Рассмотрев проект основных направлений бюджетной и налоговой политики Каменского района Пензенской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, руководствуясь Уставом Каменского района и постановлением администрации Каменского района Пензенской области от 12.02.2013 N 202 "Об утверждении порядка и сроков составления проекта бюджета Каменского района Пензенской области" (с последующими изменениями), администрация Каменского района Пензенской области постановляет:
1. Одобрить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Каменского района Пензенской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
2. Главным распорядителям средств бюджета Каменского района Пензенской области руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Пензенской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Каменского района Пензенской области руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Каменского района Пензенской области при формировании проектов бюджетов муниципальных образований Каменского района Пензенской области.
4. Настоящее постановление опубликовать в информационном бюллетене Каменского района Пензенской области "Вестник Каменского района" и разместить (опубликовать) на официальном сайте администрации Каменского района Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Главу администрации Каменского района Пензенской области.
Глава администрации |
А.А. Помогайбо |
Одобрены
постановлением
администрации Каменского района
Пензенской области
от 31 октября 2022 г. N 642
Основные направления бюджетной и налоговой политики Каменского района Пензенской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
1. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики Каменского района Пензенской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - Основные направления) разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 14 Решения Собрания представителей Каменского района Пензенской области от 21.10.2009 N 452-44/2 "Об утверждении Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Каменском районе Пензенской области" (с последующими изменениями).
При подготовке Основных направлений бюджетной и налоговой политики были учтены положения Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с последующими изменениями) (далее - Указ N 204) и от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474), Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 21 апреля 2021 года и определенные Стратегией социально-экономического развития Каменского района Пензенской области на период до 2035 года, утвержденной Решением Собрания представителей Каменского района Пензенской области от 22.03.2018 N 222-18/4 (с последующими изменениями).
Целью Основных направлений является определение условий, используемых при составлении проекта бюджета Каменского района Пензенской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, а также приоритетов развития бюджетной системы Каменского района в среднесрочной перспективе с учетом основных тенденций, заложенных в бюджетном прогнозе Каменского района Пензенской области на долгосрочный период до 2030 года, утвержденном постановлением администрации Каменского района Пензенской области от 26.02.2018 N 159 (с последующими изменениями).
2. Бюджетная политика Каменского района Пензенской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Реализация долгосрочной бюджетной политики Каменского района Пензенской области будет направлена на повышение эффективности бюджетных расходов за счет реализации мероприятий:
- по совершенствованию системы программно-целевого планирования и управления путем перехода на единые проектные принципы с повышением управленческой гибкости, совершенствования механизма целеполагания с ориентацией на достижение национальных целей развития и показателей оценки деятельности органов местного самоуправления, дальнейшее развитие системы оценки эффективности реализации муниципальных программ;
- по планированию расходов капитального характера на создание новой либо развитие существующей инфраструктуры в соответствующей отрасли только на основании детального анализа существующих объектов, их загруженности и потребности населения в использовании новых объектов. Необходимо взвешенно подходить к участию в государственных программах, учитывая возможности по обеспечению обязательного объема финансирования;
- по совершенствованию системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, обеспечению ее конкурентности и прозрачности;
- по повышению эффективности мер социальной поддержки населения в результате введения критерия нуждаемости и проведения анализа результативности предоставления конкретных видов поддержки;
- по повышению эффективности оказания муниципальных услуг, в том числе за счет планирования расходов на выполнение муниципальных заданий на основе базовых нормативов затрат; включения в нормативные затраты по содержанию имущества только затраты на имущество, используемое для выполнения муниципального задания; привлечения некоммерческих организаций социальной направленности к оказанию муниципальных услуг.
Формирование бюджета на 2023-2025 годы осуществлялось в условиях жестких ресурсных ограничений: незначительный первоначально запланированный прирост налоговых и неналоговых доходов, сохранение на уровне 2022 года совокупного объема дотаций из бюджета Пензенской области. В результате ряд расходных обязательств, были включены в бюджет в объеме ниже расчетной потребности.
