В соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Министерством финансов Российской Федерации, приказываю;
1. Утвердить Порядок организации и осуществления внутреннего финансового аудита в Министерстве экономического развития Челябинской области.
2. Приказ Министерства экономического развития Челябинской области от 19.05.2020 г. N 85 "Об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в Министерстве экономического развития Челябинской области" признать утратившим силу.
3. Приказ вступает в силу с момента подписания.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
Н.Р. Лугачева |
Утвержден
приказом Министерства
экономического развития
Челябинской области
от 10 ноября 2022 г. N 200
Порядок
организации и осуществления внутреннего финансового аудита в Министерстве экономического развития Челябинской области
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок организации и осуществления внутреннего финансового аудита в Министерстве экономического развития Челябинской области (далее - Порядок) разработан с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита. В целях настоящего Порядка применяются термины в значениях, определенных федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита".
1.2. Порядок определяет планирование, организацию и осуществление внутреннего финансового аудита в Министерстве экономического развития Челябинской области (далее - Министерство).
1.3. Внутренний финансовый аудит осуществляется в целях:
а) оценки надежности внутреннего финансового контроля Министерства на предмет соответствия установленными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требованиям к исполнению своих бюджетных полномочий и подготовки предложений по повышению его эффективности;
б) подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности;
в) повышения качества финансового менеджмента, в том числе подготовки предложений о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств.
1.4. Внутренний финансовый аудит осуществляется отделом внутреннего контроля Министерства, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита и не участвующим в организации и выполнении внутренних бюджетных процедур (далее - субъект внутреннего финансового аудита).
Субъект внутреннего финансового аудита при осуществлении внутреннего финансового аудита подчиняется исключительно и непосредственно Министру экономического развития Челябинской области (далее - Министр).
Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, функциональной независимости, объективности, компетентности, профессионального скептицизма, системности, эффективности, ответственности и стандартизации.
1.5. Объектами внутреннего финансового аудита являются бюджетные процедуры и (или) составляющие эти процедуры операции (действия) по их выполнению (далее - Объект аудита).
2. Оценка бюджетных рисков
2.1. Формирование и ведение (актуализация) реестра бюджетных рисков Министерства обеспечивается субъектом внутреннего финансового аудита, в том числе на основе:
а) предложений субъектов бюджетных процедур (структурных подразделений Министерства) по результатам осуществления ими оценки бюджетных рисков и анализа способов их минимизации, а также анализа выявленных нарушений и (или) недостатков;
б) результатов мониторинга реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, по устранению недостатков (нарушений) и по организации внутреннего финансового контроля (рекомендуемые к осуществлению контрольные действия);
в) результатов анализа изменения положений законодательства Российской Федерации и Челябинской области, регулирующих осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, информации и результатов мероприятий органов государственного финансового контроля в отношении бюджетных процедур, осуществляемых Министерством, результатов аудиторских мероприятий и результатов мониторинга качества финансового менеджмента.
2.2. Предложения субъектов бюджетных процедур (структурных подразделений Министерства) о бюджетных рисках и их оценки должны включать следующую информацию в отношении каждого выявленного бюджетного риска (Приложение 1):
- наименование бюджетной процедуры;
- наименование операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры;
- описание выявленного бюджетного риска;
- причины бюджетного риска;
- возможные последствия реализации бюджетного риска;
- оценка критерия "вероятность" ("вероятность допущения ошибки");
- оценка критерия "степень влияния" ("существенность ошибки");
- значимость (уровень) бюджетного риска;
- владельцы бюджетного риска (ФИО, должность, структурное подразделение);
- необходимость (отсутствие необходимости) принятия мер по минимизации (устранению) бюджетного риска;
- предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетного риска (указываются в случае возможности и (или) необходимости (целесообразности) принятия Министерством мер по минимизации (устранению) соответствующего бюджетного риска и (или) мер по его предупреждению), в том числе:
меры, не связанные с контрольными действиями;
меры по организации внутреннего финансового контроля (рекомендуемые контрольные действия);
- приоритетность принятия мер по минимизации (устранению) бюджетного риска;
- срок исполнения меры по минимизации (устранению) бюджетного риска;
- отметка об исполнении меры по минимизации (устранению) бюджетного риска;
- справочно: нормативный правовой и (или) правовой акт, определяющий порядок (сроки) выполнения бюджетной процедуры.
2.3. При формировании и ведении реестра бюджетных рисков необходимо обеспечить возможность ранжирования бюджетных рисков по значимости (уровню) от наиболее значимого к наименее значимому бюджетному риску.
2.4. Бюджетный риск оценивается как значимый или незначимый в зависимости от оценки его вероятности и степени влияния.
2.5. При оценке вероятности бюджетного риска оценивают степень возможности наступления событий, негативно влияющих на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента Министерства.
Степень возможности наступления таких событий оценивается с учетом причин и условий (обстоятельств) реализации бюджетных рисков, в том числе с учетом информации о результатах:
а) оценки надежности внутреннего финансового контроля по результатам проведенных субъектом внутреннего контроля аудиторских и контрольных мероприятий;
б) мониторинга качества финансового менеджмента, включая мониторинг исполнения качества бюджетных полномочий Министерства, а также качества управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд;
в) контрольных мероприятий, проведенных органами государственного финансового контроля.
Вероятность бюджетного риска оценивается как низкая, средняя или высокая.
2.6. При оценке степени влияния бюджетного риска оценивают уровень потенциального негативного воздействия события на результаты выполнения бюджетной процедуры, определяемый как оценка одного или нескольких из следующих показателей:
а) отклонения от целевых показателей качества финансового менеджмента, характеризующих качество исполнения бюджетных полномочий, управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд;
б) искажения бюджетной отчетности;
в) потенциальный ущерб публично правовому образованию;
г) отклонения от целевых значений государственных программ;
д) санкции, налагаемые в случае возникновения нарушений;
е) потенциальное негативное воздействие последствий реализации бюджетного риска на репутацию Министерства.
Степень влияния бюджетного риска оценивается как высокая, средняя или низкая.
2.7. Бюджетный риск оценивается как значимый, если хотя бы один из критериев его оценки - вероятность или степень влияния - оценивается как высокий либо и вероятность, и степень влияния бюджетного риска оцениваются как средние.
2.8. Реестр бюджетных рисков на очередной финансовый год ежегодно формируется субъектом внутреннего финансового аудита до начала очередного финансового года.
2.9. Актуализация реестра бюджетных рисков в течение года осуществляется на основе проведенного мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков (пункт 6.21 настоящего Порядка) и (или) предложений структурный подразделений Министерства (в том числе при смене должностного лица, ответственного за выполнение контрольных действий).
