Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, C.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев по требованию гражданина В.А. Петрова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин В.А. Петров оспаривает конституционность следующих норм:
части первой статьи 62 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку (за исключением случаев, если в соответствии с названным Кодексом, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется) в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки (за исключением случаев, если в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется); справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое); копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно;
части 5 статьи 19 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающей, что о принятом в соответствии с частью 4 указанной статьи решении (то есть решении по результатам рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы принудительного исполнения, с учетом заключения военно-врачебной комиссии о годности к службе в органах принудительного исполнения, результатов проверки уровня физической подготовки, результатов проверочных мероприятий и психофизиологических исследований, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами) уполномоченный руководитель сообщает в письменной форме гражданину в десятидневный срок со дня принятия соответствующего решения;
положений Правил профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года N 1909) (далее также - Правила), устанавливающих, что заключение о профессиональной пригодности кандидата (то есть гражданина, сотрудника органов принудительного исполнения, желающих занять должности в органах принудительного исполнения) в 5-дневный срок направляется в соответствующее кадровое подразделение; сведения, содержащиеся в заключении, являются конфиденциальной информацией (служебной тайной) (пункт 22); кандидат имеет право ознакомиться с заключением; ознакомление организует соответствующее кадровое подразделение с соблюдением законодательства об охране государственной или иной тайны (пункт 26); получение, обработка, хранение, передача и любое другое использование сведений о профессиональной пригодности кандидатов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 34).
Как следует из представленных материалов, в апреле 2020 года В.А. Петров, проходивший службу в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Псковской области и выразивший желание поступить на службу в органы принудительного исполнения, был уведомлен о принятом в отношении него решении об отказе в приеме на службу.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы не соответствуют статьям 24 (часть 2), 29 (часть 4), 32 (часть 4), 45 (часть 2), 46 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой в системе действующего правового регулирования часть первая статьи 62 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляет работодателю ничем не ограниченное право отказывать работнику в предоставлении характеристики, часть 5 статьи 19 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не обязывает руководителя разъяснять причины, повлекшие отказ в приеме гражданина на службу, а пункты 22, 26 и 34 указанных Правил искусственно создают гражданину препятствия в ознакомлении с заключением о его профессиональной пригодности и получении копии такого заключения.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Как следует из решения Псковского районного суда Псковской области от 1 октября 2020 года, часть первая статьи 62 Трудового кодекса Российской Федерации с учетом субъектного состава и фактических обстоятельств признана не подлежащей применению в деле заявителя.
Кроме того, гарантируя работникам выдачу копий документов (перечень которых не является исчерпывающим), связанных с работой, и предусматривая соответствующие обязанности работодателя, указанная норма направлена на защиту интересов работающих граждан и не затрагивает права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
2.2. Часть 5 статьи 19 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" носит гарантийный характер и обеспечивает определенность правового положения гражданина, изъявившего желание поступить на службу в органы принудительного исполнения, поскольку устанавливает обязательность его ознакомления с принятым в отношении него решением и предусматривает соответствующую обязанность уполномоченного руководителя и сроки ее исполнения.
При этом оспариваемые заявителем пункты 22, 26 и 34 названных Правил, определяя правовой режим сведений, содержащихся в заключении о профессиональной пригодности кандидата, как конфиденциальной информации (служебной тайны), правила ознакомления гражданина с заключением, а также режим использования сведений о профессиональной пригодности кандидатов, имеют целью охрану интересов названных лиц и касающихся этих лиц сведений.
Следовательно, указанные нормы не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Петрова Владимира Анатольевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 27 октября 2022 г. N 2853-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Петрова Владимира Анатольевича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 62 Трудового кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 19 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и пунктами 22, 26, 34 Правил профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-