Общий объем расходов бюджета Каменского района определен исходя из прогнозируемого объема доходов бюджета и ограничения привлечения кредитных ресурсов в целях реализации долговой политики.
Расходы бюджета сформированы с учетом безусловного приоритета исполнения действующих обязательств, а также исходя из необходимости достижения национальных целей развития страны, определенных Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период 2024 года" (с последующими изменениями) и от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", включая повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, повышение качества и доступности услуг социально-культурной сферы, поддержку отраслей экономики, малого и среднего бизнеса.
2.1. Стратегическая приоритизация расходов бюджета Каменского района Пензенской области
Несмотря на вызовы, обусловленные последствиями глобальной пандемии, ключевой задачей бюджетной политики продолжает оставаться достижение целевых ориентиров развития, определенных на федеральном уровне, а также документами стратегического планирования, в том числе по следующим ключевым направлениям:
2.1.1. Сохранение населения, здоровья и благополучия людей - для обеспечения устойчивого роста численности населения, увеличения средней продолжительности жизни, укрепления социальных гарантий планируется:
1) реализация мероприятий, направленных на снижение уровня бедности и поддержку доходов населения, в том числе:
- поддержание достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы, а по другим категориям работников бюджетной сферы - проведение ежегодной индексации заработной платы и гарантированный размер оплаты труда на уровне МРОТ;
- поддержка малоимущих граждан путем активного внедрения практики применения на территории Пензенской области оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, расширение круга получателей данной меры социальной поддержки, создание условий для нуждающихся семей по выходу из трудной жизненной ситуации.
2.1.2. Расширение возможностей для самореализации и развития талантов молодого поколения, повышения качества общего образования, формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, которые планируется обеспечить за счет:
- обновления материально-технической базы образовательных организаций, в том числе для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды;
- обновления парка школьных автобусов;
- обеспечения горячим питанием обучающихся в начальных классах;
- создания условий для обучения лиц с ограниченными возможностями, в том числе обеспечения двухразовым горячим питанием обучающихся на дому;
- развития системы конкурсов, олимпиадных движений, поддержки талантливых детей;
- организации комплекса мероприятий ранней профориентации;
- повышения образовательных результатов обучающихся, освоения новых компетенций, развития технической грамотности и популяризации инженерных профессий;
- обновления домов культуры, библиотек, музеев в сельской местности;
- капитального ремонта, реконструкции и оснащения детских музыкальных школ и школ искусств;
- создания, модернизации, реновации учреждений культуры, в том числе в сельской местности;
- обеспечения возможностей творческого развития и самореализации и продвижения талантливой молодежи в сфере искусства;
- развития туристической инфраструктуры, а также создания и развития национальных брендовых маршрутов;
- приобретения для учреждений культуры специализированного автотранспорта (автоклубы);
- создания виртуального концертного зала, модельных муниципальных библиотек.
2.1.3. Создание комфортной и безопасной среды для жизни, обеспечивающей улучшение качества городской среды, экологии и жилищных условий граждан, создание современной инфраструктуры для жилищного строительства путем реализации следующих мероприятий:
- сокращения непригодного для проживания аварийного жилищного фонда;
- поэтапной ликвидации накопившейся на 01.01.2020 очередности по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- повышения качества дорожной сети;
- повышения качества и комфорта дворовых, общественных территорий населенных пунктов Каменского района Пензенской области.
2.1.4. Создание условий для эффективного труда и успешного предпринимательства планируется обеспечить за счет:
- равного доступа субъектов МСП к кредитным и иным финансовым ресурсам;
- сопровождения инвестиционных проектов на территории Каменского района;
- содействия осуществлению деятельности детей и молодежи в сфере высоких технологий.
2.1.5. Обеспечение цифровой трансформации ключевых отраслей экономики и социальной сферы путем:
- перевода массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронный вид;
- обучения муниципальных служащих компетенциям в сфере цифровой трансформации муниципального управления;
- развития системы межведомственного электронного взаимодействия и документооборота;
- автоматизации контрольно-надзорной деятельности.
