Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Утверждены
постановлением Администрации
Златоустовского городского округа
от 10.11.2022 г. N 486-П/АДМ
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Златоустовского городского округа на 2023 - 2025 годы
1. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики Златоустовского городского округа на 2023 - 2025 годы разработаны в соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 10, 21 и 29 решения Собрания депутатов Златоустовского городского округа "О Положении о бюджетном процессе муниципального образования - Златоустовский городской округ".
Целью основных направлений бюджетной и налоговой политики является определение условий и подходов, используемых для формирования проекта бюджета Златоустовского городского округа на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.
При подготовке основных направлений учтены положения:
Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указов Президента Российской Федерации от 2012 года;
Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 21 апреля 2021 года;
Обращения Губернатора Челябинской области Текслера А.Л. к Законодательному Собранию Челябинской области 31 мая 2022 года.
Бюджетная и налоговая политика в предстоящем периоде сохраняет преемственность приоритетов бюджетного цикла 2022 - 2024 годов, сформирована в условиях экономической ситуации, сложившейся в связи с распространением с 2020 года новой коронавирусной инфекции, влияния отрицательных геополитических и внешнеэкономических факторов на развитие отраслей экономики и финансовый сектор, и нацелена на реализацию приоритетных задач социально-экономического развития Златоустовского городского округа, определенных Стратегией социально-экономического развития Златоустовского городского округа до 2030 года, в том числе предусматривающих: рост благосостояния и повышение качества жизни граждан, в том числе за счет создания комфортных условий для их проживания, защиту и укрепление их здоровья, обеспечение в полном объеме социальных гарантий и расширение возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека.
Необходимым и главным условием решения поставленных задач определена важность сохранения устойчивости и сбалансированности бюджетной системы, качества управления муниципальными финансами путем продолжения развития доходной базы округа и повышения эффективности бюджетных расходов.
2. Основные направления налоговой политики Златоустовского городского округа на 2023 - 2025 годы
2.1. Итоги реализации налоговой политики в 2021 и 2022 годах
Период 2021 и 2022 годов охарактеризован нормализацией экономической ситуации после воздействия глобальной пандемии. В результате снятия административных ограничений, направленных на сдерживание распространения вируса, основной упор сделан на обеспечение устойчивых темпов роста экономики и расширение потенциала сбалансированного развития.
Отсутствие жёстких "карантинных" ограничений так необходимых для восстановления деловой активности, реализация комплекса антикризисных мер, оказанные населению и бизнесу, принятые на региональном и местном уровнях позволили наблюдать тенденцию к устойчивому росту.
В связи с прекращением действия системы налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности, Налоговым кодексом Российской Федерации был расширен перечень видов деятельности по патентной системе налогообложения, что позволило предпринимателям и дальше продолжать свою деятельность. Как результат, увеличение количества налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения. Так, по итогу 2021 года общее количество предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, возросло с 512 человек в 2020 году до 1993 в 2021 году, а количество выданных патентов с 725 единиц до 3579 единиц.
По итогам отчетного года, поступления налогов от специальных налоговых режимов возросли к уровню 2020 года в сопоставимых условиях на 15,6% или 42,2 млн. рублей и составили 313,3 млн. рублей, а за 9 месяцев 2022 года к аналогичному периоду 2021 года - на 2% или 4,7 млн. рублей.
Также необходимо отметить, стабилизация ситуации в целом позволила нарастить доходную часть местного бюджета (за 2021 год собственные доходы составили 4410,2 млн. рублей), что на 38,1% выше показателей 2020 года (3193,2 млн. рублей).
Однако, в связи с обострением геополитических событий и введением в 2022 году небывалых санкций для страны вообще, реализация намеченной бюджетной политики значительно затрудняется. В связи с чем, в целях преодоления последствий санкционного давления на федеральном уровне приняты меры, направленные на стимулирование экономической и инвестиционной активности, поддержку бизнеса, сохранение доходов населения, в том числе:
1. Изменение налогового законодательства и нормативной базы по неналоговым доходам.
