Постановление Правительства Архангельской области от 16 ноября 2022 г. N 926-пп
"Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия министерства образования Архангельской области, министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области, подведомственных им организаций, органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования на территории Архангельской области, других заинтересованных организаций по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и по содействию их трудоустройству"
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", пунктом 23 Типовой программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве, утвержденной совместным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 декабря 2018 года N 804н/299/1154, подпунктом 1 пункта 1 статьи 34 Устава Архангельской области, подразделом 2.23 государственной программы Архангельской области "Содействие занятости населения Архангельской области, улучшение условий и охраны труда", утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 8 октября 2013 года N 466-пп, Правительство Архангельской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Регламент межведомственного взаимодействия министерства образования Архангельской области, министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области, подведомственных им организаций, органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования на территории Архангельской области, других заинтересованных организаций по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и по содействию их трудоустройству.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый заместитель Губернатора |
А.В. Алсуфьев |
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Архангельской области
от 16 ноября 2022 г. N 926-пп
Регламент
межведомственного взаимодействия министерства образования Архангельской области, министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области, подведомственных им организаций, органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования на территории Архангельской области, других заинтересованных организаций по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и по содействию их трудоустройству
I. Общие положения
1. Настоящий Регламент, разработанный во исполнение пункта 23 Типовой программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве, утвержденной совместным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 декабря 2018 года N 804н/299/1154 (далее - Типовая программа), регулирует отношения, связанные с межведомственным взаимодействием, возникшим в целях организации получения обучающимися (абитуриентами) лицами из числа инвалидов молодого возраста и граждан с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) профессионально ориентированного образования, направленного на подготовку к самостоятельному жизненному выбору и началу профессиональной деятельности, оказание помощи лицам указанной категории в профориентации, получении профессии и социальной адаптации для содействия их трудоустройству.
II. Основные понятия, используемые в настоящем Регламенте
2. В настоящем Регламенте используются следующие основные понятия:
1) инвалид молодого возраста - инвалид в возрасте от 18 до 44 лет;
2) профессиональная ориентация - проведение комплекса специальных мер по содействию человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда;
3) трудоустройство - система мероприятий, осуществляемая министерством труда, занятости и социального развития Архангельской области в целях оказания помощи населению в процессе поиска работы в соответствии со способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.
3. Иные понятия, используемые в настоящем Регламенте, применяются в значениях, определенных законодательством Российской Федерации.
III. Правовая основа межведомственного взаимодействия по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и обучающимися с ОВЗ и по содействию их трудоустройству
4. Основанием для организации профессиональной ориентации инвалидов и обучающихся с ОВЗ являются следующие нормативные правовые акты:
Конвенция N 142 Международной организации труда "О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов" (заключена в г. Женеве 23 июня 1975 года);
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
Федеральный закон от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов";
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 сентября 1996 года N 1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации";
совместный приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 декабря 2018 года N 804н/299/1154 "Об утверждении Типовой программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве";
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 февраля 2022 года N 82н "Об утверждении Стандарта процесса осуществления полномочия в сфере занятости населения по оказанию государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования";
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 года N 515 "Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности";
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 февраля 2018 года N 46 "Об утверждении методических рекомендаций для специалистов органов службы занятости населения по организации работы с инвалидами, в том числе по оценке значимости нарушенных функций организма инвалида для выполнения трудовых функций";
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года N 373;
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1897;
федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года N 413;
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года N 1598;
федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года N 1599.
IV. Перечень участников межведомственного взаимодействия
5. Участниками межведомственного взаимодействия являются:
1) министерство образования Архангельской области и подведомственные ему образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, а также профессионального обучения;
2) органы службы занятости населения Архангельской области: министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области, государственное казенное учреждение Архангельской области "Архангельский областной центр занятости населения";
3) территориальные центры профессиональной ориентации и психологической поддержки населения: Региональный центр содействия профессиональному самоопределению обучающихся Архангельской области (структурное подразделение государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Архангельский институт открытого образования"), государственное бюджетное учреждение Архангельской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, "Центр психолого-медико-социального сопровождения "Надежда";
4) организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Северный государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации;
5) органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Архангельской области (далее - органы местного самоуправления), осуществляющие управление в сфере образования, и подведомственные им организации;
6) региональная общественная организация "Союз общественных объединений инвалидов Архангельской области".
