Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению администрации
ГО с ВД "город Махачкала"
от 16 ноября 2022 г. N 596
Основные направления
бюджетной политики МО "город Махачкала" на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Основные направления бюджетной политики муниципального образования городской округ "город Махачкала" (далее - город Махачкала) на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов подготовлены в соответствии с требованиями статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании городской округ "город Махачкала" от 30.06.2016 г. N 10-2.
I. Особенности бюджетной политики города Махачкалы в 2023 - 2025 годах
Бюджетная политика города Махачкалы в 2023 - 2025 годах будет проводиться с учетом следующих основных особенностей:
1. Адаптация бюджетных расходов к уровню собственных доходов.
Ограниченность бюджетных ресурсов бюджета города требует повышения их результативности и сокращения неэффективных расходов. Высвобождающиеся в результате этого средства должны быть направлены на модернизацию отраслей социальной сферы и экономики.
Таким образом, ключевая особенность проекта бюджета города Махачкалы на 2023 - 2025 годы состоит в том, что он должен обеспечить безусловное исполнение действующих расходных обязательств муниципального образования городской округ "город Махачкала".
2. Для обеспечения экономической стабильности и минимизации бюджетных рисков прогнозирование доходов бюджета города будет осуществляться на основе консервативного подхода к их объему.
3. Составление расходной части проекта бюджета города на три года осуществляется в едином формате на очередной финансовый год и на плановый период, а именно: в разрезе разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов бюджетной классификации.
4. Формирование проекта бюджета города осуществляется по программно-целевой структуре расходов.
II. Основные направления бюджетной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025
Основная цель бюджетной политики - создание условий и стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов.
Поставленные цели бюджетной политики: повышение качества жизни всех слоев населения, конкурентоспособности экономики города, не потеряли своей актуальности и должны быть достигнуты с учетом решения новых задач по преодолению существующих проблем.
Ситуация в экономике города ставит бюджетную политику перед новыми вызовами.
В новых макроэкономических реалиях при формировании проекта городского бюджета на 2022 - 2024 годы для достижения целей бюджетной политики особое внимание следует уделить решению следующих основных задач.
Для достижения цели необходимо решение следующих основных задач:
- совершенствование нормативно-правового регулирования бюджетного процесса;
- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости;
- оптимизация структуры расходов городского бюджета;
- развитие программно-целевых методов управления;
- создание новых механизмов финансирования развития инфраструктуры;
- повышение прозрачности городского бюджета и бюджетного процесса;
- повышение качества муниципальных программ и расширение их использования в бюджетном планировании;
- обеспечение более тесной взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования, определение плановых результатов от использования бюджетных расходов и мониторинг их достижения;
- повышение качества государственного управления.
Для решения указанных задач в 2023 - 2025 годах предлагается:
- обеспечить соответствие бюджетных проектировок городского бюджета на 2023 - 2025 годы основным параметрам прогноза социально-экономического развития города;
- обеспечить расходы городского бюджета на исполнение действующих расходных обязательств в максимальной степени собственными доходными источниками. При этом все принимаемые решения должны быть просчитаны и финансово обеспечены;
- индексация заработной платы работников бюджетной сферы до уровня индикативных показателей во исполнение "майских" указов Президента РФ и финансирование мероприятий "дорожной карты" в части доведения средней заработной платы социальных работников;
- обеспечить реализацию мероприятий по энергосбережению в муниципальных учреждениях;
- предусмотреть в составе муниципальных программ, наряду с бюджетными ассигнованиями на решение текущих задач, программы развития;
- обеспечить взаимосвязь поставленных целей и бюджетных ограничений, их увязку с основными параметрами оказания муниципальных услуг;
- использование всего арсенала регулятивных инструментов, проработку планов структурных реформ;
- развивать новые формы оказания муниципальных услуг;
- повышать эффективность бюджетных расходов по отраслям социальной сферы и экономики.
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы является необходимым условием достижения цели и решения задач бюджетной политики города Махачкалы.
Таким образом, основными принципами бюджетной политики города на 2023 - 2025 годы являются:
- сокращение бюджетного дефицита и муниципального долга;
- полнота учёта и прогнозирования финансовых и других ресурсов (включая бюджетные ассигнования, налоговые льготы, имущество);
- планирование бюджетных ассигнований исходя из безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
- принятие новых расходных обязательств при наличии чёткой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований;
- соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств, в том числе при условии и в пределах реструктуризации ранее принятых обязательств и при внедрении мер по энергоэффективности потребляемых бюджетным сектором энергоресурсов;
- предоставление средств из бюджета города на оказание муниципальных услуг исключительно при наличии муниципального задания по количеству и качеству услуг для их оплаты из бюджета за результат работы;
- ориентация расходов бюджета города на реализацию программ;
- создание и поддержание необходимых финансовых резервов.