- перенос сроков уплаты налогов по упрощенной системе налогообложения за 2021 год и авансового платежа за 1 квартал 2022 года (март-апрель 2022 года) на полгода (на сентябрь-октябрь) с последующей рассрочкой до 6 месяцев для представителей наиболее пострадавших отраслей (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2022 г. N 512);
- для сохранения сбережений граждан, поддержки ликвидности в банковской сфере принято решение об освобождении от уплаты налога на доходы физических лиц с доходов по банковским вкладам, полученных в 2021-2022 годах, а также материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствами полученной в 2022-2023 годах;
- благодаря изменениям федерального законодательства, Челябинская область Законом от 3 июня 2022 года N 589-ЗО продлила еще на один год действие налоговой ставки в размере 0% по упрощенной и патентной системам налогообложения для новых предпринимателей, планирующих работать в научной, социальной, производственной или бытовой сферах (до 1 января 2025 года).
Кроме того, трансформация налогового администрирования позволит принять меры, направленные на увеличение собираемости налогов, а также повышению качества оказания государственных услуг. Так, введение института единого налогового платежа, предусматривающего уплату налогов одним платежным поручением с последующим распределением в счет причитающихся налоговых обязательств при наступлении сроков уплаты, позволит повысить собираемость доходов и снизить издержки для бизнеса.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 2022 г. N 83 "О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации", в целях поддержки цифрового развития и операторов связи, муниципалитетом, начиная с 1 января 2022 года на 3 года установлены налоговые преференций для объектов связи и центров обработки данных:
- снижение в 2 раза ставки земельного налога (решение Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 04.10.2022 года N 49-ЗГО "О внесении изменений в решение Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 10.10.2011 года N 57-ЗГО "Об установлении земельного налога");
- снижение с 1,5 до 0,7 ставки арендной платы по договорам аренды муниципальных земель (решение Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 02.11.2022 года N 59-ЗГО "О внесении изменений в решение Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 4 сентября 2008 г. N 75-ЗГО "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, предоставленных в аренду без проведения торгов, находящихся в муниципальной собственности Златоустовского городского округа");
2. Повышение собираемости налогов и недопущение роста недоимки.
Практика предыдущих лет показала высокую эффективность совместной работы органов местного самоуправления и налоговых органов при реализации планов мероприятий, направленных на мобилизацию дополнительных доходов консолидированного бюджета Челябинской области.
С целью увеличения доходного потенциала округа и укрепления доходной базы местного бюджета постановлением Администрации Златоустовского городского округа ежегодно утверждается "План мероприятий по увеличению эффективности использования собственной доходной базы бюджета Златоустовского городского округа". В течение отчетного периода девять ответственных исполнителей провели работу, направленную на снижение резервов по налоговым и неналоговым доходам местного бюджета и мобилизацию дополнительных доходов. Анализ выполнения намеченных мероприятий показал, что за 2021 год фактический результат составил 107,6 млн. рублей или 1,8 раза от годовых контрольных показателей (59,5 млн. рублей), а за 9 месяцев 2022 года фактический результат составил 170,5 млн. рублей, что превысило годовые контрольные показатели в 2,8 раза (61,9 млн. рублей).
В Златоустовском городском округе на постоянной основе организована работа по снижению задолженности по налоговым и неналоговым платежам в бюджетную систему в рамках антикризисной комиссии по обеспечению полноты и своевременности поступления налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды. В 2021 году проведено 13 заседаний комиссии в отношении 476 налогоплательщиков, имеющих задолженность, по результатам которых, в местный бюджет перечислена задолженность в сумме 11,3 млн. рублей.
За 9 месяцев текущего года проведено 28 заседаний антикризисной комиссии в отношении 238 налогоплательщиков имеющих задолженность, по результатам которых, сумма поступившей в местный бюджет задолженности составила 5,6 млн. рублей.
В целях повышения налоговой грамотности населения, в том числе стимулирования своевременного исполнения налоговых обязательств физическими лицами, налоговыми органами эффективно применяются методы размещения разъяснительных материалов, повышается налоговая сознательность населения и укрепляется доверие граждан к государству.
По рейтингу муниципальных образований Челябинской области Златоустовский городской округ находится на втором месте по сумме, сниженной за 2021 год недоимки по налогу на доходы физических лиц и налогу, взимаемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения, в рамках работы антикризисной комиссии, что, несомненно, в сложившейся непростой ситуации, результат совместной работы налоговых органов и органов местного самоуправления. За достижение муниципалитетом высоких результатов в данном направлении из бюджета Челябинской области в 2022 году округу выделена дополнительная финансовая помощь в виде дотации на сбалансированность в сумме 11,5 млн. рублей, которая направлена на решение проблемных вопросов.
