Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 ноября 2022 г. N 127-КАД22-28-К4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Калининой Л.А. и Николаевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Руденко Екатерины Игоревны на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 8 сентября 2021 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 17 февраля 2022 г. по административному делу N 2а-895/2021 по административному исковому заявлению Руденко Е.И. о признании незаконными пункта 3 распоряжения Сакской районной государственной администрации Автономной Республики Крым от 10 апреля 2009 г. N 637-р и приказа министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 30 июля 2019 г. N 352-М.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым Меметова М.М., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
16 июля 2019 г. Руденко Е.И. обратилась в министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в порядке завершения оформления права на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Приказом министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 30 июля 2019 г. N 352-М административному истцу отказано в предоставлении в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка на основании пункта 1 статьи 39 16 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 1 части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" в связи с истечением срока действия распоряжения администрации от 10 апреля 2009 г. N 637-р.
Руденко Е.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными пункта 3 распоряжения Сакской районной государственной администрации Автономной Республики Крым от 10 апреля 2009 г. N 637-р о выдаче разрешения на составление проекта землеустройства по отводу бесплатно в частную собственность земельных участков гражданам Украины для ведения личного крестьянского хозяйства на территории Штормовского сельского совета Сакского района в части установления срока действия данного распоряжения и приказа министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 30 июля 2019 г. N 352-М об отказе в предоставлении в собственность бесплатно для ведения личного крестьянского хозяйства земельного участка, площадью 20 000 кв.м, расположенного по адресу: ...
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 29 марта 2021 г. приказ министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 30 июля 2019 г. N 352-М признан незаконным, на министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Руденко Е.И. от 16 июля 2019 г. о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав.
Признавая приказ незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что распоряжение администрации от 10 апреля 2009 г. N 637-р в силу законодательства, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, не может быть ограничено во времени.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 8 сентября 2021 г., оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 17 февраля 2022 г., решение Сакского районного суда Республики Крым от 29 марта 2021 г. отменено, принято новое решение об отказе Руденко Е.И. в удовлетворении административного иска о признании незаконным приказа.
Отменяя решение суда первой инстанции, суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о том, что действие распоряжения от 10 апреля 2009 г. N 637-р, которым Руденко Е.И. дано разрешение на оставление проекта землеустройства по отводу земельного участка, по состоянию на момент обращения Руденко Е.И. в министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в 2019 г. истекло, в связи с чем на его основании не может быть осуществлено завершение оформления права на земельный участок, начатое до вступления в силу названного выше Федерального конституционного закона.
В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Российской Федерации, Руденко Е.И., полагая, что судами допущено существенное нарушение норм материального права, просит отменить судебные акты судов апелляционной и кассационной инстанций и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации 14 июля 2022 г. административное дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 11 октября 2022 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы об отмене судебных постановлений, Судебная коллегия полагает, что при рассмотрении и разрешении заявленных исковых требований такие нарушения имели место.
В соответствии с положениями части 1 1 статьи 12 1 Закона N 6-ФКЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, до 1 января 2023 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Законом N 38-ЗРК установлены особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 38-ЗРК в редакции, действовавшей на дату принятия приказа N 230-м, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г., в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству. Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями данной статьи определяется Советом министров Республики Крым.
В силу пункта 4 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 г. N 313, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 г.
Согласно пункту 12 Порядка предусмотрено, что основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, являются основания, указанные в части 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном упомянутой статьей, является наличие оснований, предусмотренных статьей 39 16 ЗК РФ, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 39 16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Как следует из материалов дела, распоряжением Сакской районной государственной администрации Автономной Республики Крым от 10 апреля 2009 г. N 637-р Стефанюк Екатерине Игоревне (после заключения брака - Руденко Екатерина Игоревна) дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка бесплатно в частную собственность для ведения личного крестьянского хозяйства из земель запаса за границами населенных пунктов на территории Штормовского сельского совета Сакского района площадью 20 000 кв.м; на Руденко Е.И. возложена обязанность представить согласованный проект землеустройства по отводу земельного участка на утверждение в райгосадминистрацию. При этом данное распоряжение, согласно его пункту 3, действительно до 1 мая 2010 г.
В целях реализации распоряжения 15 сентября 2009 г. Руденко Е.И. заключила договор N 772/4 с землеустроительным проектным предприятием "Корван" на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, которая завершена в 2014 г.
При таких данных, учитывая, что распоряжение администрации на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка принято в 2009 г., правоотношение по оформлению земельного участка имеет длящийся характер, на срок оформления влияют факторы, не зависящие от приобретателя земельного участка, подготовленная на основании этого распоряжения документация по землеустройству не утверждена, а само распоряжение не исполнено, у административного ответчика отсутствовали основания для отказа в предоставлении Руденко Е.И. в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка.
Поскольку обжалуемые судебные акты постановлены с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, они подлежат отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 8 сентября 2021 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 17 февраля 2022 г. отменить, решение Сакского районного суда Республики Крым от 29 марта 2021 г. оставить в силе.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Николаева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 ноября 2022 г. N 127-КАД22-28-К4
Опубликование:
-