2.2. Повышение операционной эффективности использования бюджетных средств
В плановом периоде продолжится совершенствование существующих инструментов и механизмов повышения эффективности бюджетных расходов, устранение неэффективного и нецелевого использования бюджетных средств, в том числе путем совершенствования казначейской системы исполнения бюджета и муниципального финансового контроля, развития проектных принципов управления, а также повышения качества регулирования межбюджетных отношений с муниципальными образованиями.
2.2.1. Совершенствование системы казначейского исполнения бюджета Каменского района Пензенской области
Применение новых принципов организации и развитие современных технологий исполнения бюджета Каменского района Пензенской области, направленных на достижение операционной эффективности расходования бюджетных средств на этапе предварительного контроля, обеспечение ликвидности единого счёта бюджета, повышение эффективности закупочного процесса, предотвращение образования кредиторской задолженности:
- исполнение бюджета по расходам с учётом законодательно установленных особенностей, связанных с предотвращение влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики;
- расширение перечня средств, подлежащих казначейскому сопровождению, и совершенствование его механизмов путем открытия, обслуживания и проведения операций на лицевых счетах участников казначейского сопровождения в Управлении Федерального казначейства по Пензенской области с использованием инструментов: от документального контроля до контроля фактов поставки товаров, выполненных работ, оказания услуг (расширенное казначейское сопровождение);
- дальнейшее применение механизма перечисления под фактическую потребность межбюджетных трансфертов целевого характера;
- развитие механизма привлечения временно свободных остатков средств с казначейских счетов на единый счёт бюджета района;
- проведение систематического мониторинга просроченной кредиторской задолженности, недопущение ее роста и принятие мер по ее ликвидации;
- осуществление контроля в сфере закупок, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с последующими изменениями), за объемом финансового обеспечения и идентификационным кодом закупки средствами единой информационной системы в сфере закупок в соответствии с установленными требованиями к процедурам и срокам проведения контроля.
2.2.2. Развитие и совершенствование системы финансового контроля
Дальнейшее развитие внутреннего муниципального финансового контроля, включает:
- решение методологических проблем внутреннего финансового контроля путём повышения качества правоприменения федеральных стандартов при назначении, проведении контрольных мероприятий, а также реализации их результатов с целью принятия исчерпывающих мер по своевременному выявлению нарушений, их пресечению, устранению и недопущению в дальнейшем;
- применение риск-ориентированного подхода к планированию и осуществлению контрольной деятельности в целях концентрации органа внутреннего муниципального финансового контроля на наиболее значимых направлениях;
- пресечение избыточных бюджетных расходов посредством развития системы предварительного и последующего контроля в сфере закупок.
Реализация основных направлений долгосрочной бюджетной политики позволит сократить неэффективные траты, сформировать оптимальную структуру расходов бюджета исходя из приоритетов государственной политики, сконцентрировать имеющиеся финансовые ресурсы на наиболее значимых направлениях развития района, обеспечить операционную эффективность расходования бюджетных средств и ликвидность единого счета бюджета, повысить эффективность.
2.3. Повышение качества регулирования межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Каменского района
Совершенствование и развитие межбюджетных отношений включает:
- содействие в обеспечении сбалансированности бюджетов поселений с целью увеличения их доходного потенциала для выполнения органами местного самоуправления возложенных на них полномочий, а также в повышении эффективности бюджетных расходов, проведение регулярного и полного анализа расходов для поиска вариантов экономии бюджетных средств, которые могут быть направлены на приоритетные направления;
- заключение с муниципальными образованиями соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов, направленных на усиление ответственности органов местного самоуправления за проводимую бюджетную политику в части увеличения налоговых и неналоговых доходов и выполнения в полном объеме принятых расходных обязательств;
- повышение качества управления муниципальными финансами, экономное и эффективное использование бюджетных средств;
- повышение эффективности предоставляемых целевых межбюджетных трансфертов.
Размер финансовой поддержки из бюджета Каменского района бюджетам поселений планируется сохранить на сложившемся уровне 2022 года.