3. Планирование аудиторских мероприятий
3.1. Субъект внутреннего финансового аудита осуществляет свою деятельность в соответствии с Планом проведения аудиторских мероприятий Министерства на очередной финансовый год (далее - План).
3.2. При формировании данных для составления Плана учитываются:
- бюджетные полномочия Министерства и осуществляемые Министерством бюджетные процедуры, операции (действия) по выполнению бюджетных процедур, влияющие на значения показателей качества финансового менеджмента;
- степень обеспеченности ресурсами, необходимыми для осуществления внутреннего финансового аудита;
- возможность привлечения к проведению аудиторских мероприятий должностных лиц (работников) Министерства и (или) экспертов;
- необходимость резервирования времени на проведение внеплановых аудиторских мероприятий;
- возможность совершенствования субъектом внутреннего финансового аудита совокупности профессиональных знаний, навыков и других компетенций, позволяющих осуществлять внутренний финансовый аудит;
- информация о наиболее значимых бюджетных рисках во взаимосвязи с Объектами аудита. Оценка бюджетных рисков осуществляется в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка;
- информация, поступившая в адрес Министерства и указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля, а также информация о типовых нарушениях и (или) недостатках, выявленных органами государственного финансового контроля;
- результаты мониторинга качества финансового менеджмента, а также достижение Министерством целевых значений показателей качества финансового менеджмента;
- решения Министра о необходимости проведения аудиторских мероприятий;
- результаты проведенных аудиторских мероприятий, в том числе реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля, по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков;
- информация об опыте и квалификации субъектов бюджетных процедур, а также информация о кадровых изменениях, которые способны оказать влияние на качество организации и выполнения бюджетной процедуры;
- информация об изменениях положений законодательства Российской Федерации и Челябинской области, регулирующих осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
- другие положения утвержденных федеральных стандартов.
3.3. Субъект внутреннего финансового аудита по итогам проведенного анализа данных для составления Плана определяет приоритетные в очередном финансовом году темы аудиторских мероприятий, возможные сроки окончания этих мероприятий и составляет проект Плана.
3.4. План должен содержать перечень аудиторских мероприятий, планируемых к проведению в очередном финансовом году, одно из которых проводится в целях подтверждения годовой бюджетной отчетности Министерства и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам.
3.5. По каждому аудиторскому мероприятию в Плане указываются тема аудиторского мероприятия, дата (месяц) окончания аудиторского мероприятия (Приложение 2).
3.6. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита представляет проект Плана на утверждение Министру. План утверждается приказом Министра до начала очередного финансового года.
3.7. План размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") не позднее 20 рабочих дней со дня утверждения его Министром.
3.8. Решение о внесении изменений в План принимается Министром на основании мотивированной служебной записки руководителя субъекта внутреннего финансового аудита. План с учетом внесенных изменений утверждается приказом Министра и размещается на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" не позднее 10 рабочих дней со дня утверждения.
3.9. Внеплановое аудиторское мероприятие осуществляется на основании решения Министра, которое оформляется приказом Министерства и должно содержать тему и сроки проведения аудиторского мероприятия.
4. Планирование аудиторского мероприятия и формирование программы аудиторского мероприятия
4.1. Аудиторское мероприятие осуществляется на основе Программы аудиторского мероприятия, утвержденной руководителем субъекта внутреннего контроля, и в соответствии с приказом Министра о проведении аудиторского мероприятия (Приложение 3).
4.2. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита утверждает программу аудиторского мероприятия в срок не позднее 5 рабочих дней до даты начала проведения аудиторского мероприятия.
4.3. Программа аудиторского мероприятия (Приложение 4) должна содержать:
- тему аудиторского мероприятия;
- основание проведения аудиторского мероприятия (пункт Плана или дата, номер приказа Министерства о проведении внепланового аудиторского мероприятия);
- цель (цели) и задачи проведения аудиторского мероприятия;
- наименование (перечень) объекта(ов) внутреннего финансового аудита;
- сроки проведения аудиторского мероприятия;
- методы внутреннего финансового аудита, которые будут применены при проведении аудиторского мероприятия;
- перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия;
- сведения о руководителе и членах аудиторской группы.
4.4. При составлении программы аудиторского мероприятия формируется аудиторская группа.
Руководителем аудиторской группы является руководитель субъекта внутреннего финансового аудита.
По решению Министра, на основании мотивированной записки руководителя субъекта внутреннего финансового аудита, в состав аудиторской группы могут быть включены специалисты, эксперты, работники других структурных подразделений Министерства. Не допускаются к проведению аудиторских мероприятий должностные лица, которые в период, подлежащий аудиту, организовывали и (или) выполняли внутренние бюджетные процедуры.
4.5. Срок проведения аудиторского мероприятия, состав аудиторской группы устанавливаются исходя из темы аудиторского мероприятия, проверяемого периода, объема предстоящих контрольных действий и других обстоятельств.
Сроки проведения аудиторского мероприятия содержат дату начала и дату окончания аудиторского мероприятия.
Дата начала аудиторского мероприятия определяется исходя из:
а) поставленных целей и объема задач аудиторского мероприятия;
б) перечня вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия;
в) требования, в соответствии с которым программа аудиторского мероприятия должна быть утверждена до даты начала проведения аудиторского мероприятия.
Датой окончания аудиторского мероприятия является дата подписания заключения внутреннего финансового аудита.
Аудиторское мероприятие, целью которого является подтверждение достоверности годовой бюджетной отчетности, в том числе соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности, должно быть завершено до момента наступления одного из следующих событий, в зависимости от того, какое из событий наступит ранее:
а) до даты (месяца) окончания аудиторского мероприятия, указанной в плане проведения аудиторских мероприятий;
б) до подписания годовой бюджетной отчетности Министром.
4.6. Аудиторское мероприятие проводится с применением следующих методов внутреннего финансового аудита:
- инспектирование - изучение материальных активов и (или) документов и фактических данных, информации, связанных с осуществлением операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
- наблюдение - изучение действий субъектов бюджетных процедур, осуществляемых ими в ходе выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
- запрос - обращение к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимыми для проведения аудиторского мероприятия;
- подтверждение - получение информации относительно конкретного вопроса, подлежащего изучению и оказывающего влияние на обоснованность полученных аудиторских доказательств, в результате которого подтверждаются определенные факты относительно информации, вызывающей сомнение у членов аудиторской группы или уполномоченного должностного лица;
- пересчет - проверка точности арифметических расчетов субъектов бюджетных процедур в документах, либо выполнение самостоятельных расчетов членами аудиторской группы или уполномоченным должностным лицом;
- аналитические процедуры - анализ соотношений и закономерностей, основанный на полученной информации о выполнении бюджетных процедур, в том числе информации о нарушениях и (или) недостатках при выполнении бюджетных процедур и их причинах;
- мониторинг процедур внутреннего финансового контроля - регулярный процесс изучения контрольных действий и их результатов, оценки надежности внутреннего финансового контроля, включая оценку организации, применения и достаточности контрольных действий.
