В соответствии с пунктом 33 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 3273-р "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников, включая национальную систему учительского роста"
Приказываю:
1. Утвердить Положение о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций Сахалинской области согласно приложению.
2. Опубликовать настоящий приказ на "Официальном интернет-портале правовой информации" и разместить на официальном сайте министерства образования Сахалинской области.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра образования Сахалинской области.
Министр |
А.Н. Киктева |
Утверждено
приказом министерства образования
Сахалинской области
от 16.11.2022 N 3.12-55
Положение о системе наставничества педагогических работников в образовательных организациях Сахалинской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе наставничества педагогических работников в образовательных организациях Сахалинской области определяет цели и задачи, принципы формирования, структуру и субъекты, формы наставничества в целях обеспечения реализации мероприятий национального проекта "Образование" в части создания условий для развития кадрового потенциала и профессионального роста педагогических работников системы образования Сахалинской области.
1.2. Настоящее Положение о системе наставничества педагогических работников в образовательных организациях Сахалинской области разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 3273-р "Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста";
- методическими рекомендациями по разработке и внедрению системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях, разработанными Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Профессиональным союзом работников народного образования и науки Российской Федерации от 21.12.2021 N АЗ-1128/08 и N 657.
1.3. Методологической основой системы наставничества является понимание наставничества как:
социального института, обеспечивающего передачу социально значимого профессионального и личностного опыта, системы смыслов и ценностей новым поколениям педагогических работников;
элемента системы дополнительного профессионального образования (подсистемы последипломного профессионального образования), которая обеспечивает непрерывное профессиональное образование педагогов в различных формах повышения их квалификации;
составной части методической работы образовательной организации по совершенствованию педагогического мастерства работников, включающую работу с молодыми специалистами, деятельность по адаптации педагогических кадров в новой организации, работу с педагогическими кадрами при вхождении в новую должность, организацию работы с кадрами по итогам аттестации, обучение при введении новых технологий и инноваций, обмен опытом между членами педагогического коллектива.
1.4. В Положении используются следующие понятия и термины:
Наставничество - форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Форма наставничества - способ реализации системы наставничества через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Персонализированная программа наставничества - краткосрочная персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон.
Наставник - участник персонализированной программы наставничества, имеющий измеримые позитивные результаты профессиональной деятельности, готовый и способный организовать индивидуальную траекторию профессионального развития наставляемого на основе его профессиональных затруднений, также обладающий опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Наставляемый - участник персонализированной программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения (молодой педагог, только пришедший в профессию; опытный педагог, испытывающий потребность в освоении новой технологии или приобретении новых навыков; новый педагог в коллективе; педагог, имеющий непедагогическое профильное образование).
Куратор - сотрудник образовательной организации, учреждения из числа ее социальных партнеров (другие образовательные учреждения - школы, вузы, колледжи; учреждения культуры и спорта, дополнительного профессионального образования, предприятия и др.), который отвечает за реализацию персонализированных(ой) программ(ы) наставничества.
1.5. Система наставничества ориентирована на реализацию федерального проекта "Современная школа" в системе общего образования, в системе дополнительного образования - на реализацию федерального проекта "Успех каждого ребенка", в системе среднего профессионального образования - на реализацию федерального проекта "Молодые профессионалы", что выражается в различных направлениях деятельности, результатах и показателях.
1.6. Система наставничества подразумевает необходимую совместную деятельность наставляемого и наставника по планированию, реализации, оцениванию и коррекции персональной программы наставничества.
2. Цели, задачи и принципы системы наставничества педагогических работников
2.1. Цель системы наставничества педагогических работников - создание системы правовых, организационно-педагогических, учебно-методических, управленческих, финансовых условий и механизмов развития наставничества в образовательных организациях региона для обеспечения непрерывного профессионального роста и профессионального самоопределения педагогических работников, самореализации и закрепления в профессии, включая молодых/начинающих педагогов.
