В соответствии с частью 1.1 статьи 6.1 и статьей 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 2 части 1 и пунктом 2 части 5 статьи 5 Закона Мурманской области от 06.11.2018 N 2304-01-ЗМО "О градостроительной деятельности на территории Мурманской области", пунктом 2.3 Положения о Министерстве градостроительства и благоустройства Мурманской области, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 22.11.2019 N 524-ПП, пунктом 2.2.3 Положения о Министерстве государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 27.12.2021 N 995-ПП, Правительство Мурманской области постановляет:
утвердить прилагаемый Порядок осуществления контроля за соблюдением органами местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области законодательства о градостроительной деятельности.
Губернатор Мурманской области |
А. Чибис |
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Мурманской области
от 18.11.2022 N 903-ПП
Порядок
осуществления контроля за соблюдением органами местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области законодательства о градостроительной деятельности
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с частью 1.1 статьи 6.1 и статьей 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 2 части 1 и пунктом 2 части 5 статьи 5 Закона Мурманской области от 06.11.2018 N 2304-01-ЗМО "О градостроительной деятельности на территории Мурманской области", пунктом 2.3 Положения о Министерстве градостроительства и благоустройства Мурманской области, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 22.11.2019 N 524-ПП, пунктом 2.2.3 Положения о Министерстве государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 27.12.2021 N 995-ПП.
2. Настоящий Порядок определяет организацию и осуществление уполномоченными исполнительными органами Мурманской области контроля за соблюдением органами местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области (далее - органы местного самоуправления, подконтрольные органы) законодательства о градостроительной деятельности на территории Мурманской области (далее - контроль).
3. Целью контроля является предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности Российской Федерации.
4. Объектом контроля является действие (бездействие) органов местного самоуправления, подведомственных им организаций при исполнении полномочий в области градостроительной деятельности, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, установленные градостроительным законодательством Российской Федерации.
5. Предметом контроля за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности является соблюдение органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, в том числе:
1) соответствие муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности;
2) соблюдение установленных федеральными законами сроков приведения муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;
3) соблюдение процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков;
4) соблюдение обязательных требований, установленных законодательством о градостроительной деятельности, при исполнении полномочий по выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, направлении уведомлений о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов установленным параметрам и допустимости размещения объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельном участке, уведомлений о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельном участке, уведомлений о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов требованиям законодательства о градостроительной деятельности, уведомлений о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
6. Уполномоченными исполнительными органами Мурманской области по осуществлению в пределах своей компетенции контроля (далее - контрольные органы) являются:
1) Министерство градостроительства и благоустройства Мурманской области при исполнении органами местного самоуправления полномочий в области градостроительной деятельности, за исключением полномочий, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
2) Министерство государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области при исполнении органами местного самоуправления полномочий по выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, направлении уведомлений о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов установленным параметрам и допустимости размещения объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельном участке, уведомлений о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельном участке, уведомлений о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов требованиям законодательства о градостроительной деятельности, уведомлений о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
7. Должностными лицами контрольного органа, уполномоченными на принятие решений о проведении проверок, являются министр (заместитель министра) градостроительства и благоустройства Мурманской области и министр (заместитель министра) государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области.
8. Лицами, уполномоченными на осуществление контроля (далее - уполномоченные должностные лица контрольного органа), являются:
1) от Министерства градостроительства и благоустройства Мурманской области: министр (заместитель министра), начальник управления градостроительства, заведующий сектором подготовки градостроительной документации и комплексного развития территорий, консультант сектора подготовки градостроительной документации и комплексного развития территорий, главный специалист сектора подготовки градостроительной документации и комплексного развития территорий;
2) от Министерства государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области: заместитель начальника управления государственного строительного надзора, консультант управления государственного строительного надзора, главный специалист управления государственного строительного надзора, лица, их замещающие.
9. При проведении мероприятий по контролю уполномоченные должностные лица контрольного органа руководствуются законодательством Российской Федерации, законами, нормативными правовыми актами Мурманской области, настоящим Порядком, нормативными правовыми актами контрольного органа.
10. Контроль осуществляется путем проведения плановых (документарных, выездных) и внеплановых (документарных, выездных) проверок, а также путем проведения на постоянной основе мероприятий по контролю за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности без взаимодействия с подконтрольными органами.
11. К проведению мероприятий по контролю за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности могут привлекаться специалисты, обладающие специальными знаниями и навыками, экспертные организации и эксперты.
12. Контрольный орган определяет регламент (инструкцию, руководство) проведения контроля.