При проведении мониторинга процедур внутреннего финансового контроля устанавливаются взаимосвязи (связующие соотношения) между применяемыми контрольными действиями и бюджетными процедурами в целях оценки влияния внутреннего финансового контроля на минимизацию бюджетных рисков, а также в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков.
4.7. Выбор метода внутреннего финансового аудита для исследования каждого из вопросов, подлежащих изучению для достижения целей аудиторского мероприятия, основывается на характере исследуемого вопроса и целях его изучения.
Для изучения одного вопроса могут быть использованы несколько методов внутреннего финансового аудита.
4.8. В случае необходимости внесения изменений в программу аудиторского мероприятия в ходе осуществления аудиторского мероприятия программа аудиторского мероприятия актуализируется, утверждается и направляется руководителем субъекта внутреннего финансового аудита субъектам бюджетных процедур не позднее 5 рабочих дней до дня окончания аудиторского мероприятия.
5. Проведение внутреннего финансового аудита
5.1. Аудиторское мероприятие проводится в соответствии с утвержденной программой аудиторского мероприятия путем выполнения членами аудиторской группы профессиональных действий, в том числе действий по сбору аудиторских доказательств, формированию выводов, предложений и рекомендаций.
5.2. В целях оценки надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого в Министерстве, а также подготовки предложений по его организации деятельность субъекта внутреннего финансового аудита должна быть направлена на решение, в частности, следующих задач:
а) установление достаточности и актуальности правовых актов и документов Министерства, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе к операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры (полноты регламентации процесса их выполнения) и (или) выявление несоответствия положений этих актов правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;
б) выявление избыточных (дублирующих друг друга) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
в) изучение наличия прав доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий Министерства, в целях формирования предложений и рекомендаций по предотвращению несанкционированного доступа к таким базам данных, вводу и выводу из них информации;
г) оценка степени соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению бюджетных полномочий, требований к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе к операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры;
д) формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры;
е) изучение совершаемых субъектами бюджетных процедур и (или) прикладными программными средствами, информационными ресурсами контрольных действий и их результатов, в том числе анализ причин и условий нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления), в целях определения операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, в отношении которых контрольные действия не осуществлялись и (или) осуществлялись не в полной мере;
ж) оценка организации, применения и достаточности совершаемых контрольных действий на предмет их соразмерности выявленным бюджетным рискам, а также способности предупреждать (не допускать) нарушения и (или) недостатки;
з) формирование предложений и рекомендаций по организации и применению контрольных действий в целях:
минимизации бюджетных рисков при выполнении бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
обеспечения отсутствия и (или) существенного снижения числа нарушений и (или) недостатков, а также устранения их причин и условий;
достижения главным администратором (администратором) бюджетных средств значений показателей качества финансового менеджмента, в том числе целевых значений, определенных в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 7 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
5.3. В целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, деятельность субъекта внутреннего финансового аудита должна быть направлена на решение, в частности, следующих задач:
а) изучение порядка формирования (актуализации) актов субъекта учета, устанавливающих в целях организации и ведения бюджетного учета учетную политику Министерства (документы учетной политики), а также подтверждение соответствия указанных актов Министерства требованиям единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности;
б) подтверждение законности и полноты формирования финансовых и первичных учетных документов, а также достоверности данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета, и наделения субъектов бюджетных процедур правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
в) определение данных бюджетного учета и (или) бюджетной отчетности, включая показатели бюджетной отчетности, и используемых в их отношении методов внутреннего финансового аудита в целях подтверждения наличия (отсутствия) искажения бюджетной отчетности;
г) формирование суждения субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности бюджетной отчетности Министерства, а также соблюдения Министерством порядка формирования консолидированной бюджетной отчетности;
д) формирование предложений и рекомендаций субъектам бюджетных процедур по предотвращению нарушений и недостатков при отражении в бюджетном учете и (или) бюджетной отчетности информации, в том числе отклонений, существенных ошибок и искажений, а также по совершенствованию применяемых процедур ведения бюджетного учета.
5.4. В целях повышения качества финансового менеджмента, в том числе подготовки предложений о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств, деятельность субъекта внутреннего финансового аудита должна быть направлена на решение, в частности, следующих задач:
а) оценка исполнения бюджетных полномочий Министерства во взаимосвязи с результатами проведения мониторинга качества финансового менеджмента и необходимостью достижения значений показателей качества финансового менеджмента, в том числе целевых значений, в целях формирования и предоставления предложений о повышении качества финансового менеджмента;
б) оценка исполнения бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, включая, в частности, оценку:
порядка формирования (актуализации), достаточности и актуальности ведомственных (внутренних) актов и документов Министерства, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетных процедур и результатам выполнения бюджетных процедур;
качества подготовки и полноты обоснований бюджетных ассигнований при формировании проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
своевременности и качества подготовки правовых актов и документов, обеспечивающих предоставление и использование субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность, межбюджетных трансфертов, субсидий бюджетным и автономным учреждениям, а также субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам;
обоснованности объемов бюджетных ассигнований на предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность, а также принимаемых мер по сокращению объема незавершенного строительства;
обоснованности объемов межбюджетных трансфертов из бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, в том числе оценку достижения значений результатов использования субсидии, установленных соглашениями о предоставлении субсидий;
обоснованности объемов бюджетных ассигнований на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, в том числе субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания;
обоснованности показателей государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) исходя из объема государственных услуг (работ) в соответствии с социальными гарантиями и обязательствами государства;
обоснованности объемов бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, а также соблюдения
получателями субсидий порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения получателями субсидий результатов предоставления субсидий (иных показателей), установленных при их предоставлении;
обоснованности объемов бюджетных ассигнований на исполнение судебных актов, в том числе оценку причин и условий возникновения и наличия судебных актов и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) Министерства либо его должностных лиц;
полноты обоснования расходов на достижение заданных результатов, включая
оценку объективности и достоверности показателей непосредственных и конечных результатов, в случае их наличия;
своевременности доведения и полноты распределения бюджетных ассигнований, а также полноты обоснования причин возникновения неиспользованных остатков бюджетных средств и (или) лимитов бюджетных обязательств, в случае их наличия;
своевременности и равномерности принятия и исполнения бюджетных обязательств с учетом особенностей выполняемых функций и полномочий в течение финансового года;
качества обоснований изменений в сводную бюджетную роспись, бюджетную роспись, бюджетную смету;
соответствия объемов осуществленных кассовых расходов прогнозным показателям кассового планирования;