Начиная с 2021 года, муниципалитетам выделяются суммы дотации на стимулирование увеличения числа самозанятых граждан. Средства, поступающие в областной бюджет от самозанятых, муниципалитеты получают в виде дотации и могут направлять их на решение любых вопросов местного значения. По итогам поступления налога на профессиональный доход за 2021 года из бюджета Челябинской области Златоустовскому городскому округу распределена указанная дотация в размере 4,0 млн. рублей, за 9 месяцев 2022 года - 7,0 млн. рублей.
В 2021 году обеспечено выполнение условий соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов Златоустовского городского округа, заключенного с Министерством финансов Челябинской области в целях укрепления собственной доходной базы муниципального образования, получающего дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
В рамках соглашения для муниципальных образований сформулированы требования по основным направлениям деятельности в сфере увеличения доходного потенциала, повышения эффективности бюджетных расходов и совершенствования управления долговыми обязательствами, в том числе за счет отмены неэффективных налоговых льгот и преференций по местным налогам.
По Златоустовскому городскому округу перечень налоговых расходов на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, структурированный в разрезе муниципальных программ и их элементов, а также направлений деятельности, не относящихся к муниципальным программам, сформирован, согласован кураторами налоговых расходов и размещен на официальном сайте Златоустовского городского округа.
В соответствии с постановлением Администрации Златоустовского городского округа от 06.07.2020 г. N 268-П/АДМ "Об утверждении Порядка формирования перечня налоговых расходов и оценки налоговых расходов Златоустовского городского округа" проведена оценка эффективности каждого налогового расхода, действовавшего в 2021 году.
По результатам оценки из 13 категорий налоговых расходов, предоставленных решениями Собрания депутатов Златоустовского городского округа, 12 категорий имеют социальную направленность и предоставлены с целью повышения уровня и качества жизни населения округа, а 1 категория стимулирующая, т.е. направлена на создание благоприятных условий социально-экономического развития округа, путем активизации всех факторов, способных обеспечить устойчивый экономический рост, в том числе за счет увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства. Сумма выпадающих доходов местного бюджета от фактически предоставленных за 2021 год налоговых расходов составила 8,1 млн. рублей.
Кураторами налоговых расходов на основании результатов оценки предложено сохранить все действующие в 2021 году налоговые расходы на 2022 год и плановые периоды 2023-2024 годов.
Исходя из выполненного на территории округа комплекса мероприятий в части укрепления доходной базы местного бюджета прирост налоговых и неналоговых доходов по итогам 2021 года к уровню 2020 года в сопоставимых условиях составил 5,0% или 78,0 млн. рублей, а за 9 месяцев 2022 года к аналогичному периоду 2021 года - 11,2% или 129,7 млн. рублей.
Таким образом, налоговая политика, реализуемая на территории Златоустовского городского округа, является достаточно эффективной: речь идет об оптимальном размере ставок, продуманном предоставлении налоговых льгот, работе с задолженностью по платежам в бюджет. Все это влияет как на деловой климат, так и на реальную собираемость доходов, а значит объем ресурсов, направляемых на решение социальных задач в округе.
2.2. Основные направления налоговой политики на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов
В Златоустовском городском округе сохраняется курс на укрепление собственной доходной базы местного бюджета, в том числе за счет стимулирования инвестиционной активности и обеспечения благоприятных налоговых условий для ведения предпринимательской деятельности.
В планируемом трехлетнем периоде формирование местного бюджета проводится в условиях восстановления деловой активности и занятости, за основу принят "базовый" вариант прогноза социально-экономического развития Златоустовского городского округа на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденного постановлением Администрации Златоустовского городского округа от 03.10.2022 г. N 411-П/АДМ.
По-прежнему сохраняется ориентир на поддержание сбалансированности местных бюджетов и укрепление доходной базы, а также создание финансовых условий для эффективного решения органами местного самоуправления вопросов местного значения. В связи с чем, продолжилась практика передачи бюджету округа дополнительных нормативов в соответствии с проектом Закона Челябинской области "Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", статьями 58 и 137 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 5 Закона Челябинской области от 30.09.2008 г. N 314-ЗО "О межбюджетных отношениях в Челябинской области", а именно:
- дополнительный норматив отчислений от налога на доходы физических лиц, заменяющий дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности городского округа: на 2023 год в размере 31,05842684 процента, на плановый период 2024 года - 32,52523684 процента и 2025 года - 32,48281265 процента.
