Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению администрации
ГО с ВД "город Махачкала"
от 16 ноября 2022 г. N 596
Основные направления
налоговой политики городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Основные направления налоговой политики муниципального образования городской округ "город Махачкала" на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - Основные направления налоговой политики) подготовлены с целью составления проекта бюджета города на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Материалы Основных направлений налоговой политики необходимо учитывать при планировании бюджета г. Махачкалы. Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, однако этот документ представляет собой основание для подготовки проектов изменений в решение Собрания депутатов муниципального образования городской округ "город Махачкала" о налогах и сборах и внесения их в администрацию г. Махачкалы.
Помимо решения задач в области бюджетного планирования, основные направления налоговой политики позволяют субъектам хозяйствования определить свои бизнес - ориентиры с учетом предполагаемых изменений в налоговой сфере на трехлетний период. Это повышает определенность условий ведения экономической деятельности на территории г. Махачкалы.
В течение очередного трехлетнего периода приоритетом администрации г. Махачкалы останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. Одновременно администрация г. Махачкалы планирует дальнейшее применение мер налогового стимулирования инвестиций, проведения антикризисных налоговых мер, а также дальнейшее повышение эффективности системы налогового администрирования.
1. Основные проблемы реализации налоговой политики в 2022 году
Для бюджетной системы города в 2022 году имеются риски, обусловленные сложившейся экономической ситуацией в России в связи с санкционными, внешнеэкономическими факторами, а также ограничительными мерами, связанными с распространением COVID-19 и принятием мер по устранению последствий коронавирусной инфекции.
В 2022 году ожидается определенное уменьшение объема поступлений налоговых и неналоговых доходов, так на 01.10.2022 г. сумма недопоступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет города составляет 35,5 млн. руб.
Снижение показателей в 2022 году повлияет на основные параметры прогноза социально-экономического развития города, прогнозируемые на последующие периоды.
В целях поддержки малого и среднего предпринимательства в сложных экономических условиях приняты нормативные документы регионального значения (Закон РД от 10 июня 2022 года N 43 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РД по упрощённой системе налогообложения, в статью 1 Закона РД "О ставке налога при применении УСН" от 20 мая 2020 г., ЕСХН - Закон РД "О ставке единого сельскохозяйственного налога" от 20 мая 2020 года" в части снижения налоговых ставок по УСН - по объекту налогообложения доходы - расходы с 6 до 5%, а по объекту налогообложения доходы с 3 до 1%, и по ЕСХН с 3 до 1%).
Учитывая вышеизложенное следует отметить, что прогнозные показатели по налоговым доходам в бюджет г. Махачкалы на 2023 год сформирован с учётом сниженных ставок, установленных вышеуказанными нормативными документами, принятых в связи с антикризисными мерами для поддержки малого бизнеса в РД, и соответственно переходящие начисленные суммы налоговых платежей по итогам налогового периода за 2022 год будут поступать в первом квартале 2023 года в уменьшенном размере (УСН, ЕСНХ).
Учитывая вышеизложенное, при формировании прогнозных показателей на 2023 год были учтены положения вышеуказанных нормативных актов, влияющих на снижение налоговых доходов.
2. Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2023 и 2025 годах
2.1. Основные направления налоговой политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
В 2023 - 2025 годах будет продолжена реализация основных целей и задач налоговой политики, предусмотренных в предыдущие годы. Налоговая политика города Махачкалы в 2023 году и на плановый период до 2025 года ориентирована на мобилизацию собственных доходов на основе экономического роста и развития доходного потенциала.
Основными направлениями налоговой политики города Махачкалы в среднесрочной перспективе являются:
1) совершенствование налогового законодательства района с учетом изменений в налоговом законодательстве субъекта Российской Федерации, Российской Федерации;
2) реализация механизмов налогового стимулирования в рамках приоритетных направлений промышленной и инвестиционной политики района;
3) обеспечение бюджетной, экономической и социальной эффективности налоговых расходов;
4) оказание содействия среднему и малому бизнесу для развития предпринимательской деятельности;
5) усиление мер по укреплению налоговой дисциплины налогоплательщиков;
6) повышение эффективности управления муниципальным имуществом г. Махачкалы.
В трехлетней перспективе будет продолжена работа по укреплению доходной базы бюджета района за счет наращивания стабильных доходных источников и мобилизации в бюджет имеющихся резервов.