наличия, объема и структуры дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе просроченной;
соответствия кассового исполнения бюджета по доходам прогнозу поступлений по доходам, а также оценку причин отклонения прогнозных показателей от кассового исполнения бюджета по доходам;
своевременности и качества подготовки правовых актов и документов, обеспечивающих администрирование доходов бюджетов;
своевременности и качества подготовки сведений, необходимых для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета, а также сведений для составления и ведения кассового плана;
качества осуществления начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также взыскания задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
обоснованности и своевременности принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет, а также решений о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением платежей, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании);
в) определение влияния прикладных программных средств, информационных ресурсов на результат выполнения бюджетной процедуры, на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, и формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию этих средств и повышению эффективности их применения;
г) формирование предложений и рекомендаций по предотвращению недостатков и нарушений, совершенствованию качества исполнения бюджетных полномочий Министерства, совершенствованию информационного взаимодействия и (или) разграничению полномочий между субъектами бюджетных процедур при организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, а также по повышению квалификации субъектов бюджетных процедур, проведению их профессиональной подготовки;
д) оценка результатов исполнения направленных на повышение качества финансового менеджмента решений субъектов бюджетных процедур;
е) оценка экономности и результативности использования бюджетных средств Министерством с учетом принципа эффективности использования бюджетных средств, в том числе путем формирования субъектом внутреннего финансового аудита суждения о:
планируемых мероприятиях, этапах, сроках и планируемых результатах (промежуточных и окончательных) по годам их выполнения, предусмотренных планом деятельности (планом мероприятий по реализации документов стратегического планирования) Министерства (при наличии);
степени достижения (возможности достижения) целей, задач и конечных (промежуточных) результатов деятельности Министерства, в том числе установленных в плане деятельности (плане мероприятий по реализации документов стратегического планирования) (при наличии);
возможных причинах и условиях недостижения целей, задач и результатов деятельности Министерства;
своевременности корректировки мероприятий (показателей результата выполнения мероприятий), в том числе в связи с корректировкой документов стратегического планирования;
достоверности, актуальности и объективности показателей результата выполнения мероприятий (при наличии);
уровне достижения и достоверности значений показателей результата выполнения мероприятий;
полноте обоснования расходов на достижение заданных результатов;
возможности достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема бюджетных средств (экономности) при выполнении мероприятий;
возможности достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности);
степени обеспеченности и качестве распределения и использования ресурсов (временных, трудовых, материальных, финансовых и иных ресурсов, которые способны оказать влияние на качество исполнения бюджетных полномочий Министерства), в том числе о возможности использования наименьшего объема ресурсов для достижения заданных результатов;
соотношении полученных результатов с затраченными ресурсами;
обоснованности использования и эффективности управления имуществом во взаимосвязи с использованием бюджетных средств на содержание этого имущества;
обоснованности и эффективности использования бюджетных средств на выполнение мероприятий по информатизации деятельности Министерства;
качестве формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок;
обоснованности объектов закупок, в том числе обоснованности объема финансового обеспечения для осуществления закупки, сроков (периодичности) осуществления планируемых закупок, а также начальных (максимальных) цен контрактов, цен контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальных цен единиц товаров, работ, услуг, начальных сумм цен единиц товаров, работ, услуг; обоснованности выбора способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) с целью достижения экономии бюджетных средств;
влиянии выбранных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на экономию бюджетных средств;
соответствии поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки, а также об эффективности использования этих товаров, работ или услуг, в том числе во взаимосвязи с расходами бюджета на осуществление закупок и в целях подготовки предложений и рекомендаций, направленных на повышение результативности и экономии использования бюджетных средств;
соответствии контрактного управляющего требованиям, установленным статьями 9 и 38 Закона N 44-ФЗ, в том числе о достаточности мер по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок.
5.5. В ходе проведения аудиторского мероприятия должны быть собраны аудиторские доказательства, достаточные и уместные для обоснования выводов и рекомендаций и формирования заключения по результатам аудиторского мероприятия.
Аудиторские доказательства представляют собой документы и фактические данные, информацию, отраженную в рабочей документации аудиторского мероприятия и используемую для формирования выводов, включая выводы о выявленных нарушениях и (или) недостатках, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита по результатам проведения аудиторского мероприятия.
Аудиторские доказательства могут также включать информацию, полученную при оценке бюджетных рисков, проведении предыдущих аудиторских мероприятий, а также мониторинга выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков и реализации рекомендаций по результатам аудиторских мероприятий в отношении тех же бюджетных процедур, которые являются объектами текущего аудиторского мероприятия, если после даты окончания предыдущих аудиторских мероприятий (мониторинга выполнения планов мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков и реализации рекомендаций по результатам аудиторских мероприятий) не произошли какие-либо изменения, влияющие на уместность такой информации для целей текущего аудиторского мероприятия.
5.6. Сбор аудиторских доказательств осуществляется путем изучения объектов аудита с использованием методов внутреннего финансового аудита в соответствии с программой аудиторского мероприятия.
5.7. Изучение объектов аудита, документов, данных и информации может осуществляться сплошным или выборочным способом.
5.8. Аудиторское мероприятие может быть неоднократно приостановлено:
а) при наличии нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе по хранению первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, которое делает невозможным дальнейшее проведение аудиторского мероприятия, - на период восстановления документов, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, а также приведения документов учета и отчетности в состояние, позволяющее проводить их изучение в ходе проведения аудиторского мероприятия;
б) на период непредставления (неполного представления) документов и информации или воспрепятствования проведению аудиторского мероприятия;
в) на период организации и проведения экспертиз, а также исполнения запросов;
г) при наличии обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение аудиторского мероприятия по причинам, не зависящим от членов аудиторской группы, включая наступление обстоятельств непреодолимой силы.
Общий срок приостановлений аудиторского мероприятия не может составлять более одного года. На время приостановления аудиторского мероприятия течение его срока прерывается.
5.9. Основаниями продления срока проведения аудиторского мероприятия являются:
а) получение в ходе проведения аудиторского мероприятия информации, свидетельствующей о наличии нарушений законодательства Российской Федерации и требующей дополнительного изучения, в том числе информации от правоохранительных органов, иных органов государственной власти (государственных органов) либо из иных источников;
б) наличие обстоятельств, которые делают невозможным дальнейшее проведение аудиторского мероприятия по причинам, не зависящим от членов аудиторской группы, включая наступление обстоятельств непреодолимой силы;
в) значительный объем анализируемых документов, который не представлялось возможным установить при подготовке к проведению аудиторского мероприятия.
5.10. Решение о приостановлении аудиторского мероприятия и (или) о продлении срока проведения аудиторского мероприятия принимается Министром и оформляется приказом Министерства, при этом изменения в План не вносятся.