2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников:
- содействовать повышению правового и социально-профессионального статуса наставников, соблюдению гарантий профессиональных прав и свобод наставляемых;
- оказывать помощь в освоении цифровой информационно-коммуникационной среды и методическую поддержку педагогическим работникам образовательных организаций;
- содействовать созданию в образовательных организациях психологически комфортной образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию личностного, профессионального, творческого потенциала педагогов путем проектирования их индивидуальной профессиональной траектории;
- содействовать развитию горизонтальных связей в сфере наставничества на региональном, школьном и внешкольном уровнях;
- способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в условиях цифровой образовательной среды путем внедрения в образовательный процесс разнообразных, в том числе реверсивных, сетевых и дистанционных форм наставничества;
- содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических кадров, в том числе молодых/начинающих педагогов;
- обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков педагога, в отношении которого осуществляется наставничество.
2.3. Основными принципами системы наставничества педагогических работников являются:
принцип научности: предполагает применение научно-обоснованных методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников;
принцип системности и стратегической целостности: предполагает разработку и реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов системы образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации;
принцип легитимности: подразумевает соответствие деятельности по реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации, региональной нормативно-правовой базе;
принцип обеспечения суверенных прав личности: предполагает приоритет интересов личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального и социального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника;
принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в определении и совместной деятельности наставника и наставляемого;
принцип аксиологичности: подразумевает формирование у наставляемого и наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;
принцип личной ответственности: предполагает ответственное поведение всех субъектов наставнической деятельности (куратора, наставника, наставляемого) к внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий и механизмов наставничества;
принцип индивидуализации и персонализации наставничества: направлен на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной траектории развития;
принцип равенства: признает, что наставничество реализуется людьми, имеющими равный социальный статус с соответствующей системой прав, обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе наставничества.
3. Условия и ресурсы для внедрения и реализации системы наставничества педагогических работников
3.1. Кадровые условия и ресурсы предполагают наличие в образовательной организации:
- руководителя, разделяющего ценности отечественной системы образования, приоритетные направления ее развития;
- куратора по внедрению системы наставничества и реализации персонализированных программ наставничества (далее - куратор);
- наставников - педагогов, которые имеют подтвержденные результаты педагогической деятельности, демонстрируют образцы лучших практик преподавания, профессионального взаимодействия с коллегами;
- педагога-психолога, в фокусе которого находятся организация и психологическое сопровождение их взаимодействия.
3.3. Организационно-методические и организационно-педагогические условия и ресурсы системы наставничества в образовательной организации включают:
- подготовку локальных нормативных актов, программ, сопровождающих процесс наставничества педагогических работников;
- разработку персонализированных программ наставнической деятельности;
- оказание консультационной и методической помощи наставникам и наставляемым в разработке перечня мероприятий дорожной карты по реализации персонализированных программ наставничества;
- изучение, обобщение и распространение положительного опыта работы наставников, обмен инновационным опытом в сфере наставничества педагогических работников;
- координирование вертикальных и горизонтальных связей в управлении наставнической деятельностью;
- учебно-методическую, научно-методическую, информационно-аналитическую деятельность центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, стажировочных площадок, сетевых сообществ, педагогических ассоциаций, направленную на поддержку наставничества педагогических работников в образовательных организациях;
- осуществление мониторинга результатов наставнической деятельности.
4. Структурные компоненты системы наставничества педагогических работников образовательных организаций
4.1. Система наставничества представляет собой совокупность структурных компонентов, обеспечивающих её внедрение в образовательных организациях Сахалинской области.
4.2. В структуру системы наставничества входят:
4.2.1. Министерство образования Сахалинской области:
- осуществляет координацию внедрения и реализации системы наставничества в регионе;
- внедряет систему наставничества в государственных образовательных организациях;
- обеспечивает развитие материально-технической базы, инфраструктуры и кадрового потенциала для внедрения системы наставничества.
4.2.2. Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Сахалинской области" имени Заслуженного учителя Российской Федерации В.Д. Гуревича (далее - ГАОУ ДПО ИРОСО имени Заслуженного учителя РФ В.Д. Гуревича):
- осуществляет организационную, методическую, экспертно-консультационную и информационную поддержку участников внедрения и реализации системы наставничества;
- реализует мероприятия по дополнительному профессиональному образованию наставников и кураторов в различных формах, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий;
- содействует распространению и внедрению лучших наставнических практик для педагогов и молодых специалистов;
- сопровождает деятельность образовательных организаций по реализации системы наставничества;
- обеспечивает вовлечение профессиональных сообществ в систему наставничества.