Для дальнейшего внедрения этих принципов на городском уровне планируется реализовать следующие основные меры:
1) использование для целей бюджетного планирования консервативного прогноза социально-экономического развития города Махачкалы;
2) формализация порядка и критериев инициирования и принятия решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств с усилением ответственности главных распорядителей средств бюджета за достоверность оценки их объёма и сроков исполнения;
3) совершенствование организации и методологии прогнозирования кассового исполнения бюджета города с установлением ответственности главных распорядителей средств бюджета города за качество и соблюдение показателей кассового плана с целью обеспечения ликвидности счета бюджета города.
Общие подходы к формированию бюджетных расходов.
Основой для определения объёма расходов бюджета города Махачкалы на очередной финансовый год является предварительный реестр расходных обязательств города Махачкалы на исполнение действующих нормативных правовых актов, составленный главными распорядителями бюджета города.
1. Решения об увеличении фонда оплаты труда работников казённых и бюджетных учреждений (либо объёмов субсидий автономным учреждениям) принимаются в пределах установленных настоящим постановлением ограничений расходов.
2. Бюджетные ассигнования бюджета города на 2023 год на исполнение принимаемых обязательств должны обеспечить смещение акцента с антикризисных мер на модернизацию социальной сферы и экономики, инновации.
3. Основной характеристикой бюджета города остаётся социальная направленность.
Повышение эффективности бюджетных расходов по направлениям бюджетной политики города Махачкалы.
Для повышения эффективности в каждой из бюджетных отраслей на 2023 год, расходы производить в рамках реализации отраслевых муниципальных программ.
Практическое применение предлагаемых Бюджетной политикой принципов и инструментов будет осуществляться в рамках муниципальных программ, разработанных в установленном порядке.
1) Социальная политика.
Социальная политика в городе строится на принципах перераспределения расходов в пользу наиболее уязвимых малообеспеченных групп населения. Приоритетными останутся направления по оказанию социальной поддержки нуждающимся категориям граждан.
2) Культура.
В сфере культуры финансовые ресурсы будут направлены на обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям, поддержку организаций культуры, творческих коллективов, общественных и культурных инициатив граждан в области культуры, сохранение исторического и культурного наследия.
Планируется дальнейшее развитие библиотек как культурных центров, модернизация библиотечного дела, пополнение книжного фонда.
В отношении музеев будет продолжена работа по обеспечению развития информатизации, связанной с введением комплектования, учёта и хранения музейных фондов, а также по разработке и внедрению новых музейных технологий, комплексных культурно-познавательных систем.
Реализация указанных направлений предполагает разработку мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов и обеспечение мониторинга их достижения, внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг. Должны быть созданы условия и стимулы для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также возможности и стимулы главных распорядителей бюджетных средств по оптимизации подведомственной сети.
В сфере средств массовой информации планируется финансовое обеспечение обязательств по официальному опубликованию нормативно-правовых актов органов местного самоуправления города.
3) Физическая культура и спорт.
Целью развития физической культуры и спорта является реализация права граждан на доступ к услугам учреждений физической культуры и спорта на всей территории города.
С учётом этого, расходы бюджета города Махачкалы планируется направить на реализацию комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта, на физкультурно-массовую и спортивную работу, совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва, развитие организационно-управленческого, кадрового и научно-методического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности, на укрепление материально-технической базы учреждений физической культуры и спорта.
Проведение и организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди всех групп населения будет способствовать увеличению количества занимающихся физической культурой и спортом.
Достижение поставленных целей и задач потребует установления и соблюдения чётко сформулированных принципов повышения эффективности бюджетных расходов, совершенствования правового положения городских муниципальных учреждений, внедрения новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг.
Должны быть созданы условия и стимулы для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также возможности и стимулы главных распорядителей бюджетных средств по оптимизации подведомственной сети.
4) Органы местного самоуправления.
Планирование бюджетных ассигнований на 2023 - 2025 годы на содержание органов местного самоуправления г. Махачкалы должно быть произведено с учётом оптимизации численности муниципальных гражданских служащих и работников муниципальных органов.