5.11. Должностные лица (работники) субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских мероприятий имеют право:
- получать от субъектов бюджетных процедур необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита документы и фактические данные, информацию, связанные с объектом аудита, в том числе объяснения в письменной и (или) устной форме;
- получать доступ к прикладным программным средствам и информационным ресурсам, обеспечивающим исполнение бюджетных полномочий Министерства и (или) содержащим информацию об операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры;
- знакомиться с организационно-распорядительными и техническими документами Министерства к используемым субъектами бюджетных процедур прикладным программным средствам и информационным ресурсам, включая описание и применение средств защиты информации;
- посещать помещения и территории, которые занимают субъекты бюджетных процедур;
- консультировать субъекты бюджетных процедур по вопросам, связанным с совершенствованием организации и осуществления контрольных действий, повышением качества финансового менеджмента, в том числе с повышением результативности и экономности использования бюджетных средств;
- осуществлять профессиональное развитие путем приобретения новых знаний и умений, развития профессиональных и личностных качеств в целях поддержания и повышения уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей при осуществлении внутреннего финансового аудита;
- и иные права, указанные в федеральном стандарте внутреннего финансового аудита, утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 г. N 195н "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита" (далее - Федеральный стандарт N 195н).
5.12. Должностные лица (работники) субъекта внутреннего финансового аудита обязаны:
- соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
- применять основанный на результатах оценки бюджетных рисков подход (риск-ориентированный подход) при планировании и проведении аудиторских мероприятий;
- проводить аудиторские мероприятия в соответствии с программами этих мероприятий;
- обеспечивать получение достаточных аудиторских доказательств;
- формировать рабочую документацию аудиторского мероприятия;
- обеспечивать сбор и анализ информации о бюджетных рисках, оценивать бюджетные риски и способы их минимизации, а также анализировать выявленные нарушения и (или) недостатки в целях ведения реестра бюджетных рисков;
- принимать участие в подготовке заключений и годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита;
- и иные обязанности, указанные в Федеральном стандарте N 195н.
5.13. При проведении аудиторского мероприятия формируется рабочая документация, подлежащая учету и хранению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об архивном деле и правилами делопроизводства в Министерстве. Указанная рабочая документация содержит следующие документы и иные материалы, подготавливаемые в связи с проведением аудиторского мероприятия:
- документы, отражающие подготовку аудиторского мероприятия, включая ее программу;
- сведения о характере, сроках, об объеме аудиторского мероприятия и о результатах ее выполнения;
- сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторского мероприятия;
- документы, содержащие аудиторские доказательства, полученные при выполнении программы аудиторского мероприятия (перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, и другие аудиторские доказательства);
- письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных субъектов бюджетных процедур;
- копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторского мероприятия, и полученные таким образом сведения;
- копии финансово-хозяйственных документов, подтверждающих выявленные нарушения.
5.14. В ходе проведения аудиторского мероприятия для подтверждения выявленных нарушений и (или) недостатков могут быть проведены встречные проверки в учреждениях и организациях, в отношении которых Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя, результаты проведения которых оформляются Актом.
5.15. При проведении аудиторского мероприятия руководитель аудиторской группы на основании полученной информации может прийти к выводу о необходимости переоценки значимости (уровня) бюджетных рисков.
6. Реализация результатов внутреннего финансового аудита
6.1. Информация, а также предложения и рекомендации отражаются по окончании проведения аудиторского мероприятия в заключении внутреннего финансового аудита (далее - Заключение), а также по решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита могут быть отражены в ходе проведения аудиторского мероприятия (промежуточные и предварительные результаты аудиторского мероприятия), в том числе в форме аналитических записок. Аналитическая записка, содержащая информацию об отдельных результатах аудиторского мероприятия (Приложение 5), может являться частью Заключения.
6.2. Заключение (Приложение 6) должно содержать следующую информацию:
1) тему аудиторского мероприятия;
2) наименование (перечень) объекта(ов) финансового аудита;
3) дата подписания Заключения;
4) основания для проведения аудиторского мероприятия (пункт Плана или дату и номер приказа Министерства о проведении внепланового аудиторского мероприятия; номер и дата приказа о проведении аудиторского мероприятия);
5) фамилии, имена, отчества и должности состава аудиторской группы;
6) сроки проведения аудиторского мероприятия;
7) период, за который проведено аудиторское мероприятие;
8) описание выявленных нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления), а также их причин и условий;
9) описание выявленных бюджетных рисков, в том числе не включенных ранее в реестр бюджетных рисков, причин и возможных последствий реализации этих бюджетных рисков, а также значимых бюджетных рисков, остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля (далее - значимые остаточные бюджетные риски);
10) выводы о достижении цели (целей) осуществления внутреннего финансового аудита, установленной(ых) пунктом 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и (или) программой аудиторского мероприятия, включая один или несколько из следующих выводов:
о степени надежности внутреннего финансового контроля;
о достоверности бюджетной отчетности (суждение субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности бюджетной отчетности и (или) информация о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и соответствие порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности);
о качестве исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, в том числе о достижении главным администратором (администратором) бюджетных средств значений, включая целевые значения, показателей качества финансового менеджмента, определенных в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 7 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
11) предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, в том числе предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля;
12) дата подписания заключения;
13) должность, фамилию и инициалы, подпись руководителя аудиторской группы (при наличии);
14) должность, фамилию и инициалы, подпись руководителя субъекта внутреннего финансового аудита.
6.3. При наличии по проверяемой теме (внутренней бюджетной процедуре) указаний в актах, заключениях, представлениях и предписаниях Управления Федерального казначейства по Челябинской области, Контрольно-счетной палаты Челябинской области, Главного контрольного управления Челябинской области на соответствующие нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, в Заключении приводятся меры, предпринятые субъектом бюджетных процедур по устранению нарушений.
6.4. При выявлении нарушений и (или) недостатков в Заключении указываются:
- положения законодательных, нормативных правовых актов Российской Федерации и Челябинской области и иных документов, требования которых нарушены;
- причины допущенных нарушений и недостатков, их последствия;
- стоимостная оценка выявленных нарушений и (или) недостатков, а также возможных последствий реализации выявленных бюджетных рисков (при наличии возможности).
Не допускается включение в Заключение предположений и сведений, не подтвержденных документами.
6.5. При осуществлении внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности руководитель аудиторской группы формирует суждение субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности бюджетной отчетности.
Суждение субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности бюджетной отчетности отражает основанный на полученных аудиторских доказательствах вывод (мнение):
а) о соответствии порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности, включая соблюдение порядка формирования (актуализации) учетной политики, оформления и принятия к учету первичных учетных документов, хранения документов бюджетного учета;
б) о соответствии информации, содержащейся в подтверждаемой бюджетной отчетности (бюджетной отчетности, подтверждение достоверности которой является целью аудиторского мероприятия), качественным характеристикам информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая:
соответствие состава бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности;
составление бюджетной отчетности на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета;
соблюдение порядка проведения инвентаризации активов и обязательств;
соблюдение Министерством порядка составления и представления консолидированной бюджетной отчетности;
в) о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и порядок ведения бюджетного учета.