2.4. Открытость бюджета
Обеспечение прозрачности и открытости муниципальных финансов Каменского района Пензенской области для общества осуществляется путём:
- публикации брошюры "Бюджет для граждан" по проектам решений о бюджете Каменского района Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период, об исполнении бюджета за отчётный год;
- организации открытого обсуждения бюджетных вопросов, освещения в средствах массовой информации актуальных вопросов по бюджетной тематике, проведение опросов общественного мнения;
- участия граждан в решении бюджетных вопросов, в том числе в реализации проектов, направленных на создание комфортной среды проживания граждан;
- финансовая грамотность.
3. Налоговая политика Каменского района Пензенской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Основной задачей налоговой политики Каменского района Пензенской области в долгосрочном периоде является сохранение, укрепление и расширение доходного потенциала района и, в первую очередь, за счёт развития предпринимательской и инвестиционной активности, легализации налоговой базы, повышения качества администрирования доходных источников. Кроме того, важным аспектом является создание условий и оказание содействия в адаптации к происходящим эпидемиологическим, экономическим и геополитическим изменениям. Реализация налоговой политики осуществляется по следующим приоритетным направлениям:
1) создание условий для предпринимательской инициативы и развития малого и среднего бизнеса за счёт:
- снижения налоговой нагрузки путем предоставления двухгодичных "налоговых каникул" для впервые зарегистрированных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения;
- расширение перечня видов предпринимательской деятельности, по которым возможно применение патентной системы налогообложения, предоставление права уменьшения налога на страховые платежи, уточнения порядка расчёта налоговой базы по отдельным видам экономической деятельности, дифференциации патента;
- установление для IT-компаний минимальной налоговой ставки по упрощенной системе налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются доходы;
- снижение ставки налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных на территории Пензенской области в связи с изменением ими места нахождения или места жительства;
- введение с 1 июля 2020 года на территории Пензенской области специального режима налогообложения "Налог на профессиональный доход";
2) стимулирование инвестиционной деятельности и повышение инвестиционной привлекательности Каменского района Пензенской области, в том числе за счёт применения института участников региональных инвестиционных проектов и специальных инвестиционных контрактов;
3) дальнейшая оптимизация налоговых льгот, в том числе за счёт отмены налоговых льгот, установленных федеральным законодательством;
4) использование при определении налоговой базы по объектам недвижимого имущества кадастровой стоимости;
5) совершенствование механизмов взаимодействия органов местного самоуправления Каменского района Пензенской области и территориальных органов федеральных органов государственной власти, направленных на:
- повышение уровня собираемости доходных источников, а также сокращение задолженности по платежам в бюджет, усиление претензионно-исковой работы с неплательщиками налогов, сборов и иных обязательных платежей и применение мер принудительного взыскания задолженности;
- легализацию бизнеса и "теневой" заработной платы, предотвращение уклонения от уплаты налогов;
- сверку и актуализацию баз данных, которые используются в целях налогообложения;
- повышение эффективности управления муниципальной собственностью;
- расширение налоговой базы по имущественным налогам путём выявления правообладателей незарегистрированных, а также ранее учтенных объектов недвижимого имущества и земельных участков.
Важным и значительным изменением в системе администрирования и распределения по уровням бюджетов налогов является внедрение с 2023 года института единого налогового счёта и установления для всех категорий плательщиков нового порядка уплаты налогов, сборов, страховых взносов путем перечисления в бюджетную систему единого налогового платежа. Для реализации возможности платить все налоги один раз в месяц меняются сроки уплаты большинства налогов на 28 число месяца, а также сроки подачи декларации. Данный подход исключает наличие у налогоплательщика одновременно задолженности и переплаты по разным налогам.
Реализация планируемых мероприятий и их дальнейшее развитие позволит увеличить доходный потенциал Каменского района Пензенской области, поступления доходов в бюджет и уровень бюджетной обеспеченности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Каменского района Пензенской области от 31 октября 2022 г. N 642 "Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Каменского района Пензенской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов"
Текст постановления опубликован в Информационном бюллетене "Вестник Каменского района" N 444 от 31 октября 2022 г.