6. Участники межведомственного взаимодействия, указанные в подпунктах 4-6 пункта 5 настоящего Регламента, иные заинтересованные субъекты участвуют в реализации положений настоящего Регламента при заключении соглашения о взаимодействии по реализации положений настоящего Регламента (далее - соглашение о взаимодействии).
V. Организация межведомственного взаимодействия
7. Межведомственное взаимодействие осуществляется в целях координации мероприятий министерства образования Архангельской области и подведомственных ему организаций, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им организаций, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, а также профессионального обучения, территориальных центров профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, органов службы занятости населения по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и обучающимися с ОВЗ и по содействию их трудоустройству.
8. Межведомственное взаимодействие может осуществляться в следующих формах:
1) межведомственное информационное взаимодействие (направление межведомственных запросов и представление документов, информации, аналитических сведений, необходимых для осуществления деятельности по улучшению профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионального обучения, по вопросам содействия трудоустройству инвалидов);
2) создание координационных и совещательных органов, комиссий, рабочих групп;
3) осуществление совместных действий (мероприятий);
4) проведение информационно-просветительской работы и иные совместные действия, предпринимаемые по согласованию между участниками взаимодействия.
9. Обмен документами и (или) информацией, необходимыми для организации и координации межведомственного взаимодействия, осуществляется между участниками с использованием системы электронного документооборота, или путем направления запросов на бумажных носителях, или в форме электронного документа на адрес электронной почты.
10. При осуществлении межведомственного взаимодействия должно быть обеспечено соблюдение прав субъектов персональных данных, а также предусмотрены меры по защите информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. Обеспечение координации работы в Архангельской области по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и обучающимися с ОВЗ и работы по содействию их трудоустройству осуществляется министерством образования Архангельской области и министерством труда, занятости и социального развития Архангельской области с привлечением базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования (далее - БПОО), ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и обучающихся с ОВЗ на базе образовательных организаций высшего образования, созданных в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 363 (далее - РУМЦ ВО), а также ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и обучающихся с ОВЗ в системе среднего профессионального образования, созданных в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства от 26 декабря 2017 года N 1642 (далее - РУМЦ СПО).
12. Порядок взаимодействия министерства образования Архангельской области, министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области, подведомственных им организаций, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, а также профессионального обучения, при осуществлении ими согласованных действий по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и обучающимися с ОВЗ и по содействию их трудоустройству предусматривает образование координационных и совещательных органов.
13. Участниками межведомственного взаимодействия с целью осуществления согласованных действий по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и обучающимися с ОВЗ и по содействию их трудоустройству осуществляются разработка и реализация государственных программ Архангельской области в пределах компетенции каждого участника. Утверждение указанных программ осуществляется постановлением Правительством Архангельской области.
14. С целью обеспечения межведомственного взаимодействия и координации усилий по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и обучающимися с ОВЗ и по содействию их трудоустройству по письменному заявлению обратившегося к одному из участников межведомственного взаимодействия лица осуществляются подготовка в рамках своей компетенции и выдача гражданину рекомендаций, содержащих информацию:
1) о перечне видов профессиональной деятельности, занятости и компетенций, позволяющих при условии создания необходимых специальных условий труда осуществлять профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессиям, специальностям;
2) о возможных направлениях прохождения профессионального обучения и (или) получения профессионального образования, дополнительного профессионального образования, при осуществлении которых возможно достижение гражданином успешности в профессиональной или предпринимательской деятельности;
3) о видах, формах, объемах, сроках и порядке реализации мер по профессиональной ориентации.
Участники межведомственного взаимодействия при наличии согласия гражданина направляют данные рекомендации в соответствующие исполнительные органы государственной власти Архангельской области, органы местного самоуправления, организации.
15. Участники межведомственного взаимодействия в рамках своей компетенции предоставляют информацию о реализованных/реализуемых мерах по профессиональной ориентации и по содействию трудоустройству конкретного инвалида молодого возраста и обучающегося с ОВЗ по письменному запросу одного из участников межведомственного взаимодействия (далее - межведомственный запрос) при наличии согласия гражданина на обработку и передачу персональных данных участникам межведомственного взаимодействия.
16. В случае если межведомственный запрос о предоставлении информации не может быть выполнен участником межведомственного взаимодействия, он уведомляет об этом запрашивающий орган в течение трех рабочих дней со дня получения межведомственного запроса с указанием причины невыполнения запроса.
17. Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не должен превышать пяти рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса к участнику межведомственного взаимодействия.