Субъект внутреннего финансового аудита обязан сформировать суждение о достоверности годовой бюджетной отчетности.
6.6. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита имеет право направить проект Заключения субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений Министерства, в целях информирования о предварительных результатах аудиторского мероприятия.
6.7. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита рассматривает проект Заключения, письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений Министерства, к проекту Заключения (при наличии), осуществляет контроль полноты отражения результатов проведения аудиторского мероприятия и при необходимости вносит корректировки в проект Заключения.
6.8. Субъект бюджетных процедур, являющийся руководителем структурного подразделения Министерства, направляет письменные возражения и предложения по проекту Заключения по результатам аудиторского мероприятия руководителю субъекта внутреннего финансового аудита не позднее 5 рабочих дней со дня вручения Заключения.
6.9. По окончанию проведения каждого аудиторского мероприятия руководитель субъекта внутреннего финансового аудита подписывает Заключение.
6.10. Дата подписания Заключения является датой окончания аудиторского мероприятия.
6.11. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита представляет Заключение Министру.
6.12. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита направляет Заключение тем субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений Министерства, в отношении деятельности которых (в части организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур) получена информация о выявленных (реализованных) бюджетных рисках, о нарушениях и (или) недостатках, а также разработаны предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента и (или) исходя из цели и задач аудиторского мероприятия.
6.13. Письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур, поступившие по результатам проведенного аудиторского мероприятия и после представления Заключения Министру, рассматриваются руководителем субъекта внутреннего финансового аудита и, при необходимости, учитываются должностными лицами (работниками) субъекта внутреннего финансового аудита, в том числе в целях ведения реестра бюджетных рисков.
6.14. Заключение аудиторского мероприятия составляется в одном экземпляре, субъектам бюджетных процедур предоставляется копия (или выписка из Заключения, подписанная руководителем субъекта внутреннего аудита).
При проведении аудиторского мероприятия по мотивированному обращению контрольного или правоохранительного органа для указанного органа составляется дополнительный экземпляр Заключения.
6.15. Министром по результатам рассмотрения Заключения принимается одно или несколько решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, с указанием срока их выполнения.
Указанные решения оформляются письменным поручением (проект поручения формируется субъектом внутреннего финансового аудита) и может содержать, в том числе следующие решения:
а) о реализации субъектами бюджетных процедур, в том числе являющимися руководителями структурных подразделений Министерства, выводов, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита (полностью или частично);
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций (полностью или частично);
в) об обеспечении надежного внутреннего финансового контроля, включая организацию внутреннего финансового контроля и применение контрольных действий, позволяющих минимизировать бюджетные риски и предупреждать (не допускать) нарушения и (или) недостатки;
г) об изменении (актуализации) правовых актов Министерства, в том числе в целях совершенствования организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур, а также способов и сроков совершения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
д) об установлении требований к доведению до должностных лиц (работников) Министерства информации, необходимой для правомерного совершения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
е) о необходимости уточнения прав доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий Министерства (осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур), а также уточнения регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
ж) о необходимости уточнения прав субъектов бюджетных процедур по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к регистрам бюджетного учета;
з) о совершенствовании информационного и управленческого взаимодействия между субъектами бюджетных процедур, а также структурными подразделениями Министерства при организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
и) об установлении (уточнении) в положениях о структурных подразделениях, в должностных регламентах (инструкциях) должностных лиц (работников) Министерства обязанностей и полномочий по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
к) о необходимости устранения конфликта интересов у субъектов бюджетных процедур;
л) о необходимости проведения субъектами бюджетных процедур мониторинга изменений положений законодательства Российской Федерации Челябинской области, регулирующих осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
м) о необходимости ведения эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений Министерства, включая повышение квалификации субъектов бюджетных процедур;
н) о разработке перечня (плана) мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры с установлением срока их выполнения, а также о выполнении указанных мероприятий;
о) о проведении служебных проверок и принятии решений по их результатам, включая применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам (работникам) Министерства;
п) о направлении информации и (или) документов в соответствующий орган государственного финансового контроля и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков коррупционного проявления, нарушений, в отношении которых отсутствует возможность их устранения и (или) применяется административная (уголовная) ответственность;
р) иные решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента и принятые по результатам рассмотрения выводов, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита.
6.16. В целях выполнения решений Министра, а также на основании информации о проведении и результатах аудиторского мероприятия руководитель субъекта бюджетных процедур обеспечивает разработку и выполнение плана мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, в том числе по устранению выявленных недостатков и нарушений, не позднее 5 рабочих дней со дня получения решения Министра.
План мероприятий содержит:
- описание бюджетных рисков и (или) допущенных недостатков (нарушений);
- предложения (рекомендации) по реализации мер по повышению качества финансового менеджмента;
- сроки исполнения мер по повышению качества финансового менеджмента.
В случае изменения Плана мероприятий руководитель субъекта бюджетных процедур обеспечивает направление субъекту внутреннего финансового аудита служебной записки, содержащей сведения о причинах произведенного изменения.
6.17. Информация о решениях, принятых в соответствии с пунктами 6.15-6.16 настоящего Порядка, а также о принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента обобщается должностными лицами (работниками) субъекта внутреннего финансового аудита в Сводный план мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры (Приложение 7), содержащий:
- описание бюджетных рисков и (или) допущенных недостатков (нарушений);
- наименование структурного подразделения Министерства (Фамилия и инициалы ответственного за выполнение мероприятия);
- наименование мероприятия (меры по повышению качества финансового менеджмента);
- реквизиты документа-основания для включения мер по повышению качества финансового менеджмента в Сводный план;
- сроки исполнения мер по повышению качества финансового менеджмента (плановый и фактический);
- реквизиты решения Министра о выполнении мероприятия и (или) реквизиты документа(ов), подтверждающего выполнение мероприятия (при наличии).
В целях формирования отчета по Сводному плану, содержащего данные Сводного плана и информацию о достигнутом (конечном, промежуточном) результате реализации мер по повышению качества финансового менеджмента, информация о достигнутом (конечном, промежуточном) результате реализации мер по повышению качества финансового менеджмента представляется структурными подразделениями Министерства субъекту внутреннего финансового аудита не позднее 10 рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом.
