Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 мая 2022 г. N 31-ИКАД22-1-А4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Хаменкова В.Б., судей Горчаковой Е.В. и Зинченко И.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Васильевой Ларисы Михайловны, Медведева Вячеслава Владимировича, Пархейкина Михаила Николаевича на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 29 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 февраля 2022 года по административному делу N За-367/2021 по административному исковому заявлению уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума в Чувашской Республике Васильевой Л.М., Медведева В.В., Пархейкина М.Н., Романовой Т.И. (далее - уполномоченные представители) о признании незаконным постановления Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики (далее - Избирательная комиссия) от 22 ноября 2021 года N 207/1108-6 "О ходатайстве инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики" (далее - Постановление от 22 ноября 2021 года).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
5 ноября 2021 года инициативная группа из числа жителей Чувашской Республики в количестве 25 человек провела собрание по вопросу о выдвижении инициативы по проведению референдума Чувашской Республики (далее - инициативная группа), создании инициативной группы, об утверждении формулировки вопроса референдума, о назначении уполномоченных представителей инициативной группы и уполномоченных представителей по финансовым вопросам, по результатам которого утверждён вопрос "Согласны ли Вы с тем, что на территории Чувашской Республики необходимо ввести запрет на обязательное использование гражданами куар-кодов при осуществлении ими своих прав и свобод человека и гражданина", Васильеву Л.М., Медведева В.В., Никифирова Ю.Г., Пархейкина М.Н., Романову Т.И. назначили уполномоченными представителями, поручили им подать ходатайство о регистрации инициативной группы.
8 ноября 2021 года посредством услуг почтовой связи в Избирательную комиссию поступило ходатайство о регистрации инициативной группы, подписанное её членами в количестве 25 граждан, протокол собрания инициативной группы от 5 ноября 2021 года, список участников собрания от 5 ноября 2021 года с указанием адреса места жительства каждого в Чувашской Республике.
17 ноября 2021 года из Министерства внутренних дел по Чувашской Республике на запрос Избирательной комиссии поступили результаты проверки по учётам управления по вопросам миграции граждан, включённых в список инициативной группы в виде списка, подтверждающего, что все члены инициативной группы проживают на территории республики, адрес места жительства в отношении каждого является правильным, в примечании эти адреса продублированы с указанием перед числовым обозначением дома и квартиры букв "д" и "кв." соответственно.
Постановлением Избирательной комиссии от 18 ноября 2021 года N 206/1102-6 после проверки представленных документов и установления их соответствия требованиям федерального и регионального законодательства в Государственный Совет Чувашской Республики направлено ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики с приложенными к нему документами.
Это решение отменено постановлением от 22 ноября 2021 года (пункт 1), отказано в регистрации инициативной группы по мотиву несоответствия ходатайства и документов требованиям законодательства о выборах, выразившегося в использовании при указании адреса места жительства членов инициативной группы при обозначении дома и квартиры только чисел (например, ул. Гузовского, 6-56), а также в отсутствии в ходатайстве вопроса, который может быть предметом обсуждения на референдуме, так как предложенная формулировка в виде вопросительного предложения, содержащего не имеющий законодательное определение термин "куар-коды", таковым не является (пункт 2).
Уполномоченные представители, считая такое решение Избирательной комиссии неправомерным, обратились с административным иском о признании его незаконным, просили обязать направить в законодательный орган республики постановление от 18 ноября 2021 года N 206/1102-6.
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 29 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 февраля 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В поступившей в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Васильевой Л.М., Медведева В.В., Пархейкина М.Н. ставится вопрос об отмене судебных актов, как принятых с существенным нарушением норм материального права, о принятии нового решения об удовлетворении требований.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия считает, что судами допущено такого рода нарушение норм материального права.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в референдуме определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), согласно которому право на участие в референдуме включает в себя не только право голосовать по вопросам референдума, но и право участвовать в других действиях по подготовке и проведению референдума, являющегося формой прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме; референдум субъекта Российской Федерации - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории субъекта Российской Федерации (пункты 51, 53 и 56 статьи 2).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного иска, исходил из того, что оспариваемое постановление принято Избирательной комиссией при наличии необходимого кворума, с соблюдением порядка, что отказ в регистрации инициативной группы является законным, так как в отношении 22 её членов ходатайство содержит неполные данные об адресе места жительства: не указаны обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом N 67-ФЗ, имеются недопустимые сокращения, препятствующие их однозначному восприятию.
Придя к заключению о превышении административным ответчиком полномочий по оценке предложенного для референдума вопроса, суд посчитал, что это не может повлечь отмену по существу правильного Постановления от 22 ноября 2021 года, не высказав позиции относительно довода об отсутствии у Избирательной комиссии права отменить ранее принятое решение по вопросу регистрации инициативной группы.
Проверяя законность судебного решения, суд апелляционной инстанции признал его правильным, нарушений норм материального права не усмотрел, указал, что Федеральный закон N 67-ФЗ не содержит запрета для отмены избирательной комиссией принятого ею решения.