18. С целью координации усилий по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и обучающимися с ОВЗ и по содействию их трудоустройству организуются консультации представителей участников межведомственного взаимодействия с привлечением БПОО, РУМЦ СПО и РУМЦ ВО.
VI. Механизмы организации межведомственного взаимодействия
19. С целью обеспечения синхронности деятельности всех заинтересованных организаций в вопросах содействия трудоустройству инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ могут создаваться и осуществлять свою деятельность координационные органы межведомственного и межуровневого взаимодействия.
Министерство образования Архангельской области | |
Инициирование создания (при отсутствии) и регламентации деятельности координационных органов межведомственного и межуровневого взаимодействия |
Приведение государственных программ Архангельской области, включающих мероприятия по сопровождению инвалидом молодого возраста при получении им профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве (далее - областные государственные программы), в соответствие с Типовой программой (в сфере компетенции министерства образования Архангельской области) |
Определение порядка мониторинга процесса создания доступной архитектурной образовательной среды для инвалидов молодого возраста в образовательных организациях |
Распространение успешного опыта профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования (при наличии согласия образовательных организаций высшего образования), выпускники (инвалиды молодого возраста) которых востребованы организациями-работодателями |
Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области | |
Инициирование создание (при отсутствии) и регламентации деятельности координационных органов межведомственного и межуровневого взаимодействия |
Приведение областных государственных программ в соответствие с Типовой программой (в сфере компетенции министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области) |
20. Состав координационных органов межведомственного и межуровневого взаимодействия формируется в том числе из представителей министерства образования Архангельской области, министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области, представителей профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
21. В рамках координационных органов межведомственного и межуровневого взаимодействия могут создаваться комиссии по тематическим направлениям работ, в том числе:
комиссия по инклюзивной системе высшего образования (вопросы адаптации образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса образовательных организаций высшего образования, вопросы профессионального развития педагогических кадров для высшего образования и др.);
комиссия по инклюзивной системе среднего профессионального образования (вопросы профориентации инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ, вопросы адаптации профессиональных образовательных программ и учебно-методического обеспечения, вопросы подготовки педагогических кадров системы среднего профессионального образования и др.);
комиссия по вопросам трудоустройства инвалидов разных возрастных групп (вопросы систематизации информации по кадровым потребностям региональных экономик и др.);
комиссия по контролю обеспечения доступной среды в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования (вопросы развития и популяризации возможностей доступной среды среди населения);
комиссия по обеспечению информационных коммуникаций и контроля за соблюдением исполнения целевых показателей (индикаторов) эффективности и результативности областных государственных программ, касающихся профессионального образования и трудоустройства инвалидов молодого возраста (приложения N 1 и 2 к Типовой программе).
VII. Компетенции участников межведомственного взаимодействия по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и обучающимися с ОВЗ и по содействию их трудоустройству
22. Координация работы в области профессиональной ориентации инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ, обеспечение информационного, консультационно-методического, научного сопровождения развития системы профессиональной ориентации и содействия трудоустройству инвалидов молодого возраста и обучающихся с ОВЗ, разработка и организация реализации областных государственных программ, предусматривающих перечень конкретных мероприятий в отношении системы организации и осуществления деятельности по профессиональной ориентации инвалидов молодого возраста и обучающихся с ОВЗ и по содействию их трудоустройству осуществляется министерством образования Архангельской области и министерством труда, занятости и социального развития Архангельской области.
23. Органам местного самоуправления рекомендуется:
осуществлять координацию работы органов местного самоуправления соответствующего муниципального района, муниципального округа или городского округа Архангельской области в области профессиональной ориентации инвалидов молодого возраста и обучающихся с ОВЗ;
обеспечивать реализацию мероприятий областных государственных программ по профессиональной ориентации инвалидов молодого возраста и обучающихся с ОВЗ и по содействию их трудоустройству.
24. Органы службы занятости населения Архангельской области:
информируют и консультируют граждан, обратившихся в службу занятости населения в целях выбора (смены) сферы деятельности, трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
осуществляют профессиональное консультирование с учетом данных анализа состояния рынка труда соответствующих муниципальных образований Архангельской области, в том числе сведений о заявленной работодателями потребности в работниках, а также перечня приоритетных профессий (специальностей);
осуществляют подготовку и выдачу гражданину рекомендаций, содержащих перечень видов профессиональной деятельности, занятости и компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессиям, специальностям;
оказывают психологическую поддержку безработным гражданам;
направляют на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности;
взаимодействуют с БПОО, РУМЦ СПО и РУМЦ ВО.
