В соответствии с пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 г. N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" приказываю:
Утвердить прилагаемую Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
И.о. министра |
В. Гаврилова |
Зарегистрировано в Минюсте РМЭ 14 ноября 2022 г.
Регистрационный N 120520220011
УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства
образования и науки
Республики Марий Эл
от 7 ноября 2022 г. N 988
Программа
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
|
Темы |
Количество академических часов |
||
Всего |
Лекции |
Семинары-тренинги |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I. |
Раздел I "Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители" |
5 |
1 |
4 |
1. |
Содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители |
1 |
1 |
|
2. |
Задачи подготовки, в том числе касающиеся: выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития; оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей; ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей; формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение; формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка; ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения; ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания; ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей |
1 |
|
1 |
3. |
Понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители) |
1 |
|
1 |
4. |
Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей |
1 |
|
1 |
5. |
Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей |
1 |
|
1 |
II. |
Раздел II "Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей" |
5 |
|
5 |
1. |
Изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать |
2 |
|
2 |
2. |
Проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы |
2 |
|
2 |
3. |
Проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций |
1 |
|
1 |
III. |
Раздел III "Этапы развития ребенка" |
6 |
2 |
4 |
1. |
Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество) |
4 |
2 |
2 |
2. |
Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность |
2 |
|
2 |
IV. |
Раздел IV "Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка" |
6 |
4 |
2 |
1. |
Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка |
2 |
1 |
1 |
2. |
Диспропорции развития ребенка; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия |
3 |
3 |
|
3. |
Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение. Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение |
1 |
|
1 |
V. |
Раздел V "Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)" |
8 |
|
8 |
1. |
Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка |
2 |
|
2 |
2. |
Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей. Типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности") |
2 |
|
2 |
3. |
Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка |
4 |
|
4 |
Промежуточная аттестация уровня усвоения пройденных тем по разделам I - V в форме собеседования |
1 |
|
1 |
|
VI. |
Раздел VI "Адаптация приемного ребенка и приемной семьи" |
6 |
|
6 |
1. |
Особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка. Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации |
4 |
|
4 |
2. |
Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности. Способы, как сказать ребенку, что он приемный. Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье |
2 |
|
2 |
VII. |
Раздел VII "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка" |
6 |
|
6 |
1. |
Формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы работы с ними. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм |
4 |
|
4 |
2. |
Понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты. Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка |
2 |
|
2 |
VIII. |
Раздел VIII "Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка" |
6 |
6 |
|
1. |
Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством) |
1 |
1 |
|
2. |
Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах |
1 |
1 |
|
3. |
Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка |
4 |
4 |
|
IX. |
Раздел IX "Особенности полового воспитания приемного ребенка" |
3 |
|
3 |
1. |
Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения |
1 |
|
1 |
2. |
Формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Способы защиты ребенка от сексуального насилия |
2 |
|
2 |
X. |
Раздел X "Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка" |
8 |
2 |
6 |
1. |
Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители. Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации. Социальные связи семьи кандидата в приемные родители. Система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи |
4 |
1 |
3 |
2. |
Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции. Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон. Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка |
4 |
1 |
3 |
Промежуточная аттестация уровня усвоения пройденных тем по разделам VI - X в форме собеседования |
1 |
|
1 |
|
XI. |
Раздел XI "Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан" |
6 |
6 |
|
1. |
Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства |
2 |
2 |
|
2. |
Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем. Порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка |
2 |
2 |
|
3. |
Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения. Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье. Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью. Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей. Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства |
1 |
1 |
|
4. |
Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Республики Марий Эл; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства. Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка. Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семье ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку. Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье, порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом. Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации |
1 |
1 |
|
XII. |
Раздел XII "Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям" |
2 |
|
2 |
1. |
Родительские и профессиональные функции приемной семьи |
1 |
|
1 |
2. |
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия. Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи. Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом |
1 |
|
1 |
XIII. |
Раздел XIII "Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители" |
2 |
|
2 |
1. |
Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий. Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители. Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание |
1 |
|
1 |
2. |
Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию) |
1 |
|
1 |
Итоговая аттестация в форме собеседования |
1 |
|
1 |
|
Всего |
72 |
21 |
51 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 7 ноября 2022 г. N 988 "Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей"
Зарегистрировано в Министерстве внутренней политики, развития местного самоуправления и юстиции Республики Марий Эл 14 ноября 2022 г.
Регистрационный N 120520220011
Вступает в силу с 26 ноября 2022 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал Республики Марий Эл (марийэл.рф) 15 ноября 2022 г.
официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 16 ноября 2022 г. N 1201202211160001