Рост бюджетных поступлений планируется достичь за счет:
- создания благоприятных условий для расширения производства, новых рабочих мест, инвестиционной и инновационной активности;
- осуществление содействия среднему и малому бизнесу для развития предпринимательской деятельности;
- выявления и пресечения схем минимизации налогов, совершенствования методов контроля легализации "теневой" заработной платы;
- расширения налоговой базы по имущественным налогам путем выявления и включения в налогооблагаемую базу недвижимого имущества и земельных участков, которые до настоящего времени не зарегистрированы;
- совершенствования методов налогового администрирования, повышения уровня ответственности главных администраторов доходов за выполнение плановых показателей поступления доходов в консолидированный бюджет города;
- совершенствования управления муниципальной собственностью.
2.2. Налог на имущество физических лиц
Планируется увеличение поступлений налога на имущество физических лиц за счет увеличения численности налогоплательщиков и количества объектов налогообложения, обусловленного:
1) продлением срока бесплатной приватизации муниципального жилищного фонда;
2) вводом в эксплуатацию новых строений, помещений, сооружений;
3) выявлением неучтенных объектов недвижимости и постановкой на налоговый учет для целей налогообложения.
4) уточнением перечня объектов недвижимого имущества, указанных в п.п. 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база с 1 января 2023 г. будет определяться как кадастровая стоимость.
В соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Республики Дагестан от 6 ноября 2018 г. N 64 "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Дагестан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", Уставом городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" Собранием депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" установлены и введены в действие с 1 января 2019 г. на территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" налог на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (далее - налог).
Установлены следующие ставки налога в зависимости от вида объекта налогообложения и его кадастровой стоимости:
1) 0,1 процента в отношении:
жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;
единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом;
гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного, подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
2) объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации:
в 2019 году - 1 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения;
в 2020 году - 1 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения;
в 2021 году и последующие годы - 2 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения;
3) объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей, - в размере 2 процентов от кадастровой стоимости объекта налогообложения;
4) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
2.3. Земельный налог
В целях увеличения поступлений земельного налога планируется:
1) актуализация и вовлечение в налогооблагаемый оборот земельных участков;
2) уточнение ранее учтенных земельных участков.
По земельному налогу установлены дифференцированные ставки по земельному налогу следующим образом:
- 0,3 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков, предназначенных для домов многоэтажной и индивидуальной жилой застройки, сельскохозяйственного использования и находящихся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений;
- 1,5 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении не перечисленных в настоящем пункте видов разрешенного использования по категории "прочие земельные участки".
2.4. Создание оптимальной системы управления муниципальным имуществом для получения максимально возможного объема доходов
Доходы от арендной платы за земельные участки до разграничения государственной собственности на землю планируется обеспечить за счет платности и законности использования земель в результате осуществления контроля, направленного на выявление незаконного использования земельных участков; взыскания в судебном порядке неосновательного обогащения за фактическое использование земельных участков.
Поступление доходов от использования муниципального имущества будет обеспечено за счет:
- сдачи в аренду по рыночной цене;
- проведения проверок целевого использования и сохранности муниципального имущества с целью выявления бесхозяйного имущества, признания его муниципальной собственностью и вовлечения его в хозяйственный оборот;
- повышения платежной дисциплины арендаторов.
2.5. Усиление системы администрирования налоговых и неналоговых доходов в целях повышения их собираемости и минимизации недоимки
- Активная деятельность администраторов доходов бюджета городского округа всех уровней по обеспечению своевременной и полной уплаты организациями и физическими лицами обязательных платежей в бюджет и снижению задолженности перед бюджетом городского округа.
- Проведение совместных мероприятий муниципального образования городской округ "город Махачкала" с администраторами доходов бюджета.
- Для укрепления налоговой базы, повышения устойчивости бюджета, выполнения обязательств по росту заработной платы, необходимо активизировать работу с крупными налогоплательщиками, работающими на территории городского округа.
В 2023 году прогнозируется тенденция к дальнейшему оздоровлению экономики и, как следствие, повышение деловой активности инвесторов, что повлечет за собой поступление доходов.
3. Общие подходы к установлению налоговых льгот
Оценка эффективности действующих налоговых льгот и освобождений, а также оценка общей величины и динамики налоговых расходов бюджетов всех уровней будут являться составной частью бюджетного процесса и отражаться в Основных направлениях налоговой и бюджетной политики на очередной год и плановый период.
При этом предполагается в рамках реализации налоговой политики установить правило, в соответствии с которым принятие новой льготы, налогового освобождения или иного стимулирующего механизма в рамках налоговой политики должно сопровождаться определением "источника" для такого решения, в качестве которого может рассматриваться отмена одной или нескольких неэффективных льгот (возможно, с заменой на аналогичный объем налоговых расходов).
Также следует установить правило, в соответствии с которым любая налоговая льгота должна первоначально приниматься на временной основе с требованием об обязательном анализе эффективности по итогам ее применения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.