25. Региональный центр содействия профессиональному самоопределению обучающихся Архангельской области (структурное подразделение государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Архангельский институт открытого образования"):
осуществляет организацию и проведение социологических исследований, методическое и информационное сопровождение в сфере профессиональной ориентации;
внедряет эффективные методы и средства профессионального информирования, профессионального консультирования, психофизиологического отбора (подбора);
организует мероприятия профессиональной ориентации;
оказывает услуги по профессиональной ориентации граждан;
содействует развитию профессиональной ориентации в муниципальных образованиях Архангельской области.
26. Государственное бюджетное учреждение Архангельской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, "Центр психолого-медико-социального сопровождения "Надежда":
осуществляет оказание помощи детям и подросткам от 7 до 18 лет, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи вследствие различных факторов риска и особенностей личностного развития, а также их родителям (законным представителям);
внедряет эффективные методы и средства психологической поддержки граждан, относящихся к вышеуказанным категориям;
организует и проводит профилактические мероприятия в сфере своей компетенции.
27. Общеобразовательные организации:
обеспечивают профориентационную направленность учебных программ, пособий и учебно-воспитательного процесса в целом, участие в указанном процессе педагогических коллективов, родительской общественности, специалистов соответствующих организаций;
проводят системную, квалифицированную и комплексную профориентационную работу;
формируют у обучающихся мотивированный и информированный подход к выбору профессии, учитывающий их интересы, состояние здоровья, личностные особенности и потребности региона в кадрах;
привлекают обучающихся во внеучебное время к техническому и художественному творчеству, повышают его роль в выборе профессии;
организуют профессиональное просвещение и консультирование обучающихся, формируют у них профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также потребностей региона в кадрах, в том числе при участии профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также БПОО, РУМЦ СПО и РУМЦ ВО;
реализуют дифференцированный подход в обучении обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей для раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей при профессиональном самоопределении;
используют возможности психологических служб, организуемых в образовательных организациях, для организации и проведения профориентационной работы;
взаимодействуют с БПОО, РУМЦ СПО и РУМЦ ВО по вопросам организации проведения профориентационных мероприятий.
28. Профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования:
осуществляют мониторинг готовности обучающихся последних курсов из числа инвалидов молодого возраста и обучающихся с ОВЗ к трудоустройству или дальнейшему получению образования;
участвуют в организации профориентационных мероприятий различных форматов и направленностей, в том числе направленных на профессиональное просвещение и консультирование обучающихся, с целью формирования у них профессиональных намерений и мотивации к получению профессионального образования с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также потребностей региона в кадрах в рамках взаимодействия с общеобразовательными организациями;
взаимодействуют с БПОО, РУМЦ СПО и РУМЦ ВО для организации, планирования и проведения профориентационной работы, а также содействия трудоустройству;
взаимодействуют с органами службы занятости населения Архангельской области, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями по вопросам содействия трудоустройству выпускников из числа инвалидов молодого возраста и обучающихся с ОВЗ;
осуществляют работу по профессиональной ориентации с инвалидами молодого возраста и обучающимися с ОВЗ по следующим направлениям:
участвуют в разработке программ профессиональной ориентации, содействия занятости инвалидов молодого возраста и обучающихся с ОВЗ;
профессиональные образовательные организации организуют работу по вовлечению обучающихся образовательных организаций к участию в конкурсах, в том числе в конкурсе профессионального мастерства "Абилимпикс";
организуют и проводят повышение квалификации для специалистов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, ответственных за профориентационную работу с инвалидами молодого возраста и обучающимися с ОВЗ;
организуют прием инвалидов на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования для обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
формируют базу презентационных материалов о профессиях, доступных для инвалидов и обучающихся с ОВЗ, с учетом особенностей нозологических групп;
проводят профориентационную работу с обучающимися общеобразовательных организаций, с абитуриентами из числа инвалидов и обучающихся с ОВЗ, в том числе с участием их родителей (законных представителей), способствующую их осознанному и адекватному профессиональному самоопределению;
проводят профориентационную работу со студентами из числа инвалидов и обучающихся с ОВЗ, способствующую формированию мотивации к трудоустройству по полученной специальности (профессии);
консультируют студентов из числа инвалидов молодого возраста и обучающихся с ОВЗ по вопросам их профессионального карьерного роста;
проводят профориентационную работу с инвалидами молодого возраста и обучающимися с ОВЗ, имеющими профессиональное образование, но желающими повысить квалификацию или пройти переподготовку, в том числе в связи с состоянием здоровья;
организуют практики и стажировки студентов из числа инвалидов молодого возраста и обучающихся с ОВЗ на предприятиях и в организациях;
проводят совместно с работодателями, органами службы занятости населения Архангельской области мероприятия по вопросам трудоустройства выпускников из числа инвалидов молодого возраста и обучающихся с ОВЗ ("Дни открытых дверей", "Ярмарки вакансий" и др.);
разрабатывают и реализуют научно-образовательные программы, доступные для инвалидов молодого возраста и обучающихся с ОВЗ, с учетом особенностей нозологических групп.