6.18. Мониторинг реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков (далее именуется - Мониторинг) проводится должностными лицами (работниками) субъекта внутреннего финансового аудита не реже одного раза в год. В рамках Мониторинга формируется информация о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
6.19. Целью проведения Мониторинга является подтверждение исполнения решений, принятых в соответствии с пунктами 6.15-6.16 настоящего Порядка, а также оценка их влияния на повышение качества финансового менеджмента и (или) на минимизацию (устранение) бюджетных рисков, в том числе выявление значимых остаточных бюджетных рисков.
6.20. Способы, сроки и периодичность проведения Мониторинга определяет руководитель субъекта внутреннего финансового аудита.
Должностные лица (работники) субъекта внутреннего финансового аудита проводят указанный мониторинг с использованием одного или нескольких из следующих способов:
а) запрос и анализ информации от субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений Министерства, о ходе и (или) результатах выполнения мер по повышению качества финансового менеджмента и минимизации (устранению) бюджетных рисков, в том числе о причинах невыполнения указанных мер;
б) анализ результатов мероприятий органов государственного финансового контроля в Министерстве, касающихся организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, в отношении которых принимались решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента;
в) повторное аудиторское мероприятие (мероприятия), объектами которого являются бюджетные процедуры и (или) составляющие эти процедуры операции (действия) по выполнению бюджетных процедур, в отношении которых принимались решения, предусмотренные с пунктами 6.15-6.16 настоящего Порядка;
г) проведение аудиторского мероприятия с целью анализа исполнения направленных на повышение качества финансового менеджмента решений, принятых в том числе по результатам проведения аудиторских мероприятий.
6.21. Мониторинг реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков проводится в следующем порядке:
использование одного или нескольких способов, определяемых субъектом внутреннего финансового аудита в соответствии с пунктом 6.20 настоящего Порядка, в том числе проведение аудиторских мероприятий по переоценке бюджетных рисков, запрос и анализ информации о ходе и (или) результатах выполнения Сводного плана;
актуализация данных о мерах по минимизации (устранению) бюджетных рисков в реестре бюджетных рисков Министерства;
актуализация оценки бюджетных рисков в реестре бюджетных рисков Министерства (отражение информации о минимизации (устранении) бюджетных рисков, в том числе о выявленных значимых остаточных бюджетных рисках).
6.22. В случае выявления в рамках анализа информации о ходе и (или) результатах выполнения Сводного плана неисполненных мер по повышению качества финансового менеджмента с истекшим сроком исполнения:
а) сроки исполнения мер по повышению качества финансового менеджмента, установленные в соответствии с пунктом 6.16 настоящего Порядка, могут быть изменены не более одного раза структурным подразделением Министерства на период, не превышающий 12 месяцев, при представлении обоснований необходимости переноса сроков исполнения с описанием причин неисполнения;
б) в случае выявления неисполненных мер по повышению качества финансового менеджмента, с учетом подпункта "а" настоящего пункта, структурными подразделениями Министерства субъекту внутреннего финансового аудита представляется служебная записка о ходе исполнения и причинах неисполнения мер по повышению качества финансового менеджмента в целях включения указанного доклада в годовую отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита для представления Министру;
в) в случае мотивированного отказа субъектов бюджетных процедур от исполнения мер по повышению качества финансового менеджмента, ранее определенных ими при формировании Плана мероприятий, по согласованию с субъектом внутреннего финансового аудита указанная мера исключается из Сводного плана с описанием причин исключения в годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита;
г) в случае нецелесообразности (невозможности) исполнения мер по повышению качества финансового менеджмента в связи с изменением положений законодательства Российской Федерации и Челябинской области (нормативных правовых актов), регулирующих организацию (обеспечение выполнения), выполнение операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, указанная мера исключается из Сводного плана с описанием причин исключения в годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.
6.23. В случае если при проведении Мониторинга выявлена необходимость проведения дополнительных мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, то руководитель субъекта внутреннего финансового аудита информирует об этом Министра.
6.24. Обобщенная информация о результатах Мониторинга отражается в годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.
7. Годовая отчетность о результатах деятельности субъекта финансового аудита за отчетный год
7.1. Годовая отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита за отчетный финансовый год формируется субъектом внутреннего финансового аудита и представляется Министру до 28 февраля года, следующего за отчетным.
7.2. Годовая отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита должна содержать информацию, характеризующую достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита, установленных в пункте 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в частности:
а) о выполнении плана проведения аудиторских мероприятий за отчетный год, а в случае невыполнения плана - информацию о причинах его невыполнения;
б) о количестве и темах проведенных внеплановых аудиторских мероприятий за отчетный год (при наличии);
в) о степени надежности осуществляемого в Министерстве внутреннего финансового контроля;
г) о достоверности (недостоверности) сформированной бюджетной отчетности Министерства;
д) о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий Министерства, в частности, о достижении Министерством целевых значений показателей качества финансового менеджмента;
е) о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита, направленной на решение задач внутреннего финансового аудита:
выводах, предложениях и рекомендациях субъекта внутреннего финансового аудита;
нарушениях и (или) недостатках, бюджетных рисках, а также о значимых остаточных бюджетных рисках, включая информацию об их причинах;
принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента Министерства и минимизации (устранению) бюджетных рисков;
примерах (лучших практиках) организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур и (или) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур в Министерстве (при наличии);
ж) о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков;
з) о событиях, оказавших существенное влияние на организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, а также на деятельность субъекта внутреннего финансового аудита;
и) о субъекте внутреннего финансового аудита, в том числе о его подчиненности, штатной и фактической численности, а также о принятых мерах по повышению квалификации должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита;
к) дату подписания годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита, должность, фамилию и инициалы, подпись руководителя субъекта внутреннего финансового аудита.
7.3. По решению Министра годовая отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита размещается на официальном сайте Министерства в сети "Интернет".
Приложение 1
к Порядку
организации и осуществления
внутреннего финансового аудита
в Министерстве экономического развития
Челябинской области
N п/п |
Бюджетная процедура |
Наименование операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры |
Выявленный бюджетный риск |
Причины бюджетного риска |
Возможные последствия реализации бюджетного риска |
Оценка критерия "вероятность" ("вероятность допущения ошибки") |
Оценка критерия "степень влияния" ("существенность ошибки") |
Значимость (уровень) бюджетного риска |
Владельцы бюджетного риска |
Необходимость /отсутствие необходимости принятия мер по минимизации (устранению) бюджетного риска |
Предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетного риска (*) |
Приоритетность принятия мер по минимизации (устранению) бюджетного риска |
Срок исполнения меры по минимизации (устранению) бюджетного риска |
Отметка об исполнении меры по минимизации (устранению) бюджетного риска |
Справочно: нормативный правовой и (или) правовой акт, определяющий порядок (сроки) выполнения бюджетной процедуры |
|||
Ф.И.О. |
Должность |
Структурное подразделение |
Меры, не связанные с контрольными действиями |
Меры по организации внутреннего финансового контроля (рекомендуемые контрольные действия) |
||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
к Порядку
организации и осуществления
внутреннего финансового аудита
в Министерстве экономического развития
Челябинской области
Утвержден
приказом Министерства
экономического развития
Челябинской области
от _________ N ___________
План
проведения аудиторских мероприятий Министерства экономического
развития Челябинской области на ____ год
N п/п |
Тема аудиторского мероприятия |
Дата (месяц) окончания аудиторского мероприятия |
1. |
|
|
Приложение 3
к Порядку организации и осуществления
внутреннего финансового аудита
в Министерстве экономического развития
Челябинской области
Герб
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
проспект имени В.И. Ленина, д. 57, Челябинск, 454091,
Российская Федерация Телефон: 8 (351) 263-77-54,
факс: 8 (351) 263-00-07.