- дифференцированный норматив отчислений от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации в размере 0,23843186 процента от налоговых доходов консолидированного бюджета Челябинской области по данным доходам;
- 60 процентов по налогу, взимаемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения, от общей суммы доходов, зачисляемых в областной бюджет от указанного налога;
- 40 процентов неналоговых доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Всего от указанных нормативов доходы бюджета Златоустовского городского округа в 2022 году составят 1288,3 млн. рублей, что на 251,6 млн. рублей больше, чем в 2022 году.
В целях улучшения условий ведения бизнеса за счет улучшения администрирования доходов федеральным налоговым законодательством вводится институт единого налогового счета, предусматривающего консолидацию всех обязанностей налогоплательщика по уплате обязательных платежей в едином сальдо расчетов с бюджетами, и с 1 января 2023 года вводится единый налоговый платеж для всех организаций по налогам и взносам раз в месяц одной платежкой, за исключением взносов на травматизм, налога на добавленную стоимость и госпошлины.
Будут сохранены подходы к установлению налоговых льгот только при условии положительной оценки их эффективности. Также будет продолжена оптимизация неэффективных налоговых льгот.
В трехлетней перспективе будет продолжена работа по решению задачи дальнейшего сокращения задолженности в бюджет. Как и прежде эта деятельность будет проводиться в рамках действующей антикризисной комиссии по обеспечению полноты и своевременности поступления налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды.
Кроме того, важная роль отводится вопросам выявления фактов умышленного занижения финансовых результатов для целей налогообложения, пресечения "теневой" экономики, нелегальной занятости, сокращения задолженности и применения полного комплекса мер принудительного взыскания задолженности, выявления и обеспечения постановки на налоговый учет всех потенциальных плательщиков и объектов налогообложения, привлечения к декларированию полученных доходов, эффективного использования имущества и земельных ресурсов.
В целях повышения заинтересованности муниципального образования в работе по мобилизации резервов налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов в 2023 году будет продолжена практика реализации механизма стимулирования органов местного самоуправления по возврату в местные бюджеты 50% поступивших в областной бюджет доходов от налога на доходы физических лиц и налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в результате работы органов местного самоуправления с задолженностью по указанным налогам по итогам 2022 года.
Содействие занятости населения и создание благоприятных налоговых условий, способствующих развитию предпринимательской активности и легализации бизнеса самозанятых граждан, что, соответственно, влияет на поступления налога на профессиональный доход путем предоставления из областного бюджета иных дотаций. Размер указанных дотаций рассчитывается исходя из объема фактических доходов областного бюджета от налога на профессиональный доход пропорционально объему его поступлений от налогоплательщиков, зарегистрированных в соответствующих муниципальных образованиях.
В условиях цифровой трансформации актуальной проблемой остаётся оперативность получения налогоплательщиком информации о своих налоговых обязательствах, в связи, с чем налоговым органам следует провести всесторонний анализ эксплуатации жителями округа сервиса "Личный кабинет налогоплательщика".
В случае выявления проблем, препятствующих качественному функционированию государственного информационного ресурса и повышению результативности его использования, налоговым органам совместно с органами местного самоуправления необходимо определить первоочередные подходы к их решению.
В этой связи, для оптимизации процесса уплаты имущественных налогов физическими лицами необходимо рассмотреть возможность уплаты крупными организациями-работодателями имущественных налогов за физических лиц путем предоставления их сотрудниками соответствующих согласий.
Укрепление налогового потенциала является одной из стратегических целей региональной и местной налоговой политики. Рост доходов бюджета свидетельствует о том, насколько она достигнута. И если в период пандемии приоритетным направлением было принятие мер, призванных нивелировать экономические потрясения, то показатели 2022 года дают возможность вернуться к решению задач, направленных на социально-экономическое развитие и сбалансированность местного бюджета.