4.2.3. Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ГАОУ ДПО ИРОСО имени Заслуженного учителя РФ В.Д. Гуревича:
- формирует систему методического сопровождения освоения программ дополнительного профессионального образования с использованием индивидуальных образовательных маршрутов (далее - ИОМ) на основе выявленных дефицитов профессиональных компетенций, в том числе с применением сетевых форм реализации программ;
- создает условия для обеспечения возможности каждому педагогу выбирать способы и формы повышения квалификации и развития профессионального мастерства, добровольно участвовать в различных формах наставничества;
- проводит мониторинг внедрения и реализации системы наставничества;
- формирует банк лучших практик наставничества педагогических работников;
- консультирует образовательные организации по вопросам внедрения системы наставничества.
4.2.4. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования:
- организуют внедрение системы наставничества в муниципальных образовательных организациях;
- организуют персонализированный учет педагогов, участвующих в программах наставничества;
- формируют базу данных программ наставничества и лучших практик наставничества.
4.2.5. Муниципальные методические службы:
- оказывают методическую помощь образовательным организациям при разработке локальных актов и иных документов образовательных организаций в системе наставничества;
- оказывают методическую помощь образовательным организациям в разработке персонализированных программ наставничества педагогических работников;
- принимают участие в подготовке участников персонализированных программ наставничества к конкурсам профессионального мастерства, форумам, научно-практическим конференциям, фестивалям и т.д.;
- участвуют в мониторинговых и оценочных процедурах хода реализации персонализированных программ наставничества.
4.2.6. Образовательные организации:
- осуществляют организационное, учебно-методическое, материально-техническое обеспечение системы наставничества;
- издают локальные акты о внедрении и реализации системы наставничества;
- разрабатывают и реализуют персонализированные программы наставничества;
- ведут персонифицированный учет педагогов, участвующих в программах наставничества;
- проводят внутренний мониторинг реализации и эффективности персонализированных программ наставничества;
- обеспечивают условия для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации системы наставничества;
- руководитель образовательной организации осуществляет руководство и контроль за организацией и реализацией системы наставничества;
- назначают куратора по вопросам наставничества.
5. Ожидаемые результаты внедрения и реализации системы наставничества
5.1. Внедрение и реализация системы наставничества будет способствовать формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в части поддержки педагогов "на местах".
5.2. В результате внедрения и реализации системы наставничества будет создана эффективная среда наставничества, включающая:
- непрерывный профессиональный рост, личностное развитие и самореализацию педагогических работников;
- рост числа закрепившихся в профессии молодых/начинающих педагогов;
- развитие профессиональных перспектив педагогов старшего возраста в условиях цифровизации образования;
- методическое сопровождение системы наставничества образовательной организации;
- цифровую информационно-коммуникативную среду наставничества;
- обмен инновационным опытом в сфере практик наставничества педагогических работников.
5.3. Результатом успешной реализации персонализированной программы наставничества может быть признано:
- улучшение образовательных результатов и у наставляемого, и у наставника;
- повышение уровня мотивированности и осознанности наставляемых в вопросах саморазвития и профессионального самообразования;
- степень включенности наставляемого в инновационную деятельность образовательной организации;
- увеличение числа педагогов, планирующих стать наставниками и наставляемыми в ближайшем будущем, а также участие в конкурсах профессионального мастерства;
- актуализация кадрового резерва управленческих кадров;
- успешное прохождение аттестации педагогических работников и др.
5.4. При внедрении и реализации системы наставничества в образовательных организациях возможны следующие риски:
- несформированность в педагогической среде восприятия наставничества как механизма профессионального роста педагогов;
- увеличение нагрузки на наставников и наставляемых;
- низкая мотивация наставников, недостаточно высокое качество наставнической деятельности и формализм в выполнении функций наставника;
- низкая мотивация наставляемых ввиду обновления требований, сопутствующих цифровой трансформации сферы образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования Сахалинской области от 16 ноября 2022 г. N 3.12-55 "Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций Сахалинской области"
Вступает в силу с 16 ноября 2022 г.
Текст приказа опубликован на официальном сайте министерства образования Сахалинской области (https://obrazovanie.sakhalin.gov.ru/) 16 ноября 2022 г.; на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 18 ноября 2022 г. N 6501202211180001