Считая верным вывод суда первой инстанции о несоответствии представленных инициативной группой документов требованиям законодательства о выборах ввиду неправильного указания адреса места жительства членов инициативной группы, апелляционная инстанция сослалась также на положения пункта 12 статьи 37 названного выше закона о правилах заверения подписного листа.
Между тем судами не учтено следующее.
Федеральным законом N 67-ФЗ установлено, что в суд могут быть обжалованы инициативной группой по проведению референдума и её уполномоченными представителями, а также комиссией решения комиссий, нарушающие право граждан на участие в референдуме; такие решения могут быть отменены судом в случаях, предусмотренных этим законом, иными законами (пункты 1, 5 и 10 статьи 75).
Вопросы о гарантиях прав граждан Российской Федерации на назначение референдума урегулированы главой II поименованного закона, гарантии реализации инициативы проведения референдума - главой V, статья 36 которой определяет порядок реализации такой инициативы, а также полномочия избирательной комиссии, которая со дня обращения инициативной группы с ходатайством о регистрации действует в качестве комиссии референдума.
В силу предписаний пункта 5 статьи 36 Федерального закона N 67-ФЗ Избирательная комиссия в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы обязана рассмотреть ходатайство вместе с приложенными к нему документами и принять одно из двух решений: о направлении ходатайства и документов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо об отказе в регистрации инициативной группы в случае установления их несоответствия требованиям названного закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации.
Судами установлено, что административный ответчик реализовал своё право на принятие решения, направил ходатайство о регистрации инициативной группы с приложенными документами в законодательный орган, который в соответствии с пунктом 6 указанной статьи обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, требованиям статьи 12 Федерального закона N 67-ФЗ.
Иных полномочий на этой стадии ни федеральный, ни региональный законодатель комиссии референдума не предоставляет.
Компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации при подготовке и проведении референдумов субъектов Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом N 67-ФЗ, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации (пункт 8 статьи 20 упомянутого федерального закона).
Ни названный федеральный закон, ни законы Чувашской Республики, включая Закон от 29 декабря 2003 года N 46 "О референдуме Чувашской Республики", не предусматривают право избирательной комиссии референдума отменить собственное решение, принятое в соответствии с пунктом 5 статьи 36 Федерального закона N 67-ФЗ.
Напротив, федеральный законодатель указал, что решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом (пункт 11 этой же статьи).
Такое правовое регулирование во взаимосвязи с нормами о предоставлении избирательной комиссии права обратиться в суд с требованием об отмене принятого ею решения (статья 76 Федерального закона N 67-ФЗ) безусловно свидетельствует о запрете избирательной комиссии, вопреки утверждению суда апелляционной инстанции, отменять собственное решение.
Приведённые законоположения судами не были применены, ввиду чего сделан ошибочный вывод о законности Постановления от 22 ноября 2021 года.
При таком положении заключение судов о правильности суждения Избирательной комиссии о несоответствии представленных документов инициативной группы требованиям закона из-за неуказания в адресе места жительства членов инициативной группы, какое из двух чисел после наименования улицы населённого пункта обозначает номер дома и номер квартиры, правового значения не имеет.
На этой стадии подписи участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума не собираются и на спорные отношения требования статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, на которую сделана ссылка в апелляционном определении, не распространяются.
По смыслу пунктов 1-4 статьи 36 Федерального закона N 67-ФЗ Избирательная комиссии в первую очередь обязана проверить, действительно ли инициатива проведения референдума Чувашской Республики проявлена гражданами, проживающими на её территории, в количестве не менее 20 человек, все ли сведения, установленные пунктом 3 статьи 36 Федерального закона N 67-ФЗ, указаны в ходатайстве инициативной группы.
Данное обстоятельство - одно из условий принятия решения о направлении ходатайства и документов в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как следует из ходатайства инициативной группы, оно содержит вопрос референдума, в отношении каждого из 25 её членов указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, сведения о серии и номере, дате выдачи паспорта, код выдавшего его органа, адрес места жительства, состоящий из наименования республики, населённого пункта, улицы, номера дома и квартиры, обозначенных в отношении 22 граждан в виде двух чисел через дефис (например, ул. Анисимова, 2-42).
Доказательства о несоответствии этих данных действительности или о их неполноте в материалах дела отсутствуют.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты нельзя признать законными, при их вынесении судами допущены существенные нарушения норм материального права, следовательно, они подлежат отмене с вынесением нового решения об удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 327, 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Чувашской Республики от 29 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 февраля 2022 года отменить и принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума в Чувашской Республике Васильевой Ларисы Михайловны, Медведева Вячеслава Владимировича, Пархейкина Михаила Николаевича, Романовой Тамары Ивановны удовлетворить.
Признать постановление Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 22 ноября 2021 года N 207/1108-6 "О ходатайстве инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики" незаконным.
Председательствующий судья |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 мая 2022 г. N 31-ИКАД22-1-А4
Текст определения опубликован не был