13. Контрольный орган утверждает типовые формы документов, используемых при осуществлении контроля.
Глава II. Права и обязанности уполномоченных должностных лиц контрольных органов и подконтрольных органов при осуществлении контроля
14. Уполномоченные должностные лица контрольного органа при осуществлении контроля имеют право:
1) проводить проверки деятельности органов местного самоуправления, а также подведомственных им организаций;
2) требовать от руководителей и других должностных лиц органов местного самоуправления предоставления необходимых документов, материалов и сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
3) получать от руководителей и других должностных лиц органов местного самоуправления объяснения по факту нарушения законодательства о градостроительной деятельности.
15. Уполномоченные должностные лица контрольного органа в случае выявления фактов нарушения органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности обязаны:
1) направлять в соответствующие органы местного самоуправления обязательные предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности и устанавливать сроки устранения таких нарушений;
2) направлять в органы прокуратуры информацию о фактах нарушения законов для принятия мер прокурором;
3) принимать меры, необходимые для привлечения руководителей и других должностных лиц органов местного самоуправления к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
16. При проведении контроля должностные лица органа местного самоуправления, в отношении которого проводятся мероприятия по контролю за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, обязаны:
1) предоставлять по запросу контрольного органа необходимые для осуществления контроля документы и материалы;
2) направлять в контрольный орган копии документов территориального планирования, правил землепользования и застройки на бумажном или электронном носителе в двухнедельный срок после их утверждения в установленном порядке;
3) оказывать содействие должностным лицам контрольного органа в их работе.
17. Органы местного самоуправления и должностные лица органа местного самоуправления вправе не предоставлять информацию, если эта информация ранее была предоставлена либо официально опубликована в средствах массовой информации или размещена на официальном сайте органа местного самоуправления в сети Интернет, при этом должностные лица подконтрольного органа сообщают источник официального опубликования или размещения соответствующей информации.
18. Органы местного самоуправления и должностные лица органа местного самоуправления за непредставление или несвоевременное представление контрольному органу (должностному лицу контрольного органа) сведений (информации), представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации и необходимо для осуществления контрольным органом контроля, представление в контрольный орган (должностному лицу контрольного органа) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, невыполнение в установленный срок предписания об устранении выявленных нарушений несут ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Глава III. Организация и проведение контроля
19. Плановые проверки осуществляются контрольными органами на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного и согласованного с прокуратурой Мурманской области (далее - план проверок).
20. Проекты планов проверок разрабатываются контрольными органами с учетом оценки результатов проведенных за последние два года внеплановых проверок и анализа исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
21. Плановая проверка в отношении одного и того же органа местного самоуправления проводится не чаще одного раза в два года.
22. Срок проведения плановой проверки не может превышать двадцати рабочих дней.
23. В случае невозможности проведения плановой проверки в связи с ликвидацией или реорганизацией органа местного самоуправления, а также в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы контрольными органами в течение трех рабочих дней со дня возникновения указанных обстоятельств направляется в прокуратуру Мурманской области информация о необходимости внесения изменений в план проверок.
Указанная информация направляется на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью министра (заместителя министра).
24. Внеплановые проверки проводятся на основании:
1) обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан;
2) выявленных в ходе контроля без взаимодействия фактах нарушения требований законодательства о градостроительной деятельности, готовящегося нарушения требований законодательства о градостроительной деятельности или признаках такого нарушения;
3) поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;
4) требований Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора Мурманской области в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
5) в целях контроля исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности.
25. Внеплановые проверки могут проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев, указанных в подпунктах 3, 4, 5 пункта 24 настоящего Порядка.
26. Срок проведения внеплановой проверки не может превышать двадцати рабочих дней.
27. Плановые и внеплановые проверки проводятся на основании распорядительного документа (решения, приказа, распоряжения) контрольного органа.
28. Контрольный орган уведомляет подконтрольный орган о проведении плановой или внеплановой проверки путем направления копии распорядительного документа контрольного органа о проведении проверки с приложением перечня документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки, в адрес подконтрольного органа посредством Системы электронного документооборота Правительства Мурманской области (далее - СЭДО) не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до начала проведения проверки.
29. По результатам проверки в день окончания проверки составляется акт проверки в двух экземплярах по форме, утвержденной контрольным органом.
30. В случае если результаты проверки содержат сведения, составляющие государственную тайну, они оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны.
31. Акт проверки подписывается уполномоченным должностным лицом контрольного органа, проводившим проверку.
32. В случае выявления нарушений контрольные органы в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать подконтрольному органу обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности (далее - предписание) с указанием сроков их устранения.