E-mail: mineconom@gov74.ru, http://mineconom74.ru
ОКПО 00097324, ОГРН 1047424527040, ИНН/КПП 7453135506/745301001
ПРИКАЗ
от _________________________ N ___________________
О проведении аудиторского мероприятия
В соответствии с Планом проведения аудиторских мероприятий
Министерства экономического развития Челябинской области на ____ год,
утвержденным приказом Министерства экономического развития
Челябинской области от ___________ г. N _______________ (или в случае
проведения внепланового аудиторского мероприятия "В соответствии с
Порядком организации и осуществления внутреннего финансового аудита в
Министерстве экономического развития Челябинской области")
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Отделу внутреннего контроля провести аудиторское мероприятие
(внеплановое аудиторское мероприятие) "Тема аудиторского
мероприятия".
3. Начальнику отдела внутреннего контроля Ф.И.О. (руководителю
субъекта внутреннего финансового аудита) в срок до _______________ г.
утвердить программу аудиторского мероприятия.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр (Ф.И.О.)
Приложение 4
к Порядку организации и осуществления
внутреннего финансового аудита
в Министерстве экономического развития
Челябинской области
Утверждаю
Руководитель субъекта
внутреннего финансового аудита
_________________________ Ф.И.О.
"___" __________ 20___ г.
Программа аудиторского мероприятия
_____________________________________________________________________
(тема аудиторского мероприятия)
1. Основание проведения аудиторского мероприятия:
_____________________________________________________________________
(пункт Плана или дата и номер приказа о проведении внепланового
аудиторского мероприятия)
2. Сроки проведения аудиторского мероприятия:
_____________________________________________________________________
(даты начала и окончания аудиторского мероприятия)
3. Цель (цели) аудиторского мероприятия:
_____________________________________________________________________
4. Задачи аудиторского мероприятия:
_____________________________________________________________________
5. Методы внутреннего финансового аудита, которые будут применены при
проведении аудиторского мероприятия:
_____________________________________________________________________
6. Наименование (перечень) объекта(ов) внутреннего финансового
аудита:
_____________________________________________________________________
7. Перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения
аудиторского мероприятия:
_____________________________________________________________________
8. Сведения о руководителе и членах аудиторской группы:
_____________________________________________________________________
Руководитель аудиторской группы
___________________________ _____________ ___________________________
(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество)
Приложение 5
к Порядку организации и осуществления
внутреннего финансового аудита
в Министерстве экономического развития
Челябинской области
Аналитическая записка
о промежуточных и предварительных результатах
проведения аудиторского мероприятия
1. Тема аудиторского мероприятия:
_____________________________________________________________________
2. Описание выявленных нарушений и (или) недостатков, их причин
и условий:
_____________________________________________________________________
3. Описание выявленных бюджетных рисков, их причин и возможных
последствий реализации:
_____________________________________________________________________
4. Предварительные предложения и рекомендации о повышении
качества финансового менеджмента и (или) предлагаемые решения,
направленные на повышение качества финансового менеджмента:
_____________________________________________________________________
Руководитель субъекта
внутреннего финансового аудита
___________________________ _____________ ___________________________
(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество)
"____" _____________ 20__ г.
Приложение 6
к Порядку организации и осуществления
внутреннего финансового аудита
в Министерстве экономического развития
Челябинской области
Заключение
1. Тема аудиторского мероприятия.
2. Наименование (перечень) объекта(ов) финансового аудита.
3. Основания для проведения аудиторской проверки.
4. Фамилии, имена, отчества, наименования должностей членов аудиторской группы, проводивших проверку.
5. Сроки проведения аудиторского мероприятия.
6. Перечень вопросов, изученных в ходе проведения аудиторского мероприятия.
7. Описание выявленных нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления), а также их причин и условий.
8. Описание выявленных бюджетных рисков, в том числе не включенных ранее в реестр бюджетных рисков, причин и возможных последствий реализации этих бюджетных рисков, а также значимых бюджетных рисков, остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля.
9. Выводы о достижении цели (целей) осуществления внутреннего финансового аудита в соответствии с программой аудиторского мероприятия, включая один или несколько из следующих выводов:
о степени надежности внутреннего финансового контроля;
о достоверности бюджетной отчетности (суждение субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности бюджетной отчетности и (или) информация о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и соответствие порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности);
о качестве исполнения бюджетных полномочий Министерства, в том числе о достижении Министерством значений, включая целевые значения, показателей качества финансового менеджмента, определенных в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента.
10. Предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, в том числе предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля.
Руководитель субъекта
внутреннего финансового аудита _______________________________
"___" ____________ 20__ г.
Приложение 7
к Порядку организации и осуществления
внутреннего финансового аудита
в Министерстве экономического развития
Челябинской области
Сводный план
мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения),
выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по
выполнению бюджетной процедуры (далее - мероприятие)
Министерства экономического развития Челябинской области по состоянию
на _______ г.
N п/п |
Описание бюджетных рисков и (или) допущенных недостатков (нарушений) |
Наименование мероприятия (меры по повышению качества финансового менеджмента) |
Наименование структурного подразделения Министерства (ответственный за выполнение мероприятия |
Реквизиты Заключения или иного документа, по результатам которого приняты Министром решения, и (или) самого решения, являющиеся основанием для включения мероприятий в Сводный план |
Срок выполнения мероприятия |
Реквизиты решения Министра о выполнении мероприятия, а также реквизиты документа(ов), подтверждающего выполнение мероприятия (при наличии) |
|
плановый |
фактический |
||||||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель объекта внутреннего финансового аудита Ф.И.О.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства экономического развития Челябинской области от 10 ноября 2022 г. N 200 "Об утверждении Порядка организации и осуществления внутреннего финансового аудита"
Вступает в силу с 10 ноября 2022 г.
Текст приказа опубликован на официальном сайте Министерства экономического развития Челябинской области https://mineconom.gov74.ru 17 ноября 2022 г.