3. Основные направления бюджетной политики Златоустовского городского округа на 2023 - 2025 годы
3.1. Итоги реализации бюджетной политики в 2021 году и истекшем периоде 2022 года
В условиях постепенной адаптации экономики к принятым в 2020 году ограничительным мерам, связанным с распространением коронавирусной инфекции, в 2021 году продолжилась реализация бюджетной политики, направленной на достижение социальной стабильности и устойчивости бюджета Златоустовского городского округа и была направлена на решение следующих ключевых задач:
первоочередное финансирование мероприятий, направленных на профилактику и устранение последствий распространения новой коронавирусной инфекции и социальную защиту граждан;
эффективное управление средствами бюджета округа при достижении приоритетных целей социально-экономического развития, сохранение устойчивости и сбалансированности бюджета округа.
Исполнение бюджета Златоустовского городского округа обеспечено в 2021 году с положительными результатами и позитивной динамикой бюджетных показателей.
В результате расходы бюджета Златоустовского городского округа (далее - бюджета округа) в 2021 году значительно возросли против уровня 2020 года на 1 098,0 млн. рублей или 19,8% и составили 6 657,3 млн. рублей.
Доля расходов отраслей социальной сферы в бюджете округа снизилась и составила 68,2 %. Это 4 537,0 млн. рублей, что на 9,4 % выше уровня 2020 года.
В частности, обеспечено финансирование:
образования в сумме 2 572,8 млн. рублей с приростом 8,1% к уровню 2020 года;
социальной политики - 1 253,8 млн. рублей с приростом 6,2% к уровню 2020 года;
физической культуры и спорта - 391,7 млн. рублей с приростом на 26,7% к предыдущему году за счет роста расходов областного и местного бюджетов на ремонт учреждений физической культуры и спорта, на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием и реализацию инициативного проекта;
культуры - 318,7 млн. рублей с увеличением на 15,2% за счет ремонта ансамбля заводской площади, проведения новогодних мероприятий (строительство снежно-ледовых городков в трех парках города), а также за счет средств федерального и местного бюджетов на создание модельной библиотеки.
Продолжилась реализация социальных Указов Президента Российской Федерации от 2012 года и были достигнуты целевые значения соответствующих показателей, увеличился минимальный размер оплаты труда работников бюджетной сферы, по решению Губернатора Челябинской области с 1 октября 2021 года проведена индексация заработной платы прочих категорий работников бюджетной сферы, не определенных в Указах Президента Российской Федерации.
В результате на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы направлено в 2021 году 2 767,6 млн. рублей, прирост к 2020 году составил 7,1%, или 183,8 млн. рублей.
Расходы экономического характера в 2021 году осуществлены в объеме 1 716,0 млн. рублей. Наиболее значительный объем финансирования направлен на:
жилищно-коммунальное хозяйство - 955,8 млн. рублей с приростом в 1,7 раза в результате увеличения объема выделенных средств федерального и областного бюджетов на строительство (приобретение) жилых помещений для осуществления мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания; на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия; на модернизацию, реконструкцию, капитальный ремонт и строительство котельных, систем водоснабжения, водоотведения, систем электроснабжения, теплоснабжения, включая центральные тепловые пункты;
национальную экономику - 760,2 млн. рублей с приростом на 27,0% и связан в основном с ремонтом дорог и капитально - восстановительным ремонтом пассажирского общественного транспорта за счет средств областного бюджета.
Увеличению расходной составляющей бюджета округа способствовали и результаты работы по привлечению дополнительных средств вышестоящих бюджетов. В течение прошлого года в бюджет округа поступило указанных средств в сумме 620,2 тыс. рублей.
В рамках реализации дополнительных мер, направленных на оздоровление муниципальных финансов, обеспечено выполнение всех условий соглашения, подписанного с Министерством финансов Челябинской области, о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета Златоустовского городского округа.
В результате проведенных мероприятий и принятых мер по снижению влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики и социальной сферы Златоустовского городского округа было обеспечено:
выполнение целевых значений показателей средней заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры по Указам Президента Российской Федерации;
своевременное и в полном объеме финансирование всех первоочередных социально значимых направлений и мероприятий;
бесперебойное функционирование всех муниципальных учреждений города;
отсутствие просроченной задолженности по заработной плате и по оплате коммунальных услуг муниципальных учреждений.
Населению округа информация об исполнении бюджета за 2021 год и об исполнении бюджета соответствующих отчетных периодов 2022 года предоставлена в доступной форме "Бюджет для граждан".