29. Психологические службы в образовательных организациях, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи:
оказывают помощь обучающимся из числа инвалидов молодого возраста и обучающихся с ОВЗ в профориентации, получении профессии и социальной адаптации (в пределах компетенции);
содействуют формированию личностного и интеллектуального потенциала обучающихся из числа инвалидов и обучающихся с ОВЗ;
создают психологические условия для наиболее полного развития творческих способностей, познавательной и нравственно-мотивационной сфер личности;
оказывают помощь педагогическим коллективам образовательных организаций в разработке программ профессиональной ориентации обучающихся из числа инвалидов и обучающихся с ОВЗ.
VIII. Социальные гарантии в области профессиональной ориентации и содействия трудоустройству
30. Гарантированное предоставление инвалидам молодого возраста и обучающимся с ОВЗ бесплатных услуг по профессиональной ориентации и по содействию трудоустройству включает в себя обеспечение социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений, достижение сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда, прогнозирование профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности, содействие непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализацию индивидуального потенциала, формирование здорового образа жизни и достойного благосостояния посредством:
общедоступности и бесплатности образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
обеспечения реализации содержания образования и условий организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в соответствии с адаптированной образовательной программой, а для инвалидов молодого возраста - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида;
предоставления профессиональной информации всем инвалидам и обучающимся с ОВЗ, обратившимся за ней, независимо от места проживания, работы или учебы;
проведения профессиональной консультации с использованием методов интервьюирования (беседы) на основании результатов тестирования и тренинга с целью выявления факторов мотивации к выбору вида профессиональной (трудовой, служебной) деятельности, профессии (специальности) для профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;
предоставления знаний о содержании и условиях труда выбираемой профессии; требованиях к профессиональным знаниям, умениям и навыкам, об уровне и объеме компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность или выполнять работу по конкретной профессии или специальности, о способах достижения успешности в профессиональной или предпринимательской деятельности; о профессиональных устремлениях, предпочтениях, способностях, физических и (или) психологических качествах гражданина; о соответствии профессиональным стандартам, требованиям, предусмотренным Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, или квалификационным требованиям к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
проведения для обучающихся из числа инвалидов молодого возраста и обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций профконсультаций и занятий по психологическому консультированию и сопровождению профессионального выбора;
оказания индивидуальной психолого-профориентационной помощи обучающимся из числа инвалидов молодого возраста и обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, работающим инвалидам в первые три года трудовой деятельности;
организации сопровождения при содействии занятости инвалидов молодого возраста с учетом содержащихся в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида рекомендаций о показанных или противопоказанных видах трудовой деятельности;
получения на основании выписки из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, содержащей информацию о показанных или противопоказанных видах трудовой деятельности, информации об условиях оказания государственной услуги по прохождению профессионального обучения и (или) получению дополнительного профессионального образования;
создания инвалидам условий труда в соответствии с рекомендациями их индивидуальных программ реабилитации или абилитации;
установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов разных нозологических групп;
стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Архангельской области от 16 ноября 2022 г. N 926-пп "Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия министерства образования Архангельской области, министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области, подведомственных им организаций, органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования на территории Архангельской области, других заинтересованных организаций по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и по содействию их трудоустройству"
Вступает в силу с 21 ноября 2022 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 21 ноября 2022 г. N 2900202211210006
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Архангельской области от 13 сентября 2024 г. N 731-пп
Изменения вступают в силу с 16 сентября 2024 г., за исключением абзацев второго-пятого подпункта "б" подпункта 2 пункта 3 Изменений, утвержденных названным постановлением, которые вступают в силу с 1 января 2025 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Постановление Правительства Архангельской области от 27 июня 2024 г. N 480-пп
Изменения вступают в силу с 1 марта 2025 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