33. В предписании должны содержаться сведения о выявленных нарушениях законодательства о градостроительной деятельности (описание нарушений, указание структурной единицы нормативного правового акта, требования которой нарушены), а также определяться конкретные действия в целях устранения выявленных нарушений и срок их исполнения.
34. Срок исполнения предписания устанавливается с учетом необходимости соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных законодательством Российской Федерации.
35. Предписание оформляется в двух экземплярах в день окончания проверки и подписывается уполномоченным должностным лицом контрольного органа, проводившим проверку. Предписание является приложением к акту проверки.
36. Акт проверки, выданное на его основании предписание, а также приложенные к акту проверки составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы (материалы) вручаются уполномоченному представителю подконтрольного органа лично под роспись. В случае неявки уполномоченного представителя подконтрольного органа или его отказа в получении акта проверки и предписания результаты проверки направляются в адрес подконтрольного органа посредством СЭДО не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проведения проверки.
37. Результаты требующей согласования с прокуратурой Мурманской области внеплановой проверки направляются в прокуратуру Мурманской области непосредственно после их оформления.
38. Подконтрольный орган, в адрес которого направлено предписание, обязан исполнить его в установленные сроки и направить в контрольный орган информацию об устранении выявленных нарушений и исполнении предписания.
39. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения подконтрольным органом предписания информация об этом направляется в прокуратуру Мурманской области для принятия мер прокурорского реагирования.
40. Информация о проверках подконтрольных органов, об их результатах и о принятых мерах по устранению выявленных нарушений подлежит внесению уполномоченными должностными лицами контрольного органа в Федеральную государственную систему "Единый реестр проверок" в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра проверок, установленными Правительством Российской Федерации.
41. К мероприятиям по контролю за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности без взаимодействия с подконтрольным органом относятся:
1) анализ изменений федерального законодательства на предмет появления новых положений законодательства, регулирующих градостроительную деятельность;
2) мониторинг официальных сайтов подконтрольных органов в сети Интернет на предмет соблюдения подконтрольными органами требований законодательства о градостроительной деятельности по размещению на них нормативных правовых актов и иной информации;
3) мониторинг данных федеральной государственной информационной системы территориального планирования на предмет соблюдения подконтрольными органами требований законодательства о градостроительной деятельности по размещению в данной системе нормативных правовых актов, мониторинг иных федеральных государственных информационных систем, в которые вносятся сведения, касающиеся предмета проверки;
4) мониторинг документов и (или) информации, направленных в контрольный орган в соответствии с требованиями части 15 статьи 51, пункта 1 части 12 статьи 51.1, части 13 статьи 55, части 11 статьи 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
5) мониторинг региональной государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории Мурманской области.
42. Если в ходе контроля без взаимодействия выявлены факты нарушения требований законодательства о градостроительной деятельности, готовящегося нарушения требований законодательства о градостроительной деятельности или признаки такого нарушения, контрольный орган направляет запрос о предоставлении информации по существу выявленного факта нарушения, готовящемся нарушении или признаках такого нарушения в адрес органа местного самоуправления, в отношении которого выявлены такие факты, с указанием срока представления информации.
Срок предоставления информации подконтрольным органом не может быть менее 10 рабочих дней и более 20 рабочих дней.
43. По результатам рассмотрения представленной органами местного самоуправления информации по существу фактов нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, готовящихся нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности или признаках таких нарушений контрольный орган организует проведение внеплановой проверки по основаниям, указанным в подпункте 2 пункта 24 настоящего Порядка.
44. В случае выявления фактов нарушения законодательства Российской Федерации, иных нормативных актов, контроль за соблюдением которых не входит в полномочия контрольного органа, материалы, свидетельствующие об указанных нарушениях, направляются в орган государственной власти, осуществляющий контроль (надзор) в соответствующей сфере деятельности, либо в органы прокуратуры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Уполномоченными исполнительными органами Мурманской области по осуществлению в пределах своей компетенции контроля являются Министерство градостроительства и благоустройства Мурманской области, а также Министерство государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области.
Контролироваться будет соблюдение законодательства при подготовке и утверждении документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков; при исполнении полномочий по выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства и др.
Постановление Правительства Мурманской области от 18 ноября 2022 г. N 903-ПП "Об утверждении Порядка осуществления контроля за соблюдением органами местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области законодательства о градостроительной деятельности"
Вступает в силу с 18 ноября 2022 г.
Опубликование:
электронный бюллетень Правительства Мурманской области (www.npa.gov-murman.ru) 18 ноября 2022 г.
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 21 ноября 2022 г. N 5100202211210007