Качество управления финансами в округе по итогам мониторинга Минфином Челябинской области сохраняется на высоком уровне.
В 2021 году и в текущем году привлечение кредитных ресурсов не осуществлялось.
В результате положительной динамики поступления налоговых и неналоговых доходов в истекшем периоде 2022 года, внесены изменения в решение о бюджете Златоустовского городского округа на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, учитывающие поступление дополнительных налоговых и неналоговых доходов, которые направлены на финансовое обеспечение расходов бюджета округа.
Плановые показатели расходов бюджета округа на текущий год предусмотрены в объеме 7 519,1 млн. рублей с незначительным ростом к уровню 2021 года на 2,2% или 158,3 млн. рублей в результате снижения объема финансовой поддержки из вышестоящего бюджета на 7,9% или на 427,5 млн. рублей за счет уменьшения объема дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов.
В текущем году бюджет округа сохранил социальную направленность. Расходные обязательства городского округа исполняются своевременно, о чем говорит отсутствие по ним просроченной кредиторской задолженности. Все установленные бюджетным законодательством ограничения и требования соблюдаются.
3.2. Основные направления бюджетной политики на предстоящий период
Бюджетная политика городского округа на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов обеспечивает преемственность целей и задач предыдущего периода и направлена на достижение стратегической цели - повышение качества жизни населения Златоустовского городского округа, обеспечение социальной стабильности, увеличение уровня доходов граждан.
При формировании бюджета округа на предстоящий период бюджетная политика исходит из необходимости решения следующих первоочередных задач:
соблюдение требований бюджетного законодательства, предельного уровня бюджетного дефицита и муниципального долга;
бюджетное планирование исходя из возможностей доходного потенциала;
сохранение социальной направленности бюджета округа;
повышение эффективности расходования бюджетных средств;
наиболее ответственный подход к планированию бюджетных расходов, требующий их приоритизацию, на основе муниципальных программ с учетом интегрированных в их структуру федеральных (региональных) проектов;
повышение прозрачности и открытости бюджетного процесса;
продолжение совершенствования количества муниципальных программ, порядка формирования, качества и эффективности реализации муниципальных программ как основного инструмента стратегического целеполагания, бюджетного планирования ресурсного обеспечения и управления бюджетными расходами;
расширение практики инициативного бюджетирования. Результаты использования бюджетных средств должны быть востребованы жителями Златоустовского городского округа. В этой связи, решая вопросы повышения качества жизни в округе, необходимо в том числе ориентироваться на их мнение и потребности путем участия граждан в выборе приоритетов бюджетных расходов в случае реализации мероприятий по благоустройству городской среды, проведения культурных и спортивных мероприятий, обустройства объектов социальной инфраструктуры и прилегающих к ним территорий, и обеспечения направления на осуществление этих мероприятий с 2023 года не менее пяти процентов расходов бюджета округа.
Приоритетными направлениями бюджетной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов в области расходов являются:
формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств Златоустовского городского округа;
концентрация бюджетных ресурсов на приоритетных направлениях расходных обязательств Златоустовского городского округа;
анализ осуществляемых расходных обязательств в целях исключения направления средств на выполнение полномочий, не отнесенных к полномочиям городского округа;
принятие новых расходных обязательств только при условии оценки их эффективности, соответствия их приоритетным направлениям социально-экономического развития Златоустовского городского округа и при условии наличия ресурсов для их гарантированного исполнения в целях снижения риска неисполнения (либо исполнения в неполном объеме) действующих расходных обязательств;
осуществление работы, направленной на привлечение средств вышестоящих бюджетов на решение вопросов местного значения в целях сокращения нагрузки на бюджет городского округа, в том числе путем участия в федеральных или региональных проектах и программах, а также выполнение условий софинансирования к средствам вышестоящих бюджетов;
повышение качества управления муниципальными финансами, строгое соблюдение бюджетно-финансовой дисциплины всеми главными распорядителями бюджетных средств и получателями бюджетных средств;
поддержание оптимальных объемов и структуры расходов на реализацию функций и полномочий органов местного самоуправления, стимулирование их к поиску внутренних резервов оптимизации бюджетных расходов, исключение дублирования функций и полномочий, в том числе организация работы в рамках мероприятий ведомственного проекта Правительства Челябинской области "Оптимизация системы муниципального управления" в целях соблюдения бюджетного законодательства в части не допущения превышения норматива формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих городского округа, установленного Правительством Челябинской области;
