущего года - 0,45%);
- коэффициент напряженности на рынке труда в городе (численность зарегистрированных незанятых граждан, в расчете на одну вакансию) на 1 июня 2022 года - 0,19, на начало года - 0,18. Количество заявленных работодателями вакансий в базе увеличилось на 21 единицы, и составило 3 675.
В 2022 году показатель официальной безработицы оценивается на уровне 0,44% с тенденцией к уменьшению в прогнозируемом периоде до 2025 года до 0,34%. Показатель напряженности на рынке труда в 2022 году оценивается на уровне 2021 года, а к концу 2025 года снизится до 0,16.
Диаграмма 8
Динамика уровня официально регистрируемой безработицы и коэффициента напряженности на рынке труда
Фонд оплаты труда и среднемесячная заработная плата
За январь - апрель 2022 года фонд оплаты труда на крупных и средних предприятиях города увеличился относительно соответствующего периода прошлого года на 5,2%, среднемесячная заработная плата - на 6,5%.
По данным налоговой отчетности темп роста НДФЛ в консолидированный бюджет Нижегородской области по состоянию на 1 апреля 2022 года - 117,4%, на 1 мая 2022 года - 106%.
Исходя из данных о поступлении НДФЛ в консолидированный и местный бюджеты, информации представленной предприятиями города и статистической информации по крупным и средним предприятиям фонд оплаты труда по полному кругу организаций города в 2022 году оценивается в сумме 39 772,9 млн руб. с темпом роста к 2021 году 110,3%.
Исходя из намерений предприятий фонд оплаты труда на 2023 год прогнозируется в сумме 44 162,1 млн руб. с темпом роста на 111%.
На 2024 и 2025 годы рост фонда оплаты труда прогнозируется на уровне 107,6% и 106,4%. К 2025 году размер фонда оплаты труда достигнет 5059,6 млн руб. Прогнозные значения по фонду оплаты труда на 2023 - 2025 годы рассчитаны на основе данных, представленных предприятиями города с учетом макроэкономических пропорций развития Нижегородской области.
Диаграмма 9
Динамика фонда оплаты труда по полному кругу организаций
Наибольшее влияние на ситуацию с фондом оплаты труда оказывают крупные и средние организации (удельный вес в общем объеме ФОТ - 70%).
Величина среднемесячной заработной платы (по полному кругу предприятий) в 2022 году оценивается в сумме 39 751,6 руб., уровень реальной заработной платы - 95,9%. В 2023 году прогнозируется увеличение заработной платы до 44 138,4 руб., уровень реальной заработной платы 101,9%, на период 2024 - 2025 годы реальная заработная плата будет расти на уровне 102,9 - 102,3%.
Директор департамента экономического развития и инвестиций |
Н.Е. Китаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 8 ноября 2022 г. N 4216 "О прогнозе социально-экономического развития городского округа город Дзержинск на среднесрочный период (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов)"
Вступает в силу с 15 ноября 2022 г.
Текст постановления опубликован в газете "Дзержинские ведомости" от 15 ноября 2022 г. N 99