В 2023 году и плановом периоде 2024 - 2025 гг. предлагается:
- не допускать увеличения численности органов местного самоуправления города. Все изменения структуры и штатов этих органов следует производить в пределах существующей численности;
- сократить расходы на приобретение товаров длительного пользования;
- лимитировать расходы на услуги связи, горюче - смазочные материалы, канцелярские товары, командировочные расходы.
Данный подход распространяется на все органы МСУ города.
5) Национальная безопасность.
Для решения вопросов защиты населения и территории города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий в бюджете города на 2023 год будут предусмотрены средства на обеспечение деятельности аварийно-спасательного формирования города Махачкалы, выполняющих указанные полномочия.
Данные расходы запланированы на обеспечение деятельности аварийно-спасательных формирований, специально уполномоченных на решение задач гражданской обороны и по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также на обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, формированию резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
6) Дорожное хозяйство.
Планируются работы, направленные на развитие транспортной инфраструктуры городской агломерации в рамках мероприятий Национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги"
Финансирование дорожного хозяйства, обеспечивающего развитие транспортной инфраструктуры региона для осуществления грузо- и пассажиропотока, осуществляется в рамках муниципальных программ.
Основными задачами в области развития автодорожной инфраструктуры являются:
- увеличение пропускной способности и повышение безопасности автомобильных дорог;
- строительство новых и поддержание в нормативном состоянии существующих автомобильных дорог.
Бюджетные ассигнования на дорожное хозяйство в 2023 - 2025 годах предусматриваются с учётом оптимизации расходов, связанных с содержанием существующей сети автомобильных дорог общего пользования. Необходимо введение новой практики формирования расценок и расчётов с дорожными организациями за содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования, что позволит выполнять больший объем работ при меньших бюджетных затратах.
Объем бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда устанавливается на уровне поступления доходов от уплаты акцизов на ГСМ и остатков средств дорожного фонда прошлых лет.
7) Жилищно-коммунальное хозяйство.
Бюджетные ассигнования на жилищно-коммунальное хозяйство предусматриваются с учётом продолжения работы по созданию инфраструктуры в рамках реализации государственных программ Республики Дагестан "Формирование современной городской среды в Республике Дагестан" и "Обеспечение развития и реализации городским округом с внутригородским делением "город Махачкала" функций столицы Республики Дагестан", а также текущему ремонту ливневой канализации.
8) Образование.
Развитие созидательной активности молодежи, повышение уровня их вовлечения в общественно-полезную деятельность, развитие добровольчества в молодежной среде планируется осуществлять в рамках мер молодежной политики.
Продолжатся мероприятия по обеспечению информационной безопасности детей, производства информационной продукции с целью охвата муниципальных учреждений социальной сферы аппаратными и программными средствами защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, сокращению количества преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии.
9) Бюджетные инвестиции.
Расходы инвестиционного характера городского бюджета на 2023 - 2025 годы в первую очередь планируется направить на строительство и реконструкцию социально значимых объектов, объектов с высокой степенью готовности с целью ускорения сроков ввода их в действие и объектов, софинансируемых из федерального и республиканского бюджетов.
III. Политика в области межбюджетных отношений
Основным направлением политики межбюджетных отношений является упорядочение и совершенствование сложившихся межбюджетных трансфертов. Особое внимание будет уделено прозрачности муниципальных финансов и эффективности их расходования.
IV. Политика в области муниципального долга
В сложившихся условиях необходимо продолжить проведение взвешенной политики в области управления муниципальным долгом, соблюдение установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации предельных размеров муниципального долга и расходов на его обслуживание.
Основной целью проводимой долговой политики является минимизация расходов на обслуживание муниципального долга и сохранение объема долговых обязательств на финансово безопасном уровне с учетом всех возможных рисков.
Поставленная цель может быть достигнута при реализации следующих направлений:
- своевременность исполнения долговых обязательств;
- привлечение кредитных ресурсов на оптимально возможный период времени;
- исследование рынков альтернативных заимствований;
- планомерное снижение долговой нагрузки на бюджет в среднесрочной перспективе.
V. Основные характеристики бюджета города на 2023 - 2025 годы
Основные характеристики бюджета города на 2023 - 2025 годы определены на основе параметров прогноза социально-экономического развития города Махачкалы, предполагающего консервативный путь развития экономики города, и расчетов главных распорядителей средств бюджета города, на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств.
Для обеспечения устойчивости и сбалансированности бюджета города, главным администраторам доходов бюджета города предстоит решить задачу по максимально возможной мобилизации дополнительных доходов в бюджет города, главным распорядителям средств бюджета города - по оптимизации бюджетных расходов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.