адресное решение социальных проблем;
развитие приносящей доход деятельности в учреждениях, включая активное привлечение внебюджетных ресурсов и их направление, в том числе на повышение оплаты труда отдельным категориям работников, поименованных в указах Президента Российской Федерации 2012 года;
сохранение достигнутого уровня предоставления муниципальных услуг (работ) и недопущение снижения качества их предоставления в целях обеспечения комфортных условий для проживания населения в Златоустовском городском округе;
повышение эффективности деятельности муниципальных учреждений и недопущение функционирования неэффективных или недостаточно загруженных муниципальных учреждений;
осуществление бюджетных инвестиций исходя из необходимости завершения начатых работ, финансирования работ с высокой степенью готовности, а также работ, выполнение которых осуществляется на условиях софинансирования за счет средств вышестоящих бюджетов, внебюджетных средств;
эффективное использование бюджетных средств путем обеспечения надлежащего функционирования механизма муниципальных закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", обеспечения контроля обоснованности закупок, начальных (максимальных) цен контрактов, а также проведения централизованных закупок;
недопущение образования кредиторской задолженности, в том числе по заработной плате работникам бюджетной сферы и социальным выплатам;
обеспечение прозрачности (открытости) бюджета Златоустовского городского округа за счет размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации;
повышение информационной открытости бюджетного процесса Златоустовского городского округа, в целях информирования граждан по вопросам формирования и исполнения бюджета, а также вовлечения граждан в процедуру обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений.
3.3. Особенности формирования расходной части бюджета и приоритеты бюджетных расходов
Особенности формирования расходной части бюджета округа на 2023-2025 годы обусловлены:
1) определением структуры и объемов бюджетных ассигнований исходя из следующих приоритетов бюджетных расходов:
реализация мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
сохранение достигнутого уровня целевых показателей Указов Президента Российской Федерации от 2012 года в части оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы;
обеспечение минимального размера оплаты труда в соответствии с Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда" с 01.01.2023 года;
безусловное выполнение законодательно установленных мер социальной поддержки населения округа, исходя из принципов адресности и нуждаемости;
обеспечение качественного образовательного процесса, дальнейшее развитие инфраструктуры образовательных учреждений и обеспечение мероприятий, направленных на здоровьесбережение детей в муниципальных организациях;
создание условий, обеспечивающих возможность жителей округа заниматься физической культурой и спортом. В 2023 году будет осуществлен перевод организаций, осуществляющих спортивную подготовку в качестве основной цели деятельности, в учреждения дополнительного образования. Реализация дополнительных образовательных программ спортивной подготовки в таких учреждениях должна быть обеспечена не позднее 1 сентября 2023 г.;
укрепление и развитие учреждений культуры для создания условий и обеспечения максимальной доступности и участия граждан в культурной жизни общества, пополнение и укомплектование книжных фондов в созданных модельных библиотеках;
снижение кадрового дефицита в образовании, культуре, физической культуре и здравоохранении. В целях привлечения квалифицированных педагогических работников, врачей и фельдшеров запланирована единовременная социальная выплата;
повышение антитеррористической безопасности на объектах социальной сферы;
решение экологических проблем в соответствии с изменением законодательства в области охраны окружающей среды путем целевого использования поступающих экологических платежей на осуществление мероприятий по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и восстановлению нарушенного состояния окружающей среды;
инфраструктурное развитие, формирование комфортной и безопасной среды для жизни. При решении вопросов улучшения качества жизни жителей округа особое внимание уделяется реализации проектов развития инфраструктуры, в том числе переселение граждан из ветхо-аварийного жилья, модернизация объектов коммунальной инфраструктуры, формирование комфортной городской среды и развитие дорожно-транспортной инфраструктуры в целях обеспечения безопасности населения;
2) соблюдением финансовой дисциплины. Бюджетные проектировки планируются с учетом выполнения обязательств и ограничений, установленных в рамках соглашений с Минфином Челябинской области, на размер дефицита бюджета и объем муниципального долга городского округа;
3) продолжением работы по оптимизации непервоочередных расходов и сохранением режима экономии бюджетных средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.